Чем закончилась история с липовой медалисткой. Медалистка из Адыгеи: директор приказал мне закрыть свой рот! Куда собиралась поступать та самая медалистка

Путешествуя по нашей стране каждый день открываешь для себя что-то новое. Вот и сегодня в круизе Москва - Соловецкие острова в Петрозаводске я обнаружил вот такую диковину. Это суда на подводных крыльях "Комета" и "Метеор". Так как я не был подготовлен к встрече с подобными судами, то "Метеор" практически не попал в кадр, так как думал, что они одинаковые. Из Петрозаводска "Метеоры" и "Кометы" выполняют рейсы по Онежскому озеру на Кижи, Великую Губу и Шалу. Стоимость проезда, например, до Кижей - 1375 рублей в одну сторону. Удовольствие не из дешевых.

1. "Комета" — серия морских (первый в этом классе) пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Теплоход разработан в 1961 году в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе "Море" (всего было построено 86 "Комет", в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов).

2. Водоизмещение 41,2 т (порожнее), 58,3 т (полное), длина35,1 м, ширина11,0 м, высота 7,8 м (при ходе на крыльях), осадка 3,6 м (при стоянке), 1,7 м (при ходе на крыльях).

3. На теплоходе установлено 2 дизельных двигателя M-401А, 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос. Мощность 2200 л.с, движитель 2 винта, скорость хода 60 км/ч (максимальная), 55-57 км/ч или 30 узлов (эксплуатационная).

4. Экипаж5 чел., пассажировместимость до 120 человек (в зависимости от модификации). Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом, среднем и кормовом. Пассажирский салон напоминает салон самолета, ведь даже кресла стоят самолетного типа.

5. На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно. На высокой скорости за счёт создаваемой этими крыльями подъёмной силы судно поднимается над водой. При этом значительно уменьшается площадь контакта с водой, и, следовательно гидродинамическое и лобовое сопротивление воды, что позволяет развивать более высокую скорость.

6. "Метеор", проект 342Э речной пассажирский теплоход на подводных крыльях, разработанный Ростиславом Алексеевым. Производились с 1961 по 1991 год на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии.

7. А эта фотография бонус. Вот такой закат был сегодня на Онежском озере.

Следующий мой пост будет про город Петрозаводск. Как говорится, Stay tuned.

В моем детстве не было ничего более завораживающего, чем смотреть на реактивные гражданские самолеты и суда на подводных крыльях. Их стремительные обводы словно вышли из будущего, из научно-фантастических романов, которыми мы зачитывались. Когда на морском горизонте появлялись стремительные морские« Кометы», все пляжи невольно замирали, провожая глазами эти удивительные суда. А вопрос о том, на чем ехать из Ленинграда в Петродворец, был риторическим — конечно, на «Метеоре». Судами на подводных крыльях Советский Союз гордился так же, как космическими ракетами.

Подрезанные крылья

Можно сказать, что на подводные крылья наша страна встала одной из последних. Первые эксперименты судостроители начали проводить еще в конце XIX века. Довольно быстро пароходы уперлись в скоростной предел в районе 30 узлов (около 56 км/ч). Для прибавления к этой скорости еще одного узла требовалось почти троекратное увеличение мощности двигателей. Именно поэтому быстроходные военные корабли потребляли уголь как хорошая электростанция.

Чтобы преодолеть сопротивление воды, было придумано красивое инженерное решение — поднять корпус судна над водой на подводных крыльях. Еще в 1906 году судно на подводных крыльях (СПК) итальянца Энрико Форланини достигло скорости в 42,5 узла (около 68 км/ч). А 9 сентября 1919 года американское СПК HD-4 установило мировой рекорд скорости на воде — 114 км/ч, что и для нашего времени превосходный показатель. Казалось, еще немного, и весь флот станет крылатым.


«Комета 120М» в цехе рыбинского судостроительного завода напоминает скорее недостроенный космический корабль, чем пассажирское судно.

До Второй мировой войны почти все промышленно развитые страны поэкспериментировали с подводными крыльями, но дальше опытных моделей дело не пошло. Довольно быстро вылезли наружу недостатки новых судов: малая устойчивость при волнении, большой расход топлива и отсутствие легких морских «быстрых» дизелей. Дальше всех продвинулись в создании СПК германские инженеры, небольшими сериями выпускавшие во время войны катера на подводных крыльях. После войны главный немецкий конструктор по СПК барон Ганс фон Шертель основал в Швейцарии компанию Supramar и приступил к выпуску пассажирских судов на подводных крыльях. В США СПК занялась компания Boeing Marine Systems.

