Без штанов и стыда: самый яркий флешмоб этой зимы


Завтракаем и выезжаем в Национальный Парк “Маго” к народу Мурси (Mursi).

Но вначале заехали в офис национального парка и взяли гида, теперь это обязательно.

Дорога красивая через покрытые лесом горы, затем деревья резко пропадают, становится жарко, значит мы спустились в долину.

Небо покрыто дождевыми облаками. Периодически въезжаем в зону дождя.... Молим Бога, что б дождь прошел …

Наша машина подъехала к пропускному пункту. Вход в парк стоит 100 быр с человека и 80 за машину. Выписывают чек, все это платит наш водитель, нам все фиолетово, у нас все включено. Дорога была перегорожена верёвкой, два охранника с автоматами поговорили с гидом и пропустили нас, посадив в машину охранника.

В инете много рассказов о том что после обеда, попив местного пива, Мурси стреляли в туристов. Пьют они часто и всегда в обед.

Я не заметила ни какой агрессивности со стороны мурси.

Приехали в деревню. Она была маленькой.

Человек 10-15 взрослых женщин, 5-6 взрослых мужиков и десятка три детей и подростков. Всего в этом районе 12 деревень.

Сразу же подошел молодой мужик и попросил купить входной билет, стоимостью 300 быр.

Джипы остановились возле соломенных домиков.

Только мы вышли из машин к нам подлетела толпа женщин, мужчин и детей …. и полил ливень. Пришлось бежать обратно в джип.

Разглядываем племя из окон джипа.

Ливень все усиливался, мурсята завернулись в какие-то покрывала, попрятались кучками под деревья.

Глаза у Мурси маленькие и настороженные.

Почти все они ходят босиком, или в сандалиях из покрышек.

Ниже пояса носят какие-то тряпки в виде юбок.

Мужчины с оголенным торсом, вооружены автоматами, в крайнем случае карабин.

Больше всего удивляет головной убор. Это какой-то ремень-ошейник с висюльками и коровьими рогами возле ушей.

Как и большинство мужчин, дамы бреют голову наголо. Лицо они мажут в белый цвет.

Многие женщины делают татуировки на теле из небольших шрамов, рисунок выполняет старший брат, когда девушка достигает половой зрелости. Украшение тела художественным шрамированием называется - скарификацией.

Искусство шрамирования уходит своими корнями в глубокое прошлое. Еще в незапамятные времена представители древних африканских племен наносили на теле шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому-либо племени.

Под кожей они начинают развиваться, но организм борется с этой инфекцией, и, когда личинки умирают – на коже остаются следы этих «могилок».

Купите мыла и лезвий. Мурси режут себе кожу, и им нужно мыло. И меняйте мыло и лезвие на фото.

Но, самой отличительной чертой мурси являются тарелки в губах, их называют «тыби».

Еще в юном возрасте девочкам прорезают нижнюю губу и вставляют в нее маленькую деревянную плашку.

Девочка растет, и размер плашки все время увеличивается, приобретая со временем поразительные размеры.

А уже в день свадьбы барышне вставляют керамическую тарелку.

Чем больше тарелка у девушки в губе – тем красивее она как невеста и, что немаловажно – тем больший выкуп за нее дают.

Вставлять диски в губу мурсианских женщин никто не принуждает, и многие из уже зрелых девушек их не носят. Скажем, тарелка сантиметров этак 30 в диаметре – это 50 коров.

У большинства женщин нет передних нижних зубов, мешают носить тарелку, я думаю их удаляют специально.

Даже не знаю кто из барышень “красивее”,с вставленным диском или с висящей нижней губой.

Я купила три таких тарелки по 5 бырр каждая, они оказались хрупкими и раскололись, но это было потом.

Диски в ушах я заметили у многих, и характерно провисающие говорят о том, что почти все, даже совсем юные барышни, носят что-то типа тарелок и в ушах..

Цена за фото - а как договоритесь.

Сначала мы платили 3 быр, за серию снимков одному человеку, затем – 2, а в конце уже 1 быр (1 доллар = 19 быр). Но это я повторяю как договоритесь.

У нас произошел скандал с обязательным гидом взятым в Джинке. На фото в черной футболке с наушниками.

В начале он пытался сам нам назначить цену на фото. Ну как у всех туристов 5 быр за снимок.

Пока он мне и Владу это объяснял, Сережа отошол в сторону и договорился с мурси за 3 быра за серию.

Гида мы мягко попросили не мешать нам общаться с мурси и водитель наш Хенок, объяснил ему, что если он хочет чаевых, то должен всегда принимать сторону туриста и делать так что б они были довольны.. Не понял...

