Как себя вести на работе идет травля. Травля в коллективе, советы по выживанию, как защитить себя. что необходимо сделать, чтобы обрести хоть и частичный, но контроль над ситуацией. Чтобы не провоцировать коллектив

Во многих развитых странах, например в США или Великобритании существуют специальные законы, защищающие работника от так называемого моббинга.

Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. Интересно, что у животных иногда стадо травоядных нападает на хищника, и это явление тоже называется моббинг. Шведский доктор и психолог Ханц Лейман впервые провёл исследование этого явления в рабочих коллективах Швеции в начале 1980-х. Лейман определил его как «психологический террор», включающий „систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного“. Среди 45 признаков поведения выделил основные типичные для моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание.

Травля сотрудника может выглядеть по-разному – начиная с неприятных отношений с непосредственным руководителем или его замом, заканчивая целенаправленным давлением со стороны всего коллектива. В один прекрасный момент человек не выдерживает и – вот, цель моббинга достигнута – он увольняется, хлопнув дверью или утирая слёзы.

Но не всегда моббинг бывает осознанным и целенаправленным. Волей случая в одном рабочем пространстве собираются психологически несовместимые люди или присутствует один «психопат», который путём накаливания страстей удовлетворяет свои нездоровые потребности. Часто такой сотрудник бывает сильным и харизматичным, симпатизирует большинству коллектива, и уже целая команда приспешников атакует несчастного сотрудника, чем-то не понравившегося этому „неформальному лидеру“.

Жертвами моббинга чаще становятся спокойные, интеллигентные и доброжелательные люди. Им приходится собирать всю свою волю в кулак, идя на работу каждый день как на заклание. Этот каждодневный стресс непременно отражается на здоровье – психологическом или соматическом. Среди распространенных заболеваний, вызванных стрессом – бессонница, страхи, неврозы, расстройства пищеварения, проблемы с сердцем, суицидальные тенденции. Стоит ли говорить о том, как это состояние влияет на качество жизни человека? Ни один отпуск и денежное вознаграждение, каким бы оно не было, не в состоянии восполнить ущерб от отчуждения и неприятия в коллективе.

Что делать?

Если Вы хотите, чтобы что-то было по-другому,

делайте что-то по-другому

Случилось так, что именно Вы оказались той самой мишенью для коллектива, «козлом отпущения», „мальчиком для битья“. Самое первое и действенное – уволиться. Если это можно сделать без особых для себя потерь, спокойно подыщите себе новое место работы и, не оглядываясь, уходите. Здоровье не купишь. Но если у Вас целый список причин, по которым Вы не хотите и не можете уволиться, придётся попотеть. Итак, всякий моббинг имеет своего зачинщика – обнаруживаем его и обезвреживаем.

Применяем способы самозащиты:

1. В сердце льстец всегда отыщет уголок.

Разглядите слабые стороны противника – характерные стороны таких людей часто неприкрыты и на первый план выступают жажда похвалы, амбициозность, самодурство, позёрство. Так удовлетворите их сполна: «О, какой прекрасный галстук – вы сами выбирали? Сразу видно – есть вкус у человека!» и т.п. Лесть обезоруживает.

2. Возлюби ближнего своего.

Изобразите влюблённость в обидчика и, непременно, всеми способами постарайтесь сообщить об этом ему. Лучше прилюдно. Такую наживу крупная рыба точно проглотит, и окажется у Вас не крючке.

3. Раненого не бьют.

Просите Вашего «любимого» коллегу помочь в каком-либо деле. Заостряйте его внимание на том, что только он единственный человек, способный разобраться в ситуации. Так уж человек устроен – начинает любить то, во что вкладывает усилия. Происходит смена типа отношений с противоборствующего на покровительский.

4. Берём измором игнором.

Выдерживать нейтральность и отстраненность Вы сможете только при наличии крепких нервов. Всё что нужно делать — ничего. Если жертва не реагирует, хищник теряет к ней интерес.

5. Смеюсь врагу в лицо.

Юмор помогает уйти из-под пресса. Начните откровенно смеяться надо над собой, показывая это окружающим. Ошиблись? С Вас – как с гуся вода. Люди не любят оптимистов, они воспринимаются как непременно сильные личности (впрочем, часто так и бывает).

