Роль имен прилагательных в речи вступление. Роль прилагательных в речи. Я украшаю вашу речь

Урок 18. Католическая церковь в борьбе с еретиками.
Предмет: история.

Дата: 18.12.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели: рассмотреть причины зарождения ересей ; охарактеризовать формы борьбы католической церкви с ересями; показать особенности нищенствующих монашеских орденов.
План

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Ереси.

  3. Борьба церкви против ересей.

  4. Нищенствующие монахи.

Оборудование: Вед. §18.


Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Письменное задание: Учащимся предлагается написать сочинение-эссе на тему «Один день из жизни воинства крестоносцев в период первого крестового похода». Работа рассчитана на 15 минут. Ученикам разрешается пользоваться учебниками, своими записями и прочими материалами.


  1. Ереси.

Запись в тетради: Ересь – вероучение, противоречащее догматике официальной церкви.

Ересь в Средние века – весьма распространённое явление. Причём, ереси были очень разнообразные. Одни отрицали наличие в Христе одновременно человеческого и Божественного начала, другие говорили о мире, где происходит вечная борьба между силами добра и зла, третьи настаивали на широких социальных реформах.


  • Почему ереси были так опасны для церкви? (Они подрывали основы её могущества – веру людей в незыблемость установленных истин.)

Наиболее влиятельные еретические учения X-XIII вв. – катары и вальденсы. Основателем вероучения вальденсов был французский купец Пьер Вальдо. Он утверждал, что спастись можно не через церковь , а через служение Христу и непосредственное следование его учению. Он убеждал своих учеников, что богатство развратило церковь, лишило её изначальной святости. Катары («катар» - по-гречески «чистый») утверждали, что церковь – порождение дьявола. Необходимо было создать новую церковь. Центром этого вероучения был город Альби на юге Франции. Поэтому само движение часто называли альбигойским. Оно было чрезвычайно влиятельным и пользовалось расположением графа Тулузского.


Материал учебника
Какую опасность представляли ереси и еретики для католической церкви?
«Наместник Христа». На рубеже XII-XIII веков папство находилось в зените своего могущества. Папе Иннокентию III (1198-1216) удалось добиться большего, чем любому из его предшественников. Убеждённый в том, что папа римский – высший глава всего христианского мира, Иннокентий III стремился, чтобы это признали все христиане , даже германский император. Власть светского правителя папа уподоблял луне, получающей свет от солнца и способной испускать слабое сияние лишь по ночам, в отсутствие солнца, под которым имелась в виду папская власть. Вместо «преемника апостола Петра» Иннокентий III приказал называть себя «наместником Христа». Превосходно образованный, папа прославился как автор сочинений об аскети зме. Но именно в его правление золото со всей Европы текло в Рим более широким потоком, чем когда бы то ни было. Свидетельством энергичной деятельности папы остались более 6000 булл (булла – изданная папой или государём грамота, скреплённая особой печатью) и посланий с его подписью, сохранившиеся в архивах Ватикана – папской резиденции в Риме. Папа считал , что нет таких дел, которые он не был бы правомочен решать. Он успевал заниматься и укреплением Папского государства в Италии, и организацией Крестовых походов против неверных и еретиков, и реформами церкви.

Иннокентий III добивался, чтобы его главенство признали все монархи Европы. Он был искусным дипломатом и прекрасно умел пользоваться таким традиционным оружием папства, как анафемы и интердикты. В его правление под отлучением побывали три самых могущественных монарха Западной Европы: германский император, король Франции и король Англии. Многие государи признавали верховную власть папы, некоторые платили ему дань.

Даже в момент высшего могущества папской власти положение церкви было отнюдь не безоблачным. Серьёзным соперником папству по-прежнему была империя , усиливалась Франция, вышли из-под папского контроля участники Четвёртого Крестового похода. Но главной угрозой для церкви стали в это время еретики.


  1. Борьба церкви против ересей.

На рубеже XII-XIII вв. католическая церковь достигла пика могущества. Папой тогда был Иннокентий III (1198-1216). Это был в высшей степени деятельный и образованный папа. Его превосходство признавали все монархи Западной Европы. Он отлучил от церкви и короля Франции, и короля Англии, и германского императора. И те были вынуждены униженно просить его о прощении. Именно он инициировал четвёртый крестовый поход.


  • Какова была цель четвёртого крестового похода? (Константинополь.)

