Хазария какие народы входили в состав государства. Хазарский каганат – первое государство-паразит. Экономика и основные занятия населения

У вас бывало, что после очень реалистичного сна грустно возвращаться в жестокую реальность? Вот и жизнь многих людей напоминает эту ситуацию. Слишком хорошее воображение иногда мешает жить, поэтому многие люди, прочитав этот список, поймут и скажут: “Да, жизненно”.

1. У вас чересчур бурное воображение

2. Вы проводите много времени за размышлениями о том, как бы это было: жить в другом мире или быть кем-то другим

3. Вы уже придумали десятки возможных вариантов вашей жизни…

4. …и в каждом вы безмерно талантливы, знамениты и богаты

5. Сидеть у окна – не лучшая идея. Это пагубно влияет на вашу продуктивность

6. Наблюдать за людьми – ваш любимый способ времяпрепровождения

Ведь вам нравится придумывать истории жизни случайных людей

7. Вы частенько витаете в облаках во время уроков, лекций, так как есть столько других прекрасных мест, где вы можете быть (у вас в голове)

8. По этой же причине вам непросто даются долгие беседы

9. При знакомстве с новыми людьми, больших усилий вам стоит собраться и не уйти в себя посреди разговора

10. Случалось, что вы были близки к тому, чтобы встретиться лбом с дверью или стеной, опять же потому, что витали в облаках

11. Или, например, пропускали свою остановку

12. Людям приходится несколько раз повторить ваше имя, пока до вас наконец дойдет, что обращаются к вам

13. Душ – это то место, где вам в голову приходят идеи грандиозной новеллы, фильма или песни

И вы мгновенно забываете их сразу, как выйдете оттуда

14. При просмотре сериалов и фильмов ваше воображение также работает на полную

«Если она выберет того парня, то их жизнь, вероятно, сложится таким образом, а затем…»

15. Еще вы любите долгие поездки, так как они позволяют вам погрузиться в мир ваших фантазий

В 10 классе предлагаются тексты объёмом от 160 до 200 слов, можно использовать дополнительные задания разных видов. Диктанты проводятся 4 раза в течение учебного года. На первой неделе в сентябре рекомендуется проводить диагностический диктант.


10 класс
Контрольный диктант по итогам 2 полугодия

Ёлка в траншее

Это было зимой тысяча девятьсот сорок первого года в осаждённом Ленинграде. Уже много дней и ночей не было электричества, в трубах замёрзла вода, три последних декабрьских дня никто во всём городе не получал хлеба.

В эти самые тяжёлые для Ленинграда дни гитлеровцы усилили бомбардировку города. Мы, мальчишки, часто ночевали в траншеях, вырытых напротив нашего дома. В них было теплее, почти всегда горел огарок свечи или фонарь, а главное – всегда было людно. Невдалеке от нас стояла батарея зениток, охранявшая один из невских мостов. Порой к нам в траншею заглядывали артиллеристы. Как мы радовались каждый раз их приходу! Они-то и устроили для нас новогоднюю ёлку.

Не думайте, что это была большая, пышная ёлка. Высота её была не больше метра, несколько сучков покрывали тонюсенькие светло-зелёные иголочки. Зато вся она была в игрушках. Висело на ёлке и несколько винтовочных гильз, а на самой макушке – ярко начищенная красноармейская бляха с пятиконечной звездой.

Где достали артиллеристы ёлку, для нас так и осталось тайной. Все мы знали, что поблизости нигде ёлок не было. Мы сидели, как заворожённые, уставившись на несколько потрескивавших свечных огарков, оставшихся, вероятно, от предыдущего года. Не было вокруг нашей ёлки плясок, весёлого смеха. А вместо подарков каждому из нас зенитчики дали по куску сахара.

(По Ф. Бездудному.)

(196 слов.)

Волшебная улица

Когда человек слишком мечтает, его ждут жестокие разочарования. Так со мной и случилось.

Погрузившись в розовое облако воспоминаний о чудесных сказках, я, сам уж не знаю как, забрёл на незнакомую улицу. Вдруг я остановился, поражённый звуками, каких до этого никогда ещё не слышал.

