Бальмонт воспоминания о вечере в амстердаме

О тихий Амстердам!

По этим сонным водам,
По сумрачным мостам,
По окнам и по сводам
Домов и колоколен,
Где, преданный мечтам,
Какой-то призрак болен,
Упрек сдержать не волен,
Тоскует с долгим стоном,
И вечным перезвоном
Поет и здесь и там...
О тихий Амстердам!

Константин Бальмонт

Амстерда́м (нидерл. Amsterdam [ˌɑmstərˈdɑm]) — столица и крупнейший город Нидерландов. Является столицей королевства с 1814 года. Расположен в провинции Северная Голландия на западе страны в устье рек Амстел и Эй. Амстердам соединён Нордзе-каналом с Северным морем.

По состоянию на 1 января 2012 года население муниципалитета Амстердам составляет 801 847 человек, вместе с пригородами (городской округ) — 2,3 млн жителей. Амстердам является частью агломерации Рандстад, которая является 6-й по величине в Европе.

Название города произошло от двух слов: «Амстел» — название реки и «дам» — «дамба». В XII веке это была небольшая рыбачья деревня, но во временаЗолотого века Нидерландов Амстердам стал одним из наиболее значимых портов мира и крупным торговым центром.

Город является местом концентрации различных культур — в апреле 2009 года здесь проживали представители 177 национальностей.

Амстердам также является финансовой и культурной столицей Нидерландов. Здесь расположились штаб-квартиры 7 из 500 наиболее крупных мировых компаний, например, Philips и ING Groep. Также в центре города расположена старейшая в мире фондовая биржа.

В Амстердаме расположен главный офис Гринпис. (википедия)

Множество достопримечательностей: Рейксмюзеум, Музей Винсента Ван Гога, Городской музей, Эрмитаж на Амстеле, квартал красных фонарей (Де Валлен) — ежегодно привлекает в город около 4,2 миллиона туристов.


Фактически большая частьгорода уже несколько веков лежит ниже уровня Северного моря.


Нормальный амстердамский уровень_калиброванный столб,измеряющий уровень воды в Голландии на протяжении века.Чем выше уровень,тем опаснее ситуация.

В Стопере

Название «Stopera» образовано от слов stadhuis (нидерл.: ратуша) и opera (опера).

В 1979 году архитектор Вильгельм Хользбауер предложил объединить здания муниципалитета и оперного театра в один комплекс, чтобы Национальная балетная труппа и Опера Нидерландов имели общую площадку для выступлений.


Амстердам расположен на 90 остравах,разделённых каналами общей протяженностью около 100 км,и соединённых каменными мостами (около 400)

Каналы


Все, что от него осталось...


Универмаг "Магна Плаза"


Уставшее тело...И легковерная Правда спокойно уснула, слюни пустила и разулыбалась во сне,... хитрая Ложь на себя одеяло стянула,...

Построена в 1614 г.Первая протестанская церковь в Амстердаме

Возведена в 1512-м году,служила для защиты близлежащих верфей.Высота 48 м.


Улочки


Каналы


Просушка

1671 г.,лютеранская церковь.

Сингел — канал в Амстердаме, окружавший город в средние века. Сингел служил в качестве крепостного рва, окружавшего город, до 1585 года, когда Амстердам разросся за его пределы

Здание Де-Ваг (De Waag, или Waaggebouw), бывшие ворота Синт-Антониспоурт (1488). С 1615 года их использовали как помещение для взвешивания зерна, специй, какао и других товаров, а также корабельных якорей и артиллерийских снарядов. На втором этаже Де-Ваг располагались залы заседаний амстердамских гильдий — например, влиятельного цеха каменщиков святой Варвары, — а также анатомический театр, где с 1691 года работали члены гильдии хирургов под руководством доктора Тюлпа, большого знатока медицины и тюльпанов, взявшего псевдоним в честь своего любимого цветка (tulp по-голландски и значит «тюльпан»).

О тихий Амстердам, с певучим перезвоном
Старинных колоколен, тихий Амстердам!
Зачем я здесь, не там, зачем уйти не волен
К тебе, о тихий Амстердам?

К твоим церковным звонам,
К твоим немым затонам,
К твоим как бы усталым сонным берегам,
К загрезившим каналам с безжизненным их лоном,
С закатом запоздалым, Амстердам.

С закатом запоздалым, и ласковым, и алым,
Горящим здесь и там по сумрачным мостам,
По этим синим водам, по окнам и по сводам
Домов и колоколен, Амстердам.

