Водоёмы нашего края. на поверхности земли часто встречаются разные водоёмы: родники, ручьи, реки, озёра, моря, океаны. родник: после дождя и растаявшего. II. Сообщение темы и цели урока

Тема урока: «Водоёмы нашего края»

Цель: ознакомить учащихся с водоёмами родного края, раскрыть их значение в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.

Задачи:

обучающие – сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края; познакомить с видами водоёмов, уточнить представления о частях реки;

развивающие - развивать познавательный интерес; умение работать с картой; творческие способности;

воспитывающие – воспитывать любовь к родному краю, личную ответственность за сохранение и приумножение природных богатств родного края;

Оборудование: глобус, физическая карта России, карта Брянской области, компьютер, доска, проектор, кроссворд, презентации детей,рабочие тетради по окружающему миру.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

У.- Какой раздел по окружающему миру мы сейчас изучаем?

Д.- Родной край – часть большой страны.

У.- Как называется наш край? Покажите его на карте.

У.- Какой город является областным центром Брянщины?

Д.- Город Брянск.

У.- Как называется наш посёлок?

Д.- П.г.т. Красная Гора

У.- Какое домашнее задание вы получили к уроку?

У. - Проверим домашнее задание работая с тестом самостоятельно по уровням : 1 уровень – задания А1- А4; 2 уровень – В1-В2 ; 3 уровень – С1,С2.

У .- Проверим работу по тестам (уч-ся читают вопрос и правильный ответ, если правильно – возле задания ставите +, неправильно -)

У . - Сегодня мы продолжим путешествие по карте родного края и в конце изучения нашего раздела мы должны будем ответить на вопрос :

«Почему к себе так манит, так зовёт Брянский край?»

Чем он привлекает нас?

III. Сообщение темы, целей урока

У. - Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода . (слайд 1)

У. - Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке?

Д. - О пресных водоёмах. О пресной воде. (Где находится пресная вода?)

Тема урока : (слайд 2) «Водоёмы нашего края».

ΙΙ I. Актуализация знаний.

У .- А что такое водоём?

Д.- Водоём-это скопление воды в природе .

IV.Изучение нового материала.

У .- Назовите, какие водоемы вы знаете ?

Д .- Пруд, канал, озеро, водохранилище, река, море, океан.

У .- Назовите водоёмы, которые вы видите на экране? (слайд 3)

У . - На какие две группы можно разделить все эти водоёмы. (Водоёмы созданные природой – естественные и созданные человеком – искусственные) (Слайд 4)

У .- . Назовите естественные водоёмы?

Д . - Океан, море, река, озеро, родник.

У .- Какие естественные водоёмы есть в нашем крае?

Д . - Река, озеро, родник.

У . - А какие искусственные?

Д . - Пруд, водохранилище.

Работа в рабочей тетради. Откроем тетрадь с.49. Находим тему: «Водоёмы родного края». Читаем 1 вопрос. Запишем в тетрадях естественные и искусственные водоёмы нашего края самостоятельно. Проверим.

Водоемы

У .- Посмотрите на карту Брянской области.

Какие водоёмы вы видите?

Д .- Реки.

У .- В области 125 рек. Общая протяженность их 9 тысяч километров. Почти все реки Брянщины относятся к бассейну Днепра и дальше несут воды в Чёрное море. Весной, когда тают снега, реки бурно разливаются, повышают свой уровень. Летом наступает время межени: воды становится мало, Уровень рек понижается, появляются мели. Вскрываются реки ото льда, как правило, в первой половине апреля, замерзают в середине декабря. У .- Из своих наблюдений какие ещё водоёмы родного края вы назовёте? Д . -Озёра, пруды. У .- Работаем в тетради с. 50, задание 2. Запишем, какие водоёмы есть в нашем крае.

Д .- Реки, озёра, пруды, водохранилища, родники.

V. Физкультминутка

Мы немного отдохнём, Побежим скоре в речку,

Встанем, глубоко вздохнём, Окунёмся, поплывём.

Руки в стороны, вперёд. Ах, какая благодать!

Мы на пляже, Но и меру надо знать.

