В 1654 году произошло следующее событие. Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение. В результате русско-турецкой войны

Тест «Настоящий ли ты друг?»

1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?

а) надежность - он никогда вас не подведет;

б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;

в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;

г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;

д) совместимость - вам хорошо в его компании.

2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?

а) угостите чаем и успокоите;

б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;

в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;

г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утром вставать;

д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.

3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?

а) предложите первому другу присоединиться к беседе;

б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;

в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;

г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;

д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.

4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осознанной жизни?

а) ни одного;

б) один;

в) два;

г) трое;

д) четверо и более.

5. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?

а) согласитесь без всяких сомнений;

б) согласитесь, но неохотно;

в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;

г) скажете, что сами хотели его надеть;

д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.

6. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

а) все;

б) почти все;

в) не все;

г) немногие;

д) двое или никто.

7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:

а) наотрез откажетесь;

б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разузнаете всех обстоятельств;

в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;

г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;

д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими первый и последний раз.

8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:

а) панда;

б) кошка;

в) собака;

г) обезьяна;

д) слон.

9. Ваши друзья:

а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;

б) все похожи друга на друга;

в) разные и по-разному к вам относятся.

10. Считаете ли вы своих одноклассников:

а) настоящими друзьями;

б) друзьями на время, пока вы в школе;

в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от конкретной личности;

г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;

д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.

11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:

а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;

б) избавлять от одиночества;

в) доставлять удовольствие от общения;

г) всегда быть на вашей стороне;

д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.

12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:

а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;

б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;

в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;

г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;

д) всегда быть готовым выслушать друга.

ОЧКИ

От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.

От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.

От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положить-ся, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.

От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.

Заключительное слово классного руководителя. Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей, перечислили условия, необходимые для ее существования, поговорили о значимости дружеских отношений. Когда у О. Гольдсмита спросили, что такое дружба, он ответил: «Слово, иллюзия, очаровывающая нас, тень, следующая за счастьем, и исчезающая в часы несчастья». Согласны ли вы с этим мнением? Я хочу, чтобы сегодняшний разговор, обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения мы продолжили. А урок, который мог каждый вынести сегодня, был бы для вас очень важным и значимым.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Идея занятия: интегрировать знания, полученные при изучении тем на уроках окружающего мира, обществознания, литературного чтения и внеклассной воспитательной работы по направлениям:

1.“Развитие эмоционально-чувственной компетенции учащихся младшего школьного возраста”;

2. “Приобщение учащихся к социальному миру взаимоотношений”.

Развивать умения работать в команде, обобщая свои знания, делать выводы, пользуясь различными источниками информации, анализировать их. Работа по данным темам представляет собой определенную систему занятий, но не может и не должна быть ограничена только ими. Она требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребенку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и доверительного взаимодействия.

Проблемы начальной школы:

*средствами начального образования снижается здоровое детское любопытство, творческий потенциал школьников, нивелируется индивидуальность детей;

*неудовлетворительный уровень психо-физического здоровья и эмоционального благополучия детей. В этом и заключена воспитательная ценность выбранной темы.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Тип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.

Форма проведения : внеклассное мероприятие.

Цель классного часа: способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”,осознании своих обязанностей перед друзьями. Задачи : способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений и обсуждение прочитанного (рассказы, сказки, притчи, легенды, стихи, в которых раскрывается тема дружбы).
Подбор пословиц и поговорок о дружбе.
Выставка книг разных писателей, поэтов о дружбе.
Творческие работы учащихся: сочинения, сказки из рубрики “Мы писатели”; рисунки, коллективные работы, плакаты, презентации. Разучивание новых песен о дружбе и доброте.
Проведение анкетирования среди учащихся класса. Занятия с психологами, направленных на сплочение детского коллектива.

Участники: школьники 3-го класса.

Оборудование:

Презентация (Приложение 1); песенки о дружбе; видеоролики.На партах папки с заданиями: тесты, раздаточный материал (ромашки, листики, колоски, магниты, кнопки). Лист ватмана для оформления “Тумбы для объявлений”, куда будут крепиться листочки-объявления “Ищу друга”.Карточки со словами – понятиями: Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Раздать листы с тестами на каждого человека.Блокноты “Карманное пособие для Друга” . Кодекс дружбы. Материалы для оформления книги “Дружба”.

Ход занятия

1. Организационный момент. (1,5 мин.) Диалог между учениками.

– Поговорим?
– О чем?
– О разном и о прочем.
– О том, что хорошо.
– И хорошо не очень.
– Поговорим?
– Поговорим. Вдруг будет интересно.

