Константин Гуров: Сам себе «доступная среда. Из наградного листа на К.Ф.Гурова


(ныне Медвенский район ,Курская область) Дата смерти Принадлежность

Российская империя Российская империя
СССР СССР

Звание Капитан

: неверное или отсутствующее изображение

Сражения/войны Награды и премии

Константин Фролович Гуров ( -) - участник Великой Отечественной войны , командир эскадрильи 657-го штурмового авиационного полка 196-й штурмовой авиационной дивизии 4-го штурмового авиационного корпуса 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, капитан . Герой Советского Союза .

Биография

Окончил среднюю школу и школу ФЗУ , работал токарем. В Красной Армии с 1940 года. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков в 1941 году. На фронте в Великую Отечественную войну - с декабря 1941. Член ВКП(б) /КПСС с 1943 года.

Награды

  • Звание Героя Советского Союза присвоено 18 августа 1945 года посмертно.
  • Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2 степени и медалями.

Память

Напишите отзыв о статье "Гуров, Константин Фролович"

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Гуров, Константин Фролович

Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.

Г уров Константин Фролович – командир эскадрильи 657-го штурмового авиационного полка (196-я Жлобинская Краснознаменная штурмовая авиационная дивизия, 4-й штурмовой авиационный корпус, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), капитан.

Родился 7 января 1917 года в селе Гахово ныне Медвенского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Окончил среднюю школу и школу фабрично-заводского ученичества. Работал токарем.

С 1940 года – в Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. С 24 декабря 1941 года – в действующей армии. Воевал на Волховском, Южном, Северо-Кавказском, Западном, 1-м и 2-м Белорусских фронтах в составе 657-го штурмового авиационного полка в должностях летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи и командира эскадрильи. Летал на самолетах Р-5 и Ил-2.

К февралю 1945 года совершил 119 успешных боевых вылетов на разведку, штурмовку и бомбардировку переднего края, скоплений техники и пехоты, коммуникаций противника, уничтожив значительное количество вражеской живой силы и вооружения. 13 февраля 1945 года при выполнении боевого задания в районе населенного пункта Варлюбе (ныне Свецкий повят Куявско-Поморского воеводства, Польша) самолет К.Ф.Гурова был сбит огнем зенитной артиллерии противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Гурову Константину Фроловичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Награжден орденом Ленина (18.08.1945, посмертно), 3 орденами Красного Знамени (09.09.1942, 25.09.1943, 05.11.1944), орденом Отечественной войны 2-й степени (11.07.1944), медалью «За оборону Кавказа» (01.05.1944).

Из наградного листа на К.Ф.Гурова:

