Какая пословица может служить моралью этой басни. Басня Дмитриева "Муха": история создания, мораль. Другие вопросы из категории

Русский автор Иван Дмитриев работал в разных жанрах литературы. Особого внимания заслуживают его басни. И хотя, по мнению Александра Пушкина, они не могли сравниться с баснями Ивана Крылова, зато отличались особой лиричностью и деликатностью.

Дмитриев разлого описывает ситуацию в басне, уделяя внимание художественным деталям. Мораль всегда доступна и взывает к лучшим качествам человека. Большинство басен Дмитриева - переводы произведений французских баснописцев. Но эти переводы всегда художественные, обогащенные поэтичным даром Дмитриева.

Басня «Муха» относится к коротеньким басням автора с четко очерченной моралью. Ключевое словосочетание произведения «мы пахали» стало крылатым и до сих пор используется в нашем лексиконе.

По некоторым сведениям, эта басня является переводом басни француза Пьера Вилье, которая восходит к античности.

Сюжет басни прост. Бык после тяжкого трудового дня возвращался домой. На его рогах восседала муха. Автор умалчивает, когда именно она туда села: пахал еще тогда бык или уже возвращался домой. На пути им встречается другая муха. Она интересуется у соплеменницы на рогах, откуда та возвращается. На что первая муха горделиво отвечает: «Мы пахали».

Описанная ситуация в басне, к сожалению, оказалась вполне типичной и в реальной жизни. Поэтому она прижилась в народе. Нередко бывает так, что человек, не принимающий участия в деле, причисляет себя к тем, кто непосредственно что-то делал. Заменяя местоимения «он», «она» или «они» на громкое «мы», люди приписывают себе чужие заслуги. Именно так делает муха, говоря, что «мы пахали». Когда в лучшем случае она просто сидела на рогах, пока бык пахал.

В басне «Муха» есть антитеза: трудолюбие и лень.

На то, что бык является тружеником указывают слова «с плугом», «по трудах». Герой не ленился и потратил почти все силы на свою работу, поэтому домой уже «тащился» и от большой усталости даже не заметил мухи на рогах.

Муха в басне олицетворяет ленивого высокомерного человека, который хвалится чужими достижениями.

Пафосный ответ мухи стал своеобразной идиомой и прижился в народе. И не только во времена Дмитриева, но и в наше время басня остается актуальной. Некоторые люди все так же не стыдятся присваивать себе заслуги других. Ведь проще солгать, формально присоединиться к чужому делу, чем реально что-то сделать.

Басня Ивана Дмитриева «Муха» приобрела популярность, как в России, так и в странах зарубежья. Известно, что она была переведена на немецкий язык двумя авторами.

? Кто из героев басни произносит мораль? Зачитай мораль басни вслух. Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? Почему?

Мораль басни произносит Соловей. Он имеет право поучать всех остальных, потому что он – единственный среди всех настоящий музыкант (певец) и знает, о чём говорит.

? Можно ли сказать, что участники квартета попали в смешное положение? Какая причина делает это положение смешным:
а) они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантами;
б) они смешно ищут выход: пересаживаются с места на место?

Какая причина вызывает весёлый смех, а какая — горький, грустный смех?

Смешным положение участников квартета делает и то, что они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантом; и то, что они ищут смешной выход: пересаживаются с места на место. Первая причина вызывает горький, грустный смех, так как герои к серьёзному искусству музыкантов относятся поверхностно, не понимая, что это занятие требует таланта и умения. А вторая причина вызывает весёлый смех, так как пересаживания героев с места на место выглядит комично и не имеет никакого отношения к умению играть на музыкальных инструментах.

? Прочитай пословицы и поговорки. Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясни свою точку зрения.
1. Один про Фому, другой про Ерёму.
2. Кто в лес, кто по дрова.
3. В свирелку играет, а ладу не знает.
4. Сколько с быком ни биться, а молока от него не добиться.

