Об иркутске. Кругобайкальская железная дорога

Музей Г. И. Шелехова создан по решению администрации г. Шелехова, на основании Постановления мэра муниципального образования № 169 от 29.02.2000 г., по инициативе молодежного туристско-краеведческого объединения, ветеранов-первостроителей и краеведов города и района, при активной поддержке ученых Центра Северо-Американских исследований института всеобщей истории Российской академии наук.

В своем изначальном концептуальном аспекте музей Г. И. Шелехова является уникальным. Он является единственным на территории Сибирского региона по идейно-тематической направленности. Сотрудники музея занимаются целенаправленным изучением деятельности известного российского купца, именитого Рыльского гражданина, основателя постоянных русских поселений в Северной Америке, инициатора создания Российско-Американской компании. Материалы музея позволяют соединить воедино глобальные идеи Г. И. Шелехова в его стремлении установить дипломатические отношения России и Японии в XVIII веке, и сохранить историю молодого перспективного города, носящего имя Российского Колумба, – города – первенца алюминиевой промышленности Восточной Сибири, города – побратима японского г. Нэагари (Номи).

Цели музея:

  • духовное, нравственное воспитание молодежи на достойных примерах и богатых традициях россиян и сибиряков;
  • сохранение, приумножение, пропаганда историко-культурного наследия и района;
  • аккумулирование материала о жизни и деятельности Г. И. Шелехова – основателя Российско-Американской компании;
  • создание координационного информационного краеведческого центра в Шелеховском районе.

В музее сформированы коллекции об истории города и Шелеховского района, материалы о жизни и деятельности Григория Ивановича Шелехова. Широко представлена информация о развитии дружественных отношений с городами-побратимами Рыльск и японским городом Номи.

Структура музейного фонда описана .

Постоянные экспозиции музея:

  • «Г. И. Шелехов – мореплаватель, купец, меценат, просветитель. Российско-Американская компания». Место проведения: 2-й этаж, зал Г. И. Шелехова;
  • «Города – побратимы Шелехов – Неагари – Номи». Место проведения: 1-й этаж, зал Японии;
  • «Природа Шелеховского района». Место проведения: 1-й этаж, 3-й зал;
  • «Галерея почетных граждан». Место проведения: актовый зал администрации.

Казалось бы, еще совсем недавно мо­лодые, окрыленные идеей пройти по пути первопроходцев, исследователей северных просторов, покорителей Тихого океана и земель Северной Америки, мы стояли на берегу красавицы-реки с дивным названием Лена (Элюэнэ, как величали ее эвенки), смотрели на уходящие в даль зе­леные сопки, покрытые великолепным лесом, представляли, как некогда валили этот лес крепкие мужики. Они распускали его на плахи, дабы соорудить из него карбаза для транспор­тировки в Якутск, а затем и далее в Охотск мудреного скарба для мореплавания русские промысловики, среди которых был Он - человек-легенда, впоследствии нареченный Колумбом Российским - Григорий Шелихов (Шелехов).

Кавалькада из шести надежно сооруженных плотов медленно отходила от берега с уютно притихшим се­лом Тутура в Жигаловском районе, и каждый из участников первой экспедиции твердо верил, что это начало большого пути с символичным названием «Путь Шелихова» имеет для каждого из нас гораздо большее значение, чем просто летняя экспедиция.

Затем начались будни: первые встречи со старожилами в селах Усть-Илга, Коношаново, Марково и сбор экспонатов для будущего музея. Мы, как малые дети, радовались первым находкам и щедрым подаркам - утюгам, кованым гвоздям, чиркам и ичигам, сельнице из-под муки, которые слезно выпросили у хозяюшки в селе Сполошино, большому холсту новой самотканой дорожки, полученному за две банки сгущенки, и дырявым самоварам, которые находили в забро­шенных, поросших высокой травой дворах.

Мы не знали, каким он будет, но попытка систематиза­ции экспонатов, тогда еще робкая, вселила уверенность - Музею быть!.. Потом, позднее, будут вторая, третья и четвертая экспедиции, встреча с учеными Б.П. Полевым, Н.Н. Болховитиным, с американкой Лидией Блэк в Петро­павловске-Камчатском на международной конференции и II Свято-Иннокентьевских чтениях. Душевная поддержка уче­ных давала нам веру в то, что мы действительно вершим важное дело - изучая исторические материалы, по крупицам собираем новые сведения о человеке, чьим именем назван наш город Шелехов.