«Капитан ГУРОВ на фронтах Отечественной войны по разгрому немецко-фашистских захватчиков участвовал с 24-го декабря 1941 года. Боевую работу начал рядовым летчиком. Поставленные боевые задачи капитан ГУРОВ всегда выполнял отлично, проявлял мужество и геройство. За отличную работу был выдвинут на должности – командир звена, заместитель командира эскадрильи, а затем командир эскадрильи. В практической работе показал себя способным командиром-руководителем.
Капитан ГУРОВ на Волховском фронте на самолете Р-5 произвел 26 успешных боевых ночных вылетов и на самолете Ил-2 на Южном фронте и Ельненско-Рославлськую и Смоленскую операции, на 1 и 2 Белорусском фронтах, в Бобруйско-Жлобинскую, Осовецкую операции и операции по расширению плацдарма на западном берегу реки Нарев, и по уничтожению Восточно-Прусской группировки немцев произвел 93 успешных боевых вылета на штурмовку войск и техники противника. За отличное выполнение боевых заданий командования и проявленное мужество и отвагу награжден орденами «Красное Знамя» - 42 г., «Красное Знамя» - 43 г., «Красное Знамя» - 44 г., «Отечественная война 2-й ст.» - 44 г.
Отличным выполнением боевых заданий капитан ГУРОВ нанес большой урон в живой силе и технике.
Всего уничтожил: 19 танков, 80 автомашин, 50 орудий ПА, 15 точек ЗА, 40 повозок с военным грузом, 3 переправы, 6 вагонов с боеприпасами, 1 склад с горючим, 15 минометов, 7 бензозаправщиков, до 2-х рот пехоты противника, взорвал ж/д мост через р. Висла, в воздушном бою сбил 2 истребителя противника.
Капитан ГУРОВ на боевые задания ходил ведущим, водил группы от 8-18 самолетов. Несмотря на сильный заградительный огонь ЗА и сильное сопротивление ИА пр-ка, всегда смело и решительно водил группы и бой и добивался отличного выполнения боевых заданий.
25-го января 1942 года капитану ГУРОВУ была поставлена задача – на самолете Р-5 ночью уничтожить школу в населенном пункте Фенев Луг, где был расквартирован офицерский состав противника. Капитан ГУРОВ нанес бомбовый удар по цели, а затем с высоты 100 мт мелкими зажигательными бомбами поджег школу, в результате уничтожил 12 офицеров, что подтверждено партизанами.
18-го июня 1942 года звено капитана ГУРОВА получило задачу – разрушить переправу пр-ка через р. Дон, тем самым задержать продвижение пр-ка. Несмотря на сильный огонь ЗА пр-ка, капитан ГУРОВ проявил мужество и отвагу, отличным бомбовым ударом переправа была разрушена, в результате чего наши наземные войска улучшили свои позиции. 1-го августа 1942 года группа 6 Ил-2, ведущий капитан ГУРОВ, получила задачу – нанести удар по танковой колонне, идущей на станицу Дубовскую и тем самым обеспечить выход из окружения штаба 37 армии. В результате бомбового и штурмового удара по колонне и замешательства в стане врага, штаб армии вышел из окружения, за что группа получила благодарность от командующего 37 армией, а капитан ГУРОВ награжден орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
15-го сентября 1943 года в р-не Ельня во время удара штурмовиков по переднему краю обороны пр-ка на группу 8 Ил-2 напали 6 истребителей пр-ка типа ФВ-190. После выхода из атаки первого звена, которое вел командир АЭ, звено было атаковано истребителями противника. Капитан ГУРОВ, проявляя героизм, поспешил на помощь командиру, пулеметно-пушечным огнем сбил один ФВ-190, который взорвался в воздухе и в это время сам был атакован истребителями. Продолжая неравную борьбу, лично подбил еще один истребитель и воздушный стрелок его самолета сбил один ФВ-190. Из боя группа вышла победителем, не имея потерь, благополучно произвела посадку на свой аэродром, за что капитан ГУРОВ был награжден орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
22-го июня 1944 года звено капитана ГУРОВА получило задачу – бомбить и штурмовать арт. позиции пр-ка севернее Рогачев. Звено в 14.00 смелым мастерским ударом нанесло удар по заданной цели. 25-го июня пленный солдат из расчета разбитых батарей на допросе заявил, что «группа штурмовиков нанесла удар по ихней батарее и на его глазах 2 орудия с расчетом взлетели с воздух», а уцелевших немецких солдат наши части взяли в плен.