Психогимнастика. (Слайд 4)

Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается упражнение “Улыбка” и просмотр клипа “ Дружба = Я + ты”.

Слово учителя . Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.)

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. (1 мин.)

Слайд-тема 1–2. “Поговорим о дружбе… Настоящий ли ты друг?”Слайд 3. Актуальные вопросы для обсуждения: Можно ли научиться общению?Как стать хорошим товарищем?Кто становится другом? Как его найти?Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей? Почему дружбу называют школой самовоспитанием? Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии?Открывается тема урока: “ Поговорим о дружбе… Настоящий ли ты друг?”

3. Обсуждение основных вопросов занятия. (7–8 мин.)

Слайд 5. Написано предложение “Дружба – это…” Открывается слайд со словами “друг”, “товарищ”, “приятель”. Слайд 6. Открывается слайд со словами “друг”, “товарищ”, “приятель”.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе, о настоящем друге, о том как распознать настоящую дружбу от лживой, как распознать человека, который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.
Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Чтение и обсуждение притчи о дружбе.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Беседа: – О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”.
– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

4. Физкульминутка (психогимнастика) (1 мин.) Песня “Песенка о дружбе” – караоке (Слайд 7).

5.Выполнение теста и анализ его результатов. (5–7 мин.) Тест “Хороший ли ты друг” (Слайд 8–9).

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь? А) Пойдешь в кино одна (один). Б) Одолжишь подруге (другу) денег. B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь? А) Проведешь вечер одна (один). Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь? А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться. Б) Бросишься на помощь подруге (другу). В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь? А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку. Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом. В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?

Учитель : Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.

6. Игра “ Знакомство – представление”. (7 мин.)

Слайд 10. Игра “ Знакомство – представление”, “Ищу друга!” (Раздаются цветные листочки.) Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как “ пазлы”. Например:

“Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”.
“Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу”.
“Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”.

Вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умоляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатков. Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений. (В классе доска с надписью “ Доска объявлений”.)

(Листочки – объявления вывешиваются на импровизированную тумбу для объявлений.) Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.

7. Работа в группах. Игра “Слова”(5 мин.)

Слайд 11. Слова. Заполним таблицу. Левая и правая сторона класса. Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами “разобьем” на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать”. Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека по этому вопросу свое мнение. А какое оно у вас?

Надпись на доске: “Лже – Друг” “Настоящий Друг”: к какой колонке вы поставите данные надписи? Дайте теперь определение Друг – это …

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг? А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе. (Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну.)

8. Игра “Ромашка” (3 мин.)

Слайд 12. “Ромашка”. Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”.

9. Клип о дружбе”Барбарики– дружба” с обсуждением (3-4 мин.) +

+ Слайд 13. Расположите в порядке значимости следующие высказывания + (задание у детей)
– Быть хорошим товарищем – это значит быть мягким и добродушным.
– Быть хорошим товарищем – это значит быть серьезным и требовательным в отношениях.
– Быть хорошим человеком – это значит уметь помолчать, когда этого требует ситуация.
– Быть хорошим товарищем – это значит уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.
– Быть хорошим товарищем – это значить хорошо знать недостатки друга и тем не менее любить его. (Что для вас важнее? Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте? Спросить несколько ребят.)

10. Игра “Доскажи словечко”… (Слайд 14).

Если есть друзья на све…. те
Все прекрасно, все цве….. тет
Даже самый сильный ве…., тер
Даже буря не сло….. . мает
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело ша… . гать
При любой погоде дру…. – жим
Дружбы этой не пор….. . вать
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для………… Для хороших славных дел.

11. Повторный анализ теста. “Кодекс дружбы” (3-4 мин.)

Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык “А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, “какой я”, и провести какое-то психологическое конструирование. Помните: “Дружба– это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро”. Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. “Будьте для всех солнышкам… Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себе на служение ближним”. Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.

Кодекс дружбы . – Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонконга и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: “Что вы считаете самым важным для дружбы?”. Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).

– Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы .

Если хочешь быть хорошим и верным другом:
Делись своими успехами, неудачами и новостями.
Умей слушать.
Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
Доверяй другу и будь уверенным в нем.
Сохраняй тайны своего друга.
Не критикуй друга публично.
Не будь назойливым и не поучай.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Не ревнуй друга к другим его друзьям.
Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
Возвращай долги.
Радуйся успехам своего друга.

“Карманное пособие для друга”. (Слайд 15.) – блокнотик с высказываниями. (Выдается в подарок ребятам).

“Если хочешь иметь друга – будь им!”
“У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает свое”.
“Юмор – кратчайшее расстояние между пробелом и сознанием”.
“Не хочу ничего, не прошу ничего, Не нужны мне ни деньги, ни слава, Только б знать, что всегда у плеча моего Два товарища – слева и справа”. “Выполняя долг дружбы – оставайся свободным!”
Что бы вы еще предложили внести в наше придуманное пособие? (Блокнотик вы заберете и подарите своему другу.)