Где, преданный мечтам,
Какой-то призрак болен,
Упрек сдержать не волен,
Здесь поет и там,
Тоскует с долгим стоном,
И вечным перезвоном —
О тихий Амстердам, о тихий Амстердам…

Константин Бальмонт

Амстердам – велосипедная столица Европы. Говорят, в Амстердаме велосипедов больше чем самих амстердамцев. Чтобы велосипеды не воровали, на них вешают специальные замки, которые могут стоить дороже самого велосипеда.

Бытует мнение, что голландцы – большие любители травки. Это миф, травка в основном — развлечение для туристов. Тем не менее правительство борется с употреблением наркотиков. С начала 2013 года в Голландии туристу не продадут гашиш и марихуану. Их могут купить только голландцы старше 18 лет. При этом в Нидерландах разрешено выращивание трёх-пяти кустов конопли для личного потребления.

Мое знакомство с Амстердамом началось от Центрального жедезнодорожного вокзала. Путешествовала я с группой туристов. Экскурсия у нас была пешеходная.

По пути, на каждом шагу нам попадались вот такие персонажи. С ними можно фотографироваться, но мы почти бежали — за день нам надо было очень много всего успеть.

В XIII веке на реке Амстел была построена дамба. Она постепенно укреплялась. В дальнейшем, она стала настолько широкой, что на ней образовалась площадь, которая и стала называться «площадь Дам».

Площадь Дам — туристическая зона. На площади всегда многолюдно.

Здесь есть что посмотреть: Королевский дворец, бывшая амстердамская ратуша, Новая церковь XV века, Музей восковых фигур Мадам Тюссо, Национальный монумент в память о жертвах Второй мировой войны, отель Краснапольский, универмаг Бьенкорф.

Королевский дворец

Новая церковь со стороны площади Дам

Национальный монумент в память о жертвах Второй мировой войны на фоне отеля Краснапольский

Знаменитый универмаг Бьенкорф

Музей восковых фигур Мадам Тюссо

Музей Мадам Тюссо в Амстердаме, открытый здесь в 1971 году – это один из филиалов знаменитого музея в Лондоне. Всего их 14 по всему миру. В 1991 году музей переехал в самое сердце города – на площадь Дам.

Мать Марии работала экономкой у доктора Филлипа Кертеса, который занимался изготовлением восковых копий людей. Раньше ведь не было фотографий, и поэтому его ремесло было очень востребованным. Он и научил Марию этому искусству. В 1777 году она создала первую свою фигуру (Вольтера). Затем последовали и другие работы – Жан Жак Руссо, Бенджамин Франклин. Вскоре, по работе с воском, она превзошла своего учителя. В 1794 году Филлип Кертис умер, и вся его коллекция перешла к его ученице. Так начиналась коллекция Марии Тюссо.
В 1802 году, во времена Французской революции, Мария Тюссо переезжает в Англию. Здесь в 1835 году и был открыт первый Музей восковых фигур на знаменитой Бейкер- стрит.

Фигуры словно живые. Их глаза удивляют своей реалистичностью. Волосы настоящие. Все шероховатости кожи, как у живых людей. Особенно поразили руки. А какие великолепные костюмы и платья сшиты на них. Изготовление восковых фигур действительно настоящее искусство.
Говорят, что первые восковые фигуры появились еще в Древнем Риме. Делают их и у нас в России.

Однажды я побывала на одной из выставок, колесящей по нашей стране. Экскурсовод нам рассказала, что изготовление восковых фигур очень сложная и дорогостоящая работа. Одна фигура изготавливается почти полгода. В ее изготовлении задействованы художники, историки, скульпторы, парикмахеры, программисты. Глаза заказываются в институте Святослава Федорова. Каждый волосок вплавляется в воск специальным инструментом, а их на голове несколько десятков тысяч. Стоимость восковой фигуры колеблется от пяти до нескольких десятков тысяч долларов. У нас можно заказать свою восковую копию. Говорят, желающих предостаточно. После такого рассказа мы по выставке ходили в полной тишине и с нежным трепетом к каждому экспонату.

Конечно, в Амстердаме, в музее Мадам Тюссо, ничего такого нам не рассказывали. Моему удивлению не было предела, когда я увидела, что здесь можно все фотографировать, обнимать любой персонаж, трогать все, что только захочется. Поразили толпы народа и отсутствие, как в наших музеях, смотрителей. Во всяком случае, их было не заметно. Никто на тебя не «шикал», не делал замечаний. Удовольствие получили по полной программе. Нафотографировались вволю.

При входе в залы музея нас встретил огромный великан, который рассказал нам историю Нидерландов.

Мы увидели крестьян в национальных одеждах. Аптекарь предлагал нам свои снадобья, а уличный торговец — пряности. Нищий просил милостыню. А по настоящему каналу в лодке плыл рыбак.