Солнце жжёт. Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ VI. Презентация- А сейчас мы посмотрим презентацию «Реки Брянщины», которую подготовили ученики нашего класса. 1 ученик. Река Десна .(слайд 5) (Показывают на карте ) Наиболее крупной рекой Брянской области является Десна. (слайд 6) Длина ее 1187 км. Протяженность в пределах области около 500 км. Десна берет начало в Смоленской области около деревни Налеты. Впадает она в Днепр. Плавные воды реки плещутся у стен древнейших городов: Брянска, Трубчевска. Основные притоки Десны слева: Снопоть, Болва, Снежеть, Ревна, Навля, Нерусса . (слайд 7) (Покажем некоторые из них на карте) Справа в Десну впадают: Габья, Судость , Снов (слайд 8) (Покажем реку Судость на карте) 2 ученик . Река Ипуть. (слайд 9) (Показывают на карте) Вторая по величине река области - Ипуть. (слайд 10) Ипуть впадает в реку Сож около Гомеля. Длина реки 475 км. Значительных правых притоков у Ипути нет. Слева же она принимает довольно крупный приток: реку Унечу . (Показывают на карте) У.- А какая река протекает у нас в п. Красная Гора? Д. - Беседь. 3 ученик . Река Беседь. (слайд 11). (Показывают на карте)Третья по размерам река - Беседь, тоже приток Сожа. (слайд 12) Берет начало в Смоленской области. Протяженность реки 260 км. Беседь имеет густую сеть правых и левых притоков. Среди них – Палуж и Полонка. (Покажем приток Палуж ) У .- В пойме встречается много озер и болот. Берега представляют волнистую равнину, поросшую сосновыми и дубовыми лесами. Реки Брянщины прекрасны во все времена года и являются украшением земли. Весной их берега в цветущем уборе. Летом утопают в зелени деревьев, кустарников и трав. Осенью берега одеты в золото. Но, кажется, лучше всего они - зимой. Сковавший их лёд, как драгоценные камни, сверкает на солнце. Точно пеленою покрыты луга. Блестит под снежной бахромой прибрежный лес. - Водоёмы - излюбленное место отдыха населения. И вы ребята тоже любите отдыхать на нашей речке. - В водоёмах водятся разнообразные рыбы. А каких рыб вы знаете, сами ловили? Д .- Лещ, щука, окунь, плотва, красноперка, карась. Встречаются язь, сом, линь, налим, сазан и другие. (Атлас – определитель «От земли до неба» с. 160 - 161) У .- В водоёмах водятся животные. А каких животных вы знаете? Д.- Бобр, клоп – водомерка, водяная крыса, выдра и другие.(Атлас – определитель «От земли до неба» с.184, 190, 194) У .- Растут растения. А какие растения вы знаете? Д .- Камыш, рогоз, тростник, осока, кувшинка и другие. (Атлас – определитель от земли до неба)

VI. Экология .

У.- Мы часто говорим о бережном отношении к водоёмам. Каково значение водоёма в природе, для человека? Для чего нужны водоёмы? (слайд 13)

Д . -Украшают землю, по ним ходят суда, используют воду предприятия, место отдыха.

У . - Все наши водоёмы уникальны. Это наше богатство. Но к сожалению мы не понимаем этого.Человек, своей хозяйственной деятельностью, небрежным отношением загрязняет водоёмы.

Что мы видим на этом слайде. Правильно ли это? Каким мы хотим видеть водоём, когда приходим отдыхать? (слайд 14)

Д .- На берегу реки лежит мусор.

У . - Как надо вести себя около водоёмов?

Дети называют:

Не бросать в воду мусор;

Не оставлять мусор на берегу;

Не мыть машины на берегу, следить за чистотой водоёмов

- Мы сегодня говорили много о водоёмах. Ответьте почему к себе так манит, так зовёт Брянский край? Чем он нас привлекает?

Д .- Наверное красотой водоёмов. Мы любим отдыхать на берегу водоёма. Любоваться природой. Любим ловить рыбу

I. Итог.

У .- Вот и подошёл к концу наш урок. Как называется тема нашего урока?

Д .- Водоёмы нашего края).

Узнали вы на уроке для себя что – то новое, пополнили свои знания?

Ответы детей.

У .- На столе лежат полоски. Если вам на уроке было интересно, вы для себя узнали много нового интересного, поднимите красную полоску.

