Уравнение динамики колебательного движения. Банк готовых задач. Уравнение движения математического маятника

>>История: Римская семья, нравы и религия

50. Римская семья, нравы и религия

1. Римская семья.

Слово "семья" по-латыни означает "фамилия". В Риме семья считалась важнейшей ячейкой общества. Положение человека зависело от того, в какой семье он родился. Семья владела собственностью. В семье осуществлялось воспитание детей.

Во главе фамилии стоял отец, обладающий полной властью над женой, детьми, домочадцами. Отец мог судить, наказывать и даже казнить их. Однако, как правило, от отца семейства обычай требовал не жестокости, а строгости и справедливости. В состав фамилии входили отец. его жена - мать семейства, дети, жены и дети взрослых сыновей, а также рабы. Когда отец умирал, cын становился главой новой семьи. Близкая по крови группа семей образовывала римский род. Мать семейства пользовалась почетом и уважением. Замужнюю римлянку называли матроной. Перед ее авторитетом склонялись даже взрослые сыновья. Мать семейства охраняла нравственные устои фамилии, следила, чтобы поведение всех ее членов было достойным, отвечало римским обычаям. Ее заботой было приумножение не только благосостояния семьи, но и общественного уважения к ней.

Дети в римской семье воспитывались в строгости. Они должны были выказывать родителям уважение и преданность. Когда ребенок рождался, его обмывали и клали к ногам отца. Признавая ребенка своим, отец поднимал его на руки. Так ребенок становился членом фамилии. На 9-й день после рождения ребенку давали имя. Во время церемонии наречения именем на него надевали особый амулет - буллу, который должен был защитить от злых духов. В 14 лет мальчика признавали взрослым. Его приводили на форум, где в торжественной обстановке с него снимали детскую буллу и впервые надевали на него одежду взрослого. После этого молодой человек считался полноправным римским гражданином .

2. "Отеческие нравы".

Каждый римлянин должен был быть настоящим гражданином. Служение республике являлось высшим долгом и достоинством римлянина. Римлянин был обязан беспрекословно следовать закону, уважать власть, защищать государство. "Я должен, следовательно, я могу" - таковым был девиз римских граждан.

Считалось неприличным выставлять напоказ свое богатство . Даже богачи жили просто, ели из деревянной и глиняной посуды. Знатные матроны и их дочери пряли шерсть, ткали и сами делали одежду, которую носили их мужья, братья и сыновья. Впоследствии римляне назвали нравы древней республики "отеческими" и не раз призывали вернуться к ним.

3. Римская религия.

В каждой семье имелись свои домашние боги - лары и пенаты. Они, как считали римляне, охраняли дом, здоровье и благополучие членов семьи. Их фигурки хранили в специальных помещениях, рисовали на стенах. В дни семейных праздников для ларов и пенатов выставляли еду.

Главными патрицианскими богами были Юпитер, Юнона и Минерва. Они соответствовали греческим Зевсу, Гере и Афине. Этим богам были воздвигнуты храмы на Капитолии. Главным римским святилищем был храм Юпитера Капитолийского. В честь Юпитера ежегодно устраивались Великие, или Римские, игры .

На Капитолии находился храм Юноны Советчицы (по-латыни - Монеты). При нем был двор, где чеканили металлические деньги. Отсюда пошло слово "монета", а двор стал называться монетным.

Главными плебейскими богами были Церера, Либер и Либера. Церера соответствовала греческой Деметре, Либер - Дионису, а Либера - Персефоне. Этим богам был построен храм на холме Авентин. Покровительницей латинов, в особенности простых людей, считалась богиня-охотница Диана, соответствующая греческой Артемиде.

Особым уважением пользовалась покровительница домашнего очага богиня Веста.

Римляне считали себя народом Марса - бога войны. В глубокой древности новый год в Риме начинался с марта - месяца, посвященного Марсу. В марте во время священной церемонии по Риму проносили 12 щитов своего божественного покровителя. 24 жреца - салия - из самых знатных патрицианских родов служили Марсу.

Италийским богом, воспринятым римлянами, был Янус. Янус - бог входа и выхода, дверей и ворот, прошлого и будущего. Он изображался с двумя лицами. Одно было устремлено вперед, другое - назад. В честь Януса назван месяц январь.

Сатурн - бог времени и в то же время бог земледелия, виноградарства, добрый правитель. С его правлением римляне связывали "золотой век", когда все люди жили в мире, согласии и благоденствии. В честь Сатурна в конце декабря устраивались веселые праздники Сатурналии с маскарадами и переодеваниями, детям дарили подарки и сладости.

У римлян было множество других богов и богинь, например богиня удачи Фортуна или бог лесов Сильван. Разные богини охраняли первый крик новорожденного, первый шаг ребенка.

Римляне не были охочи до сочинения поэм и занимательных историй о своих богах. Их отношение к богам можно назвать деловым. Они точно соблюдали все священные обряды, жрецы строго исполняли все священнодействия. Молитвы римлян были немногословны. За свои молитвы и жертвы римлянин хотел получить конкретный ответ от бога в виде свершения того, о чем молящийся просил.

