Николай добрюха. Кто такой, биография? Николай Алексеевич Добрюха: новые книги на КулЛиб

8 марта 1968 года при невыясненных до сих пор обстоятельствах в северной части Тихого океана в районе Гавайских островов погибла из состава Тихоокеанского флота.

Официальный отказ правительства СССР от затонувшей "К-129" привел к тому, что с точки зрения международного права она стала "бесхозным имуществом". Таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем.

Благодаря акустической системе наблюдения США очень быстро обнаружили район гибели "К-129". Для обследования предполагаемого района гибели "К-129" было направлено специальное судно ВМС США "Мизар" (Mizar), оборудованное новейшей гидроакустической аппаратурой, системами подводного телевидения, магнитного траления и исследования дна, а также подводная лодка "Халибат" (Halibut) с необитаемыми глубоководными аппаратами.

После долгой кропотливой работы им удалось обнаружить советскую лодку и сделать более 20 тысяч снимков ее корпуса. "К-129" лежала на дне на глубине более пяти километров. По фотографиям определили характер повреждений, полученных лодкой. Внешне она почти не пострадала от падения на такую глубину и удара о грунт. Фотокамера запечатлела только пролом в 30 метров сразу за рубкой. По другим источникам, корпус "К-129" был разломлен на несколько крупных фрагментов. Сильно поврежденными оказались две кормовые ракетные пусковые установки, у которых были сорваны крышки шахт. У обеих ракет отсутствовали головные части.

Неповрежденной была лишь третья пусковая установка, та, что ближе к носу.

После изучения фотографий затонувшей советской подлодки США решили осуществить ее подъем, хотя судоподъемные операции с подобной глубины еще никогда в мире не осуществлялись.

Для подъема лодки с такой глубины американцы построили специальное судно "Хьюз Гломар Эксплорер" (Hughes Glomar Explorer) с уникальным оборудованием.

Операция по подъему затонувшей подлодки проходила с июля по август 1974 года в условиях строжайшей секретности. Судно "Хьюз Гломар Эксплорер" было замаскировано под шельфового разведчика. Подводную лодку удалось захватить гидравлическими клещами, после чего начался медленный ее подъем. Далее в американских источниках сообщается о том, что на половине пути к поверхности три захвата отломились. Корпус подлодки, не имея должной опоры, вскоре также переломился по линии трещины в конце центрального отсека, и кормовая часть упала обратно на дно. Возможно, лодка уже на дне лежала разломанная на части, так как длина американской затопляемой док-камеры была меньше длины всей "К-129". Американские газеты сообщали о том, что было поднято около 30 метров от 100-метровой лодки, а представители ВМС США говорили только о 13 метрах, но это могло быть дезинформацией для сокрытия того, что все-таки попало в руки Центрального разведывательного управления (ЦРУ). Точные данные о том, что подняли американцы, отсутствуют.

В американских средствах массовой информации проходила информация о том, что подняли все части подводной лодки, а сообщили лишь о носовой, где были найдены тела шести советских подводников. Останки погибших моряков поместили в контейнер, так как они были радиоактивны. Позже они были погребены американцами в Тихом океане согласно церемониалу ВМФ СССР. В октябре 1992 года во время визита в Москву директор ЦРУ Роберт Гейтс президенту России Борису Ельцину кинопленку с записью церемонии погребения тел советских подводников.

Истинная причина гибели "К-129" так и не была установлена. Существует несколько версий, среди них — взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, большое поступление воды внутрь прочного корпуса из-за несовершенства устройства подачи воздуха к дизелям, работающим в перископном положении, или частично через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другой подводной лодкой или кораблем.

В 1995 году группа кораблей Тихоокеанского флота совершила заход в точку гибели экипажа "К-129" и отдала воинские почести погибшим подводникам. 20 октября 1998 года весь экипаж подводной лодки "К-129" был посмертно награжден орденами Мужества.

Одна из улиц Рыбачьего, являющегося микрорайоном города Вилючинска (Камчатский край) и местом, где базируются подводные лодки Тихоокеанского флота России, названа именем командира ракетоносца Владимира Кобзаря. В Рыбачьем установлены памятные мемориальные плиты, на которых занесены фамилии подводников экипажей подводных лодок К-129 и К-429, погибших при выполнении боевых задач (АПЛ К-429 затонула 24 июня 1983 года). В базе подводных сил ТОФ в городе Вилючинске был установлен памятник экипажу погибшей "К-129".

