Ламинарный поток жидкости. Ламинарный (однонаправленный) поток воздуха. В чем разница между ламинарным и турбулентным потоками

Самоходная артиллерийская установка 2С2 «Пион» возглавляет рейтинг самых мощных и дальнобойных орудий, до недавнего времени стоящих на вооружении. Согласно международным договорам основное число САУ Пион было снято с вооружения в 1990, законсервировано и отправлено на хранение. Небольшая часть установок эксплуатируется и сейчас, но все они передислоцированы в восточный военный округ. Калибр пушки - 203 мм при длине ствола 55 калибров. Она обеспечивает стрельбу снарядами нескольких модификаций весом около 100 кг на дальность 47 км. САУ «Пион» изначально разрабатывалась для стрельбы ядерными боеприпасами.

История разработки

Дальнобойные орудия, сверхмощные артиллерийские установки активно использовались во Вторую мировую войну. В последующее десятилетие интерес к ним спал, так как они показали существенные недостатки в их применении. Это высокая сложность и стоимость механической части. Очень низкая скорострельность и мобильность. Резкое возобновление интереса к системам дальнобойной артиллерии произошло после появления тактических ядерных зарядов. Наступила целая эпоха конструирования мощных артиллерийских систем. Инженеры дошли до калибра 420 мм на миномете «Ока». Мощную артиллерийскую установку, ведущую огонь с закрытых позиций, трудно заметить. В этом ее преимущество, однако с появлением и удешевлением ракетных систем, подобное вооружение постепенно сходит с арены, но продолжает оставаться в запасах армии.

Ключевые даты для САУ «Пион»:

  • 1975 - принятие на вооружение;
  • 1983 - модернизация;
  • 1990 - снятие с вооружения.

Основные тактико-технические характеристики

  • Калибр орудия - 203 мм;
  • Длина ствола - 55 калибров (более 11 метров);
  • Дальность стрельбы по баллистической траектории – 47 км;
  • Дальность выстрела прямой наводкой – 6-8 км;
  • Вес снаряда – 80-110 кг для различных модификаций;
  • Скорострельность – 1,5-2,5 выстр/мин (скорострельность режимная и максимальная);
  • Угол наведения – 0-60 градусов по вертикали и -15 +15 градусов по горизонтали;
  • Управление наведением - гидравлическое с питанием от отдельного двигателя;
  • Прицел - панорама орудийная (панорама Герца) + дополнительный прицел для прямой наводки;
  • Заряжание - ручное с помощью тележки для снаряда или с кузова грузовика (транспортная машина для боекомплекта);
  • Боекомплект шасси – 4-8 снарядов с пороховыми выстрелами и капсюльными трубками;
  • Боекомплект транспортной машины - 40 выстрелов.

Самоходное шасси:

  • Масса шасси - до 45 тонн;
  • Экипаж – 7 человек;
  • Класс брони - противопульная;
  • Мощность двигателя - 780-840 л.с. по модификации 2С7 и 2С7М (2С7М обновленный вариант, выпускавшийся с 1983-1986);
  • Трансмиссия - механическая, две коробки передач на 7 ступеней. Гидравлическое управление переключением;
  • Скорость по шоссе -50 км/ч (13.8 м/сек);
  • Запас хода по шоссе – 675 км;
  • Время перевода в боевое положение – 10-7 мин;
  • Преодолеваемый ров – 2500 мм;
  • Преодолеваемый брод - 1200 мм;
  • Преодолеваемый подъем/спуск – 25.

Данные ТТХ вполне подходят для стрельбы тактическими ядерными боеприпасами. Кодовое название ядерных зарядов на калибр 23 мм «Клещевина», «Саженец», «Перфоратор». Помимо ядерных снарядов возможна стрельба обычными осколочно-фугасными и кассетными зарядами. Также на данный калибр разработан химический боеприпас.

Общая компоновка

Корпус выполнен с минимальной высотой, что обеспечивает хорошую защищенность установки при опущенном стволе пушки в маршевом положении. Конструкция безрамная, а несущей является сваренная пустотелая конструкция из листа противопульной брони. Корпус разделен поперечными перегородками на четыре отсека. Кабина экипажа расположена в самой передней части, которая выполнена как передний свес над гусеницами. Следующие за кабиной отделения - моторно-трансмиссионные. Привод выполнен на передние звездочки через две коробки передач.

Орудие установлено в кормовой части. В транспортном положении ось ствола орудия параллельна продольной оси по центру шасси. Это обеспечивает хорошую устойчивость. Задняя и кормовая части уравновешенны. Это важно при преодолении рвов на 2500 мм.

Двигатель

Самый первый вариант САУ Пион комплектовался двигателем В-46 или В-46-1. Это дизельный танковый дизель на 12 цилиндров и 780 л.с. мощности. Двигатель был взят от танка Т-72. Перед установкой в нем были проведены компоновочные изменения для подгонки под моторный отсек шасси. Для сохранения мотор-ресурса и быстрого зимнего запуска мотор оснащен мощным предпусковым подогревателем.

В ходе модернизации САУ 2с7 Пион на САУ 2С7М дизель В-46 был заменен на более совершенный многотопливный двигатель В-84. Топливо - солярка, летние и зимние сорта, керосин, бензин, смесовое топливо. Общая мощность мотора возросла до 840 л.с.

Трансмиссия и ходовая

Трансмиссия - полностью механическая без гидротрансформаторов, а гидравлика используется только для управления. Конические редукторы и коробки передач позаимствованы от танка Т-72. МКПП 7 ступенчатая + 1 передача на задний ход. Привод выполнен на передние звездочки, что несколько необычно для гусеничного шасси на 45 т массы.

При разработке изначально ставилось условие массы до 50 тонн, поэтому основные узлы шасси были позаимствованы от танка Т-72. Это шесть пар сдвоенных обрезиненных стальных катков. Они имеют индивидуальную торсионную подвеску. Гидроамортизаторы снабжены системой блокировки. Она включается при опускании бульдозерного сошника и переводе установки в боевое положение.

Прицеливание

Наведение осуществляется классическим орудийным прицелом (панорама герца). Была выбрана хорошо себя зарекомендовавшая модель ПГ-1М. В модернизированной версии 1986 года к наводчику поступают данные от радиостанции Р-173. Для отображения данных используются цифровые индикаторы. Скорострельность удалось поднять в 2,5 раза. Для стрельбы прямой наводкой имеется прицел ОП-4М.

Вспомогательное оборудование, противооткатные устройства

Тактическое применение самоходных артиллерийских систем предусматривает стрельбу с защищенных закрытых позиций. На марше САУ защищена противопульной броней, но в боевом положении ей требуется защищенная позиция. Специально для этих условий гидравлика подъема ствола, прицеливания и установки противооткатных устройств имеет привод не от основного, а от вспомогательного двигателя. В качестве него был выбран надежный четырехцилиндровый дизель-генератор 9Р4-6У2. Генератор имеет мощность 18 кВт (24 л.с.). Через основной насос гидравлической системы обеспечивается привод всех систем САУ, необходимых для стрельбы.

Основное противооткатное устройство выполнено в виде бульдозерного отвала, смонтированного в задней части машины. Сошник опускается и поднимается гидравлической системой. Второй противооткатной элемент - опускаемая на грунт задняя звездочка. Каждая звездочка поднимается и опускается одним гидроцилиндром. После этого гусеницы меняют форму, и у шасси появляется мощный задний упор.

В комплект вспомогательного оборудования входит ручная тележка для перевозки снаряда. При заряжании с транспортной машины, она не требуется. С тележкой возможна подача снаряда с уровня грунта при любом наклоне ствола.

100-килограммовый снаряд с тележки или транспортной машины устанавливался на специальный манипулятор с правой стороны машины, после чего загружался в казенную часть ствола орудия. Система заряжания получилась сложной, но она позволяет проводить максимально быстрый перезаряд без изменения угла ствола.