Я огляделся по сторонам: улица была вымощена и чисто подметена. Мне стало совершенно ясно, что ничего интересного здесь не найдёшь.

По обеим сторонам этой чистенькой улицы выстроились красивые деревянные домики, прятавшиеся в зелени садов, как птичьи гнезда.

Вечерело. В глубине улицы, за деревьями большого парка, садилось солнце. Сквозь ветви сияло яркое багровое небо. Горячие недлинные лучи заката пылали в стёклах окон, даже камни мостовой стали ярко-красными.

Со всех сторон лились потоки света, и, казалось, вся улица была охвачена игрой волшебного пламени; в розовом ароматном воздухе дремали ветви, окутанные золотой прозрачной пылью; всё напоминало сказочные города героев, волшебниц и других чудесных существ.

Из-за изгороди акации и сирени выглядывал домик с зелёными ставнями, и из его открытых окон неслись звуки, похожие на солнечные лучи, целующие гладь спокойного озера.

Я сразу же догадался, что вступил в пределы волшебного царства, и, понятно, решил отправиться на разведку таинственной страны, чтобы своими руками потрогать её бесчисленные чудеса и насладиться ими.

(197 слов.)

Рябина

Осенью, когда похолодает, и река светла до дна, и лесные опушки просвечивают насквозь, и на мокрой от росы траве посверкивает паутина, и в ясном, прозрачном воздухе носятся стаи молодых уток. Вдруг из всех перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями рябины: вот они мы, не проглядите, дескать, не пренебрегайте нашей ягодой, мы щедрые! Ветерок их оглаживает, ерошит сверху донизу, и птицы на каждой ветке жируют, перелетая, как из гостей в гости, с одной золотой вершины на другую, а они стоят себе, чуть покачиваясь, и любуются сами собой.

Хлынет дождь - и засверкает весь речной берег. Стекает вода с рябиновых кистей, капелька за капелькой, ягоды красные, и капли красные. Где висела одна ягода, сейчас их две, и обе живые. Чем больше дождя, тем больше ягод в лесу.

Всё, конечно, может примелькаться, ко всему со временем привыкаешь, но такое не заметить трудно. Вскинешь голову и неожиданно для себя, как после долгой отлучки, увидишь всю эту красоту в удивительно чистом, завораживающем сиянии. Увидишь, как в первый раз, всё заново и радуешься за себя, что увидел. Ни наяву, ни во сне этого забыть никогда нельзя. Вот она какая, наша рябина!

(По А. Яшину.)

(189 слов.)

Вьюжная ночь

Была ночь, и начиналась вьюга. Мой слух ловил какие-то странные звуки, точно тихий шёпот или чьи-то вздохи с улицы проходили сквозь стены в мою маленькую комнату, на две трети утопавшую в тени. Это, должно быть, снег, вздымаемый ветром, шуршал о стены дома и стёкла окон. Вот мимо окна пронеслось в воздухе что-то лёгкое и белое, пронеслось и исчезло, повеяв на душу холодом.

Я подошёл к окну и посмотрел на улицу, прислонив голову, разгоряченную работой воображения, к холодной раме. Пустынна была улица. Против моего окна горел фонарик. Огонёк его трепетал, борясь с ветром, дрожащая полоса света широким мечом простиралась в воздухе, а с крыш домов сыпался снег, влетая в эту полосу, а влетев, вспыхивал в ней на миг разноцветными искрами. Мне стало грустно и холодно смотреть на эту игру ветра. Быстро раздевшись, я потушил лампу и лёг спать.

Когда погас огонь и тьма наполнила собою мою комнату, звуки стали как бы слышнее, а окно смотрело прямо на меня большим мутно-белым пятном. Часы торопливо считали секунды, иногда шорох снега заглушал их бесстрастную работу, но потом я снова слышал звук секунд, падавших в вечность. Порой они звучали с такой отчетливой ясностью, словно часы помещались у меня в голове.

(194 слова.)

