Что такое пряма мова в украинском языке. Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.). Схемы предложений с прямой речью

Задания базового и повышенного уровней для оценки предметных планируемых результатов по русскому языку в 5 классе.

Правописание приставок, оканчивающихся на – З, -С

Задания базового уровня

    Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Ра...будить пораньше, бе…платный проезд, во…наградить за труд, в…крикнуть от неожиданности, в…махнуть рукой, плавный и…гиб, …бежать с пригорка, бе…брежный океан, глубокая ра…щелина, …дешний житель, ра…считать заранее, бе…предельный простор, бе…жалостный человек, новое...дание, и…менить мнение, бе...смысленный ответ.

Ключ: Разбудить пораньше, бесплатный проезд, вознаградить за труд, вскрикнуть от неожиданности, взмахнуть рукой, плавный изгиб, сбежать с пригорка, безбрежный океан, глубокая расщелина, здешний житель, рассчитать заранее, беспредельный простор, безжалостный человек, новое здание, изменить мнение, бессмысленный ответ.

    Укажи строку, в которой во словах пишется буква С

1) и…коренить, ...делка, и…подлобья;

2) ра...жаловать, и...жарить, бе…численный;

3) без...молвный, и…черкать, ра…чет;

4) ра…цвет, ра…бросать, и..мельчить

Ключ: 1)

    Укажи строку, в которой во словах пишется буква З

    в…лететь, чере…чур, во…двигнуть;

    бе…донный, и…лечиться, и…вестие;

    бе…сменный, и…следовать, ра…линовать;

    горяча, бе…заботный, ра..чет.

Ключ: 2)

    Выдели корень в данных глаголах, подбери к ним однокоренные слова с приставкой РАС-. Укажи части речи, к которым они относятся.

Списать –

Спутать –

Спускаться –

Стирать –

Ключ:

С пис ать – расписать (гл)

С пут ать – распутать (гл)

С пуск аться – распускаться (гл)

С тир ать – растирать (гл)

    Подчеркни слова с предлогом С и с приставкой С. Ответь письменно на вопрос: в чем разница их правописания?

С гнёзд замахали крикливые цапли,

С листьев скатились последние капли;

Солнце, с прозрачных сияя небес,

С сердца куда-то слетела забота,

Вижу, опять улыбается кто-то .

(А. Фет)

Ключ:

С гнёзд замахали крикливые цапли,

С листьев скатились последние капли;

Солнце, с прозрачных сияя небес ,

В тихих струях опрокинуло лес.

С сердца куда-то слетела забота,

Вижу, опять улыбается кто-то .

Предлоги со словами пишутся раздельно, а приставки – слитно.

Задания повышенного уровня

    Найди ошибки. Запиши словосочетания правильно.

Бесчувственный человек, безшумная техника, расстановка сил, безжизненный взгляд, зжигать мусор, восстановление сил, зделать работу, расделить на три части, рассердиться на друга, восдать по заслугам, разпределить по группам.

Ключ:

Бесчувственный человек, бесшумная техника, расстановка сил, безжизненный взгляд, сжигать мусор, восстановление сил, сделать работу, разделить на три части, рассердиться на друга, воздать по заслугам, распределить по группам.

2. Запиши примеры из данных предложений в два столбика.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

7. И…мучился Жилин, остановился.

Ключ:

    Замени существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с) . Запиши прилагательные в в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

Ключ:

Беззаботный

Беззвездное

Беззвучный

Безвкусный

Безводная

Бесцветная

Бесконечная

Бесшумное

Бесплатный

Беспомощный

Беспредельный

Бесформенное

А прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном закрываются кавычки и ставится точка.

Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть».

Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать», - и сразу же уснул.

Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы сейчас подул…» - и устремил взгляд в море.

Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки.

Пример. В течение нескольких минут они шли молча. Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?» - «Два месяца». - «Вы будете мне звонить или писать?» - «Да, конечно!»
С новой строки написана каждая последующая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.

Вам холодно, Екатерина? - спросил Иван Петрович.