Русские вступили в эту гонку последними, однако при словах Hydrofoil Boats весь мир в первую очередь вспоминает советские суда на подводных крыльях. За все время Boeing сумел построить около 40 СПК, Supramar — около 150, а СССР — более 1300. И произошло это благодаря таланту и нечеловеческой упертости одного человека — главного конструктора отечественных СПК Ростислава Евгеньевича Алексеева.


Ракета

Довольно долго небольшому конструкторскому бюро Алексеева, которое в Нижнем Новгороде занималось судами на подводных крыльях, не везло: его перебрасывали от министерства к министерству, от одного завода к другому, и большинство заказов уходило к конкурентам в Ленинград в ЦКБ-19, обладавшее несравнимо бóльшим лоббистским потенциалом. Но в отличие от питерцев, Алексеев с самого начала грезил гражданскими судами. Впервые он попытался наладить выпуск гражданского СПК еще в 1948 году, когда предложил заводу «Красное Сормово» проект скоростного разъездного катера на подводных крыльях со скоростью хода более 80 км/ч. Тем более, что к тому времени уже два года удивительная самоходная модель А-5 рассекала на подводных крыльях гладь Волги, завораживая мальчишек. Руководителям того времени идея иметь для разъездов скоростной катер показалась заманчивой — дорог вдоль рек почти не было.

На «Красное Сормово» начали поступать заказы, но военные запретили работы по гражданскому использованию катеров на подводных крыльях по причине секретности. Алексеев потом еще много раз прибегал к различным уловкам, пытаясь обойти военные запреты, и получал бесконечные выговоры. В итоге выстрелила совершенно невероятная история — в обход Минсудпрома Алексеев добился рассмотрения вопроса о постройке пассажирского судна на подводных крыльях на парткоме завода «Красное Сормово». Партком его поддержал и рекомендовал руководству построить такое судно силами завода.


Партии в то время мало кто мог отказать. К тому же Алексеев заручился поддержкой речников — Минречфлота — и вышел на оргкомитет 6-го Всемирного фестиваля молодежи в Москве с предложением показать в действии первое советское СПК как выдающееся достижение водного транспорта СССР. Это предложение попахивало настоящей авантюрой — до фестиваля оставался год. Тем не менее Алексеев со своей командой совершил чудо, и 26 июля 1957 года теплоход на подводных крыльях «Ракета» вышел в свой первый рейс в Москву на фестиваль, неожиданно став там одним из главных шоу-стопперов: он открывал парад судов, катал многочисленные делегации, включая секретарей ЦК КПСС.

Для энтузиастов СПК все изменилось: из изгоев они стали героями, коллектив получил Ленинскую премию, а на СПК посыпались заказы. Одно за другим ЦКБ Алексеева выдавало различные СПК — речные и морские, маленькие и большие, дизельные и газотурбинные. Всего в СССР было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов», две «Олимпии» и еще около десятка экспериментальных судов. Советские СПК стали важным экспортным товаром — их покупали по всему миру, включая США и Великобританию, страны с высокоразвитым судостроением. Одни из последних СПК — большие морские «ракеты» «Олимпии» вместимостью 250 пассажиров — были построены в 1993 году в Крыму. Свернули свое производство и немногочисленные западные конкуренты. Многим показалось, что эра СПК закончилась, как некогда исчезли парусные красавцы-клиперы.


Новая «Комета»

Насколько же надо быть преданным своему делу, чтобы за три десятилетия простоя не дать умереть технологиям и конструкторской школе и верить в возрождение флота СПК! Тем не менее 23 августа 2013 года на судостроительном заводе «Вымпел» было заложено головное судно проекта 23160 «Комета 120М», спроектированное АО ЦКБ по СПК имени Алексеева. Мы сидим в кабинете главного конструктора СПК Михаила Гаранова, поражаясь величественному виду замерзшей Волги за окном, смотрим фотографии строящейся в Рыбинске «Кометы 120М» и говорим о будущем. Внешне новая «Комета» выглядит скорее прямой наследницей той самой первой алексеевской «Ракеты» со сдвинутой назад рубкой и обводами, напоминающими спортивные родстеры золотой эры автомобилей. Первые же «Кометы» были морскими сестрами речных «Метеоров», которые в большом количестве можно увидеть в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной, откуда они отправляются в Петродворец. Рубки тех «Метеоров» и «Комет» были сдвинуты вперед, и хотя в конце XX века они на фоне других судов смотрелись как пришельцы из будущего, сейчас выглядят слегка старомодными.