Вспомогательное вооружение

Дополнительное вооружение предназначено для защиты машины на марше и в огневой позиции. От штурмовой авиации защита обеспечивается ПЗРК и зенитным пулеметом НСВТ калибром 12 мм. Экипажу выдаются автоматы и гранаты Ф1.

Связь, средства наблюдения

С 1975 года САУ Пион комплектовалась радиостанцией Р-123М. В модификации 1986 года радиостанция была заменена на более современную Р-173. Р123М - ламповая бортовая радиостанция для открытой FM связи на 20-51 мГц. Передатчик на лампе ГУ-50 обеспечивает 40 Вт максимальной мощности и связь на 25 км и больше. Устройство устарело и к 1986 году было заменено на самую современную бортовую радиостанцию Р-173.

Р-173 работает на 30-76 мГц с мощностью передатчика 45 Вт. Элементная база - радиационно-стойкие микросхемы военного назначения. Предусмотрена передача цифровых данных на 16 кбит/сек. Это обеспечивает совместимость с различными алгоритмами шифрования речи, передачи точного времени, координат целей и любых других данных, необходимых для тактической работы. Р-173 обеспечивает функционирование САУ в автоматизированной системе управления огнем. Радиостанция Р-173 находится сейчас на вооружении и устанавливается на все машины РВСН.

Работа в обычных дневных условиях ведется без применения электроники. В дневное время задействуется 8 призменных перископических приборов ТНПО-160, имеющих широкое применение на различной бронетанковой технике. В ночное время необходима часть из них заменяется на приборы ночного виденья ТВНЕ-4Б.

Снаряды

Большая дальность стрельбы делает рациональной систему раздельного заряжания. В этом случае не используется гильза. Сначала в ствол с помощью гидравлической системы загружается снаряд массой около 100 кг. Затем загружается пороховой заряд в полотняных мешках. Запал обеспечивается одноразовой капсюльной трубкой, которая выбрасывается после каждого выстрела при движении затвора на повторный заряд.

Основным типом является осколочно-фугасный заряд 3ВОФ34 массой 110 кг. Дальность стрельбы – 37 км. Он же есть в активно-реактивном варианте с увеличенной дальностью до 47 км, что является максимальным значением для данного орудия.

Несмотря на возрастающее значение авиации на поле современного боя, артиллерия не сдает свои позиции и сохраняет свою роль эффективного средства поражения любых целей — от пехоты до фортификационных сооружений. Одной из ее важнейших видов являются самоходные артиллерийские установки (САУ). Они часто применяются для огневой поддержки войск на поле боя, для артподготовки перед штурмом позиций противника, а также для минирования опасных участков обороны и уничтожения минных полей врага. Внедрение новейших технологий обеспечивает самоходным артиллерийским установкам высокую точность, скорострельность и мобильность. Значимость САУ в реалиях типичного регионального конфликта нашего времени значительно возросла.

Одной из наиболее ожидаемых новинок, которую широкая публика могла видеть одном из недавних парадов Победы в Москве, стала новейшая самоходная артиллерийская установка 2С35 «Коалиция-СВ». Эта машина имеет долгую и непростую историю создания.

История

В 1989 году на вооружение была принята самоходная гаубица 2С19 «Мста-С ». По своим основным характеристикам она ничем не уступала зарубежным аналогам. Но со временем все изменилось: дальность стрельбы зарубежных САУ увеличилась до 40 километров (некоторыми боеприпасами), и в ЦНИИ «Буревестник» (Нижний Новгород) начали разрабатывать новую артиллерийскую систему, получившую наименование «Мста-СМ». Параллельно с ними специалисты данного НИИ разрабатывали несколько многоствольных артиллерийских систем.

В начале 2003 года конструкторы уже имели достаточные наработки для создания двухствольной гаубичной самоходной системы. В 2004 году начались ее испытания, в результате которых от двухствольной компоновки решили отказаться. Установка сразу двух стволов на одной машине серьезно усложняла и удорожала конструкцию. Именно эти работы и дали начало новому проекту, позже получившему название «Коалиция».

Официально проект стартовал в 2006 году. В 2013 году были сделаны два первых опытных образца, а в следующем – первая партия САУ из десяти машин.

К 2020 году эта 152-мм самоходная гаубица должна заменить устаревшие САУ «Акация » и «Мста».

Конструкция

САУ «Коалиция-СВ» построена на базе основного российского танка Т-90. В будущем ее хотят перевести на базу универсальной боевой платформы «Армата », а также создать колесный вариант.

САУ выполнена по башенной схеме и устройство ее корпуса в целом повторяет компоновку корпуса Т-90 . Корпус состоит из трех отделений: силового, боевого и отсека управления. Отделение управления расположено в носовой части корпуса, в нем расположено место водителя-механика и приборы управления машиной. Рядом находятся места для командира орудия и наводчика.

Боевое отделение полностью необитаемо, оно размещено в средней части корпуса. Заряжание и формирование выстрела происходит полностью в автоматическом режиме, без участия экипажа. Заряжание раздельное. Экипаж полностью отделен от боевого отсека, что повышает его безопасность, а также ограждает от пороховых газов. Модуль управления компьютеризирован, все информация выводится на дисплеи. Места командира машины и наводчика оборудованы системами контроля исполнения операций. На своих местах командир и наводчик могут получать информацию об окружающей местности, производить нацеливание орудия, принимать целеуказания по специальному каналу связи и вычислять поправки для стрельбы. Все это они могут выполнять в любое время суток.

В кормовой части машины расположен силовой отсек с двигателем и трансмиссией. Нарезная гаубица калибра 152 мм расположено в поворачивающейся башне. На башне также расположена система постановки дымовых помех и датчики предупреждения об облучении лазером.

На дульном срезе орудия имеется дульный тормоз. Заряжается орудие автоматически, при этом снаряд может быть загружен в орудие при любых углах его наклона: опускать ствол на линию заряжания не требуется. Механизм заряжания – пневматический. Выстрел производится за счет микроволнового заряда.

Механизм заряжания существенно повысил темп стрельбы «Коалиции-СВ». Скорострельность установки в 1,5 раза выше, чем САУ «Мста» и «Акация». Боекомплект орудия составляет от 50 до 70 снарядов. САУ может использовать осколочно-фугасные снаряды, управляемые снаряды, полет которых можно корректировать, используя информацию от системы ГЛОНАСС, а также снаряды специального назначения: дымовые, осветительные, зажигательные.

САУ способна стрелять на дальность до 70 километров. «Коалиция-СВ» может работать в режиме «шквал огня», при котором производится большое количество выстрелов по одной цели, но по разным траекториям, благодаря чему снаряды попадают в цель почти одновременно. Машина может быть подготовлена к стрельбе в кратчайшие сроки и покинуть позицию через одну минуту после ее окончания.

Для «Коалиции-СВ» была создана специальная машина на базе КамАЗа, которая может перевозить и разгружать боекомплект. Для пополнения БК с этой машины требуется всего лишь 15 минут.

На крыше башни САУ расположена пулеметная установка, с пулеметом КОРД . Она управляется дистанционно, угол ее возвышения составляет 75 градусов. В установке присутствуют система наведения и лазерный дальномер.

Броня корпуса артиллерийской установки — стальная противопульная.

«Коалицию» планируют поставить на вооружение в бригады Сухопутных войск РФ .

Модификации машины

Сейчас САУ выполнена на базе танка Т-90, но некоторые эксперты считают, что универсальная платформа «Армата» подойдет для этих целей намного лучше. Тем не менее, существует еще несколько вариантов — например, в качестве базы самоходной установки может быть использован автомобиль повышенной проходимости КамАЗ-6560. Проходимость колесного варианта, скорее всего, будет ниже гусеничного, однако, он должен быть намного более мобилен и серьезно выигрывать в скорости.