Давайте зайдем в кафе.

Оформление цитат:

Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи.

Пример. Белинский считал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».

Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.

Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся... и произведут бурю».

Пример. Белинский отмечает, что у Пушкина есть удивительная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».

Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

Источники:

  • как оформляется прямая речь
  • Основные правила написания диалогов

Предложения с косвенной ю помогают передать чужие мысли от своего лица. Они содержат основную суть сказанных кем-то слов, проще в построении и пунктуационном . При замене прямой речи на косвенную важно обращать внимание на цель передачи мысли (сообщение, вопрос или побуждение), употреблять соответствующие средства связи частей предложения, следить за точными формами использования некоторых слов.

Инструкция

В нашем языке чужие слова можно передавать несколькими способами. С этой целью чаще всего используются прямая и косвенная речь. Сохраняя суть, эти синтаксические конструкции по-разному выражают содержание, произносятся и оформляются на письме.

При передаче мыслей с помощью прямой речи сохраняются все особенности высказывания: неизменным остается содержание, в устной речи сохраняется интонация, которая на письме показывается необходимыми знаками препинания. Это самый точный способ передачи чужих слов.

Косвенная речь, как правило, содержит основную суть чужих мыслей, сообщается не от лица автора, а говорящего без сохранения интонационных особенностей. В письменной речи оформляется без кавычек в виде сложноподчиненного предложения.

Заменяя прямую речь на косвенную, соблюдайте главные правила построения предложений, точно употребляйте формы отдельных слов. Предложения с чужой речью представляют две части: автор и передаваемая речь. В предложениях с прямой речью место слов автора непостоянное: впереди, в середине или после высказывания. Косвенная, как правило, занимает позицию после авторских слов и является придаточным предложением. Чтобы правильно справиться с заданием по замене подобных синтаксических конструкций, действуйте согласно определенному порядку.

Сначала определите границы частей предложения с прямой речью. Слова автора в предложении с косвенной речью почти всегда остаются неизмененными, они будут представлять главную часть сложноподчиненного предложения.

Далее обратите внимание на вид по цели высказывания предложения, входящего в состав прямой речи (оно будет придаточным). Если перед вами повествовательное предложение, то средством связи с главным будут союзы «что», «будто». Например, «Очевидцы утверждали, что (будто)

Знаки при прямой речи

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала:
    – Не видали маму?

    М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

    Лермонтов


    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    Лермонтов


    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

    Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    Лермонтов

    – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

    Лермонтов

    – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

    «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

    Шолохов

    – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

    «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    Шолохов

    – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов


    – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

    Лермонтов


    – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

    Чехов


    – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев


    – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

    М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монологмысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

    Инструкция

    Прочитайте текст, для которого требуется составить схему. Найдите прямую речь. Для наглядности ее можно выделить, например, подчеркнуть красным карандашом. Определите, где начинаются и слова автора. Их подчеркните карандашом цвета. Обратите внимание, продолжается ли прямая речь после слов автора. Она может состоять из одного или двух предложений, связанных между собой интонационно.

    Отметьте, какую эмоциональную окраску имеет прямая речь. Предложение может быть восклицательным, повествовательным, вопросительным. В конце его ставится соответствующий знак препинания, что важно отразить в схеме.

    Используйте условные обозначения для составления схемы. Слова автора, как правило, обозначают заглавной или строчной буквой «а», высказывание – заглавной или строчной буквой «п». Речь персонажа заключается в кавычки. От слов автора ее отделяет тире. Однако тире не ставится перед , начинающей .

    Проверьте составленную вами схему. Она должна соответствовать одному из приведенных ниже образцов. Если ваш вариант отличается от стандартного, возможно, вы допустили ошибку при определении места прямой речи и слов автора, либо пропустили необходимый знак препинания.

