Отрочество краткое содержание по главам лев толстой. Отрочество, толстой лев николаевич. Анализ трилогии произведений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

Анализ произведения Джеймса Крюса
"Тим Талер, или Проданный смех"


Тюмень 2012

Анализ произведения хотелось бы начать с его краткого изложения, но логично предположить, что человек, читающий анализ, с текстом уже знаком.

Художественный мир в повести «Тим Талер или Проданный смех» немецкого детского писателя Джеймса Крюса напоминаем нам реальный мир. Здесь встречаются реальные географические названия (Африка, Каир). Легко угадывается и историческое время - первая треть двадцатого века. Это время, когда теплоходы еще не вытеснили пароходы (а ведь Тим Талер плавал именно на пароходе), были уже популярны трамваи, но люди еще пользовались перьями, промокашками.

В произведение не встречаются какие-либо объекты, абсолютно несоотносимые с реальным миром. Даже чудо в литературном мире произведения обусловлено только допустимым случайным совпадением всех факторов идеального финала. Скажу проще: в произведение не происходит ничего, что было бы не возможно в реальном мире. Например трамвай, в котором Тим Талер ехал на вокзал изменил свой маршрут не волшебным образом, а из-за поломки на линии. Это могло случиться и само собой, быть случайностью. Именно череда таких выгодных «случайностей» и позволяет герою выигрывать каждый спор.

Другой вопрос в том, благодаря чему эти «случайности» происходят. Автор объясняет их вмешательством высших сил. Здесь проступает влияние на произведение религии и фольклора. Имя барона Треч, то есть Чёрт. Чёрт в религии – одно из имён сатаны, дьявола, главного противника бога, олицетворяющего всё зло и неудачи мира. В фольклоре черт – злой дух, родовое название для обозначения языческих тёмных сил. В фольклорной традиции одной европейской страны (не помню точно какой), считается, что, когда сатана приходит в мир людей, он носит только клетчатые вещи. Кроме того, он может заключать контракты с людьми, подписывать которые обязательно нужно кровью. Роль барона Треча полностью соответствует данному описанию. Выходит, что все, что приобретает Тим с помощью своего дара выигрывать пари, идёт от тёмных, злых сил. Именно поэтому дар не приносит Тиму счастья. Более того, он не приносит счастья не только Тиму, но и Крешимиру, тоже заключившему сделку с бароном. В этой закономерности одна из основных мыслей произведения: стать счастливым можно только честным путём.

Итак, мы уже выяснили, что барон Треч на самом деле черт. Мы знаем, что ему подчиняются могущественные темные силы. Но мы смело можем сказать и обратное – темные силы имеют власть над Тречем. Это выходит из того, что барону приходится, как и другим участникам договора, исполнять условия контракта. Если барон не сможет сделать так, чтоб Тим выиграл пари, то улыбка вернется мальчику. Значит, Треч не всесилен и с ним можно бороться. Еще одна основная мысль: со злом в мире (которое отождествляет Треч) можно бороться. Но будет ли равной эта борьба? Изначально ответить на этот вопрос довольно сложно. Барон и Тим одинаково исполняют условия договора, но взгляните на их статус. Мальчик из бедной семьи, из узкого переулка (какая сильная метафора!) и барон, имеющий статус, деньги, связи – власть одним словом. Но не это преимущество делает барона сильнее в борьбе. Треч будет добиваться своей цели любой ценой, он перешагнет через других, а Тим не может позволить себе такого. Он заботится об окружающих людях и именно это обстоятельство делает его положительным героем. К тому же мы знаем историю его тяжелой жизни: смерть матери, затем отца, жизнь с мачехой и вредным сводным братом, нищета. Сожеление и сопереживание сближает юных читателей с героем, позволяет им получить опыт чужой, пусть и выдуманной жизни.

Читатель в данном произведении Джеймса Крюса изначально ребенок. Я акцентирую на этом внимание по той причине, что многие произведения, считающиеся сегодня детскими или подростковыми, изначально писались для взрослой аудитории. В данной повести читатель – ребенок. Именно к нему обращается автор перед началом истории. Это обращение важная часть произведения, сравнить которую можно с моралью басни. Автор раскрывает идею произведения, простую истину: не в деньгах счастье. Донести это до детей важно еще и потому, что в дети не встречаются прямо с финансовыми проблемами. Важно до вступления во взрослую жизнь научить их настоящим ценностям: искренности, дружбе, взаимопомощи.

Тим Талер на протяжении всей повести не меняется, не смотря на то, что мы знакомимся с ним, когда он еще совсем маленький. Когда начинается действие герою десять лет. Следующие четыре года он проводит в достатке в семье мачехи. За это время он понимает, что деньги не могут сделать счастливым ни его, ни окружающих. Но этот период автор описывает довольно скупо, делая акценты на том, что окружающим всегда мало тех денег, что дает им Тим. Сам же Тим хотел стать богатым, чтоб поставить плиту на могилу отца, чтоб в семье не было проблем, но оказалось, что деньги не решили проблемы, а добавили новые. Тим хотел поставить плиту на могилу отца, - это важная деталь. Он никогда не хотел становиться богатым для себя. Поэтому он решил вернуть свои смех и стать счастливым. На это ушли долгие годы. Легко променять нечто человечное на деньги, но не так просто получить обратно такое богатство, как смех – говорит читателям Джеймс Крюс.

