Гимнастика для губ и языка для детей. Консультация по логопедии (старшая группа) на тему: Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для губ. Упражнения для активизации мышц мягкого нёба

Тень, как известно,- это отсутствие света. Тень образуется от непрозрачного тела, а тела прозрачные - стекло, вода - тень отбросить не могут.

Однако мне пришлось столкнуться с нарушением этой очевидной истины. Дело было в деревне, где я проводил свой отпуск. Я набрал воду из Колонки в стеклянную банку и пошел было домой - гляжу, от банки (совершенно прозрачной!) на землю падает густая черная тень!

В чем тут дело?

Суть описанного явления поясняет рисунок.

Проследим за лучом солнечного света, который падает на банку с водой.

Если бы банка была непрозрачной, то свет не проходил бы сквозь нее, и от банки на землю упала бы тень. На рисунке тень была бы там, куда указывает пунктирная прямая. Однако из того, что банка прозрачная, совсем не следует, что солнечный луч пройдет сквозь нее строго по прямой, вдоль того же направления, по которому он достиг банки, - вдоль пунктирной прямой на рисунке. Полная прозрачность банки означает лишь то, что падающий на банку свет не отражается и не поглощается ею, Но нужно еще помнить, что и стекло и вода, налитая в банку, преломляют свет. Поэтому солнечный луч, пройдя сквозь банку, отклонится от своего прежнего направления и не упадет на землю там, куда мы мысленно его продолжим. А раз свет не попадет туда, там образуется тень. Вот и получается, что на земле появляется тень от прозрачного предмета - как раз там, где она возникла бы от непрозрачного.

Луч света проходит сквозь банку так, как на рисунке указывает сплошная ломаная линия. В том месте, куда на землю упадет свет, преломленный банкой, освещенность увеличится. Если в том месте землю покрывает тень от фигуры человека, тень посветлеет. Выпуклая банка собирает пучок света, подобно линзе, поэтому, в центре светлого пятна появится несколько более яркий блик.

Светлое пятно должно образоваться чуть выше тени от банки. Оно может оказаться не очень заметным. Возможно, в описанном случае оно искажало тень от руки, но автор письма, пораженный «непрозрачностью» банки, видимо, этого не заметил.

Солнечный луч пройдет сквозь стеклянную банку с водой по пути, прочерченному сплошной ломаной линией. В том месте, куда указывает пунктирная прямая, на земле образуется тень. Закон преломления света можно изложить так. Переходя из менее плотной в более плотную оптическую среду (например, из воздуха в стекло или в воду), луч света отклоняется, приближаясь к перпендикуляру, восставленному к границе раздела двух сред в точке падения луча. И наоборот: переходя из более плотной в менее плотную среду, луч света отдаляется от перпендикуляра, восставленного к границе раздела сред. Точную меру отклонения дает закон Снеллиуса-Декарта, формула которого выписана рядом со схемой. Латинской буквой и обозначены показатели преломления сред.

Откуда берутся тени?

Не будешь ничего бояться, милый друг,
Ни дома, ни в чулане в темноте,
Учись и узнавай секреты всех наук,
Они во всём помогут и везде!

Я всегда говорила: знания разных наук очень полезны в нашей жизни! Могу привести сколько хотите примеров, чтобы подтвердить это. Вот вчера прибежал ко мне наш Зубок, взъерошенный, перепуганный, и прямо с порога начал рассказывать. Мол, тётя Матильда, в нашем чулане кто-то живёт. И этот кто-то – большой, тёмный и страшный!

Ну, скажите, пожалуйста, кто мог забраться в наш чулан? Там только старые вещи да игрушки хранятся… Я стала расспрашивать, что же всё-таки произошло… и оказалось, что Зубочек просто испугался собственной тени!

Так возникла новая интересная тема для заседания нашего научного общества «Совинформ»!

Все мы знаем, что в солнечный день отчётливо видны тени людей, деревьев, домов и других предметов. Откуда они берутся? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать, что такое свет.

Итак, свет – это видимые лучи, которые излучаются разными источниками, например, электрической лампочкой или свечой. Световые лучи распространяются по воздуху прямолинейно, то есть по прямой линии, и проходят только сквозь прозрачные предметы. Встретив на пути непрозрачный предмет, они не могут сквозь него пройти, и обойти его не могут. И за этими предметами образуется тёмное пятно – то есть тень, та часть пространства за непрозрачным предметом, куда не проникает свет.

Вот так и Зубок, увидел свою собственную тень – ведь прямо за ним светила электрическая лампочка. Она давала свет, который не мог пройти сквозь его тело.