Наиболее же серьёзная угроза для церкви – ереси. В 1209 г. Иннокентий III объявил о начале крестового похода против альбигойцев. Это стало началом альбигойских войн (1209-1229). Альбигойская ересь была жесточайшим образом искоренена. Юг Франции был разорён.


  • Кто преимущественно принимал участие в этом крестовом походе? (Рыцари Севера Франции, завидовавшие своим богатым соседям.)

Во имя дальнейшего искоренения ересей была создана инквизиция, изучавшая всякий случай отклонения от канонического вероучения.


Материал учебника
Опаснейшая из всех угроз. Ереси сопровождали церковь в течение всего её существования. Много ересей появилось в первые века христианства, а в XI – начале XIII века ереси вновь распространились очень широко.

Именно тогда в Западной Европе возникали и боролись со своими сеньорами средневековые города. В городах вызревали смелые идеи , и накопилось много недовольства сеньорами. Если сеньором оказывался епископ, его жадность и злоупотребления воспринимались особенно болезненно.

Ересей было много. Одни еретики рассматривали мир как арену борьбы добра (Бога) и зла (дьявола), причём официальную церковь считали порождением зла. Другие считали, что Христос обладает только какой-то одной природой – либо божественной, либо человеческой. Третьи призывали к равенству в имуществе или к отказу от всякой собственности. Четвёртые предсказывали близкое наступление Царства Божия на земле. Но при всех различиях еретические движения объединяло недовольство существующими порядками. Пытаясь понять причины царящей в обществе несправедливости, люди искали ответы на вопросы в Библии, но находили там совсем не то, что проповедовали им священники. Получалось, что церковь скрывает от верующих истинный смысл слова Божьего и , следовательно, служит не Богу, а дьяволу. Даже внешний облик раскормленных и разодетых в роскошные одежды епископов и аббатов не имел ничего общего с тем, как жили Христос и апостолы. Еретики стремились возродить евангельскую бедность и простоту, требовали, чтобы духовенство отказалось от земельных владений и богатств. Они раздавали своё имущество нищим, одевались в лохмотья, питались подаянием , странствовали и проповедовали. С точки зрения простого человека, они были гораздо более похожи на апостолов, чем «преемник апостола Петра».


  • Почему в поисках истины средневековый человек обращался именно к Библии?

  • Какие чувства у верующих могли вызывать эти поступки еретиков?

Среди ересей X-XIII веков наиболее широко распространились учения вальденсов и катаров. Основатель ереси вальденсов Пьер Вальдо был богатым купцом, но отказался от своего имущества, чтобы жить в бедности, странствуя и проповедуя Евангелие. Вальденсы считали, что развращённая богатством римская церковь потеряла святость и не может отправлять таинства. Но такое право имеет любой мирянин , следующий заповедям Христа.

Катары объявили католическую церковь творение сатаны, противопоставив ей свою «чистую» церковь («катар» в переводе с греческого означает «чистый»), основанную на принципах бедности. По названию одного из центров движения, южнофранцузского города Альби , этих еретиков часто называли альбиг о йцами. На юге Франции альбигойцы пользовались огромным влиянием, их поддерживал даже могущественный граф Тулузский. Ереси угрожали уничтожить самую основу могущества церкви – веру христиан в её необходимость.

Церковь в борьбе с ересями. В начале XIII века положение католической церкви стало критическим. Учения еретиков быстро распространялись по всей Европе, они создавали собственную церковную организацию. В такой ситуации папство прибегло к чрезвычайным мерам. Иннокентий III объявил Крестовый поход против еретиков-альбигойцев, известный как Альбигойские войны (1209-1229).

Крестоносцы, среди которых преобладали рыцари из северной Франции , обрушились на цветущие города юга страны. К религиозному рвению примешивалась надежда на богатую добычу. Крестоносцы не знали жалости, не щадили ни женщин, ни детей. Однажды на вопрос воинов о том, как отличить еретиков от подлинных католиков, чтобы не пострадали невинные, папский легат ответил: «Бейте их всех, Господь узнает своих!»

После военной победы над еретиками церковь сделала всё возможное, чтобы с корнем уничтожить альбигойскую ересь и не дать ей возродиться. Всем мирянам было строжайше запрещено хранить и читать Библию. Толковать Священное Писание отныне могли только служители церкви. По приказу папы по всей Европе создавались специальные комиссии, которые вели расследования по всем делам , связанным с ересью. Так возникла печально знаменитая инквизиция (от латинского слова «инквизицио» - расследование), ставшая самым грозным оружием против еретиков.

