Прямой значение слова и переносный смысл. Прямое и переносное значение слов. Что такое переносное значение а что прямое значение

Основной государственный экзамен (ОГЭ) по литературе 2018 года принесет с собой некоторые изменения в итоговую аттестацию от Федерального Института Педагогических Измерений (ФИПИ) при поддержке Рособрнадзора и Минобразования. Выпускающиеся из школы девятиклассники, желающие связать свою жизнь с миром художественных произведений, должны быть готовы к новым критериям оценивания, усовершенствованию инструкций и качественной доработке уже существующих заданий.

В 2018 году ученикам 9 классов, скорее всего, понадобится сдать в общей сложности 5 предметов вместо 4: 2 обязательных (математика и русский язык) и 3 выборочных, к которым относится и ОГЭ по литературе. В 2020 году экзаменов может стать уже 6, ведь сегодня об этом всерьез задумываются представители Министерства образования, заинтересованные в мотивировании школьников и побуждении их к добросовестному изучению курсов средней школы.

Впредь результаты работ, написанных по выбору, будут учитываться при формировании аттестата, – с таким нововведением образовательная система познакомилась уже в этом году. Ребятам понадобится успешно пройти все экзаменационные испытания (оценка «удовлетворительно», или «3», и выше). Тем, у кого не получится сдать ОГЭ с первого раза, Министерство образования предоставит дополнительную попытку, однако это положение будет актуально только для 2 аттестаций. Ученикам, которые не сумеют воспользоваться данной возможностью и не справятся хотя бы с одной из повторных работ, не вручат заветный документ о завершении курса средней школы. Они будут оставлены в стенах учебного заведения еще на один год.

Подготовка к ОГЭ по литературе 2018 может начинаться в разное время в зависимости от того, желает ли учащийся написать тест в досрочном или же общем формате, главное отличие которых заключается в датах проведения экзаменов. Так, «досрочники» обычно проходят аттестацию, начиная со второй декады апреля. Старт тестирований для основного потока школьников наступает в мае/июне, а период пересдач – в сентябре. В 2018 году преждевременная сдача литературы приурочена к 27 апреля (пятница). Превалирующая часть выпускников отправится на написание работы только 7 июня (четверг).

Общие сведения об экзаменационной аттестации по предмету выглядят следующим образом:

  • время проведения – 235 минут (3 часа 55 минут);
  • минимальный первичный балл, соответствующий «тройке», – 7;
  • количество заданий – 4.

Подробнее о пересдаче

Согласно приказу Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», на повторный допуск к сдаче ОГЭ в текущем учебном году смогут надеяться лишь определенные категории обучающихся. Речь идет о подростках, которые:

  1. Получили неудовлетворительные оценки не более чем по 2 предметам.
  2. Подали апелляцию в связи с нарушением правил проведения мероприятия и были признаны правыми.
  3. Не пришли на экзамен или не завершили написание теста по уважительной и документально подтвержденной причине (болезнь и т.п.).
  4. Сдали аннулированную впоследствии работу в случае, если в этом оказались повинны третьи лица, нарушившие порядок проведения аттестации. Это могут быть руководители пунктов проведения экзаменов (ППЭ), представители госкомиссий, технические специалисты, служители правопорядка, медработники, ассистенты, помогающие детям с ограниченными возможностями здоровья, и другие персоны.

Образовательная организация извещается об итогах написания работы не более чем через 10 суток после проведения контрольной проверки. Изменение результата или полное аннулирование теста проводится в 12-дневный срок. Подростку, допущенному к повторной сдаче ОГЭ, будет необходимо вновь явиться в ППЭ (возможно, новый) с документом, подтверждающим личность.

Структура КИМов

Контрольно-измерительные материалы представляют собой билеты, которые предполагают письменный или устный ответ на поставленный вопрос. В настоящий момент такая система проверки знаний считается налаженной и отработанной, поэтому вносить существенные корректировки в бланки работники ФИПИ не собираются. И все же о некоторых новых положениях педагогам, ученикам и их родителям стоит знать и помнить:

  1. Со следующего года инструкции, выдаваемые экзаменуемым вместе с заданиями, будут более детальными, обстоятельными, последовательными и четкими. Так выпускники смогут яснее понимать то, что от них требуется, а потому лишних организационных вопросов на экзамене удастся избежать.
  2. Критерии оценивания развернутых ответов впредь будут приводиться с опорой на стандарты ЕГЭ.
  3. Наивысший балл, который можно будет получить за написание работы, повысится с 23 до 29.