Как видите, всё легко и просто объясняется!

Здравствуй. Я не знаю, зачем пишу тебе это, но всё-таки не пойми меня неправильно. За всё время, что мы с тобой общаемся, ты стал для меня несколько больше, чем просто другом, больше, чем братом, и больше, чем возлюбленным. Никогда не думал, что буду кого-то настолько сильно боготворить.

Ты - моё личное солнышко. Я мог бы назвать тебя компактным, но по размерам я сам тебе явно уступаю. Чего уж таить - я едва достаю тебе до подбородка макушкой, да и в плечах я уже раза эдак в два… но это ничего. Я всё равно считаю, что могу спрятать тебя в карман, удержать рядом, прижать к себе и почувствовать настолько родную и жгучую боль, что будет тяжело дышать, что воздух встанет поперёк горла от радости…

…хотя ты слишком Велик, чтобы я мог так с тобой обращаться.

Знаешь, я не хочу рассказывать тебе, что помню о каждой секунде проведённого вместе с тобой времени, что я каждый день буквально дышу тобой: сплю в твоей олимпийке, пью твой любимый чай и даже научился готовить шаву. Знаешь, я думаю о тебе каждое утро. Стоит открыть глаза или просто прийти в сознание, как перед глазами встаёт твой образ. И ты светишь. Ты светишь в мою сторону. На меня, но вокруг. Вокруг… но и только на меня. Я не знаю, как объяснить, я просто это чувствую.

Понимаешь, я греюсь в твоих лучах, я млею от твоей заботы, я буквально растворяюсь в звуке твоего голоса… и мне совсем не важно, что ты гуляешь далеко не только со мной, я давно потерял такое чувство, как ревность. «Богов не ревнуют…»* - говорилось в одной из моих любимых книг. Да, кажется, ты действительно стал моим богом. Бог солнца - Ра? Возможно. Да, только тебе совершенно не пойдёт птичья голова, ведь я слишком сильно люблю твоё лицо.

Твоё лицо… голубые глаза, отливающие то зелёным, то буквально небесно-синим. В них я слишком часто вижу своё отражение и даже моя убогая внешность начинает мне нравиться, стоит вглядеться в самого себя твоими глазами. Неужели ты видишь меня таким? Тот, кого ты видишь, в разы лучше оригинала, поверь мне…

Я обожаю твои волосы. Звучит это, возможно, крайне банально, но я действительно готов отдать собственную жизнь за возможность зарыться в них пальцами и с бесконечным счастьем гладить их, рассматривать, как они отливают на солнце рыжим, а во тьме приобретают более каштановый оттенок. Ты напоминаешь мне солнце даже этим…

Не представляешь, насколько я люблю твою глуповатую и, может, слишком наивную улыбку. Она далека от идеала, однако я никогда не встречал чего-то более родного. Каждый раз, стоит тебе рассмеяться, улыбнуться, пусть над глупой собственной шуткой или ситуацией, я начинаю плавиться от счастья. Я ловлю слухом каждый тон твоего смеха и не могу без болезненного трепета в груди слушать его, когда он обращён к кому-то кроме меня. Но «богов не ревнуют». Эта боль скорее от того, что я слишком счастлив за тебя, что я рад тому, что ты есть на этой планете, и что, раз ты общаешься и с другими, ты - не выдумка моего больного сознания.

Я никогда не понимал, как ты мог обратить на меня внимание. Я слишком тёмен для тебя, слишком закрыт, забит и напуган реалиями жизни… жизни, которую ты вдохнул в меня вместе с запахом шавы и пива. Я никогда не любил ни то ни другое, но стоило мне однажды попробовать это с тобой, как во мне встрепенулась тяга и к алкоголю, и к этой достаточно вредной пище.

Я понемногу начал терять собственные принципы. Ты всё же был ребёнком улицы, пусть никогда и не бросал меня, «домашнего кота», который обычно и не рвался за окно. Я мог наблюдать за тобой с подоконника, мог следить, ловить каждый «лучик», отходящий от тебя. Ты светил во все стороны, но мне всегда казалось, что только на меня. Только на меня… Я верил в это. Я верил в тебя, тебе, твоим словам…

И ты никогда меня не обманывал. Ты был рядом всегда, когда мне это было нужно, когда мне было плохо, а о том, когда плохо тебе, ты никогда и не заговаривал. Ты не позволял мне быть с тобой в моменты грусти, не позволял подходить… ты будто не хотел, чтобы я заразился от тебя непонятно чем, а потому отдалялся. Только ты вскоре всё равно возвращался, всё равно становился на пост солнца. На пост моего солнца.