6.Вызов на бой.

Когда моббинг переходит все границы и становится неприкрытой травлей, в которую вовлечен весь коллектив, отважьтесь на откровенный разговор. Соберитесь с силами и инициируйте конфликт. Конфликты и споры для того и существуют, что бы добраться до сути. Вынесите свои вопросы на общее собрание, пусть все знают, что происходит, а главное – попытаются Вам объяснить, что их не устраивают. Будьте готовы к объективной критике и фильтруйте, конечно, откровенное хамство и оскорбления. Такая эскалация конфликта и сам конфликт – непременно разрядят в итоге ситуацию.

А может всё-таки дело в Вас?

Вы все дураки и не лечитесь,

а я одна тут стою в белом пальто красивая.

Мы сами можем делать бессознательные вещи, провоцирующие коллектив. Выбор жертвы – не случайность, стоит обратить внимание на следующие свои черты:

Не нужно с разбегу в новом коллективе ставить себя выше всех. Сперва – ровно, нейтрально, вежливо, а потом как позволит обстановка. Душа нараспашку рискует быть использованной ровно настолько насколько она распахнута. Не стоит подчеркивать свое интеллектуальное превосходство, даже если оно очевидно. Выделяться экстравагантным, не принятым в коллективе поведением может творческий работник, занимающий соответствующую должность. Чаще смотрите на себя со стороны, лучше – глазами коллег.

Корпоратив сплочает коллектив. Не отказывайтесь от общих мероприятий, неформальных бесед. Главное – не поддаваться соблазну распускать сплетни.

Обратитесь к специалисту! Даже одна-две консультации смогут преобразить сложившуюся ситуацию, а в более запущенных случаях, когда силы исчерпаны, психолог сопроводит Вас через все тернии сложившейся ситуации, как говорится, к звёздам.

Специалисты по кадровому менеджменту называют это явление моббингом, иначе говоря - групповой травлей. Чаще всего моббинг возникает среди подростков и в женских коллективах.

О том, как решить эту проблему, рассказывает медицинский психолог городской клинической больницы № 67 имени Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы Светлана Королёва .

Сто причин для негатива

Ольга Жукова, «ЛекОбоз»: Светлана Валерьевна, ситуация, когда рабочий коллектив по каким-то причинам невзлюбил одного из сотрудников, встречается довольно часто. Это негативно отражается не только на психологическом климате в коллективе, но и на качестве работы. Но больше всего страдает тот человек, на кого направлена нелюбовь коллег. Что может сделать такой сотрудник для исправления ситуации?

Светлана Королёва: Прежде всего нужно понять причину такого негатива. Причины негативного отношения со стороны коллег могут быть внешние и внутренние. Внешние причины обычно бывают понятны и известны: чаще всего это конкретный рабочий конфликт, о котором знают все сотрудники. В этом случае моббинг заканчивается, как только конфликтная ситуация будет полностью урегулирована.

Но чаще всего негативное отношение коллег бывает вызвано внутренними причинами, которые выявить довольно сложно. Это могут быть какие-то барьеры в общении, которые люди сознательно или бессознательно возводят вокруг себя и тем самым противопоставляют себя окружающим. Иногда в их создании виноват сам этот человек, а иногда эти барьеры создаёт вокруг него коллектив.

- Как возникают такие барьеры?

Если человека по какой-либо причине невзлюбили в коллективе, то проблема всегда кроется в нём самом. Чаще всего это банальное неумение общаться с другими людьми, но может быть и так, что человек по каким-то собственным внутренним причинам не принимает традиции коллектива или даже отторгает их. Многие современные люди закрыты для общения: их волнуют только собственные проблемы, поэтому на интересы коллектива они не обращают никакого внимания. В большинстве случаев это провоцирует агрессию, потому что поведение такого человека при общении с окружающими воспринимается как угроза. Например, на простой вопрос: «Вы сейчас свободны?» - он агрессивно отвечает: «И что из этого?» Со стороны самого человека такой резкий ответ всего лишь защитная реакция, а окружающие воспринимают это как барьер для нормального общения.

Бег с препятствиями

- Это единственный случай, когда человек сам создаёт вокруг себя проблемы в общении?

