Что такое собственно говоря, зависимость или же независимость? Виды денежных потоков

Начальный этап войны на Черноморском театре военных действий (ТВД), по сравнению с другими морскими театрами имеет определенные особенности. Главным противником Черноморского флота в это время стал не морской, как предполагалось, а воздушный и сухопутный.

Предвоенными планами на Черноморский флот (ЧФ) возлагались следующие задачи: активными минными постановками и действиями подводных лодок усложнить проход судам противника в Черное море, создание препятствий для перевозок через Черное море войск и военных грузов в порты враждебных государств; недопущения высадки морских десантов противника на советское побережье; содействие приморскому флангу войск Красной армии в ее наступательных операциях; защиту своих морских коммуникаций.

Здесь сказались предвоенные стратегические просчеты. Основными объектами уничтожения считались крупные надводные корабли. Оборона баз с суши не была разработана в теоретическом плане и недостаточно подготовлена практически, поскольку считалось, что противник им грозит главным образом с моря и не сможет продвинуться на значительную глубину советской территории. То есть, все нацелилось на борьбу с противником на морском направлении.

Однако уже в первые дни войны внесла свои коррективы. Так, в оперативных планах Германии, в частности группы армий «Юг», море определялось только пределом зоны ее действия, поэтому в Черном море она не имела своих надводных кораблей и рассчитывала на использование румынских. Но румынский флот, несмотря на оказанную Германией помощь, был слишком слабым по сравнению с Черноморским флотом ВМФ СССР. В целом он насчитывал лишь 4 эскадренные миноносцы, 3 миноносца, подводная лодка, 3 торпедных катера, 3 канонерские лодки, 2 минных заградители, 12 переоборудованных тральщиков, 10 катеров-тральщиков и малые вспомогательные суда, которые базировались в Констанце и Сулине, 7 мониторов, 3 плавучих батареи и 13 сторожевых катеров на Дунае.

Советский Черноморский флот (командующий флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, начальник штаба контр-адмирал И. Д. Елисеев, член Военного совета дивизионный комиссар Н.Н. Кулаков) на начало войны был достаточно мощным оперативно-стратегическим объединением, корабельный состав которого насчитывал 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 3 лидера и 14 эсминцев, 2 сторожевых корабля, 12 тральщиков, 24 малых охотников за подводными лодками и другие. Основную ударную группу составляли 47 (44 боеготовых) подводных лодок, 78 торпедных катеров и военно-воздушные силы (625 самолетов различных типов) и довольно сильная береговая оборона. В состав сил флота входили Дунайская (до ноября 1941) и Азовская (с июля 1941) военные флотилии. К началу войны Черноморский флот располагал развитой системой базирования (главная база Севастополь, военно-морские базы (ВМБ) Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми). В то же время одним из катастрофических недостатков системы базирования флота, проявившиеся в первые месяцы войны, стало отсутствие подготовленных опорных пунктов на Кавказском побережье. В целом же, к началу войны Черноморский флот обладал значительным преимуществом над флотом противника, что обеспечивало его полное господство на море.

Готовясь к войне, военно-политическое руководство Германии, учло это обстоятельство и решило противодействовать превосходящему противнику силами своей авиации, еще накануне войны сосредоточив на румынских аэродромах (1135 самолетов, в том числе 420 бомбардировщиков).

С началом войны характерным особым и важным заданием немецкой авиации на Черноморском ТВД было ведение блокадных действий с целью «закупоривания» сил советского флота в военно-морськихбазах, пунктах базирования и портах путям минировании донными неконтактными морскими минами стратегических фарватеров, узостей, маневренных плес флота, акваторий портов, гаваней с последующим его уничтожением. Это должно обеспечить беспрепятственное продвижение приморских флангов немецких армий в Одессу, Николаев и Севастополь и прекратить подвоз к ним вооружения, боеприпасов и продовольствия, а в дальнейшем – обеспечить благоприятный оперативный режим для действий немецких сил на черноморских морских коммуникациях, предотвратить возможные операциям советского флота против румынских портов прежде Констанцы, откуда поставляли нефть для немецкой армии и итальянского флота.

Боевые действия на Черном море начались в 03.15 ч 22 июня 1941 внезапным групповым налетом немецкой авиации на главную базу советского Черноморского флота – Севастополь, на Одессу и Измаил, а также артиллерийским обстрелом населенных пунктов и кораблей на Дунае.

Черноморский флот с началом войны не успел полностью рассредоточиться и развернуться. Но заблаговременное и быстрый перевод всех сил флота в боевую готовность № 1 (Директива наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова от 21.06.41р. № зн / 87 о переходе на повышенную боевую готовность и директива от 22.06.41р. № зн / 88 о возможность внезапного нападения немцев) обеспечило успешное отражение первого налета немецких самолетов, который продолжался до 03.50 ч. Еще 3:06 ч. начальник штаба флота И.Д. Елисеев приказал открыть огонь по немецким самолетам, вторгшимся в воздушное пространство СССР и шли курсом на Севастополь: фактически это был первый боевой приказ на отпор агрессии. Тогда в результате принятых мер флот не потерял ни одного боевого корабля и самолета.

Но в первые дни войны немецкие минные постановки создали чрезвычайное напряжение для судоходства в районе Главной базы Черноморского флота и вызвали серьезные потери в боевых кораблях и вспомогательных судах: 22 июня на внешнем рейде Севастополя на мине подорвался и затонул морской буксир «СП-12» (это была первая потеря советского Черноморского флота в войне) 24 июня – 20-тонный плавучий кран 30 июня – паровая шаланда «Днепр»; 1 июля – эсминец «Быстрый».

В условиях начального периода войны главными задачами Черноморского флота стало содействие приморскому флангу сухопутных войск в оборонительных и наступательных операциях, нарушение морских коммуникаций противника, защита собственных коммуникаций и обеспечения перевозок, оборона ВМБ, нанесения ударов (силами надводных кораблей и авиации) по объектам противника на его территории и побережье. Это позволило сдержать первый натиск немецко-румынских войск, не допустив форсирование ими пограничных рек.

