И шарик вернется в чем смысл названия. О чем стихотворение "голубой шарик" окуджавы

Час уже гуглю по теме: "что народ думает" и поражаюсь многообразию мнений (прямо таки "Черный квадрат" Малевича). Только из одного форума (10 страниц):

1) Думаю шарик в небе - это мечты о будущем, как правило они голубого цвета.
Видимо песенка о том, что при любой печали всё же можно разглядеть шарик в небе, ну почти любой, кроме той, что у бабки...

2) А мне увиделся намёк на Землю. Типа, жизнь проходит, а Земля всё вертится.

(тема земли часто встречается - один чел так и пишет: "Это космическая песня")

Не одобряю тут бытовое слово "шарик" в приложении к Земле. Фигня какая-то - грандиозная такая штука, большая планета, общий эмоциональный фон стихотворения и "шарик". Дополнительно вводит "в соблазн" голубой цвет шарика. Однако, сообщают:

Стихотворение написано в 1957, а первый снимок планеты был получен в 1959. Зато сразу после полёта Гагарина появилось ещё одно стихотворение Окуджавы, снова про голубой шарик

Богатая почва для юмора, современного особенно - голубой, то се.

4) Это доступное и политкорректное изложение сказки Пушкина о Золотой рыбке.

5) Песенка о том, что жизнь коротка. А еще о том, что иногда теряешь самое дорогое. И наконец о том, что иногда ранее утерянное возвращается, но слишком поздно и нафиг оно уже не нужно

6) шарик это планета Уран - она голубого цвета и период обращения вокруг солнца как раз порядка человеческой жизни

7) У девочки улетел шарик, потом шла жизнь, было много горестей. Уже у старушки развился склероз, и она вспомнила ту историю про шарик, даже цвет. Еще можно сказать, что шарик - это мечты в детстве и воспоминания в старости, между ними много общего.

8) Науковидное исследование вопроса - " " (очень интересное, кстати!)

9) Возможно, что шарик символ "оттепели", возвращения духовных вечных ценностей. На контрасте с картиной "Шар улетел" (1926г.) песня выглядит позитивнее, но все равно весьма печально.

Писатель Б-в (отдельностоящее мнение):

Вот почему Окуджава до такой степени у каждого свой и трактовки его сочинений никогда не совпадают: о чем, скажем, любимый всеми "Голубой шарик"? Для кого-то - о драме женской судьбы; для кого-то - о том, что истинный смысл жизни внятен только в детстве, потом утрачивается, а в старости возвращается. Наконец, возможна трактовка, согласно которой все утраты в жизни ничуть не серьезней, чем потеря голубого шарика: муж ушел, жениха нет, старость близко - "а шарик летит", мир цел. Да может, вся земля вообще - голубой шарик, улетевший из рук Бога, и вот он плачет теперь, а шарик летит, и ничего не сделаешь.

Одна дама сообщала, что рыдала в юношестве взахлеб при прослушивании этой песни.

Смущает, встретившееся в другом месте утверждение - мол, что-то там сильно значит синий цвет и полагается быть в курсе некоего контекста (может быть, 1957 год и запуск спутника"), чтобы "осознать вполне". От этого, мол, последняя строчка воспринимается как удар*.

* Одно из самых интересных толкований: 1957 год, спутник, он вертится вертится, а жизнь проходит, но он продолжает болтаться. Тогда вполне можно считать, что девочка-женщина-бабка - одно лицо. Вот!

Интерпретация стихотворения Булата Окуджавы

ГОЛУБОЙ ШАРИК

Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит.

Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.

Женщина плачет: муж ушел к другой.
Ее утешают, а шарик летит.

Плачет старушка: мало пожила...
А шарик вернулся, а он голубой.