У .- Если вы были активны, старались, но что- то немножко не получилось, поднимите жёлтую полоску.

У .- Если вы ничего нового на уроке не узнали, вам было неинтересно, поднимите зелёную полоску.

У .- Я рада, что у вас полоски красного и жёлтого цвета и что вы пополнили свои знания. Что же узнали нового?

Ответы детей.

Учитель оценивает детей за работу.

VIII. Задание на дом.

Конспект занятия

"Водоёмы родного края"

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №37 Чернышева Н.Ю.

Цели:

- Сформировать представления учащихся о поверхности и водоёмах родного края. Учить работать с картой. Познакомить со значением водоёмов в природе и жизни человека и их охраной.

Развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, рассуждать. Развивать речь учащихся, психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие.

Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

глобус, « Физическая карта Челябинской области», рисунки детей

« Поверхность родного края», фотографии «Формы земной поверхности родного края», «Животный мир пещер», «Капля», загадки о водоёмах, карточки: водоёмы, естественные, искусственные, река, море, океан, пруд, озеро, ручей, родник, болото, канал, водохранилище; синие фишки, «Реки нашего района», контурные карты у каждого ученика, DVD «Разлив реки в 2014 году», слайды «Реки Челябинской обл.», ручки, цветные карандаши (красный, синий), «Административная карта Челябинской области».

1. П.К.Мезенцев. « Загадочный мир названий», Челябинск, 1998.

2. Е.В.Григорьева. «Природа Южного Урала», Челябинск, 2002.

Ход урока

I . Организация класса.

Упражнение для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, прямо.

II . Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с природой родного края.

Слайд 1. «Наш край»

III . Проверка знаний и умений.

(Работа с глобусом)

Как называется наша планета?

На каком материке мы живём?

В какой стране мы живём?

Как называется столица нашего государства?

В каком крае мы живём?

Где находится Южный Урал?

Где находятся Уральские горы? (между Восточно-Европейской холмистой и Западно-Сибирской плоской равнинами)

(Работа с «Административной картой Челябинской области»)

В какой области мы живём?

В каком городе находится областной центр?

Где находится город Челябинск на карте области? (северо-восток)

На сколько км протянулась Челябинская область с севера на юг? (490 км)

С запада на восток? (400 км)

Какую площадь занимает Челябинская область? (88.000 кв. км)

Чему равна общая протяжённость границ области? (2850 км)

С какими другими областями, странами и республиками граничит Челябинская область? (на севере – Свердловская область, на северо-востоке – Курганская область, на юго-востоке – Казахстан, на юго-западе – Оренбургская область, на западе – республика Башкортостан)

На что похожа по форме Челябинская область? (на крестовину)

Где находится наш родной город?

(Работа с «Физической картой Челябинской области»)

В какой природной зоне находится Челябинская область? (лесная зона)

Какой тип леса в Челябинской области? (смешанные леса)

Почему вы так думаете?

В каком тепловом поясе лежит Челябинская область? (умеренном)

Что характерно для этого пояса?

Какая форма земной поверхности в Челябинской области? (на востоке – Западно-Сибирская плоская равнина, в центре – Зауральская холмистая равнина, на западе – горы Южного и Среднего Урала)

Какая форма земной поверхности на территории нашего района?

Это горы разной высоты с крутыми и пологими склонами. Уральские горы называют каменным поясом России. Наши горы очень старые.

Выставка рисунков детей

На своих рисунках вы изобразили, как выглядит поверхность нашего края.

Что вы нарисовали? (горы, скалы, пещеры)

Выставка фотографий «Формы земной поверхности родного края», сделанных учеником нашего класса.

Беседа об охране земной поверхности края.

- Мы говорим о том, что нужно охранять растения, животных. А поверхность края? Разве ей что-нибудь угрожает? Как охранять поверхность? (ответы детей)

Что такое овраг? Как образуются овраги? Как с ними бороться?

Что такое террикон? Как он образуется? Чем он вреден? Как с ним надо бороться? Рассказать о карьерах.