А потом мы очутились в подземелье с пыточными камерами. Зрелище, прямо скажем, не из приятных. Сделано все очень правдоподобно. Сердце от страха уходило в пятки, когда в темноте кто-то дотрагивался до меня. Перед этими «ужастиками» слабонервным, детям и беременным и сердечникам предлагалось миновать это помещение другим ходом. Я пожалела, что не присоединилась к ним.

А после этих кошмаров мы увидели знаменитых певцов, актеров, музыкантов, спортсменов, политиков и моделей. И жизнь заиграла яркими красками.

Особой популярностью, как и у нас на выставках, пользуются исторические личности, политики. Здорово сфотографироваться, например, под руку с Владимиром Ильичем Лениным или постоять рядом с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. В музее можно увидеть Уинстона Черчилля и принцессу Диану, американских президентов: Джона Кеннеди, Джорджа Буша младшего и Барака Обаму, канцлера Германии в 1998-2005гг. Герхарда Шредера, Королеву Нидерландов Беатрикс, Папу Иоанна Павла II. В одном из залов нас встречают Далай Лама и Махатма Ганди. Встретили мы и саму мадам Тюссо. Она скромно стоит в уголочке и теребит свой платок.
Представлены здесь популярные певцы и музыканты: Мадонна, Фредди, Принс, Король Регги Боб Марли, Леди Гага, Майкл Джексон.

Очень популярен у девушек Джордж Клуни. Чтобы с ним сфотографироваться нужно постоять в очереди.

Мы увидели красотку Джулию Робертс, Шона Коннери, Николаса Кейджа и еще много и много других известных людей.

«My name is Bond. James Bond»

После музея Мадам Тюссо у нас была замечательная прогулка по каналам Амстердама.

Это не картинная галерея великого художника, а жилой дом, в котором он прожил счастливые 19 лет (с 1639 по 1658г.г.). Дом был построен в 1606 году в еврейском квартале на окраине города на улице Йоденбрестрат. Рембрандт любил бывать за городом, поэтому выбор дома именно в этом месте не случайный. Он являлся ровесником художника. Дом построен в стиле ренессанс. В дальнейшем, главный голландский архитектор Якоб ван Кампен (автор Королевского дворца) украсил фасад дома фронтоном, что соответствовало итальянской моде в те времена.

Этот дом Рембрандт приобрел на пике своей славы. После разорения художника дом был продан с аукциона.

В 1911 году по приказу королевы Вильгельмины дом был превращен в музей.

Памятник Рембранту

Целый день мы ходили по улочкам города, жадно впитывая всю информацию от нашего гида.

Магазин сыра. Сыр выставлен прямо в окнах.

Дома в старом городе очень любопытные, напоминают плитки шоколада. Они очень узкие и плотно прижаты друг к другу. На самом верху в стену вмонтирован крюк. При помощи этого приспособления наверх поднимают габаритные грузы так, как через дверь это сделать невозможно — очень узко.

Дома построены под наклоном, чтобы удобнее было поднимать наверх разные вещи.

В окне одного жилого дома мы увидели вот это милое создание

О, тихий Амстердам,
С певучим перезвоном
Старинных колоколен!
Зачем я здесь, — не там,
Зачем уйти не волен,
О, тихий Амстердам,
К твоим церковным звонам,
К твоим, как бы усталым,
К твоим, как бы затонам,
Загрезившим каналам,
С безжизненным их лоном,
С закатом запоздалым,
И ласковым, и алым,
Горящим здесь и там,
По этим сонным водам,
По сумрачным мостам,
По окнам и по сводам
Домов и колоколен,
Где, преданный мечтам,
Какой-то призрак болен,
Упрек сдержать не волен,
Тоскует с долгим стоном,
И вечным перезвоном
Поет и здесь и там…
О, тихий Амстердам!
О, тихий Амстердам!

Константин Бальмонт

Амстердам, сырой и холодный, как в яме.
Разноцветны неона огни, минибары и магазины.
И разносится в воздухе том, задевая краями,
Наркотический запах карамельно-сладкой резины.

Я на площади Дам, убегаю от звона трамвая,
С велосипедной дорожки слетаю, любуюсь каналом.
И хмурый туман, над лодками вдаль проплывая,
Светится мне красноватым таким и усталым.

