Вагонетка с грузом весит 3

Самостоятельная работа № 14 СИЛЫ ТРЕНИЯ Начальный уровень

  1. Приведите примеры, когда трение вредно и когда полезно.

  2. Назовите известные вам способы уменьшения трения.

  3. Назовите известные вам способы увеличения трения.

  4. Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?

  5. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?

  6. Почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной? Средний уровень

  1. Если автобус равномерно движется по горизонтальному пути, чему равна сила трения?

  2. Тело лежит на поверхности стола. Чему равна сила трения покоя, действующая на тело, если поверхность горизонтальна? А если она наклонена под углом к горизонту?

  3. На ленте транспортера лежит груз. Изобразите силы, действующие на груз со стороны ленты, когда он движется наклонно вверх. Назовите эти силы.

    34Зубья пилы разводят в разные стороны от плоскости пилы. Какой пилой труднее пилить разведенной или неразведенной? Почему?


    Может ли сила трения, действующая на тело, находящееся на наклонной плоскости, быть направлена вдоль склона вниз

  1. Парашютист, масса которого 80 кг, равномерно движется вниз. Чему равна сила сопротивление воздуха, действующая на парашют? Достаточный уровень
1. а) На рисунке изображено тело, движущееся по поверхности. Вектор скорости тела указан рядом с ним. Укажите направление силы

трения, действующей на каждое тело.

б) Вагонетка с грузом весит 3 кН. Какая сила необходима для равномерного движения вагонетки, если сила трения составляет 0,005 веса вагонетки с грузом?

2. а) Какая сила разгоняет автомобиль, когда водитель нажимает педаль газа?

б) Для равномерного перемещения саней по снегу прилагается сила 25 Н. Определить вес саней, если сила трения составляет 0,05 веса саней.

3. а) На рисунке изображено тело, движущееся по наклонной плоскости. Вектор скорости тела указан рядом с ним. Укажите
направление силы трения, действующей на каждое тело.


б) Как велика общая сила трения, которую преодолевает тепловоз, когда он тянет поезд по горизонтальному участку пути со скоростью 60 км/ч и развивает при этом силу тяги 200 кН?

7. а) Чтобы сдвинуть тяжелое тело, к нему приложили силу, направленную горизонтально вдоль стола. Сила в 50 Н оказалось

недостаточной, а под действиемсилы 80 Н тело стало двигаться равномерно. Изобразите эти силы в масштабе и определите численное значение силы трения.

б) Ящик с деталями весит 500 Н. Какая сила требуется для равномерного перемещения этого ящика по горизонтальному полу, если сила трения составляет 0,05 веса ящика?

Высокий уровень

7. а) На столе лежит стопка книг. Что легче: вытянуть нижнюю книгу, придерживая (но не приподнимая!) остальные, или привести в
движение всю стопку, потянув за нижнюю книжку?

б) Сани сдвигаются с места, если к ним приложить горизонтальную силу 90 Н. Какова масса саней, если сила трения составляет 0,045 их веса?

8. а) На столе лежит стопка из 10 одинаковых книг. Что легче: сдвинуть пять верхних или вытянуть из стопки четвертую сверху книгу?
Ответ объяснить.

б) К вертикальной стене прижали деревянный брусок массой 1,5 кг. Коэффициент трения бруска о стену составляет 0,3. С какой наименьшей силой необходимо прижимать брусок, чтобы он не скользил вниз?

9. а) К стенке дома прислонена лестница. Человек поднимается по лестнице. В некоторый момент времени концы лестницы начинают
соскальзывать вдоль стенки дома. Почему это может произойти?

б) При равномерном перемещении бруска массой 3 кг динамометр показал силу 6 Н. Какая будет сила трения, если на брусок поставить груз массой 4 кг?

10. а) На столе лежат три разных бруска. Чтобы сдвинуть верхний брусок, надо приложить силу 7 Н, а чтобы вытянуть средний,
придерживая (но не приподнимая) верхний, надо приложить силу 24 Н. Какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть два верхних
бруска вместе?

б) На горизонтальной доске лежит железный брусок массой 4 кг. При его равномерном горизонтальном перемещении динамометр показывал 16 Н. Чему равно отношение силы трения к весу тела?