Конечно, нет. Если человек закрыт для общения, то вокруг него очень часто возникают и другие барьеры. В психологии их называют барьерами дистанции: «вверх - вниз» или «дальше - ближе». Если вы сознательно или бессознательно выстраиваете вокруг себя такие барьеры, это непременно вызовет негативное отношение со стороны окружающих. Давайте рассмотрим каждый вариант отдельно.

Барьер «вверх» - это всегда директивная позиция. Слишком самоуверенный человек, который ставит себя выше других, слышит только то, что совпадает с его собственным мнением, и не считается с мнением окружающих, всегда воспринимается окружающими негативно: они видят в нём высокомерного человека, который никого не замечает вокруг себя. Если интересы коллектива не совпадают с личными ценностями такого человека, то добиться взаимопонимания с ним практически невозможно.

Барьер «вниз» - это позиция «маленького» человека, который старается спрятать своё «я» и не привлекать к себе внимания окружающих. В этом случае человек становится «серой мышкой»: коллеги зачастую просто не замечают его присутствия и относятся к нему «никак».

Барьер «дальше» - это отдаление от сослуживцев на максимальное расстояние. Если человек концентрируется исключительно на самом себе и не видит ничего дальше собственного носа, если он не участвует в жизни рабочего коллектива, если его не волнуют те проблемы, успехи или организационные вопросы, которые касаются всех, то возникает «длинная дистанция». Такой человек избегает прямых взглядов и рукопожатий, дистанцируется от общих интересов коллектива и тем самым становится недосягаем для коллег.

Барьер «ближе» - другая крайность. В этом случае человек пренебрегает деловыми отношениями или просто забывает о том, что нельзя путать деловые отношения с личными, поэтому он позволяет себе резко сократить ту дистанцию, которая существует между коллегами. Такой сотрудник при общении быстро переходит на «ты» и резко, без приглашения вторгается в личное пространство сослуживцев. Подобное поведение никому не нравится, и это создаёт барьеры в общении.

Все эти барьеры отдаляют человека от коллег и служат причиной их неприязни, а иногда и моббинга.

- Как же нужно себя вести, чтобы не возникало таких ситуаций?

Есть золотое правило общения: уйти от собственного «я» и научиться слушать, слышать и понимать собеседника. Для этого нужно развивать свои коммуникативные навыки и не допускать ошибок при общении с коллективом. Основной ошибкой является то, что многие люди смешивают личные отношения с рабочими. Необходимо помнить: приходя на работу, мы выполняем определённые роли, которые нельзя проектировать на собственное «я». В рабочем коллективе существуют только деловые отношения, поэтому общение с коллегами должно быть исключительно деловым. Другими словами, если вас критикуют за ненадлежащее выполнение вами рабочих обязанностей, то относиться к такой критике нужно конструктивно и без личной обиды, так как она не имеет ничего общего с персональным отношением к вам как человеку.

Если коллектив против

- Какие опасности в общении могут поджидать новичка со стороны коллектива?

Чаще всего такие барьеры возникают в тех случаях, когда коллектив не готов принять новичка. Причины для этого могут быть разные: например, если нового сотрудника назначили на должность, занять которую надеялись другие работники этой организации, или когда новый сотрудник пришёл на место уволенного всеобщего любимчика. Если на новом месте работы вы чувствуете негатив со стороны коллектива и не можете понять его причину, попытайтесь прояснить этот вопрос у руководства или у самих работников. Если такие опасения подтвердятся, нужно открыто обсудить проблему с новыми коллегами. Но разговаривать с ними нужно спокойно, без вызова или агрессии.

У нового сотрудника могут быть и другие причины для неприязни со стороны коллектива. Часто бывает так, что в сложившемся коллективе есть свой неформальный лидер, который может почувствовать в новом сотруднике угрозу своему авторитету и начнёт настраивать остальных сотрудников против новичка. В этой ситуации новичку предстоит пройти определённую проверку: некоторое время придётся терпеть немилость со стороны новых коллег и завоёвывать их благосклонность. При смене места работы вхождение в новый коллектив - очень важный психологический этап. Он определяет для новичка его будущие отношения в этом коллективе, и, если завоевать доброе отношение со стороны новых коллег не получится, не исключено, что придётся «сложить оружие» и уйти. Необходимо помнить, что неформальный лидер есть в любом рабочем коллективе и с ним нужно считаться, поэтому, оказавшись в новом рабочем коллективе, постарайтесь определить, кто является неформальным лидером, и установить с ним хорошие отношения.

