Что такое дидактический эпос. Дидактический эпос и его создатель гесиод. Общая характеристика античной литературы

Героический эпос, наряду с повествованием о подвигах знатных вождей, легко включал в себя элементы назидания и каталогообразного описания событий или лиц, принимавших в них участие. Примером назидательной (дидактической) поэзии могут служить в гомеровских поэмах обширные наставления Нестора; по принципу каталога составлено перечисление кораблей во второй книге «Илиады». Наряду с этим от греческой литературы архаического периода сохранились два самостоятельных произведения, принадлежащих к жанру дидактического эпоса. Их автор - Гесиод (конец VIII - начало VII в. до н. э.), о котором мы, в отличие от легендарного Гомера, получаем вполне определенные сведения из его собственной поэмы «Труды и дни».

Отец Гесиода, происходивший из эолийского поселения Кимы (в Малой Азии), покинул его, гонимый нуждой, и поселился в Беотии - отсталой земледельческой области Средней Греции. Гесиод еще с детства познакомился с суровым крестьянским трудом и до конца дней своих оставался мелким землевладельцем; одновременно он научился ремеслу рапсода и однажды даже принимал участие в состязании сказителей в Халкиде на острове Евбее, где завоевал почетный приз - бронзовый треножник. Гесиод посвятил его покровительницам поэзии - Музам, местопребыванием которых считалась расположенная в Беотии гора Геликон. Именно здесь, у отрогов священной горы, поэта, по его словам, впервые посетили Музы:

Песням прекрасным своим обучили они Гесиода

В те времена, как овец под священным он пас Геликоном.

Прежде всего обратились ко мне со словами такими

Дщери великого Зевса, царя олимпийского, Музы:

«Эй, пастухи полевые, - несчастные, брюхо сплошное!

Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду.

Если, однако, хотим, то и правду рассказывать можем».

(«Теогония», ст. 22-28. Перевод В. Вересаева)

Нетрудно понять, что́ в представлении беотийского крестьянина ложь, а что́ - правда: ложь - это сказания о славных героях прошлого, правда - окружающая поэта суровая действительность, в которой рядовой земледелец вынужден терпеть угнетение и несправедливость богатых аристократов. Гесиоду самому пришлось испытать на себе алчность и корыстолюбие местной знати, когда его младший брат Перс после смерти отца возбудил против Гесиода судебное дело о разделе наследства и, по-видимому, оттягал у брата значительную долю, подкупив судей из знатных родов.

Гесиод все же сумел сохранить свое хозяйство, а Перс скоро разорился и пришел за помощью все к тому же старшему брату. Из назиданий, обращенных к Персу, и выросла гесиодовская поэма «Труды и дни» - первый памятник древнегреческого(и европейского вообще) дидактического эпоса.

К созданию «Трудов и дней» Гесиод приступил, уже имея опыт работы над своим ранним произведением - поэмой «Теогония» («Происхождение богов»). Выдержанная целиком в эпическом стиле (гексаметр и язык гомеровского эпоса почти до самого конца античности были обязательны для подобного произведения) «Теогония» повествует о происхождении различных богов и обожествленных стихий из первоначального Хаоса и Земли.

В основе мира лежит, по Гесиоду, последовательная смена трех поколений богов, возглавлявшихся Ураном (Небо), Кроном и Зевсом, причем последнему для утверждения своей власти приходится не только свергнуть своего преступного отца Крона, но и выдержать во главе богов своего поколения тяжелую борьбу с титанами - родными братьями и сестрами Крона. Описание войны с титанами, а затем с грозным чудовищем Тифоеем составляет кульминацию поэмы, смысл которой сводится, таким образом, к прославлению могущества и миродержавной воли Зевса.

При несомненной типологической близости основного содержания «Теогонии» к недавно открытому хетто-хурритскому мифу о трех поколениях богов и каменном великане Улликумми Гесиод в приходе к власти Зевса видит победу не только наиболее сильного, но и наиболее мудрого правителя, устанавливающего в небесах и на земле разумный и целенаправленный порядок.