    Схема №1: прямая речь перед словами автора. Высказывание персонажа с заглавной буквы и заключается в кавычки. В конце него ставится , восклицательный или вопросительный знак в соответствии с интонацией . Слова автора пишутся со строчной буквы и отделены от прямой речи тире. Примеры:
    1. «Гости пожаловали», - сказал отец.
    2. «Гости пожаловали!», - обрадовался отец.
    3. «Гости пожаловали?» - удивился отец.
    Для этих предложений схемы будут выглядеть следующим образом:
    1. «П», - а.
    2. «П!» - а.
    3. «П?» - а.

    Схема № 2: прямая речь после автора. Слова автора пишутся с заглавной буквы. После них ставится двоеточие. Далее в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. Примеры:
    1. Отец сказал: «Гости пожаловали».
    2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!»
    3. Отец удивился: «Гости пожаловали?»
    Схемы подобных предложений имеют вид:
    1. А: «П».
    2. А: «П!»
    3. А: «П?»

    Схема № 3: слова автора внутри прямой речи. В этом случае в кавычки заключается все предложение. После первой части прямой речи ставится запятая. Авторская часть пишется со строчной буквы. Перед словами автора и после них ставится тире. Вторая часть прямой речи может быть продолжением первой, тогда она пишется со строчной буквы. Если же это самостоятельное предложение, после слов автора ставится точка и далее текст начинается с заглавной буквы. Примеры:
    1. «Гости пожаловали, - сказал отец, - им навстречу».
    2. «Гости пожаловали, - сказал отец. – Пойду им навстречу».
    Правильные схемы предложений в этом случае:
    1. «П, - а, - п».
    2. «П, - а. – П».

    Схема № 4: прямая речь внутри слов автора. Первая часть слов автора пишется с заглавной буквы, – со строчной. Прямая речь заключается в кавычки. Перед ней ставится двоеточие, после нее – интонационно необходимый знак препинания и тире. Примеры:
    1. Отец сказал: «Гости пожаловали», - и пошел им навстречу.
    2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!» - и пошел им навстречу.
    3. Отец удивился: «Гости пожаловали?» - и пошел им навстречу.
    Для таких предложений подходят следующие схемы:
    1. А: «П», - а.
    2. А: «П!» - а.
    3. А: «П?» - а.

    Источники:

    • Чужая речь и способы ее передачи
    • предложения с прямой речью примеры

    Схема предложения - не просто прихоть преподавателей. Она позволяет лучше понять структуру предложения, определить его специфику, наконец, быстрее разобрать. Любая схема - это прежде всего наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, например, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения очень нужна.

    Инструкция

    Начать нужно с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое - грамматическую основу. Так у вас уже будет вполне определённая "печка", от которой можно будет "плясать". Затем распределяем по членам предложения остальные слова, учитывая то, что все они делятся на подлежащего и группу сказуемого. В первую группу , во вторую - дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (например, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а и так, что сразу несколько слов все вместе составляют один член предложения (деепричастные и причастные обороты).

    Итак, у вас уже есть -то начальная предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только линии, которыми подчёркиваются члены предложения, то это уже можно схемой. Однако, предположим, в вашем случае всё сложнее. У вас, например, предложение осложнённое, то есть, например, в нём есть деепричастный оборот. Такой оборот полностью подчёркивается как обстоятельство, а на схеме будет отделяться от остальных линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,

    Поширена прикладка , що стосується іменника-загальної назви, відокрем­ люється, якщо:

    а) стоїть після пояснюваного слова: На призьбі сиділа його мати ,вже немолода жінка (П..Мирний)..

    б) має обставинний відтінок значення: Майстер різнобічного обдарування ,

    художник займався і журнальною та книжковою ілюстрацією (Із журналу)..

    Прикладка зі сполучником як відокремлюється, якщо має відтінок причи­ ни:Шевченко ,як виходець із середовища селян-кріпаків , завжди жив інтересами трудового народу ..

    Якщо ж вона вказує, в ролі кого чи чого виступає означуваний іменник,

    то відокремлення немає: Про хист Довженкаяк письменника говорили тільки в роки Другої світової війни(М..Рильський)..