Беседа о « пещерном рае »

- Склоны Уральских гор сложены в основном из известняков, которые легко размываются водой, образуя воронки, глубокие ущелья, подземные пещеры. В Челябинской области более 200 пещер. Ашинский район называют «пещерным раем». Как вы думаете, почему? В нём 45 пещер. Почти на каждом шагу встречаются пещеры на реке Сим.

А пещеры надо охранять?

Пещеры тоже надо охранять! Это тоже памятники природы.

IV . Изучение нового материала.

Слайд « В пещерах »

В пещерах темно, холодно, всюду вода. Кажется, что ты попал в заколдованный замок. Интересно рассматривать причудливые фигуры, похожие на сказочных чудовищ, любоваться хрустальными трубочками сталактитов (каменная сосулька, а под ней столбик – сталагмит). А ведь всю эту подземную красоту создали маленькие капельки воды. Такие как эта.

Слайд « Капля »

Посмотрите на глобус, на карту. Скажите, каким цветом обозначена на них вода? Раскрутим глобус. Каким цветом стала наша планета теперь? Почему? На Земле много воды, 2/3 земной поверхности занимает вода. Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».

Где находится вода? (в водоёмах)

Загадки о водоёмах:

Отгадайте, о каких водоёмах идёт речь.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)

5) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это…(Океаны)

Какие ещё водоёмы вы знаете?

1. Игра. (Работа с карточками)

На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

Цель работы: Распределить карточки с названиями водоёмов по их происхождению. Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

ВОДОЁМЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ

река пруд

озеро канал

ручей водохранилище

море

океан

родник

болото

Какие искусственные водоёмы есть в нашей местности?

Какие естественные водоёмы есть в нашей местности?

Работа по «Физической карте Челябинской области»

Много в нашей местности водоёмов, но сегодня мы будем изучать главный естественный водоём, который находится в нашем городе.

Слайд « Река Ай »

На берегу какой реки находится наш город? Знаете ли вы, откуда она берёт своё начало и куда впадает? (выходит один ученик и пытается показать реку Ай)

Как правильно надо показывать реки на карте? (от истока к устью)

У рек есть притоки. Назовите и покажите левые и правые притоки.

Как их определить?

Вывод: Река Ай берёт начало из болота Клюквенное, расположенного на стыке хребтов Уреньга и Аваляк Южного Урала, в 2 км к юго-западу от кордона Южный и в 70 км к Юго-Западу от города Златоуст.

Практическая работа по контурным картам Челябинской области.

Слайд «Физическая и контурная карты Челябинской области»

(У детей контурные карты и цветные карандаши: красный и синий).

Цель: Обследуем местные речки и нанесём их на контурные карты.

1). Обведём контур нашего района красным карандашом.

2). Обозначим крупные населённые пункты района - города

3). Обозначим реку Ай на карте.

Где она начинается, её исток?

Куда впадает?

4). Какие ещё реки протекают в нашем районе?

Они впадают в реку Ай, это её притоки. Обозначим их на карте.

5). Какие ещё реки вы знаете?

Карточка – опора: Реки нашего района

6). Самопроверка (сверка со слайдом)

Какие реки впадают в реку Ай? Обозначьте на карточке фишками.

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Беседа о реке Ай.

Все реки, протекающие через наш район, берут своё начало в горах из подземных родников. Поэтому вода в них холодная.

А какое течение у нашей реки Ай?

Как река изменяется в разные времена года?

Слайды и DVD «Разлив реки 2014 года».

Повторим правила безопасности на реке.

V . Работа в тетради

Самостоятельная работа №1.

Цель. Выяснить, какое значение имеют водоёмы.

Вывод: Какое значение имеет река Ай для нас?

Как люди используют её?

Беседа об охране водоёмов.

Мы живём в зелёном царстве гор, лесов и быстрых рек. Если посмотреть на карту Челябинской области, то кажется, что воды у нас вполне достаточно. На самом деле водные запасы края невелики. Кроме того, промышленное загрязнение приводит к тому, что вода становится непригодной для питья, если её не очищать. Сильному загрязнению подвергаются многие реки Челябинской области: Урал, Миасс, Ай, Теча. Кроме того, река Теча заражена радиоактивными отходами. В крупных городах – Челябинске, Миассе, Златоусте и других населённых пунктах вода часто поступает по графику, в сельской местности питьевую воду развозят в цистернах. Воду надо беречь!