12. Литературная страничка (Слайд 16).

13. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайды 17–18.) (3-4 мин.)

– А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо”. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: “Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения”. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

Учитель: Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо. “Дружба”, все смотрим клип “ Дружба “Я + ты”.(Сюрприз– клип “наш дружный класс”.)

Итог: – Подведем итог.

Верно ли утверждение “Другом быть трудно, стать другом – большая работа”?

“Листики” или “Человечки.”

На столе у вас лежат листочки (человечки). Я попрошу вас написать на них, что такое дружба. – Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву (человечки вокруг планеты), символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. Коллективное панно “Полянка Дружбы”. (Работа у доски).

Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

(Слайд 19.) Песенки о дружбе. Под музыку песенок прикрепляют листики (человечки)

Литература.

  1. Лунина Е.И., Щепурева Н.С. Классное руководство.– Ростов на Дону:Феникс,2002.
  2. Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999.
  3. Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.
  4. Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. Кривцовой. – М.:Генезис,1997.
  5. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. И.Ю. Хрящевой. – СПб.: Ювента, 1999.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.
  7. Лабиринты психологии/ Под ред. С.В. Трушковой – М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.
  8. Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.

Переяславская рада, принявшая решение о воссоединении Украины с Россией.
Верховным органом до 1654, т. е. до воссоединения Украины с Россией была сечевая рада, избиравшая войсковую старшину во главе с кошевым атаманом. Войско делилось на курени во главе с куренными атаманами. Запорожская Сечь состояла из 38 куреней. Сначала в курень объединялись только казаки, которые жили в одной местности, но позднее в него стали принимать и казаков из других районов. Женщины и дети на Сечь не допускались.
После воссоединения Украины с Россией в 1654 на Украине сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, продолжал действовать местный порядок судопроизводства. Украина даже сохранила внешнеполитическую самостоятельность: могла вести самостоятельные контакты со всеми странами, кроме Польши и Турции.

1654-67 - Русско-польская война.
Присоединение Малороссии к России, в январе 1654 г., послужило поводом к войне с Польшей при Алексее Михайловиче. 18-го мая 1654 г. сам царь выступил в поход, съездив помолиться к Троице и в Саввин монастырь. Отряды Алексия Трубецкого, Шеина и Хованского отбросили польско-литовские отряды и заняли с боя Рославль, Мстиславль, Белый, Невель, Полоцк; передовые отряды главных сил взяли Дорогобуж, а затем царь подошел к Смоленску и приступил к его осаде. В это же время были заняты Дисна и Друя; в Мстиславском воеводстве Трубецкой отбросил неприятеля за Днепр, а в августе Золотаренко занял Гомель, Черск, Пропойск и у Нового Быхова стал на Днепре. Литовский гетман Радзивил был разбит у Гомеля и у Орши. Среди белорусского населения начало явно обнаруживаться тяготение к Москве, выразившееся в добровольной сдаче Могилева и в формировании особого отряда из жителей Могилева для совместных действий с русскими войсками. К этому времени сдался, после трехмесячной осады, Смоленск и был занят Витебск. После сдачи Смоленска 23 сентября царь возвратился в Вязьму. Дальнейшее наступление русских войск в глубь Белоруссии приостановилось, главным образом, вследствие отъезда из армии Алексея Михайловича и несогласий среди воевод. Хмельницкий, со своей стороны, действовал медленно и несогласно с царскими воеводами; обнаружились даже сношения высшего малороссийского духовенства с польским правительством.