В первые дни войны командование Черноморского флота допустило ряд недопустимых ошибок с трагическими последствиями. Так, с 23 июня до 21 июля Черноморский флот в соответствии с планами первых операций без учета обстановки в районе Севастополя, Одессы, Новороссийска, Туапсе, Батуми, Керченском проливе и у оз. Устричное, в оборонительных минных заграждениях выставил более 7300 мин и 1378 минных защитников, что составляло соответственно 61% и 50% всего имеющегося на флоте минного запаса. Эти заграждения создали прежде всего угрозу советскому судоходству и вызвали потери собственных кораблей и судов. Ошибки в оценке обстановки обусловили расход неоправданно больших усилий флота на подготовку отражения высадки морских десантов сначала на Крымское, а впоследствии и Кавказское побережье. Значительные силы предназначались для ведения разведки и несения дозорной службы, содержание в течение длительного времени на высоком уровне готовности значительных группировок авиации, надводных кораблей и подводных лодок.

С первых дней войны одной из главных задач Черноморского флота считались действия по нарушению морских коммуникаций противника, для него имели важное значение. Враг осуществлял ними перевозки стратегического сырья (румынской нефти) и военных грузов. Черноморский флот наносил удары по нефтепромыслах в районе Плоешти, нефтяной коммуникации Плоешти – Констанца и нарушал морские перевозки по линии Констанца – Босфор. Эта задача выполнялась надводными кораблями, подводными лодками и авиацией.

Первый удар по Констанце нанесла авиация флота (2-й минно-торпедный авиационный полк и 40-й бомбардировочный авиационный полк) уже в ночь на 23 июня. Всего за первый месяц войны только на Констанцу было совершено 25 налетов с участием 191 самолета.

Показательной и трагической оказалась набеговой операция на Констанцу, что выполнялась с целью обстрела нефтехранилищ 25-26 июня отрядом легких сил в составе лидеров «Харьков» и «Москва» при поддержке крейсера «Ворошилов», эсминцев «Сообразительный» и «Смышленый». Корабли с расстояния 100140 кабельтовых смогли выпустить всего 350 снарядов 130-мм калибра и сами попали под огонь 280-мм береговой батареи противника. Во время операции погиб лидер «Москва», который подорвался на минном заграждении противника. Результаты операции обнаружили множество недостатков – прежде всего в вопросах планирования, разведки и взаимодействия разнородных сил флота.

В 1942 г.. Корабли Черноморского флота срывали поставки и пополнения приморского группировки врага на прибрежных коммуникациях (Севастополь – Феодосия – Керчь – порты Азовского моря).

Одной из основных задач Черноморского флота была оборона военно-морских баз, приморских городов и отдельных плацдармов, как важная составляющая стратегической обороны в целом. Наиболее показательными были оборона Одессы и Севастополя.

Действия в районе Одессы, продолжались в период с 5 августа по 16 октября 1941 против войск 4-й румынской армии, была оборонительной операцией войск Отдельной Приморской армии (генерал-лейтенант П. Софронов, с 5 октября – генерал-майор И.Е. Петров), проводилась силами и средствами Одесской ВМБ (контр-адмирал В. Жуков) и Черноморского флота (вице-адмирал Ф.С. Октябрьский). Несмотря на пятикратное превосходство, противнику не удалось овладеть городом с ходу. 19 августа был создан Одесский оборонительный район (ООР), что подчинялся Черноморскому флоту, организовано взаимодействие сухопутных войск с силами флота. Снабжение города осуществлялось транспортными судами и боевыми кораблями Черноморского флота. Последние, кроме того, поддерживали оборону огнем своих орудий. Однако продвижение немецких войск в Перекопского перешейка и растущая угроза Крыму сказались и на обороне Одессы. К концу сентября 1941 город оставался в глубоком вражеском тылу и дальнейшая его оборона в этих условиях становилась нецелесообразной. Ставка ВГК приняла решение эвакуировать ООР и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова.

Эвакуация ООР началась 1 октября и прошла скрыто для противника, который лишь через некоторое время понял об уходе войск из Одессы. К вечера 16 октября его передовые части вошли в Одессу. За это время было вывезено до 86 тыс. Защитников Одессы и 15 тыс. Человек гражданского населения, 462 орудия, 14 танков, 1400 автомобилей, 25 тыс. Т грузов. Только в ночь на 16 октября из Одессы эвакуировали 35 тыс. Советских воинов.

Не менее героической и одновременно трагической, страницей истории Черноморского флота является оборона Главной базы флота – г.. Севастополя, длившаяся 250 дней (с 30 октября 1941 по 4 июля 1942).

До войны Севастополь был подготовлен для обороны только с моря и воздуха. Система сухопутной обороны начала создаваться в июле 1941

Город был блокирован с воздуха и моря. К блокадного Севастополя из кавказских портов непрерывно доставляли продовольствие, боеприпасы, вооружение и пополнение человеческих потерь. Морские перевозки осуществлялись в условиях господства противника в воздухе, а с весны 1942 при противодействии его торпедных катеров и подводных лодок.

К середине июня 1942 начали испытывать недостаток боеприпасов, силы защитников Севастополя истощались. Командующий обороной города вице-адмирал Ф.С. Октябрьский получил разрешение Ставки ВГК на эвакуацию. Позорным планом эвакуации предполагалось вывоз только командного состава армии и флота, эвакуация же остальной части военнослужащих, в том числе раненых, не предусматривалась … Они были обречены.

С 25 июля 1942 началась «Битва за Кавказ», включающей совокупность оборонительных (25 июля – 31 декабря 1942) и наступательных (1 января – 9 октября 1943) операций советских войск, проведенных с целью обороны Кавказа и разгрома немецких войск, вторгшихся в его пределы.

Силы Черноморского флота совместно с Азовской военной флотилией поддерживали войска трех советских фронтов и действовали на морских коммуникациях противника вдоль западного и северо-восточного черноморского побережья, значительно усложнили противнику организацию перевозок, увеличили напряжение его сил, обеспечивавших движение транспортов.

На Черном море в период конца 1941-1943 гг. Были проведены крупнейшие морские десантные операции Великой Отечественной войны, которые имели не только тактическое, но и оперативное и стратегическое значение. В указанный период Черноморский флот (не считая действия флотилий, входивших в его состав) высадил 13 морских десантов. Яркими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озерейки и станички (район Мысхако) в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийска десантная операция 1943, Керченско-Эльтигенского десантная операция 1943

Важное место занимает крупнейшая в истории войны Керченско-Феодосийская стратегическая десантная операция войск Закавказского (с 30 декабря Кавказского) фронта сил Черноморского флота и Азовской военной флотилии, (25 декабря 1941 в 2 января 1942), проводимая с целью овладения Керченским полуостровом, отвлечение сил противника от Севастополя и создания условий для освобождения Крыма. В результате этой операции удалось предотвратить вторжение противника на Северный Кавказ, очистить от врага весь полуостров, а на захваченном плацдарме развернуть войска Крымского фронта и сорвать второй штурм Севастополя.