Важно! Составить представление об ОГЭ по литературе 2018 года ребята смогут благодаря открытому банку заданий, а также демоверсиям, спецификациям и кодификаторам, представленным на официальном сайте ФИПИ. Найти их можно в соответствующих разделах на странице fipi.ru/oge-i-gve-9 (меню слева).

КИМ состоит из 2 частей. Первая включает в себя фрагменты произведений (прозаического и стихотворного), из которых ученик должен выбрать один для последующего разбора. Суть работы заключается в написании развернутых аргументированных ответов на 3 поставленных вопроса. В первых заданиях понадобится грамотно, стройно и цельно изложить свои мысли в 3-5 предложениях, а в последнем – еще и привести сравнительный анализ двух разных отрывков в 5-8 предложениях.

Вторая часть потребует от учащегося написания сочинения объемом не менее 200 слов на одну из 4 поставленных тем. При этом здесь организаторы ОГЭ-2018 разрешают подросткам использовать полные тексты произведений (в т.ч. и лирических) из имеющегося в официальных источниках списка литературы для аргументации своей позиции и цитирования. Книги будут располагаться на отдельном столе экзаменатора и находиться в свободном доступе.

В критериях оценивания учитываются:

  • содержательное соответствие ответа заданию (понимание приведенных фрагментов без искажения авторской точки зрения);
  • степень анализа образов, деталей, микротем, мотивов и т.д.;
  • фактологическая, логическая и речевая точность;
  • умение сопоставлять произведения и работать с текстами;
  • соответствие сочинения теме и ее раскрытие;
  • владение теоретико-литературными терминами;
  • композиционная цельность и логичность;
  • соблюдение речевых норм (максимально возможное количество ошибок, не влекущее за собой потерю баллов по этому пункту, – не более 2).

За каждое из заданий можно получить:

  • №1 и №2 – по 5 баллов;
  • №3 – 6 баллов;
  • №4 (сочинение) – 13 баллов.

Итоговые результаты соотносятся с оценкой, которая затем проставляется в аттестат:

  • 0-9 баллов соответствуют оценке «двойка»;
  • 10-17 – «тройка»;
  • 18-24 – «четверка»;
  • 25-29 – «пятерка».

Как подготовиться

Для того чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе 2018 года, нужно оттачивать собственную грамотность и заниматься неустанным анализом и интерпретированием произведений, входящих в официальный список ФИПИ, обязательный к прочтению выпускникам 9-ых классов.

Видео-советы «бывалых «: какие книги читать в первую очередь:

В 2018 году Министерство образования не планирует кардинальные изменения в структуре тестирования по литературе для девятиклассников.

Руководство школьного заведения может оставить учащегося на второй год, если он отказался пройти итоговую госаттестацию. Без сдачи тестирования аттестат за 9 класс не выдадут. Также девятиклассники получат три попытки сдачи экзаменов.

ГИА по литературе 2018 года один из тех предметов школьной программы, который не пользуется особой популярностью среди школьников. Литература – это не обязательный предмет на экзаменации, однако учащиеся вполне могут выбрать дисциплину в качестве дополнительного экзамена.

Результаты экзаменации не вносятся в аттестат за девятилетнее образование.

Достаточно серьезно поменяется процедура испытания. Теперь в обязательном порядке сдавать экзамены после девяти классов должны будут все школьники. Также, будет разрешено выбрать для экзаменации, любые дисциплины из утвержденного Минобразованием списка. Примечательно, что в этот список будут включены ОБЖ и физкультура.

В будущем году планируется оставить русский язык и математику в качестве обязательных экзаменов, а с предметами остальных испытаний должен определиться сам учащийся. Те ученики, которые стали победителями в олимпиадах или заняли призовое место, освобождаются от ГИА по этой дисциплине.

Кроме этого, поправки будут внесены и относительно получения аттестата. Если раньше документ выдавался школьникам только при успешной сдаче всех госэкзаменов, то теперь достаточно будет сдать обязательные предметы на отметку «удовлетворительно».

Существенно поменяется и система оценивания выполненных работ. Для этого будет разработана новая федеральная шкала баллов, которая будет унифицированной.

Структура заданий ГИА 2018 года по литературе

ГИА по литературе занимает особенное место среди экзаменации по остальным дисциплинам. Особенность состоит в том, что КИМы по предмету содержат всего четыре вопроса, которые поделены на две части.