Мелисенд Метель

Моя несбывшаяся сказка,
Мой сероглазый Амстердам,
К тебе, что к чужакам неласков
Я возвращаюсь по следам,

Затем, чтоб снова любоваться
Амстелем, портом, мостовой,
Чтобы в трамвае номер двадцать
Проехаться по кольцевой,

Зайти в какую-то лавчонку,
Купить на счастье башмачки,
Почувствовать себя девчонкой
И снова потерять очки…

От вдохновения немея
Смотреть и ждать, когда — вот-вот
Домов архитектурный веер
В канал лениво опадет…

Велосипедная стоянка,
Ажурный пряничный вокзал,
Поток машин — и обезьянка
У входа в старый кинозал,

Тюльпаны расцветут в апреле
Как двести лет назад, и сто…
Свобода? Где она? В Амстеле?
На набережной? Под мостом?

Иду — усталая туристка,
Вдыхаю сигаретный дым,
Нет, ты тогда не стал мне близким,
Не стал понятным и родным…

Музей Рембрандта и Ван-Гога,
Дом Анны Франк, музей Тюссо…
Как мало… А казалось — много!
Казалось, что узнала — всё!

Я видела в церквях и в бирже
Одну лишь чопорную грусть…
Пообещай, что станешь ближе,
Когда я вновь к тебе вернусь!

Когда — несчастное созданье —
В твою вникая красоту,
Я вдруг пойму — я в Амстердаме!
И вдруг пойму свою мечту.

Мечту, где мой плавучий домик
На водной глади невесом,
В каналы тень свою уронит,
И город голову наклонит,
И нам приснится общий сон…

Скерццо Анна


Там, как всегда, дождливая погода,
Дожди идут в любое время года…
Ну что Вам рассказать про Амстердам?

Там воздух города дурманит и пьянит –
Пропитан он солёным ветром моря,
Теплом жилищ и запахом манит
Зайти в таверну, с непогодой споря.

Усталый шкипер – старый и седой
Нас пригласил согреться кружкой грога,
Полюбоваться твореньями Ван Гога,
И отдохнуть усталою душой!

А вот харчевня «Хитрая Лиса»
Зовёт нас окунуться в полумраке
Свечей и образов, и тихо, не спеша,
Расскажет о любви большой и драке…

Соборов пики, древние часы,
Всё на былое и раздумья клонит.
Дома старинные пришельцев дальних стран
Приветствуют в торжественном поклоне!

Вдоль берегов, устав от бурных волн
Фелюги, шхуны отдыхают одиноко.
Им снятся сны, что трюм товаром полн,
Они спешат, спешат домой до срока!

Ты сед, но ты прекрасен Амстердам
Каналами, булыжной мостовой!
Дыханье прошлого мы ощутили там,
Хоть ты насквозь пропитан новизной!

Торгуешь ты и бриллиантами свободно,
Отель твой «Краснопольский» — высший класс,
Салон мадам Тюссо и порт, лавчонки
Всех покорили и пленили враз!

Садится солнце – нам пора в дорогу,
А сердце защемило вдруг в груди!
Как с другом расстаёмся на пороге –
Не скоро будет встреча впереди…!

Летим вперёд, несёт нас автобан,
К своим делам, проблемам и заботам.
И ты расстроен – вслед пустил туман,
Не хочешь отпустить нас ни на йоту!

Но мы спешим, зовёт работа, долг,
А рядом с нами крылатый твой посланец –
Нам дважды путь и сердце пересёк
Мифический Летучий твой Голландец!

Не скоро мы от чар твоих очнёмся,
Ты будешь с нами днём и по ночам!
Я верю, мы к тебе ещё вернёмся…!
Ну что вам рассказать про Амстердам?

Громогласов Александр

Город странный. Как игрушки
Бюргеров дома,
Крылья мельницы-вертушки,
Башни-терема.
Дождик мелкой пылью сеет.
Море-вот оно,
Если прямо и на север —
Видно и в окно.
Не Венеция, но тоже
Из каналов сеть.
Даже мостики чуть схожи,
Если посмотреть…
Стар и млад на двух колёсах —
Ездят, как хотят…
По каналам море носит
Лодки, вместо яхт.
Осень красно-рыжей кралей —
Листья по воде…
Отдыхают на каналах
Стаи лебедей…
Чудится — здесь Брейгель бродит.
РЕмбрант ван-как бог.
Вон Ван-Гог при всём народе
Пьёт любимый грог…
А кругом толпа ликует.
Песнь заводит бард.
Кто-то пьёт, а кто-то курит —
Каждый-друг и брат.
Среди мрака, цвета мака
Светят фонари.
В переулках-грех без страха:
Храм над ним парит.
Тянет дымкой конопляной.
Рок, где площадь Дам.
Брейк… И клавесин играет…
Это Амстердам!

Амстердам, Амстердам,
Чёрная аорта,
Вам живого не отдам,
Забирайте мёртвого.