Оставаясь еще целиком в пределах мифологического мышления и отождествляя антропоморфных богов с закономерностями природы, Гесиод называет супругами Зевса богиню плодородия Деметру и олицетворяющую естественный порядок вещей Фемиду, которая рождает трех Ор - богинь сменяющихся времен года. Называя их Евномией, Дикой и Ириной (Законность, Справедливость, Мир), поэт стремится придать значение незыблемых природных устоев общественным и этическим нормам, соблюдение которых в окружающей действительности находилось под угрозой.

Поскольку генеалогия богов старшего поколения (кроме Урана и Земли, к нему принадлежат также Ночь и Море) содержит многочисленные ответвления, поэма нередко превращается в сухой перечень имен, лишенный художественных достоинств. Однако такие эпизоды, как борьба Зевса с титанами и Тифоеем или рассказ о Прометее, выдают в Гесиоде большого художника, способного создавать яркие и запоминающиеся образы.

По принципу достаточно свободных ассоциаций строится и поэма «Труды и дни»; она делится по содержанию на несколько частей, связанных между собой мыслью о необходимости для людей честно трудиться, соблюдать справедливость и сохранять верность исконным моральным нормам добрососедства. По мнению Гесиода, поведение людей находится под неослабным контролем Зевса, который в этой поэме выступает как страж справедливости и судья над ее нарушителями.

В соответствии с таким представлением «Труды и дни» открываются кратким призывом к Зевсу, в чьей власти находится благополучие человеческого рода; однако беотийский крестьянин в отличие от гомеровских богатырей знает, что без собственного упорного труда этого благополучия ему не дождаться.

Вот почему Гесиод сразу же переходит к наставлениям Персу: он должен знать, как полезен для людей дух соревнования в труде, ибо «скрыли великие боги от смертных источники пищи»; больше того, из-за неразумия одного из далеких предков человеческого рода земля кишмя кишит всякими бедами и болезнями, с которыми вовсе не легко бороться человеку. Здесь мысль уводит Гесиода в раздумия о прошлом, и в поэму включается сказание о пяти последовательно сменившихся на земле веках: золотом, серебряном, медном, веке героев и, наконец, последнем, железном, - как раз в нем живут поэт и его современники. Эволюция, которую в целом претерпело за это время человечество, шла явно к худшему, поскольку теперь рухнули все семейные и дружественные узы: дети перестали почитать родителей, брат враждует с братом, и скоро Совесть и Стыд вовсе покинут землю, оставив людям лишь тяжкие беды.

Эта мрачная картина обретает вскоре вполне очевидную социальную конкретность: адресованная «царям», т. е. знати, притча о соловье и ястребе показывает, как трудно приходится слабому, т. е. бедному, когда он попадает в когти к сильнейшему.

История всемирной литературы: в 9 томах / Под редакцией И.С. Брагинского и других - М., 1983-1984 гг.

Известным нам представителем дидактического и генеалогического эпоса является писатель VIII-VII вв. до н.э. Гесиод.

Дидактизм его сочинений был вызван потребностями времени. Это время - конец всей эпической эпохи, когда героические идеалы иссякли в своей яркой непосредственности и превращались в поучение, наставление, мораль. Перед нами здесь не бесклассовое родовое общество, где люди живут в единстве родо-племенных отношений, но уже классовое общество людей, друг другу чужих и объединенных (или разъединенных) по признаку того или иного отношения к производству. Старые героические доклассовые идеалы общины и племени, так возвеличенные Гомером, меркнут, перестают волновать и объединять людей. Люди задумываются о своих идеалах, но пока еще не созрели новые идеалы городского - чисто торгово-промышленные и денежного типа - и не умерли старые - домашне-родственные, сознание людей превращает эти последние в мораль, в систему поучений и наставлений. Сохраняется мнение, что зародившееся классовое противоречие можно потушить или ослабить учением о правде, справедливости или разного рода увещеваниями. Таков именно Гесиод в своей поэме "Труды и дни".