Вызвать неприязнь коллег могут также некоторые привычки. У окружающих может возникать раздражение, если кто-то слишком громко говорит по телефону или обсуждает по телефону свои личные дела, если кто-то громко смеётся, постоянно жуёт жвачку или часто поправляет на рабочем месте косметику или маникюр. Если вам нужно поговорить по телефону по личным вопросам, выходите в коридор или ещё куда-нибудь, где вас не будет слышно. Неприязнь со стороны коллег может также вызвать резкий запах духов или слишком интенсивный запах лосьона после бритья, поэтому постарайтесь с этим не переборщить.

Невзлюбить сотрудника могут также из чувства зависти: если человек ездит на дорогом автомобиле, одевается лучше других (особенно если это женщина) или чем-либо хвастается (например, своими путешествиями в разные страны), то такое поведение тоже может вызвать неприязнь коллег. Откровенных карьеристов и подхалимов тоже не любят, поэтому в стремлении продвинуться по карьерной лестнице важно не переусердствовать.

- Могут ли вызвать неприязнь у коллег различия в возрасте?

Возрастной фактор на любовь или нелюбовь со стороны коллег влияет гораздо меньше, чем перечисленные выше факторы. Если «старичок» молод душой и не противопоставляет себя коллективу, то всё будет хорошо.

- Что может сделать руководство, чтобы не допустить моббинга?

Если в рабочем коллективе вдруг кого-то невзлюбили, то руководитель должен взять этого сотрудника под свою защиту. Это покажет остальным, что руководство не допустит негативного отношения ни к одному из членов рабочего коллектива. При этом самому сотруднику не стоит добиваться защиты руководства, иначе можно прослыть подхалимом и ябедой.

Моббинг на работе – это неприятие одного из членов трудового коллектива другими его членами, выражающееся в форме психологического насилия над ним (иногда в сочетании с физическим). Попросту говоря, это травля, офисная дедовщина, психологический террор индивида как члена коллектива.

Как явление моббинг существовал всегда, но в объект исследования психологов превратился лишь в конце прошлого века, точнее в 80-х годах , когда появилось и само понятие «моббинг». Его ввел в обиход шведский психолог Х. Лейман , когда столкнулся с необходимостью как-то назвать явление, часто наблюдаемое им в рабочих коллективах на предприятиях и в организациях Швеции.

«Моббинг» от английского «mob» - толпа . Х. Лейман определил моббинг как регулярно повторяющееся неэтичное и открыто-враждебное отношение нескольких людей (толпы) или одного человека к другому индивиду в трудовом коллективе.

Работника, ставшего жертвой моббинга, пытаются загнобить, чтобы он психологически сломался и, в конце концов, уволился.

Для этого применяются такие жестокие средства и методы :

  • насмешки,
  • придирки,
  • обвинения,
  • оскорбления,
  • дезинформация,
  • изоляция,
  • бойкот,
  • клевета,
  • доносительство,
  • порча и кража личных вещей,
  • нанесение вреда здоровью (например, слабительное в чай или кнопки на стул),
  • нанесение значительных телесных повреждений и иное физическое насилие.

Как видно, моббинг – опасное не только для психологического, но и для психического и физического здоровья человека, явление.

Последствия моббинга

Моббинг уже официально, на законодательном уровне запрещен в Швеции. Шведские экономисты подсчитали, что это явление обходится не только организациям, в которых оно наблюдается, но и всей стране в круглую сумму. Экономика любой страны и организации, где не запрещен моббинг, несет существенные убытки!

Но денежные потери ничто по сравнению с тем, как мобинг влияет на личность!

Люди, к которым несправедливо относились, преследовали и унижали на работе, в 76% случаев страдают от сильного стресса и его последний:

  • 71% страдает от бессонницы,
  • 49% от ночных кошмаров,
  • 60% от паранойи,
  • 55% от головных болей,
  • 41% от ощущения изолированности,
  • от сомнений, стыда и вины – 38% .