В 1654 г. в царских палатах был собран в присутствии царя и патриарха церковный собор из русских святителей и духовенства. Никон, указав им на ошибки в книгах, просил благословения на их исправление. Собор единогласно отвечал: "достойно и праведно исправити (книги) противу старых харатейных и греческих"; но когда дело дошло до подписи под постановлением собора, то некоторые, говорят, отказались; и действительно, нет подписей: одного епископа (Павла Коломенского), двух архимандритов, одного игумена и двух протопопов. Затем Никон отправил к константинопольскому патриарху Паисию 26 вопросов относительно обрядов и ошибок, вкравшихся в богослужебные книги; Паисий вполне одобрил мысль Никона и постановления московского собора. Никон, между прочим, спрашивал, как поступить с ослушниками. Паисий известил, что ослушники подлежат отлучению, а также высказался за троеперстие.
Снова был послан на Восток Арсений Суханов с богатой милостыней; он должен был, не щадя издержек, заботиться о приобретении греческих рукописей. Суханов вывез до 500 рукописных книг, между которыми одному евангелию считали тогда до 1050 лет; восточные патриархи также прислали не менее 200 рукописных древних книг.
Есть известие, что в 1654 г. царь, по настоянию Никона, разослал воеводам выписки из номоканона с предписанием судить по ним уголовные дела), которому он еще больше ставит в вину подчинение духовенства светскому суду. В обширной патриаршей области Никон являлся полновластным распорядителем: он был изъят, со всеми своими служащими, монастырями и крестьянами, из ведения монастырского приказа. Вопреки Уложению, воспрещавшему патриарху и вообще духовенству приобретать недвижимые имения посредством покупки, царь дозволил Никону покупать новые земли и вотчины как на его собственное имя, так и для трех новых, основанных Никоном монастырей - Нового Иерусaлима (Воскресенский близ Москвы, основ. в 1655 г.), Иверского (близ Валдая, основ. в 1652 г.) и Крестного (близ Онеги, основ. в 1656 г.), - вотчины которых составляли, отдельно от патриарших, обширную область, всецело подчиненную лично Никону. Монастыри эти скоро превзошли даже древнейшие обители, между прочим, благодаря тому, что государь, по просьбе Никона, приписал к ним 14 монастырей, находившихся в епархиях других архиереев. В ведение Никона перешли и все приходские церкви, числом до 500, находившиеся в его вотчинах и приписанных к ним м-рей, с чем соединялось право суда, а также известные пошлины и дани. Получив значительные пожалования, Никон, однако, вменяет их ни во что: "И мы за милостыню царскую не будем кланятися... так как приимет (царь) за то сторицею и живот вечный наследит", - пишет он. Крупным материальным средствам соответствовала и необычайная пышность, окружавшая Никона как в его церковно-служебной обстановки, так и в его домашней жизни. В административных делах он был строг и неумолим. Число запрещенных попов при Никоне было настолько велико, что местами некому было совершать требы. Для наблюдения за духовенством он имел своих подьячих и стрельцов; низшее духовенство жаловалось на тяжесть своей экономической зависимости, усиливавшейся от притязательных исполнителей воли патpиарха. Наконец, своим высокомерием и властолюбием, своим беспрестанным вмешательством в мирские дела он вооружил против себя и бояр. Образа фряжского (латинского) письма он подвергал публичному осмеянию, польские костюмы у иных он прямо отбирал, у других (напр. боярина Романова) выманивал хитростью и сжигал.
Любя Никона и уважая патриарший сан, царь предложил своему "собинному другу" принять титул "великого государя" (по словам Никона - в 1654 г., но титул встречается уже в деянии собора о присоединении Малороссии в 1653 г.); некогда этот титул носил патриарх Филарет, но как отец царя. В предисловии к Служебнику 1655 г. о царе Алексее и о патриархе H. говорится как о "богоизбранной и богомудрой двоице, за которую "вси живущие под державою их, .. и под единем их государским повелением... утешительными песньми славити имут воздвигшего их истинного Бога нашего". В 1654 г., уезжая в поход, царь поручил Никону надзор за управлением и заботу о царском семействе, которое вместе с Никоном переехало, по случаю моровой язвы, из Москвы в Вязьму. Это также вызвало народное неудовольствие.

Указом от 30 апр. 1654 г. запрещено было взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп и велено было зачислить в рублевые пошлины, взимаемые в таможнях.
Движение по дорогам сильно затруднялось многочисленными проезжими пошлинами, они были уничтожены тем же указом. Сохранили только мостовщину и перевозы, взимавшиеся или в пользу казны, или в пользу частных лиц, содержавших мосты и переправы.

Первым делом предводителя калмыков Шукур-Дайчина по возвращении его из Тибета (1654) было нападение на русские земли.

Тубинцы - отатарившееся самоедское племя, жившее в ХVI ст. в долине р. Тубы. Как тубинцы, так и соседние родственные им племена - джесары и моторы, - обитавшие по р. Тубе и ее притокам, составляли один народец. Перед приходом русских на Тубу они платили дань и Алтын-хану монгольскому, и киргизам, и отчасти бурятам. Ясачных тубинцев было всего 500 д. муж. п. Впервые русские объясачили их в 1609 г., но еще в 1630 г. атаман Злобин ходил на них войной из Красноярска. В 1640 г. тубинцы под предводительством своего князька Унгура разорили Канский острог. В 1643 г. их усмирил Ив. Кобыльский из Красноярска. Окончательно покорились тубинцы в 1654 г., когда часть их ушла в китайские пределы, другая переселилась за Енисей на Абакан, а прежние места их заняли русские.