Итак, прогрессирующее разложение и расслоение общины приводило к дифференциации чисто классовой, к противоречию имущего и неимущего населения. Гесиод является певцом населения, разорившегося, а не нажившегося от распадения древней общины. Он оказался в лагере обиженных.

Отличие дидактического эпоса от героического :

1. Он имеет наставительный, поучительный характер.

2. Трудно определить, кто творил раньше - Гомер или Гесиод. Гесиод жил в Беотии, у него много далийских и эолических слов. Гомер писал на ионическом диалекте, он создавал свои произведения в передней Азии. Гесиод отражал более поздний этап развития общества. Гомер отражает ранний период - рабы это только иноплеменники. В период написания поэм Гесиода идет сильное расслоение общества.

Мифология у Гомера существует в нерасчлененном виде; он верит в богов.

У Гесиода мифология превращена в мораль, она служит для того, чтобы проводить генеалогию знатных людей (они произошли от богов и героев). Гесиод полемизирует с Гомером; он считает поэмы Гомера сказкой. Гесиод, исходя из этого, живет уже после Гомера, на рубеже 8-7 вв. до н.э. Поэмы Гомера не подписаны; они безымянны. Гесиод же ставит свое имя и даже рассказывает свою биографию. Беотия - самая плодородная земля в Греции; ее населяли простые необразованные крестьяне.

Брат Гесиода Перс отобрал у него наследство, но он сумел разбогатеть. В один прекрасный день Перс обратился к Гесиоду за помощью. Вот тут Гесиод и разражается своим знаменитым трудом "Труды и дни" - 4 части.

I часть носит философский характер. Размышление о социальных отношениях {в этот момент в Греции появляются деньги}, о распаде греческих родов.

В Греции существует два вида борьбы: соревнования (агонистика помогает развитию человека) и злая распря (породила бедных, угнетение, эксплуатацию, моральное разложение).

Гесиод - обличитель, разоблачитель нового времени. Он ищет причину распада Греции - и обличает царей дароядцев.

миф о Пандорре;

Миф о пяти веках человеческой истории.

золотой и серебряный века - идеальный мир.

Медный век - война.

Героический век - троянская и фивская войны.

Железный век - современность, голод и нищета; глупость, невежество, несправедливость.

"Железный век" - распространенная поэтическая метафора.

Попытка осмыслить исторический процесс.

"Дело каждого человека - творить добро и справедливость".

Принципы, на которых должно строиться человеческое общество:

Правда, честность, справедливость;

Добродетель;

Труд (обеспечивает благосостояние, здоровье, спокойствие человека; он дает ему повод для гордости, поэтому труд не *позорит*, позорна только праздность).

Литературная басня.

Учебник по с/х трудам; с/х календарь, приметы и т.д. - руковосдство, КАК надо трудиться.

Астрономия.

II часть - повествование о личной жизни поэта. Поучение брату Персу. Руководство по ведению с/х.

III часть - руководство по мореплаванию (по опыту отца-купца).

IV часть - советы бытового характера.

{советы прижимистого крестьянина}

Перу Гесиода принадлежат еще две поэмы: "Теогония" и "Каталог женщин"

Хетто-курицкий миф

Гесиод утверждает, что поколение богов-олимпийцев во главе с Зевсом должно даровать людям справедливость.

Гесиод рассказывает о том, как его посетили музы.

"Каталог женщин" - сокровищница греческой мифологии. Поэма о смертных женщинах, матерях героев, возлюбленных богов.

Пафосный стиль, высокопарность. Огромный вклад в сохранение греческой мифологии.

Отличия дидактического эпоса от героического эпоса:

Характер изложения:

дидактический эпос - труд;

героический эпос - войны, ристалища.

Поэзия Гесиода отражает современную ему реальность;

Дидактический эпос имеет откровенно поучительный характер;

Художественные особенности: отбор фактов, лаконичность стиля;

Личный характер поэм Гесиода.

Общие черты героического и дидактического эпоса :

Гекзаметр;

Обе поэмы предназначались для чтения вслух.

Дидактический эпос - это новая ступень в развитии литературы. Он охватывает обширную область человеческих знаний; опыта; наставления трудиться и т.д. У Гесиода было очень много последователей и подражателей.

