История ленд лиза. Россия до сих пор платит по ленд-лизу. Поставки по лендлизу в ссср

Не так давно сомалийские пираты захватили очередное судно: у берегов Нигерии взят на абордаж танкер "Каламос". Пираты убили помощника капитана, а остальных членов экипажа взяли в заложники. 42.TUT.BY узнал, почему пираты продолжают угрожать судам даже в современном мире.Почему в Сомали появились пираты?
Восточноафриканское государство Сомали существует только на бумаге. Считается, что на самом деле официальное правительство контролирует только центральные кварталы в паре городов, а остальная территория находится под контролем различных вооруженных группировок. Всего на территории государства насчитывается порядка 11 автономных образований.


Население этих автономий не горит особым желанием работать, да и трудиться особо негде, зато осталось много оружия со времен эфиопо-сомалийских войн и других конфликтов. Кроме того, рождаемость в Африке высока, а как прокормить детей, не работая, и куда податься молодежи?

Над тем, где раздобыть деньги, местное население размышляло недолго - мимо проходило много беззащитных судов, для захвата которых хватало утлой лодчонки и пары ржавых АК-47. Сначала пираты просто взимали плату "за проезд", а потом смекнули, что угнать судно и потребовать за него выкуп гораздо выгоднее.

Чем вооружены современные пираты?


В основном у пиратов можно обнаружить старые АК-47, АКМС, пулеметы РПК и М60, пользуются популярностью винтовки М16, а также Beretta и CIS SAR-80. Также на некоторых лодках можно встретить 12,7-мм пулемет Тип 54 (китайская копия ДШК).

Весьма популярны также гранатометы РПГ-7, один вид которых снижает волю к сопротивлению у гражданских моряков. Впрочем, спектр вооружения довольно широк - от оружия времен англо-бурской войны до самого современного, приобретенного на деньги, полученные за выкуп судов и заложников.

Сколько моряков стали жертвами пиратов?

Согласно данным из открытых источников, с 2005 по 2012 год более 3740 членов экипажей из 125 стран стали жертвами сомалийских пиратов, 97 из них погибли (в плену и когда отбивали штурм). Дело в том, что хранить оружие на борту гражданского судна согласно международным законам запрещено, поэтому отбиваться от вооруженных до зубов пиратов приходится буквально голыми руками.

В основном моряки пытаются отбиться от сомалийских флибустьеров с помощью брандспойтов или швыряя в них различные тяжелые предметы, при этом пираты поливают моряков свинцовым ливнем из автоматов и обстреливают из РПГ. Но когда суда нанимают частную военную охрану, пыл пиратов заметно остывает.

Кого боятся пираты?

Врагов у пиратов немного: в основном это русские, американские и индийские военные корабли, встречу с которыми переживают далеко не все пираты.
С российскими судами у пиратов как-то не складывается: например, моряки танкера "Московский университет" 22 часа без оружия держались против вооруженных до зубов пиратов. Когда судно было все-таки захвачено, через некоторое время на помощь подоспел спецназ с БПК "Маршал Шапошников", который взял танкер штурмом и освободил моряков.

Военные США тоже с пиратами не церемонятся. Так, после атаки на американский контейнеровоз Maersk Alabama пиратам удалось захватить только капитана - морякам удалось отбиться. За капитана пираты потребовали 2 миллиона долларов, однако вместо выкупа пиратов навестили "морские котики". Итог операции - капитан спасен, трое пиратов убиты, один взят в плен.

Индийские моряки вообще не церемонятся с пиратами, стреляя по любым похожим на пиратские лодкам с вооруженными людьми.

Французские власти - другое дело, они еще и выплачивают компенсацию за моральный ущерб пиратам, напавшим на их суда. Так, Европейский суд по правам человека обязал выплатить каждому из задержанных французскими военными пирату от двух до пяти тысяч евро за "моральный ущерб", а также возместить судебные издержки в размере от трех до девяти тысяч евро. Всего 70 тысяч евро.