Автограф в лифте

Неделю в нашем лифте длился поединок любителей настенных автографов, с одной стороны, и работников ЖЭКа – с другой. Изрядно разрисованный, поцарапанный ключами и гвоздями лифт обшили новыми панелями. На видном месте был прикреплён лист ватмана с обращением: «Уважаемые остряки! Если кому-нибудь из вас не терпится поупражняться в остроумии, к вашим услугам этот лист бумаги». Через несколько дней я увидел первую надпись на стенке. Это был словно сигнал. Интеллигентная попытка работников ЖЭКа потерпела неудачу.

Чем, в самом деле, пронять этих «рисовальщиков»? Говорить, что за полированными панелями стоит труд лесорубов, столяров, полировщиков? Что людям других представлений о порядке, о чистоплотности их надписи и рисунки оскорбительны, непонятны? Пожалуй, не на всех это подействует. Неуважение к окружающим началось раньше. Не сумели внушить привычку считаться с самочувствием другого, ценить чужой труд.

Иные склонны считать эти забавы в лифте озорством. Но шалость превращается в пошлость, в заурядную порчу имущества. Талантливое озорство фантазирует, забавляет, тешит, а не оскверняет общественное чувство.

Соизмерить любой свой поступок, побуждение с тем, как это отразится на других людях, - в этом, по-моему, заложены истоки воспитания доброты и человечности.

(По А. Васинскому.)

(197 слов.)

Счастье

В самом деле, когда человек счастлив? Когда он достигает того, чего хочет. Сила переживания зависит от силы желания. И если человек страстно желает достигнуть какой-то цели, если это желание не даёт ему покоя, если он ночи не спит из-за этой страсти, – тогда удовлетворение желания приносит ему такое счастье, что весь мир кажется ему сияющим, земля поёт под ним.

И пусть цель ещё не достигнута – важно, чтобы человек страстно желал её достигнуть. Тогда человек раскрывает свои способности, азартно борется со всеми препятствиями, каждый шаг вперёд обдаёт его волной счастья, каждая неудача стегает, как бич, человек страдает и радуется, плачет и смеётся – человек живёт. А вот если нет таких страстных желаний, то нет и жизни. Человек, лишенный желаний, – жалкий человек. Ему неоткуда черпать жизнь, он лишен источников жизни.

Совершенно прав был Писарев, когда говорил, что величайшее счастье человека состоит в том, чтобы влюбиться в такую идею, которой можно без колебаний безраздельно посвятить себя.

Кроме того, приятно посвятить себя делу, которое несёт в конечном счёте обогащение жизни всего человечества. Человек не имеет права радоваться и способствовать делам, от которых чахнут дети и тускнеют глаза взрослых людей.

(По С. Чекмареву.)

(189 слов.)

Любовь к морю

Ночь была тёмная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря поднимались тёмные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.

Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые…

Он, вор, любил море. Его кипучая, нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бескрайней, свободной и мощной. Сидя на корме, он резал рулём воду и смотрел вперёд спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади.

На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство, охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая её злые порывы, родит в ней могучие мечты… (По М. Горькому.)

(192 слова.)

Михайловское и Тригорское

Телега въехала в вековой сосновый лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело.

Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись чёрной краской. Я отвёл мокрые стебли вьюнка и прочёл почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское – всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы.

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.

Трудно было представить себе, что по этим простым дорогам со следами лаптей, по муравейникам и узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нёс своего молчаливого всадника.

Я вспоминаю леса, озёра, парки и небо. Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен. Здешняя природа не тронута никем. Её очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землёй, чтобы не ставить столбов. Столбы сразу бы разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест. (По К. Паустовскому.)

(187 слов.)

10 класс
Контрольный диктант по итогам учебного года

Капелька неба на земле

В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, неожиданно донёсся запах подснежника!

Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти неощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас – украшение жизни.

Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

Если бы я был писателем, то обязательно обратился бы так: «О беспокойный человек! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, и ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой. Подснежники – к счастью, говорят в народе».

(По Г. Троепольскому.)

(197 слов.)

Дедушкин дом

Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет - старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней, с зелёным шатром грецкого ореха. Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

(По Ф. Искандеру.)

(195 слов.)

Воспоминания о родине

Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии на освещённом мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...

Когда поднял к глазам бинокль, в стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы и птицы - распушенные ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это возвращает в детство.