Первые две пословицы подходят к басне в качестве морали. Они выражают её комический смысл: то, что герои издают ужасные, негармоничные звуки на своих инструментах и постоянно спорят о том, как им сидеть. Третья пословица также может быть использована в качестве морали к этой басне. Но она выражает заложенный в ней горький смысл: герои не понимают, что, чтобы стать музыкантом, надо учиться.

? Миша говорит, что последняя посло­вица не может служить моралью к этой басне.
Ты догадываешься, что Миша имеет в виду? Ты с ним соглашаешься?

Четвёртая пословица не может служить моралью к этой басне, так как речь в ней идёт о таких качествах, которые не зависят от человека.

? Рассмотрите рисунок Валентина Серова на с. 29. Какой момент басни изо­бразил художник? Обратите внимание на то, как сидят герои (в кружок или в ряд)? Прилетел ли уже Соловей?

Художник изобразил тот момент, когда звери сели в ряд и прилежно играют, одна лишь мартышка, выполняющая роль руководителя-дирижера, стоит напротив. Звери старательно пилят смычками по инструментам: Осёл с Козлом держат смычки вертикально, а Мишка усиленно перепиливает контрабас горизонтально. Поза у Осла торжественная, Козёл сосредоточенно смотрит в ноты, а Мишка явно настроен лирически. Мартышка испуганно смотрит на своих музыкантов, приседая, словно от ужаса, от той какофонии, которую слышит. Она крепко держит в маленькой лапке смычок и создаётся впечатление, что она нетерпеливо стучит им по раскрытым нотам и негодующе шипит на своих друзей. В целом зрелище создаётся уморительно-комичное. Можно обнаружить крошечный, едва заметный треугольничек в правой части картины – изображение Соловья, напоминание о том, что музыкальный талант – это удел далеко не всякого.

В басне рассказывается о том, как Муха ехала спокойно на рогах Быка. Тот еле тащился с плу­гом с поля, на котором пахал. И вот по дороге они повстречали другую Муху.

Бык с плугом на покой тащился

по трудах;

А Муха у него сидела на рогах,

И Муху же они дорогой повстречали.

При встрече другая Муха спросила, откуда они бредут еле-еле и такие уставшие. Муха, что сидела на рогах быка ответила, что они пахали.

«Откуда ты, сестра?» -

от этой был вопрос,

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

В конце этой басни дается мораль. И заключа­ется она в том, что от басни всегда можно дойти до были. Басней иногда называли то, что выду­мано. Быль же, наоборот, говорит о том, что слу­чилось на самом деле. Поэтому автор и говорит о том, что вымысел и выдумка со временем могут превратиться в событие, которое произошло в действительности. И как бы в подтверждении своих слов автор спрашивает о том, случалось ли нам слышать такие слова. Например, когда лен­тяй говорит о том, что «мы» что-то делали, сам при этом не прикладывая к этому никаких уси­лий.

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать,

«Мы сбили! Мы решили!»

В басне Дмитриева прослеживается противо­поставление труда и безделья. И заметим, что в ней совершенно нет едкой сатиры (обличаю­щее осмеяние, подвергнутое суровой критике) и негодующего смеха.

Однако баснописец находит совсем другие способы и приемы для иллюстрации важных мо­ральных истин.

Материалом для басни послужил случай из крестьянской жизни. Известно, что труд кресть­янина всегда был очень тяжелым и непосиль­ным. Пахать землю им помогали лошади или быки. Один из таких тружеников и представлен в басне Дмитриева. Домой он тащится, так как безмерно устал от трудового дня. Но в произведе­нии баснописец показывает не только трудягу Быка, но и лентяя, образ которого воплощен в Мухе. Она все это время просидела на рогах и соответственно ничего не делала. Но при встре­че с другой Мухой все заслуги она приписывает только себе, хотя прекрасно понимает, что она за все это время палец о палец не ударила. Безделье свое Муха скрывает за хвастовством, и при этом она приписывает себе заслуги, которые не совер­шала. Хвастливость баснописец ярко выражает в том, что Муха задрала нос от своей важности и неоценимости поступка.