Крылатая мечта нижегородцев — газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров на дальность более 1100 км со скоростью свыше 100 км/ч. Главный рынок для них находится в Юго-Восточной Азии.

Новая «Комета 120М» задает новую планку в судовом дизайне. «С точки зрения дизайна «Комета 120М» — это развитие «Колхиды» и «Катрана», — говорит Гаранов. — Если взять фотографии «Метеора» или «Кометы», то носовые обводы несколько другие. Новые же напоминают эскизы Ростислава Алексеева, который, как известно, сам рисовал дизайн своих судов. И совершенно другая рубка, сделанная по типу рубки «Ракеты», находится чуть кормовее миделя. Ее перенос позволил освободить место в носовом и среднем салонах, где мы разместили 120 пассажиров, а в корме — зоне повышенного шума и вибрации — выделить большие помещения для бара».

Авиационные технологии

Руководство судостроительного завода «Вымпел» приняло решение строить головную «Комету 120М» в Рыбинске. Для этого пришлось освоить новые технологии, многие из которых пришли из авиационной промышленности. Дело в том, что корпус СПК «Комета 120М» делается из алюминиевых сплавов. А варить алюминий непросто — сварка «стягивает» металл. Если мы начнем сварку с правого борта, то судно изогнется вправо. Начнем слева — будет тянуть влево. Чтобы сохранить геометрию — а это безопасность, устойчивость судна на курсе, эстетика, — существует в судостроении такая технология, как стапель-кондуктор. Строительство скоростных судов из алюминиево-магниевого сплава ведется в специальном кондукторе из стальных профилей, фиксируется, выставляется «в нули» по нивелиру, по осям. Фактически как постель будущего днища с сотнями ребер жесткости. К этим ребрам с помощью винтовых талрепов притягивается обшивка днища и бортов. После сварки обшивки получается жесткая конструкция, которую никуда уже не поведет. Далее на обшивку устанавливаются шпангоуты, стрингеры, поперечные и продольные переборки. После завершения сварочных работ стапель-кондуктор отсоединяется от днища, и с помощью подъемного крана корпус переставляется на вторую стапельную позицию.


Панели надстройки собираются из листов и профилей из алюминиевого сплава методом точечной (контактной) сварки, пришедшей на смену заклепкам. Дизайнеры предложили сложные обводы корпуса и рубки, но рыбинским судостроителям удалось воплотить их замысел в металле.

В крыльевом устройстве, выполненном из нержавеющей стали, предусмотрены закрылки с приводом от системы автоматического управления движением судна «Сердолик». Система позволяет повысить комфорт на борту за счет снижения качки и перегрузки при движении на волнении, а также в автоматическом режиме управлять движением судна по курсу. Можно на дисплее картографической системы задать маршрут, отметив точки и углы поворота, и наше судно, как самолет, дойдет до нужного порта. Все это усложнило крыло, и для того чтобы идеально соблюсти геометрические размеры, «Вымпел» также изготовил стапеля-кондукторы. Капитанский мостик, говорит Гаранов, выполнен в современном дизайне «стеклянная кабина». Это царство современных электронных приборов с дисплеями — строго в соответствии с правилами регистра. Управляют скоростным судном всего два человека — капитан и старший механик.


На «Комете 120М» много новшеств. Например, здесь впервые была реализована идея самолетной двери. В результате улучшается дизайн, снижается сопротивление воздуха. Так как судно при движении «стоит» на двух крыльях, при волнении оно изгибается, и раньше на СПК часто заклинивало двери. Чтобы этого не происходило, дверные проемы сейчас усилены, их жесткость существенно возросла.

Само крыло со стойкой сделано из нержавеющей стали, а кронштейн, с помощью которого оно крепится к корпусу, — алюминиевый. Как известно, алюминий и сталь образуют гальваническую пару, что ведет к электрокоррозии. Чтобы ее избежать, крепежные болты оклеивают стеклотканью и между фланцами укладывается электроизолирующая прокладка. В сухом состоянии сопротивление изоляции должно быть не меньше 10 кОм.