    Коли відокремленій прикладці надається особливий смисл, вживається тире:

    З усіх два слова - Мати і Вітчизна - існують звіку тільки в однині(Б..Олійник)..

    Відокремлені обставини

    Відокремлюються:

    поширені обставини, виражені дієприслівниковим зворотом , що стоять у будь-якій позиції щодо поясню­ ваного слова (дієслова-присудка):

    Заплющивши очі , він піддався сумові, що колисав душу

    (Підмогильний);

    Відокремлення

    обставин у реченні

    поширені обставини, виражені іменниками зі словами незважаючи на ,

    на випадок, залежно від, згідно з, відповідно дота ін..:

    Незважаючи на ранню пору , то в одному кінці, то в іншому зривалася піс-

    ня (О..Гончар);

    непоширені обставини, виражені одиничними дієприслівниками:

    Поспішаючи , кудись ховаються останні шуми й гуки довгої літньої днини

    (С..Васильченко)..

    Не відокремлюються:

    одиничні дієприслівники, що означають спосіб дії:

    Людина! Це ж яке слово! Його треба завжди говорити стоячи і кашкета скидати(М..Зарудний)..

    обставини, виражені дієприслівниковими зворотами, що є фразео­ логізмами:

    Працювати не покладаючи рук.. Сидіти склавши руки.. Бігти не чуючи ніг..

    Відокремлені уточнюючі члени речення

    Уточнюючі члени речення, вживаються для конкрети­ зації змісту, вираженого іншими компонентами речення.. Уточнюючі члени речення можуть бути і поширеними , іне-

    поширеними..

    Уточнюючими найчастіше бувають обставини місця і часу..Стосуються вони таких же обставин, але більш широких за значенням, уточнюють їх, відповіда­ ючи на питання де (звідки ,куди )саме? коли саме? :

    Отут, (де саме?) в низенькій цій хатині , моя любов жила колись(А..Ма­ лишко)..

    Уточнюватися можуть і головні члени речення: - підмети: Два його сини , (хто саме?)Андрій і Віталій ,також стали офіцерами (Із газети)..

    Пряма і непряма мова

    Чуже мовлення, передане дослівно, тобто таке, що повністю зберігає лек­ сику, синтаксис та інтонацію висловлення якоїсь особи, називається прямою

    Діалог і полілог

    Пряма мова

    мовою ..Слова, що вказують, кому належить пряма мова, за яких обставин вона висловлена, називаютьсловами автора ..Слова автора і пряма мова об’єднуються за змістом та інтонаційно без допомоги сполучників..

    Вживання розділових знаків в реченнях з прямою мовою залежить від місця прямої мови і слів автора в реченні..Від­

    повідно до цього такі речення можуть мати таке пунктуаційне оформлення: слова автора: «пряма мова»; «пряма мова», (?...) - слова автора;

    Беріть , чоловіче, дешевше за кадуб..

    - Ніяк не можу дешевше , - втирається статечний бондар з вусами Тараса Бульби(М..Стельмах)..

    У драматичних творах діалоги й репліки складають основний текст, тому там не лапки, ні тире не ставляться, а називаються імена персонажів..

    лювання..На письмі непряма мова не береться в лапки..Речення з непрямою мовою є складнопідрядним із підрядним з’ясувальним, яке приєднується за допомогою сполучників що ,ніби ,щоб ,чи і сполучних слівде ,куди ,коли ,як тощо..

    Діалог - це пряма мова, яка передає розмову двох осіб, аполілог - кількох осіб..Слова кожної особи, що бере участь

    у розмові, називаються репліками ..

    Коли кілька реплік діалогу записуються в рядок і не вказується, кому вони належать, то кожна репліка береться в лапки і відділяється одна від од­ ної тире :«А в тебе земля ще де є?» - «Ні ,нема» ..- «А хата є?»- «Є» (Панас Мирний)..

    Заміна прямої мови непрямою

    Непряма мова передає лише загальний зміст чужого мовлення, не зберіга­ ючи індивідуальних рис мовця..Тому непряма мова ведеться не від імені того, хто її висловив, а від імені автора..