П. а) На столе лежат одна на другой четыре одинаковые пластинки. Нижняя приклеена к столу. В каком случае надо приложить большую силу: чтобы сдвинуть три верхних пластинки вместе или чтобы вытащить вторую сверху, придерживая остальные? б) Для равномерного перемещения повозки по грунтовой дороге необходима сила тяги, равная 600 Н. Определите, какую часть составляет сила трения от веса повозки, если ее вес 3 кН.

12. а) На столе лежит стопка из 7 одинаковых книг. В каком случае надо приложить меньшую силу: чтобы сдвинуть 6 верхних или

вытянуть из стопки четвертую сверху книгу, придерживая (но не приподнимая) остальные? б) Автомобиль, масса которого вместе с пассажирами равна 1,2 т, двигаясь равномерно по фунтовой дороге, развивает силу тяги, равную 0,03 его веса. Чему равна сила трения?

Часовоярская общеобразовательная школаІ-ІІІст.№15

Артемовского городского совета

Донецкой области


2014г

Деловая игра "Компетентность" 8 класс

по теме «Виды сил»

Участники игры: 1) конкуренты – 2 команды по 4-6 чел. 2) наниматели - группа учащихся (1-5 чел), определяющие победителей; 3) болельщики – остальные учащиеся, которые задают команде сопернику вопросы и зарабатывают баллы для своей команды; команда в течении игры может воспользоваться помощью болельщиков. Цель игры: -повторить и систематизировать знания по видам сил: силы тяжести, трения, упругости, веса тела; отработать умения и навыки решения задач, развивать информационную, коммуникативную и социальную компетентности, воспитывать целенаправленность, настойчивость в достижении цели.

Ход игры:

1 . Арбитр (учитель) задает тему. - Тема нашей игры "Виды сил ". Каждая команда конкурентов придумывает 5 заданий по данной теме, из которых 2 репродуктивных вопроса; 2 задачи и 1 творческое задание. Команды поочередно задают вопросы команде соперника и в течении 2, 3 мин. обдумывают и отвечают. Если соперник не справляется, то может воспользоваться (1 раз) помощью болельщиков или же задающая команда сама на него отвечает. "Фирма – наниматель" оценивает каждое задание по 5 бальной системе, а ответ по 10 бальной. Итак, начнем игру: Слово предоставляется 1 команде Ответ 1 команды. /Потому что лист на рельсах (шоссе) уменьшает трение и может помешать торможению./ Вопрос задает 2 команда: Ответ 1 команды./Да, действует, т.к шар находится на земной поверхности, где на все тела действует сила тяжести./ Вопрос 1 команды: 2. Барон Мюнхаузен, герой известной повести Распе, "привязав" конец веревки к Луне, спускался по ней на Землю. В чем главная физическая несуразность такого передвижения ? Ответ 2команды: Вопрос 2 команды:

Ответ 1 команды: 2. При движении в лифте масса человека, сила тяжести не изменяется, а изменяется вес тела, потому что вес – это сила с которой тело давит на опору или подвес Вопрос 1 команды: Ответ 2 команды: 3. Т.к. 20л=20 дм=0,02 м³, то масса 0,02*1000=20 кг, значит сила тяжести 200Н. Вопрос 2 команды: Ответ 1 команды: Вопрос 1 команды: Ответ 2 команды: 4. Если Fтр =0,005*N, аN=P т.к. горизонтальная поверхность. Значит сила необходимая для равномерного движения =0,005*3000 Н=150Н- это сила тяги = силе трения. Вопрос 2 команды: Ответ 1 команды: 4. F=µN=µmg m=F/µg m=1/0,2*10=0,5 кг Вопрос 1 команды : Ответ 2 команды: 5. Нет, т.к ρ=m/V. А масса тела при малых скоростях (намного меньше скорости света) не зависит от характера его движения и объем кабины, в котором находится воздух не изменился. Вопрос 2 команды: Ответ 1 команды: Арбитр: Прослушали последний ответ и наниматели определяют, кого из конкурентов они берут на работу. А мы в это время разберем допущенные ошибки. Слово предоставляется нанимателям, прослушаем их вердикт. Окончилась наша деловая игра и вы можете оценить свое настроение и удовлетворенность проведенным уроком, подняв сигнальные карточки.
Приложение 1. Вопросы 1 команды: 1.Почему осенью у трамвайных линий, проходящих в районах парков вывешивают надписи "Осторожно, листопад!"Почему осенью во время листопада ехать по шоссе с большой скоростью опасно? 2. Барон Мюнхаузен, герой известной повести Распе, "привязав" конец веревки к Луне, спускался по ней на Землю. В чем главная физическая несуразность такого передвижения? 3. Найти силу тяжести, действующую на 20 л воды. 4. Вагонетка с грузом весит 3 кН. Какая сила необходима для равномерного движения вагонетки, если сила трения составляет 0,005 веса вагонетки с грузом? 5.Изменится ли плотность воздуха в кабине космического корабля в состоянии невесомости? Ответы 2 команды: 1.Потому что лист на рельсах (шоссе) уменьшает трение и может помешать торможению. 2. Герой рассказа никак не мог бы скользить по веревке к Земле, этому препятствовала бы сила притяжения его к Луне. 3. Т.к. 20л=20 дм=0,02 м³, то масса 0,02*1000=20 кг, значит сила тяжести 200Н. 4. . Если Fтр =0,005*N, а N=P т.к. горизонтальная поверхность. Значит сила необходимая для равномерного движения =0,005*3000 Н=150Н- это сила тяги = силе трения. 5. . Нет, т.к ρ=m/V. А масса тела при малых скоростях (намного меньше скорости света) не зависит от характера его движения и объем кабины, в котором находится воздух не изменился.

Вопросы 2 команды: 1.Действует ли сила тяжести на деревянный шар, плавающий на поверхности воды?
2. В начале подъема в лифте человек ощущает, что его "прижимает" к полу лифта. Что меняется при этом?
3. Определите вес соснового бруска а=50см, в=30см, с=10см, ρ=0,4г/см³
4. Брусок тянут по столу, прикладывая горизонтальную силы 1Н. какова масса бруска, если он движется равномерно и коэффициент трения между бруском и столом 0,2?
5. По Луне легко ходить, но астронавты часто теряют равновесие, т.к. даже при легком наклоне вперед можно упасть. Почему?
Ответы 1 команды: 1.Да, действует, т.к шар находится на земной поверхности, где на все тела действует сила тяжести.
2. При движении в лифте масса человека, сила тяжести не изменяется, а изменяется вес тела.
3.Объем соснового бруска 50*30*10=1500см³, тогда масса 1500*0,4=600г=0,6 кг, а вес Р=0,6*10=6Н
4. F=µN=µmg m=F/µg m=1/0,2*10=0,5 кг.
5. Устойчивость ходьбы определяется силой трения между подошвой обуви и почвой. Т. к. сила тяжести на луне в 6 раз меньше, чем на земле, то там при ходьбе возникает и малая сила трения.

^ Достаточный уровень

1. а) На рисунке изображено тело , движущееся по по­верхности. Вектор скорости тела указан рядом с ним. Укажите направление силы трения, действую­щей на каждое тело.

б) Вагонетка с грузом весит 3 кН. Какая сила необхо­дима для равномерного движения вагонетки, если си­ла трения составляет 0,005 веса вагонетки с грузом?

2. а) Какая сила разгоняет автомобиль, когда водитель нажимает педаль газа?

б) Для равномерного перемещения саней по снегу прилагается сила 25 Н. Определить вес саней, если сила трения составляет 0,05 веса саней.

3. а) На рисунке изображено тело , движущееся по на­клонной плоскости. Вектор скорости тела указан ря­дом с ним. Укажите направление силы трения, дейст­вующей на каждое тело.

б) Какая сила нужна для равномерного перемещения саней по льду, если вес саней 4 кН и сила трения со­ставляет 0,03 веса саней?

4. а) Какая сила тормозит автомобиль, когда водитель нажимает педаль тормоза?

б) Когда ящик перемещается по горизонтальному полу, возникает сила трения 40 Н. Определите вес ящика, если сила трения составляет 0,5 его веса.