№ 4 Древнегреческая лирика (Сафо, Алкей, Архилох и т.д.)

Греческая лирика проходит в своем развитии два этапа:

Архаический, когда преобладает коллективное начало, и все виды лирики как бы подчинены повседневной жизни и ее заботам (песни во время полевых работ, свадебные песни, ритуальные, военные песни и т.д.)

Классический период, когда возникают многочисленные разновидности лирики, в частности сольная лирика.

Первая дата связана с историей не только Древнегреческой, но и лирик вообще.

648 год до н.э. – в этот год Архилох пишет стихотворение по случаю солнечного затмения.

Архилох. Это незаконнорожденный сын аристократа и рабыни. Ямб, наряду с лирикой - наиболее простые формы лирики. Ямбическая поэзия генетически связана с земледельческой культовой поэзией, отличается язвительным, даже издевательским характером и субъективно-личным отношением к изображаемому. Ямбическая поэзия не есть изобретение Архилоха, возникла значительно раньше в связи с культом Деметры (служанка элевсинского царя по имени Ямба решила рассмешить скорбящую Деметру непристойными шутками). Ямб родился из инвективы - обряда критики. Архилох - основоположник литературного ямба. Архилох жил в начале 7 века, прославился своими ямбами. Содержание стихов - личная жизнь, боевые приключения, друзья и враги. Своё призвание поэт видит в служении Аресу и Музам (почти всю жизнь провёл в походах и битвах). От Архилоха сохранились только обрывки, но даже они дают представление о яркой индивидуальности. Ясно, что он - человек, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам. В своих ямбах он рассказал нам о том, как в качестве наемника бросил щит в сражении с фракийскими варварами. Известен его роман с Необулой, дочерью Ликамба, который воспротивился этому браку. Архилох мстил ему ямбами и довел до самоубийства. В своих ямбах Архилох также выражал свою любовь к Необуле, есть также ямбы посвященные друзьям. В ямбах Архилоха мы находим мораль, лишенную всякой скуки. Ещё в древности отмечали необузданную ярость и язвительность грубость и даже непристойность стихотворений. А одинок в социальном и человеческом плане, это объясняется тенденциями эпохи, ставившей человека все родовых связей, но ещё не включившей его в новые полисные связи.

Алкей, живший в 7-6 вв. До н. э. , был знаменитым эолийским меликом. В своих песнях воспевает превратности судьбы, общественно-политическую борьбу (аристократия в это время сражалась против демократии). Он изображает государство в виде корабля во время бури (потом у Горация). Пишет он также и против Питтака, возглавлявшего на Лесбосе демократическое движение. В его стихах сразу бросается в глаза описание ярко блестящего оружия, ощущение себя на краю гибели, среди политических бурь, отчаянного положения между жизнью и смертью. В одной из песен Алкей обрацается к Зевсу, Гере и Дионису, прося помочь вернуться на родину из изгнания, но требует кары для Питтака, своего политического врага. В стихах Алкея проскальзывают очень красочно еще три темы-природа, вино и женщины. Писал Алкей и гимны (сохранились Гермесу, Афине, Гефесту, Ириде).

Сафо жила в 7-6 вв до н.э. Алкей в своем обращении называет ее «чистой», к ней с уважением относился Платон, а жители Эфеса изображали ее на своих монетах. Основной лирической темой Сафо является любовь. В ее стихах целая симфония чувств и ощущений, доходящая до физиологических подробностей и самозабвения. Любовь для нее и горька и сладка. Другая основная тема-природа, тоже воспринимается через призму эротических настроений. Сафо писала эпиталамии (песни после брачного пиршества перед спальней молодых), где обычно девушки жаловались не жениха, похищавшего их подругу, восхваляли жениха и невесту, желали им счастья. Писала Сафо эпиграммы и элегии, песни к подругам. Темой их является совместная жизнь и работа в школе, взаимная любовь, ненависть и ревность.