29-го июня 1944 года звено капитана ГУРОВА получило задачу – уничтожать скопление автомашин на р. Березина у пункта Березино, где стояла колонна до 300 автомашин. Группа с высоты 500 мт нанесла бомбовый удар, а затем, снизившись до бреющего полета, 4-мя заходами колонна была проштурмована, в результате штурмовки было уничтожено до 20 автомашин, что подтверждено фотоснимком.
26-го июня 1941 года звено капитана ГУРОВА получило задачу - штурмовать оборонявшегося пр-ка в р-не 15 км западнее Рогачев. Звено в назначенное время появилось над целью, в р-не цели шел сильный дождь, капитан ГУРОВ заметил, как наши наземные войска ракетами указывали место, где засела пехота противника и ведет огонь по нашим наступающим войскам. Обстановка для выполнения задания была трудной из-за плохих метеоусловий, но капитан ГУРОВ проявил отвагу и геройство, нанес бомбовый удар, а затем, снизившись до бреющего полета, дал команду встать в круг и в течение 25 минут обрабатывал цель. В результате отличных действий, смелости и решительности, наша пехота успешно продвигалась вперед, за что капитан ГУРОВ был награжден орденом «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 2-й степени».
18-го октября 1944 года группа 8 Ил-2, ведущий капитан ГУРОВ, получила задачу – штурмовать скопление танков и автомашин в районе 15 км северо-западнее Рожан. В 12.00 группа нанесла бомбовый удар, а затем с малых высот штурмовала скопление танков, автомашин и пехоты противника. Действуя смело и решительно, группа произвела 3 захода, при которых подожгла: 3 танка и 10 автомашин. Станция наведения, наблюдая работу группы, дала отличную оценку штурмовке. Капитан ГУРОВ за отличное выполнение боевого задания награжден орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
16.1.1945 года группа 18 Ил-2, ведущий капитан ГУРОВ получила задачу –штурмовать арт. позиции и автомашины по дороге в районе Красносельц, северо-западнее 20 км Рожан. С первого захода группа нанесла бомбовый удар по пункту Красносельц. Несмотря на сильный зенитный огонь, снизившись до Н-100 мт, группа штурмовала автомашины и подавляла огонь ЗА. Отличным выполнением боевого задания группа уничтожила: 10 автомашин, 2 батареи ПА, 1 батарею ЗА. После штурмовки населенный пункт был взят нашими войсками.
17.1.1945 года 2 группы по 8 Ил-2, ведущий группы капитан ГУРОВ, его заместитель ведущий 2-й восьмерки старший лейтенант ШЕВЧЕНКО, получила задачу – подавлять и уничтожать артиллерию и живую силу противника в р-не Мамино, Яжилы, Хехлы, Рафылы, Глинки и западной опушке леса Соборки. 2-мя заходами группа нанесла бомбардировочно-штурмовой удар по артиллерии 500 мт западнее Мамино, по складу боеприпасов в Пшилайе, по автомашинам и живой силе противника в Мамино. В результате атак группа уничтожила: 5 автомашин, взорвала склад боеприпасов.
11.2.45 года капитан ГУРОВ в паре получил задачу – разрушить ж/д мост через р. Висла в р-не Грауденц. Подойдя к цели на высоте 1200 мт без прикрытия своих истребителей, связался со станцией наведения «Орех-9», которая ответила, что истребителей пр-ка нет, выполняйте задачу. В районе цели была облачность 4-5 баллов, высота 300 мт. Капитан ГУРОВ, введя в пикирование, с высоты 1200 мт с углом 35-40 градусов на высоте 300 мт с пикирования сбросил бомбы, в результате прямого попадания в бык и ферму 2-го пролета от города мост был взорван, переломившись на две части, опустился в воду, что подтверждено фотодокументом.
Эскадрилья капитана ГУРОВА за время его командования на 1 и 2 Белорусских фронтах, произвела на самолетах ИЛ-2 416 успешных боевых вылетов с налетом 462 часа 41 минута, имея при этом свои потери: летчиков 5 человек, в/стрелков 6 человек.
Отличным выполнением боевых заданий летным составом эскадрильи уничтожено: до 200 автомашин, 25 танков, 55 орудий ПА, 15 цистерн с горючим, 13 вагонов с боеприпасами, 2 склада с горючим, до 1000 солдат и офицеров противника. Подавила огонь до 40 батарей ПА и 10 минбатарей.
13.2.45 года при выполнении боевого задания капитан ГУРОВ погиб смертью храбрых.