В таком сложном деле как борьба с силами зла нельзя обойтись без помощников. В данном произведении это Джонни, Крешимир и господин Рикерт. Они дают Тиму мудрые советы и догадываются, какое пари он должен заключить, чтоб вернуть назад свой смех. Пари простое, но сложность в том, что заключить его можно только с тем человеком, который догадается сам о договоре Тима и Треча, а это под силу только настоящим друзьям.

Можно ли утверждать, что в финале повести Тим остался таким же бедняком, каким был в её начале? Он отказался от наследства, подарил пароходство друзьям и, по сути, остался на улице. Он сумел сохранить своё главное богатство – смех. Но у него появилось то, чего не было раньше – верные друзья.

Приложение

Дорогие маленькие и большие читатели!

В этой книге говорится про смех и про деньги.

Смех объединяет людей всего мира. И в московском метро, и в нью-йоркском смеются точно так же, как в парижском. Остроумной шутке так же весело улыбнутся в Токио, Каире и Праге, как в Мадриде, Копенгагене и Стокгольме. К настоящим богатствам, таким, как счастье, мир, человечность, деньги никакого отношения не имеют. А вот смех имеет, да еще какое!

Когда кто-нибудь вот так, как в этой книге, променяет свой смех на деньги, это очень печально. Ведь это значит, что он променял настоящее богатство на фальшивое - счастье на роскошь, и пожертвовал свободой, которую дарит нам смех. Смейтесь, дорогие читатели, над теми, кто считает, что все на свете продается за деньги, и их оружие заржавеет и придет в негодность!

А теперь запаситесь вниманием и терпением, и вы узнаете, какой трудный, запутанный и горький путь прошел один мальчик - звали его Тим Талер, - прежде чем понял, как дорог смех и даже самая обыкновенная улыбка.

Джеймс Крюс.


Краткое описание

Анализ произведения хотелось бы начать с его краткого изложения, но логично предположить, что человек, читающий анализ, с текстом уже знаком.
Художественный мир в повести «Тим Талер или Проданный смех» немецкого детского писателя Джеймса Крюса напоминаем нам реальный мир. Здесь встречаются реальные географические названия (Африка, Каир). Легко угадывается и историческое время - первая треть двадцатого века. Это время, когда теплоходы еще не вытеснили пароходы (а ведь Тим Талер плавал именно на пароходе), были уже популярны трамваи, но люди еще пользовались перьями, промокашками.
В произведение не встречаются какие-либо объекты, абсолютно несоотносимые с реальным миром. Даже чудо в литературном мире произведения обусловлено только допустимым случайным совпадением всех факторов идеального финала. Скажу проще: в произведение не происходит ничего, что было бы не возможно в реальном мире. Например трамвай, в котором Тим Талер ехал на вокзал изменил свой маршрут не волшебным образом, а из-за поломки на линии. Это могло случиться и само собой, быть случайностью. Именно череда таких выгодных «случайностей» и позволяет герою выигрывать каждый спор.

Timm Thaler oder Das verkaufte Lachen , 1962) - сказочно -философская повесть немецкого писателя Джеймса Крюса . В повести ощущается влияние легенды о докторе Фаусте , продавшем свою душу дьяволу . При этом внешне мораль книги непритязательна: искренний счастливый смех дороже всех денег. Русский перевод вышел в 1966 году .

Книга представляет собой первую часть трилогии о Тиме Талере, куда входят также повести «Куклы Тима Талера, или Проданное человеколюбие» () и «Неле, или Вундеркинд» ().

Сюжет

Гамбург . Начало 1930-х годов. Маленький мальчик Тим Талер живёт вместе со своим отцом и скучает по умершей матери, весёлой и доброй женщине. Но однажды его отец решает жениться, и для Тима наступают тяжёлые времена. Вскоре погибает отец на стройке.

Тиму становится ещё тяжелей: мачеха нещадно использует его, практически не заботясь о его состоянии. Сводный брат Эрвин постоянно придирается к бедняге Тиму, ябедничает на него, не даёт спокойно делать уроки, и в результате Тим с трудом доучивается до пятого класса. У него есть только один способ, помогающий ему пережить любые беды - это его заразительный смех.

Однажды в воскресенье одинокий Тим посещает ипподром, куда прежде ходил вместе с отцом смотреть скачки. Там ему встречается загадочный барон Треч ((нем.) Lefuet , то есть Teufel в обратном порядке, чёрт наоборот). Он носит клетчатый наряд; в соответствии с традицией немецких сказок черт, принимая человеческое обличье, нередко ходит в клетчатом . Должно быть, это невероятно сильный страж мрака, живущий в человеческом мире и специализирующийся на пари. Барон заключает с Тимом странную сделку: мальчик обретает способность выиграть любое, даже самое фантастическое пари. Но взамен Треч забрал у Тима его счастливый смех. Мачеха Тима, узнав о его даре, использует его в своих целях. В результате прежде бедная семья стала жить в роскоши, но Тим не стал счастливее.

Он сбегает от жестокой и жадной мачехи и отправляется странствовать по свету, чтобы обрести счастье и вернуть свой смех. Тим принимает такое решение под влиянием кукольного спектакля «Гусь, гусь, приклеюсь, как возьмусь» (по сказке братьев Гримм «Золотой гусь »). С помощью друзей (рулевого Джонни, господина Рикерта и Крешимира) Тиму предстоит найти лазейку в договоре и получить назад свой смех.

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо - ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Отрочество
Краткое содержание повести
Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо – ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: “Что с тобой делается?” – кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.
После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: “Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил… “
Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки – и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется ее наследство…
До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели – адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество – к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Краткое содержание Отрочество – Толстой Лев Николаевич