Сохраняют память о своих земляках и в сибирском городе Черемхово, где нескольким членам экипажа подводной лодки .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Гибель подводной лодки К-129 8 марта 1968 года во время несения боевой службы недалеко от Гавайских островов затонула дизель-электрическая ракетная подводная лодка К-129, входящая в состав Тихоокеанского флота. Причина катастрофы не установлена. На борту лодки, обнаруженной американцами только в 1974 году находились почти 100 человек. На темном дне на севере Тихого океана лежат останки самой отважной субмарины в мировой истории. Эти обломки свидетельствуют о страшной трагедии, случившейся 8 марта 1968 года с советской атомной подлодкой К-129, в результате которой погибло 98 офицеров. Место трагедии хранилось в секрете от СССР и лишь через 6 лет было оглашено… Американцы нашли и обследовали затонувшую подводную лодку в течение первых 2-х недель. Обладая современными технологиями, ЦРУ запустило уникальный проект по поднятию с морского дна части лодки К-129 в августе 1974 года. Поскольку К-129 затонула на очень большой глубине, около 5000 м, специально для проведения операции был сконструирован и построен корабль Гломар Эксплорер, оснащённый уникальным оборудованием для сверхглубоководных работ. Операция тайно проводилась в международных водах и была замаскирована под геологоразведочные работы на морском шельфе. ...Под покровом темноты ранним утром 24 февраля 1968 года дизель-электрическая подводная лодка "К-129", бортовой номер “574”, покинула бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам. Подводная лодка проекта 629-А. Предельная глубина погружения - 300 м. Вооружение - 3 баллистические ракеты Р-21, торпеды с ядерными БЧ. Автономность -70 суток. Экипаж - 90 чел. 8 марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не подала сигнал о проходе контрольного рубежа. Слабая надежда, что лодка дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла через две недели. Началась по-настоящему крупная поисковая операция. На протяжении 70 дней три десятка кораблей Тихоокеанского флота обследовали весь маршрут «К-129» на протяжении от Камчатки до Гавайев. На всем пути брались пробы воды на радиоактивность (на борту подлодки было атомное оружие). Увы, лодка канула в неизвестность. Осенью 1968 года родным пропавших без вести моряков из экипажа «К-129» по городам Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе "причина смерти" значилось: "признать умершим". Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР скрыло от всего мира, тихо исключив «К-129» из состава ВМФ. Единственный, кто помнил про погибшую лодку, было Центральное Разведывательное Управление США. Атомная подводная лодка "Barb" (SSN-596) несла дежурство в Японском море, когда случилось нечто неожиданное. В море вышел большой отряд советских кораблей и подводных лодок. Удивление вызывало то, что сонары кораблей ВМФ СССР, в том числе подлодок, постоянно «работали» в активном режиме. Вскоре стало ясно, что русские ищут вовсе не американскую лодку. Их корабли быстро смещались к востоку, заполняя радиоэфир многочисленными сообщениями. Командир USS "Barb" доложил командованию о случившемся и высказал предположение, что, судя по характеру «мероприятия», русские ищут свою затонувшую лодку. Специалисты ВМС США принялись прослушивать километры магнитофонных записей, полученных с донных акустических станций системы SOSUS. В какофонии звуков океана им удалось найти фрагмент, где был зафиксирован «хлопок». Сигнал поступил с донной станции, установленной на возвышении Императорских Гор (участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 миль от предполагаемого места катастрофы. Учитывая точность пеленгования SOSUS в 5-10°, положение «К-129» было определено в виде «пятна» размером в 30 миль. Советская подлодка затонула в 600 милях к северо-западу от о. Мидуэй (Гавайский архипелаг), посреди океанской впадины на глубине 5000 метров. Официальный отказ правительства СССР от затонувшей "К-129" привел к тому, что она стала «бесхозным имуществом», таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем. Поэтому в начале 1969 г. в ЦРУ начались дискуссии о возможности подъема ценного оборудования с советской подлодки со дна Тихого океана. Американцев интересовало буквально все: конструкция подлодки, механизмы и инструменты, сонары, документы. Особый соблазн вызывала мысль проникнуть в радиосвязь ВМФ СССР, «расколоть» шифры радиообмена. Если удастся извлечь аппаратуру радиосвязи, можно с помощью ЭВМ вскрыть алгоритмы кодировки информации, понять ключевые законы разработки шифров СССР, т.е. вскрыть всю систему развертывания и управления Военно-Морским Флотом Советского Союза. Не меньший интерес представляло ядерное оружие на борту лодки: особенности конструкции МБР Р-21 и боевых частей торпед. К июлю 1969 был готов четкий план на несколько лет вперед и работа закипела. Учитывая огромную глубину, на которой затонула "К-129", успех операции оценивался в 10% Для начала нужно было установить точное местонахождения «К-129» и оценить ее состояние. Этим занялась атомная подлодка для специальных операций USS "Halibut" (Палтус). Бывший ракетоносец был основательно модернизирован и насыщен "под завязку" океанологическим оборудованием: боковыми подруливающими устройствами, якорным устройством с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазной камерой, дальним и ближним боковыми сонарами, а также глубоководным буксируемым модулем «Fish», оснащенным фото-, видео-оборудованием и мощными прожекторами. Когда «Хэлибат» оказалась в расчетной точке, потянулись дни напряженной работы. Каждые шесть дней поднимали глубоководный аппарат, чтобы перезарядить в фотокамерах пленку. Тогда в бешеном темпе работала фотолаборатория (камера делала 24 кадра в секунду). И вот однажды на стол лег снимок с четко очерченным пером руля подводной лодки. «К-129» легла на дно океана по неофициальным сведениям в точке 38°5" с.ш. и 178°57" в. д. (по другим данным - 40°6" с. ш. и 179°57" в. д.) на глубине 16 500 футов. Точные координаты местонахождения "К-129" до сих пор являются государственным секретом США. После обнаружения «К-129», «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи снимков советской субмарины. Первоначально планировалось с помощью телеуправляемых подводных аппаратов вскрыть корпус «К-129» и извлечь нужные американским спецслужбам материалы с борта субмарины без подъема самой лодки. Но в ходе миссии «Хэлибат» было установлено, что корпус «К-129» разломлен на несколько крупных фрагментов, что давало возможность поднять целиком интересные для разведчиков отсеки с пятикилометровой глубины. Особую ценность представляла носовая часть «К-129» длиной 138 футов (42 метра). ЦРУ и ВМС обратились за финансовой поддержкой в конгресс, конгресс - к президенту Никсону, и проект AZORIAN стал реальностью. Фантастический проект потребовал специальных технических решений. В апреле 1971 г. на верфи Shipbuilding Dry Dock Со. (Пенсильвания, Восточное побережье США) было заложено судно MV Hughes Glomar Explorer. Исполин, полным водоизмещением 50.000 тонн, представлял собой однопалубное судно с «центральной прорезью» над которой размещалась гигантская А-образная вышка, кормовым расположением машинного отделения, носовой двухъярусной и кормовой четырёхъярусной надстройками. Почти треть судна занимал «Лунный бассейн» размерами 60, 65 х 22, 5 х 19, 8 м, который служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки. Заполненный водой, он выглядел, как гигантский плавательный бассейн, если не считать краны на каждом углу. Снизу бассейн закрывался створками с резиновыми уплотнителями. По диаметральной плоскости, в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи. Они напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение наблюдателей этого странного судна, что им на первых порах удалось. Так, 11 мая 1975 г. в журнале «Парад» была помещена фотография судна "MV Hughes Glomar Explorer" с утверждением, что эти колонны опираются на дно. Позже анализ зарубежных публикаций позволил советским специалистам определить их истинное назначение. Контракт на проектирование судна ЦРУ заключило с компанией Hughes Tool Со. Выбор этой фирмы был не случаен. Именно ее глава Говард Хьюз, миллиардер и авантюрист, лучше всех подходил для роли главного организатора и творца этой амбициозной затеи. Именно у Хьюза были созданы первые лазеры, а затем первые американские искусственные спутники. Системы наведения ракет, трехмерные радары - все это производили компании Хьюза. В 1965-1975 гг. контракты с МО США только компании Hughes Aircraft составляли 6 млрд. долл. В это же время, на верфях National Steel Shipbuilding Corp. в Сан-Диего (Калифорния, Зап. Побережье США) строилась баржа НМВ-1 (Hughes Marine Barge) и глубоководный захват Clementine. Подобное рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции. Даже инженеры, напрямую задействованные в проекте, по отдельности не могли понять назначение этих устройств (корабля, захвата и баржи). После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000-мильный круиз в обход м. Горн и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, вдали от любопытных глаз, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом. Баржу медленно погрузили и зафиксировали на глубине 30 м, над ней встал «Гломар Эксплорер»; створки его центрального разъема раздвинули и две колонны опустили в воду; в это время крыша баржи открылась, и колонны, как китайские палочки при еде, переместили "Клементину" внутрь судна - в «Лунный бассейн». Как только захват попал на борт корабля, были закрыты массивные подводные створки и откачана вода из внутреннего бассейна. После этого на судне началась огромная, невидимая для постороннего глаза, работа по монтажу захвата, присоединения всех кабелей, шлангов и датчиков. Холодное лето 1974 года, впадина севернее острова Гуам в западной части Тихого океана. Глубина 5000 метров...Каждые 3 минуты краном подается секция длиной 18,2 м. Всего таких секций 300, каждая прочна, как ствол орудия. Опускание и подъем глубоководного захвата «Клементина» происходят с помощью трубной колонны - подъемной трубы, длиной 5 километров. Каждая секция трубы имеет коническую нарезку, секции тщательно вворачивается друг в друга, пазы обеспечивают надежное запирание всей конструкции. За действиями «Гломар Эксплорер» с интересом наблюдали советские моряки. Сама цель операции для них не ясна, но факт проведения глубоководных работ посередине Тихого океана вызывал у командования ВМФ СССР подозрение. В результате технических неполадок в ходе подъёма лодки её корпус разломился и бóльшая часть снова затонула, окончательно разрушившись при контакте с грунтом, на борт «Гломар Эксплорер» была поднята лишь носовая секция. Хотя официальная информация остаётся засекреченной, исследователи полагают, что баллистические ракеты, кодовые книги и другое оборудование осталось на дне, поэтому считается, что цели операции не были достигнуты в полной мере. Находившиеся неподалеку Корабль измерительного комплекса «Чажма» и спасательный буксир СБ-10 доставили янки немало хлопот. Из опасений, что русские возьмут «Гломар Эксплорер» штурмом, пришлось завалить ящиками вертолетную площадку и поднять на ноги весь экипаж. Тревожные данные поступили из «Лунного бассейна» - обломки лодки радиоактивны, очевидно разрушился один из ядерных зарядов. «Клементина» с частями «К-129» поднимается на борт судна, «Гломар Эксплорер» и уходит со своей добычей на Гавайи... Некоторые события, имеющие отношение к проекту В октябре 1992 г. Директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Б. Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел 6 советских подводников из экипажа «К-129». Троих из них: торпедиста матроса В. Костюшко, старшего гидроакустика матроса В. Лохова и старшего торпедиста матроса В. Носачева удалось опознать по документам. Тела всех шестерых поместили в контейнер (останки были радиоактивны). Затем с соблюдением советского военно-морского ритуала погребения, 4 сентября 1974 года, под молитву капеллана на русском и английском языке и под гимны СССР и США, контейнер опустили в океан. К чести янки, церемония была проведена искренне и с уважением к советским морякам. В конечном итоге, США получили серьезный козырь в Холодной Войне, а проект «Азориан» стал выдающимся достижением морской инженерии ХХ века. В г. Черемхово Иркутской области установлен памятник подводной лодке К-129.