Овладение плацдармом в районе станички лишило противника возможности использовать Новороссийский порт и создало благоприятные условия для изгнания врага из Новороссийска.

В сентябре 1943 г.. Войска Северо-Кавказского фронта совместно с Черноморским флотом провели Новороссийско-Таманскую наступательную операцию. Во взаимодействии с войсками восемнадцатого армии флот осуществил Новороссийске десантную операцию (9-16 сентября), которая завершилась освобождением города-порта.

В результате Керченско-Эльтигенского десантной операции (31 октября – 11 декабря 1943), силы Северо-Кавказского фронта, Черноморского флота и Азовской военной флотилии захватили важный плацдарм на Керченском полуострове, который удерживали до начала Крымской наступательной операции 1944

К апрелю 1944 для советских войск на южном участке советско-германского фронта сложилась благоприятная ситуация для освобождения Одессы и Крыма.

Одесская наступательная операция проводилась войсками 3-го Украинского фронта в период с 26 марта по 14 апреля 1944 при содействии сил Черноморского флота и взаимодействия с военными 2-го Украинского фронта с целью освобождения Одессы и выходом на государственную границу с Румынией.

Ее следствием стал разгром одесского группировки противника и освобождения всей северо-западной части Черноморского побережья с портами Одесса, Очаков, Херсон, Николаев. Черноморский флот получил возможность перебазировать в северо-западный район Черного моря легкие силы флота и авиации. Это еще больше изолировало с моря крымскую группировку противника.

В период с 8 апреля по 12 мая 1944 войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией провели Крымскую стратегическую наступательную операцию с целью. В результате этой операции противника вытеснены из Крыма и созданы благоприятные условия для дальнейшего наступления на Балканы.

9 мая врага выбили из Севастополя, а 12 мая – разгромлены остатки немецких войск, отошли на мыс Херсонес. Черноморский флот вернулся в свою главную базу – Севастополь.

Во время боевых действий на море противник полностью потерял 102, были повреждены более 60 различных судов и боевых кораблей, а во время эвакуации немецких войск из Крыма с более 200 судов, участвовавших в эвакуации, 160 были затоплены, или получили повреждения. По данным противника, с 3 по 13 мая было потеряно на переходе морем до 42 тыс. Солдат и офицеров.

Летом 1944 Черноморскому флоту и Дунайской военной флотилии (создана в апреле 1944) была поставлена задача совместно с войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов окружить и уничтожить Ясско-Кишиневская группировки противника (Ясско-Кишиневская стратегическая наступательная операция с 20 до 29 августа) и в дальнейшем, развивая успех, вывести Румынию из войны. Черноморский флот силами авиации, подводных лодок и надводных кораблей прикрывал фланги советских войск от ударов с моря, поддерживал огнем части, действовавшие на приморских участках фронта, нарушал прибрежные морские сообщения противника, высаживал морские десанты в тыл и на фланги противника и оказывал помощь при форсировании Днестровского лимана и Дуная.

К концу дня 23 августа главные силы 3-й румынской армии, действовавшие на приморском направлении, оказались окруженными и прижатыми к морю. В связи с прорывом кораблей к Дунаю и высадкой десанта в село Жебрияны противник лишился последних путей отступления и сложил оружие. 26 августа показалась румынский речная флотилия.

ПОДІЛИТИСЯ:

После распада СССР одним из самых болезненных оказался вопрос о разделе военного имущества второй по мощности армии в мире, в том числе и по количеству ядерного оружия. В целом раздел прошел безболезненно, хотя с одной из бывших союзных республик пришлось «повозиться».

Разделить армию

После распада Советского Союза Российская Федерация унаследовала приблизительно 70% его военного потенциала. Она получила права на обладание ядерным оружием, сохранила контроль над военно-морским и космическим комплексами, основными узлами связи и управления, испытательными и учебными центрами, стратегическими резервами.

По трехстороннему соглашению между Россией, Белоруссией и Украиной все объекты военного имущества, находящиеся на территории каждой из республик на момент распада СССР, были объявлены достоянием народа уже полностью суверенного государства.

Потеря мощных общевойсковых и авиационных соединений, отошедших Украине и Белоруссии, была компенсирована за счет вывода в Россию практически в полном составе частей из стран Восточной Европы. После распада СССР российской армии отошла самая многочисленная группировка войск – почти 3 млн. человек, 387 тысяч достались Украине, 238 тысяч – Белоруссии и 167 тысяч – Казахстану.

В начале своей независимости Украина обладала самой многочисленной в Европе после России армией. Молодая страна ставила пред собой довольно амбициозные планы по превращению в передовую державу «с мощной армией и флотом». Еще осенью 1991 года развернулась активная кампания по возвращению украинских военных, разбросанных по просторам СССР, на «историческую родину».

Однако ничего из этого не вышло: молодые солдаты дослуживали свой срок на прежних местах, а курсанты военных училищ доучивались уже в других государствах. Многие из них приняли присягу на верность новой родине.

Западная армада

Распад советских Воруженных сил начался в 1991 году с передовых военных баз – вывода групп войск, размещенных в странах Восточной Европы и Монголии. Личный состав Западной группировки войск (ЗГВ) СССР составлял 370 тысяч человек, в том числе 100 тысяч офицеров и прапорщиков, а также 1842 тысячи членов их семей. ЗГВ также включала в себя три общевойсковые и две танковые армии (8 мотострелковых, 8 танковых дивизий и одну отдельную мотострелковую бригаду), ВВС группы состояла из 16-й воздушной армии (пять авиадивизий).

На вооружении западной армады стояли более 5000 танков, 4400 орудий полевой артиллерии, 1700 ЗРК, 620 боевых самолетов и 790 вертолетов, 1600 тысяч боеприпасов. Основная часть группировки выводилась в Россию, некоторые соединения отправлялись в другие бывшие союзные республики, в частности, 11-я гвардейская танковая дивизия передислоцировалась в Белоруссию, 17-я танковая – на Украину.

Черноморский флот

Ситуация с разделом Черноморского флота стала одной из самых болезненных в постсоветской истории взаимоотношений России и Украины. Черноморский флот ВМС СССР, без преувеличения, можно было назвать флотом сверхдержавы. К 1991 году он насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов.

В состав Черноморского флота входили в том числе 28 субмарин, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей (БПК) I ранга, 20 БПК II ранга, 30 малых ракетных кораблей и катеров, 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации.