И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. 3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (По В. Конецкому.)

(191 слово.)

В детстве я мечтала, чтобы меня забрал прекрасный принц… Теперь и мой муж

мечтает, чтобы меня забрал прекрасный принц.

Мечтательность как качество личности – сильная склонность относиться к своим мыслям и желаемым образным представлениям, как к значащим большего и заслуживающим большего внимания, чем окружающая действительность; навязчивое состояние, уводящее в мир иллюзий, несбыточных желаний и грёз.

На берегу реки Иордан росло три кедра. Много они видели на своем веку войн, свадеб, рождения детей и т.д. Однажды они завели разговор о своих мечтах. Один говорит: «Я бы хотел, чтобы из меня сделали трон, на котором восседал бы самый справедливый, добрый и могучий царь на земле». Второй: «Я бы хотел, чтобы из меня сделали такую вещь, которая бы принесла людям добро». Третий: «А я бы хотел, чтобы глядя на меня, люди всегда вспоминали о боге». Прошло время, пришли дровосеки и срубили кедры. Из первого сделали ясли и поставили в хлев к овцам, из второго сколотили обеденный стол, который поставили в простой крестьянской семье. А третий вообще распилили на доски и бросили за сараем. Обидно было кедрам оттого, что для их ценной древесины не нашлось другого предназначения… Прошло время и однажды в хлев к овцам пришли женщина и мужчина с младенцем на руках, которого положили в ясли. Зажглась Вифлеемская звезда… Через 30 лет, сидя за крестьянским столом, мужчина говорил своим ученикам: «Не убий, не укради…» А еще через три года этот же человек нес на своих плечах Крест, сколоченный из досок, валявшихся за сараем.

По В. Далю мечтать – значит «играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном». Раньше в народе считалось, что мечтательность возникает по воле злой силы.

Мечтательность – это иллюзия жизни. Мечтательность – это сказка, сделанная в уме былью. Мечтательность – это навязчивая иллюзия, недовольная реальной жизнью своего носителя. В реальной жизни мечтательный человек непрактичный, неадаптированный ко многим ситуациям. Мечтатель – это человек, забывающий про настоящую жизнь.

Беда мечтательности в том, что ее не привлекают конкретные цели, реальные планы и действия. Она живет в образах и ситуациях, в которых играет сладостную для нее роль. Как хороший сценарист она может придумать «пьеску», в которой есть только привлекающая ее ситуация, а сама она отсутствует. То есть, каков человек – таковы и его мечты. Мстительный и злобный может представлять сцены мести, убийств людей, наводнений, пожаров, землетрясений, при которых он сам отсутствует. Обжора будет услаждать свой ум картинами, напоминающими пиры Лукулла. Словом, какие страсти – такие и мечты.

Сама идея мечты крайне опасна – она разрушает ум и разум, создает проблемы в судьбе, провоцирует человека жить в мире иллюзий, забывая о проблемах настоящего. Она подменяет цель. Вместо того чтобы упорно и настойчиво идти к своей цели, человек тратит колоссальную энергию ума на бесплодные мечты. Мечтательность – радушная для своего обладателя хозяйка, которая ни в чем ему не отказывает. «Раскатав губу» на просторном поле мечтательности, тяжело падать с неба на землю. Тяжелее всего терять несбывшуюся мечту и ощущать суровую реальность жизни. Поэтому мечтательность – крупный поставщик депрессии, разочарованности, уныния и отчаяния. Ницше писал: «Мечтатель отрицает правду сам перед собой, лжец перед другими».

Многие женщины остаются одинокими по одной простой причине – они придумали себе образ «принца», «рыцаря» или влюбились в какого–либо киноактера и мечтают о точно таком же муже. При этом наделяют его качествами, о которых сам актер, если бы ему рассказали, даже не догадывался и очень бы удивился, что его таким представляют. Планка на фантастической высоте. Со сцены поют: «Поверь в мечту, поверь в мечту, поверь в мечту скорей» и что ей остается делать? Поверить: «Поверила, поверила и больше ничего». Ей по судьбе положен соседский мальчик Коля, но она в своей мечтательности пренебрегает судьбой и делает неправильный выбор в пользу какого-либо заморского красавчика, олигарха или банкира. Ей надлежит с Колей счастье строить, здесь и сейчас, а не с Шварценеггером где-то в далеком будущем. Вот этот Коля и есть Богом данный ей муж.