Капитан ГУРОВ на поле боя проявлял мужество и героизм. За отличное выполнение боевых заданий командования по борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и геройство ДОСТОИН ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ НАГРАДЫ ПРИСВОЕНИЯ ПОСМЕРТНО ЗВАНИЯ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

Командир 657 штурмового авиаполка
майор Варгашкин

К онстантин Фролович Гуров родился в 1917 г. в селе Горохово Медвенского района, в семье крестьянина. Член КПСС с 194З г. Детство и юность провел в родном селе.

В 1940 г. призван в Советскую Армию. С декабря 1941 г. участвует в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Начав войну рядовым летчиком, затем командовал звеном, эскадрильей. Награжден многими орденами Советского Союза. 13 февраля 1943 г., выполняя боевое задание, командир эскадрильи штурмового авиационного полка капитан Гуров Константин Фролович погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 г. ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Отлично выполняя боевые задания, капитан Гуров нанес противнику большом урон в живой силе и технике.

Им уничтожено: 19 танков, 80 автомашин, 50 орудий полевой артиллерии, 15 орудии зенитной артиллерии, 15 минометов, 40 повозок с военным грузом, шесть вагонов с боеприпасами, один склад с горючим, семь бензозаправщиков, до двух рот пехоты противника. Взорван железнодорожный мост через реку Висла, разрушены три переправы, сбиты два истребителя.

Капитан Гуров на боевых заданиях ходил ведущим группы от 8 до 18 самолетов. Несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии и действия истребительной авиации противника, всегда смело и решительно водил группы и бой и добивался больших успехов.

25 января 1942 г. капитан Гуров получил задание - на самолете Р-5 ночью уничтожить в населенном пункте Фенев Луг здание, где был расквартирован командный состав противника. Капитан Гуров нанес бомбовый удар по цели, а затем с высоты 100 м мелкими зажигательными бомбами поджег здание, в результате чего было уничтожено 12 офицеров.

18 нюня 1942 г. звену капитана Гурова поставили задачу - разрушить переправу противника через реку Дон. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, капитан Гуров метким бомбовым ударом разрушил переправу, в результате чего наши наземные войска улучшили свои позиции.

1 августа 1942 г. группа капитана Гурова в составе шести ИЛ-2 получила задачу - нанести удар по немецкой танковой колонне, идущей на станицу Дубовскую, и тем самым обеспечить выход из окружения штаба 37-й армии.

В результате бомбового и штурмового удара по колонне штаб армии вышел из окружения, за что группа получила благодарность от командующего 37-и армией, а капитан Гуров награжден орденом Красного Знамени.

15 сентября 1943 г. в районе Ельни во время удара штурмовиков по переднему краю обороны противника на восемь ИЛ-2 напали шесть истребителей противника типа ФВ-190. Первое звено, которое вел командир эскадрильи, после выхода из атаки было атаковано истребителями противника. Капитан Гуров поспешил на помощь командиру, пулеметно-пушечным огнем сбил один ФВ-190, который взорвался в воздухе. В это время сам был атакован истребителями. Продолжая неравную борьбу, подбил еще один ФВ-190. Победив в бою, не имея потерь, группа благополучно произвела посадку па свой аэродром, за что капитан Гуров был награжден орденом Красного Знамени.

22 июня 1944 г. звено капитана Гурова получило задачу - бомбить и штурмовать артиллерийские позиции противника севернее города Рогачева. Звено в 14.00 нанесло удар по заданной цели. 25 июня пленный солдат на допросе рассказал, что группа штурмовиков нанесла удар по их батарее и на его глазах два орудия с расчетом взлетели с воздух а уцелевших солдат наши части взяли в плен.

29 июня 1944 г. звено капитана Гурова получило задачу - уничтожить в районе пункта Березино автоколонну, в которой было до 300 машин. Группа с высоты 500 м нанесла бомбовый удар, а затем снизилась до бреющего полета и в результате штурмовики уничтожила до 20 автомашин.