Россия в XVI I веке.

1. Время правления Михаила Романова

1) 1613 - 1645 гг. 3) 1676 – 1682 гг.

2) 1645 – 1676 гг. 4) 1619 – 1633 гг.

2. Представитель дома Романовых, ставший патриархом

1) Фёдор 3) Никон

2) Алексей 4) Иов

3. Протопоп Аввакум был:

2) царским духовником;

3) лидером противников церковной реформы;

4) наставником царских детей

4. Соборное Уложение 1649 г. сыграло решающую роль в:

1) становлении просвещенного абсолютизма;

2) закрепощении крестьян;

3) установлении сословно-представительной системы;

4) замене приказов коллегиями.

5. Соборное уложение 1649 г. не предусматривало:

1) вечное право хозяев на розыск беглых крестьян;

2) увеличение срока сыска беглых крестьян до 9 лет;

3) защиту интересов богатых горожан;

4) введение понятия «государственное преступление».

6. На Земских соборах в XVII веке не было представителей от:

1) дворян;

2) купечества;

3) владельческих крестьян;

4) духовенства.

7. Земский собор теряет своё значение во времена правления

1) Михаила Романова 3) Алексея Романова

2) Фёдора Романова 4) царевны Софьи

8. Церковная реформа патриарха Никона не предусматривала:

1) верховенство власти патриарха над властью царя;

2) исправление церковных книг;

3) введение крещения тремя пальцами;

4) замену земных поклонов поясными.

9. Что из названного было последствием церковной реформы, проведенной Никоном?

1) учреждение патриаршества;

2) церковный раскол;

3) секуляризация церковных земель;

4) учреждение Синода.

10. Какое событие произошло в 1654 г.?

1) присоединение к России Левобережной Украины;

2) издание Жалованной грамоты дворянству;

3) принятие Соборного Уложения;

4) подписание Ништадского мира.

11. Что из перечисленного было последствием развития в XVII веке приказной системы управления?

1) повышение роли местных органов самоуправления;

2) повышение роли чиновников в управлении государством;

3) усиление роли Земских соборов и Боярской думы;

4) выборность органов государственной власти.

12. Продвижение русских в Сибирь в XVII веке связано с именем:

1) Ермака Тимофеевича;

2) Семена Дежнева;

3) Степана Разина;

4) Витуса Беринга

13. Кто из названных лиц был современником царя Алексея Михайловича?

1) Иосиф Волоцкий;

2) патриарх Никон;

3) митрополит Макарий;

4) Сергий Радонежский.

14. Какое название получило восстание в Москве в 1662 г.?

2) Медный бунт;

3) Чумной бунт;

4) Соляной бунт.

15. Последователи протопопа Аввакума назывались :

1) старообрядцы;

2) нестяжатели;

3) стригольники;

4) язычники.

16. Какой архитектурный стиль был распространен в России в XVII веке?

1) нарышкинское барокко;

3) классицизм;

4) модерн.

17. Во время царствования Алексея Михайловича произошло:

1) присоединение Казани;

2) присоединение Аляски;

3) завоевание Крыма;

4) воссоединение Украины с Россией.

18. При ком была учреждена Славяно-греко-латинская академия?

Укажите год.

1) Михаил Федорович;

2) Алексей Михайлович;

3) Борис Годунов;

4) Софья Алексеевна.

19. Итогом заключения «вечного мира» с Польшей (1686 г.) было то, что:

1) Россия получила Левобережную Украину и Киев;

2) Россия получила выход к Балтийскому морю;

3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины;

4) Речь Посполитая вернула России Новгород.

20. Какое событие произошло позже всех других?

1) принятие Соборного Уложения;

2) воцарение Романовых;

3) Медный бунт;

4) Поляновский мир с Польшей.

21. Что из названного относилось к итогам внешнеполитической деятельности царя Михаила Федоровича?

1) получение выхода в Балтийское море;

2) отказ королевича Владислава от претензий на русский престол;

3) возвращение Смоленска, утраченного в ходе Смуты;

4) присоединение Левобережной Украины к России.

22. Какая дата связана с окончательным закрепощением крестьян?

23. Что из названного было одной из причин бунтов 1648 г. и 1662 г. в Москве?

1) введение новых пошлин и денег;

2) ликвидация городского самоуправления;

3) введение рекрутской повинности для посадского населения;

4) предоставление иностранным купцам преимуществ в торговле.

24. Назовите дату церковной реформы патриарха Никона:

25. Переяславская Рада - это:

1) орган правления присоединенными землями;

2) собрание, принявшее решение о переходе Украины под владычество России;

3) праздничное собрание, посвященное военным победам России;

4) законодательный орган, избравший на царство Михаила Романова.