В 1999 году на телеканале НТВ состоялась премьера фильма Евгения Киселева «Тайна гибели К-129». Его телеверсия была практически целиком основана на материалах американской телекомпании «Соналист студиоз». В американской версии, созданной в 1998 году, лента называется «Проект Дженифер» и посвящена 25-летию операции ЦРУ по подъему советской ракетной субмарины с пятикилометровой глубины. Сама же гибель К-129 интересовала американцев лишь постольку, поскольку без нее нельзя было обойтись.

Историк Александр Мозговой постарался по-своему собрать и выстроить в логическую цепочку фрагменты той истории. И вот что у него получилось.

И по сей день непонятно, что же произошло на борту К-129. Основных версий его гибели три. Первая — экипаж не справился с управлением и лодка ушла за предельную глубину погружения. Вторая — на борту К-129 произошла техническая авария, переросшая в катастрофу. Третья (ее придерживаются большинство российских военно-морских специалистов) — советская лодка погибла в результате столкновения с американской субмариной, которая вела преследование К-129.

Название той субмарины — «Суордфиш» («Меч-рыба»). Как доложили наши разведчики, через несколько дней после исчезновения К-129 «Суордфиш» была замечена в японском порту Йокосука с поврежденными перископом, рубкой и носовой частью. При ремонте субмарины принимались чрезвычайные меры секретности.