20 нюня 1941 г. звено капитала Гурова получило заданно - штурмовать оборонявшегося противника западнее города Рогачева. Звено в назначенное время появилось над целью. Шел сильный дождь, но капитан Гуров заметил ракеты, которыми наши наземные войска указывали место, где засела пехота противника, ведущая огонь по нашим наступающим войскам. Обстановка для выполнения задания была трудной, но капитан Гуров нанес бомбовый удар. Затем, снизившись до бреющего полета, команда образовала круг и в течение 25 минут штурмовала цель. В результате отличных действий звена капитана Гурова наша пехота успешно продвинулась вперед, за что капитан Гуров был награжден орденов Отечественной войны II степени.

18 октября 1944 г. группа, ведомая капитаном Гуровым, в составе восьми ИЛ-2 получила задачу - штурмовать скопление танков и автомашин северо-западнее Рожан.

В 12.00 группа нанесла бомбовый удар, а затем с малых высот штурмовала скопление танков, автомашин и пехоты противника. Действуя смело и решительно, группа произвела три захода и подожгла три танка, 10 автомашин. Станция наведения, наблюдая за действиями группы, дала отличную оценку штурмовке. Капитан Гуров за отличное выполнение боевого задания награжден орденом Красного Знамени.

16 января 1945 г. группа, ведомая капитаном Гуровым, в составе 18 ИЛ-2 получила задачу - штурмовать артиллерийские позиции и автомашины в районе Красносельц. северо-западнее Рожап. С первого захода группа нанесла бомбовый удар по указанной цели. Несмотря на сильный зенитный огонь, снизившись до высоты 100 м. группа уничтожила 10 автомашин, две батареи полевой артиллерии, одну батарею зенитной артиллерии. После штурмовки пункт был взят нашими войсками.

11 февраля 1945 г. капитан Гуров получил задачу - разрушить железнодорожный мост через реку Висла в районе Грауденц. Подошел к цели на высоте 1200 м без воздушного прикрытия. Связался со станцией наведения. Она ответила, что истребителей противника нет и можно выполнять задачу. В районе цели была облачность 4-5 баллов. Капитан Гуров, введя самолет в пикирование, с высоты 300 м сбросил бомбы. В результате прямого попадания мост был взорван.

Эскадрилья капитана Гурова, действуя на 1-м и 2-м Белорусских фронтах, совершила на самолетах ИЛ-2 416 успешных боевых вылетов, проведя в воздухе 462 часа. Ею уничтожено до 200 автомашин, 25 танков, 55 орудий зенитной артиллерии, 15 цистерн с горючим, 13 вагонов с боеприпасами, два склада с горючим, до 1000 солдат и офицеров противника, подавлен огонь до 40 батарей полевой артиллерии и 10 минометных батарей.

Как среди богатых людей порой трудно найти сочувствие бедным и нищим, так и здоровый человек вряд ли в полной мере поймет боль, заботу, тревогу больного и немощного, а тем более инвалида. Нам кажется, что этот сценарий не для нас, что он из другой жизни. Поэтому при встрече с калекой стараемся не смотреть в глаза, стараемся быстро проскочить мимо. Жестокосердие? Возможно.

А ведь зачастую тот же инвалид-колясочник совсем не нуждается в нашей жалости. Более того, его судьба являет пример всем нам, пример жизнелюбия и стойкости.

Большую часть своей жизни, а точнее, 27 лет, Константин Гуров, которому в прошлом году исполнилось 50, живет со сломанным позвоночником. В 1984 году под Можайском он попал в дорожную аварию на мотоцикле. Полгода пролежал в Можайской больнице. После выписки вернулся домой в военный городок Сергиев Посад-14. Травма оказалась серьезной - отказали ноги. «Двигательная активность нарушена, - рассказывает Константин. - На левую ногу с большим трудом я пытаюсь становиться, а правая - совсем никак. Кроме того, абсолютно потеряны болевые ощущения».