Имеется информация об экспериментах с зарядом для этого орудия. Новый заряд, созданный на основе вещества с большой энергетической емкостью сможет существенно повысить дальность стрельбы. Но официального подтверждения этому пока не было.

Существует и еще один вариант этой установки. Он представляет собой две сочлененные машины: первая – это САУ, а вторая – транспортно-заряжающая машина, которую установка возит на прицепе. Благодаря такой схеме время заряжания артиллерийской установки уменьшается в несколько раз и значительно увеличивается проходимость комплекса.

Планируется также установка орудий САУ «Коалиция-СВ» на боевые корабли.

Технические характеристики

Полная информация о машине пока недоступна.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Называют боевые машины, которые являются не чем иным как смонтированным на самодвижущихся шасси артиллерийским орудием. В обиходе их иногда называют самоходками или артсамоходами. В этой статье мы с вами разберемся, что такое САУ, где они используются, как классифицируются и чем отличаются от других видов вооружения.

Резюме

Итак, что такое САУ? В широком смысле в качестве САУ можно рассматривать все боевые машины, которые вооружены пушками. Однако в узком смысле к САУ относятся только те машины, которые вооружаются пушками или гаубицами, но не являются танками или бронеавтомобилями.

Виды САУ разнообразны, равно как и сфера их применения. Они могут иметь колесное или гусеничное шасси, защищаться или не защищаться броней, иметь фиксированную или башенную монтировку основного орудия. Многие самоходные артиллерийские установки мира, оборудованные башенной установкой, внешне напоминают танки. Однако они существенно отличаются от танков по тактическому применению и балансу «броня-вооружение».

Самоходная артиллерийская установка (САУ) начала свою историю примерно тогда же, когда и первые пушечные бронеавтомобили, - в начале 20 века. Более того, с точки зрения современной военной науки, первые были скорее аналогом более поздних САУ, нежели танками. В середине и второй половине двадцатого века в ведущих государствах настал период бурного развития всяческих самоходных артиллерийских установок.

В начале двадцать первого века, благодаря внушительному скачку военной науки, САУ, по мнению многих экспертов, стали претендовать на первенство среди прочей бронетехники. Раньше, оно, безусловно, принадлежало танкам. Роль САУ в условиях современного военного сражения растет с каждым годом.

История развития

На поле боя Первой мировой войны использовали самоходные установки, построенные на базе грузовиков, тракторов или гусеничных шасси. Позже, с развитием танков, инженеры осознали, что для монтажа мощных артиллерийских систем лучше всего подходит танковая база. Орудия на небронированных шасси также не были забыты, ведь они славились большой мобильностью.

В России первую бронированную САУ предложил сын Д. И. Менделеева - В. Д. Менделеев. Во времена Первой мировой и Гражданской войны активно использовали 72-миллиметровые орудия Лендера, построенные на базе грузовика «Руссо-Балт». Кабины некоторых из них даже частично бронировались. В 20-е годы прошлого века разработкой САУ занимались СССР, Германия и США, однако большинство проектов представляло собой не более чем суррогатные установки.

Когда Советский Союз и Германия стали активно развивать свои танковые силы, появилась возможность массово устанавливать на танковые шасси артиллерийские установки. Так, в СССР на базе танков Т-35 и Т-28 был создан прототип САУ СУ-14. В Германии для переделки под САУ применяли устаревшие танки Pz Kpfw I.

Вторая мировая война потребовала использования всех ресурсов участников. Германия массированно производила САУ на основе старых и трофейных танков. На базе собственных машин они делали более простые и дешевые установки. В историю вошли такие немецкие образцы: StuG III, и StuG IV, Hummel и Wespe, самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» (так называли истребители танков Hetzer и Elefant) и некоторые другие. С конца 1944 года производство САУ в Германии превысило по объему производство танков.

Красная Армия начинала воевать без серийной самоходной артиллерии. Производство единственной самоходной гаубицы СУ-5 было остановлено еще в 1937 году. Но уже в июле 1941 года появилась САУ ЗиС-30 суррогатного типа. А в следующем году с конвейера сошли штурмовые орудия модели СУ-122. Позже в противовес немецкой тяжелой бронетехнике появились знаменитые СУ-100 и ИСУ-152.

Инженеры Англии и Америки сосредотачивали свои силы в основном на производстве самоходных гаубиц. Так появились модели: Sexton, Bishop, М12, и M7 Priest.

Из-за развития основных боевых танков, необходимость в использовании штурмовых орудий отпала. системы вместе с боевыми вертолетами вполне успешно могут заменить противотанковые САУ. А вот гаубицы и зенитные установки развиваются до сих пор.

По мере развития САУ сфера их применения росла, а классификация расширялась. Рассмотрим типы самоходных артиллерийских установок, фигурирующих в военной науке на сегодняшний день.

Как можно понять из названия, такие боевые машины специализируются на уничтожении бронетехники. Как правило, они получают в качестве вооружения длинноствольные полуавтоматические орудия калибром от 57 до 100 мм с унитарным способом заряжения, позволяющим достичь высокой скорострельности. Тяжелые истребители танков, предназначенные для борьбы с аналогичными машинными противника и тяжелыми танками, могут вооружаться длинноствольными орудиями с раздельным заряжением, калибр которых доходит до 155 мм. Установки такого класса малоэффективны против укреплений и пехоты. Скачок в развитии они получили во времена Второй мировой войны. Характерными представителями истребителей танков того времени являются советская САУ модели СУ-100 и немецкая «Ягдпантера». В настоящее время установки этого класса уступили свое место ракетным противотанковым системам и боевым вертолетам, которые гораздо эффективнее справляются с танками.

Штурмовые орудия

Представляют собой бронированные машины для огневой поддержки танков и пехоты. САУ такого типа вооружаются крупнокалиберными (105-203 мм) короткоствольными или длинноствольными орудиями, которые без проблем поражают укрепленные позиции пехоты. Кроме того, штурмовые орудия могли эффективно применяться против танков. Этот вид САУ, так же как и прошлый, активно развивался во время Второй мировой войны. Яркими примерами германских штурмовых самоходных орудий стали StuG III, StuG H42 и Brummbar. Среди советских машин отличились: Су-122 и Су-152. После войны развитие основных боевых танков привело к тому, что их стали вооружать крупнокалиберными орудиями, способными без проблем поражать укрепления противника и небронированные цели. Таким образом, необходимость в использовании штурмовых орудий исчезла.

Самоходные гаубицы

Представляют собой мобильные орудия для огня с закрытых позиций. По сути, это самоходный аналог буксируемой артиллерии. Такие САУ вооружались артиллерийскими системами калибром от 75 до 406 миллиметров. Они имели легкое противоосколочное бронирование, которое защищало разве что от контрбатарейного огня. С самого начала развития самоходной артиллерии развивались и самоходные гаубицы. Пушки крупного калибра вместе с высокой мобильностью и современными системами позиционирования делают этот вид вооружения одним из наиболее эффективных по сей день.

Особое распространение получили самоходные гаубицы калибром более 152 миллиметров. Они могут наносить удар по врагу ядерными боеприпасами, что дает возможность уничтожать крупные объекты и целые группы войск при малом количестве выстрелов. Во времена Второй мировой войны прославились немецкие машины Wespe и Hummel, американские гаубицы M7 (Priest) и M12, а также британские САУ Sexton и Bishop. СССР пробовала наладить выпуск таких машин (модель Су-5) еще в 40-х годах прошло века, однако эта попытка не увенчалась успехом. Сегодня на вооружении современной российской армии стоит одна из лучших самоходных гаубиц в мире - 2С19 «Мста-С» калибром 152 мм. В армиях стран НАТО на вооружении стоит ее альтернатива 155-миллиметровая САУ «Паладин».