26. Восстание под предводительством С.Т. Разина произошло в правление. Укажите дату.

1) Бориса Годунова;

2) Михаила Федоровича;

3) Алексея Михайловича;

4) Федора Алексеевича.

27. XVII век вошел в историю под названием:

1) эпоха дворцовых переворотов;

2) Смутное время;

3) бунташный век;

4) эпоха феодальной раздробленности.

28. В период 1687 – 1689 гг.:

1) шла Смоленская война;

2) произошло присоединение Левобережной Украины;

3) осуществлялись крымские походы;

4) разрабатывалась церковная реформа.

29. Воспитанием детей царя Алексея Михайловича занимался известный монах:

1) Сергий Радонежский;

2) Симеон Полоцкий;

3) протопоп Сильвестр;

4) Максим Грек.

30. Образование в России в XVII веке:

1) носило сословный характер;

2) носило церковный характер;

3) подразделялось на естественно-техническое и гуманитарное;

4) представляло стройную систему от низшего до высшего звена.

31. В 1677 – 1678 гг.:

1) осуществлялась административная реформа;

2) произошла отмена местничества;

3) была основана славяно-греко-латинская академия;

4) происходили чигиринские походы.

32. В период правления Михаила Федоровича:

1) казаки захватили Азов;

2) в России появился первый театр;

3) Левобережная Украина отошла к России;

4) начал работу кружок «Ревнители древлего благочестия».

33. К чьему правлению относится появление приказа Тайных дел?

1) царевны Софьи;

2) Алексея Михайловича;

3) Ивана Грозного;

4) Федора Ивановича.

34. В результате Смоленской войны:

1) за Речью Посполитой закрепились территориаль­ные приобретения, сделанные во время Смуты

2) крепость Азов не сумели присоединить к России

3) город Смоленск был отвоеван русскими войсками

4) король Владислав выдвинул претензии на мос­ковский престол

35. В результате русско-турецкой войны:

1) большая часть Правобережной Украины оказа­лось под властью турок

2) Османская империя признала переход в состав России Левобережной Украины и Киева

3) были захвачены турками крепость Чигирин и город Киев

4) прекратились набеги крымских ханов на рус­ские земли

5) был заключён Бахчисарайский мирный договор

36.Основные направления внешней политики Рос­сии в XVII в. (до 1689 г.):

1) борьба за выход в Азовское море

2) возвращение утраченных в ходе Смуты земель

3) борьба за выход в Балтийское море

4) воссоединение Украины с Россией

5) обеспечение безопасности южных границ от Крымского ханства

6) ослабление Османской империи

37. Смоленская война длилась. Укажите дату.

1) 2 года 2) 4 года 3) 7 лет 4) 10 лет

38.Первое высшее учебное заведение было открыто в:

1) 1662 г. 3) 1687 г.

2) 1671г. 4) 1689 г.

39.Главное развлечение царя и его двора:

а) театральные постановки

б) выступления скоморохов

в) ловчая и соколиная охота

Татьяна Понька

В 1654 г. произошло знаменательное событие русской истории - Россия вернула Левобережную Украину.

К ХIV в. на основе древнерусской народности вокруг Москвы сложились русские, к ХV - ХVI вв. на землях юго - западной Руси (Галиция, Киев, Подолье, Волынь) - украинцы, к ХVI - ХVII вв. на землях Черной Руси (бассейн реки Неман) - белорусы.

К началу ХVII в. Польша стала одним из крупнейших государств в Европе. Как великое государство Польша складывалась дважды. В 1385 г. между Польшей и Литвой была заключена Кревская уния (союз). Объединение между двумя государствами не было тесным. Польша и Литва были автономными и жили каждая по своим законам. Литва на ¾ состояла из земель бывшей Киевской Руси. Население древнерусских земель - белорусы и украинцы исповедывали православие и не притеснялись.

В 1569 г. под давлением Польши между двумя государствами была подписана Люблинская уния, которая предполагала более тесное объединение двух государств. На этот раз общим стал король, законы, армия. В Восточной Европе возникло новое сильное государство - Речь Посполитая - Польша «от моря до моря». На этот раз польское правительство насильно стало вводить польские порядки и законы на всей территории Речи Посполитой. Так, владеть землей в Речи Посполитой могла только польская шляхта. И польские короли стали раздавать земли белорусских и украинских крестьян полякам, а самих крестьян превращать в крепостных. Крепостное право в Польше сложилось на 100 лет раньше, чем в России и было самым суровым в Европе: польские дворяне имели право карать смертной казнью своих крестьян.