Наверное, многие из вас слышали такое выра­жение, как «Мы пахали», которое со временем стало крылатым. Мы часто используем его в ре­чи, когда хотим сказать о человеке, который, ничего не делая, приписывает себе чужие заслу­ги и труды. И таким обобщением, что звучит в морали, баснописец дает понять, что это не единичный случай. И он может относиться не только к труду крестьянина. На его месте может оказаться любой человек.

Как раз в морали и виден легкий, но не менее укоряющий смех баснописца над ленью и хвас­товством.

узнаешь. как аукнется так и откликнется. сытый голодного не разумеет. у фомушки неднежки — фомушка фома у фомушки нет денежки фомка фома. увсякой песни свой коней.

Как аукнется так и откликнется. — примером могут служить басни Крылова

«Кукушка и Петух» (Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку)

«Чиж и голубь» (смеялся Чиж над Голубем, да сам в силки и угодил)

«Волк и Кот» (Волк всем навредил, никто теперь ему не поможет)

Другие вопросы из категории

Читайте также

старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку. - Он теперь здесь, скажите ему. чтоб он прост. простил меня. - Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала. - Да. я скажу ему, - говорил Пьер, - но. - Он не знал, что сказать. Наташа, видимо, испугалась той мысли, которая могла прийти Пьеру. - Нет, я знаю, что все кончено, - сказала она поспешно. - Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все. - Она затряслась всем телом и села на стул. Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.- Не будем больше говорить, мой друг, - сказал Пьер. Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос. Он взял и поцеловал ее руку. - Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, - сказал он ей. - Для меня? Нет! Для меня все пропало, - сказала она со стыдом и самоунижением. - Все пропало? - повторил он. - Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей. Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и, взглянув на Пьера, вышла из комнаты Ответьте на следующие вопросы: 1)как пьер безухов относится к наташе ростовой? 2)почему на ней женился бы безухов? 2)какие чувства отражены в этом фрагменте? дайте полные ответы пожалуйста, очень нужно.

Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:

Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».

Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:

Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе - усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,- и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.

Третий — путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил:

Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,- пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись.

жизни и подделка под неё внутри человеческой личности!ПОмогите пожалуйста.Очень важно!!

могу 5 пункт написать(((ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

«Пословицы» - Писать - не языком чесать. У нашего свата ни друга, ни брата. Своя земля и в горсти мила. Вражда не делает добра. Каков мастер, такова и работа. Зачем и клад, коли в семье лад? Наукой люди кормятся. Пока железо в работе, его и ржа не берет. Сыр калача белее, а мать всех друзей милее. В здоровом теле – здоровый дух.

«Крылов басни» - Басни- «книга мудрости самого народа» (н.В.Гоголь). Знаете ли вы басни И.А.Крылова? В чём своеобразие басен И.А.Крылова? Истоки басенного жанра.

«Мораль тест» - В основе морали лежит: Гуманизм Ответственность Нравственность. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо» В. А. Сухомлинский. 3. Обозначьте цифрами нормы: 1 – моральные; 2- правовые. 3. Критерии нравственности определяются: Периодом истории Самими людьми Политикой государства. Человечность Гуманизм Мораль Нравственность.

«Басни Крылова 5 класс» - Избранные басни. «Свинья под Дубом». "Ворона и Лисица". Из биографии. А воз и ныне там. Басни в русской литературе писали: Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? "Свинья под Дубом". М. Исаковский. Волк- Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может.

«Биография Крылова» - После обыска издание пришлось прекратить. Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844) – русский поэт, баснописец. Ворона и лисица. Лебедь, рак и щука. И верно ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! По возвращению в Петербург впервые издаются басни Крылова. Мартышка и очки.1. Рассказывать, так, право, сказки!

«Этическая мораль» - Задача этики. Этическая культура. Особенности морали. Тема 2 Этика товароведной деятельности. Этическая культура сервиса. В переводе с греческого "этика" означает обычай, нрав. Высшие нравственные ценности. Понятие этики. Нормы морали. Цель этики. Понятие морали.