Для кого-то великое благо – право свободного выбора, возможность влиять на свою судьбу, но только не для мечтательности. Мечтательность – это разрушительная для сознания сила. Женщина в итоге не выходит замуж, не рожает детей, словом, обрекает себя на несчастья и страдания.

Мечтатель силой воображения превращает свои пустые мечты в то, что уже якобы есть у него «здесь и сейчас». То есть, он безрассудно тратит свое благочестие, транжирит то, что ему положено по судьбе. К примеру, девушка говорит: «Я хочу стать актрисой». Между «хочу» и «знаю» — огромная пропасть. Юную, абсолютно никому неизвестную Софии Лорен спросили, кем она хочет быть. Она ответила: «Я знаю, что буду самой известной актрисой мира».

Многие путают мечту – «хочу» с твердым намерением действовать, идти к цели – «знаю». Если вы себе скажите: «Я хочу почесать ухо», ничего не происходит. Но когда у вас есть намерение это сделать, рука немедленно это реализует. Поскольку это принципиальный момент в понимании разницы между мечтой, с одной стороны, и намерением идти к цели, с другой, который и вводит людей в заблуждение, обеляя мечтательность, постольку рассмотрим красноречивый пример. Только каждый раз слова «мечта» и «хочу» заменяйте словосочетанием «твердое намерение действовать, идти к своей цели».

Когда Монти было 16 лет, задали ему написать сочинение о том, что он хочет, когда вырастет. Монти долго мучился и потратил множество часов на описание своей мечты. Он хотел когда-нибудь стать владельцем ранчо. Он исписал семь страниц, описывая в самых мельчайших подробностях ранчо площадью 200 акров, и нарисовал план расположения всех строений, конюшен и дорог. Он даже нарисовал очень подробный план дома, который он построит площадью 4000 квадратных футов. На следующий день Монти отдал свое сочинение учителю. Два дня спустя его учитель вернул сочинение, поставив жирную красную двойку, приписав: «Останься после урока». После урока мальчик с мечтой подошел к учителю и спросил, почему он получил двойку за свое сочинение. На что учитель ответил: «Потому что такая мечта неосуществима для такого мальчика, как ты. Тебе нужно много, очень много денег, чтобы приобрести такое ранчо. А какие деньги есть у тебя? Никаких. Ты ведь из очень бедной семьи. Нет никакой возможности для тебя осуществить твою мечту. Она неосуществима. Вот что я тебе скажу. Ступай домой и напиши другое сочинение, в котором ты опишешь другую, более реалистичную мечту, и я поставлю тебе другую оценку». Мальчик вернулся домой и попросил совета у своего отца. И вот, что он услышал: «Сынок, боюсь, тут я тебе не помощник. Я думаю, что это должно быть только твое решение, и у меня есть ощущение, что это будет действительно важное для тебя решение». Монти обдумывал слова отца целую неделю. Наконец, он вернул учителю то же сочинение и сказал: «Вы можете оставить себе двойку, а я оставляю себе свою мечту». Прошло время, Монти давно окончил школу, стал взрослым. Он рассказал эту историю и, повернувшись к группе слушавших его людей, произнес: «Я рассказал вам эту историю, потому что вы все сидите в моем доме, площадью 4000 квадратных футов, посреди моего ранчо площадью 200 акров. А то сочинение висит в рамке над камином». Монти продолжил: «Самая удивительная часть этой истории заключается в том, что два года назад, летом, все тот же учитель привез сюда 30 школьников, и они неделю расположились лагерем на моем ранчо. Перед отъездом учитель мне сказал: «Послушай Монти, об этом я могу тебе сказать сейчас. Когда я был твоим учителем, я был своего рода вором мечтаний. Мне сейчас очень жаль, что тогда я украл множество детских мечтаний. Но я очень рад, что ты нашел в себе смелость отстоять свою мечту».