Казалось бы, на первый взгляд, совершенное непритязательное стихотворение из четырёх строф, написанное белым стихом, не должно привлекать к себе столь пристального внимания, чтобы читателю, допустим, в моём лице, захотелось его проанализировать, остановиться и поразмышлять над ним. Но у Булата Окуджавы нет непритязательных стихов.
Буквально первые строки, написанные уже достаточно зрелым тридцатитрёхлетним поэтом, рождают ряд ассоциаций, заставляющих пересмотреть свою собственную прожитую жизнь от раннего детства до нынешних лет. А год, когда было создано это стихотворение, 1957-й, как раз год моего семилетия, когда и от меня мог улететь мой первый шарик (в переносном смысле, конечно), ведь именно в этом возрасте мы уже остро ощущаем потери...
Первое двустишие: " Девочка плачет: шарик улетел..." напоминает классические строчки Агнии Барто:" Наша Таня громко плачет - уронила в речку мячик". Мячик плывёт по волнам, шарик, как ему положено, летит по воздуху. Обе героини, и с именем, и без имени, - плачут. Обеих утешают. Правда, вспоминается ещё один классический образ: М.Ю. Лермонтов - " Ночевала тучка золотая На груди Утёса-великана.Утром в путь она умчалась рано...", и "... тихонько плачет он в пустыне..." Вот его, Утёс, никто не утешает... Вечная тема...Вечные образы...
"Не утонет в речке мяч", -говорят Тане. Как отвлекают от переживаний малышку, потерявшую шарик, нам не сообщается: каждый читатель додумывает сам. Тема безвозвратной потери: шарик взмыл в небо - его не достать, мячик уплыл - надо покупать новый, Тучка не вернётся к Утёсу.
Всем, кто в движении, весело: золотая Тучка умчалась, " по лазури весело играя"; беспечно уносится в небо шарик; прыгает по реке, омытый свежими волнами мячик, - и только оставшиеся на земле плачут. И дети, и взрослые: Утёс, девушка, женщина, старушка.
Утёс - олицетворение человека, мужчины. Редкий в литературе плачущий мужской образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на читателя. Подобны шарику, мячику и Тучке и два героя мужского пола в стихотворении Булата Окуджавы: "жених" (он словно "улетел" или его потеряли, как мячик) и "муж", ушедший к другой женщине. Правда, если шарик и мячик в воздушной и водной стихии ещё никому не достались, то "другая", к которой ушёл чей-то муж, наверное, счастлива приобретением. И того жениха, которого " всё нет", видимо, уже и ждать не стоит. А Тучка - она может ещё переночевать на груди какого-нибудь нового Утёса, но и от него умчится, умножив тем самым понятие горя.
Совершенно очевидно, что ни в одном из стихов авторы не корят тех, кто вырвался из рук. Поэтам ясна стихия воздушного шара, упругой, но выскальзывающей резины и тем более Тучки, гонимой ветром. Такова их лёгкая суть, и что-то же подталкивает их к движению, к уходу.
Коллективистское мышление, характерное для советского общества, нашло у поэта отражение в собирательном образе утешающих: " утешают" (глагол дан в третьем лице во множественном числе) девочку, девушку, женщину. Старушку же и утешить некому - тем, кто моложе, не понять её проблем.
Конечно, вся тяжесть переживаний для автора и читателя приходится на третью строфу: " муж ушёл к другой". Там, где " жениха всё нет", - нет и мысли о предательстве, а есть указание на социальный дисбаланс в обществе (мужчин меньше, чем женщин). А вот " муж ушёл к другой" - это уже глубокая проблема. Что предшествовало этой трагедии? Способна ли женщина оценить данную ситуацию и свою роль в ней? Готова ли она к новым обстоятельствам? Она переживает открыто, " на зрителя", и есть, кому её утешить. Поэтому, наверное, обманутая жена всё-таки утешится, только старушка не нужна никому. Совсем одна. Хотя вроде бы причина её слёз - "мало пожила". То есть жизнь промелькнула, как один миг. Всё ждала чего-то хорошего, а оно так и не пришло. Но если принять за действительное, что эта старушка в прошлом и была той девочкой, от которой когда-то улетел шар, потом - её позднее замужество и предательство мужа, если рассматривать все составляющие, как одну судьбу, - то какой иронией и насмешкой кажутся последние строки: " А шарик вернулся, а он голубой".
Девочке, ребёнку, был нужен этот, казалось бы, бессмысленный предмет - шарик как символ красоты, счастья. А старушке теперь он зачем? В девушках и женщинах она про него и думать забыла, хотя, если бы подняла голову к небу, увидела б, что он всё "летит" и "летит" (эти слова-рефрен присутствуют в первых трёх строфах). Но то, что шарик не лопнул, а летит, знает только автор, только ему виден этот полёт длиной в человеческую жизнь.
Думается, что в образе летящего шарика автор представил нам символ мечты, которую люди теряют где-то очень рано и погрязают в житейских заботах, не поднимая глаз к небу. Из художественного контекста " Голубого шарика" не трудно понять главную мысль Окуджавы: мечта не может исчезнуть бесследно, она существует независимо, сама по себе, и может много лет спустя вернуться в прежнем образе. Не случайно советский бард сделал свой шарик голубым. Есть же выражение - " голубая мечта", то есть самая воздушная, лёгкая и задушевная. И, может быть, возвращение шарика и сам его образ подсказывают нам, как стоит относиться ко всем печалям, сопровождающим нас на протяжении всей нашей жизни. Ведь, пожалуй, кроме самой жизни, прожитой нами, каковой бы она ни была, и нет ничего более значимого...