Я договорилась с двумя воинами (они всегда дороже) по 2 быра каждому за серию снимков. Но мелкие деньги у меня закончились к этому времени, я попросила гида разменять мне 10 быр.

Он выхватил у меня 10 отдал воинам и сказал мне, что все ок и это нормальная цена. Естественно я возмутилась... Это было последней каплей. Я ему по русски объяснила куда бы он пошел.... Как ни странно понял...

И все дальнейшее время стоял в сторонке больше я не слышала ни слова от него.. Правда возле него стоял Хенок и учил как нужно вести себя с туристами и не давал больше приблизиться к нам. Так что 5 быр за фото это надуманно местными гидами - торгуйтесь...

Под ногами постоянно крутились мелкие мурсята, их шанс получить два бырра был равен нулю, они ни чем не отличались от других детей Африки.

Короче, пофоткали, отдали пластиковые бутылки, купили губные диски по 10 -25 быр (в зависимости от размера и рисунка) и собрались ехать в другую деревню. Но мы забуксовали... вернее джип не захотел заводиться, нужно было толкнуть...

Мурси все стояли и смотрели смеясь, и даже некоторые помогли толкать машину...

После посещения деревни мы вернулись в Джинку (Бако) - торговый и административный центр в Южной Эфиопии, расположен в холмистой местности.

Бако - традиционное горное поселение, в то время как Джинка была основана в долине, где обустроена взлетно-посадочная полоса местного аэродрома.

В Джинке работает Исследовательский центр по изучению народов нижней Омо. Рекомендую его посетить, много интересного о племенах.

Сегодня впервые ночью был дождь....

ПОРТРЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Племя Мурси - народ, проживающий на юге Эфиопии в долине реки Омо. Свою известность они получили, прежде всего, из-за внешнего вида их женщин, которые носят в нижней губе большие глиняные тарелки. Мужчины Мурси являются злобными воинами. Они постоянно ходят с автоматами, а те, кому не досталось оружия, носят с собой длинные палки. Делают это для самозащиты, если вдруг кто то захочет посягнуть на их честь или лидерство, забивая противника до полусмерти.

Племя народа Мурси - одно из самых богатых в своей местности. Их богатство измеряется количеством крупного рогатого скота. Используется скот как средство платежей. Например, чтобы взять женщину в жены, мужчина должен заплатить выкуп в 30-40 голов скота. Выпасом животных занимаются мужчины. Это второе по важности их занятие, после охраны и защиты деревни. В обязанности женщин входит уход за детьми, приготовление пищи, обустройство жилья и доставка воды из ближайших источников.

Выделяются Мурси, прежде всего, своим внешним видом. Очень необычным и даже странным кажется обычай ношения женщинами в нижней губе глиняных тарелок. Корни этого ритуала уходят в рабовладельческие времена, когда в рабство забирали самых красивых и сильных. Изобретательные мурси специально стали уродовать женщин, чтобы они остались в родных краях. Сейчас ношению женщинами тарелок в нижней губе придают совсем другое значение. Красота женщины измеряется размером тарелки, которую она носит. В возрасте 15-16 лет юным девушкам делают небольшой надрез в губе, куда постепенно вставляют все более крупные круглые пластины, растягивая этим губу. Перед самой свадьбой в получившееся отверстие вставляют глиняную тарелку. Чем больше тарелка - тем больший выкуп заплатят родителям за такую невесту.

Еще одним необычным ритуалом является шрамирование. Узорами из шрамов покрывают грудь, живот, плечи. Для этого в кожный надрез помещают личинки различных африканских насекомых. Организм, в ответ на это, создает капсулы из грубой рубцовой ткани, в которых остаются запечатанными погибшие личинки. Это своеобразный комплекс прививок от всех тропических болезней. Кроме всего прочего женщины на своих шеях носят довольно жуткие украшения. Они представляют собой, что то вроде бус, сделанных из ногтевых фаланг пальцев человека. На их изготовление уходит от четырех до шести кистей рук. Изготавливают их из рук мужчин, которые Верховная Жрица племени имеет право отрубить за малейшую провинность.

Исповедуя язычество, Мурси поклоняются Богу Смерти. Все женщины считаются Жрицами Смерти. Известен такой ритуал, в ходе которого женщины отравляют своих мужчин наркотическим веществом. После этого они собираются в хижине Верховной Жрицы для проведения тайного обряда. Завершается ритуал тем, что Верховная Жрица обходит все хижины племени и вкладывает в рот мужчинам противоядие, которое хранится в ее ожерелье. Кто из мужчин племени выживет, в ходе этого ритуала, было известно только ей и Богу Смерти.

