Природой бережно спеленутый завернутый в зеленый лист. Стихотворение С.Я. Маршака "Ландыш"

Самуил Яковлевич Маршак

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
По солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Для многих представителей современного поколения имя С. Я. Маршака в сознании тесно связывается с задорными детскими стихами. Действительно, на творчестве Самуила Яковлевича многие из нас выросли. Однако это не повод забывать о поэте, оставляя его работы для детей. Значительный пласт лирики Маршака посвящен вечным проблемам, поэтому прекрасно воспринимается в зрелом возрасте.

Например, можно обратиться к произведению «Ландыш», чтобы почувствовать всю глубину мысли поэта. Это стихотворение впервые увидело свет в 1951 году, когда вышла книга «Стихи. 1948 - 1951». Оно было помещено в цикл «Из лирической тетради» под заглавием «Ландыши». В сборник «Стихи. Сказки. Переводы» 1952 года оно вошло уже под названием «Чернеет лес».

Стихотворение состоит из четырех строф. Размер - стройный четырехстопный ямб. Аккуратно рифмуются нечетные и четные строки, укладываясь в схему abab. Каждая строфа имеет собственную мелодию, которая создается с помощью особых созвучий. Первое четверостишие словно трепещет благодаря повторению вибрирующего звука «ж»: «разбуженный», «каждого», «жемчужины», «дрожат».

Вторая отзывается музыкой. Читая ее, мы слышим игру инструментов: «бубенчики», «венчики», «колокольчиков». Третье четверостишие отвечает ей тихим шелестом, возникающим благодаря аллитерациям: «Спеленатый», «лиСТ», «раСТет», «душиСТ». Четвертая строфа звучит минорнее из-за протяжных сонорных согласных - «весНою», «раННею» и др.

В стихотворении автор предстает тонким ценителем природы, умелым художником. Благодаря его мастерству с помощью точных эпитетов и олицетворений легко представить, что ты сам очутился в густом бору и можешь прикоснуться к душе пробуждающегося от зимнего сна леса. Эффектные метафоры делают повествование очаровательно живым:

А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

При этом стихотворение воспринимается не просто как живописное отображение природы. Удивительно многогранным предстает образ леса, изображенного в тексте произведения. Не зря автор использует прием олицетворения, придавая части природы противоречивые человеческие чувства («всю счастливую тоску»). Думается, картина бережно взращиваемого лесом нежного цветка указывает на сложные взаимоотношения родителей и детей. Как и лес в стихотворении любой любящий родитель готов отдать все, что у него есть своему чаду, даже если оно не оправдывает его надежд, представая «горьким цветком». Под лесом можно также понимать общество, которое предоставляет человеку возможность раскрыться, проявить себя. Много смыслов можно обнаружить в этом простом и красивом стихотворении.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

С. Маршак
Ландыш
(Чернеет лес, теплом разбуженный...)

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Впервые в сб. "Стихи. 1948-1951", под названием "Ландыши", в цикле "Из лирической тетради". В сб. "Стихи. Сказки. Переводы", кн. 1, 1952, под названием "Чернеет лес".

Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887-1964) - русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий.
Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть. В суете забывается сам автор, а зря, ведь жизнь Маршака была полна событиями, в корне изменившими его мировоззрение. Возможно, именно поэтому, его произведения настолько глубоки по смыслу и поистине бессмертны. Время не властно над искусством, не в силах поставить точку в летописи жизни Мастера и его произведений. Творчество Самуила Маршака живет и находит отклик в сердцах людей разных стран, культур и эпох. Сменяются поколения, приходят новые исследователи, читатели и почитатели. И несомненно, маршако­ведение, постоянно развиваясь, всегда будет "недописанной страницей" русской литературы.




TrekEarth


Если мы не понюхаем первых ландышей, мы опоздаем на всю весну …

Что, помните с детства? В таком случае - чтобы не опоздать на свою собственную весну - срочно в лес! И избави Бог воспользоваться услугами торговцев-варваров. Вы что, Красную книгу не читали?

Компас в руки, резиновые сапоги на ноги. Билет на паровозик из Ромашкова. Не без трудностей - в конце концов, отправляетесь на поиски вечной молодости.

Ландыш не ботокс какой-нибудь. Средство апробированное. Вот наши мамы-бабушки рецепт знали, несмотря на политические катаклизмы и тотальный дефицит. Взгляните лишний раз в их вечно пионерские глаза. Не на "гусиные лапки", а в самую суть… Какой блеск! А наивная ширь, а доверчивая глубь… Убедились? Все ландыши.


ispb-Faculte

Вот он, гимн поколения.
Мамам, понятно, проще было. Как сказал бы их кумир А.Райкин, время было мерзопакостное, но ландыши в Подмосковье водились.