Самостоятельная работа №2.

Цель. Выяснить, как надо охранять водоёмы.

Работа в тетради.

(Цель. Указать стрелками, что попадает в водоёмы.)

Взаимопроверка.

Вывод. Какие экологические проблемы и что надо делать, чтобы их избежать? (Не рубить деревья около водоёмов, расчищать родники и ручьи, бороться с браконьерством, беречь питьевую воду.)

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI . Закрепление изученного.

1. Игра «Кто больше и быстрее вспомнит!»

Правила поведения у водоёмов.

(Работа в парах)

Проверка: Слайд «Знаки»

Учитель показывает на слайде знаки, а дети говорят, что они обозначают и отмечают на своих листочках названный знак)

Какие ещё правила поведения у водоёмов вы знаете?

2. Просмотр слайдов «Водоёмы нашего края».

Цель. Составить предложения о родном крае.

VII . Итог урока.

Слайд.

«Познавайте свою страну, свой край…, свою горушку или речонку! Пусть малы они – ведь из малого вырастает великое! (академик А.Ферсман).

Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызовут в душе боль и обиду. Быть хозяином своего края можно только хорошо зная свой край и бережно относиться к его природе.

1). П.К.Мезенцев. «Загадочный мир названий» - топонимический словарь.

2). Е.В.Григорьева. «Природа Южного Урала».

IX . Инструктаж домашнего задания.

Чтение доп. литературы о водоемах нашего края

Изготовить модель из пластилина «Значение водоёмов в природе и жизни людей».

X . Оценки за работу на уроке.

XI . Резерв.

Вопросы.

    Перечислите водоёмы нашего края.

    Как называется река, на которой находится наш город?

    Расскажите о ней по плану:

Где находится исток реки?

Какое у неё течение: быстрое или медленное?

Крутые или пологие берега имеет река?

Есть ли у реки притоки? Какие?

В какую реку впадает?

Где находится устье реки?

Когда на реке наблюдается ледостав и ледоход?

Какое значение имеет река в жизни растений и животных?

Как люди используют воду из нашей реки?

Как люди должны охранять водоём?

МАОУ СОШ №37

Цели:

Сформировать представления учащихся о поверхности и водоёмах родного края. Учить работать с картой. Познакомить со значением водоёмов в природе и жизни человека и их охраной.

Развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, рассуждать. Развивать речь учащихся, психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие.

Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

глобус, « Физическая карта Челябинской области », рисунки детей

« Поверхность родного края», фотографии «Формы земной поверхности родного края», «Животный мир пещер», «Капля», загадки о водоёмах, карточки: водоёмы, естественные, искусственные, река, море, океан, пруд, озеро, ручей, родник, болото, канал, водохранилище ; синие фишки, «Реки нашего района», контурные карты у каждого ученика, DVD «Разлив реки в 2014 году», слайды «Реки Челябинской обл.», ручки, цветные карандаши (красный, синий), «Административная карта Челябинской области».

1. . « Загадочный мир названий», Челябинск, 1998.

2. . «Природа Южного Урала», Челябинск, 2002.

Ход урока

I. Организация класса.

Упражнение для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, прямо.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с природой родного края.

Слайд 1. «Наш край»

III. Проверка знаний и умений.

(Работа с глобусом)

Как называется наша планета?

На каком материке мы живём?

В какой стране мы живём?

Как называется столица нашего государства?

В каком крае мы живём?

Где находится Южный Урал?

Где находятся Уральские горы? (между Восточно-Европейской холмистой и Западно-Сибирской плоской равнинами)

(Работа с «Административной картой Челябинской области»)

В какой области мы живём?

В каком городе находится областной центр?

Где находится город Челябинск на карте области? (северо-восток)

На сколько км протянулась Челябинская область с севера на юг? (490 км)

С запада на восток? (400 км)

Какую площадь занимает Челябинская область? (88.000 кв. км)

Чему равна общая протяжённость границ области? (2850 км)

С какими другими областями, странами и республиками граничит Челябинская область? (на севере – Свердловская область , на северо-востоке – Курганская область , на юго-востоке – Казахстан, на юго-западе – Оренбургская область , на западе – республика Башкортостан)

На что похожа по форме Челябинская область? (на крестовину)

Где находится наш родной город?