Противотанковые

САУ данного класса представляют собой полуоткрытые или открытые машины, вооруженные противотанковым оружием. Обычно их строят на базе легкобронированных танковых шасси, которые уже устарели для своего прямого назначения. Такие машины отличались хорошим сочетанием цены и эффективности и выпускались в довольно больших объемах. Вместе с тем они все же проигрывали по боевым характеристикам машинам более узкой специализации. Неплохим примером противотанковой САУ Второй мировой войны являются немецкая машина Marder II и отечественная СУ-76М. Как правило, такие установки вооружали мелко- или среднекалиберными орудиями. Однако иногда встречались и более мощные версии, к примеру, немецкая Nashorn калибром 128 мм. В современной армии такие агрегаты не используют.

Зенитные установки

Это специализированные пушечно-пулеметные установки, задача которых состоит в поражении низколетящих и средневысотных самолетов, а также вертолетов противника. Обычно они вооружались мелкокалиберными автоматическими пушками (20-40 мм) и/или пулеметами крупного калибра (12,7-14,5 мм). Важным элементом была система наведения на быстролетящие цели. Иногда они дополнительно вооружались ракетами типа «земля-воздух». В городских боях и в случаях, когда нужно противостоять большой массе пехоты, зенитные установки показывали себя как нельзя хорошо. Во времена Второй мировой войны особо отличились немецкие зенитные установки Wirbelwind и Ostwind, а также советская ЗСУ-37. Современная российская армия имеет на вооружении две ЗСУ: 23-4 («Шилка») и «Тунгуска».

Суррогатные

Представляют собой импровизированные боевые машины, сконструированные на базе коммерческих или тракторов. Бронирование у суррогатных САУ, как правило, отсутствовало. Среди отечественных установок такого класса распространение получила 57-миллиметровая противотанковая самоходная боевая машина ЗиС-30, построенная на базе гусеничного артиллерийского тягача «Комсомолец». Наиболее широко суррогатные машины использовали нацистская Германия и фашистская Италия по причине недостатка другой бронетехники.

Типичная самоходная артиллерийская установка СССР с успехом совмещала в себе функции сразу нескольких классов. Явным тому примером стала модель ИСУ-152. Немцы придерживались стратегии создания узкоспециализированных САУ. Как следствие, некоторые немецкие установки были лучшими в своих классах.

Тактика использования

Разобравшись, что такое САУ и какими они бывают, давайте узнаем, как их используют на практике. Основной задачей самоходной артиллерийской установки на поле боя является поддержка других родов войск артиллерийским огнем с закрытых позиций. Благодаря тому, что САУ обладают высокой мобильностью, они могут сопровождать танки во время прорывов через линию обороны противника, значительно повышая боевые возможности танковых и мотопехотных войск.

Высокая мобильность также дает самоходной артиллерии возможность самостоятельно атаковать противника. Чтобы это осуществить, заранее рассчитываются все параметры стрельбы. Затем САУ выходят на огневую позицию и без пристрелки ведут массированную атаку по врагу. После этого они быстро покидают огневой рубеж, и к тому времени, когда противник рассчитает место для ответного удара, позиции уже будут пусты.

Если вражеские танки и мотопехота прорывают линию обороны, самоходная артиллерия может выступить в качестве успешного противотанкового средства. Для этого некоторые модели САУ получают в свой боекомплект специальные снаряды.

В последние годы самоходная артиллерия стала применяться для уничтожения снайперов, которые укрываются в неудобных для атаки другими огневыми средствами местах.

Одиночные самоходные артиллерийские установки, вооруженные ядерными снарядами, могут уничтожать крупные объекты, укрепленные населенные пункты, а также места скопления вражеских войск. При этом ядерные снаряды САУ практически невозможно перехватить. Вместе с тем радиус возможных поражаемых целей у артиллерийских боеприпасов меньше, чем у авиации или тактических ракет, равно как и мощность взрыва.

Компоновка

Наиболее распространенные на сегодняшний день самоходные машины обычно строятся на базе танкового шасси или легкобронированных гусеничных машин. В обоих случаях компоновка узлов и агрегатов схожа. В отличие от танков, башенная установка САУ располагается в задней части броневого корпуса, а не в средней. Так процесс подачи боеприпасов с земли значительно облегчается. Моторно-трансмиссионная группа, соответственно, находится в передней и средней части корпуса. Из-за того, что трансмиссия расположена в носовой части, целесообразно, чтобы передние колеса были ведущими. Однако в современных САУ наблюдается тенденция к использованию заднего привода.

Отделение управления, оно же - рабочее место механика-водителя, располагается возле коробки передач по центру машины или ближе к ее левому борту. Мотор размещается между местом механика-водителя и боевым отделением. Боевое отделение включает в себя боезапас и устройства для наводки орудия.

Кроме описанного варианта размещения узлов и агрегатов, ЗСУ может компоноваться по танковому образцу. Иногда они и вовсе представляют собой танк, штатная башня которого заменена на специальную башню со скорострельным орудием и оборудованием для наведения. Вот мы с вами и узнали, что такое САУ.

Вот сегодня прошла такая новость:

Артиллерийские подразделения Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение партию 203-мм самоходных артиллерийских установок «Пион».

Об этом сообщил Интерфаксу-АВН в четверг начальник пресс-службы округа полковник Александр Гордеев. »На сегодняшний день САУ «Пион» считается самой мощной самоходной артиллерийской установкой в мире. Основное ее вооружение составляет 203-мм пушка, имеющая массу более 14 тонн. Она расположена в кормовой части установки. Пушка оснащена полуавтоматической гидравлической системой заряжания, что позволяет осуществлять этот процесс при любых углах возвышения ствола», — сказал А.Гордеев.

Он отметил, что при разработке ходовой части установки использовались узлы и агрегаты танка Т-80. «Самоходка имеет индивидуальную торсионную подвеску», — уточнил офицер.

Узнаем больше об этом оружии:

29 августа 1949 года была испытана первая советская атомная бомба: ядерным оружием стали обладать обе противоборствующие группировки. С наращиванием обеими сторонами конфликта стратегических ядерных вооружений стало очевидно, что тотальная ядерная война маловероятна и бессмысленна. Актуальной стала теория «ограниченной ядерной войны» с ограниченным применением тактического ядерного оружия. В начале 1950-х годов перед руководителями противоборствующих сторон возникла проблема доставки этого вооружения. Основными средствами доставки являлись стратегические бомбардировщики B-29, с одной стороны, и Ту-4, с другой; они не могли эффективно наносить удары по передовым позициям войск противника. В качестве наиболее подходящих средств рассматривались корпусные и дивизионные артиллерийские системы, тактические ракетные комплексы и безоткатные орудия.

Первыми советскими артиллерийскими системами, вооружёнными ядерными боеприпасами, стали самоходный миномёт 2Б1 и самоходная пушка 2А3, однако эти системы были громоздкими и не могли обеспечить требования по высокой мобильности. С началом бурного развития ракетной техники в СССР работы над большинством образцов классической артиллерии по указанию Н. С. Хрущёва были прекращены.

Фото 3.

После снятия Хрущёва с поста первого секретаря ЦК КПСС работы по артиллерийской тематике были возобновлены. К весне 1967 года был выполнен аванпроект новой сверхмощной самоходной артиллерийской установки (САУ) на базе танка «Объект 434» и деревянный макет в натуральную величину. Проект представлял собой САУ закрытого типа с рубочной установкой орудия конструкции ОКБ-2. Макет получил негативные отзывы от представителей министерства обороны, однако предложение о создании САУ особой мощности заинтересовало Министерство обороны СССР, и 16 декабря 1967 года приказом № 801 Министерства оборонной промышленности была начата научно-исследовательская работа по определению облика и базовых характеристик новой САУ. Основным требованием, выдвинутым к новой САУ, была максимальная дальность стрельбы - не менее 25 км. Выбор оптимального калибра орудия по указанию ГРАУ выполняла Артиллерийская академия имени М. И. Калинина. В ходе работ были рассмотрены различные имевшиеся на вооружении и разработанные артиллерийские системы. Основными были 210-мм пушка С-72, 180-мм пушка С-23 и 180-мм береговая пушка МУ-1. По заключению Ленинградской артиллерийской академии, наиболее подходящим было признано баллистическое решение 210-мм пушки С-72. Однако, несмотря на это, завод «Баррикады» для обеспечения преемственности технологий изготовления уже разработанных орудий Б-4 и Б-4М предложил уменьшить калибр с 210 до 203 мм. Такое предложение получило одобрение в ГРАУ.