Первое время молодой парень, недавно отслуживший в армии, не мог смириться со своей инвалидностью. К тому же, сразу после армии он женился, родилась дочка Лена. И тут такая беда.

Но как вернуть подвижность? Он много и усердно занимался физическими упражнениями, тягал гири, ходил на костылях. Но на костылях много не находишься. Пока спустишься с четвертого этажа, семь потов сойдет. Первые помощники, конечно, родные: жена Элеонора, мама Нина Николаевна, отец - Василий Ефимович. Они и поддержат, и табуретку вынесут. «Отдохнешь на лестничной площадке - и дальше в путь».

Много дало общение с легендарным Валентином Дикулем, который научил, как изготовить специальный тренажер, показал методику тренировок. Но главное, Валентин Иванович вселил в него уверенность, что полноценной жизнью можно жить и в инвалидной коляске.

Несколько раз Костя проходил курс реабилитационного лечения в 6-й клинической больнице в Москве. Улыбчивость, коммуникабельность и жизнелюбие помогали (и помогают до сих пор) сходиться с людьми, находить друзей. «Если б я был, как бука, - считает Гуров, - обиженным на всю жизнь, обиженным на всех, то и со мной никто бы не общался».

Потому, наверное, ему так не нравится слово «инвалид» - «в нем есть что-то от неликвидности». Он стремится быть нужным, помогать, по возможности, тем, кому труднее.

Как-то в клиническую больницу привезли парня из Молдовы, получившего страшные ранения во время войны в Афганистане. Отец с матерью от него отказались, категорично заявили: «Кто тебя в Афган посылал, тот пусть тебя и лечит». Парень полностью потерял стремление к жизни, весь в пролежнях. Медики предупредили: еще два-три дня - и начнется сепсис, а это уже приговор. Костя организовал ребят, которые лежали с ним в палате; они, сами на колясках, помогли «афганцу» залезть в ванну и помыться. И у того в глазах стал появляться интерес к жизни. О таких необыкновенных превращениях, которые сродни чуду, Константин знает не понаслышке.

А не чудо ли, что уже через три года после травмы в семье Гуровых родилась двойня - Костя и Таня? Ребята уже взрослые. Старшая дочь Елена подарила деду внука. Младшая недавно вышла замуж, учится на юриста. Сын отслужил в армии. Кстати, на присягу к младшему Гурову ездили на машине всей семьей. За рулем - глава семейства Константин Васильевич.

Автомобиль в жизни Гурова занимает огромное место. Первой машиной была «инвалидка» советских времен. «В народе ее называли «подарком Гитлера», - улыбается Константин. - Нормально ездить на ней крайне некомфортно: система охлаждения мотора устроена так, что в кабину попадают гарь и испарения». Потом был автомобиль ВАЗ-2104, на котором за 17 лет пройдено 540 тысяч километров. Чтобы пользоваться «четверкой», Косте пришлось разработать систему ручного управления и самому ее устанавливать. Это достаточно трудоемкая и тонкая работа: нужно сделать множество замеров, лазить под «торпеду», подгибать, подрезать. Важно, чтобы было удобно, надежно и эстетично.

Однажды, приехав в клинику в Москву на переоборудованном автомобиле, Гуров показал другим колясочникам, как он смонтировал систему ручного управления. К нему стали обращаться за помощью, появились заказы. Какое-то время приходилось даже доводить до ума работу кооператива, который специализировался на переоборудовании машин для инвалидов. «Сейчас они уже научились делать, - говорит мастер. - А поначалу у них получалось очень неудобно и некрасиво».

Гуров хорошо управляется со сваркой, токаркой, слесаркой, столяркой. Он лично переоборудовал на ручное управление 56 автомобилей. Правда, последние пять лет этим уже не занимается: «тяжело, к тому же, стал грузным, ленивым».

Чтобы хоть как-то заработать на хлеб, Костя занимался частным извозом. Таксовал днем, вечером и даже ночью. Он неплохо ориентируется в Москве, знает организацию движения, неоднократно возил пассажиров почти во все столичные аэропорты. «Случалось, останавливали сотрудники ГИБДД, - рассказывает Константин. - Почему, мол, у тебя на стекле инвалидный знак. Не верят, что перед ними человек с ограниченными физическими возможностями. В ответ всегда фото показываю, где я на инвалидной коляске. Дальше вопросов нет. Извиняются и даже права не спрашивают».

Большую роль в жизни Константина Гурова играют друзья. Часто он выезжает с ними на рыбалку, охоту. За это время объехал почти всю европейскую часть страны, планирует путешествие за Урал. У него своя резиновая лодка, которую он «лягушкой» может накачать вручную.

Первая рыбалка после травмы состоялась благодаря товарищу, который приехал к Косте на мотоцикле с коляской, помог выбраться из квартиры, посадил в люльку и отвез на пруды к деревне Славнево.

Благодаря родителям, а также помощи командования воинской части и администрации городка, удалось разменять «трешку» на четвертом этаже на двухкомнатную квартиру на первом этаже в этом же доме и «однушку» для отца и матери в соседнем. Со временем сделали пристройку, в которой смонтировали специальный подъемник. Теперь Константин самостоятельно может спуститься вниз, пересесть на уличную коляску и выехать во двор. Эту уникальную конструкцию он спроектировал сам, а изготовили и установили ее специалисты фирмы «Спектр», которой руководит Алексей Кульков. Вообще, история с возведением пристройки - достаточно фантастическая. Пришлось преодолевать большие бюрократические препоны, чтобы задуманное осуществилось. А как иначе? Ведь в доме, где проживает Гуров, высокий цоколь, никакого пандуса для инвалидной коляски здесь нет.

Константин состоит в клубе инвалидов-колясочников «Сергий», которым руководит Олег Завидов из Краснозаводска. Организация насчитывает 25 человек. С каждым из них Костя Гуров знаком, со многими тесно общается по телефону. Неоднократно для «сергиевцев» он организовывал выезды на природу, на Торбеевское озеро. Во время таких выездов члены клуба обсуждают свои проблемы. А проблем у инвалидов-колясочников множество: бытовых - устройство пандусов и подъемников, транспортных - выделение инвалидных машин и компенсация за бензин, финансовых - трудоустройство.

К примеру, для получения той же инвалидной коляски сейчас стало обязательным прохождение медико-социальной экспертизы. «Я так намучился, чтобы ее пройти, - с горечью говорит Константин. - Нужно взять направление от участкового врача, участковый врач должен тебя осмотреть и выписать документы, с этими документами едешь в РБ, проходишь всех врачей, которые смотрят, не вырос ли у тебя новый позвоночник, сдаешь все анализы, делаешь кардиограмму… Неужели нельзя организовать так, как в Люберцах, Реутове, Лыткарине? В определенный день собирается комиссия, в составе которой три-четыре специалиста, и выезжают к инвалидам на дом. При этом делают мобильный забор крови, кардиограмму, измеряют давление».

В последнее время, особенно в дни недавней декады милосердия, приуроченной к Международному дню инвалидов, со всех трибун много говорилось о программе «Доступная среда».

«К сожалению, - выражает мнение своих товарищей по несчастью Константин Гуров, - люди, от которых зависит решение наших проблем, считают, что с ними и их близкими такого никогда не произойдет, что беды инвалидов их никогда не затронут. Потому так мало реальных дел, мало реальной помощи, и наоборот - много пустой говорильни. Нужно, чтобы на нас просто обратили внимание руководители предприятий, предприниматели. Мы, инвалиды, люди инициативные и неглупые. Большинство из нас готово трудиться, приносить пользу обществу. Нам нужно только немного помочь».