5. а) Лестница у стены занимает положение, изобра­женное на рисунке. Изобразите схематически все си­лы, действующие на лестницу.

б) Как велика общая сила трения, которую преодоле­вает тепловоз, когда он тянет поезд по горизонталь­ному участку пути со скоростью 60 км/ч и развивает при этом силу тяги 200 кН?

6. а) Чтобы сдвинуть тяжелое тело, к нему приложили силу, направленную горизонтально вдоль стола. Си­ла в 50 Н оказалось недостаточной , а под действием силы 80 Н тело стало двигаться равномерно. Изобра­зите эти силы в масштабе и определите численное значение силы трения. б) Ящик с деталями весит 500 Н. Какая сила требу­ется для равномерного перемещения этого ящика по горизонтальному полу, если сила трения составляет 0,05 веса ящика?

^ Высокий уровень

7. а) На столе лежит стопка книг. Что легче: вытянуть нижнюю книгу, придерживая (но не приподнимая!) ос­тальные, или привести в движение всю стопку, потя­нув за нижнюю книжку? б) Сани сдвигаются с места, если к ним приложить горизонтальную силу 90 Н. Какова масса саней, если сила трения составляет 0,045 их веса?

8. а) На столе лежит стопка из 10 одинаковых книг. Что легче: сдвинуть пять верхних или вытянуть из стопки четвертую сверху книгу? Ответ объяснить. б) К вертикальной стене прижали деревянный брусок массой 1,5 кг. Коэффициент трения бруска о стену составляет 0,3. С какой наименьшей силой необхо­димо прижимать брусок, чтобы он не скользил вниз?

9. а) К стенке дома прислонена лестница. Человек под­нимается по лестнице. В некоторый момент времени концы лестницы начинают соскальзывать вдоль стенки дома. Почему это может произойти? б) При равномерном перемещении бруска массой 3 кг динамометр показал силу 6 Н. Какая будет сила трения, если на брусок поставить груз массой 4 кг?

10. а) На столе лежат три разных бруска. Чтобы сдвинуть верхний брусок, надо приложить силу 7 Н, а чтобы вытянуть средний, придерживая (но не приподни­мая) верхний, надо приложить силу 24 Н. Какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть два верхних бруска вместе? б) На горизонтальной доске лежит железный брусок массой 4 кг. При его равномерном горизонтальном перемещении динамометр показывал 16 Н. Чему равно отношение силы трения к весу тела?

11. а) На столе лежат одна на другой четыре одинаковые пластинки. Нижняя приклеена к столу. В каком случае надо приложить большую силу: чтобы сдви­нуть три верхних пластинки вместе или чтобы вы­тащить вторую сверху, придерживая остальные? б) Для равномерного перемещения повозки по грун­товой дороге необходима сила тяги, равная 600 Н. Определите, какую часть составляет сила трения от веса повозки, если ее вес 3 кН.

12. а) На столе лежит стопка из 7 одинаковых книг. В каком случае надо приложить меньшую силу: чтобы сдвинуть 6 верхних или вытянуть из стопки четвертую сверху книгу, придерживая (но не при­поднимая) остальные? б) Автомобиль, масса которого вместе с пассажирами равна 1,2 т, двигаясь равномерно по грунтовой доро­ге, развивает силу тяги, равную 0,03 его веса. Чему равна сила трения?

Контрольная работа №2. СИЛЫ В МЕХАНИКЕ.

Начальный уровень

ВАРИАНТ 1


  1. Какая из двух сил: 4 кН или 800 Н большая и во сколько раз?

  2. Объем бензина в баке автомашины уменьшился в 2 раза. Как изменился при этом вес бензина?

  3. Почему санки легче тянуть по снегу , чем по земле?
ВАРИАНТ 2

  1. Какая сила является причиной падения на землю ка­пель дождя? Какие физические тела взаимодействуют в этом случае?

  2. Какая из двух сил: 500 Н или 0,5 кН большая и во сколько раз?

  3. Почему, если писать карандашом по стеклу, не оста­ется следа?
ВАРИАНТ 3

    1. Приведите три примера, когда трение используется в технике, на производстве и в быту.