Стоимость всего имущества Черноморского флота ВМС СССР к началу 1992 года оценивалась в астрономическую сумму - 80 миллиардов долларов. Президенты государств не торопились решать непростой вопрос раздела флота, хотя российские военные эксперты тогда четко осознавали: сохранение флота как боеспособной единицы возможно только под флагом России.

В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. На основании этого документа украинская сторона начала пытаться завладеть имуществом флота и склонить личный состав к принятию украинской присяги.

Адмирал Игорь Касатонов, на тот момент командующий Черноморским флотом, дал понять, что флот он так просто не отдаст. А тем, кто до решения вопроса на государственном уровне пытался принять украинскую присягу и вместе с ней «утащить» военные объекты, он указывал на дверь.

И вот президенты начали действовать. Правда, порознь. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины». Через два дня Борис Ельцин издал указ «О переходе Черноморского флота под юрисдикцию Российской Федерации».

В августе 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне, на которых лидеры двух стран должны были принять Соломоново решение. Президенты России и Украины подписали соглашение, по которому Черноморский флот становился Объединенным флотом двух стран. Одновременно стороны договорились, что в течение трех лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решен окончательно.

Долгожданный момент наступил 9 июня 1995 года на встрече в Сочи. Борис Ельцин и новый президент Украины Леонид Кучма подписали документ, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины должны базироваться раздельно. Основная база и штаб российского флота привязывались к Севастополю, который был отнесен к числу городов со специальным статусом. Имущественные вопросы регулировались следующим образом: России передавалось 81,7% судов, Украине - 18,3%.

Судьба ядерного потенциала

По данным американской организации Arms Control Association, на сентябрь 1990 года у СССР были 10 271 ядерный боезаряд, у США - 10 563 боеголовки. После распада СССР число ядерных держав на территории бывшего Союза должно было увеличиться вчетверо – кроме России ядерным оружием обладала Украина, Белоруссия и Казахстан. Причем Украина и Казахстан занимали соответственно третье и четвертое места после США и России по количеству ядерных зарядов. Украина имела 1240 ядерных боеголовок, все – индивидуального наведения, Казахстан – 1040 боеголовок такого же класса.

Совместными усилиями Россия и США достигли принятия решения, по которому Украина, Белоруссия и Казахстан отказывались от статуса ядерных держав и передавали России весь оказавшийся на их территории военный атомный потенциал.

14 января 1992 года между Россией, США и Украиной было подписано трехстороннее соглашение, по которому все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, а стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США. Взамен Соединенные Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности Украины.

Однако очень скоро Леонид Кравчук приостановил начатый процесс. «Из-за политической нестабильности ситуации и путаницы мы не можем быть уверены в том, что ракеты, которые вывозятся нами, уничтожаются, а не попадают в недобрые руки. Украина считает мощность расположенного в России завода по уничтожению ядерных арсеналов недостаточной», – сообщили в администрации президента Украины. Впрочем, Кравчука удалось призвать к выполнению своих обязательств.

На территории Казахстана находилось много крупных стратегических объектов союзного значения, в частности, ядерный полигон в Семипалатинске, испытательный полигон ПВО в Эмбе, системы ПРО в Сары-Шагане и космодром Байконур. С казахстанскими партнерами договориться по вопросам судьбы атомных объектов удалось проще. В частности, космодром Байконур, который получил статус военной базы, был взят Россией в аренду за 150 млн. долларов в год.

Прощай, оружие

Для многих союзных республик и стран Восточной Европы оставшееся советское оружие оказалось тяжким бременем. В таких количествах и объемах оно было попросту не нужно. Большая часть оружия содержалась на плохо охраняемых складах, что спровоцировало отставных и действующих военных на его широкомасштабную распродажу. Предлагали тому, кто даст больше денег, – Африке, Ближнему Востоку, Юго-Восточной Азии. Продавали практически все: от пехотных шлемов до сверхзвуковых самолетов.

Огромные запасы оружия от армии Восточной Германии достались ФРГ, немалые его объемы она переправила в Турцию, оплатив при этом расходы на транспорт. Большой поток вооружения, в частности, бронетехника, на железнодорожных составах шел через Италию, а дальше с итальянских портов расходился по самым экзотическим направлениям.

Внушительное количество военного имущества СССР осталось на Украине. По данным Лондонского института стратегических исследований, – на сумму 89,4 миллиарда долларов. По мнению специалистов, этих денег с лихвой хватило бы не только на реформирование армии, но и на поднятие экономики всего государства.

Однако оставшиеся от СССР военные объекты, техника и оружие были бездарно утрачены. В катастрофической экономической ситуации 90-х из-за огромного недостатка финансирования, нецелевого расходования средств и повальной коррупции все это стало очень быстро приходить в негодность.

Все, что оказалось пригодным к эксплуатации, начали распродавать. По самым скромным оценкам, были проданы до 500 боевых самолетов и вертолетов, до 1000 танков и 1000 боевых машин. В итоге на данный момент в Вооруженных силах Украины из 1100 советских боевых самолетов остались 208, а из 5500 танков – не более 700. Были на вооружении Украины даже стратегические бомбардировщики Ту-160, однако в дальнейшем они были переданы России в счет долга за газ.

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации Getty Images

    1 октября в Каталонии состоялся неофициальный референдум по вопросу о независимости этой автономии от Испании и превращении ее в отдельное государство.

    10 октября лидер Каталонии Карлес Пучдемон подписал декларацию независимости Каталонии, одновременно призвав региональный парламент отложить объявление независимости, чтобы наладить диалог с Мадридом по вопросу о выходе из Испании.

    По его словам, в результате прошедшего 1 октября референдума автономия получила мандат от народа, чтобы стать независимым государством.

    Эта провинция уже не впервые пытается добиться независимости. Но что нужно для того, чтобы стать независимой страной? Программа Всемирной службы Би-би-си The Inquiry проанализировала опыт недавней истории.

    • Мадрид отверг декларацию независимости Каталонии
    • Карлес Пучдемон: лидер, который хочет расколоть Испанию
    • Многие каталонцы не хотят независимости от Испании. Почему?
    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Британцы отмечают бриллиантовый юбилей королевы

    Четыре показателя

    "Стать настоящей страной нельзя, если у вас нет своего пива и своей авиалинии", - заявил однажды знаменитый рок-музыкант Фрэнк Заппа.

    Но на самом деле специалисты в области международного права выделяют четыре главных фактора, необходимых любому государству: наличие народа, территории, правительства и способности поддерживать отношения с другими странами на основе суверенитета.