Тем, кто попадал в застенки инквизиции, вырваться оттуда было почти невозможно. В ходе расследования применялись жесточайшие пытки, заставлявшие людей оговаривать себя и других. Инквизиторы утверждали, что пытка направлена не против человека, а против дьявола, который в нём сидит и мешает «чистосердечному признанию». Для многих жертв инквизиционное расследование заканчивалось сожжением на костре.

В Альбигойских войнах церковь разгромила самую опасную ересь , а инквизиция выкорчевала её остатки. Но такого результата церкви вряд ли удалось бы достигнуть, если бы она ограничивалась только карательными мерами. Папству всё же удалось перетянуть на свою сторону умы и души многих людей, колебавшихся между ересью и официальным католицизмом. С еретиками их сближала неудовлетворённость официальной церковью и стремление найти собственный путь к Богу. Но, в отличие от еретиков, они не критиковали церковь и потому не вызывали у её служителей такой ненависти. Проницательный Иннокентий III сумел оценить двух необычных людей.


  • Каким образом средневековые художники подчёркивали святость изображённых персонажей?

  1. Нищенствующие монахи.

Однако церковь в начале XIII в. пошла на коренное обновление, основную роль в котором сыграли два человека – Франциск Ассизский и Святой Доминик. Святой Фанциск родился в итальянском городе Ассизи. Он проповедовал идею совершенства всего созданного Господом, а также необходимость искренней любви к Богу. К Святому Франциску стекались многочисленные ученики. Иннокентий III, оценив потенциал нового учения, дал разрешение на организацию нового монашеского ордена – францисканцев.

Францисканцы составляли нищенствующий орден. Это значит , что они не имели никакого имущества, жили подаянием, следовали апостольскому идеалу поведения, бродили по Европе, проповедуя Слово Божье. Аналогичный орден был создан в 1216 г. Домиником де Гусманом – Святым Домиником. Именно в честь него монахи получили название доминиканцев. Доминиканцы во многом следовали примеру францисканцев. Они тоже были нищенствующими монахами. Однако были и свои особенности. Орден был специально создан для борьбы с ересью. Неслучайно, что именно доминиканцы занимались преподаванием в университетах и активно работали в инквизиционных судах. Доминиканцы непременно отличались большой учёностью. Они должны были иметь незаурядные знания в области богословия, чтобы успешно противостоять ереси.


Материал учебника
«Ликующие в Господе». Одного из них звали Франц и ском. Сын богатого купца из итальянского города Асси зи, он провёл молодость в удовольствиях, но затем пережил внезапное озарение, и жизнь его совершенно изменилась. Он ушёл из дома и избрал для себя судьбу нищего странника, живущего подаянием. Он страстно молился, доводя себя до такого состояния, что в видениях ему стали являться Иисус и Богоматерь.

Франциск не мог не делиться с другими всем тем, что он понял в христианстве. И он начал проповедовать слово Божие. Франциск не получил богословского образования , и у учёных служителей церкви его наивные толкования Евангелия вызывали насмешки. Но его кротость и смирение обезоруживали даже врагов, а в проповедях звучала такая глубокая и искренняя вера в Бога, любовь к нему и всем его созданиям, радость и ликование от осознания совершенства созданного Богом мира, что вскоре вокруг него стали собираться ученики и последователи. Тогда Франциск отправился в Рим, чтобы просить у папы утверждения устава для своего братства. Легенда рассказывает, что Иннокентий III решился поддержать Франциска, увидев во сне , как тот подпер плечом наклонившийся римский собор. В то же время папа взял с Франциска клятву послушания.

Вскоре первоначальное сообщество было преобразовано в большой монашеский орден, названный по имени основателя францисканским. От других монашеских орденов его отличали важные особенности. Во-первых, это был нищенствующий орден; его членам следовало жить подаянием, и считалось, что у них нет ничего своего. Во-вторых, францисканцы не замыкались в стенах монастырей , а странствовали по всей Европе с проповедью Евангелия. В-третьих, они сами вели тот образ жизни, к которому призывали других, и потому их речь часто была убедительнее, чем проповедь тех, у кого слово расходилось с делом. Многих колеблющихся именно проповедь Франциска удерживала от того, чтобы примкнуть к еретикам.