Основная группа заданий состоит из 3 вопросов, и ответы на них включает анализ стихотворного произведения или отрывка на выбор.

Вторая группа представлена одним вопросом, в котором необходимо написать сочинение объемом не менее двухсот слов на одну из четырех предоставленных тем. Темы выбраны исходя из школьной программы.

Сочинение ГИА 2018 года

В последнем задании КИМов по литературе требуется написать сочинение. Крайне важно справиться с заданием, поскольку, именно за него присуждается максимальное количество баллов.

Чтобы написать сочинение так как надо, стоит познакомиться с типичными ошибками, которые допускают учащиеся.

Прежде всего, стоит избегать пересказа и изложения ненужной информации. Текст должен быть четко построен и доводы, представленные в качестве подтверждения точки зрения, аргументированы. Учащемуся следует придерживаться следующего плана сочинения:

  • вступление – формулировка проблемы;
  • основная часть – аргументация своей точки зрения относительно проблемы сочинения;
  • заключение – краткий вывод по тексту.

Категории сдающих ГИА по литературе

В будущем году сдавать госэкзамен после девятого класса обязаны будут все школьники. Что касается литературы, то эта дисциплина останется исключительно на выбор учащихся.

В распоряжении Министерства образования РФ определены категории подростков, которые могут зарегистрироваться для сдачи госэкзамена. Это могут быть учащиеся, которые не набрали проходного балла за прошлые годы. Также вправе подать заявку те школьники, которые имеют по всем дисциплинам отметки не ниже «удовлетворительно».

Согласно распоряжению, допускаются до экзаменации те учащиеся, у которых по одному предмету школьной программы отметка «неудовлетворительно», однако этот предмет включен в список сдаваемых госэкзаменов.

На данный момент график проведения экзаменации еще не утвержден. Мы следим за последними новостями.

Как стать участником ГИА 2018 года

Для того чтобы стать участником итогового испытания школьнику необходимо пройти регистрацию. Для этого, подросток должен собственноручно заполнить и лично подать заявление унифицированной формы в комиссию по месту своего обучения.

Заявление подается в письменной форме и в нем указываются все данные учащегося и перечень предметов, которые будут сдаваться. Документ должен быть подан и зарегистрирован до 1 февраля .

В том случае, если появились причины, по которым школьник не имеет возможности сдавать какой-либо предмет, то он имеет право подать дополнительный документ с указанием этих причин, а также приложить к заявлению соответствующие медицинские справки или иные официальные акты, обосновывающие подачу повторного заявления.

Подобную заявку необходимо подать не позднее, чем за месяц до госэкзаменации.

Досрочная сдача ГИА по литературе в 2018 году

Несколько лет назад сдавать итоговую госаттестацию в досрочном периоде разрешалось только тем учащимся, которые имели уважительные причины. К таким школьникам относились: подростки, которые участвовали в спортивных состязаниях на федеральном уровне; дети, которые имели серьезные заболевания и находились на лечении; ученики, которые отправлялись на обучение за рубеж.

Подобный вариант прохождения испытания позволял своевременно сдать все экзамен и получить свободное время в будущем, для того, чтобы уделить больше внимания поступлению на дальнейшее обучение (если таковое входит в планы).

Недостаток тоже достаточно значительный. Досрочная экзаменация может плохо отразиться на результатах ГИА по литературе. Это обусловлено тем, что школьники вынуждены будут совмещать обучение в школе с подготовкой к экзаменации, что станет дополнительной нагрузкой на организм ребенка.

Демоверсия ГИА по литературе 2018 года

Достаточно хорошим материалом для подготовки к экзаменации считается демоверсия ГИА по литературе 2018 года ФИПИ. Это пособие представляет собой задания, которые были представлены на госэкзаменации прошлых временных периодов. Стоит отметить, что задания не совпадают с экзаменационными в полной мере. Как правило, в демоверсию, включены варианты вопросов, в которых указаны данные, подобные тем, которые будут на госаттестации.

Для того чтобы это пособие позволяло осуществить качественную подготовку, за основу демонстрационных вариантов были взяты кодификаторы КИМов официальных заданий госэкзамена.

У нас на сайте можно скачать самые последние демоверсии для подготовки к экзаменации по литературе.