В постановлении суда говорится, что французские военные, задержавшие пиратов более чем на 48 часов, допустили "нарушение их (пиратов) прав на свободу и безопасность". А то, что пленные были причастны к нападению на девять французских кораблей, суд не учел.

Сколько получают пираты?

Пиратство в Сомали - дело прибыльное. По данным журнала Forbes, доход работающего местного жителя вряд ли превышает 500 долларов в год. В то же время после получения выкупа за судно доля каждого пирата составляет 30-75 тысяч долларов, бонус в несколько тысяч долларов идет первому взобравшемуся на борт пирату.

По данным ряда источников, львиная доля от прибыли (80-90%) идет на политическое прикрытие: взятки чиновникам, политикам, религиозным лидерам и представителям местных преступных группировок, чтобы те способствовали и не мешали преступному бизнесу.

У пиратов даже есть собственная биржа, расположенная в городе Харадхере - ее создателем стал бывший пират Мохаммед. На бирже присутствует несколько десятков пиратских компаний. Участвовать в торгах на бирже может каждый желающий, в качестве вложений принимаются не только деньги, но и оружие, наркотики, снаряжение и другие полезные вещи.


Хорошо известен пример сомалийской женщины, вложившей все свое имущество - гранаты от РПГ - в акции одной из "надежных" пиратских компаний. Вскоре пираты захватили испанский тунцелов, и после получения за него выкупа женщине спустя 38 дней после вложения заплатили 75 тыс. долларов.

Почему сомалийские пираты существуют до сих пор?

Казалось бы, общеизвестно, куда пираты угоняют суда, где находятся их базы, но мировое сообщество не принимает практически никаких радикальных шагов, чтобы покончить с пиратством. Почему?

Версий довольно много, например, ходят слухи о заговоре страховых компаний - страхуют суда все судоходные фирмы, а захватывают пираты только единицы. К тому же с каждым новым захватом суммы страховых рисков только растут.

Впрочем, и бороться с пиратством непросто: побережье Сомали — это три тысячи километров, патрулировать которые довольно проблематично.


С пиратства кормится большая часть населения этой страны, в преступной схеме задействованы представители власти и религиозные лидеры. Поэтому, чтобы решить проблему, нужно прежде всего навести порядок в самом Сомали. А это уже огромные затраты, которые ни одна страна брать на себя не хочет.

Но все же ведущие мировые державы посылают периодически военные корабли для патрулирования неспокойных вод, и это приносит свои плоды — во время присутствия военных судов в акватории число нападений снижается.
Читать полностью:

Сомалийские пираты

Сомали – одно из беднейших государств Африканского рога – расположено на берегу Индийского океана. Вернее, уже не столько государство, сколько территория разнообразных воюющих между собой племен, вынужденных жить рядом и не понимающих, зачем Господь Бог поселил их на одной земле. Начался этот кошмарный хаос в 1991 году, когда после тридцатилетнего правления был свергнут диктатор Сиад Баре.

Диктатор Сиад Баре, правивший на Сомали

Именно с тех пор чуть ли не в каждой деревне объявился свой «предводитель» народа и со своими соплеменниками пытался захватить власть. Некоторое затишье образовалось в 1993 году, но через несколько месяцев опять начался дележ страны. Как всегда, страдают от этих бесконечных воен простые жители, они доведены до крайней нищеты и поставлены на грань голодной смерти.

Голодные дети в Сомали страдают различными заболеваниями

В настоящее время в Сомали нет международных миротворческих и гуманитарных представителей, мир не знает, с кем там вести разговор, с кем договариваться о безопасности миссий. Население Сомали брошено выживать в одиночестве и вынуждено само спасаться от голодной смерти всеми доступными способами и средствами. Вот в этой ситуации жителями прибрежных зон и был найден, можно сказать, единственный выход – заняться пиратством.