    2. Масса первого бруска в три раза больше, чем масса второго. На какой брусок действует большая сила тяжести и во сколько раз?

    3. Одинаковые ли упругие силы могут развивать рессо­ры легковых и грузовых автомашин? Почему?
ВАРИАНТ 4

  1. Какая сила вызывает падение на землю града, обра­зовавшегося в облаках? Какие физические тела взаимодействуют в этом случае?

  2. Масса жидкости в сосуде уменьшилась в 3 раза. Как изменился при этом вес этой жидкости?

  3. Приведите три примера, когда трение оказывается помехой в технике, на производстве и в быту.
ВАРИАНТ 5

  1. Как называется сила, натягивающая цепочку часов-ходиков? На какое тело - цепочку или гирю - дей­ствует сила тяжести и на какое - вес гири?

  2. Какая из двух сил: 0,6 кН или 100 Н большая и во сколько раз?

  3. Какая сила удерживает тела на наклонной плоскости?
ВАРИАНТ 6

  1. Какая сила удерживает люстру, подвешенную к по­толку от падения на пол?

  2. Объем жидкости в сосуде увеличился вдвое. Как из­менилась сила тяжести, действующая на жидкость?

  3. Почему трудно вытащить из доски гвоздь?
Средний уровень

ВАРИАНТ 1


  1. На тело действуют силы 40 Н и 60 Н, направленные в противоположные стороны вдоль одной прямой. Найдите графически равнодействующую этих сил.

  2. Парашютист весом 800 Н спускается с раскрытым парашютом. Чему равна сила сопротивления воздуха при равномерном движении парашютиста? Чему равна равнодействующая сил в этом случае?

  3. Определите массу ведра воды, на которое действует си­ла 150 Н.
ВАРИАНТ 2

  1. На тело действуют силы 30 Н и 70 Н, направленные в одну и ту же сторону вдоль одной прямой. Найдите графически равнодействующую этих сил.

  2. Когда подняли тяжелое, лежавшее на мягком грунте бревно, то под ним обнаружилась вмятина в грунте. Под действием какой силы образовалась вмятина?

  3. Определите вес ящика с песком, масса которого 75 кг.
ВАРИАНТ 3

  1. На тело вдоль одной прямой действуют силы 20 Н и 80 Н. Может ли равнодействующая этих сил быть равной 120Н, 100Н, 60Н, 10Н?

  2. Какая сила удерживает груз, подвешенный на пру­жине, от падения?

  3. Вес светильника , подвешенного к потолку, равен 60 Н. Чему равна масса светильника?
ВАРИАНТ 4

  1. На тело в горизонтальном направлении действуют две силы - 5 Н и 7 Н. Изобразите эти силы. Сколько вариантов рисунка вы можете сделать?

  2. Что показывает динамометр, прикрепленный к бру­ску, который равномерно движется по горизонталь­ной поверхности? Какими физическими явлениями подтверждается ваш вывод?

  3. На чугунную болванку действует сила- тяжести 400 Н. Какова ее масса?
ВАРИАНТ 5

  1. На тело действуют силы 50 Н и 100 Н, направленные в противоположные стороны вдоль одной прямой.

  2. Найдите графически равнодействующую этих сил. Пользуясь масштабом (см. рисунок), определить ве­личину силы F

  3. Найти силу тяжести, действующую на 20 л воды.
ВАРИАНТ 6

  1. На тело вдоль вертикали действуют две силы - 10 Н и 15 Н. Изобразите эти силы. Сколько вариантов ри­сунка вы можете сделать?

  2. Изменится ли сила трения колес вагона о рельсы, если вагон разгрузить?

  3. Найдите вес 20 л керосина. К чему приложена эта сила?
Достаточный уровень

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

ВАРИАНТ 3

ВАРИАНТ 4

ВАРИАНТ 5

ВАРИАНТ 6

^ Высокий уровень

ВАРИАНТ 1


  1. Между какими из трех шариков сила тяготения наи­большая? Наименьшая? Шарики изготовлены из одинакового материала, расстояния между ними одинаковые (смотри рисунок с тремя шариками).

  2. Может ли сила трения превышать вес тела?