Наивная необузданная вера в то, что собранный в экспедициях материал должен быть размещен в музее, чтобы о подвигах наших земляков знало сегодняшнее поколение, не забывало и гордилось их великими деяниями, осознанная заинтересованность и поддержка главы городской администрации В.В. Поздняка, а также неутомимая деятельность краеведов А.Б. Ружникова, М.Н. Сапижева, Н.И. Волковой, Н.В. Дергачёвой и других энту­зиастов, которые верой и усердием заложили в благодатную почву золотое зерно, проросшее итоговым документом - постановлением мэра г. Шелехова № 1237 от 29 сентября 1995 года «О создании Музейно-выставочного центра имени Г.И. Шелихова».

Итак, решение о создании МВЦ (музейно-выставочного цен­тра) принято, все документы подписаны, назначены директор, Н.И. Волкова, и научный сотрудник, М.Ю. Зырянова. Но между этими событиями - решением о создании музея и первой экспозицией - лежал временной отрезок длиною в пять лет.

В те первые годы дни летели своим чередом - шли по­иски здания, бесконечные кочевания по приспособленным помещениям, сбор и систематизация существующих коллек­ций и обработка новых материалов. Только что родившему­ся музею родственники А.А. Леднёва - одного из первых редакторов городской газеты, старейшего краеведа города, передали в дар огромный архив - около 10 тысяч рукопис­ных листов, фотографий, газет и журналов, блокнотов, рабо­чих записей журналиста. Из Центра творчества был передан материал Музея боевой славы, которым долгое время ру­ководила Т.А. Валеева - историк, краевед, биограф многих участников войны, строителей города. Слишком рано уйдя из жизни, она не успела подготовить себе преемника, и, к сожалению, не нашлось в Центре творчества человека, ко­торый принял бы на свои плечи этот бесценный груз памяти о войне.

А между тем только что родившийся МВЦ имени Г.И. Шелихова должен был работать, и его сотрудники, еще не имея помещения, готовили передвижные выстав­ки в художественной школе, в центральной библиотеке и в кинотеатре «Юность».

Приняв участие в археологических раскопках на территории Иркутского Вознесенского монастыря в 1996 году, а затем и в Калифорнии, в Форте Росс, мы стали поднимать мощный пласт истории Шелеховского района, старинные села которого - Введенщина, Баклаши, Олха и Моты - были основаны 300 лет назад как монастырские села Вознесенского монастыря. Здесь пролегал единственный сухопутный Кругобайкальский (Кругоморский) тракт, уходивший из Иркутска на восток и в Китай, и в XVIII веке именно по нему осуществлялись грузо­перевозки товаров Российско-Американской компании, в том числе мягкой рухляди - меха морских животных, добытых промысловиками компании Г.И. Шелихова.

Тем временем в Управлении архитектуры и градострои­тельства готовилась документация для реконструкции под музей освободившегося здания филиала библиотеки. Был объявлен конкурс среди художников и архитекторов на создание особого облика здания: чтобы оно заключало в себе суть основного имени - Ше­лихова - купца, путешест­венника, стало особым для архитектуры молодого города и подчеркивало ин­дивидуальный стиль.

Из рассмотренных де­сяти предложений был вы­бран проект заслуженного художника В.Н. Шаргина, в соответствии с которым маленькое одноэтажное здание бывшей библиоте­ки разительно преобрази­лось. Пристрой к зданию и второй этаж увеличили экспозиционные площади, а взметнувшиеся ввысь плоскости крыши, напо­минающие паруса, напол­ненные ветром, придали особый, неповторимый облик новому зданию. Желание художника совместить внешний облик традиционных сибирских деревян­ных строений и жилищ алеутов на Американ­ском континенте дало рождение балконным и фасадным декорам зда­ния. До февраля 2000 года велись строитель­ные и отделочные ра­боты на особо важном строительном объекте города, а между тем художники-дизайнеры под руководством В.Н. Бешнова работали над формированием первых экспозиционных залов первого городского му­зея Г.И. Шелихова.

Третье тысячелетие стало началом новой ступени развития МВЦ.

29 февраля 2000 года по решению городской администра­ции Музейно-выставочный центр имени Г.И. Шелихова был реорганизован в музей Г.И. Шелихова, который 2 июля 2000 года распахнул двери для посетителей. В этот же день была произведена закладка памятной капсулы в основание нового православного храма Святых Апостолов Петра и Павла - покровителей моряков, путешественников и рыбаков. Так в городе появилось два центра, призванных аккумулировать веру, историю, культуру и распространять их среди жителей Шелеховского района.