Одновременно с выбором калибра велись работы и по выбору шасси и компоновочной схемы для будущей САУ. Одним из вариантов было шасси многоцелевого тягача МТ-Т, выполненного на базе танка Т-64А. Такой вариант получил обозначение «Объект 429А». Прорабатывался также вариант на базе тяжёлого танка Т-10, получивший обозначение «216.сп1». По результатам работы выяснилось, что оптимальной будет открытая установка орудия, при этом для размещения нового орудия не подходит ни один из существующих типов шасси, вследствие высокой силы сопротивления откату в 135 тс при стрельбе. Поэтому было принято решение разрабатывать новую ходовую часть с максимально возможной унификацией по узлам с имевшимися на вооружении СССР танками. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Пион» (индекс ГРАУ - 2С7). «Пион» должен был поступить на вооружение дивизионов артиллерии резерва Верховного Главнокомандования для замены 203-мм буксируемых гаубиц Б-4 и Б-4М.

Фото 4.

Официально работы по новой САУ особой мощности были утверждены 8 июля 1970 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 427-161. Головным разработчиком 2С7 был назначен Кировский завод, пушка 2А44 проектировалась в ОКБ-3 волгоградского завода «Баррикады». 1 марта 1971 года были выданы, а к 1973 году утверждены тактико-технические требования на новую САУ. Согласно заданию, самоходная пушка 2С7 должна была обеспечивать безрикошетную дальность стрельбы от 8,5 до 35 км осколочно-фугасным снарядом массой 110 кг, при этом должна была обеспечиваться возможность стрельбы ядерным выстрелом 3ВБ2, предназначенным для 203-мм гаубицы Б-4М. Скорость движения по шоссе должна была быть не менее 50 км/ч.

Новое шасси с кормовой установкой орудия получило обозначение «216.сп2». В период с 1973 по 1974 год два опытных образца САУ 2С7 были изготовлены и направлены на испытния. Первый образец проходил ходовые испытания на полигоне Струги Красные. Второй образец проходил испытания стрельбой, однако выполнить требования по дальности стрельбы не смог. Проблема была решена подбором оптимального состава порохового заряда и типа выстрела. В 1975 году система «Пион» была принята на вооружение Советской армии. В 1977 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической физики для САУ 2С7 были разработаны и поступили на вооружение ядерные боеприпасы.

Фото 5.

Серийное производство САУ 2С7 было начато в 1975 году на Ленинградском заводе имени Кирова. Пушку 2А44 производил волгоградский завод «Баррикады». Производство 2С7 продолжалось до развала Советского Союза. В 1990 году в Советские войска была передана последняя партия из 66 машин 2С7М. На 1990 год стоимость одной самоходной артиллерийской установки 2С7 составляла 521 527 рублей. За 16 лет производства было выпущено более 500 единиц 2С7 различных модификаций.

В 1980-е годы назрела необходимость модернизации САУ 2С7. Поэтому была начата опытно-конструкторская работа под шифром «Малка» (индекс ГРАУ - 2С7М). Прежде всего ставился вопрос о замене силовой установки, так как двигатель В-46-1 не обладал достаточной мощностью и надёжностью работы. Для «Малки» был создан двигатель В-84Б, отличавшийся от используемого в танке Т-72 особенностями компоновки двигателя в моторно-трансмиссионном отделении. С новым двигателем САУ могла заправляться не только дизельным топливом, но также керосином и бензином.

Фото 6.

Ходовая часть машины тоже была подвергнута модернизации. В феврале 1985 года САУ с новой силовой установкой и модернизированной ходовой частью прошла испытания. По результатам модернизации ресурс мотопробега САУ был увеличен до 8000-10 000 км. Для приёма и отображения информации с машины старшего офицера батареи места наводчика и командира были оборудованы цифровыми индикаторами с автоматическим приёмом данных, что позволило сократить время перевода машины из походного в боевое положение и обратно. Благодаря изменённой конструкции укладок возимый боекомплект был увеличен до 8 выстрелов. Новый механизм заряжания позволил осуществлять заряжание орудия при любых углах вертикальной прокачки. Таким образом скорострельность была увеличена в 1,6 раза (до 2,5 выстрелов в минуту), а режим огня - в 1,25 раза. Для слежения за важными подсистемами в машине была установлена аппаратура регламентного контроля, осуществлявшая непрерывный мониторинг узлов вооружения, двигателя, гидросистемы и энергоагрегатов. Серийное производство САУ 2С7М началось в 1986 году. Кроме того, экипаж машины был уменьшен до 6 человек.

В конце 1970-х годов на базе пушки 2А44 был разработан проект корабельной артиллерийской установки под шифром «Пион-М». Теоретическая масса артиллерийской установки без боекомплекта составила 65-70 тонн. Боекомплект должен был составлять 75 выстрелов, а скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Артиллерийскую установку «Пион-М» предполагалось устанавливать на корабли проекта 956 типа «Современный». Однако, из-за принципиального несогласия руководства ВМФ с использованием крупного калибра, дальше проекта работы по артиллерийской установке «Пион-М» не продвинулись.

Фото 7.

Броневой корпус

Самоходная пушка 2С7 «Пион» сделана по безбашенной схеме с открытой установкой орудия в кормовой части САУ. В состав экипажа входят 7 (в модернизированном варианте 6) человек. На марше все члены экипажа размещены в корпусе САУ. Корпус разделён на четыре отделения. В передней части находится отделение управления с местом командира, механика-водителя и место для одного из членов расчёта. За отделением управления находится моторно-трансмиссионный отсек с двигателем. За моторно-трансмиссионным отсеком находится отделение расчёта, в котором расположены укладки со снарядами, место наводчика по походному и места для 3 (в модернизированном варианте 2) членов расчёта. В кормовом отделении находится откидная плита-сошник и орудие САУ. Корпус 2С7 выполнен из двухслойной противопульной брони с толщиной наружных листов 13 мм, а внутренних - 8 мм. Расчёт, находясь внутри САУ защищён от последствий применения оружия массового поражения. Корпус ослабляет действие проникающей радиации в три раза. Заряжание главного орудия при работе САУ осуществляется с грунта или с грузовика с помощью специального подъёмного механизма, установленного на платформе, с правой стороны относительно основного орудия. Заряжающий при этом находится слева от орудия, управляя процессом с помощью пульта управления.

Фото 8.

Вооружение

Основным вооружением является 203-мм пушка 2А44, обладающая максимальной скорострельностью 1,5 выстрела в минуту (на модернизированном варианте до 2,5 выстрелов в минуту). Ствол орудия представляет собой свободную трубу соединённую с казёнником. В казённике расположен поршневой затвор. Ствол орудия и противооткатные устройства размещаются в люльке качающейся части. Качающаяся часть закреплена на верхнем станке, который установлен на оси и закреплён намётками. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката, и двух пневматических накатников, расположенных симметрично относительно канала ствола. Такая схема противооткатных устройств позволяет надёжно удерживать откатные части орудия в крайнем положении до производства выстрела при любых углах вертикального наведения орудия. Длина отката при выстреле достигает 1400 мм. Подъёмный и поворотный механизмы секторного типа, обеспечивают наведение орудия в диапазоне углов от 0 до +60 град. по вертикали и от -15 до +15 град. по горизонту. Наведение может осуществляться как гидравлическими приводами, питающимися от насосной станции САУ 2С7, так и с помощью ручных приводов. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия. Для облегчения работы членов расчёта САУ оборудована механизмом заряжания, обеспечивающим подачу выстрелов на линию заряжания и досылку их в камору орудия.