В 1587 г. польским королем стал Сигизмунд III Ваза - ярый поборник католичества и враг православия. Он стремился окатоличить православное население. Полностью искоренить православие в Речи Посполитой польскому королю не удалось. Но Сигизмунд III добился того, что в 1596 г. в Бресте киевский митрополит и несколько епископов западной украинской православной церкви подписали унию с римской католической церковью. По унии православные признавали главенство папы римского над собой (а не православного патриарха), переходили на католические догматы, но сохраняли православные обряды. Так, в Западной Украине возникло униатство.

В Речи Посполитой преимущественными правами обладали поляки, католики, униаты. Поэтому украинская знать стала переходить в униатство, перенимать польский язык, образ жизни поляков. В православии остались мелкие дворяне, крестьяне.

С этого времени начался национальный и религиозный гнет украинцев и белорусов в Речи Посполитой. Но Речь Посполитая цепко держалась за земли бывшей Киевской Руси. Отдав их, Польша превратилась бы в небольшое, заурядное государство.

От национального и религиозного гнета население бежало на окраины Речи Посполитой и России, в частности, к нижнему течению Днепра. Так появляются запорожские казаки и городок Запорожская Сечь . Первоначально запорожские казаки, как и казаки вообще, жили за счет набегов и грабежей на соседние территории - Речи Посполитой, России, Крымского ханства, Османской империи.

Речь Посполитая решила привлечь казаков для охраны своих территорий. Польское правительство стало составлять особые списки - реестры . Записанный в реестр казак считался на службе у польского короля и получал жалованье, вооружение. Во главе запорожского войска отныне стоял гетман (польск. - военачальник).

Запорожская Сечь стала той силой, которая возглавила борьбу украинского народа против польской правящей верхушки.

Притеснения поляков, униатов привели к тому, что в 20-е гг. Украину стали сотрясать восстания. В ряде мест происходило истребление украинцев поляками, поляков - украинцами. В 1648 г. во главе восстания стал гетман запорожского войска Богдан Хмельницкий. Весной 1648 г. войско Б. Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи. Началась открытая вооруженная борьба запорожцев с поляками. В битве при Желтых Водах войско Б. Хмельницкого уничтожили передовые отряды польской армии. Вскоре близ Корсуня произошло генеральное сражение, в котором поляки потерпели сокрушительное поражение. Б. Хмельницкий развил успех и достиг Львова и Замостья. Только нехватка боеприпасов и провианта, а также эпидемия чумы остановили продвижение его войск, и он повернул назад. В декабре 1648 г. Б. Хмельницкий торжественно вошел в Киев. Тем временем, шляхта спешно начала собирать новые силы для нового похода на Украину. Летом 1649 г. под Зборовом (Прикарпатье) войска Б. Хмельницкого еще раз доказали свое превосходство над поляками. В том же году польское правительство вынуждено было заключить Зборовский мир.

В договоре Б. Хмельницкий признавался гетманом Украины. Под его власть отдавались три воеводства: Киевское, Черниговское, Брацлавское. Управление этими воеводствами могли осуществлять исключительно православные. Киевский митрополит получил право участвовать в заседаниях сейма Речи Посполитой. Гетману разрешалось иметь свое войско в 40 тыс. человек. Важным условием мирного соглашения стало то, что польские помещики могли возвратиться на свои земли. Это возмутило крестьян, которые изначально боролись за свое освобождение от польских землевладельцев. Все поняли, что Зборовский мир будет лишь коротким перемирием.

В 1650 г. началась новая волна недовольства православного населения. Вскоре возобновились военные действия. Летом 1651 г. под Берестечком (на р. Стырь на Волыни) превосходящие по численности войска поляков встретились с войском Б. Хмельницкого и выиграли битву. Карательные экспедиции поляков против местного населения вынудили Б. Хмельницкого заключить мир. По Белоцерковскому миру (1651) под властью гетмана осталось только Киевское воеводство. Численность его войск не могла превышать 20 тыс. человек. Возвращение поляков в свои некогда покинутые поместья проходило на фоне введения ужесточения порядков и притеснения крестьян. Это привело к оттоку местного населения к московскому порубежью в верховья Дона и Оскола и складыванию новой области, так называемой Слободской Украины (Харьков, Сумы, Изюм, Ахтырка и др.). На следующий год война возобновилась с новой силой. Весной 1652 г. Б. Хмельницкий наголову разбил польское войско, но чтобы окончательно освободиться от Речи Посполитой, сил не хватало.