Вскоре после смерти Франциск был причислен к лику святых. Однако орден всё дальше отходил от его заветов. У нищих монахов появились монастыри и дома. Официально это имущество принадлежало папскому престолу или городским властям, но для многих было очевидно , что это просто словесные уловки.

«Псы Господни». Другой необычный человек, вовремя замеченный Иннокентием III, испанец Домини к де Гусма н, известен как святой Доминик (1170-1221). Он долго проповедовал в южной Франции против альбигойцев, и ему пришла в голову мысль создать монашеское братство специально для борьбы с ересями. В 1216 году новый орден был утверждён папой. В отличие от Франциска, с подозрением относившегося к учёности, доминиканцы (ещё их называли «братья-проповедники») усердно занимались науками, чтобы успешно вести богословские споры с еретиками.

Многие доминиканцы преподавали в университетах, они же играли главную роль в деятельности инквизиции. Им очень нравилось созвучие «домини канес» (по-латыни «псы Господни»). Просвещая мир проповедью Божественной истины , они готовы были, как псы, охранять церковь от ложных учений, и не случайно эмблемой ордена стало изображение собаки с горящим факелом в пасти.

Популярность францисканцев подтолкнула Доминика к тому, чтобы тоже превратить свой орден в нищенствующий. Как и францисканцы, доминиканцы странствовали по всему миру с проповедью Евангелия. Уже в XIII веке они добрались до самого Китая. Но от обета бедности они отошли ещё раньше францисканцев, ведь для богословских занятий и борьбы с ересями нужны были как минимум библиотеки.
ИЗ ПОСЛАНИЯ ИННОКЕНТИЯ III ГРАЖДАНАМ ИТАЛЬЯНСКОГО ГОРОДА ИЕЗИ
Иго церкви – самое лёгкое бремя, и владычество наше мягко. Те, кто не знает его, стремятся к нему от всего сердца , а те, кто испытали его, дорожат им ещё более.

Духовная власть апостольского престола не имеет пределов. Она простирается над всеми народами, над всеми государствами. Светская власть этого престола также преобладает, с Божьей помощью, во многих местах.


В чём хочет убедить Иннокентий III своих адресатов? Каковы политические взгляды автора?

  1. Вопросы самоконтроля.

  1. Докажите, что в правление Иннокентия III католическая церковь достигла вершины могущества.

  2. Какие противоречия между христианским учением и реальным положением церкви видели еретики? Подумайте, среди каких слоёв населения особенно широко распространялись ереси.

  3. Сформулируйте основные требования средневековых ересей.

  4. Какие методы использовала католическая церковь в борьбе с еретиками?

  5. Подумайте, было ли случайным появление такого человека, как Франциск из Ассизи. Почему его проповеди вызывали такой горячий отклик у слушателей?

  6. В чём состоят черты сходства и различия между целями и устройством двух орденов – францисканцев и доминиканцев?

  7. Чем различались ереси зрелого Средневековья от ереси раннего Средневековья?

  8. Почему военное выступление против альбигойцев их противники назвали Крестовым походом? В чём отличие Альбигойских войн от Крестовых походов?

  9. Подумайте, случайно ли совпали по времени усиление влияния папской власти и широкое распространение ересей.

  1. Домашнее задание: читать и пересказывать §18 «Католическая церковь в борьбе с еретиками» (сс. 174-182); письменно ответить на вопросы самостоятельной работы (с. 182).

Самое известное и кровавое «достижение» католической церкви на религиозном фронте - разгром катаров или альбигойцев (по названию местечка Альби во Франции). Они были для Церкви гораздо более серьёзной угрозой, чем вальденсы и другие секты. Они вообще были самым опасным её врагом вплоть до возникновения протестантизма и 30-летней войны. Во-первых, они открыто противопоставляли себя Церкви, уж больно велики были отличия их доктрины от католической. Во-вторых, учение альбигойцев получило в средневековой Европе огромное распространение. Они создали свою теневую иерархию с приходами, священниками и епископами. Практическая борьба развернулась, когда папство обрело серьёзное политическое влияние в Европе. Важными событиями в этом смысле стали Третий (1179 год) и Четвёртый (1215 год) Латеранские соборы. Собор 1179 года предписывал светским правителям бороться с еретическими сектами. Первыми в очереди оказались вальденсы и катары . Собор же 1215 года санкционировал печально известную инквизицию и официально утвердил ордена доминиканцев и францисканцев для борьбы с ересями.