При этом стоит заметить, что «Суордфиш» — не рядовая лодка американского флота. Она была приписана к немногочисленному отряду субмарин, предназначенных для участия в специальных разведоперациях против СССР. В 1961 году на Дальнем Востоке «Меч-рыба» уже сталкивалась с советской дизельной подводной лодкой С-176. Но тогда обе лодки отделались лишь легкими вмятинами.

Американцы и по сей день отвергает версию столкновения К-129 с какой-либо из своих субмарин. Представители командования ВМС США утверждают, что в момент гибели К-129 поблизости не было ни одной американской подлодки. Это, дескать, вытекает из записей в вахтенных журналах.

Но не будем наивны. Записи в вахтенных журналах при необходимости несложно и подделать. Так, например, после столкновения в Баренцевом море 15 ноября 1969 года атомной подводной лодки ВМС США «Гетоу» с советским ракетным атомоходом К-19 командир американской субмарины Лоуренс Букхард получил приказ от командования составить фальсифицированный отчет о походе и внести соответствующие «поправки» в вахтенный журнал.

Кроме того, американцы знали, где искать К-129. Спрашивается: откуда? В некоторых источниках указывается, что американцы, дескать, засекли подводный взрыв в Тихом океане с помощью своих акустических станций и вычислили координаты катастрофы.

Однако при возможностях даже современной техники эта задача посложнее поисков иголки в стоге сена. Так, например, в начале 90-х годов флоты НАТО провели эксперимент по обнаружению подводной лодки в Норвежском море с помощью системы СОСУС, включающей и комплекс «Цезарь», прошедший к тому времени пять модернизаций. В итоге компьютер определил координаты субмарины в акватории, образующей эллипс, оси которого составляли 216 на 90 км!

А в 1968 году на Тихом океане системы СОСУС в современном понимании не существовало. С 1954 года — сначала в Атлантике, потом в Тихом океане — Соединенные Штаты только начали развертывать цепь стационарных гидрофонов «Цезарь», предназначенных для обнаружения подводных лодок на дистанции до 100 миль, при этом вероятная ошибка составляла до 40 миль.

О низкой эффективности целеуказания стационарных комплексов, имевшихся в распоряжении ВМС США в 1968 году, свидетельствуют и длительные поиски американским флотом атомной подводной лодки «Скорпион», затонувшей в мае того же года в Атлантике у Азорских островов.

Да, стационарные гидрофоны «выдали» координаты места катастрофы. Они охватывали акваторию площадью 144 квадратные мили. Так что пришлось задействовать еще несколько десятков надводных кораблей и подводных лодок, а также поисковых самолетов, прежде чем «Скорпион» обнаружили на глубине 3047 м к юго-западу от Азорских островов. На значительном расстоянии, между прочим, от точки, указанной гидрофонами.

Итак, получается, в США знали, где искать К-129. Знали, и что на ней искать. Несомненную ценность представляли новейшее ракетное и торпедное вооружение, системы навигации и коды для связи с командованием, хранившиеся в бортовом сейфе.

А главное, американские специалисты хотели знать принципы сжатия информации в микросекундные импульсы, «выстреливаемые» с наших подлодок. Аппаратура аналогичного предназначения имелась и у американского флота. Но у русских она действовала по какому-то неведомому алгоритму.

Оставалось найти способ поднять лодку с рекордной глубины. И вот тут ЦРУ затевает весьма хитроумную операцию под кодовым названием «Дженифер».

После фильма «Авиатор» многие и в нашей стране узнали об эксцентричном мультимиллионере Говарде Хьюзе, роль которого сыграл Леонардо ди Каприо. В США же о его выходках было известно давным-давно.

Вот его-то именем и решило прикрыться ЦРУ. Дескать, Хьюзу взбрело в голову заняться подъемом с океанского дня древних сокровищ, а также промышленных конкреций, которые могут содержать ценные минералы. Для этого он решил построить уникальное судно-кран «Гломар эксплорер», специально разработанное для подъема предметов с рекордных глубин.

Но пока судно строилось, следовало все же проверить и уточнить информацию о местонахождении затонувшей К-129. С этой целю использовали специально оборудованную атомную подлодку «Хэли-бат». В 1965 году субмарина была снабжена новейшей акустической, электронной, фото- и видеоаппаратурой, мощнейшим компьютером «Юнивак-1124». «Хэлибат» оснастили также телеуправляемыми мини-подлодками, способными погружаться на большую глубину и передавать по кабелю обитателям «Норы летучей мыши» картинки с морского дна. Кроме того, у этих аппаратов имелись «клешни» для захвата с глубин различных предметов.

Вот эту-то спецсубмарину и направили на поиски советского «Гольфа» — так в НАТО называли советские подлодки проекта 629, к числу которых относилась и К-129.

Даже зная координаты катастрофы, экипаж «Хэлибат» потратил несколько недель на поиски. Каждые шесть дней поднимали глубоководный аппарат, чтобы перезарядить в фотокамерах пленку. И снова дни томительного ожидания.

И вот однажды на стол командира лег снимок с четко очерченным пером руля подводной лодки. Это была К-129. После ее обнаружения «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи кадров советской субмарины, лежащей на пятикилометровой глубине.

Камера запечатлела пролом шириной в десять футов (около трех метров) сразу за рубкой. Кроме того, оказались сильно поврежденными две кормовые ракетные пусковые установки в ограждении рубки. У них были сорваны крышки. Ближняя к корме шахта сильно погнута, а головная часть у ракеты отсутствовала. Не было боеголовки и у второй ракеты. Нетронутой осталась только третья пусковая установка — та, что ближе к носу.

Получив необходимую информацию, американцы могли приступать к подъему К-129. Поначалу, правда, специалисты военно-морской разведки США собирались извлечь необходимые американским спецслужбам материалов с борта русской субмарины без подъема самой лодки. Предполагалось с помощью телеуправляемых подводных аппаратов «вскрыть» корпус «Гольфа», использовав для этого небольшие заряды пластиковой взрывчатки. Эксперименты подтвердили такую возможность.