Тело в ящик погрузив,
В некой «Каравелле», —
А по ящику вблизи
Мы в Москве ревели.

Страшно в городе чужом
Помирать, наверно,
Форточка — и нагишом —
Падать безразмерно.

Вне размера, вне, вовне,
Позевайте — падаль, —
Белый, синий, красный снег
В Амстердаме падал.

Шпаликов Геннадий

Сквозь искры утренней зари
Мелькают корабли вдали,
Река блестит и здесь, и там,
Старинные дома, мосты. И это Амстердам…

Гуляет ветер вдоль полей просторных
И тихий скрип ворот церковных
И мельниц звуки колеса вращенье
И времяпревращенья ощущение…

Я скажу тебе, где хорошо: хорошо в Амстердаме.
Цеховые дома его узкие волноподобны.
Я усилие сделал, чтоб вспомнить их: над головами
Их лепные коньки белогривые море способны
Заменить, на картине кипящее в буковой раме
Золоченой, — видения наши горьки и подробны.

Вспомнить что-нибудь трудно, труднее всего — по желанью.
Упирается память: ей, видишь ли, проще в засаде
Поджидать нас, пугая то Вишерой вдруг, то Любанью,
Почему ее вспомнил сейчас, объясни, Бога ради!
Дует ветер с Невы, тополя прижимаются к зданью.
Я скажу тебе, где хорошо: хорошо в Ленинграде.

Я скажу тебе, где хорошо: хорошо где нас нету.
В Амстердаме поэтому лучше всего: у канала
Мы не бродим, не топчемся, не покупаем газету,
Не стремимся узнать из нее: что бы нас доконало?
Я стоял над водой: все равно, что заглядывал в Лету.
В Амстердаме нас нет — там и горе бы нас не достало.

Я скажу тебе, где хорошо: хорошо, где нам плохо.
Хорошо, где, к тебе поднимаясь навстречу с дивана,
Произносят такие слова, как «страна» и «эпоха», —
И не стыдно тому, кто их вслух произносит, не странно,
И всерьез отвечая на них, не боишься подвоха,
И болят они, как нанесенная в юности рана.

Кушнер Александр

К нам лето придёт не бесспорно,
не в каждом году есть июль,
не в каждом пакете поп-корна,
лежит остывающий рубль.
И нас не измерить погодой,
и возраст нам не по годам,
но средь дураков и уродов,
я помнил, что есть Амстердам.
Где любят друг друга в фонтанах,
а после в фонтанах же спят,
где много воды и тюльпанов,
и велосипеды шуршат,
по томным игривым аллеям,
о, город цветов и любви,
в нем всё и смелей и добрее,
и «юный октябрь» позади.
Но розы голландские вянут,
а их коноплю не везут,
пусть есть и у нас «мариванна»,
но, мой Амстердам, ты не тут.

Деникин Антон

Сковырну с каблука … краску.
Устаю в Амстердаме подлом.
Утро грахены здесь красит
падшим светом, продажным полом.

Здесь Порока да Зла волость,
склад дымов да веществ вредных,
вседозволенная вольность,
праздник сбора плодов запретных.

По бокам –
лирично и мокро,
быт морской на прикольных баржах.
Как в Венеции почти. Только
не хотел бы я здесь … быть
даже.

Он не чета столичным городам
Сладчайше-неприличный Амстердам.
О весело снующие народы
В приплясах распоясанной свободы,
О девки в окнах, кажущи себя,
Как храмовые жилистые мощи —
Одна другой не плоше и не площе, —
О душах впалых исподволь скорбя…

О стройно-шоколадные фасады —
Украшенные кремами громады.
И сладострастья тёмная вода,
Текущая каналами стыда
И утоляющая сладкий улиц привкус,
Но не отравы запрещённый вкус —
Щекочущий, как мускус, вечный Искус,
Точней — не Искус, кажется, — искУс.

Иисус Христос, забравшийся во храмы,
Не примешался к звуку вечной драмы
Разлада страшного меж телом и душой. —
Ему во мраке храмов хорошо!
А тело здесь творило — что хотело.
Пороками страдая то и дело,
В тюрьме телес зажатая душа
Нетленна оставалась и свежа.

Светла порой и даже дерзновенна —
Она вкушала прелести степенно
Стреноженно-мирского естества
У Рембранта живого мастерства,
Ван Гоговых издёрганных борений,
Да у французистых стихотворений —
Смешения проказы и прикрас —
Восславленных и прОклятых не раз.

