Что такое части речи? Изменение частей речи. Кто что умеет
Часы бегут за веком век...
-Куда торопитесь,Часы? --
Спросил однажды человек.
Часы
ужасно удивились.
Задумались.
Остановились.
ЗАДАНИЯ:
1.Со словами,употреблёнными в переносном значении, составьте словосочетание, в которых они будут употреблены в прямом значении.
пестрый.Бегут,бегут,за днями дни,приходят и уходят сестры. 2)Есть семь братьев:часами равные,именами разные.
Найти средства худ. выразительности! Заранее спасибоТы хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года -
Им не сойтиться никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней...
Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял. И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг; Но дни бегут, бегут года - Им не сойтиться никогда! Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом, И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег - Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран! Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему. Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил, И стало в памяти моей Прошедшее ясней, ясней...
морфологический разбор трёх глаголов (на выбор)
Я всегда с любопытством наблюдал пауков:мне нравились эти лесные трудолюбивые охотники-мастера.Идёшь, бывало, в ранний час тихого летноего утра в лес на охоту и остановишься:текая чедесная развешана на зелёных ветвях, на стебельках высоких трав тончайшая сесть паутины-вся в алмазных сверкающих капельках утренней росы.Долго любуешься на чудесное тонкое кружево,сотканное искуссным мастером-паукомю.
8. Прочитайте выразительно! Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. Тургенев.
Слайд 10 из презентации «Развивающие игры на русском языке» . Размер архива с презентацией 36 КБ.Русский язык 8 класс
краткое содержание других презентаций««Однородные члены» русский язык» - Осенью дни пасмурные. Мчится поезд мимо леса, поля, луга. Прощально и трогательно кричит пароход на перекате. 3. Что понравилось на уроке? Осенью дни короткие. 1. Русский лес хорош зимой и летом. Расставьте знаки препинания. 1. Игра оказалась непростой и заинтересовала не только детей, но и взрослых. 2. Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки. ; . 2. … Дыхание … питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.
«ГИА-9 русский язык» - Средство языковой выразительности. Укажите неверное утверждение. Обстоятельство может быть выражено существительным. В каком приложении неверно поставлен дефис. Чем выражено определение в предложении. Сказуемое выражено неопределенной формой глагола. Чем выражено подлежащее в предложении. Сказуемое может быть выражено деепричастием. В каком приложении неверно поставлен дефис. Я стал изучать английский язык в пятом классе.
«Владимир Даль» - В. И. Даль родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии. Владимир Иванович Даль. Выпуск словаря. Первые годы жизни. Вклад В. Даля в лингвистику. Смерть В. И. Даля. В.И.Даля знают. "Толковый словарь живого великорусского языка". Литература. «Далев словарь».
«Речь» - Профессия. Стандартные фразы. Специальная лексика. Друг. Стиль. Права и свободы человека. Человек должен быть интеллигентен. Разговорный стиль речи. Форма и вид речи. Обобщение материала, изученного в разделе «Речь». Р. Гамзатов. Монолог. Образность. Стили речи. Гражданская лексика. Художественный стиль речи. Научный стиль речи. Обобщить известное учащимся по данной теме. Человек. Основные права и свободы.
«Определение - член предложения» - Лазурное небо. Стихотворение К.Д. Бальмонта. Несогласованные определения. Чем отличаются словосочетания друг от друга. Определения. Снежинка. Что такое определение. Какие вопросы можно поставить к зависимым словам. Попрыгунья-стрекоза. На какие признаки указывает определение. На какие вопросы отвечает определение. Второстепенные члены предложения.
«Простое односоставное назывное предложение» - Проверим ответы. Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Ночь. На сколько групп делятся односоставные предложения. Найдите соответствие. Аптека. Проверка ответов. Изучение новой темы. Толстой. Улица. Время. Назывные (номинативные) предложения. Фонарь. Составьте назывные предложения к картине. Сведения. Номера назывных предложений. Определите тип односоставных предложений. Чтение теоретического материала.
Вспомните! Части речи бывают самостоятельные и служебные.
- Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
- Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
111. Прочитайте. Назовите сказку.
- Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является.
- Найдите и подчеркните служебные слова. Скажите, какую роль они выполняют в предложении.
Жил старик
со своею старухой
У самого синего
моря;
Жили они
в ветхой землянке
Ровно тридцать
лет и три
года.
(А. Пушкин)
112. Прочитайте загадку. Какие слова пропущены?
- Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги и союзы. Запишите отгадку к загадке.
Стоит дуб,
... дубу двенадцать гнёзд,
... каждом гнезде
... четыре синицы.