Но ЦРУ уже взяло вожжи в свои руки. Разведчики решили, что надежнее будет поднять всю лодку. Для этого и было построено уникальное судно «Гломар эксплорер», оснащенное некими гигантскими клещами, которые могли зажать корпус субмарины и поднять его со дна на поверхность.

Правда, в некоторых источниках указано, что «лунный бассейн» — огромное, открывающееся с днища помещение в корпусе «Гломар эксплорер», куда требовалось затащить К-129, — имел длину чуть более 60 метров, тогда как длина русской субмарины — 100 метров. И, стало быть, целиком подлодка туда никак не поместилась бы. Но к тому времени в ЦРУ знали, что корпус К-129 разломлен на две, а то и на три части. И поднимать собирались лишь носовую часть.

Таким образом, летом 1974 года 172 человека на суперсекретном судне выходят в Тихий океан. Вскоре они приходят в заданную точку и 4 июля — в День независимости США — стабилизируются над лодкой с помощью системы динамического позиционирования. Можно пускать в ход уникальное оборудование.

Сначала были свинчена штанга из 600 труб. Этим своеобразным щупом специалисты хотели удостовериться, что «Гломар эксплорер» находится как раз там, где нужно.

После этого в днище корабля распахнулись тяжелые двери и вниз стали опускаться две гигантские клешни, массой по 2000 т каждая.

Люди и машины работали круглые сутки. И на третий день работы клешни достигли морского дна. Оставалось самое сложное — захватить ими добычу и поднять ее наверх.

Вот клешни захватили носовую часть субмарины и потянули ее вверх. Невиданный груз как бы сопротивляется подъему — нижняя часть подлодки засосало донным илом. Наконец по всей конструкции пробегает дрожь — дно отпустило свою добычу.

Начался медленный, осторожный подъем: 200 футов, 500, 1000... Подлодка поднялась уже на две мили, пройдя две трети расстояния до поверхности, когда надломилась одна из клешней. Часть груза вываливается из захвата, разламываясь по трещине, глубоко рассекшей весь корпус. Из пусковой установки вываливается одна из ракет и падает вниз. Операторы сжались на своих рабочих местах: а ну как ядерная боеголовка рванет? Конечно, они знали, что теоретически такое весьма маловероятно. Но одно дело теория, а другое практика...

Медленно текли секунды... Наконец все облегченно вздохнули — судя по расчетам, ракета уже достигла дна, взрыва не последовало. Можно продолжать подъем.

Но тут с мостика последовала новая тревожная весть: надвигается ураган.

Подъем пришлось ускорить, насколько это возможно. И вот наконец желанная добыча оказывается в «лунном бассейне», тяжелые донные ворота закрываются. «Гломар эксплорер» трогается с места. Уникальная, рекордная в своем роде операция, повторить которую никому не удалось до сих пор, закончена.

Ну, а нам с вами осталось ответить на последний вопрос, касающийся этой истории. Неужто наши специалисты не попытались что-либо сделать, чтобы помешать американцам?

Ответ будет таким.

Когда произошла катастрофа, американцы прислали нам запрос: не ваша ли подлодка взорвалась? На что чины из Генштаба ВМФ СССР тут же поспешили откреститься: знать ничего не знаем и знать не желаем... Похоже, там и в самом деле не знали, где К-129 и что с нею случилось.

Однако, официально отказавшись, мы потеряли тем самым и все юридические права на свою бывшую собственность. Теперь, по морским законам, она доставалась тому, кто ее достал. Видимо, наши специалисты никак не могли поверить, что подлодку можно достать с 5-километровой глубины.

Тем не менее кое-что наши спецы все-таки подозревали. Иначе с чего это бы в конторе Говарда Хьюза случилась странная кража. Странная потому, что воров почему-то мало интересовали материальные ценности, а все больше документация, касавшаяся судна «Гломар эксплоер».

После этого, говорят, на территорию советского посольства было подброшено письмо, из которого следовало, что в штаб-квартире Хьюза затевается весьма странная акция.

Наши стали следить за странным судном. И когда оно вышло в море, за ним издали наблюдали наши корабли.

Когда наши специалисты поняли, что за добыча досталась американцам, последовал запрос по дипломатическим каналам. Дескать, чем это вы там занимались? На что последовал вежливый ответ: мы же вас запрашивали, а теперь какое вам дело?

И окончательно заткнул рот нашим чинам в октябре 1992 года тогдашний директор ЦРУ Роберт Гейтс. Посетив Москву, он передал президенту Борису Ельцину видеопленку с записью процесса захоронения шести трупов советских моряков, найденных в поднятой части подлодки, по всем правилам морского кодекса — под гимн Советского Союза, при приспущенных флагах СССР и США.

Как говорится, и на том спасибо, поскольку до этого экипаж подлодки числился без вести пропавшим. А тут появилась официальная возможность признать моряков погибшими и начать платить их вдовам и детям положенные в таких случаях пенсии.

И, наконец, в сентябре 1998 года в Морском Никольском Богоявленском собор Санкт-Петербурга была отслужена панихида по погибшим в годы холодной войны морякам К-129, американских подводных лодок «Трешер» и «Скорпион». На поминальную траурную церемонию собрались их родственники, российские и американские ветераны-подводники. Был в их числе и Кларенс Мур, руководивший поисками корпуса К-129. После панихиды с нему подошла Ирина Георгиевна Журавина, вдова старпома с К-129, и попыталась узнать какие-то подробности о той операции. Но бывший командир американской субмарины сначала делал вид, что не понимает вопросов, а потом сказал прямо: «Извините меня, мэм, но я связан присягой...»

Памятник экипажу К-129(пр.629А) в Вилючинске.

Обречённые на безвестность
Братская могила - океан

24 февраля 1968 года дизельная подводная лодка Тихоокеанского флота с экипажем более 100 человек и тремя баллистическими ракетами на борту, вышла в Тихий океан на боевую службу и... исчезла.

Советская пресса хранила гробовое молчание, и даже морским офицерам Тихоокеанского флота было запрещено вести какие-либо разговоры на эту тему.

Между тем с начала марта по май 1968 года проводилась невиданная по размаху и секретности поисковая операция, в которой были задействованы десятки военных кораблей, суда морского и рыболовного флота, самолёты и вертолёты. Однако не удалось обнаружить ни лодку, ни каких-либо признаков катастрофы.

Взрыв от разрушения корпуса лодки на глубине был зафиксирован донными акустическими системами ВМС США. Затопление «К-129» около острова Гуам замечено с орбиты американским спутником-шпионом. Таким образом, командование ВМС США и ЦРУ практически сразу получили сведения о точном месте гибели подводной лодки:
40°00" с.ш. и 180°00’ в.д. Впрочем у этой осведомленности могли быть и другие корни. Среди множества существующих сегодня версий о причине гибели «К-129» одна заслуживает особого внимания: возможно лодка столкнулась с американской субмариной слежения. Это могла быть «Суордфиш» (типа «Скейт»), которая через три дня после гибели «К-129» прибыла на базу в Йокосука (Япония) с повреждением ограждения боевой рубки. В этом случае американцы, естественно, просто не могли не знать точных координат.

В июне 1968 года, убедившись, что советские спасательные службы прекратили поиски погибшей лодки, ВМС США и ЦРУ приступили к осуществлению секретной операции по обнаружению и подъёму «К-129». Их интерес был очевиден: получить доступ к советским баллистическим ракетам, шифрам, кодам, системам связи, управления, технологиям строительства прочного корпуса и т.п.

Дизельных подводных лодок проекта 629 (по классификации НАТО - «GOLF») в Советском Союзе было построено 23 единицы. Головная «К-96» вступила в состав ВМФ в декабре 1959 года. Корабли этого проекта имели следующие тактико-технические данные:

Водоизмещение - 3 533 тонн

Длина - 98 метров

Глубина погружения - 300 метров

Дальность плавания - 27000 миль

Автономность - 70 суток

Экипаж - 59 человек

Количество ракет - 3

В ВМФ СССР пришли к убеждению, что лодка затонула и экипаж погиб. Родственникам подводников сообщили об их смерти, на территории базы подводных лодок заложили камень для установки памятника. Казалось бы, в деле навсегда поставлена точка. Но, как выяснится спустя шесть лет, не для всех.

В 1974 году военно-морские силы и ЦРУ США поднимут с глубины 5000 метров, так и не найденную тогда нами, «К129». Её обнаружило американское научно-исследовательское судно и, к удивлению специалистов, внешне субмарина почти не пострадала, хотя пережила взрыв, погружение на чудовищную глубину и удар о каменистый донный грунт.

Операция по подъёму с помощью поискового судна «Мизар» и судна «Гломар Эксплорер» со специальной баржей началась в мае 1974 года. Строительство огромного сооружения с мощными гидравлическими лапами для захвата лодки, корабля-базы, для осуществления подъёма лодки, а также подготовка персонала, велись в условиях строжайшей секретности. Настоящая цель длительных приготовлений во всей Америке была известна лишь троим - Президенту Ричарду Никсону, директору ЦРУ Уильяму Колби и финансирующему миллиардеру Ховарду Хьюзу. Стоимость операции составила более полумиллиарда долларов, подъём длился 40 суток.

Журнал «Тайме». Все началось с ЧП. В марте 1968 года в северо-западной части Тихого океана советская подводная лодка всплыла для подзарядки батареи.
Произошёл взрыв, причиной которого, возможно, стала искра, воспламенившая газы в корпусе. Прежде чем кто-либо из экипажа успел спастись, лодка погрузилась на дно океана, на глубину примерно трёх миль. ВМС США удалось засечь, используя соответствующую аппаратуру, последнюю агонию подводной лодки... Советский ВМФ был не столь удачлив. Группа советских кораблей вела поиск пропавшей лодки далеко от мест происшествия.

Советская пресса не сообщила своим читателям об обнаружении ЦРУ русской подводной лодки, хотя передачи «Голос Америки» последнее время не глушились. Причина замалчивания русской прессой этого факта, по мнению наших советских собеседников, следующая: это может вызвать антиамериканские чувства и отрицательно повлиять на процесс разрядки напряжённости. Ведь русский руководитель Леонид Брежнев должен приехать этим летом в Вашингтон для встреч с Президентом Фордом.

Есть и другие причины, объясняющие их молчание: обыкновение не сообщать о трагических событиях у себя. Советский Союз никогда публично не сообщал о гибели подводной лодки в 1968 году. Чтобы теперь заявить публичный протест против американской попытки поднять лодку, придется признать и сам факт её гибели.

В октябре 1992 года директор ЦРУ Р. Гейтс во время встречи с Б. Ельциным передал Президенту России материалы, касающиеся гибели «К-129». Гейтс информировал Президента, что летом 1974 года специально построенное американское судно водоизмещением 36 000 тонн подняло носовую часть советской подводной лодки, затонувшей в марте 1968 года в северном районе Тихого океана. В лодке были обнаружены останки шести погибших, трое из них имели удостоверения личности: Виктору Лохову, Владимиру Костюшенко и Валентину Носачёву в момент гибели было по 20 лет. Остальных опознать не удалось.

В апреле 1998 года я встретил в Санкт-Петербурге сына командира «К-129» капитана 1 ранга Владимира Ивановича Кобзаря.

«С 1982 года, - рассказал мне Андрей Владимирович Кобзарь, - я безуспешно пытаюсь получить хоть какую-нибудь информацию о судьбе отца. Неоднократно обращался в различные инстанции: в Московский горвоенкомат, в Главное управление кадров Министерства обороны с просьбой сообщить хотя бы ту информацию, которая рассекречена по прошествии стольких лет. В основном мне отвечали уклончиво. Неужели мы не имеем права знать правду?! Просил я и о том, чтобы мне передали на хранение, как дорогую память, отцовский орден „Красной Звезды“, который он не успел получить перед выходом в море в последний поход. И только в 1985 году, после обращения к Председателю Верховного Совета СССР просьба была удовлетворена...».

До сих пор имена и фамилии всех погибших неизвестны. По одним данным их было в составе экипажа 78, по другим - 105, по третьим - 129 ... И многие в Петропавловске - Камчатском и других российских городах до сих пор ждут своих пропавших без вести сыновей и братьев.

Обреченные на безвестность / Катастрофы под водой
uhlib.ru›istorija/katastrofy_pod_vodoi/p12.php

Указом президента Российской Федерации от 20 октября 1998 г. N 1285 посмертно награждён орденом Мужества.

В п. Рыбачий (город Вилючинск, Камчатка) именем В. И. Кобзаря названа улица.
vvc-site.narod.ru›…kobzarj-vladimir-ivanovich.htm

Задача данной статьи - выяснить причину гибели командира «К-129» капитана 1 ранга ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА КОБЗАРЯ по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения.

11 26 28 37 38 55 84 87 99 100 105 115 128 138 155 165 168 169 183 198 201 211 235
К О Б З А Р Ь В Л А Д И М И Р И В А Н О В И Ч
235 224 209 207 198 197 180 151 148 136 135 130 120 107 97 80 70 67 66 52 37 34 24

3 15 16 21 31 44 54 71 81 84 85 99 114 117 127 151 162 177 179 188 189 206 235
В Л А Д И М И Р И В А Н О В И Ч К О Б З А Р Ь
235 232 220 219 214 204 191 181 164 154 151 150 136 121 118 108 84 73 58 56 47 46 29

КОБЗАРЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ = 235 = 115-ЗАХЛЁБЫВАНИЕ + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ.

235 = 136-СМЕРТЬ ОТ... + 99-ЗАХЛЁБЫВАН\ ия \.

235 = 117-ВОДНАЯ СРЕДА + 118-УТОПЛЕНИЕ.

235 = 118-УТОПЛЕНИЕ + 117-\ 70-ВОДНАЯ + 47-СРЕДА \.

235 = 128-ОТ ГИПОКСИИ + 107-БЕЗДЫХАНЕН.

235 = 118-УТОПЛЕНИЕ + 117-В ВОДНОЙ СРЕДЕ.

235 = 121-УТОПЛЕНИЕ В... + 114-ВОДНОЙ СРЕДЕ.

235 = 183-УТОПЛЕНИЕ В ВОДНОЙ + 52-СРЕДЕ.

235 = 181-ПРЕКРАЩЕНИЕ ЖИЗНИ + 54-В МОРЕ.

235 = 130-ПРЕКРАЩЕНИЕ + 105-ЖИЗНИ В МОРЕ.

У нас есть в запасе ещё некая внутренняя, "глубинная" расшифровка кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Сумма кодов букв, вошедших в код ПОЛНОГО ИМЕНИ три и более раз:

А=1 + В=3 + И=10 + И=10 = 24 = ВОДА.

Сумма кодов букв, вошедших два и более раз:

О=15 + О=15 А=1 + А=1 + А=1 + Р=17 + Р=17 + В=3 + В=3 + В=3 + И=10 + И=10 + И=10 + И=10 = 116.

116 = 70-ВОДНАЯ + 46-СРЕД\ а \.

235 = 116-ВОДНАЯ СРЕД\ а \ + 119-ЛИШЁН ЖИЗНИ.

Рассмотрим предложение ЛИШЁН ЖИЗНИ - оно состоит из кодов букв, вошедших в код ПОЛНОГО ИМЕНИ только один раз:

11 13 22 51 63 68 81 95 119
К + Б + З + Ь + Л + Д + М + Н + Ч
119 108 106 97 68 56 51 38 24
Читаем:

22-ЛИ + 97-ШЁН ЖИЗНИ; 51-ЖИЗНИ + 68-ЛИШЁН; 63 = ЖИЗНИ Л + 56-ИШЁН; 68-ЛИШЁН + 51-ЖИЗНИ; 95-ЛИШЁН ЖИЗ + 24-НИ.

189 = 119-ЛИШЁН ЖИЗНИ + 70-ВОДНАЯ
________________________________________
47 = СРЕДА

189 - 47 = 142 = 119-ЛИШЁН ЖИЗНИ + 23-ВОД\ а \.

Смотрим столбец в нижней таблице:

99 = ВОСЬМОЕ = ЗАДЫХАНИЕ В \ море \
_________________________________________________
150 = ВОСЬМОЕ МАРТА = ЗАДЫХАНИЕ В МОРЕ

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 123-ТРИДЦАТЬ + 66-СЕМЬ = 189 = КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОД\ ание \.

235 = 189-ТРИДЦАТЬ СЕМЬ + 46-ТРИ\ дцать... \.

189 - 46 = 143 = КОНЧИНА В МОРЕ.

Смотрим столбец во второй таблице:

189 = ТРИДЦАТЬ СЕМЬ = КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОД\ ание \
_______________________________________________________
47 = ПОГИБ = ...ОЛОД\ ание \

8 марта 1968 года при невыясненных до сих пор обстоятельствах в северной части Тихого океана в районе Гавайских островов погибла советская дизель-электрическая подводная лодка «К-129» из состава Тихоокеанского флота.

Она была построена на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре (ныне Амурский судостроительный завод), вступила в строй 31 декабря 1959 года, а 2 февраля 1960 года вошла в состав Тихоокеанского флота. «К-129» имела водоизмещение около 2900 тонн, глубину погружения - 300 метров, была вооружена тремя ракетами Р-21 с ядерными боеголовками и шестнадцатью торпедами, в том числе двумя с ядерной боевой частью. В 1967 году подводная лодка прошла модернизацию.

24 февраля 1968 года «К-129» под командованием капитана первого ранга Владимира Кобзаря вышла из бухты Крашенинникова в Тихий океан на боевую службу. Для подводной лодки это был внеплановый выход по приказу командования, так как всего за полтора месяца до этого она вернулась из планового похода. Многих из 98 членов ее экипажа вызвали из отпусков или отдыха в санатории флота. Недостающий состав вынужденно доукомплектовали с других подводных лодок. Кроме того, на борт приняли группу матросов-учеников.

В течение 12 суток «К-129» осуществляла задачи патрулирования в районе Гавайских островов. Возвращение подводной лодки в пункт базирования планировалось на 5 мая.

8 марта 1968 года «К-129» должна была дать контрольное радиодонесение, но подводная лодка не ответила на радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Была надежда, что она дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, но через две недели связь с подводной лодкой так и не восстановилась.

Началась крупная поисковая операция. В океан были направлены самолеты, боевые корабли, вспомогательные суда. На протяжении 70 дней три десятка кораблей Тихоокеанского флота обследовали весь маршрут «К-129» на протяжении от Камчатки до Гавайев. На всем пути брались пробы воды на радиоактивность. Ни лодки, ни следов катастрофы обнаружено не было. Нашли только масляное пятно, оказавшееся соляровым, дизельным. Но точно кому оно принадлежало, как и в каком месте попало в воду, определить не удалось.

Родным пропавших без вести моряков из экипажа «К-129» были разосланы скорбные извещения, где в графе «причина смерти» значилось «признать умершим». Факт исчезновения подводной лодки военно-политическое руководство СССР был засекречен, «К-129» была исключена из состава Военно-морского флота.

Несмотря на то, что поиски «К-129» осуществлялись в режиме строжайшей секретности, американские военные засекли массовое скопление советских кораблей и авиации в Тихом океане и заподозрили, что идет операция по поиску затонувшей подлодки.

Официальный отказ правительства СССР от затонувшей «К-129» привел к тому, что с точки зрения международного права она стала «бесхозным имуществом». Таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем.

Благодаря акустической системе наблюдения США очень быстро обнаружили район гибели «К-129». Для обследования предполагаемого района гибели «К-129» было направлено специальное судно ВМС США «Мизар» (Mizar), оборудованное новейшей гидроакустической аппаратурой, системами подводного телевидения, магнитного траления и исследования дна, а также подводная лодка «Халибат» (Halibut) с необитаемыми глубоководными аппаратами.

После долгой кропотливой работы им удалось обнаружить советскую лодку и сделать более 20 тысяч снимков ее корпуса. «К-129» лежала на дне на глубине более пяти километров. По фотографиям определили характер повреждений, полученных лодкой. Внешне она почти не пострадала от падения на такую глубину и удара о грунт. Фотокамера запечатлела только пролом в 30 метров сразу за рубкой. По другим источникам, корпус «К-129» был разломлен на несколько крупных фрагментов. Сильно поврежденными оказались две кормовые ракетные пусковые установки, у которых были сорваны крышки шахт. У обеих ракет отсутствовали головные части.

Неповрежденной была лишь третья пусковая установка, та, что ближе к носу.

После изучения фотографий затонувшей советской подлодки США решили осуществить ее подъем, хотя судоподъемные операции с подобной глубины еще никогда в мире не осуществлялись.

Для подъема лодки с такой глубины американцы построили специальное судно «Хьюз Гломар Эксплорер» (Hughes Glomar Explorer) с уникальным оборудованием.

Операция по подъему затонувшей подлодки проходила с июля по август 1974 года в условиях строжайшей секретности. Судно «Хьюз Гломар Эксплорер» было замаскировано под шельфового разведчика. Подводную лодку удалось захватить гидравлическими клещами, после чего начался медленный ее подъем. Далее в американских источниках сообщается о том, что на половине пути к поверхности три захвата отломились. Корпус подлодки, не имея должной опоры, вскоре также переломился по линии трещины в конце центрального отсека, и кормовая часть упала обратно на дно. Возможно, лодка уже на дне лежала разломанная на части, так как длина американской затопляемой док-камеры была меньше длины всей «К-129». Американские газеты сообщали о том, что было поднято около 30 метров от 100-метровой лодки, а представители ВМС США говорили только о 13 метрах, но это могло быть дезинформацией для сокрытия того, что все-таки попало в руки Центрального разведывательного управления (ЦРУ). Точные данные о том, что подняли американцы, отсутствуют.

В американских средствах массовой информации проходила информация о том, что подняли все части подводной лодки, а сообщили лишь о носовой, где были найдены тела шести советских подводников. Останки погибших моряков поместили в контейнер, так как они были радиоактивны. Позже они были погребены американцами в Тихом океане согласно церемониалу ВМФ СССР. В октябре 1992 года во время визита в Москву директор ЦРУ Роберт Гейтс передал президенту России Борису Ельцину кинопленку с записью церемонии погребения тел советских подводников.

Истинная причина гибели «К-129» так и не была установлена. Существует несколько версий, среди них - взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, большое поступление воды внутрь прочного корпуса из-за несовершенства устройства подачи воздуха к дизелям, работающим в перископном положении, или частично через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другой подводной лодкой или кораблем.

В 1995 году группа кораблей Тихоокеанского флота совершила заход в точку гибели экипажа «К-129» и отдала воинские почести погибшим подводникам. 20 октября 1998 года весь экипаж подводной лодки «К-129» был посмертно награжден орденами Мужества.

Одна из улиц Рыбачьего, являющегося микрорайоном города Вилючинска (Камчатский край) и местом, где базируются подводные лодки Тихоокеанского флота России , названа именем командира ракетоносца Владимира Кобзаря. В Рыбачьем установлены памятные мемориальные плиты, на которых занесены фамилии подводников экипажей подводных лодок К-129 и К-429, погибших при выполнении боевых задач (АПЛ К-429 затонула 24 июня 1983 года). В базе подводных сил ТОФ в городе Вилючинске был установлен памятник экипажу погибшей «К-129».