Из авиации пришел и способ контроля прочности конструкций корпуса и крыльевых устройств. Скоро СПК будет спущено на воду. На крылья и корпус в районе наибольших напряжений будут наклеены тензодатчики, судно будет забалластировано до «полного» водоизмещения и выйдет на мореходные испытания. В случае, если датчики зафиксируют превышение допустимого напряжения, корпус или крылья в этом месте будут усилены. Можно заранее заложить металл с излишком, говорит Гаранов, но судно тогда получится слишком тяжелым. А мы делаем изящную легкую красавицу.

Оптимисты

Сергей Королёв, директор по маркетингу и внешнеэкономической деятельности в ЦКБ по СПК им. Алексеева, смотрит в будущее с оптимизмом. Порядка 20 лет никто не создавал суда на подводных крыльях, говорит он. Весь скоростной флот с СПК — остатки былой роскоши XX века. А спрос на него есть. Например, пассажиропоток на СПК в Санкт-Петербурге вырос с 700 000 в 2014 году до миллиона человек в 2016-м. Это рынок как раз для новой «Кометы 120М». Заложенное в Нижнем Новгороде 45-местное речное пассажирское СПК «Валдай-45» ориентировано на другой рынок — социальные региональные перевозки в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. «Северречфлот» там перевозит большое количество пассажиров, поскольку практически отсутствует автомобильное сообщение.


Активно ведутся переговоры с Египтом, странами Персидского залива, Юго-Восточной Азии. Особые надежды возлагаются на новый пассажирский газотурбоход «Циклон 250М», который идеально подходит для дальних морских маршрутов в Азии. Но об этом в другой раз — чтобы не сглазить.

Статья «В России строятся первые в XXI веке суда на подводных крыльях» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2017).

МОСКВА, 17 июн — РИА Новости . Россия возобновила производство скоростных морских пассажирских судов на подводных крыльях типа "Комета", заявил министр транспорта Максим Соколов. Интерес к проекту уже проявляет Греция, готовы принять такие суда и на черноморском побережье России.

Речь о новых "Кометах" шла на встрече сопредседателей российско-греческой смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству на Крите. У главы российского Минтранса спросили, возобновились ли продажи "Комет" Греции, которая закупала их еще тридцать лет назад. На это Соколов ответил: "Продажи еще нет, а вот производство "Комет" возобновилось".

Впрочем, теперь судно получило другое имя, уточнил он.

"Мы ее даже назвали красивым именем "Чайка", потому что она закладывалась в Рыбинске в Ярославской области, где работает депутатом Валентина Владимировна Терешкова. Вы помните, что ее позывной во время полета в космос был "Чайка". Поэтому эта "Комета" получила название "Чайка". Сейчас она почти готова. Поэтому если греческие компании хотят ее приобрести, то контракт, по-моему, еще открыт", — рассказал Соколов.

Что касается закупок "Комет" Грецией, то, по словам министра, он готов им содействовать.

"Мы будем рады. И хотя судостроение — это компетенция министерства промышленности, я, как министр транспорта и как сопредседатель смешанной комиссии, готов поддержать любые предложения со стороны Греции", — заявил глава Минтранса.

Как стало известно РИА Новости, АО "Судоремонтный завод "Вымпел" в Рыбинске сотрудничает с греческой компанией "Аргонавтики плоес" по вопросу строительства и передачи "Комета 120М". Сейчас с потенциальным греческим заказчиком ведутся переговоры по вопросу о подписании соглашения о взаимопонимании, в котором отражены основные условия договора на строительство четырех таких судов. Стоимость каждого судна превышает шесть миллионов евро.

На Черном море

К новым "Кометам" проявляют интерес не только в Греции, но и в самой России. В конце апреля рыбинский завод "Вымпел" посетил президент Владимир Путин. Во время встречи гендиректор предприятия, в частности, рассказал главе государства о проекте по запуску между Ялтой и Сочи корабля на подводных крыльях.

Путин заметил, что это предложение не единственное, еще несколько судостроительных компаний в разных регионах предлагают подобные проекты.

"У министерства транспорта и министерства промышленности есть возможность провести квазиконкурсные или конкурсные процедуры и выбрать наилучшее предложение. Но само по себе предложение мне очень нравится", — сказал президент, отметив, что план может быть реализован при определенной поддержке со стороны государства в виде льгот по лизингу.