У римлян существовали коллегии (объединения) жрецов. Главной же была коллегия понтификов, возглавляемая великим понтификом. Великий понтифик был главой всех римских жрецов, следил за их деятельностью, судил их и поучал.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Цели:

  • познакомить учащихся с важнейшими ценностями у древних римлян: религией, семьей и ее устройством;
  • сосредоточить внимание ребят на общих закономерностях возникновения религиозных верований;

Новые понятия: понтифик, фамилия, жертвоприношение, авгуры, атриум.

Оборудование урока: Карта «Рим в древности», программа урока для каждого ученика.

ХОД УРОКА

1. Текущий контроль знаний и умений

2. Повторение

1. Приведите в соответствие термины и определения:

1) патриции – а) «народный защитник», имеющий право остановить любые распоряжения властей или действия патрициев;
2) язычество – б) потомки основателей Рима;
3) республика – в) переселенцы из других областей Италии и завоеванных государств;
4) трибун – г) строй, при котором руководители государства избираются населением;
5) плебеи – д) вера в существование множества богов и поклонение им.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

2. Рим был основан: (Отметь галочкой правильный ответ)

а) в 753 г.н.э.; б) в 756 г. до н.э.; в) в 753 г. до н.э.

Правильный ответ – 1 балл.

3. Закончи схему:

Устройство Римской республики

3. Новый материал

Программа урока (у каждого учащегося)

– Приведите в соответствие термины и понятия:

1) язычество – а) служители богов;
2) жрецы – б) высшие жрецы у римлян;
3) понтифики – в) вера и поклонение множеству богов;
4) авгуры – г) семья у римлян;
5) фамилия – д) толкователи воли верховного бога Юпитера, важные жрецы.

Проверка, Выставление себе оценки.

Если ты набрал 12-11 баллов – «5»;
10-8 баллов – «4»;
7-5 баллов – «3»;
менее 5 баллов – постарайся лучше выполнять домашние задания по истории Древнего мира.

(Проверка производится сразу же).

Фронтальный опрос

– Что такое «республика?
– Было ли в действительности управление в Риме «общенародным делом»?

Работа на доске

– Подберите правильные окончания к выписанным на доске фразам из документа, рассказывающего о природе древней Италии.

1. Теперь обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия, наподобие острова…

2. Второе условие то, что большая часть ее берегов не имеет гаваней…

3. В-третьих, Италия расположена в различных климатических зонах

4. Почти во всю ее длину тянутся Апеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодоносные холмы…

5. Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных…

1. … соответственно которым там имеются разнообразные животные, растения и вообще все необходимые для человека предметы.

2. … окружена как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены труднопроходимыми горами.

3. … зато существующие гавани обширны и весьма удобны.

4. … так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств, плодов здесь произрастающих.

5. … так что нет такой части Италии, на долю которой не выпали бы удобства гор и равнин.

План изучения нового материала

1. Боги древних римлян.
2. Жрецы – служители богов.
3. Дом и семья в Древнем Риме.

1. Древние римляне строили храмы и приносили жертвы многим божествам, которых под другими именами чтили и древние греки: Богу – громовержцу, богу – повелителю морей, богине – любви, богине – мудрости, богу войны, божеству мира и многим другим. Самым древним божеством являлся Сатурн. В честь Сатурна установили праздник – Сатурналии. Бога чествовали все без исключения жители, и свободные и рабы. Имена римских богов сохранились в названиях месяцев: Юнона – богиня семьи и материнства – это июнь; Бог войны Марс – март; двуликий бог Янус – покровитель любого начала – январь.

– Как называется вера и поклонение множеству богов? (Язычество)
– Чем для римлян была религия? (Одной из главных ценностей)

2. Знакомимся с текстом учебника с. 237 (первые два абзаца).

– Как назывались высшие жрецы у римлян? (Понтифики)
– Что входило в их обязанности? (Следили за правильным исполнением обрядов и принесением жертв)
– Сколько их было человек? (Девять)
– Кто толковал волю верховного бога Юпитера? (Авгуры)

Запись в тетради новых слов – понтифики, жертвоприношения, авгуры.

3. У римлян первых веков все жилища состояли из одной комнаты – атриум, в течение нескольких столетий римский дом не имел дальнейшего развития.

На доске.

Запись в тетради нового слова: «атриум».

– Как в Риме называли семью? (Фамилия)
– Кого она включала в себя? (Всех, находившихся под властью господина, главы семейства)
– Чем для римлян была фамилия – семья? (Еще одной ценностью)

Запись в тетради нового слова: «фамилия»

4. Закрепление изученного материала

– Подведем итоги. В своих программах урока выполните задание 1 нового материала.

– Что было важнейшими ценностями у древних римлян?

5. Домашнее задание

– п. 44,
– Ответить на вопрос: сколько имен было у римских граждан и почему?

Выставление отметок