    Щоб це показати, замінюючи пряму мову непрямою, змінюють форми всіх особових та присвійних займенників відповідно до того, як їх має вживати ав­ тор, що передає чиюсь мову..Іноді доводиться переміщувати деякі слова, замі­ нювати іншими, часом пропускати..Якщо пряма мова є питальним реченням (пряме питання), то в непрямій мові буде непряме питання, тобто підрядне речення з питальними словами:

    Мама запитала: «Сину, ти вже виконав своє завдання?» Мама запиталасина , чивін виконав уже своє завдання..

    Якщо присудок прямої мови виражено наказовою формою дієслова, то пря­ ма мова замінюється підрядним реченням зі сполучником щоб або простим ре­ ченням із неозначеною формою дієслова:

    Учитель сказав, щоби Василько йшов до дошки.. Сестра просила брата заграти на скрипці..

    Цитати

    Цитуванням називають уведення чужих слів у мову автора..Слова або ж цілі речення, які беруться буквально з якогось твору, документа чи висловлюван­ ня, що наводяться для підтвердження чи пояснення своїх думок, називаютьсяцитатою .. Якщо цитата супроводжується словами автора, то використовують­ ся ті ж розділові знаки, що й у прямій мові:«Життя - найбільше з мислимих благ» ,- писав О ..Довженко ..

    Складносурядні

    речення

    Украинский язык

    Якщо речення починається цитатою, а слова автора ідуть після неї, то перше слово цитати пишеться з великої літери навіть тоді, коли в цитованому джерелі воно писалось з малої літери: « .....Не минайте ані титли ніже тії коми» ,- відзначав Т ..Шевченко ,закликаючи уважно вивчати історію ..

    Особливим видом цитування є використування чужих слів як частин ре­ чення без розмежування слів автора і цитати..Такі цитати на письмі беруться в лапки і пишуться з малої літери , а якщо ж цитата наводиться лише частково, то на місці пропущених слів ставитьсятри крапки ..

    Особливу увагу заслуговують заклики Б.. Грінченка до молоді, щоб будучи «рідні і Гомерові, і Шекспірові, і Дантові,..... залишалися - українцями - русинами думкою, мовою, ділом»..

    Складне речення

    Складними називають речення, утворені з двох або кількох простих речень, об’єднаних в одне ціле за змістом та інтонацією..Кожна частина складного ре­ чення має свою граматичну основу, але інтонацію завершеності має лише вся конструкція в цілому:

    Раптом десь всередині будинку заграв баян іпочулася пісня (О..Гончар)..

    Складні речення мінімального складу (що складаються із двох простих речень)

    Складносурядними називаються складні речення, в якихпрості речення рівноправні за змістом і пов’язані сурядни­ ми сполучниками..Жодне з них не відповідає на питання, поставлене від іншого..

    1.. Складносурядні речення з єднальними сполучниками (і ,й ,та ,ні .....ні ) виражають:

    одночасність явищ: Нілистя нешелестить , ніпташки нещебечуть (Мар­ ко Вовчок);

    або послідовність явищ: Серпневийдень згорів над Києвом, і зорівисипала ніч (Г..Донець)..

    2.. У складносурядних реченнях з протиставними сполучниками (а, але, та (але), проте, зате, однак ) зміст однієї частини протиставляється іншій чи зіставляється з іншою:І він до сонця руки підійняв, але й воно сміялося зрадливо... (М..Рильський)..

    3.. Складносурядні речення з розділовими сполучниками (або ,чи ,то .....то ,

    чи .....чи ,хоч .....хоч ,не то .....не то ,або .....або ) вказують на чергування або вибір явищ чи дій, і в таких реченнях завждиставиться кома :Чи то цвіт біліється рясний ,чи з-під хустки сивина вдовина? (Т..Коломієць)..