    Определение народа вызывает массу споров, но можно согласиться, что народ - это постоянное население, которое имеет представление или веру в собственную национальность.

    Джеймс Ирвинг, предподаватель международного права в Лондонской школе экономике, считает, что речь идет о наличии некоей идентичности, общих интересов, которые осознаются большинством.

    Другим непременным условием является наличие определенной территории, обозначенной границами, на которой установлен суверенитет.

    • Сможет ли Каталония стать независимым государством?
    • Путь Каталонии к независимости в пяти графиках

    Устойчивое и работоспособное правительство является еще одним критерием государственности, так же как и способность поддерживать отношения с другими государствами.

    Таким образом, суверенные государства имеют право вступать как в двусторонние отношения, когда, например, две страны договариваются установить дипломатические отношения или сотрудничать в деле решения общей проблемы, так и в многосторонние отношения, например, в качестве члена ЕС или участника международных соглашений по контролю за климатом.

    В основе всего этого лежит понимание, что суверенное государство не зависит и не подчиняется никакому иному государству.

    Итак, как же обрести подлинную государственность?

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Recognition as a sovereign state by the United Nations is the ultimate prize

    Признание

    Отдельные страны могут признавать друг друга, но все добиваются признания государственности со стороны ООН.

    Такое признание приносит неисчислимые блага - защиту со стороны международного права, доступ к займам Всемирного банка и МВФ, контроль над границами и больший доступ к экономическим организациям и механизмам. Плюс к тому возможность заключения торговых соглашений в соответствии с общепринятыми правилами ВТО.

    Но может ли страна быть непризнанной ООН и в то же время претендовать на государственность?

    "Это старый принцип - если птица ходит как утка и крякает как утка, значит, это утка, - говорит Ребекка Ричардс, преподаватель международных отношений в Кильском университете. - Мы признаем, что такое образование во всем подобно государству, ему не хватает только признания".

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Жители Сомалиленда отметили в прошлом году годовщину своего провозглашения независимости

    История Сомалиленда прекрасно иллюстрирует этот тезис.

    Бывший британский протекторат в восточной Африке просуществовал четыре дня в качестве независимого государства в 1960 году, после чего присоединился к бывшему итальянскому Сомали. Он оставался частью Сомали до падения режима Мохаммеда Барре в 1991 году.

    Затем в одностороннем порядке Сомалиленд объявила независимость.

    • Сомалиленд - непризнанная страна
    • История сепаратизма: почему Каталония обособляет себя от Испании

    "Там существует на удивление сильное правительство, - объясняет Ребекка Ричардс. - Оно провело ряд демократических выборов. В стране царит мир и спокойствие, ее экономика быстро растет. То есть там есть практически всё, что должно быть в государстве".

    Но при этом Сомалиленд остается никем не признанным, что затрудняет жизнь там.

    "Большая часть международной помощи поступает туда не напрямую, а через Сомали. Трудно организовать гуманитарную помощь в отсутствие международных признанных инстанций", - замечает Ричардс.

    Доступ к международным рынкам также затруднен из-за отсутствия юридической поддержки.

    Валюта Сомалиленд не признается за пределами границ этого образования и поэтому не имеет обменной стоимости.

    Юридические барьеры

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Президент США Гарри Трумэн рассматривает Устав ООН в Вашингтоне в 1945 году

    Концепция, которая лежит в основе идеи о национальном государстве, - самоопределение. Право на самоопределение было зафиксировано в Уставе ООН в июне 1945 года. Первоначально его рассматривали в качестве инструмента деколонизации.

    "Многие тогда думали, что такое право - полезная вещь, - замечает Джеймс Ирвинг, - но уже тогда не было единого мнения о том, что оно реально означает".

    Если жители колонии требовали создания собственного государства, принцип самоопределения предоставлял им такое право. Около трети населения планеты стали гражданами новых государств с 1945 года. Тогда в ООН входило 45 государств, а теперь ООН насчитывает 193 члена.

    Но принцип самоопределения содержал в себе скрытый дефект. Многие специалисты по международному праву утверждали, что после обретения колонией независимости все поползновения к сепаратизму или изменению границ должны быть исключены.

    Однако принцип самоопределения противоречит этому.

    "Как можно совместить эти два принципа - неизменности границ и права народа на определение собственного будущего?", - спрашивает Джеймс Кер-Линдси, профессор Лондонской школы экономики.

    Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Олимпийская сборная Косова выступила на последней Олимпиаде под собственным флагом, хотя полным государственным статусом страна не обладает

    Автономия

    Практическим решением этой дилеммы стало предоставление автономии населению района, которое добивается самоопределения, но отказ в предоставлении права на собственную государственность.

    Эта дилемма встала во всей своей остроте в Косове.

    Когда Югославия распалась в начале 1990-х годов, самой крупной из образовавшихся новых стран стала Сербия. Косово было автономным краем в составе Сербии, где албанское население составляло большинство.

    Предоставление Косову независимости привело бы к изменению границ Сербии и нарушило бы принцип территориальной целостности.

    • Косово обвиняет Сербию в планах аннексии по "крымской модели"

    "Первой реакцией международного сообщества было решение о том, что Косово должно получить право на внутреннее самоопределение, - говорит Джеймс Кер-Линдси. - То есть, что это часть Сербии, но при этом край не может претендовать на то же право объявить независимость, которым воспользовались другие республики в составе бывшей Югославии.

    "Поэтому когда косовские албанцы поняли, что мирным путем им независимости не добиться, они подняли восстание", - заключает ученый.

    За этим последовал конфликт с Сербией, который завершился только путем военной интервенции НАТО в 1999 году.

    Затем в 2008 году Косово в одностороннем порядке объявило независимость.

    Сербия объявила это незаконным и обратилась с иском в Международный суд правосудия ООН, в котором решаются подобные вопросы международного права.

    "Вопрос, который был поставлен в суде, звучал так - является ли объявление независимости Косова нарушением международного права?", - продолжает Кер-Линдси. - И суд фактически заявил, что международное право не запрещает жителям территории объявлять независимость".

    Но суть вопроса заключалась не столько в международном праве, сколько в признании государственности Косова.

    "С тех пор Косово признано более половиной членов ООН, - отмечает доктор Ричардс. - Но оно до сих пор не признается в качестве суверенного государства, потому что этого не признает ООН".

    Такое промежуточное состояние означает, что Косово получило некоторые права, которые дает государственность, например, доступ к займам Всемирного банка и МВФ, и к членству в Международном олимпийском комитете.