Откидная опорная плита, размещённая в корме корпуса, передаёт усилия выстрела на грунт, обеспечивая большую устойчивость САУ. На заряде № 3 «Пион» мог вести стрельбу прямой наводкой без установки сошника. Возимый боекомплект самоходной пушки «Пион» составляет 4 выстрела (для модернизированного варианта 8), в приданой к САУ транспортной машине перевозится основной боекомплект из 40 выстрелов. В основной боекомплект входят осколочно-фугасные снаряды 3ОФ43, кроме того могут использоваться кассетные снаряды 3-О-14, бетонобойные и ядерные боеприпасы. Дополнительно САУ 2С7 оснащается 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ и переносными зенитными ракетными комплексами 9К32 «Стрела-2».

Фото 9.

Для наведения орудия место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом ПГ-1М для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП4М-99А для ведения огня по наблюдаемым целям. Для наблюдения за местностью отделение управления оборудовано семью призменными перископическими приборами наблюдения ТНПО-160, ещё два прибора ТНПО-160 установлены в крышках люков отделения расчёта. Для работы в ночных условиях часть приборов ТНПО-160 может быть заменена приборами ночного видения ТВНЕ-4Б.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи 1В116.

Фото 10.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки в 2С7 использовался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-46-1 жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 780 л.с. Дизельный двигатель В-46-1 был создан на базе двигателя В-46, устанавливаемого на танки Т-72. Отличительными особенностями В-46-1 являлись небольшие компоновочные изменения связанные с его адаптацией под установку в моторно-трансмиссионное отделение САУ 2С7. Из основных отличий было изменённое местоположение вала отбора мощности. Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в моторно-трансмиссионном отделении установлена система подогрева, разработанная на базе аналогичной системы тяжёлого танка Т-10М. В ходе модернизации на САУ 2С7М силовая установка была заменена на многотопливный дизельный двигатель В-84Б мощностью 840 л.с. Трансмиссия механическая, с гидравлическим управлением и планетарным механизмом поворота. Имеет семь передних и одну заднюю передачи. Крутящий момент двигателя передаётся через конический редуктор с передаточным числом 0,682 на две бортовые коробки передач.

Фото 11.

Ходовая часть 2С7 выполнена на базе основного танка Т-80 и состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных и шести пар одинарных поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней - ведущие. В боевом положении направляющие колёса опускаются на грунт для придания САУ большей устойчивости к нагрузкам при стрельбе. Опускание и поднятие осуществляется с помощью двух гидроцилиндров, закреплённых по осям колёс. Подвеска 2С7 - индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами.

Фото 12.

Специальное оборудование

Подготовка позиции для стрельбы осуществлялась с помощью сошника в кормовой части САУ. Подъём и опускание сошника осуществлялись с помощью двух гидравлических домкратов. Дополнительно самоходная пушка 2С7 была оборудована дизельным генератором 9Р4-6У2 мощностью 24 л.с. Дизельный генератор был предназначен для обеспечения работы основного насоса гидравлической системы САУ во время стоянки, когда двигатель машины был выключен.

Машины на базе

В 1969 году в тульском НИЭМИ по постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 27 мая 1969 года были начаты работы по созданию новой зенитно-ракетной системы С-300В фронтового звена. Исследования проведённые в НИЭМИ совместно с ленинградским ВНИИ-100 показали, что подходящее по грузоподъёмности, внутренним габаритам и проходимости шасси, отсутствовало. Поэтому КБ-3 Ленинградского завода имени Кирова было выдано задание на разработку нового унифицированного гусеничного шасси. К разработке предъявлялись следующие требования: полная масса - не более 48 тонн, грузоподъёмность - 20 тонн, обеспечение работы оборудования и экипажа в условиях применения оружия массового поражения, высокая маневренность и проходимость. Шасси проектировалось практически одновременно с самоходной установкой 2С7 и было с ней максимально унифицировано. К основным отличиям относится заднее расположение моторно-трансмиссионого отделения и ведущих колёс гусеничного движителя. В результате проведённых работ были созданы следующие модификации универсального шасси.

-«Объект 830» - для самоходной пусковой установки 9А83;
-«Объект 831» - для самоходной пусковой установки 9А82;
-«Объект 832» - для радиолокационной станции 9С15;
-«Объект 833» - в базовом исполнении: для многоканальной станции наведения ракет 9С32; в исполнении «833-01» - для радиолокационной станции 9С19;
-«Объект 834» - для командного пункта 9С457;
-«Объект 835» - для пуско-заряжающих установок 9А84 и 9А85.
Изготовление опытных образцов универсальных шасси производил Ленинградский завод имени Кирова. Серийное производство было передано на Липецкий тракторный завод.
В 1997 году по заказу Инженерных войск РФ была разработана быстроходная траншейная машина БТМ-4М «Тундра» для проделывания траншей и рытья в мёрзлом грунте.
После развала Советского Союза в России резко сократилось финансирование вооружённых сил, а военная техника практически перестала закупаться. В этих условиях на Кировском заводе была проведена программа конверсии военной техники, в рамках которой на базе САУ 2С7 были разработаны и начали производиться машины гражданского машиностроения. В 1994 году был разработан высокомобильный кран СГК-80, а через четыре года появился его модернизированный вариант - СГК-80Р. Краны обладали массой 65 тонн и обладали грузоподъёмностью до 80 тонн. По заказу Департамента безопасности движения и экологии МПС России в 2004 году были разработаны самоходные гусеничные машины СМ-100, предназначенные для ликвидации последствий сходов подвижного состава с рельсов, а также для проведения аварийно-спасательных работ после катастроф природного и техногенного характера.

Фото 13.

Боевое применение

За время эксплуатации в Советской армии самоходные пушки «Пион» ни разу не применялись ни в одном вооружённом конфликте, однако интенсивно использовались в артиллерийских бригадах большой мощности ГСВГ. После подписания Договора об обычных вооружённых силах в Европе все самоходные пушки «Пион» и «Малка» были выведены из состава Вооружённых сил Российской Федерации и передислоцированы в Восточный военный округ. Единственным эпизодом боевого применения САУ 2С7 являлась война в Южной Осетии, где грузинской стороной конфликта использовалась батарея из шести САУ 2С7. При отступлении грузинские войска спрятали все шесть САУ 2С7 в районе Гори. Одна из 5 обнаруженных российскими войсками САУ 2С7 была захвачена в качестве трофея, остальные - уничтожены.
В ноябре 2014 года Украина в связи с вооружённым конфликтом начала расконсервацию и приведение в боевое состояние имеющихся у неё установок 2С7.

В 1970-е годы Советским Союзом была предпринята попытка переоснащения Советской армии новыми образцами артиллерийского вооружения. Первым образцом стала самоходная гаубица 2С3, представленная общественности в 1973 году, за ней последовали: 2С1 в 1974 году, 2С4 в 1975 году, и в 1979 году были представлены 2С5 и 2С7. Благодаря новой технике Советский Союз существенно повысил живучесть и маневренность своих артиллерийских войск. К моменту начала серийного производства САУ 2С7, на вооружении США уже находилась 203-мм корпусная самоходная пушка M110. В 1975 году 2С7 существенно превосходила M110 по основным параметрам: дальности стрельбы ОФС (37,4 км против 16,8 км), возимому боекомплекту (4 выстрела против 2), удельной мощности (17,25 л.с./т против 15,4), однако при этом САУ 2С7 обслуживало 7 человек против 5 на M110. В 1977 и 1978 годах на вооружение армии США поступили усовершенствованные самоходные пушки M110A1 и M110A2, отличавшиеся увеличенной до 30 км максимальной дальностью стрельбы, однако и они не смогли по этому параметру превзойти САУ 2С7. Выгодным отличием «Пиона» от САУ M110 является полностью бронированное шасси, в то время как у M110 бронировано только моторно-трансмиссионное отделение.