Дополнительная информация о ГИА 2018 года

Как и на все дисциплины, на литературу необходимо брать с собой паспорт, ручку, регистрационный бланк и бланк ответов. Если есть необходимость, то разрешается принести с собой лекарства и питание. Все остальные предметы личного пользования, к примеру, сотовые телефоны, оставляются в специально отведенном для этих целей, месте.

Также не допускается использование различной справочной литературы, за исключением разрешенной.

На литературе школьник вправе воспользоваться полными текстами художественных произведений и сборниками стихов. Список произведений утверждается в соответствие с курсом школьной программы.

Для того чтобы результаты экзаменации по литературе были засчитаны, школьнику необходимо набрать не менее 7 баллов , что приравнивается к тройке. Для оценки «5» следует получить как минимум 23 балла .

Учащийся имеет право опротестовать результаты ГИА. Это возможно в двух случаях. Прежде всего, подобное право у школьника возникает тогда, когда он не согласен с результатами экзаменации. Для этого, в четырехдневный срок , школьник должен написать апелляционную жалобу и обратиться в конфликтную комиссию с просьбой о повторной проверке своей работы.

Во втором случае, учащийся имеет право на обжалование, если организаторами была нарушена сама процедура проведения экзаменации и школьник не получил возможность полноценно сдать экзамен. В этом случае, жалоба подается по факту, а именно, не выходя из аудитории.

Конфликтная комиссия может отказать в апелляции по той причине, что школьник сам являлся участником нарушений на экзамене или жалоба содержит претензии относительно формы и содержания заданий.

Как подготовиться к ГИА 2018 года по литературе

Подготовка к ГИА по литературе 2018 года требует не только приложения определенных усилий, но и составления плана. Именно от этих факторов, зависит, насколько успешно будет сдан госэкзамен. Крайне важно, определиться с тем, какие материалы будут использованы при подготовке. Здесь вполне подойдут такие специально разработанные пособия, как демоверсия ГИА или онлайн тесты ГИА по литературе. Также, можно принять во внимание следующий список литературы:

  1. Подготовка к ОГЭ в 2016 году. Литература. Диагностические работы. ФГОС, 2016 г. Новикова Л.В. – пособие составлено для того, чтобы помочь учащемуся развить практические навыки при работе с экзаменационными вопросами.
  2. ОГЭ 2016. Литература. Типовые тестовые задания, 2016 г. Кузанова О.А. – в брошюру включены 12 заданий с ответами, необходимых для подготовки к ГИА по литературе.
  3. ОГЭ 2015. Литература, 2016 г. Ерохина Е.Л. – комплект типовых заданий по литературе.
  4. ОГЭ-2016. Литература. 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе, 2015 г. – Зинина Е.А., Фёдоров А.В. – пособие для подготовки к ГИА, содержит 20 заданий по литературе.

Все указанные пособия и брошюры вполне можно приобрести в любом специализированном магазине или скачать книгу на официальном сайте.

Также, демоверсию ГИА по литературе можно скачать на официальном сайте ФИПИ в Открытом банке заданий. В этом банке собраны все задания по ГИА за предыдущие годы, и любой школьник может скачать там все необходимые материалы.

Крайне важно подготовиться к экзаменации психологически. Несомненно, для любого подростка сдача экзаменов является серьезнейшим стрессом. Чтобы избежать сложностей во время экзаменации, от школьника требуется настроить свой мозг на позитивный исход испытания и поверить в свои силы.

От родителей потребуется максимальная поддержка, создание, необходимых для подготовки условий, и контроль за режимом сна и питания своего ребенка.

Статистика сдачи ГИА по литературе за прошлые годы

Статистические данные за прошлые годы показывают, что на максимальную отметку смогли написать работы порядка четверти учащихся, а на отметку «удовлетворительно» около 36% . Около 8% школьников не смогли набрать проходного балла.