В провинции Лангедок на юго-западе Франции стала в начале 13 века преобладающей верой. Альбигойцам сочувствовали многие знатные люди, например, могущественный дворянин Раймунд VI, граф Тулузы.

Доктринальные различия между христианством и учением альбигойцев были настолько велики, что многие исследователи вообще не считают альбигойцев христианской сектой. Это связано с тем, что их мрачные верования, по мнению ряда учёных, имеют много общего с древней персидской религией - манихейством . Например, самые радикальные из альбигойских общин считали, что существуют два равных начала мира: доброе и злое, и исход их борьбы отнюдь не предрешён. А, как известно, никакие христиане никогда бы не признали дьявола равным богу.

Безуспешные попытки папства вернуть альбигойцев в лоно церкви проповедями миссионеров и политическим давлением на неблагонадёжных феодалов длились более полувека. В 13 веке славную традицию продолжил папа Иннокентий III. Он несколько раз отлучал от церкви Раймунда VI (тот был главной фигурой альбигойского сопротивления), чтобы заставить его перейти на сторону папства. Граф Тулузы несколько раз каялся и обещал исправиться, но, получив прощение, папу предавал. Терпение Иннокентия III в конце концов лопнуло, и в 1209 году он объявил крестовый поход против альбигойцев. Начались крупномасштабные военные действия, опустошившие красивую и богатую провинцию Лангедок . Расправа над сектой альбигойцев вылилась в войну, длившуюся 20 лет и унёсшую сотни тысяч жизней. Папские войска проявляли порой немыслимую жестокость, вырезая всех в захваченном городе, вне зависимости от пола и возраста и даже от вероисповедания, исходя из формулы: «Убивайте всех, Господь на небе сам узнает своих».

Вопрос 1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?

Ответ. Согласно учению церкви того времени, справедливым было деление общества на тех, кто молится, тех, кто сражается и, наконец, тех, кто работает. Образцовым поведением считалось следование заповедям Нового Завета. В частности святыми считались те, кто отрёкся от земных благ. В пример людям ставили, например, отшельников, которые уходили в пустыни и годами жили там в одиночестве, скудно питаясь и постоянно молясь Господу. Но сама церковь не стремилась к бедности. Она сосредоточила в своих руках значительные богатства, иногда самые значительные в стране.

Вопрос 2. Что было главной причиной разделения церквей?

Ответ. Причиной был спор про то, кто должен быть главным в христианском мире: папа римский или патриарх Константинополя. А поводов нашли много, в основном это были расхождения в обрядах, обвинения со стороны католиков, будто православный патриарх заставляет священников не брить бороды и т. д.

Вопрос 3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.

Ответ. Факты об Иннокентии III:

1) расширил границы Папской области до наибольшего в её истории объёма;

2) в противостоянии с королём Англии Иоанном Безземельным одержал полную победу, заставил короля принять все свои условия;

3) организовал первый в истории крестовый поход на территории Западной Европы – в Лангедок (сегодня южная часть Франции);

4) не только организовал IV крестовый поход, но и первым из римских пап организовал сбор денег на нужды похода;

5) организовал Латеранский IV Вселенский Собор, который принял много важных решений;

6) вассалами его были Англия, Польша и некоторые государства на Пиренейском полуострове.

Вопрос 4. Что проповедовали еретики?

Ответ. Еретический учений было много, они проповедовали разное. Но часто встречалась критика пышности обрядов церкви, их дороговизны, богатства церкви и власти папы римского. Также многие (и не только среди еретиков, но и в самой церкви) утверждали, что человек, который грешит, не может быть священником.

Вопрос 5. Как католическая церковь боролась с еретиками?

Ответ. С еретиками боролись жестоко. Раскаявшихся заключали в тюрьму, вынуждали совершать долгие и опасные путешествия к святым местам. Тех, кто не раскаялся отлучали от церкви. Римский папа мог отлучить целую область, или страну. Это было инструментом политической борьбы. Тогда обычно вассала восставали против сеньора этой области или короля этой страны. А отдельные люди, отлучённые от церкви за ересь, попадали в руки к светским властям, которые приговаривали их к сожжению на костре.