В КНДР в 1978 году на базе танка Тип 59 была создана 170-мм САУ «Коксан». Орудие позволяло вести огонь на дистанции до 60 км, однако обладало рядом существенных недостатков: низкая живучесть ствола, малая скорострельность, низкая подвижность шасси и отсутствие возимого боекомплекта. В 1985 году был разработан усовершенствованный вариант, это орудие по внешнему виду и компоновке напоминало самоходную пушку 2С7.

Попытки создания систем, аналогичных M110 и 2С7, предпринимались в Ираке. В середине 1980-х годов была начата разработка 210-мм самоходной пушки AL FAO. Пушка создавалась как ответ на иранские M107, причём орудие должно было существенно превосходить эту САУ по всем параметрам. В результате был изготовлен, а в мае 1989 года продемонстрирован опытный образец САУ AL FAO. Самоходная артиллерийская установка представляла собой шасси самоходной гаубицы G6, на котором было установлено 210-мм орудие. Самоходная установка была способна развивать скорость на марше до 80 км/ч. Длина ствола составляла 53 калибра. Стрельба могла вестись как обычными 109,4-кг осколочно-фугасными снарядами с донной выемкой и максимальной дальностью стрельбы в 45 км, так и снарядами с донным газогенератором с максимальной дальностью стрельбы до 57,3 км. Однако последовавшие в начале 1990-х годов экономические санкции против Ирака помешали дальнейшей разработке орудия, и проект не вышел за стадию опытных образцов.

В середине 1990-х китайская компания NORINCO на базе M110 разработала опытный образец 203-мм самоходной пушки с новой артиллерийской частью. Причиной разработки была неудовлетворительная дальность стрельбы САУ M110. Новая артиллерийская часть позволила увеличить максимальную дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами до 40 км, а активно-реактивными до 50 км. Кроме того, САУ могла вести огонь управляемыми, ядерными снарядами, а также кассетными снарядами-постановщиками противотанковых мин. Далее изготовления опытного образца разработки не продвинулись.

В результате завершения ОКР «Пион» на вооружение Советской армии поступила САУ, воплотившая в себе самые передовые идеи конструирования самоходных орудий большой мощности. Для своего класса САУ 2С7 обладала высокими эксплуатационными характеристиками (манёвренностью и относительно небольшим временем перевода САУ в боевое положение и обратно). Благодаря калибру 203,2 мм и максимальной дальности стрельбы осколочно-фугасными снарядами, самоходная пушка «Пион» имела высокую боевую эффективность: так, за 10 минут огневого налёта, САУ способна «доставить» к цели около 500 кг взрывчатого вещества. Проведённая в 1986 году модернизация до уровня 2С7М позволила этой САУ соответствовать требованиям предъявляемым к перспективным артиллерийским системам вооружения на период до 2010 года. Единственным недостатком, отмечаемым западными специалистами, была открытая установка орудия, не позволяющая защищать экипаж при работе на позиции от осколков снарядов или огня противника. Дальнейшее совершенствование системы предлагалось проводить путём создания управляемых снарядов типа «Смельчак», дальность стрельбы которыми могла бы составить до 120 км, а также улучшения условий работы экипажа САУ. Фактически же после вывода из состава Вооружённых сил Российской Федерации и передислоцирования в Восточный военный округ большинство САУ 2С7 и 2С7М было отправлено на хранение, а в эксплуатации осталась лишь малая их часть.

Фото 14.

А вот посмотрите какой интересный образец оружия:

Фото 16.

Экспериментальная самоходная артиллерийская установка. Разработка САУ велась ЦКБ завода «Уралтрансмаш», главный конструктор — Николай Тупицын. Первый прототип САУ построен в 1976 г. Всего построено два экземпляра САУ — с орудием от САУ «Акация» 152-мм калибра и с орудием САУ «Гиацинт». САУ «объект 327″ разрабатывалась в качестве конкурента САУ «Мста-С «, но оказавшись весьма революционной осталась экспериментальной САУ. САУ отличалась высокой степенью автоматизации — перезаряжание орудия осуществлялось штатно автоматом заряжания при внешнем расположении орудия с размещением боеукладки внутри корпуса САУ. В ходе испытаний с орудиями двух типов САУ показала высокую эффективность, но предпочтение было отдано более «технологичному» образцы — 2С19 «Мста-С». Испытания и проектирование САУ прекращены в 1987 г.

Наименование объекта «шайба» являлось неофициальным. Второй экземпляр САУ с орудием 2А37 от САУ «Гиацинт» с 1988 г. простоял на полигоне сохранился в музее ПО «Уралтрансмаш».

Так же существует такая версия , что представленный на фото опытный образец САУ — единственный макетный образе, который так же отрабатывался по темам «объект 316″ (прототип САУ «Мста-С «), «объект 326″ и «объект 327″. На вращающуюся башню-платформу в ходе испытаний устанавливались орудия с различной баллистикой. Представленный образец с пушкой от САУ «Гиацинт» проходил испытания в 1987 г.

Фото 17.

Фото 18.

источники

http://wartools.ru/sau-russia/sau-pion-2s7

http://militaryrussia.ru/blog/index-411.html

http://gods-of-war.pp.ua/?p=333

Вот посмотрите на САУ, а вот недавно . Посмотрите еще на и как выглядела раньше Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Зенитная самоходная установка создана на базе САУ СУ-76М и принята на вооружение в 1944 г. Она имела отрытую башню с круговым вращением, оснащалась дальномером и радиостанцией. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,9 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 10,5 — 12,2 т; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя – два 6 цилиндровых, карбюраторных «ГАЗ-202»; мощность двигателя – 140 л.с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 37-мм пушка 61-К обр.1939 г; боезапас – 320 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Зенитная самоходная установка была создана в 1941 г. на базе трактора «СТЗ-3», обшитого бронелистами с установленным пушечным и пулеметным вооружением. Пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. Всего было выпущено около 100 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 т; масса – 7 т; бронирование – 5-25 мм; тип двигателя — четырехцилиндровый, керосиновый; мощность двигателя – 52 л.с; скорость передвижения по шоссе – 20 км; запас хода – 120 км; основное вооружение — 45-мм танковая пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДП; экипаж – 2 — 4 человека.

САУ открытого типа была создана путем установки противотанковой пушки «ЗИС-2» на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец» и принята на вооружение в конце 1941г. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. Всего было выпущено 101 машину. ТТХ САУ: длина – 3,5 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,2 м; масса – 4 т; бронирование – 7-10 мм; тип двигателя — 6 цилиндровый карбюраторный; мощность – 50 л.с; удельная мощность – 12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение – 57-мм пушка ЗиС-2; дополнительное – 7,62-мм пулемет ДТ; экипаж – 4 — 5 человек.