Сомалийские пираты

В самом начале сомалийские пираты не представляли собой какой-нибудь серьезной угрозы мореплаванию. Это были голодные, плохо вооруженные, на утлых суденышках молодые люди, которые изредка нападали на небольшие торговые суда и круизные яхты в надежде ограбить экипаж на пару тысяч долларов, чтобы прокормить на берегу своих родных и близких. Такой путь заработка был для них единственной возможностью избежать голодной смерти. Пираты были малочисленны, никак не организованы, действовали поодиночке.

Сомалийские пираты

Еще не так давно никаких плановых нападений на суда не было, о сомалийских пиратах мало кто слышал, в мире были намного опаснее районы судоходства. Сомалийцы выходили в море «на охоту», как на рыбалку – недалеко от дома и только тогда, когда кончались деньги. В этот период мировая общественность могла легко с ними справиться, если бы немного думала вперед, если бы мировое сообщество умело оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку и принимать соответствующие меры.

Сомалийские пираты

Достаточно было разрешить на торговых судах иметь одного-двух солдат с пулеметом – и пираты даже близко бы не подходили к ним. Так было до конца 2004 года – пиратов никто особо не боялся, на их одиночные нападения все закрывали глаза и считали это неизбежной данью морских перевозок, тем более что вопросов с пленниками не стояло: те небольшие суммы, которые хотели получить голодные сомалийцы, моментально находились, и все делали вид, что так и должно быть.

Первые Сомалийские пираты

Пресса тихонько молчала, мировые лидеры не возмущались, только между собой полушутя иногда упоминали о Сомали, а простые граждане в подавляющем большинстве своем даже не слышали о такой стране.

Пираты только из Сомали – бизнес для всего мира

Но после 2004 года ситуация поменялась. На такой лакомый кусок денег не могли не позариться более организованные банды. Они быстро нашли платных идеологов, которые начали со страниц купленных ими газет подводить под пиратство «идейную основу» – мол, нечего богатым капиталистам задарма вывозить африканскую нефть мимо их берегов, надо на всех наложить свой «народный» налог, пусть платят, с них не убудет.

Современные Сомалийские пираты

Такими правильными лозунгами им удалось завербовать в свои ряды тысячи молодых людей, которые еще совсем недавно даже не планировали становиться пиратами. С другой стороны, были куплены известные мировые адвокаты, которым поручили за определенный процент прибыли вести переговоры с владельцами захваченных судов.

Сомалийские пираты

Теперь уже пираты брали в заложники не простые торговые корабли, а огромные океанские танкеры с нефтью! Возглавили эти банды бывшие военные, имеющие достаточные знания в современной технике слежения, знающие, как пользоваться спутниковыми навигаторами, умеющими навести дисциплину среди пиратов.

Один из кораблей, захваченный Сомалийскими пиратами

С этого времени сомалийские пираты стали больше напоминать хорошо организованный преступный международный бизнес, прибыли от которого вскружили голову не одному мафиози. Этот бизнес моментально получил своих «почитателей», из многих стран мира появились желающие участвовать в нем. По непроверенным данным, сейчас пираты имеют своих информаторов во всех крупных корабельных компаниях мира. Они отлично знают, когда, какой груз и какое судно будет везти. А им не надо долго ждать – ежегодно около их берегов проходит до 20 тысяч судов!

У сомалийских пиратов самые современные и быстроходные суда, они имеют свои порты для удержания захваченных судов, у них самая современная спутниковая аппаратура, их обслуживают только известные во всем мире «адвокаты-переговорщики». И вот итог – только в 2008 году пиратами было захвачено более 100 судов, а общая сумма полученного выкупа превысила 158 миллионов долларов. Надо учесть, что это только официальная цифра, многие владельцы предпочитают скрывать действительно уплаченные суммы. С этого времени мировое сообщество начало по-настоящему бороться с этим явлением, в Персидский залив стали отправлять военные корабли из разных стран для сопровождения караванов гражданских судов, некоторые суда удалось отбить от нападения, нескольких пиратов взяли в плен и судили, нескольких убили во время штурма.

Но, как и следовало ожидать, все эти действия оказались многозатратными, но малоэффективными по одной простой причине – они запоздали, теперь такими силовыми методами уже пиратов не победить.