    Влиятельные союзники

    Правообладатель иллюстрации Google Image caption Президент Восточного Тимора Тацр Матан Руак встретился с председателем КНР Си Цзиньпином в Пекине в 2015 году

    "Территории практически невозможно обрести независимость и стать государством в ситуации, когда влиятельные государства не поддерживают такого стремления", - говорит Милена Стерио, профессор международного права в университете Кливленда в США.

    Что требуется для обретения такой поддержки?

    Восточный Тимор был португальской колонией до 1960-х годов, когда он был захвачен Индонезией. В годы холодной войны Индонезия была важным союзником США, и поэтому сепаратисты Восточного Тимора не получали американской помощи.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Что теперь будет с результатами референдума в Каталонии?

    И только с окончанием холодной войны в начале 1990-х годов международное сообщество обратило внимание на положение в Восточном Тиморе, так как Запад больше не нуждался в Индонезии как союзнике в холодной войне против коммунизма.

    "Западные державы, возмущенные нарушениями прав человека, которые происходили в Восточном Тиморе, изменили свою позицию и практически заявили - вы, жители Восточного Тимора, теперь получили право на самоопределение", - говорит профессор Стерио.

    Но процесс обретения государственности был омрачен насилием и потребовал политического вмешательства ООН и направления туда международных миротворческих сил.

    Ситуация в Испании сильно отличается от этого.

    В соответствии с общепринятыми принципами международного права жители Каталонии имеют право на самоопределение, но многие юристы настаивают на том, что это право ограничено самоопределением в рамках автономии, а не независимого государства, в силу права Испании на территориальную целостность.

    Так что теперь будет с результатами референдума в Каталонии?

    "Я предвижу достижение договоренности, в рамках которой Каталония останется в составе Испании, но степень ее автономии возрастет", - говорит профессор Стерио.

    • Каталония и Курдистан: как создать новое государство?

    "Интересно при этом, что Испания является одной из западных демократий, не признавших Косово в качестве независимой страны, потому что Испания опасается установления прецедента в этой сфере международного права из-за той угрозы, которую представляет для территориальной целостности Испании Каталония".

    И хотя положение с курдами опять же сильно отличается от того, что происходит в Каталонии, в конечном итоге они столкнутся с той же проблемой - отсутствием поддержки со стороны ведущих мировых держав.

    Каталония - герой новостей в последние месяцы - не единственный регион в мире, который мирным путем добивается независимости и намеревается выйти из состава государства, частью которого официально является. Речь может идти о проведении референдума, декларациях со стороны крупных политических сил или выражаемом желании большой части народа. Очевидные примеры из недалекого прошлого - канадская провинция Квебек, где движения, выступающие за независимость, были представлены в парламенте, но не добились успеха, а также Шотландия. Какие еще регионы в ближайшие годы могут стать самостоятельными государствами? «Вокруг света» предлагает взглянуть на карту.

    Новая Каледония (особое административно-территориальное образование Франции в Тихом океане)

    Европейцы открыли относительно крупный остров Новая Каледония в 1774 году, сделал это Джеймс Кук во время плавания на корабле «Ре­золь­ю­шен» (Resolution). А первые европейские поселения - христианские миссии - появились на острове лишь в 1840-е годы. Отношения с примитивным местным населением (жившим там примерно с XVI века до н. э.) у европейцев не заладились: колонистов изгоняли, а некоторых (как, например, экипаж американского судна «Каттер» (Cutter) съедали - на Новой Каледонии процветал каннибализм. С 1853 года остров стал фактически колонией Франции и местом ссылки заключенных, а еще через четверть века здесь начали добывать никель (его запасы оцениваются в четверть от общемировых), что вызвало приток переселенцев. Ослабление колониального режима и постепенное расширение прав местных органов власти началось в 1940-е годы, а к 1970-м зародилось и серьезное движение за независимость. В 1984–1988 годах в регионе произошли события - вооруженный конфликт местного населения, канаков, с французскими властями, - завершившиеся подписанием первых соглашений о расширении автономии региона.

    Устье реки Уайем, Новая Каледония

    Новые соглашения такого рода были подписаны в 1998 году и, помимо прочего, гарантировали проведение референдума о независимости региона до ноября 2018 года. Его исход далеко не предопределен: из приблизительно 270 тысяч человек, населяющих острова, входящие в состав административно-территориального образования Новая Каледония, к традиционным народностям относится лишь 39%, еще 27% жителей острова - европейские переселенцы, а остальные - иммигранты с других островов Тихого океана, из Индонезии, Китая, Вьетнама, лица смешанного происхождения, а также те, кто назвался во время последней переписи каледонцами. Движение за независимость в основном поддерживают представители традиционных народностей.

    Сомалиленд (автономный регион Федеративной Республики Сомали)

    В 1960 году в Восточной Африке на полуострове Сомали, носящем неофициальное название Африканский Рог, в результате слияния двух бывших колоний - итальянской (Итальянского Сомали) и британской (Британского Сомали, также известного как Сомалиленд) - образовалось государство Республика Сомали. К 1991 году вследствие сначала внешней, а затем и гражданской войны и свержения диктаторского режима Сиада Барре, который был установлен вскоре после основания республики, государство на территории Сомали перестало существовать, и Сомалиленд провозгласил независимость в границах бывшей британской колонии. Правда, никто его официально не признал, хотя все атрибуты государства на этой территории имеются - парламент, суды, правительство, банковская система и собственная валюта, армия и полиция, внешнеэкономические связи и, главное, относительные порядок и процветание, которыми не могут похвастаться иные всемирно признанные страны, делающие Сомалиленд настоящим островком стабильности в регионе.


    Вот так, прямо на улице, в Сомалиленде обменивают валюту

    Кстати, некоторые страны имеют в Сомалиленде дипломатические представительства, например Дания и Турция. Не исключено, что, если очередные попытки восстановить государство на Африканском Роге провалятся под действием внутренних или внешних причин, Сомалиленд наконец станет по-настоящему суверенным государством.

    Фландрия (регион Бельгии)

    Бельгия - довольно молодое государство (по крайней мере, по меркам Западной Европы). Независимость тут была провозглашена только в 1830 году, когда на фоне очередной революции во Франции и трений на почве религии две преимущественно католические провинции протестантского Королевства Объединенных Нидерландов - говорившая в основном на фламандском диалекте нидерландского языка Фландрия и франкоязычная Валлония - в ходе революции отделились и объявили себя независимым Королевством Бельгия. Примерно тогда же правительство молодой страны начало повсеместное внедрение французского зыка в качестве основного и единственного. Такое положение дел не могло устраивать жителей Фландрии, хотя и просуществовало более ста лет (нидерландский текст бельгийской Конституции признали официальным документом лишь в 1967 году).