Опытная установка разработана в 1941 г. на шасси танка КВ-1 с двумя вариантами артиллерийского вооружения. Самоходная установка разрабатывалась как артиллерийская машина сопровождения танков с большой скорострельностью основного оружия. Она относилась к типу полностью за крытых самоходных установок и представляла собой модификацию танка КВ-1, отличаясь от него в основном отсутствием вращающейся башни, установленным вооружением, боекомплектом, броневой защитой, численностью экипажа и меньшей высотой машины. Первый вариант имел сразу три пушки: одну 76,2-мм Ф-34 и двух 45-мм орудий 20-К. Второй вариант установки был оснащен двумя одинаковыми пушками ЗиС-5. Всего было выпущено по одному экземпляру. ТТХ САУ: длина – 6,7 м; ширина – 3,2 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 47,5 т; ширина гусениц – 700 мм; бронирование – 30-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность – 600 л.с; удельная мощность – 13 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 34 км/ч; запас хода – 225 км; экипаж – 6 человек. Вооружение первого варианта: основное вооружение – одна 76-мм пушка Ф-34, две 45-мм пушки 20-К; боезапас – 93 выстрела для 76-мм пушки и 200 выстрелов для 45-мм пушек; скорострельность строенных пушек – 12 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – два основных и один запасной 7,62-мм пулемет ДТ; боекомплект – 3 591 патрон. Вооружение второго варианта: 2 пушки 76,2-мм ЗИС-5; скорострельность – 15 выстрелов залпом; боекомплект – 150 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – три 7,62-мм пулемета ДТ; боекомплект – 2 646 патрон; 30 гранат Ф-1.

САУ выпускались в 1933-1935 гг. путем монтажа на тумбовой установке 76,2-мм пушки образца 1927 г. на шасси грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4 «Морланд» (СУ-12) и ГАЗ-ААА (СУ-12-1). Из выпущенных 99 машин к началу войны на вооружении находилось 3 установки. ТТХ САУ: длина — 5,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,3 м; масса – 3,7 т; толщина щита – 4 мм; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 50 л.с; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 370 км; скорострельность – 10 — 12 выстрелов в минуту; боекомплект – 36 выстрелов; экипаж – 4 человека.

САУ выпускалась в 1935-1937 гг. на базе шасси трехосного грузовика ЯГ-10 (6х4) и 76-мм зенитной пушки 3-К образца 1931 г. Для устойчивости по бортам платформы были смонтированы четыре сошника «домкратного типа». Кузов был защищен бронированными бортами изогнутой формы, которые в боевом положении откидывались наружу. Всего было выпущено 61 установку. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 420 мм; масса – 10,6 т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 275 км; тип двигателя – карбюраторный «Hercules-YXC», мощность – 94 л.с; боекомплект – 48 выстрелов; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14,3 км; бронепробиваемость – 85 мм; экипаж – 5 человек.

Установка являлась максимально облегченной и упрощенной версией САУ СУ-76. Она была разработана в 1944 г. Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 3 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,6 м; клиренс – 290 мм; масса – 4,2 т; бронирование – 6-10 мм; тип двигателя -рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 11,9 л.с/т; скорость движения по шоссе – 41 км/ч; запас хода – 220 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 30 выстрелов; экипаж – 3 человека.

Установка выпускалась в 1943-1945 гг. в двух вариантах: СУ-76 (с двигателями ГАЗ-202) и СУ-76М (с двигателями ГАЗ-203). Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 14 292 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,2 м; клиренс – 300 мм; масса – 11,2 т; бронирование – 7 — 35 мм; тип двигателя – два спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 140/170 л.с; удельная мощность – 12,5 л.с/т; скорость движения по шоссе – 44 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 60 выстрелов; дальность стрельбы – 13 км; экипаж – 4 человека.

Штурмовое орудие было построено в 1943 г. на базе трофейных немецких танков «Pz Kpfw III» и САУ «StuG III». Всего было выпущено 201 машину, из них 20 командирских машин, оснащенных башенкой с входным люком и радиостанцией повышенной мощности. ТТХ САУ: длина – 6,3 м; ширина – 2,9 м; высота – 2,4 т; клиренс – 350 мм; масса – 22,5 т; бронирование – 10-60 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 265 л.с; удельная мощность – 11,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение – 76,2-мм пушка «С-1»; скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту; боезапас – 98 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков выпускался на шасси Т-34 и рубки САУ СУ-122. Принят на вооружение в 1943 г. Известна модификация установки СУ-85М, по сути являвшаяся СУ-100 с 85-мм пушкой (выпущено 315 шт.). Установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Всего было построено 2 652 машины. ТТХ САУ: длина – 8,2 м; ширина – 3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,2 т; бронирование – 20-60 мм; тип двигателя – дизель; мощность – 500 л.с; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 400 км; вооружение – 85-мм пушка – Д-5Т; боезапас – 48 выстрелов; скорострельность – 6-7 выстрелов в минуту; бронепробиваемость на дистанции 500 м – 140 мм; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков создан на базе танка «Т-34-85» и принят на вооружение в 1944 г. САУ относилась к типу закрытых самоходных установок. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше рубки. Всего в период войны было выпущено 2320 машин. ТТХ САУ: длина – 9,5 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 31,6 т; бронирование – 20-110 мм; тип двигателя — V-образный 12 цилиндровый дизель «В-2-34»; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность — 16,4 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 310 км; вооружение – 100-мм пушка «Д-10С»; дальность стрельбы прямой наводкой – 4,6 км, максимальная – 15,4 км; боезапас – 33 выстрела; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 135 мм; экипаж – 4 человека.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1943 гг. как максимально упрощенная конструкция танка Т-34. Орудие было установлено на тумбе, прикрепленное к днищу машины. Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Захваченные Вермахтом установки служили под обозначением «StuG SU-122(r)». Всего выпущено 638 машин. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,6 т; бронирование — 15-45 мм; тип двигателя – дизель «В-2-34», мощность двигателя – 500 л.с; удельная мощность – 16,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 600 км; вооружение – 122-мм гаубица М-30С; боезапас – 40 выстрелов; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 160 мм; скорострельность – 203 выстрела в минуту; экипаж – 5 человек.

Самоходная гаубица выпускалась в 1939 г. на шасси танка Т-26 путем демонтажа башни и открытой установки на ее место 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. К началу войны на вооружении находилось 28 машин. ТТХ САУ: длина – 4,8 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; клиренс – 380 мм; масса – 10,5 т; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 90 л.с; бронирование – 6 — 15 мм; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 170 км; боекомплект – 8 выстрелов; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка ИС и принята на вооружение в 1944 г. Известна модификация САУ – ИСУ-122С с орудием Д-25Т. САУ имела бронированный корпус, который был разделен на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. С конца 1944 г. на САУ устанавливался зенитный крупнокалиберный пулемет. Всего построено 1 735 машин. ТТХ САУ: длина – 9,9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,5 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 220 км; основное вооружение – 121,9-мм пушка А-19С; скорострельность – 2 выстрела в минуту; скорострельность Д-25Т — 3-4; высота линии огня – 1,8 м; боезапас – 30 выстрелов; дополнительное вооружение – 12,7 мм пулемет ДШК; боезапас – 250 патронов; дальность выстрела прямой наводкой – 5 км, максимальная дальность – 14,3 км; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка «ИС-1/2» и принята на вооружение в 1943 г. С начала 1945 г. на САУ устанавливался зенитный крунокалиберный пулемет. Самоходка использовалась как тяжелое штурмовое орудие, истребитель танков и как самоходная гаубица. Всего в период войны было выпущено 1 885 машин. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,9 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20 — 100 мм; тип двигателя — 4 тактный 12 цилиндровый дизель В-2-ИС; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 350 — 500 км; основное вооружение – 152,4-мм гаубица-пушка «МЛ-20С»; боезапас – 21 выстрел; бронепробиваемость на дистанции 1000 м -123 мм; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; высота линии огня – 1,8 м; дополнительное вооружение – 12,7-мм пулемет ДШК, боезапас – 250 патронов; экипаж – 5 человек.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1944 гг. на базе тяжелого танка КВ-1с. Во время ремонтов на САУ могла устанавливаться турельная установка зенитного 12,7-мм пулемета ДШК. Всего было выпущено 671 машину. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3.3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 45,5 т; бронирование – 20-65 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный В-2К; мощность — 600 л. с.; удельная мощность – 13,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 43 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20С; боезапас – 20 выстрелов; скорострельность – 1 — 2 выстрела в минуту; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; экипаж – 5 человек.