(Работа с «Физической картой Челябинской области»)

В какой природной зоне находится Челябинская область? (лесная зона)

Какой тип леса в Челябинской области? (смешанные леса)

Почему вы так думаете?

В каком тепловом поясе лежит Челябинская область? (умеренном)

Что характерно для этого пояса?

Какая форма земной поверхности в Челябинской области? (на востоке – Западно-Сибирская плоская равнина, в центре – Зауральская холмистая равнина, на западе – горы Южного и Среднего Урала)

Какая форма земной поверхности на территории нашего района?

Это горы разной высоты с крутыми и пологими склонами. Уральские горы называют каменным поясом России. Наши горы очень старые.

Выставка рисунков детей

На своих рисунках вы изобразили, как выглядит поверхность нашего края.

Что вы нарисовали? (горы, скалы, пещеры)

Выставка фотографий «Формы земной поверхности родного края», сделанных учеником нашего класса.

Беседа об охране земной поверхности края.

- Мы говорим о том, что нужно охранять растения, животных. А поверхность края? Разве ей что-нибудь угрожает? Как охранять поверхность? (ответы детей)

Что такое овраг? Как образуются овраги? Как с ними бороться?

Что такое террикон? Как он образуется? Чем он вреден? Как с ним надо бороться? Рассказать о карьерах.

Беседа о « пещерном рае »

- Склоны Уральских гор сложены в основном из известняков, которые легко размываются водой, образуя воронки, глубокие ущелья, подземные пещеры. В Челябинской области более 200 пещер. Ашинский район называют «пещерным раем». Как вы думаете, почему? В нём 45 пещер. Почти на каждом шагу встречаются пещеры на реке Сим.

А пещеры надо охранять?

Пещеры тоже надо охранять! Это тоже памятники природы.

IV. Изучение нового материала.

Слайд « В пещерах »

В пещерах темно, холодно, всюду вода. Кажется, что ты попал в заколдованный замок. Интересно рассматривать причудливые фигуры, похожие на сказочных чудовищ, любоваться хрустальными трубочками сталактитов (каменная сосулька, а под ней столбик – сталагмит). А ведь всю эту подземную красоту создали маленькие капельки воды. Такие как эта.

Слайд « Капля »

Посмотрите на глобус, на карту. Скажите, каким цветом обозначена на них вода? Раскрутим глобус. Каким цветом стала наша планета теперь? Почему? На Земле много воды, 2/3 земной поверхности занимает вода. Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».

Где находится вода? (в водоёмах)

Загадки о водоёмах:

Отгадайте, о каких водоёмах идёт речь.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)

5) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это…(Океаны)

Какие ещё водоёмы вы знаете?

№1. Игра. (Работа с карточками)

На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

Цель работы: Распределить карточки с названиями водоёмов по их происхождению. Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

ВОДОЁМЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ

река пруд

озеро канал

ручей водохранилище

море

океан

родник

болото

Какие искусственные водоёмы есть в нашей местности?

Какие естественные водоёмы есть в нашей местности?

Работа по «Физической карте Челябинской области»

Много в нашей местности водоёмов, но сегодня мы будем изучать главный естественный водоём, который находится в нашем городе.

Слайд « Река Ай »

На берегу какой реки находится наш город? Знаете ли вы, откуда она берёт своё начало и куда впадает? (выходит один ученик и пытается показать реку Ай)

Как правильно надо показывать реки на карте? (от истока к устью)

У рек есть притоки. Назовите и покажите левые и правые притоки.

Как их определить?

Вывод: Река Ай берёт начало из болота Клюквенное, расположенного на стыке хребтов Уреньга и Аваляк Южного Урала, в 2 км к юго-западу от кордона Южный и в 70 км к Юго-Западу от города Златоуст.

Практическая работа по контурным картам Челябинской области.

Слайд «Физическая и контурная карты Челябинской области»

(У детей контурные карты и цветные карандаши: красный и синий).

Цель: Обследуем местные речки и нанесём их на контурные карты.

1). Обведём контур нашего района красным карандашом.

2). Обозначим крупные населённые пункты района - города

3). Обозначим реку Ай на карте.