... каждой синицы
... четырнадцать яиц:
семь беленьких... семь чёрненьких. (К_л_нд_р_)
две на́дца ть
Самостоятельные части речи
113. Вспомните по таблице «Самостоятельные части речи», что обозначают изученные части речи и на какие вопросы отвечают. Приведите свои примеры данных частей речи.
- На какие ещё вопросы могут отвечать имена существительные? имена прилагательные? глаголы?
- Выпишите из толкового словаря учебника любое имя существительное и толкование этого слова.
114. Прочитайте. Спишите.
Утренняя морозная тишь. Кристальный иней блестит бело-синими и розовыми искорками.
(Е. Русаков)
- Найдите в предложениях изученные части речи и скажите, на какой вопрос отвечает каждое из них.
Грамматические признаки частей речи
Признаки частей речи |
Изменение частей речи |
|
Собственные, нарицательные |
||
Одушевлённые, неодушевлённые |
||
Число |
Единственное Множественное |
Изменяются по числам |
Падеж |
Именительный
|
Изменяются по падежам |
Мужской Женский Средний |
Изменяются по родам |
|
Время |
Настоящее
|
Изменяются по временам |
Лицо |
1-е (я, мы)
|
115. Вспомните по таблице грамматические признаки частей речи. Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевлённых? неодушевлённых? собственных? нарицательных? Приведите примеры.
- Какие части речи могут иметь род; число; падеж; время; лицо?
- Как изменяются имена существительные? имена прилагательные? глаголы? глаголы в прошедшем времени? местоимения 3-го лица?
- Каким членом предложения может быть каждая из частей речи?
116. Прочитайте.
- А как бы вы ответили на вопрос первого предложения? Можно ли на рисунке изобразить тишину? Почему?
- Какими частями речи являются выделенные слова? Какие грамматические признаки можно у них определить?
- Спишите. Укажите род имён существительных.
Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
Солнце, звёзды и луна.
Эту чудную картину
Я увидел из окна!
(Ю. Мориц)
117. Прочитайте.
- Доброе, два, дело, живёт, века.
- Он, а, ты, бьёт, развесил, баклуши, уши.
- Пёс, не, старый, ветер, на, лает.
- Не, имей, друзей, сто, рублей, а, имей, сто.
118. Прочитайте.
1. На путях я вижу сорок резво скачущих сорок . 2. Снежное покрывало всё поле покрывало . 3. Рабочий пришёл в заводской цех. Начался рабочий день. 4. Не три руками глаза! На грядке выросли три тыквы.
- Чем интересны выделенные слова? Какой частью речи является каждое из них?
119. Прочитайте. Спишите.
- Как вы поняли эти поэтические строки? Какую картину вы представили?
- Укажите над именами прилагательными род.
Цветная вьюга листопада -
Предзимья пышный карнавал.
(Л. Татьяничева)
120. Прочитайте.
В М..сковском Кр..мле бер..жно хр..нится память о древних вр..менах. Ст..ит там Царь-пушка и Царь-колокол. Эти памятники русской ст..рины созданы руками ч..десных м..стеров и умельцев: пушку отлил Андрей Чохов, а колокол - ..тец и сын Моторины.
- Найдите имена собственные. Что они обозначают?
- Спишите, вставляя пропущенные буквы и подчёркивая заглавную букву в именах собственных.
- Какие древние памятники есть в вашем городе (посёлке)? Составьте о них текст.
121. Прочитайте выразительно.
- Найдите в предложениях многозначные слова. В каких значениях они употреблены?
- Выпишите из предложений глаголы. Укажите время каждого глагола.
Часы идут за днями дни.
Часы бегут за веком век...
- Куда торопитесь, часы? -
Спросил однажды человек.
Часы ужасно удивились.
Задумались. Остановились.
(А. Усачёв)
122. Прочитайте.
Кто что умеет
1. Сурок - мастер спать! (За)ляжет (в)норку (с)осени и спит (без)просыпа (до)весны. 2. Жёлтый суслик может девять месяцев (в)году (не)есть и (не)пить. 3. Ящерица-круглоголовка (в)одну секунду (за)рылась (в)песок. 4. Песчаный удавчик умеет ползать (под)песком так же легко, как рыба плавать (в)воде.
(Н. Сладков)
- Спишите, раскрывая скобки. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
- Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Укажите время других глаголов.
- Устно образуйте формы времени от выделенных глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).
Произносите слова правильно:
шесть [т"]
шестнадцать [сн]
семь [м"]
семнадцать [м]
восемь [м"]
восемнадцать [м]
123. Рассмотрите запись чисел и букв. Расшифруйте правило правописания имён числительных от пяти (5) до двадцати (20) и числительного тридцать (30).
- Запишите словами числа: 6, 8, 11, 12, 16, 20.
о ди́нна дца ть ше стна́дца ть два́дца ть