Вопрос 6. Что такое нищенствующие ордены?

Ответ. Некоторые люди отказывались от земных благ для того, чтобы жить по заповедям Христа. Они объединялись в монашеские ордены, чтобы жить по единым правилам и иметь свою организацию. Члены таких орденов приносили обеты (то есть давали клятвы) обычные для монахов, но правила их жизни отличались от обычных монашеских.

Вопрос 7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чём это выражалось?

Ответ. Помогал папе римскому орден доминиканцев. Монахи именно этого ордена проводили следствия папской инквизиции (кроме ней были и другие виды инквизиции, где следствие вели другие люди). Но при этом они старались уберечь от ересей и проповедями.

Вопрос 8. Начертите схему «Источники богатства церкви».

Ответ. Источники богатства церкви:

1) десятина со всех верующих;

2) плата за все церковные обряды;

3) продажа индульгенций;

4) подарки королей и феодалов (в виде крупных сумм денег и земель с крестьянами).

Ответы:

Ответ. С еретиками боролись жестоко. Раскаявшихся заключали в тюрьму, вынуждали совершать долгие и опасные путешествия к святым местам. Тех, кто не раскаялся отлучали от церкви. Римский папа мог отлучить целую область, или страну. Это было инструментом политической борьбы. Тогда обычно вассала восставали против сеньора этой области или короля этой страны. А отдельные люди, отлучённые от церкви за ересь, попадали в руки к светским властям, которые приговаривали их к сожжению на костре.

Заподозренных в ереси или неподчинении церковным властям отлучали от церкви. Для верующего человека это была страшная кара. Душа его была обречена на гибель и оказывалась во власти дьявола. Наказанию подвергались иногда целые страны: здесь по приказу папы прекращалось богослужение, запрещалось крестить детей, венчать молодожёнов, отпевать и хоронить умерших. Церковь могла также освободить от присяги верности вассалов сеньора, выступившего против веры или церкви.

Иннокентий 3 организовал крестовый поход против альбигойцев, еретическое движение во Франции. С помощью рыцарства эта ересь была уничтожена. Еретиков сжигали на кострах, убивали и преследовали. Для борьбы с ересями папским престолом была создана инквизиция. По всей Западной Европе были организованы инквизиционные суды. Они использовали тайное следствие, доносчиков и пытки для выявления еретиков. Высшей мерой для еретиков было сожжение на костре. Для борьбы с ересями был создан доминиканский орден. Ему было поручено руководить инквизицией.

Еретик – сторонник объявленного ересью учения. Ересь – отвергнутое церковью и объявленное ложным, вредным для веры учение. Организовывали против еретиков крестовые походы и предавали суду инквизиции.

II. Католическая церковь в эпоху крестовых походов

153. Могущество католической церкви в XII‑XIII веках

В XII и XIII веках, т. е. в эпоху крестовых походов католическая церковь достигла наибольшего могущества. Папская власть, поставленная на небывалую высоту в середине XI в. Григорием VII , держалась на этой высоте до начала XIV столетия. Самостоятельность национальных церквей Запада была сломлена. Духовная власть пап распространилась на новые страны вместе с завоеваниями крестоносцев в Азии и на Балканском полуострове. Многие государи в это время особыми актами признавали свою зависимость от папства, которое серьезно стало распоряжаться королевскими коронами, а в борьбе с империей в середине XIII в. одержало полнейшую победу. Торжество духовной власти над светскою сопровождалось расширением прав духовенства по отношению к другим классам общества. Католическое духовенство разных стран, объединенное под властью папы, одно обладавшее образованием и сильное своими материальными средствами, привыкло выделять себя из светского общества и отождествлять церковь главным образом с самим с собою. Миряне были поэтому лишены всякой самостоятельности в церковной жизни. Народные языки были исключены из богослужения, и неклирикам запрещено было читать священное писание. Равным образом у них было отнято право причащаться под обоими видами (т. е. хлеба и вина), оставленное за одним духовенством, и причастие стало даваться им лишь под видом облат (т. е. освященного хлеба). Церковь стала в это время вводить в обычай раздачу индульгенций , т. е. прощение грехов для живых и умерших за денежные пожертвования или какие‑либо услуги. Еще Григорий VII объявил прощение грехов всем, кто будет помогать ему в борьбе с Генрихом IV , а Урбан II, провозглашая крестовый поход , тоже велел проповедовать, что участие в нем будет вознаграждаться прощением грехов. Составилась особая теория, по которой церковь была распорядительницей великой сокровищницы заслуг Христа и святых, спасающих людей вопреки их грехам. Не довольствуясь, как духовным наказанием, отлучением отдельных лиц, католическая церковь стала прибегать еще к интердиктам , т. е. наложению на целые страны прекращения всех таинств , за исключением крещения. В борьбе с непокорными государями это было сильное орудие в руках пап рассматриваемого периода. Другим орудием духовной власти сделалась инквизиция , занимавшаяся розыском и расследованием ересей и судом над еретиками, которые в случае виновности подвергались казни посредством сожжения на костре. Наконец, папы объявляли крестовые походы не только против мусульман, но и против еретиков, и даже против своих политических врагов.