Теперь мир должен идти совершенно другим путем – искоренять саму причину, дающую возможность бандитам вербовать для себя пополнение. Это значит, что необходимо искоренять бедность населения, обеспечить молодым людям возможность зарабатывать себе на жизнь другим способом, дать возможность жить в мире и спокойствии, научить их зарабатывать деньги не автоматом, а простым трудом.

Но мировое сообщество пока не готово идти на такие финансовые вливания в эту страну, оно опять надеется решить свои проблемы дешевле. Что из этого выйдет – посмотрим, но что-то подсказывает, что пословица «жадный платит дважды» опять сработает…

Некогда они терроризировали сотни кораблей из разных стран, но оказались бессильны перед скоординированным отпором.

В закладки

Пират на берегу Сомали. Фото The New Yorker

Сомалийские пираты - это, возможно, самая знаменитая часть современной истории Сомали, уходящая корнями во времена Холодной войны. С 2005 по 2012 год пираты захватили десятки кораблей и заработали миллионы долларов на их выкупе, пока ООН и НАТО тщетно пытались остановить угрозу. Организациям мешали слишком большие затраты и бюрократические формальности, которых, по некоторым данным, не нашлось у отряда профессиональных наёмников.

Причины пиратства

В 1961 году премьер-министр Сомали Абдирашид Али Шермарк (Cabdirashiid Cali Sharmaarke) Советский Союз и подписал дружественный договор между двумя государствами, предполагающий военную поддержку. В то время Сомали только разорвала отношения с Великобританией и ей нужен был новый и влиятельный союзник.

Вскоре СССР наладил поставки вооружения в Сомали, лишь за год вложив в развитие военной сферы страны около 50 миллионов долларов. Это было выгодное предложение - Советскому Союзу нужен был свой союзник в Северной Африке в противовес соседней от Сомали Эфиопии. Она была в союзе с США.

В 1977 году ситуация резко изменилась. Хорошо вооружённая сомалийская армия атаковала Эфиопию, затянув в войну и СССР. Однако советские власти не поддержали действия Сомали и перешли на сторону Эфиопии.

При поддержке СССР страна выбила нападающих со своей территории, нанеся серьёзный ущерб сомалийской армии. На фоне военного поражения вспыхнула гражданская война и стала распаляться благодаря кражам оружия с советских складов. Столкновения различных группировок разрушили социальную, экономическую и политическую инфраструктуру Сомали, и к 1991 году президента Мохаммеда Сиада Барра (Maxamed Siyaad Barre) свергли мятежники.

Без централизованного правительства страна погрузилась в хаос: лидеры различных группировок захватывали власть в районах и провозглашали себя едиными правителями, а граждане страны потеряли всякую политическую силу. Многие сбежали в соседние государства, но большой части населения некуда было идти.

Продажа тунца в Сомали. Фото Adeso

Сомали расположена недалеко от Аравийского моря на северо-востоке Африки, и большую часть средств местные жители получали с продажи тунца, креветок и лобстеров в местные магазины.

С началом войны у правительства не было денег на создание пограничной службы, чем воспользовались браконьеры. Они массово вылавливали рыбу и морепродукты и поставляли итальянской мафии, за год зарабатывая до 300 миллионов долларов. Параллельно с этим иностранные суда сливали химикаты в прибрежные воды, и в одночасье популяция рыбы снизилась.

Это нанесло ущерб не только браконьерам, но и рыболовам, которые лишились постоянного заработка. Им потребовался новый источник дохода, и внимание людей привлекли проходящие мимо Сомали корабли. Около 9 тысяч судов из Азии, Индии, Европы и ОАЭ ежемесячно перевозили дорогие товары и нефть. Зачастую судами управляли обычные моряки, а на борту не было охраны.

Хотя бы несколько удачных нападений на европейские суда могли бы обеспечить половину жителей Сомали до конца жизни.