  3. Для равномерного перемещения телеги по грунтовой дороге необходимо прилагать силу 800 Н. Определите вес телеги, если сила трения составляет 0,2 его веса.

  4. Сила 12 Н сжимает стальную пружину на 7,5 см. Какой величины силу нужно приложить, чтобы сжать эту пружину на 2,5 см?
ВАРИАНТ 2

ВАРИАНТ 3

  1. Изобразите схематично Землю и Луну. Отметьте на этом рисунке силы всемирного тяготения, которые действуют между этими телами. Как направлены эти силы? К каким телам приложены? Что можно ска­зать о величине этих сил?

  2. Может ли сила трения разгонять тело?

  3. Поезд весом 20 МН движется по горизонтальному участку пути с постоянной скоростью. Определить силу тяги тепловоза, если сила трения составляет 0,005 его веса.

  4. Пружина длиной 3 см при нагрузке 25 Н удлинилась на 2 мм. Определить длину пружины при нагрузке 100 Н.
ВАРИАНТ 4

  1. Между двумя телами действует сила всемирного тя­готения. Если массу одного из тел увеличить, на­пример вдвое, а расстояние между телами сохранить прежним, то изменится ли сила тяготения между ними? Если изменится, то как?

  2. Может ли тело двигаться вверх, если равнодейст­вующая всех сил, приложенных к телу, направлена вниз? Если да, то приведите пример.

  3. При скольжении деревянного бруска по горизонталь­ной доске сила трения составляет 0,3 веса тела, а при качении деревянного цилиндра сила трения со­ставляет лишь 0,06 веса тела. Во сколько раз в этом случае сила трения качения меньше, чем сила тре­ния скольжения?

  4. Под действием силы 8 Н пружина сжимается на 5 см. На сколько сантиметров сожмется пружина при нагрузке 32 Н?
ВАРИАНТ 5

  1. Прислоненный к стене лом занимает наклонное по­ложение. Сделайте схематический рисунок и на нем изобразите силы, действующие на лом. Назовите их.

  2. Два мальчика растягивают динамометр, приклады­вая силу по 100 Н каждый. Что покажет динамо­метр? Почему?

  3. Вес ящика с грузом 500 Н. Какая сила необходима для равномерного перемещения этого ящика по гори­зонтальной поверхности, если сила трения составля­ет 0,25 веса ящика?

  4. При удлинении пружины на 0,12 м возникла сила упругости, равная 4 Н. Насколько нужно удлинить пружину , чтобы сила упругости равнялась 10 Н?
ВАРИАНТ 6

  1. Почему груженый автомобиль буксует на размытой до­ждем дороге меньше, чем порожний? Всегда ли это так?

  2. Почему мокрая бумага рвется легче, чем сухая?

  3. Деревянный брусок под действием силы 12 Н равно­мерно движется по горизонтальной поверхности. Во сколько раз сила трения меньше веса бруска, если масса бруска 3 кг?

  4. Чему равен вес полого медного куба с длиной ребра 7 см и толщиной стенок 1 см?
Самостоятельная работа №15. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ

Начальный уровень

1. Для чего режущие и колющие инструменты затачи­вают?

2. Почему человек, идущий на лыжах, не проваливает­ся в снег?

3. Назовите известные вам способы уменьшения давления.

4. Назовите известные вам способы увеличения давления.

5. Почему острым ножом легче резать хлеб?

6. Почему острая кнопка легче входит в дерево, чем тупая?

Средний уровень

1. Выразите в паскалях давления: 0,2 кПа; 20 Н/см 2 .

2. Вам даны два кирпича. Как следует их расположить, чтобы давление, оказываемое ими на пол, было мак­симальным?

3. Выразите в гектопаскалях и килопаскалях давления: 20000 Па; 6500 Па.

4. Какое из указанных ниже численных значений дав­ления наибольшее и какое - наименьшее: 5 кН/м 2 , 50 Н/см 2 , 500 Па?

5. На деревянную стенку надавили в одном случае ла­донью с силой 100 Н, а в другом - с такой же силой острым предметом. Силы равны по величине. Поче­му же различны результаты их действия?

6. Как произвести давление в 1 кПа, если в вашем рас­поряжении сила в 50 кН?