Здесь тихо происходит примиренье
Греха и святости, поста и объеденья,
Домов и лодок братская борьба.
А под ногами плещется судьба
Европы юной, краденной Зевесом,
Зане лихой был боженька повеса,
Балдевший от телес, как от вина.
Но — всё прошло — и юность и вина…

Любуется Европа сыном-градом.
Его расклад изящнейший — услада
Красотке бычьей. Рада и она,
Что хоть частично объединена…
А красота, ночами вдоль каналов
Бредёт одна под часики вокзалов
И в залы пышных модных кабаков,
В себя влюбляя юных стариков.

Театры зычно предлагают действо.
Углы-язычники — ранжир злодейства:
Насилия, убийства, воровства
И грубого — без смысла — озорства.
И катится волна на берег твёрдый…
А фонарей расплавленные морды
Залили светом площадной экран.
О Амстердам! — Ты — вольности роман!

Дитя любви не мрачно-европейской —
Универсальной — божье-прохиндейской.
Во имя всех — и грешных и святых —
Живи и радуй взор, и дух, и стих..

Креславская Анна

Клены, поникшие над хлюпающим каналом.
Вестекерке подобна в сумерках капающей свече.
Дома горят рубином, агатом, резным опалом,
обрамленные в бархатном кирпиче.
Небо захламлено образцами плывущей гжели,
и бока железной лягушке разгрызает морская соль.
Крыши от дряхлого солнца значительно порыжели,
как кудри английских девочек. Ибо роль

светила в голландской топкой сырой низине,
не так велика по сравнению с глубиной
вод, спрятавших рыб серебро в замерзшей, махровой тине,
и, ступая по суше, твердишь: иной
страны для разврата и лучших цве-точных красок
тебе и не надо, здесь смыкаются полюса,
и дожди чем, сильнее смывают, тем больше красят
фасады зданий похожих на паруса.

Там воздух наполнен вздохами липкой страсти,
и кружева Принсенграхта приводят тебя в восторг,
и деревья скрепят и шуршат на ветру, как сухие снасти
рыбаков, отплывших давно обживать Нью-Йорк.
И кроме Рембрандта никто и никак не ярок
и дальше Спинозы не видит никто вверху.
Так проплывая сквозь сотни бордовых ребристых арок,
превращается город в разваренную уху.

И с барскою щедростью мысли что деньги вокруг соря
в пеструхе толпы, без оглядки, плавно дрейфуешь средь
улиц, забывших кошачьи усы царя,
на которых, как снег чешуйками липла сельдь.
Пусть остуствует пряность, бугристость и колкость юга,
но север перебирает туман, как пряжу по городам,
и зазубрины волн, как потные скулы плуга,
взрыхляют каменные потроха у площади Дам.

О тихий Амстердам, с певучим перезвоном...

Как назвать этот город? Северной Венецией? Колыбелью корабелов и мореплавателей? Родиной Рембрандта? Приютом хиппи, наркоманов и проституток? Столицей тюльпанов? Называйте, как хотите. Потому что в любом случае это и будет Амстердам – самый веселый и одновременно скучный город Европы.

Внутренние парадоксы

О тихий Амстердам, с певучим перезвоном
Старинных колоколен, тихий Амстердам!
Зачем я здесь, не там, зачем уйти не волен
К тебе, о тихий Амстердам?

Любой турист, коротко побывавший в Амстердаме, вряд ли согласится с поэтическим наблюдением Константина Бальмонта. Для праздношатающейся публики Амстердам какой угодно, только не тихий. Певучий перезвон колоколен – пожалуйста. Мосты, каналы и синие воды – сколько угодно! Но тишина и спокойствие – это уж слишком...
Впрочем, нынешняя публика в Амстердам отправляется вовсе не для томных размышлений о смысле жизни. Поэтому среди многочисленных впечатлений, наблюдений и эпитетов, заготовленных для бесконечных рассказов об этом удивительном городе, слово "тишина" будет фигурировать вряд ли. В понятиях современного искателя приключений Амстердам можем быть "обалденным", "кайфовым", "отрывным". В крайнем случае – свободным, милым, веселым. Но никак не тихим определенно.
Амстердам, пожалуй, можно назвать самым свободным городом Европы. Потому что только здесь и совершенно легально продаются легкие наркотики в обычных кафе. Потому что только здесь регистрируют однополые браки. Потому что только здесь проводят фестивали геев и леcбиянок. Потому что только здесь бывает так весело в квартале красных фонарей. Весело и скучно одновременно.
Жизнь в Амстердаме течет и изменяется вне всякой зависимости от времени суток, дней недели, сезонных перепадов температур и количества пива, принятого в ходе беспрецедентного забега по историческим и памятным местам этого города. Нигде, как в Амстердаме, не чувствуется с такой силой, что источник наслаждения находится не музеях, ресторанах, борделях (нужное подчеркнуть), а исключительно в тебе самом. И все окружающее воспринимается в зависимости от того, как он (источник) раскочегарен. Настроился на веселье – веселись. Стоишь с постной физиономией - твои проблемы, больше ничьи.
В голландском языке есть важное слово gezellig. В дословном переводе оно означает "медленный". Но есть и более широкое значение: gezellig - это когда атмосфера места или события способствует хорошему настроению. Двухчасовой ужин с друзьями в приятном ресторане будет вполне gezellig, а вот поедание "биг-мака" в машине не будет gezellig.
Голландцы просто обожают gezellig-места и gezellig-вещи. И все их общество сориентировано на это. В отличие от многих других народов, они стараются наслаждаться жизнью и не испытывают вины по этому поводу. Добавьте к этому все исторические и современные достопримечательности Амстердама, и тогда вам сразу станет понятно, почему всем так нравится этот город.