При этом Путин добавил, что маршрут Сочи — Ялта сложен с точки зрения погодных условий, так как суда на подводных крыльях опасно использовать при сильном ветре. Но такие корабли можно пустить на другие маршруты на кавказском побережье или в Крыму, этот вид транспорта нужно развивать, он будет востребованным, заключил президент.

Анапа готова принять "Кометы"

На днях генеральный директор "Росморпорта" Андрей Тарасенко заявил, что уже идет подготовка к возобновлению рейсов "Комет" по Черноморскому побережью. По его словам, в Анапе уже создано предприятие, которое будет полностью отвечать за пассажирскую транспортировку.

"Раньше это было невыгодно, но вот поступили заявки, в частности от компании "Черноморские скоростные линии", что многим интересно с Анапы прийти в Сочи, многим хочется в Ялту прийти. Поэтому вопрос решаем. Не скажу точно, когда это будет. Сейчас компании получают лицензии, там большой комплект документов для получения оборудования", — сказал Тарасенко.

Будет ли данное направление популярным и регулярным, покажет пассажиропоток, добавил он.

Обновленная "Комета"

Производство "Комет" на рыбинском заводе прерывалось почти на два десятилетия, однако в 2013 году на предприятии снова начали строить суда на подводных крыльях.

Тогда Максим Соколов, выступая на церемонии закладки первой из обновленных "Комет", отметил, что суда будут строиться по совершенно новым технологиям. По его словам, реализация подобных разработок даст новые возможности по перевозке пассажиров не только по крупнейшим рекам России, но и в черноморском бассейне и в бассейне Балтийского моря.

Скоростное судно на подводных крыльях "Комета 120М" предназначено для перевозок пассажиров в морской прибрежной зоне. Судно длиной около 35 метров и водоизмещением в 73 тонны сможет развивать скорость до 35 узлов и перевозить до 120 пассажиров: 22 — в салоне бизнес-класса, 98 — в салоне эконом-класса.

Золотая медалистка разоблачает одноклассницу с незаслуженной медалью June 24th, 2017

Новый тренд этого сезона — подростки ведут публичную борьбу с коррупцией. Пусть на своих маленьких участках фронта, но — весьма агрессивно, не стесняясь ни имен, ни регалий. В Интернете гремит запись выступления золотой медалистки школы № 1 аула Тахтамукай. Она «сломала» систему, выступив на выпускном вечере с обличительной речью. Со сцены местного дома культуры Рузанна (Фото 2), обвинила одноклассницу (фото 1) в получении золотой медали только потому, что ее мама работает в Управлении Образования.

Не заслуженность знака отличия возмутила девушку до глубины души. И взрослые откликнулись! Уже на следующий день Министерство образования и науки Адыгеи объявило, что проверит все работы медалистов текущего выпуска. Слова Рузанны, произнесенные со сцены в микрофон после того, как ей вручили золотую медаль, сначала не вызвали резонанса у присутствующей публики. Ничего не предвещало скандала: девушка от души поблагодарила родителей и учителей, отметила, что очень трудилась ради получения медали и что для нее это было целью всей жизни. Но после этих трогательных слов Рузанна сказала следующее:

«Конечно, обидно, когда на сцене стоит человек, который за весь год не рассказал ни одного урока, ни одного ответа. И по счастливой случайности это дочка зам райАМО («районной Администрации Муниципального Образования» - авт.) нашего района. <...>. Я хочу пожелать всем медалистам ценить свой труд, потому что мы это заслужили». Публичные откровения снимал на видео отец смелой выпускницы. После выпускного видео было выложено во всемирную паутину.

Выступить с такой речью — определенно смелый поступок. У непосвященных возник вопрос: а сама-то школьница, увидевшая бревно в чужом глазу, имеет моральное право так говорить? Сразу развеем сомнения: Рузанна — девушка в районе известная. Она композитор и певица, имеет награды от Союза Композиторов РФ и премии Президента РФ и главы Республики Адыгеи. То есть едва ли школьница реализует свои амбиции с помощью разоблачения «конкурентки».