^ Достаточный уровень

1. а) Как изменится давление, если площадь, на кото­рую равномерно распределена вся сила давления, увеличится в 5 раз?

б) Площадь соприкосновения всех колес вагона с рельсами 0,001 м 2 . Какое давление производит этот вагон на землю, если его масса 30 т?

2. а) Каким образом человек, стоящий на полу, может быстро удвоить свое давление на пол? б) Каток массой 6000 кг имеет площадь опоры 2000 см 2 . Какое давление оказывает он на почву?

3. а) Зачем у лопаты верхний край, на который надав­ливают ногой, изогнут? б) Каток, работающий на укладке шоссе , оказывает на него давление 400 кПа. Площадь опоры катка 0,12 м 2 . Чему равен вес этого катка?

4. а) Зависит ли давление, которое оказывается авто­мобилем на землю, от того, как сильно накачаны его колеса? б) Игла при проигрывании грампластинки давит на нее силой 0,27 Н. Какое давление оказывает игла, если площадь ее острия равна 0,0003 см 2 ?

5. а) При скреплении различных деталей винтами и болтами под них подкладывают специальные шайбы. Для чего это делают?

б) Трактор массой 12 т имеет площадь опоры обеих гусениц 2,4 м 2 . Какое давление на грунт производит трактор?

6. а) Вам даны три кирпича. Как их расположить, что­бы давление, оказываемое ими на поверхность зем­ли, было наибольшим?

б) Штормовой ветер силой 10 баллов создает давле­ние на преграду около 1000 Па. Определите силу давления на стену дома высотой 5 м и длиной 10 м, если ветер дует перпендикулярно поверхности дома?

^ Высокий уровень

1. а) Два тела имеют массы, отличающиеся друг от друга в три раза. Если площади основания одинако­вы, то как отличаются величины давлений этих тел на стол? б) Человек массой 70 кг стоит на снегу в лыжных ботинках. Длина подошвы каждого ботинка 30 см, ширина подошвы 10 см. Какое давление оказывает человек на снег? Во сколько раз уменьшится это давление, если человек станет на лыжи, длина которых 210 см, а ширина такая же, как средняя шири­на подошв?

2. а) Масса одного тела в пять раз больше, чем масса другого. Могут ли эти тела оказывать одинаковое давление на стол? В каком случае? б) Какое давление оказывает на грунт мраморная колонна объемом 6 м 3 , если площадь ее основания 1,5 м 2 ?

3. а) Трактор оказывает на землю примерно такое же давление, что и человек. Почему же тогда человек легко может стоять на кирпиче, в то время как трактор этот кирпич раздавит? б) Цилиндр, изготовленный из алюминия, имеет высо­ту 10 см. Какую высоту имеет медный цилиндр тако­го же диаметра, если он оказывает на стол такое же давление?

4. а) Лыжник оказывает на снег очень маленькое дав­ление. Почему же тогда ломаются сухие ветки, если они попадают под лыжи?

б) Площадь дна кастрюли равна 1300 см 2 . Вычисли­те, на сколько увеличится давление кастрюли на стол , если в нее налить воду объемом 3,9 л.

5. а) Для чего при вытаскивании гвоздей из доски под­кладывают под клещи железную полоску или до­щечку? б) На горизонтальном полу лежит плита из бетона толщиной 25 см. Определите давление, производимое плитой.

6. а) Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иглой. б) Один литературный герой, закаляя свою волю, спал на доске, утыканной гвоздями (остриями вверх). Оцените, из скольких гвоздей должно было состоять ложе героя, считая, что масса героя 70 кг, острие каждого гвоздя имеет площадь 0,1 мм 2 , а че­ловеческая кожа может выдерживать давление 3 МПа.

7. На столе стоит сплошной медный куб. Какова масса куба, если он оказывает на стол давление 8 кПа?

8. Полый кубик с длиной ребра 5 см и толщиной сте­нок 0,5 см оказывает на стол давление 640 Па. Ка­кова плотность материала, из которого сделан ку­бик?

Самостоятельная работа №16. ДАВЛЕНИЕ В ГАЗАХ И ЖИДКОСТЯХ