Тактика нападений и ущерб

Редкие атаки пиратов на суда вблизи Сомали происходили и в 1980-х годах, но в начале 2000-х годов мафия, рыболовы и военные объединились и серьёзно подошли к планированию. Пираты вооружились автоматами Калашникова и гранатомётами с советских складов, закупили рации и GPS-навигаторы, а затем приобрели деревянные лодки с навесным мотором. Суда двигались со скоростью до 46 километров в час, и этого хватало, чтобы догонять большие корабли.

Фото East News

Пираты выбирали самый большой корабль из тех сотен, ежедневно проплывающих мимо берегов Сомали. Затем вооружались, садились в лодки и шли в сторону нужного судна. Поравнявшись с кораблём, они обстреливали его и метили в капитанскую рубку. Когда на атаку обращал внимание экипаж, пираты показывали им гранатомёт, намекая, что пустят его в ход, если судно не остановится.

Если корабль сбавлял скорость, пираты по лестнице забирались на палубу, собирали экипаж в одном месте и уплывали на корабле в собственные бухты. Для этого этапа операции пираты брали бывших военных. Рыболовы выступали исключительно как атакующая группа, поэтому и процент с захвата у них был куда ниже, чем у лидеров кланов и владельцев катеров, спонсирующих атаки.

Из среднего выкупа в 2,7 миллиона долларов моряк получал от 30 до 75 тысяч долларов. Средний годовой доход в Сомали составлял 300 долларов, и редко какой рыболов отказывался участвовать в пиратских рейдах.

В 2004 году около 640 тысяч жителей Сомали голодали и нуждались в социальной поддержке. ООН загруженные едой корабли в страну, но некоторые из них перехватили пираты и потребовали выкуп. Организация не вернула груз.

Обычно нападающие не трогали заложников, хоть и держали их в плохих условиях, часто заставляя голодать. Благодаря этому первые несколько лет с момента атак развитые страны не проявляли большого интереса к пиратам. Это привело к расширению границ пиратской деятельности и уверенности в собственной безнаказанности.

Однако относительно спокойное положение дел продолжалось недолго. В 2007 году пираты застрелили китайского заложника после того, как владелец судна отказался общаться с захватчиками. В октябре того же года пираты захватили японский танкер, после чего США отправила свои крейсеры для подавления пиратской деятельности. Усилий американского флота оказалось недостаточно: уже 29 октября пираты захватили сухогруз Северной Кореи и назначили выкуп в 15 тысяч долларов. Позже корабль всё-таки при поддержке вертолёта США, который регулярно патрулировал местность и помогал судам.

После этих нападений в 2008 году ООН приняла резолюцию по борьбе с пиратством. Для защиты судов-участников благотворительной программы по поставкам еды и жизненно важных ресурсов Евросоюз, Чили и Колумбия сформировали защитный флот. Он конвоировал корабли и отбивал любые атаки, однако коммерческие суда не защищал. В 2010 году ООН построила на территории Сомали в районе Пунтленд, ставшим неофициальной столицей пиратов, тюрьму для пиратов на 500 человек.

За 2008 год пираты провели 42 успешных захвата и заработали на выкупах 80 миллионов долларов. В этот же год российский флот впервые столкнулся с пиратами, и совместно с английскими крейсерами убил восемь из 12 нападающих. После этого Россия объявила о вступлении в борьбу против пиратства и стала участником самой масштабной морской коалиции в современной истории. К 2016 году в ней числилась 21 страна.

В 2009 году пираты захватили 46 судов, а в 2010 - 47, заработав примерно 238 миллионов долларов.

Всего с 2008 по 2012 год пираты захватили 170 судов с 3400 членами экипажа. Из них 25 моряков убили, а ещё 37 умерли от голода или покончили с собой.

14 марта 2017 года сомалийские власти заявили, что пираты захватили нефтяной танкер ОАЭ с восемью людьми на борту. Правительство Пунтленда отправило отряд, чтобы отбить судно. 15 марта 2017 года пираты выкуп, размер которого неизвестен.