Где она начинается, её исток?

Куда впадает?

4). Какие ещё реки протекают в нашем районе?

Они впадают в реку Ай, это её притоки. Обозначим их на карте.

5). Какие ещё реки вы знаете?

Карточка – опора: Реки нашего района

6). Самопроверка (сверка со слайдом)

Какие реки впадают в реку Ай? Обозначьте на карточке фишками.

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Беседа о реке Ай.

Все реки, протекающие через наш район, берут своё начало в горах из подземных родников. Поэтому вода в них холодная.

А какое течение у нашей реки Ай?

Как река изменяется в разные времена года?

Слайды и DVD «Разлив реки 2014 года».

Повторим правила безопасности на реке.

V. Работа в тетради

Самостоятельная работа №1.

Цель. Выяснить, какое значение имеют водоёмы.

Вывод: Какое значение имеет река Ай для нас?

Как люди используют её?

Беседа об охране водоёмов.

Мы живём в зелёном царстве гор, лесов и быстрых рек. Если посмотреть на карту Челябинской области, то кажется, что воды у нас вполне достаточно. На самом деле водные запасы края невелики. Кроме того, промышленное загрязнение приводит к тому, что вода становится непригодной для питья, если её не очищать. Сильному загрязнению подвергаются многие реки Челябинской области: Урал, Миасс, Ай, Теча. Кроме того, река Теча заражена радиоактивными отходами. В крупных городах – Челябинске, Миассе, Златоусте и других населённых пунктах вода часто поступает по графику, в сельской местности питьевую воду развозят в цистернах. Воду надо беречь!

Самостоятельная работа №2.

Цель. Выяснить, как надо охранять водоёмы.

Работа в тетради.

(Цель. Указать стрелками, что попадает в водоёмы.)

Взаимопроверка.

Вывод. Какие экологические проблемы и что надо делать, чтобы их избежать? (Не рубить деревья около водоёмов, расчищать родники и ручьи, бороться с браконьерством , беречь питьевую воду.)

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI. Закрепление изученного.

№1. Игра «Кто больше и быстрее вспомнит!»

Правила поведения у водоёмов.

(Работа в парах)

Проверка: Слайд «Знаки»

Учитель показывает на слайде знаки, а дети говорят, что они обозначают и отмечают на своих листочках названный знак)

Какие ещё правила поведения у водоёмов вы знаете?

№2. Просмотр слайдов «Водоёмы нашего края».

Цель. Составить предложения о родном крае.

VII. Итог урока.

Слайд.

«Познавайте свою страну, свой край…, свою горушку или речонку! Пусть малы они – ведь из малого вырастает великое! (академик А. Ферсман).

Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызовут в душе боль и обиду. Быть хозяином своего края можно только хорошо зная свой край и бережно относиться к его природе.

1). . «Загадочный мир названий» - топонимический словарь.

2). . «Природа Южного Урала».

IX. Инструктаж домашнего задания.

Чтение доп. литературы о водоемах нашего края

Изготовить модель из пластилина «Значение водоёмов в природе и жизни людей».

X. Оценки за работу на уроке.

XI. Резерв.

Вопросы.

Перечислите водоёмы нашего края. Как называется река, на которой находится наш город? Расскажите о ней по плану:

Где находится исток реки?

Какое у неё течение: быстрое или медленное?

Крутые или пологие берега имеет река?

Есть ли у реки притоки? Какие?

В какую реку впадает?

Где находится устье реки?

Когда на реке наблюдается ледостав и ледоход?

Какое значение имеет река в жизни растений и животных?

Как люди используют воду из нашей реки?

Как люди должны охранять водоём?

Программные задачи: Совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Желание изображать обитателей водоёма, используя полученные ранее умения. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: спокойная музыка; фото водоёмов родного края; фото, картинки обитателей водоёмов родного края, акварельные краски, кисти, альбомные листы, стаканчики с водой.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о водоёмах нашего родного края, области.

Давайте вспомним, в какой области мы с вами живём? (Тамбовская обл.)

В Тамбовской области много рек, маленьких речушек, прудов, т. е. водоёмов.

А какие водоёмы знаете вы, расскажите. (Ответы детей)

А на какой реке построен наш город? (На реке Цне)

Давайте с ней поближе познакомимся.