154. Монашеские ордена

Главною опорою папской власти было монашество. Возникший в VI в. орден св. Бенедикта имел много монахов, которые в первую половину средних веков немало потрудились над осушкою болот, расчисткою лесов и разными сельскохозяйственными улучшениями на землях, отдававшихся монастырям благочестивыми мирянами. По мере того, как возрастало богатство монастырей, монашеские нравы приходили в упадок. Клюнийская реформа вывела, однако, монашество из этого печального положения, и множество монастырей вернулось к прежней строгости аскетической жизни. В XII в. особенно прославился суровым исполнением монашеских обетов и громадным влиянием на улучшение монашеских нравов аббат Клервоский святой Бернард , который известен еще, как красноречивый проповедник второго крестового похода. В XIII столетии возникли еще два новые монашеские ордена – францисканцев и доминиканцев, получившие название нищенствующих орденов .

Бенедиктинцы , из которых вышли и клюнийцы, и святой Бернард , давали обед нестяжания лишь в смысле отказа от личной собственности, но сами их монастыри были очень богаты. Нищенствующие монахи отказывались от всякой собственности и жили подаяниями. Основателем одного из этих орденов был итальянец святой , от имени которого и самый орден стал называться францисканским. Франциск, отличавшийся в юности веселым характером и роскошною жизнью, был настоящим воплощением аскетического идеала средних веков, но кроме подвигов благочестия, он прославился и подвигами милосердия, которое готов был изливать на всякую живую тварь. Он оказывал разную, какая только была в его силах и средствах, помощь всяким несчастным, особенно больным и бедным. Когда около Франциска собралось много сторонников такого служения Богу и ближним, папа Иннокентий III (1198 – 1216) позволил ему в 1209 г. основать новый монашеский орден миноритов, т. е. меньшей братии (fratres minores), как иначе назывались францисканцы. Главною обязанностью миноритов. сделалось учить народ, проповедуя ему веру и нравственность, и облегчать страдания бедных, больных и т. п. Францисканцы были настоящими представителями идеи отречения от мира и презирали светскую науку.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Наоборот, другой орден нищенствующих монахов, доминиканцы , прославились ученостью и представляли собою скорее другую идею средневекового католицизма, идею власти над миром. Этот орден был основан современником Франциска, испанцем святым Домиником. Это был ученый монах, который жил одно время на юге Франции, где· в XII и начале XIII в. бела распространена так называемая альбигойская ересь . Для борьбы с нею и с ересями вообще Доминик и задумал основать особый орден братьев‑проповедников (fratres praedicatores), на что скоро получил папское согласие (1220). Приняв миноритский устав, доминиканцы поставили своею задачею поддерживать чистоту католического вероучения, делаясь для этого преподавателями в низших и высших школах и забрав в свое ведение инквизицию.

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

Своею добровольною бедностью, близким участием своим ко всем труждающимся и обремененным, а также своею ученостью нищенствующие монахи приобрели большое влияние на народ, а освобождение их из‑под власти местных епископов делало их непосредственными орудиями папской власти ,которой без всяких промежуточных инстанций были подчинены их начальники (генералы), жившие в Риме.