Прогулки

Первый кайф от встречи с Амстердамом догонит вас... еще на родине. Или точнее – в банке, где отечественную валюту превратят в голландские гульдены. Без всякого сомнения, таких оригинальных "бумажек" нет ни одной другой стране мира. Это настоящее произведение дизайнерского искусства - без затасканных физиономий королей, принцев, поэтов или. высокопоставленных чиновников. Национальный дух символизируют не кремлевские звезды и ушастые зайцы, а подсолнухи Ван-Гога. Согласитесь, совсем не плохо для первого знакомства!..
Как бы вы ни добирались до Амстердама – самолетом или поездом, - в любом случае окажетесь на столичном вокзале. Отсюда начинаются все основные туристические маршруты по Амстердаму. Хотите идите пешком, хотите передвигайтесь в трамвае или автобусе. А еще лучше возьмите напрокат велосипед (что-то около 10 гульденов в сутки) и спокойно колесите по городу.
Кстати, купить билет можно сразу на все виды транспорта, включая метро (совсем крошечное, да в нем и нет особой нужды - центр города можно обойти часа за три), на три, четыре, пять... дней. Это существенно экономит деньги.
В общем, становитесь спиной к вокзалу и идете не спеша спускаетесь по главной улице Амстердама –Damrak. Для начала можно слегка разогреться в музее секса и пыток. Стоит это удовольствие 8 гульденов. Но это именно удовольствие – и для души, и для прочих частей тела.
Самые нетерпеливые могут после этого сразу же свернуть налево и скорым шагом (вдоль канала, держась правой стороны) – прямо в RedLight District, или по-нашему - квартал красных фонарей. Тут вам приготовлено и первое, и второе и, не исключено, последнее знакомство с городом многополой любви.
Морально устойчивых прошу следовать дальше по центральной улице. Рядом со стоянкой прогулочных катеров (очень рекомендую совершить прогулку по каналам Амстердама!) располагается интереснейшее сооружение бывшей биржи, носящей имя её архитектора - Берлаги. И хотя голландский зодчий никакого отношения к семейству геркулесовского бухгалтера не имеет, в голову тут же пришло классическое: "Твой путь закончен, спи, бедняга – любимый всеми Ф. Берлага".
Если вы наберетесь терпения и с полчаса погуляете по Damrak, то будете непременно вознаграждены встречей с "одноязычниками". При необходимости можете стрельнуть у них сигарету (в Голландии делать этого как-то не принято), а заодно и послушать разъяснения сопровождающего их гида. И тогда вы узнаете, что на площади Dam, в которую упирается улица Damrak, "главенствующее положение занимает Королевский дворец, первоначально возведенный в качестве городской ратуши (особенно интересна символика его фасада и Зала граждан)". А еще вы узнаете, что "этот дворец - образец голландского классицизма, возведенный на 13659 сваях, - используется теперь для дипломатических приёмов".
Ни на дипломатический прием, ни на коронацию нидерландских монархов, которые уже несколько столетий проходят в расположенной рядом Новой церкви (Nieuwe Kerk), вас не пустят. Поэтому не теряйте времени и поскорее занимайте очередь туда, куда можно. В музей Мадам Тюссо, например (тут же на площади, неподалеку от статуи Свободы) или в Исторический музей. Даже в том случае, если времени у вас в обрез, побывайте в картинной галерее стрелков – не пожалеете.
Обойти все музеи (а их в Амстердаме свыше 40) и достопримечательности за 3-5 дней трудно. Поэтому лучше наметить главные объекты, чтобы затем спокойно их обследовать.
Любители живописи должны зарезервировать день-два для посещения так называемого музейного квартала. Он расположен в 20 минутах ходьбы от центра. Величайшие произведения мирового искусства, начиная с первой половины XVII в. (в том числе знаменитый „Ночной дозор" Рембрандта) собраны в Национальном художественном музее Rijksmuseum. (В эти дни здесь развернута специальная выставка, посвященная 200-летию этого уникального сооружения. По этому случаю сюда свезены шедевры из лучших национальных коллекций Голландии.) В нескольких сотнях метров от Rijksmuseum находится музей Ван-Гога, а рядом - Музей современного искусства Stedelijk-Museum, Музей бриллиантов и концертный зал Concertgebouw.
Если мимо Kino Tuschinski и площади Рембрандта выйти на берег Амстеля, то можно во всем великолепии увидеть самые красивые и оригинальные мосты города - Blauwburg, как будто перенесённый из Парижа, и Magere Brug - деревянный подъёмный мост, возведенный ещё в 1670 году.
На противоположной стороне реки когда-то располагался бурлящий еврейский квартал. О его славных временах сегодня напоминает разве что Португальская синагога (1675), некогда самая большая в мире. (Рядом находится современное здание городской ратуши - Stadhuis и амстердамская опера. Этот комплекс называют Stopera, соединяя в одном слове оба названия.) Неподалеку отсюда родился Барух Спиноза, дом которого, к сожалению, не сохранился. А вот дом, в котором более двадцати лет жил и работал Рембрандт, существует до сих пор, здесь размещается музей художника.