Для рождения нового музея символично, что он создан по инициативе молодежного туристическо-краеведческого объ­единения «Наследники», ветеранов-первостроителей и крае­ведов города, при активной поддержке ученых Центра северо-американских исследований Института всеобщей истории Российской академии наук. В сложнейший и противоречивый период 90-х годов XX века, именно обществен­ность города и молодежное объединение выступили с граж­данской инициативой о создании музейного центра.

В своем концептуальном аспекте музей Г.И. Шелихова уникален. Он является пока единственным на территории Сибирского региона по своей тематике. Сотрудники музея занимаются целенаправленным изучением деятельности из­вестного российского купца, именитого рыльского гражда­нина, основателя постоянных русских поселений в Северной Америке, инициатора создания Российско-Американской ком­пании.

Цель музея - создать из разрозненных материалов архив Шелиховых для его разнопланового изучения, а также через изучение деятельности Г.И. Шелихова и источниковед­ческой базы - документов государственных архивов России, Аляски, Калифорнии, выявлять и сохранять материалы об ир­кутских и российских купцах, государственных деятелях, про­славивших Россию в XVIII-XIX веках, таких как Н.П. Резанов, А.А. Баранов, И.А. Кусков, Э. Лаксман, и о менее знаменитых россиянах и сибиряках.

Появление города Иркутска началось именно со строительства Острога на левом берегу реки Ангара, неподалёку от того места где в неё впадала река Иркут, в середине 17 века, а именно в 1661 году. Спустя несколько лет острог был перестроен, так как был достаточно мал, для того чтобы размещать всех крестьян и военных, обосновавшихся на тот момент в Иркутске. Новый построенный острог представлял из себя крепость порядка 100 метров в длину и 100 метров в ширину. Стены Иркутского острога состояли из так называемых острожин - плотного ряда высоких деревянных столбов, вкопанных в землю. Передняя стена острога примыкала к трём башням. Две из них стояли по углам стены, третья - в середине. Средняя башня была проезжей - под ней находились ворота для въезда в острог. Средняя башня именовалась Спасской, так как к ней примыкал церковный приход, в котором находился образ Христа (Спаса).

Торговля в Иркутске

Иркутск является не только одним из старейших городов Восточной Сибири, но и так называемыми торговыми воротами на Восток. С самого своего основания, Иркутск являлся ключевым опорным пунктом в торговых отношениях с Китаем, Монголией и Забайкальем. Через Иркутский острог проходил русско-китайский торговый путь. Именно торговля предопределила для Иркутска в дальнейшем его развитие и рост как торгового и промышленного центра Сибири. Торговые отношения с Китаем и Монголией способствовали развитию различных отраслей экономики: скотоводства, пушного промысла, земледелия, кожевенной промышленности. Вырученные от торговли деньги как правил вкладывались в промышленность, добычу золота, развитие пароходства, строительство.

На сегодняшний день в Иркутске функционируют предприятия тяжелой промышленности, металлургии, пищевой промышленности и машиностроительной отрасли. Здесь можно выделить Иркутский авиастроительный завод, завод тяжелого машиностроения, завод железобетонных конструкций.

Кругобайкальская железная дорога

Всем иркутянам и жителям Восточной Сибири известна Кругобайкальская железная дорога - железнодорожная ветка Транссиба, огибающая южную часть озера от станции Порт Байкал до станции Мысовая. Сегодня западная часть Кругобайкальской железной догроги (КБЖД) выведена из транзитного движения на маршруте Ангара - Слюдянка, по ней курсируют только туристические маршруты. Восточная часть этой железной дороги входит в состав Транссибирской магистрали.

КБЖД это не только исторический памятник, отражающий героический период строительства Транссиба. КБЖД - неотъемлемая составляющая туристских ресурсов Байкальского региона, туристский объект, привлекающий своей необычностью как российских туристов, так и зарубежных. Уникальность этого участка состоит в том, что это, пожалуй, самый дорогой участок из всех железных дорог России, строилась дорога в тяжело-доступной, гористой местности, в связи с чем на пути следования поездов было сделано порядка 40 тоннелей, а также большое количество укрепляющих инженерных сооружений.

"Кругобайкалка", как ее называют местные жители, является архитектурно-ландшафтным заповедником, который огибает озеро Байкал по его живописным берегам с нетронутым природным ландшафтом. Также Кругобакальская железная дорога представляет огромную туристическую ценность, так как позволяет показывать глубочайшее озеро мира в любое время года. Так, например, подобные экскурсия предоставляются компанией Кругобайкальский экспресс , сотрудничающий с Восточно-Сибирской железной дорогой . Восточный экспресс - это комфортабельный поезд, курсирующий по маршруту Ангара-Слюдянка, который за один день проедет по живописнейшим местам берегов Байкала.