155. Церковная наука

Господствующему положению духовенства в обществе содействовало и то, что оно одно владело умственными орудиями образования и учености. Некоторое возрождение образования произошло на Западе при Карле Великом , но школы той эпохи существовали лишь при епископских церквах (кафедральных соборах) и в монастырях. В эпоху крестовых походов возникли высшие школы, получившие название университетов. В Италии прославились университеты салернский и болонский, в одном из которых изучалась медицина, а в другом юриспруденция, но самым знаменитым сделался университет парижский, где процветало преподавание философии и богословия. Он был основан или, вернее говоря, преобразован из более ранней школы в начале XIII в. Сюда стекались студенты из всех западноевропейских стран, и по образцу парижского университета, как общей матери‑кормилицы (alma mater) высших школ, стали устраиваться университеты и в других местах. Король Филипп II Август освободил всю парижскую общину (universitas) учащих и учащихся от подсудности местному превоту (административному и судебному чиновнику короля), а папа Иннокентий III – от подчинения соборному капитулу (коллегии так называемых каноников при кафедральной церкви). Средневековые университеты утверждались папами, и профессорские должности занимались в них клириками. Богословие считалось главным предметом, а на философию смотрели, как на служанку богословия (philosophia est ancilla theologiae). Задачею тогдашней школьной философии или схоластики , как ее называли, было подтверждать от разума церковные учения. В середине XIII в. один из представителей этой философии, доминиканец святой Фома Аквинский , в своем сочинении «Summa theologiae» разработал в подробностях и изложил в систематическом порядке тогдашнее учение католической церкви по вопросам веры и нравственности, права и государственной жизни. Фому прозвали ангельским учителем (doctor angelicus), и его «Summa» до сих пор пользуется громадным авторитетом у католического духовенства.

156. Борьба католической церкви с ересями

В эту пору наивысшего процветания католицизма ему приходилось, однако, бороться с ересями, возникавшими в недрах церкви. Среди самих схоластиков появлялись люди, которые доходили до богословских и философских положений, с которыми церковь не могла согласиться и которые потому подвергала преследованию. Но особенно много хлопот создавали папе и духовенству религиозные секты, находившие последователей в народных массах. На рубеже XII и XIII вв. весь юг Франции был охвачен двумя ересями – альбигойской и вальденской. Первая ересь была происхождения восточного. Это было манихейство , возродившееся в Болгарии в форме богомильства и оттуда перешедшее через Иллирию и Италию в южную Францию. Ересь получила название альбигойской от города Альби, но сами сектанты называли себя катарами , т. е. чистыми или совершенными. Они верили в существование двух мировых начал – доброго и злого, видели в Ветхом завете откровение дьявола и проповедовали аскетизм, признавая жизнь плотью и мирскими интересами равносильною служению дьяволу. Рядом с этою сектою на юге Франции развилась и другая, чисто христианская, напоминающая протестантизм нового времени. Вальденсы находили, что католическая церковь отступила от чистоты первоначальной христианской общины, и хотели реформировать веру и церковную жизнь, руководясь одним св. писанием. Еретики производили большое впечатление на народ своею строгою жизнью и обличением жадности и пороков духовенства.

С южнофранцузскими еретиками вступил в борьбу папа Иннокентий III. Против них и поддерживавшего их графа тулузского им был объявлен крестовый поход с отпущением грехов за участие в подавлении ереси. Рыцарство северной Франции бросилось на южную Францию и стало ее разорять. Папский легат требовал у них при взятии одного города, чтобы они убивали всех без разбора, потому что «Бог потом своих узнает». В это же время для борьбы с ересями и был основан доминиканский орден и введена инквизиция, попавшая в заведование этого ордена. Начались пытки подозреваемых в ереси, сожжения осужденных на кострах, конфискации их имуществ. Собственно церковные суды только приговаривали к казни «без пролития крови», исполнение же казни совершалось светскою властью. Схоластики старались и теоретически оправдать казни еретиков, ссылаясь даже на один неправильно переведенный текст Евангелия (в притче о царе, пригласившем гостей на пир и, когда они не пришли, пославшем звать нищих; в латинском переводе было сказано: « заставь войти»). Несмотря на гонения и казни, ереси, однако, не прекращались. В XIII в., напр., была в ходу проповедь Вечного Евангелия , в которой говорилось, что Ветхий завет был откровением Бога Отца, Новый – Бога Сына, и что наступает время откровения Духа Святого, когда вся жизнь человечества будет основана на новых началах. Замечательно, что это учение увлекло весьма многих францисканцев, которые готовы были видеть в основателе своего ордена предтечу будущего царства Святого Духа.