09.06.09 - 25.04.10

Рецензии

Если разобраться с точки зрения прагматика, какая польза от этого резинового шарика, наполненного воздухом? Улетел и улетел. Бог с ним!
Все равно обидно. Вместо шарика – эскимо, вместо цветов – сервелат, практично. Но тест на способность понимать другого человека, это никчемный, с точки зрения прагматика, подарок, знак внимания - цветы, воздушный шарик... И отношение к этому разное:

Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит. (Булат Окуджава)

Девочка смеется: шарик улетел!
Радуются все, а шарик летит. (Ким Барссерг)

В 2015 году вышел фильм: "И шарик вернется (2015) 8-серийная мелодрама" - все, как в Вашем эссе!

Здравствуйте, Ким.
Премного Вам благодарна, что Вы прочли моё эссе о шарике Булата Окуджавы и откликнулись на него. Интересны и Ваши размышления, и сообщение по поводу вышедшего фильма "И шарик вернётся".
Кстати, цитата - из Вашего стиха?
"Девочка смеется: шарик улетел!
Радуются все, а шарик летит." (Ким Барссерг)
Если да, то можно получить сноску на него?
Спасибо,
Кира

Интерпретация стихотворения Булата Окуджавы

ГОЛУБОЙ ШАРИК

Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит.

Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.

Женщина плачет: муж ушел к другой.
Ее утешают, а шарик летит.

Плачет старушка: мало пожила...
А шарик вернулся, а он голубой.