Расписание экзаменов

При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные - переносными .
Прямое значение слова - это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в прямом значении.
Переносное значение слова - это его вторичное значение которое возникло на основе прямого. Игрушка, -и, ж. 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки.
2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли (неодобр.) . Быть игрушкой в чьих-нибудь руках.
Сущность многозначности заключается в том, что какое-то название предмета, явления переходит, переносится также на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов, явлений. В зависимости от того, на основании какого признака совершается перенос названия» различаются три основных вида переносного значения : метафора; метонимия; синекдоха.
Метафора (от греч. metaphora - перенос) - это перенос наименования по сходству, например: спелое яблоко - глазное яблоко (по форме); нос человека - нос корабля (по расположению); шоколадный батончик - шоколадный загар (по цвету); крыло птицы - крыло самолёта (по функции); завыл пёс - завыл ветер (по характеру звучания) и т. д
Метонимия (то греч. metonymia - переименование) - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности, например: закипает вода - закипает чайник ; фарфоровое блюдо - вкусное блюдо; самородное золото - скифское золото и т. д. Разновидностью метонимии является синекдоха.
Синекдоха (от греч» synekdoche - соподразумевание) - это перенос названия целого на его часть и наоборот, например: густая смородина - спелая смородина ; красивый рот - лишний рот лишнем человеке в семье); большая голова - умная голова и т. д.
В процессе развития переносных названий слово может обогащаться новыми значениями в результате сужения или расширения основного значения. С течением времени переносные значения могут становиться прямыми.
Определить, в каком значении употреблено слово, можно только в контексте. Ср. предложения: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё (М. Лермонтов). В Таракановке, как в самом глухом медвежьем углу, не было места тайнам (Д. Мамин- Сибиряк)
В первом предложении слово угол употреблено в прямом значении: «место, где сходятся, пересекаются две стороны чего-либо». А в устойчивых сочетаниях «в глухом углу», «медвежий угол» значение слова будет переносным: в глухом углу - в отдалённой местности, медвежий угол - глухое место.
В толковых словарях прямое значение слова даётся первым, а переносные значения идут под номерами 2, 3, 4, 5. Значение, зафиксированное в качестве переносного недавно, идёт с пометой «перен.»:
Деревянный, -ая, -ое. 1. Сделанный из дерева, 2. перен. Неподвижный, маловыразительный. Деревянное выражение лица. Деревянное масло- дешёвый сорт оливкового масла.


При многозначности одно из значений слова является прямым , а все остальные - переносными .

Прямое значение слова - это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наи­меньшей степени зависит от контекста. Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в

прямом значении.

Переносное значение слова - это его вторичное значение которое возникло на основе прямого. Например:

Игрушка, -и, ж. 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки.

2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли (неодобр.). Быть игрушкой в чьих-нибудь руках.

Сущность многозначности заключается в том, что какое-то название предмета, явления переходит, переносится также на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов, явлений. В зависимости от того, на основании какого признака совершается перенос названия» различаются три основных вида переносного значения: 1) метафора; 2) метонимия; 3) синекдоха.

Метафора (от греч. metaphora - перенос) - это перенос наименования по сходству, например: спелое яблоко - глазное яблоко (по форме); нос человека - нос корабля (по расположению); шоколадный батончик - шоколадный загар (по цвету); крыло птицы - крыло самолёта (по функции); завыл пёс - завыл ветер (по характеру звучания) и т. да

Метонимия (то греч. metonymia - переименование) - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности*, например: закипает вода - за кипает чайник; фарфоровое блюдо - вкусное блюдо; самородное золото - скифское золото и т. д. Разновидностью метонимии является синекдоха.

Синекдоха (от греч» synekdoche - соподразумевание) -это перенос названия целого на его часть и наоборот, например: густая смородина - спелая смородина; красивый рот - лишний рот (о лишнем человеке в семье); большая голова - умная голова и т. д.

В процессе развития переносных названий слово может обогащаться новыми значениями в результате сужения или расширения основного значения. С течением времени переносные значения могут становиться прямыми.

Определить, в каком значении употреблено слово, можно только в контексте. Ср., например, предложения: 1) Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё (М. Лермонтов). 2) В Таракановке, как в самом глухом медвежьем углу, не было места тайнам (Д. Мамин- Сибиряк)

* Смежный - находящийся непосредственно рядом, имеющий об щую границу.

В первом предложении слово угол употреблено в прямом значении: «место, где сходятся, пересекаются две стороны чего-либо». А в устойчивых сочетаниях «в глухом углу», «медвежий угол» значение слова будет переносным: в глухом углу - в отдалённой местности, медве­ жий угол - глухое место.

В толковых словарях прямое значение слова даётся пер­вым, а переносные значения идут под номерами 2, 3, 4, 5. Значение, зафиксированное в качестве переносного недав­но, идёт с пометой «перен,», например:

Деревянный, -ая, -ое. 1. Сделанный из дерева, 2. перен. Неподвижный, маловыразительный. Деревянное выражение лица. О Деревянное масло- дешёвый сорт оливкового масла.