А Рузанна на этом не успокоилась. Она также выложила запись в Инстаграм и подробно прокомментировала свой поступок. Получился настоящий крик души (орфография медалистки сохранена):

«У каждого человека грани разные. Но, честно говоря, я даже не знаю где находится грань наглости у моей одноклассницы и её матери, которая является руководителем управления образования Тахтамукайского района. Знаете, каково это, когда ты всю свою жизнь пашешь, учишься, не спишь ночами, потому что не имеешь права не ответить на любом уроке, а человек, который НИ РАЗУ в течение года не ответил ни по одному уроку, стоит с тобой на одной сцене и получает с тобой точно такую же медаль за успехи в учении? Мне абсолютно все равно кто и что сейчас про меня скажет, но мне так поступить говорила моя совесть. Я отомстила за всех: за всех медалистов, которые своим трудом заслужили эту медаль, за её бывших одноклассников, которые меня поддерживают, за своих одноклассников, каждый из которых учился лучше, чем она. Надеюсь, теперь люди будут думать перед тем, как таким образом унижать людей и не бояться ничего. Как говорил Ленин: "Народ - это стадо баранов". Так вот, пока я буду иметь любую возможность сделать этот мир немного лучше, я буду этой возможностью пользоваться. Спасибо всем, кто меня поддержал. <...>.».

Опять же возникает вопрос: может, Рузанна сводит личные счеты? Допустим, девушка увела у нее парня. Или еще как-то обидела — а медалистка в ответ ударила «по-больному». Ответа на этот вопрос пока нет. Но вот что любопытно: школьница, обвиненная в получении незаслуженной награды, была вынуждена удалиться из соцсетей: ее забросали комментариями с оскорблениями. Рузанна, наоборот, получила тысячи комментариев поддержки. И — увы — рассказы об аналогичных безобразиях:

«Меня и мою маму лишили заслуженной медали, потому что руководство её школы вымогало с её родителей взятку. Но они, будучи порядочными людьми не поняли намёка. Моя мама сломалась, и больше не борется с системой, а вам я желаю ни в коем случае не отступать.»

«Когда я учился на отлично, неожиданно для многих красный аттестат и похвалу получили пару троечников, чьи папы "авторитеты".

Более того, за девушку заступились и учителя. Педагог из школы № 4 Тахтамукайского района заявила, что в прошлом учебном году с нее потребовали подготовить сразу целый класс медалистов. Она просит обратить особое внимание на вопрос: каким образом таким ученикам удается сдать ЕГЭ под видеокамерой «на отлично», если в течение учебного года они отнюдь не блистали знаниями?

Для разбора конфликта Министерством образования и науки Адыгеи создана специальная комиссия. Эксперты обещают в кратчайшие сроки проверить подлинность заявления Рузанны, в частности, будет проведена повторная проверка работ медалистов.

И уже после случившегося, медалистка из Адыгеи сказала, что не будет брать слова о "блатной" однокласснице обратно. Девушка рассказала о поддержке, которую ей оказали все, кто узнал об истории.

"Меня поддерживали ее бывшие одноклассники. Она училась в 6-й школе, а последний год перевелась к нам. Ее специально к нам перевели, чтобы поставить оценки. Но мы же не знали, какие оценки ставят другим ученикам, мы просто знали, что она ничего не делает, но ее, конечно, будут тянуть, потому что она является дочерью сами знаете кого. Но за три дня до чествования я случайно узнаю, что медалистов не четверо, а пятеро. Я в это не поверила", — рассказывает девушка. После этого медалистка переговорила с "блатной" одноклассницей, которая ответила ей бранной речью.

"Я ей пригрозила, мол, Заира, если ты поднимешься с нами на эту сцену, я тебя опозорю. На что она опять ответила мне матом. Поэтому я сделала то, что должна была", — продолжает она.

Мать скандальной золотой медалистки из Адыгеи рассказала о конфликте.

Выпускной - время говорить добрые слова об учителях и одноклассниках, когда на школьную сцену в Адыгее вышла Рузанна Туко. И классическая благодарственная речь вдруг превратился в гневную отповедь. Конечно, обидно, когда на сцене стоит человек, который за весь год не рассказал ни одного урока, ни оного ответа. И, по счастливой случайности, это замглавы района.

Речь идет об однокласснице Рузанны. Ее мама, Светлана Паранук, руководитель управления образования Тахтамукайского района республики Адыгея. Потом многие ученики их школы подтвердят, что к девочке было особое отношение. Она не отвечала на уроках, пробные экзамены сдавала одна в отдельной комнате.