И так, Цна – это река в Тамбовской и Рязанской областях России. Начинается она в Сампурском районе от слияния речек Белый Плёс и Мокрая Вершина. Принимает справа и слева многочисленные притоки: Кариан - длина 48 км, Липовица - 52 км, Лесной Тамбов - 89 км, Челновая - 121 км, Керша с Хмелиной - 86 и 49 км, Кашма с Большим и Малым Ломовисом - соответственно 111, 106, 66 км, Серп - 66 км и др. Русло этой равнинной реки извилисто, берега луговые. Часты мели и перекаты. Много водорослей, зарослей камыша и тростника. Правый берег Цны населен мало. А на левом основан наш с вами город Тамбов. (Демонстрация фото)

Следующая река, с которой я хочу вас познакомить, называется Битюг.

Битюг - река в Тамбовской, Липецкой и Воронежской областях России, левый приток Дона. Длина - 379 км. Протекает по Окско-Донской равнине. Долина местами заболочена. Правый берег высокий, покрыт лиственными лесами; левый берег низкий, распаханная степь. На реке Битюг и его притоках расположены города и посёлки городского типа Новопокровка, Мордово, Эртиль, Анна, Бобров. Дубовые леса, тростниковые заросли, редкие на этой широте сосновые боры, песчаные пляжи, широкие плёсы и заводи, быстрые, узкие протоки - всё это заметно при плавании по Битюгу. В её водах водятся краснопёрка, плотва, ёрш, голавль, щука, язь, лещ, окунь, карась, линь, налим. (Демонстрация фото)

Следующая река - Ворона - река, протекающая по территории Пензенской, Тамбовской и Воронежской области России. Является правым притоком реки Хопёр. Относится к бассейну Азовского моря и бассейну рек Хопер и Дон. Река берет начало возле села Новая Каштановка Белинского района Пензенской области России. Далее протекает по Гавриловскому, Уметскому, Кирсановскому, Инжавинскому, Уваровскому, Ржаксинскому, Мучкапскому районах Тамбовской области России и в падает в реку Хопер около города Борисоглебск, Борисоглебского района Воронежской области России. Протяженность реки Ворона 454 км. Протекает по лесостепной и степной зоне. Почти повсеместно по берегам реки растет широкой полосой лес: березовые рощи, вязи, ивы, сосняки, орешники (лещина) , растут также дубы, ольха, ветла, ясень и осины. Сосновые и еловые леса редкость.

И последняя река, с которой мы сегодня познакомимся – это река Воронеж.

Воронеж – левый приток Дона в России. Протекает по территории Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. Равнинная река, образуется при слиянии Польногого Воронежа и Лесного Воронежа. Длина реки Воронеж – 342 км. Лесной Воронеж берёт своё начало у деревни Пушкино Ухоловского р-на Рязанской области. Правый берег реки высокий, крутой, левый – пологий. В пойме реки много озёр – стариц. Наиболее крупные – Андреевское, Гать, Яблочное и Спасское. Вот такая река, Воронеж!

Физкультминутка:

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам все делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать.

Руки опускать, приседать и вставать.

А теперь давайте рассмотрим обитателей этих рек и водоёмов.

Краснопёрка, плотва, ёрш, голавль, щука, язь, лещ, окунь, карась, линь, налим, рак. (Демонстрация изображений)

Ребята, я предлагаю вам нарисовать кого-нибудь из них, кто вам больше понравился.

Пальчиковая гимнастика:

Волк – серьезный, грозный зверь.

С недовольной, злою миной,

Зайцу уши натрепал

И еще пообещал:

  • То ли будет впереди

Ну, заяц, погоди!

Изобразить пальцами правой руки волчью морду: ладонь прямая, большой палец поднят кверху (ухо) , мизинчик отведен вниз и то сходится, то расходится с безымянным пальцем («открывается пасть волка» )

Во время рисования оказать помощь, словесные указания.

Выставка, обсуждение детских работ.

Итог занятия:

И так, давайте уточним, с какими реками мы сегодня познакомились? (Цна, Битюг, Ворона, Воронеж)

А кого мы сегодня рисовали? (Обитателей водоёмов родного края)