Видите, какая путаница в понимании намерения, цели и мечты. У Монти, в отличие от остальных учеников, зарядивших свой ум пустыми мечтами, было точное, в мельчайших подробностях видение своего ранчо. Он знал, что так будет и делал конкретные шаги к своей цели. Он отстаивал не свою мечту, а свои намерения и цель. Мечтая стать владельцем ранчо, человек думает о том, как он будет тратить свои миллионы, и никогда — о том, как их заработать.

Намерение – это совмещение желания с действием. Решимость действовать своими силами – это внутреннее намерение. Им управляет разум. Для реализации внутреннего намерения мы фокусируемся на процессе своего движения к цели. Решимость иметь – это внешнее намерение. Посредством внешнего намерения мы выбираем линию жизни, на которой воплощается наше желание. Мы ни на йоту не сомневаемся в достижении своей цели. Что цель будет реализована, даже не обсуждается. Настоящим творцом реальности мы становимся с помощью внешнего намерения. Намерение – это включение самого себя как творца. У нас должно быть намерение, а способы его реализации решит жизнь.

Насколько важно для успеха твердая решимость действовать показывает история успеха Гильберта Каплана. Когда ему было всего 25 лет, он открыл свой первый журнал. Будучи человеком очень упорным и целеустремлённым, он отдавался работе полностью. Поэтому не удивительно, что за пятнадцать лет работы его журнал стал одним из самых ведущих изданий и выходил огромным тиражом. Но для того, чтобы достичь такого успеха Каплану приходилось работать круглыми сутками. Но вдруг в возрасте 40 лет Гильберт Каплан продаёт свой успешный бизнес. Что же случилось? Всё дело в том, что однажды он услышал Вторую симфонию Малера. Музыка просто восхитила его! Мелодия тронула его душу. Казалось, в нём проснулись чувства, которые до этого очень долго спали, и он даже не догадывался о их существовании. Кроме того, он решил, что Вторая симфония Малера должна быть сыграна немного по другому. Ему казалось, что это произведение на самом деле ещё великолепнее! То, что он слышал, по его мнению, было не достойно имени великого Малера. Поэтому Гильберт Каплан продал своё предприятие и решил стать дирижером. Это была не мечта, а твердое намерение зрелого человека. Все эксперты были уверены, что это глупая затея. В таком возрасте начать карьеру дирижёра без каких-либо знаний и навыков невозможно. Знакомые просто посмеивались над нелепой затеей Каплана и называли это чудачеством. Ведь до этого Каплан никогда не дирижировал, не играл ни на каком музыкальном инструменте, не знал ни одной ноты. Но не смотря ни на что, Каплан не потерял настрой. Напротив, его цель стала ещё заманчивее. Ему хотелось доказать всем, что он сможет стать дирижёром. Он поднял для себя планку ещё выше: он решил, что сыграет Малера так, как никто ещё не играл это произведение до него. И он стал много трудиться. Он учился у лучших дирижёров мира, он постоянно, шаг за шагом, упорно и настойчиво шел к своей цели. Мечтать ему было некогда. И уже через два года цель осуществилась! В 1996 году Гильберт Каплан сыграл самый успешный классический альбом в Соединённых Штатах. В том же году он, как известный дирижёр, открыл фестиваль в Зальцбурге.

Жизнь Каплана красноречиво раскрывает разницу между бесплодной мечтой и целью. Мечта – это холостая работа ума по созданию иллюзий и разрушающих судьбу идеалов. Назначение мечты – разрушить реальную жизнь человека. Мечта требует от жизни, того, что ей здесь и сейчас еще, быть может, не положено. Она или торопит судьбу, или вообще требует невозможного. В результате возникает феномен под названием «прожигание судьбы». Пьяница или наркоман не хотят сначала побороться за свое счастье, а потом быть счастливым. Нет. Они хотят балдеть и «отъезжать» именно сейчас. Феномен тот же самый – прожигание жизни. Иными словами, на человека по-разному действуют алкоголь, наркотики и мечтательность, но результат всегда один – прожигание жизни и благочестия. Мечта всегда абстрактна, а цель – реальна. В отличие от мечты, цель – это, прежде всего, действие. Человек, не включая эмоций, настойчиво идет к своей цели по своему пути. Мечтательность инородна цели, «лежа на печи», она занята бесполезной умственной деятельностью, но не стремится к полезному результату, лишь поглощая ценнейшую энергию. Мечтательность ничего реально не создает, служит исключительно для самоуслаждения, которое зачастую принимает извращенные формы.