Связаться с обвиненной медалисткой не получилось, но вот ее мама, пусть и на две минуты - все же вышла к журналистам. По ее словам, дочку просто не взлюбили. "Я хочу сказать, что это все неправда. Я думаю, что мои слова подтвердит комиссия. Они работают в двух школах, меня не допускают, я надеюсь, что результаты будут хорошие", - рассказала мать медалистки. А обвинения в адрес дочери она объяснила "личными неприязненными отношениями".

Проверка действительно проводится, причем, сразу в двух школах, где училась девочка. Опрашивают одноклассников, а местный министр лично проверяет классные журналы. "Проводится анализ аттестации промежуточной и проверяются те факты, которые были сделаны в заявлении выпускника данной школы", - рассказал министр образования и науки Адыгеи Анзаур Тирашев.

Вот только на на той сцене смелые высказывания не закончились. Заговорил еще один выпускник, уже не отличник, который утверждает, что учителя не допускали к ЕГЭ, чтобы не портить статистику школы. Он даже обращался в прокуратуру, а потом сам попросил съемочную группу записать с ним интервью, чтобы раскрыть все методы работы местного Минобразования.

"У меня сегодня был министр образования, и они хотят замять это дело. И он мне говорил, что если я буду молчать, он обещал устроить меня на второй курс университета. Там, он сказал, буду учиться, общежитие выделит", - рассказал выпускник.

Судя по этому заявлению, администрация решила играть грязно, а значит, опасные последствия могут ждать и Рузанну. Но она говорит, что не боится. Потому что уверена в своих силах и обязательно поступит в медуниверситет. Уже понятно, что не все оценили смелое выступление.

Впрочем, взять девочку под защиту обещают в Москве, Там напомнили, что подобная ситуация - отнюдь не первая в истории российского образования.

"Липовая" медалистка из Адыгеи лишилась медали а мать уволили

Дочь руководителя управления образования Тахтамукайского района республики Адыгея Светланы Паранук получила по математике 33 балла, по русскому языку — 69 баллов и 56 баллов по обществознанию. Она сама попросила решением педсовета отозвать выданную ей медаль за успехи в учебе, что и было сделано, сообщили в региональном Минобрнауки.
«Мы знаем, но это не имеет значения, награда — это железка, у нас претензии к тому, что в школе необоснованно завышали оценки, в аттестате-то они останутся.» отец Рузанны Туко

Директору СОШ №1, в которой произошёл скандал, Министерство образования сделало выговор. Также врио Главы Адыгеи Мурат Кумпилов поручил продолжить проверку нормативных и текущих документов в этой школе.
В Тахтамукайской школе №1 журналистам не рады. Еще бы, сразу после скандала на выпускном, когда отличница Рузанна Туко со сцены обвинила другую отличницу, Заиру Паранук, дочку начальницы районо, в получении медали по блату, сюда нагрянула толпа проверяющих во главе с министром образования Адыгеи. Директор и учителя - как воды в рот набрали. Немудрено: проверяющие шерстят журналы и выясняют справедливость оценок, которые тут ставили дочке чиновницы. Директору школы уже влепили выговор, а саму начальницу районо — уволили.

Чиновница не имела права находиться на том же пункте сдачи ЕГЭ, где сдавала экзамен ее дочь, - пояснили причину столько быстрого кадрового решения в Управлении образования района. - При этом мы просмотрели записи с камер наблюдения на самом экзамене и убедились, что дочь чиновницы все три экзамена сдала честно: по математике у нее 33 балла, по обществознанию 56, по русскому языку 69.

Среди тех, кто полностью на стороне Рузанны, - ее одноклассник Казбек Мезужок. Учился он плохо, но не прогуливал.

Не хотели брать в 10 класс, но я уходить из школы отказался, - рассказывает Казбек. - Тогда учителя стали постоянно ходить к моей маме и уговаривать ее забрать документы. А мать - сердечница. Но кого это волновало? Ей говорили: «Ваш сын опозорит школу, не сдаст ЕГЭ, испортит нам репутацию». Обещали меня устроить дворником или почтальоном. На большее, по их мнению, я не способен. В итоге мама оказалась в больнице с инфарктом, но сейчас уже идет на поправку. А я вот на автомойке работаю. Из-за этого даже выпускной пришлось пропустить.

Казбек считает, что учителя ему не помогали, а, наоборот, хотели избавиться именно потому, что он из простой семьи.
- Все дело в родителях, видимо, - вздыхает он.
Семья Заиры, как и учителя, ушла в глухую оборону. Дома только дядя и бабушка, которые, понятное дело, защищают девушку.

Источники: