Что такое части речи? Изменение частей речи. Кто что умеет

Часы бегут за веком век...
-Куда торопитесь,Часы? --
Спросил однажды человек.
Часы ужасно удивились.
Задумались.
Остановились.
ЗАДАНИЯ:
1.Со словами,употреблёнными в переносном значении, составьте словосочетание, в которых они будут употреблены в прямом значении.

Выпишите словосочетания "порядковое числительное+существительное".Одно из числительных просклоняйте. 1)Четыре раза в год они Земли наряд меняют

пестрый.Бегут,бегут,за днями дни,приходят и уходят сестры. 2)Есть семь братьев:часами равные,именами разные.

Найти средства худ. выразительности! Заранее спасибо

Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года -
Им не сойтиться никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней...

Найти в этом тексте: Метафоры, Олицетворение, Эпитеты, Сравнения! Ты хочешь знать, что видел я На воле? -

Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял. И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг; Но дни бегут, бегут года - Им не сойтиться никогда! Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом, И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег - Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран! Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему. Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил, И стало в памяти моей Прошедшее ясней, ясней...

морфологический разбор трёх глаголов (на выбор)

Я всегда с любопытством наблюдал пауков:мне нравились эти лесные трудолюбивые охотники-мастера.Идёшь, бывало, в ранний час тихого летноего утра в лес на охоту и остановишься:текая чедесная развешана на зелёных ветвях, на стебельках высоких трав тончайшая сесть паутины-вся в алмазных сверкающих капельках утренней росы.Долго любуешься на чудесное тонкое кружево,сотканное искуссным мастером-паукомю.

8. Прочитайте выразительно! Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. Тургенев.

Слайд 10 из презентации «Развивающие игры на русском языке» . Размер архива с презентацией 36 КБ.

Русский язык 8 класс

краткое содержание других презентаций

««Однородные члены» русский язык» - Осенью дни пасмурные. Мчится поезд мимо леса, поля, луга. Прощально и трогательно кричит пароход на перекате. 3. Что понравилось на уроке? Осенью дни короткие. 1. Русский лес хорош зимой и летом. Расставьте знаки препинания. 1. Игра оказалась непростой и заинтересовала не только детей, но и взрослых. 2. Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки. ; . 2. … Дыхание … питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.

«ГИА-9 русский язык» - Средство языковой выразительности. Укажите неверное утверждение. Обстоятельство может быть выражено существительным. В каком приложении неверно поставлен дефис. Чем выражено определение в предложении. Сказуемое выражено неопределенной формой глагола. Чем выражено подлежащее в предложении. Сказуемое может быть выражено деепричастием. В каком приложении неверно поставлен дефис. Я стал изучать английский язык в пятом классе.

«Владимир Даль» - В. И. Даль родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии. Владимир Иванович Даль. Выпуск словаря. Первые годы жизни. Вклад В. Даля в лингвистику. Смерть В. И. Даля. В.И.Даля знают. "Толковый словарь живого великорусского языка". Литература. «Далев словарь».

«Речь» - Профессия. Стандартные фразы. Специальная лексика. Друг. Стиль. Права и свободы человека. Человек должен быть интеллигентен. Разговорный стиль речи. Форма и вид речи. Обобщение материала, изученного в разделе «Речь». Р. Гамзатов. Монолог. Образность. Стили речи. Гражданская лексика. Художественный стиль речи. Научный стиль речи. Обобщить известное учащимся по данной теме. Человек. Основные права и свободы.

«Определение - член предложения» - Лазурное небо. Стихотворение К.Д. Бальмонта. Несогласованные определения. Чем отличаются словосочетания друг от друга. Определения. Снежинка. Что такое определение. Какие вопросы можно поставить к зависимым словам. Попрыгунья-стрекоза. На какие признаки указывает определение. На какие вопросы отвечает определение. Второстепенные члены предложения.

«Простое односоставное назывное предложение» - Проверим ответы. Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Ночь. На сколько групп делятся односоставные предложения. Найдите соответствие. Аптека. Проверка ответов. Изучение новой темы. Толстой. Улица. Время. Назывные (номинативные) предложения. Фонарь. Составьте назывные предложения к картине. Сведения. Номера назывных предложений. Определите тип односоставных предложений. Чтение теоретического материала.

Вспомните! Части речи бывают самостоятельные и служебные.

  • Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
  • Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

111. Прочитайте. Назовите сказку.

      Жил старик со своею старухой
      У самого синего моря;
      Жили они в ветхой землянке
      Ровно тридцать лет и три года.
      (А. Пушкин)

  • Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является.
  • Найдите и подчеркните служебные слова. Скажите, какую роль они выполняют в предложении.

112. Прочитайте загадку. Какие слова пропущены?

      Стоит дуб,
      ... дубу двенадцать гнёзд,
      ... каждом гнезде
      ... четыре синицы.
      ... каждой синицы
      ... четырнадцать яиц:
      семь беленьких... семь чёрненьких. (К_л_нд_р_)

  • Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги и союзы. Запишите отгадку к загадке.

две на́дца ть

Самостоятельные части речи

113. Вспомните по таблице «Самостоятельные части речи», что обозначают изученные части речи и на какие вопросы отвечают. Приведите свои примеры данных частей речи.

  • На какие ещё вопросы могут отвечать имена существительные? имена прилагательные? глаголы?
  • Выпишите из толкового словаря учебника любое имя существительное и толкование этого слова.

114. Прочитайте. Спишите.

Утренняя морозная тишь. Кристальный иней блестит бело-синими и розовыми искорками.

(Е. Русаков)

  • Найдите в предложениях изученные части речи и скажите, на какой вопрос отвечает каждое из них.

Грамматические признаки частей речи

Признаки частей речи

Изменение частей речи

Собственные, нарицательные

Одушевлённые, неодушевлённые

Число

Единственное Множественное

Изменяются по числам

Падеж

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Изменяются по падежам

Мужской Женский Средний

Изменяются по родам

Время

Настоящее
Прошедшее
Будущее

Изменяются по временам

Лицо

1-е (я, мы)
2-е (ты, вы)
3-е (он, она, оно, они)

115. Вспомните по таблице грамматические признаки частей речи. Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевлённых? неодушевлённых? собственных? нарицательных? Приведите примеры.

  • Какие части речи могут иметь род; число; падеж; время; лицо?
  • Как изменяются имена существительные? имена прилагательные? глаголы? глаголы в прошедшем времени? местоимения 3-го лица?
  • Каким членом предложения может быть каждая из частей речи?

116. Прочитайте.

      Что такое вышина?
      Тучи, ветер, тишина,
      А за тучами гуляют
      Солнце, звёзды и луна.
      Эту чудную картину
      Я увидел из окна!
      (Ю. Мориц)

  • А как бы вы ответили на вопрос первого предложения? Можно ли на рисунке изобразить тишину? Почему?
  • Какими частями речи являются выделенные слова? Какие грамматические признаки можно у них определить?
  • Спишите. Укажите род имён существительных.

117. Прочитайте.

  1. Доброе, два, дело, живёт, века.
  2. Он, а, ты, бьёт, развесил, баклуши, уши.
  3. Пёс, не, старый, ветер, на, лает.
  4. Не, имей, друзей, сто, рублей, а, имей, сто.

118. Прочитайте.

1. На путях я вижу сорок резво скачущих сорок . 2. Снежное покрывало всё поле покрывало . 3. Рабочий пришёл в заводской цех. Начался рабочий день. 4. Не три руками глаза! На грядке выросли три тыквы.

  • Чем интересны выделенные слова? Какой частью речи является каждое из них?

119. Прочитайте. Спишите.

      Цветная вьюга листопада -
      Предзимья пышный карнавал.
      (Л. Татьяничева)

  • Как вы поняли эти поэтические строки? Какую картину вы представили?
  • Укажите над именами прилагательными род.

120. Прочитайте.

В М..сковском Кр..мле бер..жно хр..нится память о древних вр..менах. Ст..ит там Царь-пушка и Царь-колокол. Эти памятники русской ст..рины созданы руками ч..десных м..стеров и умельцев: пушку отлил Андрей Чохов, а колокол - ..тец и сын Моторины.

  • Найдите имена собственные. Что они обозначают?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и подчёркивая заглавную букву в именах собственных.
  • Какие древние памятники есть в вашем городе (посёлке)? Составьте о них текст.

121. Прочитайте выразительно.

      Часы идут за днями дни.
      Часы бегут за веком век...
      - Куда торопитесь, часы? -
      Спросил однажды человек.
      Часы ужасно удивились.
      Задумались. Остановились.
      (А. Усачёв)

  • Найдите в предложениях многозначные слова. В каких значениях они употреблены?
  • Выпишите из предложений глаголы. Укажите время каждого глагола.

122. Прочитайте.

Кто что умеет

1. Сурок - мастер спать! (За)ляжет (в)норку (с)осени и спит (без)просыпа (до)весны. 2. Жёлтый суслик может девять месяцев (в)году (не)есть и (не)пить. 3. Ящерица-круглоголовка (в)одну секунду (за)рылась (в)песок. 4. Песчаный удавчик умеет ползать (под)песком так же легко, как рыба плавать (в)воде.

(Н. Сладков)

  • Спишите, раскрывая скобки. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
  • Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Укажите время других глаголов.
  • Устно образуйте формы времени от выделенных глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).

Произносите слова правильно:

      шесть [т"]
      шестнадцать [сн]
      семь [м"]
      семнадцать [м]
      восемь [м"]
      восемнадцать [м]

123. Рассмотрите запись чисел и букв. Расшифруйте правило правописания имён числительных от пяти (5) до двадцати (20) и числительного тридцать (30).

  • Запишите словами числа: 6, 8, 11, 12, 16, 20.

о ди́нна дца ть ше стна́дца ть два́дца ть