Согласно "цветочному гороскопу", женщине-ландышу необходим надежный защитник, например, чертополох (чтобы не сорвала беспощадная рука собирателя гербария или просто любителя тонкого аромата). Однако, как выясняется, профессии Ландыши выбирают с непременным налетом экстремальности. И даже если профессия , на первый взгляд, самая, что ни на есть, мирная и спокойная, Ландыш умудряется найти приключения в повседневной жизни. Даже, пожалуй, их ищет.

Есть в этом традиционном олицетворении юности и нежности что-то такое… героическое.

Несмотря на такую сомнительную компанию, ландыш везде и всюду воспринимается как символ весеннего обновления и весенней же свежести чувств.

Наибольшей выразительности эта символика достигла во Франции, стране любви, где с давних времён празднуется день ландышей. 1 мая, представьте себе. Ландышами украшают окна, камины и, само собой, столы, за которыми и воспевают посланца весны.


www.wildstauden.ch

Когда начинаются танцы , девушки прикалывают ландыши к платьям, парни вставляют их в петлицы. Если танцующая пара обменялась букетами… когда-то их бы уже считали помолвленными. Отказ от букета - отказ от дружбы, бросить ландыш под ноги - выказать крайнюю степень презрения.

В этот день влюблённым непременно нужно обменяться душистыми букетиками, причём каждый букетик обязательно состоит из двух веточек цветущих ландышей. Вот такой знак неразлучности. (Вариант: два ландыша, высаженные в один горшок.) Эта "двухчленная композиция" не отменяет и всевозможные аранжировки с участием майского цветка.

Дарите! Но помните про известную агрессивность ландыша в букетах: сирень, фиалки, розы вянут быстрее в его соседстве. Тоже символично. Мол, берегись любви моей. Лямур, знаете ли.


Department of Computer Science

Существует множество преданий со сценарием появления ландыша на земле: белые брызги его цветков возникли не то из слез, не то от смеха. Морская царевна Волхова, жившая под водой, любила поплакать ландышевыми слезами по однолюбу Садко, который пел песни, сидя на берегу моря. По древнегреческой версии, возвращавшуюся с охоты усталой богиню Артемиду - как известно, девственницу - подстерегали фавны… ну, вы понимаете. Не ожидавшая аморального нападения Артемида метнулась в сторону, с лица её упали жемчужные капли пота, и из них выросли вот такие колокольчики. А оранжево-красные ягоды вот откуда: Ландыш полюбил красавицу Весну и, когда та ушла, оплакивал ее такими горючими слезами, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слезы.

Русское название ландыша связывается этимологами со словом "лань" (форма листа похожа на ее нежное ухо). Так называемая "народная этимология" сблизила имя цветка со свойством - "гладкий", - отсюда встречавшиеся формы "гладыш" и даже "гландыш". Синонимы у Даля: молодило(!), молодильник, сорочка, виновник . Ярославцы и воронежцы называли цветочек ландушкой, костромичи - мытной травой, калужане - заячьей солью, известен он еще и как ванник, воронец, заячьи уши и язык лесной . Где-то на Западной Украине записали прелестное поэтическое название - "зязюльчыны падаруначкi". Латинское тоже неплохо, в переводе означает "лилия долин".

Опоэтизированное амурное растение лекарственно и ядовито. Причем ядовитостью обладает нешуточной. При случае буду, в качестве панацеи от неразделенной любви , иметь в виду возможность отравиться водой из вазочки, в которой стояли ландыши, - вполне романтично.

Согласитесь, есть нечто символическое в этой ядовитости. За все, знаете ли, надо платить. В том числе - за красоту, наслаждение и обещание любви… Закон природы.


Вот существует поучительная древнегреческая легенда. Гера, жена Зевса, имела нескольких детей, зачатых без помощи мужа или какого-либо прочего мужчины; бог войны Арес и Эрида, богиня раздора, были рождены Герой после прикосновения к какому-то цветку. Знающие люди говорят, что это был ландыш.

И я думаю, что прав композитор О. Фельцман и поэт О. Фадеева, что заметили однажды - после тщательных раздумий и проверки многократной:


Peters Gartenseiten


В том смысле, что, как ни крути и от несвойственного времени романтизма не открещивайся, веют они не только ароматом, но и оптимизмом. И, несмотря на Красную книгу, вместе с подлецом-соловьем продолжают природу украшать.

И это так же бесспорно, как и соображение современного автора.