Жители племени Мурси считаются самыми жестокими на планете. Их обычаи и ритуалы удивляют, а иногда и шокируют человеческие умы. Тем самым привлекая к себе огромное множество туристов и ученых. Благодаря таким странным народам, население нашей планеты не теряет свой контраст и колорит.
Ведь все познается в сравнение!

Внешний вид

И мужчины, и женщины племени мурси коротко стригут волосы, выбривая на черепах разнообразные орнаменты и используют различные дизайны.

Традиционной одеждой мурси всегда были козьи шкуры, однако последнее время все больше и больше мурси переодевается в более легкие хлопковые накидки, которые покупают на рынках. Сегодня уже все мужчины повязывают разноцветные ткани вокруг бедер, женщин мурси все еще можно встретить в одежде из шкуры, однако и они все больше и больше предпочитают пользоваться тканями.

Мужчины мурси известны жестокими боями на палках. А женщины - ношением в нижней губе пластины, напоминающей по форме глиняное блюдце. Размер диска зависит от социального статуса девушки, и, как правило, указывает на количество скота, которое семья надеется получить, выдав ее замуж. Еще в юном возрасте девочки прорезают часть нижней губы и начинают вставлять деревянные диски,постоянно увеличивая их до достаточно больших размеров, пока в день свадьбы они не заменят их глиняными “дэби”. При этом часть нижних зубов выбивается.

Читать еще

Выглядит это странновато и страшновато. Но у этой традиции есть историческая подоплека. Дело в том, что это членовредительство - попытка уберечь себя от рабства, не имеющее ни к духам, ни к ритуалам никакого отношения. То, что это стало модой и визитной карточкой мурси на каком-то этапе исторического процесса, - прихоть и ирония судьбы. Давным-давно родители, чтобы дочь не продали в рабство, старались максимально ее изуродовать. Ей обривали волосы, делали шрамирование и прокалывали губу. В отверстия вставляли деревянные затычки, диаметр которых постоянно увеличивали. Девушка со временем превращалась в пугало с лысой головой, удаленными верхними и нижними резцами и подносом над подбородком. Когда губа трескается, рвётся и кровоточит, её обмазывают специальными заживляющими зельями. На месте разрыва вырастают новые, более прочные мышечные волокна и соединительная ткань.

МУРСИ - ЛЮДИ С ТАРЕЛКАМИ В ГУБАХ

Говоря о племени мурси, часто рассказывают, что женщин изначально "уродовали" для того, чтобы они были непривлекательными для работорговцев. Отсюда, мол, и пошла традиция растягивать нижнюю губу и вставлять в нее "тарелки" диаметром 10-15 см и - изредка - до 30 см. Красивый миф, не более того, опровергаемый рядом этнологов, изучавших это эфиопское племя из долины реки Омо. В частности, Шона ЛаТоски, посвятившая исследованию мурси продолжительное время и жившая среди них, указывает, что у самих мурси нет никаких рассказов, подтверждающих миф. Также нет и исторических источников, в которых бы упоминалось, что мурси когда-либо вообще подвергались преследованию со стороны работорговцев, что объясняется удаленностью и труднодоступностью их территории в тот период.

Следовательно, единственное объяснение существования данного обычая кроется в эстетическом. Как отмечает ЛаТоски, девушки мурси в возрасте около 15 лет задумываются о том, чтобы проколоть себе нижнюю губу, что обычно делает мать или другая женщина из семьи. Процесс растягивания происходит постепенно и занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. В это время девушка носит деревянные заменители "тарелок", постепенно увеличивая их диаметр.

До каких размеров растягивать нижнюю губу также определяется девушками самостоятельно. При этом они исходят не только из собственного желания, но и из физиологических особенностей; у некоторых девушек губы не в состоянии вместить слишком широкую тарелку.
Существует два типа губных "тарелок" - глиняные (мн.ч. dhebinya) и деревянные (burgui). Первый тип изготавливают сами девушки и женщины. Деревянные "тарелки" делают исключительно мужчины и их носят либо молодые девушки, либо незамужние женщины. При этом, по словам информантов ЛаТоски, отношение девушек мурси к деревянным "тарелкам" можно описать как "вещь, вышедшая из моды".

Глиняные "тарелки", в свою очередь, подразделяются на несколько типов в зависимости от дизайна и цвета. Четыре основных типа, выделяемых ЛаТоски, это: красные (dhebi a golonya), рыжие (dhebi a luluma), черные (dhebi a korra) и естественного цвета, "белые" (dhebi a holla).