Самый печальный показатель – 10% самоубийств происходит на почве моббинга (по оценкам наблюдений психиатров за больными, склонными к суициду).

Эти данные получены в результате исследований в странах Западной Европы. Что касается остальных евразийских стран, в том числе России и стран СНГ, исследования подобного рода еще не проводились, но социологи и психологи предполагают, что от моббинга на работе страдает порядка 20% всего работающего населения.

Последствия моббинга могут быть, без преувеличения, ужасающими. Особо жестокие действия, направленные на жертву, подпадают под разряд уголовно наказуемых, то есть становятся преступлением. Иногда и сама жертва становится преступником. Так бывает, когда обиженный и оскобленный член коллектива начинает жестоко мстить всем и каждому.

Виды и причины моббинга

Моббинг хоть и стихийное, но все же управляемое явление. Грамотный и мудрый руководитель ни за что не допустит «офисной дедовщины» в своей организации, найдет способ предупредить это негативное явление и устранить проблему на корню, если она все-таки появилась.

К сожалению, из-за незнания того, что такое моббинг и насколько тяжелыми могут быть его последствия, это явление наблюдается не только в трудовых коллективах . Моббинг не редкость в школах, ВУЗах, армии, семье – в любом сообществе, объединении, группе людей.

Чаще всего унизить, подавить и “выжить” из сложившегося трудового коллектива пытаются новичков , но случается, что в немилости оказывается и давно находящийся в этом коллективе человек, опытный специалист и даже лидер.

Иногда против члена коллектива озлобляется не группа людей, а один человек, нередко таким человеком бывает руководитель, хотя и руководители также нередко становятся «козлами отпущения».

Моббинг на работе бывает разным, поэтому его принято разделять на два вида:

  • вертикальный – террор исходит от начальника (боссинг) или от подчиненного/подчиненных,
  • горизонтальный – терроризируют коллеги, равные по положению.

Подвергнуться моббингу может любой член коллектива, вне зависимости от того, на какой ступени карьерной лестницы он находится, в какой сфере трудится и какой личностью является. Но моббинг все же не бывает беспричинным.

«Белой вороной», которую поскорее нужно «заклевать» всей стаей, чаще всего оказывается человек, отличающейся от всех остальных либо в худшую, либо в лучшую сторону. Отсюда причины моббинга :

  • зависть (чаще всего завидуют таланту, уму, опыту, красоте, молодости),
  • страх «он лучше меня, поэтому меня уволят», «он меня подсидит»,
  • недостаточный профессионализм,
  • желание унизить,
  • желание подчинить,
  • высокий уровень конкуренции в коллективе и другие.

Недостаточный профессионализм жертвы, несоответствие занимаемой должности – пожалуй, самая понятная и объективная причина неприятия коллективом сотрудника, но все-таки не повод его всячески унижать и издеваться.

Личность жертвы моббинга

Особняком стоит самая частая причина моббинга личность жертвы.

Любой недостаток или достоинство может превратиться в мишень агрессоров, если этого качества нет у большинства людей в коллективе.

Чтобы спровоцировать агрессивный коллектив на моббинг, порой достаточно малости:

  • хвастаться, задаваться,
  • демонстрировать неуверенность в себе, слабость,
  • жаловаться, возмущаться,
  • сплетничать,
  • стать «любимчиком», «лучшим», «примером для подражания»,
  • получить особую награду, премию, грамоту или иную благодарность за труд,
  • лениться, когда все работают или трудиться, когда все ленятся,
  • быть пунктуальным, когда «принято» опаздывать или опаздывать, когда принято быть пунктуальным,
  • игнорировать корпоративы и так далее, в общем, выделяться из толпы, быть «уж слишком не как все».

Хоть и чаще, но все же не всегда, жертвами становятся слабые , мягкие, безотказные, добрые, не умеющие постоять за себя, угрюмые, любящие уединение люди, а также неопытные, молодые, новые сотрудники.

Реже, но все-таки нередко, жертвой моббинга становится сильная личность , новатор, реформатор, активист, трудоголик, креативщик, человек, по уровню культуры, интеллекта, профессионализма выше, чем основная масса коллектива. Зачастую это руководитель.