Развлечения

В Амстердаме, как вы уже догадались, каждый развлекается, как может. Или точнее – как хочет. Набор желаний напрямую зависит от возраста, степени внутренней свободы и содержимого кошелька. Цены в Голландии сносные, но опять же смотря на что.
Те, кто хочет совместить разом все прелести ночного Амстердама и после этого смело смотреть в глаза любимой супруге, могут смело отправляться в Paradiso (Weteringschans 6) или Melkweg (Lijnbaansgracht 234) – клуб, где практически все время происходит что-то интересное. Помимо живой музыки, здесь показываются спектакли и фильмы, проходят танцевальные вечеринки, устраиваются фотовыставки.
Если вы настроены на нечто более cпокойное, то рядом находятся многочисленные джаз- и блюз-бары. В таких местах обычно денег за вход не берут. Зато пиво здесь достаточно дорогое. Одни из лучших баров - Bourbon Street (Leidsekruisstraat 6), Bamboo Bar (Lange Leidsedwarsstraat 64) и Jazz Cafe Alto (Korte Leidsedwarsstraat 115). Любители экспериментального джаза могут завалить на всю ночь в Bimhuis (Oude Schans 73 рядом с Waterlooplein). Если вам по вкусу грандж, попробуйте заглянуть в Korsakoff (Lijnbaansgracht 161) или Cafe Soundgarden (Marnixtraat 164).
Достаточно пуританским выглядит кафе-шоп Mushrooms. В небольшом помещении - три-четыре деревянных стола, приятная интеллигентная публика, тихая музыка. Напитки – сплошь безалкогольные. Публика стимулируется "травкой", которую покупает тут же, в баре. В "травяном меню" (а как же иначе!) 25 наименований. Но можно заказать ассорти из всего сразу. Это обойдется вам 8 гульденов и "убьет" наповал.
При желании можно выбрать и более крутое место – с кальянами, трансом и орущими (до какого-то момента) бронеподростками. Например, Trance Buddha.
В целом ночная жизнь города сосредоточена в трех основных районах города - Reguliersdwarsstraat Kerkstr, Warmoesstr и Halve Maansteg. Но путешествуя по дискотекам, кабакам и барам не заскочите случайно в "специализированное" заведение. Человеку с нормальной сексуальной ориентацией перенести такое потрясение будет сложно. Даже если он состоит в соответствующей партии или сочувствует ее освободительной героической борьбе на "голубом" фронте.
Типичный амстердамский гей-бар чем-то напоминает "Голубую устрицу" из незабвенной "Полицейской академии". Только, говорят, нравы здесь дружелюбнее. Опознавательный знак спецзаведения – вывеска: Reguliersdwarsstraat (самый простой гей-бар), Warmoesstr ("кожаный",
где показывают порнофильмы и уединяются в "темной комнате"), а также The Attic (садо-мазохистские).
Что касается прогулки в квартал красных фонарей, то сопровождать сюда я вас не стану. Уверен, справитесь самостоятельно. Только скажу для общего развития, что самый популярный вариант fuck and suck ("15 минут непередаваемого удовольствия") стоит около 100 гульденов. Конечный результат клиента никого не интересует. Следующий! Все честно и открыто. Как любые амстердамские удовольствия...