В этой связи психолог Н. Д. Гурьев пишет: «Мечтательность не имеет в себе ничего созидающего, служит только самоуслаждению, которое часто принимает извращенные формы. А в случае сочетания с унынием, безнадежием, отчаянием приводит к смерти не только душевной, но и телесной (самоубийство)». Далее он дает жёсткую оценку этому состоянию: «мечтательность можно охарактеризовать как душевно-интеллектуальный онанизм, приводящий к душевно-интеллектуальной импотенции и извращению»

В системе законов мироздания ничего не бывает просто так, «на шару». Во Вселенной действует правило: сначала нужно заслужить чего-то, то есть, пополнить свой счет благочестия, а потом судьба тебе это обязательно вернет сторицей. Сначала хороший поступок, а потом награда. Вместо этого глупый мечтатель досрочно выгребает свою судьбу, а потом сваливается с высоты своих мечтаний в реалии жизни.

В контексте этих мыслей интересен взгляд Виктора Гюго на мечтательность. В романе «Отверженные» он пишет: «Если у человека завелась привычка выходить из дому, чтобы мечтать, то настанет день, когда он уйдёт из дому, чтобы броситься в воду… Мечтательность хороша, как наркотическое средство в умеренной дозе. Она успокаивает лихорадку деятельного ума, нередко жестокую, и порождает в нём лёгкий прохладный туман, смягчающий слишком резкие очертания ясной мысли, заполняет пробелы и пустоты, связывает отдельные группы идей и затушёвывает их острые углы. Но одна лишь мечтательность всё затопляет и поглощает. Горе труженику ума, позволившему себе, покинув высоты ума, всецело отдаться мечте! Он думает, что легко воспрянет, и убеждает себя, что, в общем, это одно и то же. Заблуждение! Мышление — работа ума, мечтательность - его сладострастие. Заменить мысль мечтой - значит принять яд за пищу».

Петр Ковалев

Принято считать, что мечта – это что-то такое далекое и недостижимое, просто фантазия, то, что украшает нашу жизнь, мечта — это что-то неосязаемое, что, возможно, не станет реальным. У кого-то при слове «мечта» возникает представление о пустых фантазиях и бесполезном витании в облаках. Таких людей еще насмешливо называют «мечтателями» или «фантазерами». Мол, вместо того, чтобы заняться делом, только мечтает.

А некоторые даже говорят, что не хотят, чтоб мечта сбылась. Если она сбудется, зачем тогда жить? Для них это какой-то недостижимый идеал, который всегда где-то там, вдалеке, и никогда не будет здесь, рядом.

Зачем потом жить, если мечта сбудется — какая чушь! Все зависит от нас самих. Что вам мешает создать новую мечту и стремиться к ней?

Для меня мечта – это не просто фантазии или недосягаемый идеал. Для меня мечта – это двигатель, то, что дает энергию, некий толчок, заставляет сорваться с места и начать двигаться вперед. Мечта – это то, что заставляет расти и развиваться, работать над собой и становиться лучше с каждым днем – чуточку опытнее, мудрее. Вот в этом для меня и есть смысл. А жить с мечтой, которая недоступна и никогда не станет реальной, напротив, лично для меня так не имеет никакого смысла. Зачем такая мечта?

Мечта – это не что-то такое далекое и недостижимое, наоборот, это то, к чему нужно стремиться. Мечту обязательно нужно воплотить в реальность. Превратить ее сначала в конкретную цель, наметить план и начать движение. Идти вперед и достигать. Иначе зачем мечта? Чтобы пребывать в иллюзиях – какой от этого прок?

Давайте посмотрим, зачем человеку мечта, и что именно она может нам дать.

«Если на твоем пути нет препятствий,
купи их и поставь»

Поговорка

Зачем нужна человеку мечта

Статья вам понравилась? Тогда , чтобы узнавать о выходе свежих статей первым.