Если активному и целеустремленному начальнику доверили коллектив-«болото», где все уже годами сидят на своих местах и лишь создают видимость деятельности, он сразу же превращается во «врага народа». В таком случае нужно либо опускаться до общего уровня, либо подтягивать коллектив до своего.

По всей видимости, все же, жертвовать собой, пытаясь сделать лучше коллектив, который не хочет развиваться, которому комфортно в устоявшемся «болотце», может и благородно, но часто безрезультативно и вредно для здоровья.

Моббинг может сознательно применяться начальством , когда требуется сократить численность персонала. «Выживают» тех сотрудников, которых не за что уволить, а надо. Такая практика часто наблюдается во времена финансовых кризисов (увольняют в целях экономии) или просто когда объективных причин для увольнения «неугодного» нет.

Новым сотрудникам нужно быть особенно внимательными, так как некоторые работодатели стали применять «маленькие хитрости», а точнее – жестоко обманывать новичков. Человека берут на испытательный срок (от месяца до полугода) на неполный оклад и всячески его психологически терроризируют (обычно необоснованно обвиняют в некомпетентности). По истечении испытательного срока работнику непременно сообщают: «Извините, Вы нам не подошли!» и увольняют (иногда даже «забывая» оплатить труд человека). Тут же на эту же работу принимается другой сотрудник на тех же условиях и так по кругу.

Как бороться с моббингом

Моббинг – это в первую очередь проблема руководства , его ответственность и промах в организации труда. Но работнику, на которого коллектив или начальник направили свой гнев, стоит задаться вопросом «Почему именно я стал жертвой? Мне нужно меняться или мне нужно сменить коллектив?». Прежде всего нужно проанализировать свое поведение и ситуацию.

В зависимости от ситуации, частоты нападок и опасности для здоровья и жизни, следует выбирать различные способы защиты от моббинга . Среди них:

  1. Измениться в лучшую сторону , если причина нападок коллег – объективные недостатки.

Например, если причина в недостаточной квалификации – повысить ее, соответственно и профессионализм.

Ошибки, которые нужно исправить, если они наблюдаются:

  • вредные привычки (частые перекуры, перекусы в рабочее время, громкий смех, разговоры по телефону о личном, опоздания и так далее),
  • неуверенность в себе, слабость духа (садисты и агрессоры реже нападают на сильных личностей, способных дать отпор),
  • сплетни, доносы, обман,
  • лень, перекладывание работы на других,
  • бестактность, навязчивость, хамство,
  • высокомерие,
  • безответственность, халатность,
  • неаккуратность.
  1. Не реагировать на нападки . Не получая заряда удовольствия от того, что жертве плохо, агрессоры отступят. Даже если нападки не пустые оскорбления, а, по сути, критика (которая может даже пойти на пользу), не следует подавать виду, что она эмоционально задевает, еще лучше – научиться спокойно ее пропускать мимо ушей.
  2. Выявить и дискредитировать зачинщика моббинга . Без главаря «бандформирование» распадется.
  3. Проинформировать начальство о моббинге и его последствиях, попросить принять меры.
  4. Найти поддержку среди других коллег, людей или человека, способного защитить, создать оппозицию.
  5. Вызвать полицию в случае преступления агрессорами закона.
  6. Подать иск в суд, если был причинен серьезный моральный и/или физический вред, материальный ущерб.
  7. Уволиться. Уйти с работы в ситуации, когда агрессоры только этого и ждут, кажется поражением, но лучше покинуть «поле боя», чем «погибнуть», тем более, что работа это место где люди трудятся, а не борются. Работа должна быть в радость!

Людям, страдающим от моббинга настолько, что подрывается их физическое и психическое здоровье, тем более, если существует угроза жизни, без сомнения, нужно уволиться!

В здоровом коллективе нет места моббингу ! Руководство, заботящееся о своих сотрудниках, о поддержании командного духа и благоприятной психологической атмосферы в коллективе, не знает этой проблемы. В случае, когда все же возникает угроза моббинга, руководитель увольняет либо «жертву» (если коллектив стал ее преследовать не просто так, чтоб мучать, а по объективно негативным причинам), либо зачинщика моббинга.

Случалось ли Вам становиться жертвой моббинга на работе?