    Замок графов Фландрии - одна из главных достопримечательностей Гента, самого крупного города провинции Восточная Фландрия

    Постепенно доля франкоговорящих жителей страны увеличивалась, и для защиты второго языка пришлось принимать определенные меры, которые фламандцы считали недостаточными. Одновременно с этим увеличивалось экономическое значение Фландрии (как раз с 1960-х гг.), и провинция стала заметно богаче Валлонии. Для выправления экономического неравенства правительство стало перераспределять налоговые поступления, получаемые в более богатых - фламандских - районах страны в более бедные - валлонские. Франкоговорящие бельгийцы при этом не спешили изучать второй государственный, нидерландский язык. Это еще больше увеличило пропасть между регионами страны и вызвало к жизни дискуссии о распаде Бельгии (с возникновением независимой Фландрии и вхождением Валлонии в состав Франции). И хотя референдумы о независимости пока не назначались, противоречия между двумя частями страны уже вылились в правительственный кризис: после выборов 2010 года парламент Бельгии не мог сформировать коалиционное правительство в течение 589 дней.

    Биафра (часть территории Нигерии)

    В 1960 году Нигерия, бывшая до того колонией Великобритании, получила независимость и зажила по-своему. А уже в 1967 году там вспыхнула гражданская война, длившаяся 2,5 года и приведшая к гибели около двух миллионов человек от голода, возникшего в результате намеренных действий центрального правительства молодой страны. На протяжении этого времени в восточной части Нигерии существовало независимое государство Республика Биафра с 55-миллионным населением, большинство которого принадлежало к народу игбо. Государство было признано лишь пятью странами (четыре африканские плюс Гаити). Именно Биафра и центральное правительство Нигерии были сторонами военного конфликта в гражданской войне. В начале 1970 года войска Биафры сдались нигерийским, и государство перестало существовать. Но стремление местных жителей и ряда организаций к автономии или даже отделению не уменьшилось - разнообразные движения проводят встречи и конгрессы, на которых (тщетно) взывают к нигерийским властям о признании прав и свобод народов, населяющих регион.


    Так в январе 1970 года отмечали окончание гражданской войны в Нигерии на улицах одного из крупнейших городов страны - Лагоса

    Если учитывать, что, по данным, к примеру, Amnesty International , нигерийские власти не только не особо прислушиваются к этим призывам, но и зачастую отвечают на выступления активистов бессудными казнями, то в ближайшее время вполне можно ожидать обострения положения дел и усиления борьбы (как мирной, так и вооруженной) за независимость Биафры.

    Курдистан (этногеографическая область в Передней Азии)

    Сегодня под Курдистаном понимают область, включающую фрагменты юго-восточной части Турции, восток Сирии, а также северо-запад Ирака и Ирана примерно между 45-м и 34-м градусами северной широты и 40-м и 48-м градусами восточной долготы, общей площадью примерно 450 тысяч кв. км. Именно здесь проживает основная масса курдского народа. Его общая численность неизвестна и оценивается в 20–40 миллионов человек. Какое бы число в этом диапазоне ни оказалось наиболее близким к реальности, курды все равно остаются в мире крупнейшей нацией, не имеющей государства. Но при этом нацией с собственными языком (или, строго говоря, языками), культурой, религиозными особенностями. Трения между курдами и властями стран, на территории которых они оказались, идут десятилетиями (помните Абдуллу Оджалана, который был главой турецких курдов и с 1999 года находится в турецкой тюрьме?), но в последние годы появился наиболее реальный шанс создания как минимум протогосударственных территориальных образований курдов. Так, с 1991 года на территории Ирака существует пока единственное курдское административное образование - автономный Иракский Курдистан.


    Курды - крупнейшая нация в мире, не имеющая собственного государства

    С ослаблением сирийского режима в результате гражданской войны стало возможно образование если не государства, то автономии и в сирийской части исторического Курдистана. Больше того, если курды смогут успешно противостоять исламистам в регионе, а центральные администрации Ирака и Сирии продолжат ослабевать, шанс на появление независимого Курдистана появится уже совсем скоро.

    Фото: De Agostini Picture Library / Contributor / Getty Images, Eric Lafforgue/Art in All of Us / Contributor / Getty Images, MyLoupe / Contributor / Getty Images, Bettmann / Contributor / Getty Images, Younes Mohammad / Contributor / Getty Images

    Общим лейтмотивом прошедшей субботы было обсуждение речи президента Путина. Причем не всей речи, а одного лишь пассажа: "Мы никогда не забудем, как помогали Соединенным Штатам в обретении независимости".

    Реакция на эти слова у нашей т.н. несистемной оппозиции проста: "Ха-ха-ха, независимость Америки, ну, блин, сморозил!" Ищут ссылки об участии русских в войне с Англией и обнаружили ажно шестерых. Смешно, правда?

    Об участии России в американских делах (весьма подробно) можно ознакомиться в книге Н. Н. Болховитинова "Россия открывает Америку". Советских времен книга, времен холодной войны и не очень больших симпатий что к США, что к Российской империи. Вряд ли автора можно обвинить в предвзятости.

    Итак, Путин ни слова не говорил, что Россия "воевала за независимость". Путин сказал, что Россия помогла обрести независимость, и это действительно так. Помощь была существенной. Она заключалась в том, что Россия не влезла в конфликт на стороне Англии, хотя Англия очень и очень просила. Ну, как империя империю.

    Цитата: "1 сентября 1775 г. английский король Георг III направил личное послание Екатерине II. Играя на монархических чувствах императрицы, король в возвышенных выражениях соглашался «принять», а по существу просил русских солдат «для подавления восстания в американских колониях». Британскому посланнику в С.-Петербурге были даны подробные инструкции добиваться посылки 20-тысячного корпуса и переслан проект соответствующего договора".

    Позже в прессе появлялись и другие цифры. 30-тысячный корпус. И речь шла не о ком-то, а об участниках русско-турецкой войны, которая только что завершилась. Как мог корпус такой численности изменить расклад сил в колониях, судите сами. Недаром это - один из любимых сюжетов альтернативщиков. Что было бы, если бы Екатерина согласилась? Но империатрица отказала. И не один раз. "Ты отказала мне два раза, "не хочу" - сказала ты, вот такая вот зараза..." Этот факт, наряду с некоторыми другими, во многом и охладил наши отношения с островной империей до ситуации "англичанка гадит".