Во избежание этих самых отдалений, я стал меньше прислушиваться к собственным ощущениям. Избавился от эгоизма… видишь же, теперь я рядом с тобой, но как бы и позади. Ты можешь позвать меня в любой момент, и я приду. Я буду ждать твоих сообщений, твоего пробуждения, твоих слов… как бы я хотел для тебя светить, но источником света мне явно не стать. Ты намного более яркий. Настолько, что мне порой даже завидно, что я не могу быть с тобой на равных.

Знаешь, ведь ты всё-таки начал мне доверять, не так ли? Ты стал порой рассказывать мне о своих проблемах, о том, что девушки то дают, то не дают, то ещё что-то творят, а я слушал и стискивал зубы, повторяя как мантру: «Богов не ревнуют, богов не ревнуют, богов не ревнуют…» Я понял, почему раньше ты молчал. Ты, вероятно, не хотел ранить мои к тебе чувства? Но теперь этому уже положен конец. В смысле, не чувствам, а твоей чуткости. Между нами ничего не изменилось, но ты стал несколько честнее со мной. Ты стал со мной говорить. Я задавался вопросами: «Я особенный, раз мне доверяют? Или просто больше некому об этом рассказать?» Но ты никогда не смог бы честно ответить. Скорее ты увильнул бы, а потом всё пошло точно так же. Я был рад твоему доверию. Я делал всё, чтобы оно не подкашивалось.

Теперь ты водишь меня с собой выпить, потусить, поклеить баб… а помнишь, как надравшись, ты за бабу принял меня и поцеловал? Ты помнил, что я тебя любил, я никогда этого и не скрывал, а ты и был рад… и мы целовались. И я любил твои губы теперь ещё сильнее. И поцелуи с привкусом алкоголя стали чем-то таким родным и тёплым, таким сладким и привычным…

Ты светил на меня каждый день, вдохновлял на любые новые свершения и заставлял жить. Заставлял действовать хоть как-то. Я поступился множеством принципов, старым небольшим кругом общения и здоровьем печени и поджелудочной, но совсем об этом не беспокоился. Ты светил на меня, а я стоял непонятным предметом пред тобой, не оглядываясь назад… иногда казалось, что я стою не перед тобой, а перед старым собой.

Я пишу это всё не затем, чтобы ты меня пожалел. Я пишу это…

…чтобы ты ответил мне, когда я успел стать своей собственной «тенью»?

"ПТЕНЧИКИ" . Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
"ЛОПАТОЧКА" . Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
"ЧАШЕЧКА" . Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
"ИГОЛОЧКА", "СТРЕЛОЧКА", "ЖАЛО" . Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
"ГОРКА", "КИСКА СЕРДИТСЯ" . Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
"ТРУБОЧКА" . Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
"ГРИБОК" . Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

"ЧАСИКИ", "МАЯТНИК" . Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
"ЗМЕЙКА" . Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
"КАЧЕЛИ" . Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
"ФУТБОЛ", "СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ" . Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ" . Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
"КАТУШКА" . Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперед и убирается в глубь рта.
"ЛОШАДКА" . Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"ГАРМОШКА" . Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"МАЛЯР" . Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ" . Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
"ОБЛИЖЕМ ГУБКИ" . Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для губ

"УЛЫБКА" . Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
"ЗАБОРЧИК" . Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
"ТРУБОЧКА" . Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
"ХОБОТОК" . Вытягивание сомкнутых губ вперед.
"БУБЛИК", "РУПОР" . Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
"ЗАБОРЧИК" - "БУБЛИК"; "УЛЫБКА" - "ХОБОТОК" - чередование положений губ.
"КРОЛИК" . Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

На подготовительном этапе педагог выбирает из перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.

Всем хорошо знакомы и понятны традиционные виды гимнастики, состоящие из различных упражнений для рук, ног, спины. Мы тренируем их для развития общей моторики, чтобы мышцы стали сильнее, а тело – более ловким и быстрым.

Зачем же надо тренировать язык, ведь в нем нет костей? Именно этот орган является главным для нашей речи, поэтому ему тоже необходимы специальные упражнения. Развитие и укрепление его мышц позволяет точно и четко выговаривать все слова и звуки, делая речь более четкой и понятной.

Артикуляционная гимнастика необходима детям для развития навыков произношения звуков

Артикуляционная гимнастика – что это такое?

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

Ребенку для хорошей дикции и произношения требуются сильные губы и язык, легко меняющие свою позицию. Именно для достижения этого и необходимо заниматься с ним артикуляционной гимнастикой, выполняя специальные упражнения и играя в логопедические игры.

Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.


Заниматься гимнастикой для язычка можно с логопедом или дома перед зеркалом

Кому заниматься с малышом?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет (см. также: ). К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист (подробнее в статье: ). Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

Начинать выполнение упражнений следует перед зеркалом – так ребенок сможет наблюдать за движениями губ и языка. В отличие от взрослых, у которых все движения выполняются автоматически, малышу требуется визуально отображение всех своих действий в ходе занятий для выработки необходимых навыков.


Цель гимнастики - сделать язычок сильным и подвижным и научить его принимать необходимые для произносимых звуков положения

Взрослые, произнося звуки, делают это, не задумываясь о постановке языка, положении губ, дыхании. Ребенку же, который только осваивает их верное произношение, все эти моменты представляются довольно трудными и малопонятными. Губы и язык слушаются его с большим трудом, постоянно пытаясь занять более удобное, но не всегда правильное положение.

Сделать занятия легче и интереснее для ребенка можно, превратив скучные и непонятные упражнения в веселые игры и истории о приключениях языка, сопровождая их стихами и загадками. Предложите представить ему, что его язычок живет в своем домике (рте), где прячется за высоким забором (зубы). Он ложится спать, смотрит в окошко, выходит на прогулку, превращается в котенка или лошадку, катается на пароходе – так вы можете представить любое упражнение, как увлекательную игру и целую историю о его жизни.

Переоценить значение артикуляционной гимнастики для малышей очень сложно. Оно сопоставимо с ролью утренней зарядки и оказывает аналогичное действие на мышцы лица – укрепляет их, улучшает в них циркуляцию крови, развивает подвижность и гибкость. Закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые позволит ежедневное выполнение рекомендованного комплекса, отводя на занятия по 5 минут несколько раз в день и повторяя каждое упражнение от 4 до 8 раз.

Вполне возможно, что выполнение некоторых упражнений может вызвать сложности даже у вас. В таком случае делайте их вместе с ребенком, не стесняясь признаться ему в своих затруднениях. Наберитесь терпения, и сохраняйте спокойствие – и в какой-то момент вы добьетесь успеха. Помочь вам в его достижении способны картинки с изображением каждого упражнения по артикуляции или специальные логопедические обучающие видео.

Упражнения и игры

Игра с язычком - одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.

Примеры упражнений для укрепления языка

Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

При правильном произнесении данных звуков губы требуется немного растянуть в улыбке, так, чтобы были слегка видны зубы, а язык упирался в зубы спереди, краями же прикасался к жевательным. При такой позиции вдоль языка образуется канавка, при прохождении по которой вдыхаемый воздух образует свистящий шум. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту. Улучшить артикуляцию и научиться правильному произношению данных звуков помогут следующие упражнения:

  • «Свистушки» – растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пытаемся посвистеть.
  • «Сдуваем вату с ладошки» – растягиваем губы в улыбке и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, слегка высунув его. Делаем вдох, и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то сдуть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.


Упражнение «Вкусное варенье»

Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.

Изучение звуков «ч», «щ»

Отработку данных звуков можно начинать лишь тогда, когда ребенок научился произносить глухие шипящие. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • «Птенец зовет маму» – слегка приоткрываем рот и помещаем расслабленный язычок на нижнюю губу. Произносим звук «пя-пя-пя», дотрагиваясь до языка губами.
  • Удержание широкого расслабленного языка – распахиваем рот и сохраняем позицию в течение 10 секунд.

Упражнение необходимо для звуков: Р, Рь, Ж, Ч, Щ, С, Сь, Ть, Дь, Ц

При выполнении упражнений важно сохранять язык и губы расслабленными и внимательно контролировать дыхание, не допуская его задержки. Повторяем каждое упражнение по 3 – 6 раз.

Изучение звуков «л» и «ль»

  • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
  • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.

Упражнение «Пароход»

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

  • «Лошадка» – распахнув рот, цокаем языком.
  • «Грибочек» – распахиваем рот и приклеиваем язык к верхнему небу, так, чтобы почувствовать натянутость уздечки. Зафиксировать позицию и сохранять ее максимально долго.
  • «Барабан» – приоткрыть рот и растянуть губы в улыбке. Сохраняя позицию бить кончиком язычка по зубам сверху, произнося «д-д-д-д». При поднесении руки ко рту вы сможете почувствовать выходящий толчками воздух. Во время выполнения важно контролировать, чтобы рот был постоянно открыт, а язык не касался нижних зубов.