Украина в середине XVII оказалась между тремя сильными государствами - Речью Посполитой, Россией, Османской империей. В то время условий для создания независимого украинского государства не было. На Украине не было своего развитого производства, она не могла противостоять внешней экспансии. Б. Хмельницкий и запорожские казаки понимали, что им не выжить в кольце столь сильных государств, что им нужен союзник в лице одного из трех этих государств. И казаки союзником решили выбрать православную Россию, но при условии, что она не будет командовать казаками. Просьбы о присоединении поступали с Украины в Москву с 20- х годов. Но Польша была для России очень сильным противником. Россия преодолевала последствия Смутного времени и открыто выступить на стороне запорожских казаков не могла.

В 1653 г. прибыли в Москву послы от Хмельницкого с известием, что украинцы обращаются к московскому царю с последней просьбой. На этот раз Алексей Михайлович медлить не стал. В 1654 г. собрался Земский собор, на котором долго и обстоятельно обсуждался вопрос о воссоединении с Украиной. Наконец, было принято решение взять Украину под свою защиту.

В свою очередь, В 1654 г. в г. Переяславле (совр. Киевская обл.) собралась рада (совет, сход). На ней присутствовали гетман, полковники, дворяне, крестьяне. Все присутствующие целовали крест на верность московскому государю.

Так, в 1654 г. Украина была принята в состав Российского государства. Украина была принята на правах самой широкой автономии. Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме тогдашних врагов России - Речи Посполитой и Османской империи. Гетман мог иметь свои войска до 60 тыс. чел. Но налоги должны были поступать в царскую казну.

Русско-польская война 1654 - 1667 гг. и русско-шведская война 1656 - 1658 гг.

Речь Посполитаяне признаваларешения Земского собора1653 г. о вхожденииУкраины в состав России. Тогда в 1654 г. Россия начала очередную войну с Польшей, чтобы вернуть города и земли, отторгнутые в период Смуты в России в начале XVII в. и добиться признания присоединения к России Украины. Война ознаменовалась успехом русских и украинских войск. Русские войска заняли Смоленск, Белоруссию, Литву; Б. Хмельницкий - Люблин, ряд городов в Галиции и на Волыни.

Швеция прилагала все усилия, чтобы не допустить Россию к выходу в Балтийское море. Видя победы русских войск, в 1655 г. она объявила войну Польше. Шведские войска продвинулись вглубь польской территории и заняли Варшаву, Краков. Тогда Алексей Михайлович летом 1656 г. объявил Швеции войну (1656 - 1658). С Польшей в 1656 г. было подписано соглашение о прекращении боевых действий и продолжении переговоров через год. Часть русских войск двинулась в Ингерманландию (восточное побережье Финского залива), а главные силы двинулись от Полоцка к Риге. Русские войска захватили ряд крепостей на побережье Балтийского моря и осадили Ригу. Но шведы усилили свое присутствие в Прибалтике, и русские войска, не имея поддержки с моря, вынуждены были отступить. В декабре 1658 г. Россия была вынуждена заключить со Швецией Валиесарский договор, а в 1661 г. - Кардисский (близ Тарту) мирный договор. Все завоевания в войне со Швецией были утрачены. Проблема выхода к морю оставалась нерешенной.

Между тем Польша, получив мирную передышку и видя трудности России в войне со Швецией, отказалась признать воссоединение Украины с Россией. Война с Польшей продолжилась, и в 1658-1663 гг. шла с переменным успехом. Положение России осложнили измены гетманов И. Выговского, сменившего умершего Б. Хмельницкого, а затем Ю. Хмельницкого, сына Б. Хмельницкого. Но население Запорожья и Левобережной Украины не поддерживало антирусские действия. В 1662 г. Юрий Хмельницкий отказался от гетманства и постригся в монахи. Гетманом Украины стал атаман И. Брюховецкий. Он также добивался отделения Украины от России. На Правобережье был свой гетман П. Дорошенко, который был готов поддаться турецкому султану, чтобы избавиться и от России, и от Польши.

В 1664 г. русские войска смогли перехватить инициативу у поляков и начала их теснить в районе Глухова. Польская армия начала отступать, но война истощила обе стороны. В 1667 г. правительства обеих стран пошли на подписание Андрусовского (близ Смоленска) перемирия. России возвращались Смоленское и Черниговское воеводства, Северская земля. Речь Посполитая признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Правобережная Украина и Белоруссия остались за Речью Посполитой. Запорожская Сечь оставалась под совместным управлением России и Речи Посполитой.

Киев по Андрусовскому перемирию оставался на два года за Россией, но был удержан Россией по условиям «вечного мира» 1686 г.

Значение воссоединения Украины и России

Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств:

Освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации;

Способствовало укреплению российской государственности. Удалось вернуть смоленские и черниговские земли. Это давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.