    И, между прочим, в Штатах это оценили:

    «Мы немало обрадованы узнать из достоверного источника, - писал Вашингтон Лафайету весной 1779 г., - что просьбы и предложения Великобритании русской императрице отвергнуты с презрением». В другой раз, отмечая решительный отказ Екатерины II заключить какой-либо договор о взаимопомощи с Англией, Дж. Вашингтон подчеркивал, что русское правительство мотивировало свою позицию в выражениях, носящих отпечаток «уважения к правам человечества».

    А в 1780 году Россия официально объявила вооруженный нейтралитет, который способствовал ведению морской торговли во время военных действий на американском континенте. Когда к этому нейтралитету присоединились другие государства, появилась лига нейтралитета. В Штатах рассматривали лигу как прямого союзника.

    Цитата: "16 сентября 1780 г. Дж. Адаме направил президенту Континентального конгресса С. Хантингтону письмо, в котором отмечал, что лига вооруженного нейтралитета привлекла к себе всеобщее внимание и, судя по поступившим сообщениям, вскоре последует признание ею независимости Соединенных Штатов. В этой связи американский уполномоченный в Гааге рекомендовал назначить дипломатических представителей США во все страны - участницы лиги вооруженного нейтралитета, то есть Нидерланды, Россию, Швецию, Данию и Пруссию. Другой американский дипломат, Артур Ли, вернувшись в Филадельфию, в письме к президенту Континентального конгресса от 7 декабря 1780 г. высказался в том же духе и подчеркнул, что «большая сила Российской империи, мудрость и широта взглядов ее министров и уважение, которым пользуется ее императрица, придают этому двору наибольший вес в конфедерации нейтральных государств».

    В общем, Россия помогла, да. Более того, никаких подлянок нам американцы очень и очень долго не кидали. Отношения между нашими странами были вполне дружелюбными: вплоть до начала правления Александра III.

    Вот одно из мелких свидетельств, о котором как-то не вспоминают. Марк Твен, совершая, как бы сейчас сказали, блогерский морской круиз, в 1867 году посетил Одессу и Ялту, был принят вместе с другими туристами Александром II в Ливадийском дворце. Встречался писатель и с другими "высокими лицами". В частности, с героем обороны Севастополя генералом Тотлебеном. О чем легко прочесть в книге "Простаки за границей". И убедиться, что обычно язвительный Твен встречами был впечатлен и шутил куда мягче, чем обычно. Императору американцы передали такой адрес (над его формулировками и шутил в основном Твен):

    «Мы — горсточка частных граждан Америки, путе-шествующих единственно ради собственного удоволь-ствия, скромно, как и приличествует людям, не занима-ющим никакого официального положения, и потому ничто не оправдывает нашего появления перед лицом вашего величества, кроме желания лично выразить признательность властителю государства, которое, по свидетельству доброжелателей и недругов, всегда было верным другом нашего любимого отечества».

    Вообще, наша история - это повод для такого количества исторических фильмов и сериалов типа "Рима" HBO, что дурно становится. Очень увлекательно.

    Наша дипломатия и секретные службы уже при Екатерине II находились на весьма высоком уровне. Тут надо учитывать, что мы, конечно, Америке-то помогли, но вовсе не из каких-то добрых чувств к колонистам. Руководствуясь исключительно интересами России. А также учитывая весь политический расклад того времени.

    Екатерина была отлично осведомлена о делах в американских колониях. Работавший в Лондоне Мусин-Пушкин подробно информировал императрицу о расстановке сил, имел широкую переписку с американскими корреспондентами. Екатерина относилась к Георгу с явным пренебрежением и не сомневалась, что колоний без помощи тот не удержит.

    До событий в колониях долго шла речь о подписании англо-российского союзнического договора. Но Англия отказывалась включать туда пункты, типа натовских (нападение на одного расценивается как нападение на второго). Из-за Турции. А без этого договор Россию не интересовал и был бесполезен. Позже Георг пошел на значительные уступки (хотя Турцию все равно во враги записывать не хотел), да было поздно. "Таких друзей..."

    Кроме того, Россия была возмущена неприкрытым английским торговым пиратством. Так что ослабление Англии было выгодно нам со всех точек зрения, как и независимость Штатов. И с военной, и с политической, и с экономической. На тот момент, само собой.

    Американцы же вели себя на тот момент... Ну, в некотором смысле, как милые украинцы. То есть, полагали себя важнейшей мировой темой, ловили сигналы. Их посланник поехал в Петербург устанавливать дипломатические отношения на свой страх и риск. Французский посол там ему сразу сказал: брось, мол, никто тебя официально не примет. Не будет Россия настолько уж портить отношения с Англией. Но американец набивался на прием настырно. Ничего не получил. Хотя Екатерина ответила ему письмом, доброжелательным. Любим, дескать, вас, уважаем. Приезжайте, торгуйте. Что означало, по сути, неофициальное признание. Но до подписания мирного договора с Англией никаких верительных грамот. Так и сидел мистер в гостинице. Долго. Никаких связей не наладил. Даже неофициальных, хотя к Штатам интерес был и симпатия тогда тоже была. Но что поделать? Не умели еще. ДерЁвня. Юный секретарь посланника писал о Петербурге: «Петербург самый прекрасный город, который мне когда-либо приходилось видеть. Он далеко превосходит Париж как по ширине улиц, так и по изяществу частных зданий, которые большей частью построены из кирпича и оштукатурены в подражание каменной кладке... Простой народ почти поголовно носит длинные бороды (мужчины), а летом одеты в матерчатые кафтаны, которые доходят до колен; зимой же они одеваются в овчинные тулупы: обуты чаще всего в сапоги. Господа зимой и летом носят суконное платье, но зимой, когда выходят из дома, надевают меховые шубы и боты на теплой подкладке, которые при входе в помещение сразу же снимают». Городу тогда и ста лет не было. А тут вьюноша из местечка приехал пялиться.

    Кстати, миссия американцев оказалась неудачной еще и потому, что в отставку с поста главы ведомства иностранных дел был отправлен Н. И. Панин, большой сторонник колонистов. На внешнюю политику стал большое влияние оказывать А. Г. Потемкин. Ну и вот. Фокус интереса России изменился с англо-американских отношений на... (барабанная дробь) Крым! Его присоединили ровно в том году, в котором Англия признала, наконец, независимость Америки - 1783.

    Короче, рекомендую прогрессивным меньше балаболить о своей прогрессивности и образованности на фоне "ватников и колорадов", а больше читать - оно и полезнее, чем делать разные комментарии с космическим апломбом и космической же глупостью.