В настоящее время, то есть в период с 2004 по 2010 год, когда проводились исследования, девушка мурси может отсрочить прокалывание и растягивание нижней губы до момента своего замужества.

МУРСИ И ТУРИСТЫ. НЕПРОСТЫЕ ОТНОШЕНИЯ ФОТОГРАФОВ И МОДЕЛЕЙ

К вопросу о назойливом "попрошайничестве" мурси, так часто фигурирующем в рассказах туристов.
Дэвид Тёртон, занимавшийся исследованиями мурси, в одной из своих статей в "Антропологии сегодня" за апрель 2004 года через диалог раскрывает непростые отношения, которые складываются между племенами Южной Эфиопии и туристами, приезжающими за экзотикой.

ДТ: Скажи, что вы думаете насчет того, что к вам приезжают туристы на машинах, чтобы фотографировать вас и снимать видео? Только честно.
Мурси: Мы говорим "Это их дело". Те, кто приезжает, относятся к категории людей, которые делают фотографии. Это вещи "белых". Что мы знаем об этом? Это ты один из тех, кто знает. Мы живем здесь, а они приезжают, чтобы сделать фотографии. Есть такие, которые фотографируют и тут же появляется изображение наших тел. Если это плохо, скажи нам.
ДТ: Меня интересует, что именно вы думаете об этом, а не то, что говорят белые.
Мурси: Что мы думаем? Мы не знаем. Они не говорят на нашем языке, поэтому мы не можем спросить у них, зачем они делают фотографии. Но мы можем спросить у тебя, ведь ты говоришь на языке мурси. Они приезжают с "кучумба", которые всегда остаются сидеть в машинах. И когда туристы заканчивают фотографировать, они увозят их. Мы спрашиваем себя, зачем они делаю фотографии? Чтобы узнать нас? Или для чего?
Должно быть те, кто делает фотографии, не знают, как правильно вести себя, как жить. Даже старые женщины приезжают к нам и делают фотографии. Это нормально для белых, они всегда так себя ведут? Вот о чем мы спрашиваем себя.

ДТ: Вот это то, о чем вы сами задумываетесь!
Мурси: Скажи нам, зачем они фотографируют? Они хотят, чтобы мы стали их детьми? Или зачем? Зачем они фотографируют?
Если они приезжают к нам только для того, чтобя сделать фотографии, то они должны платить нам, не так ли? Но они не хотят.
ДТ: Да, это плохо. Это сердит вас?
Мурси: Да. Они делают множество фотографий, дают нам чуть-чуть денег, садятся в машины и уезжают. Да, белые люди воры.
ДТ: Да, это плохо. А "кучумба"? Они отличаются от белых?
Мурси: Да, они не делают фотографий. Они только просят у нас еду: "Дайте нам козу". И мы даем. Когда приезжает много белых, мы даем коз кучумба за то, что они привезли нам белых. Это вроде платы. В твоей стране вы ведь платите?

ДТ: Да, конечно.
Мурси: Кучумба больше похожи на нас. А эти "вещи" (фотографии) из твоей страны, где растут железные кровати (улыбается). Дай нам машину и мы поедем в твою страну, чтобы делать фотографии белых.

АРБОРЕ

В деревне Арборе живут представители народности арборе, относящиеся к Афро-Азиатской лингвистической группе. Всего насчитывается примерно 4,5 тысяч людей арборе.

Кроме внешних отличий, они отличаются от других племен многочисленными разноцветными бусами. Женщины арборе обычно покрывают голову черными платками. Во время ритуальных танцев арборе поют, что по их мнению, очищает их от накопившейся отрицательной энергией.

На смену ей приходит положительная энергия, приносящая удачу. Являясь скотоводами, арборе измеряют свое благосостояние поголовьем скота.

ХАМЕР

Хамер, или бешада - довольно большая народность, насчитывающая примерно 35-50 тысяч человек, которая заселяет восточную часть низины долины Омо. Очень схожи с бенна. Хамер вляются мусульманами-суннитами, однако, до сих пор, сохранилось много элементов их традиционной религии. Они полагают, что природные объекты имеют душу. Также они верят в джинов, или духов, которые способны принимать вид человека или животных и имеют сверхъестественное влияние на людей.

Отличительными чертами хамер являются высокие скулы, сложные костюмы, украшенные бусами, каури и кожей, и толстые медные ожерелья. Основой их культуры является скотоводство. Это отражается в их языке хамер-банна, где существует, по крайней мере, двадцать семь слов для обозначения различных оттенков цвета и структуры кожи скота. В отличие от детей других народностей Эфиопии, племена хамер, каро, бенна, и некоторые другие ведут себя достойно. Их дети не просят денег.