Казалось бы, на первый взгляд, совершенное непритязательное стихотворение из четырёх строф, написанное белым стихом, не должно привлекать к себе столь пристального внимания, чтобы читателю, допустим, в моём лице, захотелось его проанализировать, остановиться и поразмышлять над ним. Но у Булата Окуджавы нет непритязательных стихов.
Буквально первые строки, написанные уже достаточно зрелым тридцати трёхлетним поэтом, рождают ряд ассоциаций, заставляющих пересмотреть свою собственную прожитую жизнь от раннего детства до нынешних лет. А год, когда было создано это стихотворение, 1957-й, как раз год моего семилетия, когда и от меня мог улететь мой первый шарик (в переносном смысле, конечно), ведь именно в этом возрасте мы уже остро ощущаем потери...
Первое двустишие: " Девочка плачет: шарик улетел..." напоминает классические строчки Агнии Барто:" Наша Таня громко плачет - уронила в речку мячик". Мячик плывёт по волнам, шарик, как ему положено, летит по воздуху. Обе героини, и с именем, и без имени, - плачут. Обеих утешают. Правда, вспоминается ещё один классический образ: М.Ю. Лермонтов - " Ночевала тучка золотая На груди Утёса-великана.Утром в путь она умчалась рано...", и "... тихонько плачет он в пустыне..." Вот его, Утёс, никто не утешает... Вечная тема...Вечные образы...
" Не утонет в речке мяч", -говорят Тане. Как отвлекают от переживаний малышку, потерявшую шарик, нам не сообщается: каждый читатель додумывает сам. Тема безвозвратной потери: шарик взмыл в небо - его не достать, мячик уплыл - надо покупать новый, Тучка не вернётся к Утёсу.
Всем, кто в движении, весело: золотая Тучка умчалась, " по лазури весело играя"; беспечно уносится в небо шарик; прыгает по реке, омытый свежими волнами мячик, - и только оставшиеся на земле плачут. И дети, и взрослые: Утёс, девушка, женщина, старушка.
Утёс - олицетворение человека, мужчины. Редкий в литературе плачущий мужской образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на читателя. Подобны шарику, мячику и Тучке и два героя мужского пола в стихотворении Булата Окуджавы: "жених" (он словно "улетел" или его потеряли, как мячик) и "муж", ушедший к другой женщине. Правда, если шарик и мячик в воздушной и водной стихии ещё никому не достались, то "другая", к которой ушёл чей-то муж, наверное, счастлива приобретением. И того жениха, которого " всё нет", видимо, уже и ждать не стоит. А Тучка - она может ещё переночевать на груди какого-нибудь нового Утёса, но и от него умчится, умножив тем самым понятие горя.
Совершенно очевидно, что ни в одном из стихов авторы не корят тех, кто вырвался из рук. Поэтам ясна стихия воздушного шара, упругой, но выскальзывающей резины и тем более Тучки, гонимой ветром. Такова их лёгкая суть, и что-то же подталкивает их к движению, к уходу.
Коллективистское мышление, характерное для советского общества, нашло у поэта отражение в собирательном образе утешающих: " утешают" (глагол дан в третьем лице во множественном числе) девочку, девушку, женщину. Старушку же и утешить некому - тем, кто моложе, не понять её проблем.
Конечно, вся тяжесть переживаний для автора и читателя приходится на третью строфу: " муж ушёл к другой". Там, где " жениха всё нет", - нет и мысли о предательстве, а есть указание на социальный дисбаланс в обществе (мужчин меньше, чем женщин). А вот " муж ушёл к другой" - это уже глубокая проблема. Что предшествовало этой трагедии? Способна ли женщина оценить данную ситуацию и свою роль в ней? Готова ли она к новым обстоятельствам? Она переживает открыто, " на зрителя", и есть, кому её утешить. Поэтому, наверное, обманутая жена всё-таки утешится, только старушка не нужна никому. Совсем одна. Хотя вроде бы причина её слёз - "мало пожила". То есть жизнь промелькнула, как один миг. Всё ждала чего-то хорошего, а оно так и не пришло. Но если принять за действительное, что эта старушка в прошлом и была той девочкой, от которой когда-то улетел шар, потом - её позднее замужество и предательство мужа, если рассматривать все составляющие, как одну судьбу, - то какой иронией и насмешкой кажутся последние строки: " А шарик вернулся, а он голубой".
Девочке, ребёнку, был нужен этот, казалось бы, бессмысленный предмет - шарик как символ красоты, счастья. А старушке теперь он зачем? В девушках и женщинах она про него и думать забыла, хотя, если бы подняла голову к небу, увидела б, что он всё "летит" и "летит" (эти слова-рефрен присутствуют в первых трёх строфах). Но то, что шарик не лопнул, а летит, знает только автор, только ему виден этот полёт длиной в человеческую жизнь.
Думается, что в образе летящего шарика автор представил нам символ мечты, которую люди теряют где-то очень рано и погрязают в житейских заботах, не поднимая глаз к небу. Из художественного контекста " Голубого шарика" не трудно понять главную мысль Окуджавы: мечта не может исчезнуть бесследно, она существует независимо, сама по себе, и может много лет спустя вернуться в прежнем образе. Не случайно советский бард сделал свой шарик голубым. Есть же выражение - " голубая мечта", то есть самая воздушная, лёгкая и задушевная. И, может быть, возвращение шарика и сам его образ подсказывают нам, как стоит относиться ко всем печалям, сопровождающим нас на протяжениие всей нашей жизни. Ведь, пожалуй, кроме самой жизни, прожитой нами, каковой бы она ни была, и нет ничего более значимого...