    Є лише два винятки:

    Розділові знаки

    а) кома не ставиться , якщо в реченні є слова, що стосу­

    ються обох простих речень:

    у складно­

    сурядному

    В одну мить розсунувся простір істали ближчими зорі

    (Ю..Мушкетик)..

    Простір розсунув (як?)

    в одну мить..

    Зорі стали ближчими (як?)

    б) перед єднальними сполучниками ставиться тире , якщо друге просте ре­

    чення виражає різку зміну подій, вказує на наслідок дії першого речення: Не-

    сподіваний ривок - іми відриваємось від землі(Шиян)..

    4. .Крапка з комою ставиться , якщо в середині частин складносурядного речення є свої розділові знаки або якщо ці частини далекі за змістом:

    Вже й череда перейщла; і тільки шляхом ледве плуганились дві корови, одбившись од череди (І. Нечуй-Левицький).

    54 Все для школьника

    Складнопідрядні речення

    Складнопідрядними називаються складні речення, одна частина яких за зміс­ том і граматично залежить від іншої (відповідає на поставлене від неї питання)

    і з’єднується за допомогою підрядного сполучникаабо сполучного слова: Що за літо заробить Мотря , те за зиму і проживуть ..... (П..Мирний)..

    Різниця між сполучниками і сполучними словами полягає в тому, що спо­ лучники підрядності лише з’єднують два простих речення:

    Це був знак , щоміст підірвано (О..Гончар),

    а сполучні слова, у ролі яких вживаються відносні займенники та подібні до них прислівники, крім того, виступають ще й членами підрядного речення:

    Сумно тій людині жить, яка в житті не знала суму(М..Рильський)..

    У головних реченнях часто вживаються вказівні слова (займенники, при­ слівники) такий ,той ,всякий ,там ,стільки та ін.., які є членами речення,

    що пояснюється підрядним: Я поведу тебе в далекий крайтуди , де темніводи спокійносплять (Леся Українка)..

    На відміну від сполучників підрядності сполучні слова входять до структури підрядного речення як його члени - головні або другорядні..

    Сполучне слово може бути: підметом, додатком, означенням, обставиною: На-

    завжди в пам’ яті той урочистий день, коли (в цей день) здобула волю Україна(Із газети).. Слава не поляже, а розкаже, чия правда, чия кривда(Т..Шевченко)..

    Види складнопідрядних речень

    1..Складнопідрядні речення з підрядними означальними ..

    Підрядні

    Підрядні означальні речення пояснюють будь-який член го­

    означальні

    ловного речення, виражений іменником, і відповідають на

    питання який? котрий?

    Підрядні означальні речення з’єднуються з головним за допомогою сполуч­

    них слів який ,котрий ,чий ,де ,куди ,звідки ,коли і підрядних сполучниківщо ,

    щоб ,ніби ,наче ,як ..Для виділення пояснюваного іменника вживаються вказівні словатакий ,той ,кожен та ін..:Нехай не знає втоми та рука (котра?),що добре зерно в добру землю сіє (М..Рильський):

    Особливістю підрядних означальних речень є те, що вони не можуть почи­ нати складного речення, оскільки мусять міститися після пояснюваного імен­ ника в головному реченні..

    Близькими до означальних є займенниково-означальні підрядні речення, які пояснюють член головного речення, виражений займенникомтой ,такий ,все ,кожен , вжитим у значенні іменника:Хто на морі бував ,той (котрий?)калюжі не боїться (Народна творчість):

    2..Складнопідрядне речення з підрядним з ’ясувальним ..

    Підрядні

    Підрядні з’ясувальні речення відповідають на питання від­

    з’ ясувальні

    мінків і уточнюють зміст слів головного речення..

    Можна стежити (за чим?), як смеркає небо, повітря(Є..Гуцало):

    Підрядні з’ясувальні з’єднуються з головним реченням сполучниками що ,

    щоб ,як ,мов , сполучними словамихто ,який ,чий ,де ,куди ,як , часткоючи ,

    вжитою у значенні сполучника..У головному реченні можуть бути слова той ,

    та, те..