Им самим интересно пообщаться, пощупать, потрогать белого человека. Зачастую они ведут себя лучше туристов, которые к ним приезжают.

Важным элементом скотоводческой культуры хамер является обряд "бег по спинам быков". Этот обряд проходят мужчины, достигшие совершеннолетия, перед тем как получить разрешение на женитьбу. Будущий мужчина должен четыре раза пробежать по спинам быков, стоящим в ряд. Будущий мужчина выполняет обряд голым, что символизирует детство, которое он собирается покинуть. Сложность заключается не столько в самом перепрыгивании, сколько в том, что коровы не всегда стоят на одном месте. После успешно прохождения обряда молодой человек причисляется к разряду "маза". Не сможет - будет еще год ждать и тренироваться.

Процедура вступления в брак у хамеров проста. Жених сговаривается с отцом невесты о размере выкупа. В среднем жена стоит 8-10 коров. Для Эфиопии это целое состояние, и далеко не каждый мужчина может позволить себе иметь супругу. После уплаты выкупа жених забирает девушку из дома родителей и, независимо от того, какой по счету женой она является, строит ей отдельный дом. Туда она приносит свое приданое, состоящее обычно из одежды, нескольких мешков зерна, десятка кур и других мелочей, необходимых для обустройства быта. Сам супруг своего отдельного дома, как правило, не имеет и ведет полукочевой образ семейной жизни, проживая попеременно в домах своих жен, которые ставятся неподалеку друг от друга, часто даже в одном большом огороженном дворе. В случае если жена умирает вскоре после вступления в брак, муж вправе потребовать от ее родителей вернуть выкуп. Но чаще этот вопрос решается по-другому: если в семье невесты имеется другая дочь, достигшая брачного возраста, то вдовец взамен умершей получает ее. Если же девочка еще слишком мала, то родители заранее обещают ее зятю. За добрачным поведением помолвленной строго следят, в противном случае семье придется возвращать выкуп. Вдовы, обычно, не вступают в повторный брак.

КАРО

Каро - самое малочисленное племя на юге Эфиопии, а возможно и в мире. Их насчитывается всего 250-1 500 человек. Деревня стоит на красивом обрыве над рекой Омо.

Жители племени традиционно занимаются животноводством и собирательством. По своим традициям, культуре и языку каро близки хамерам. Каро по праву считаются лучшими мастерами по разрисовке тел, особенно по подготовке к танцам и праздникам.

Каро нравится строгий геометрический стиль - полоски, круги, спирали. Для рисунков на теле используются природные материалы: мел, железная руда, отложения охры, уголь. Обычно рисунки, которые наносятся на тело, руки, ноги и лицо, повторяют природные мотивы - пятнистую шкуру леопарда или светло-серые крапинки на темном оперении цесарок, или ладони человека.

КОНСО

Центром области является город Консо, также известный как Карати, расположенный на высоте 1 650 метров на реке Саган. Около 150 тысяч человек консо населяют эти засушливые гористые местности. Ближайшие соседи - скотоводческий народ борена, родственный им по языку. В отличие от большинства народов Эфиопии, консо издавна живут в городах, каждый из которых управляется независимым советом старейшин. Социальный статус человека определяется его возрастом, точнее принадлежностью к определенному поколению. Существуют 9 кланов. Глава клана является одновременно его жрецом. Ремесленники составляют отдельную замкнутую социальную группу. Полигамия практикуется только в зажиточных семьях, большинство же мужчин консо довольствуются одной женой.

Основное занятие консо - интенсивное земледелие с использованием террас и ирригации (маис, сорго, тефф). На продажу выращиваются хлопок и кофе.

Скот держат в загонах, предохраняя этим вытаптывание полей. Навоз используется в качестве удобрения. Используют молоко и мясо крупного рогатого скота и мясо овец и коз, как продукты питания. Но основная пища - растительная, другие животные - табу. Женщины одеты в характерные юбки с цветными продольными полосками преимущественно оранжево-синего диапазона.

Область Консо известна скульптурами "вага". Вага вырезается из дерева в память покойных великих воинов, на которых изображается подвиг. Вага размещаются на месте, где был похоронен воин. Композиция обычно включает много фигур - фигуру покойного, его жен и детей, а также фигуры убитых врагов или зверей.

Обычно на лбу вага вырезается фаллический символ. Увидеть старинные вага можно теперь довольно редко, они давно стали предметом купли-продажи. А традиция их возведения отмирает. Этому способствуют миссионеры, упорно борющиеся с древними языческими культами.