№ 5 Древнегреческая комедия и трагедия

Античная драма - древнегреческаядрама . Развилась из ритуального действа (драма - слово греческое и означает действо) в честь богаДиониса . Оно обычно сопровождалось хороводами , пляской и песнями (дифирамбами ). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили это сказание. Затем из среды хора выделился ведущий, которому отвечал хор. Роль его часто исполнялась существовавшими уже тогда профессионалами-актёрами (плясуны , разные потешные мастера и т. п., они увеселяли обычно толпу на сборищах). Некоторые исследователи полагают, что в глубокой древности о страданиях бога Диониса рассказывал жрец , приносивший при этом на алтарь в жертву козла (козёл по-гречески tragos, отсюда - трагедия )

Происхождение трагедии; ее связь с культом Диониса
Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы;позднее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра.Символами Диониса служили растения,особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.
На праздниках,посвященных Дионису, распевали не только торжественные,но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса.Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей,надевали маски и козлиные шкуры.
Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра
древнегреческой драмы: трагедия,комедия и сатировская комедия (названная так по хору,состоявшему из сатиров).
Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия- карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Древнегреческая трагедия, согласно Аристотелю, должна была изображать людей лучших, чем мы (т.е. зрители).

Трагический герой - это почти идеальный человек, нравственно благородный и обладающий всевозможными добродетелями. Он совершает роковую ошибку, которая оборачивается ужасными несчастьями, как для него самого, так и для других людей. Сюжет трагедии изображает перемену судьбы одного человека от счастья к несчастью (реже - от несчастья к счастью). По Аристотелю фабула (последовательность основных событий) трагедии бывает двух видов:

Простая – переход от счастья к несчастью осуществляется без перипетий и узнаваний

Сплетённая – переход от счастья к несчастью осуществляется с перипетией, узнаванием или и с тем и с другим

Перипетия – перемена событий к противоположному

Узнавание – переход от незнания к знанию (может быть узнавание людей, предметов, узнавание о том, было или не было совершено какое-либо действие) Характеры, изображаемые драматургом должны быть благородными, подходящими (т.е. соответствовать персонажу), последовательными (их поступки должны логично диктоваться образом) и правдоподобными. Главная цель трагедии – вызвать в зрителе сострадание и страх. Зритель театрального представления, сострадающий герою и испытывающий страх переживает катарсис (т.е. очищение собственной души от страдания и страха).

По своей форме трагедия делилась на несколько частей:

Пролог – часть трагедии до появления хора.

Парод – первая песнь хора

Эписодий – диалогическая часть трагедии между песнями хора.

Стасим – песнь хора.

Эксод – часть трагедии, за которой не следует песня хора.

Коммос – совместная печальная песнь актёров и хора.

Комедия – третий жанр древнегреческой драматургии (наряду с трагедией и сатировской драмой). Комедии ставились во время празднований Великих Дионисий (хотя комедия становится частью этих праздников намного позже, чем трагедия), они завершали собой каждый из трёх дней представлений. Драматурги-комедиографы, как и трагики, соревновались между собой за первенство.

Комедии происходят от народных обрядов в честь плодородия. Обрядовые песни, распевавшиеся участниками этих ритуалов содержали в себе элемент шутки, насмешки (ритуальное осмеяние) и непристойности (так как это считалось необходимым для восхваления производящих сил природы). Также в этих обрядовых играх важная роль отводилась спору (агону). Все эти элементы перенимаются комедией. Первым драматургом-комедиографом считается Эпихарм. Комедии Эпихарма послужили в дальнейшем образцом для римской народной комедии Ателланы и произведений Плавта. Творчество Эпихарма относится ко второй половине VI в. До н.э.

Следующим периодом в развитии комедии была древняя аттическая комедия. Основные особенности древней аттической комедии:

В основе действия как правило лежал какой-то тезис, который становился предметом агона (спора) и доказывался в конце

Важную часть комедии представляла собой парабаза (центральная часть) –непосредственное обращение хора к зрителям.

Сюжеты брались из общественной жизни

В комедии зачастую на сцену для осмеяния выводились не только реалии общественной жизни, но и реальные личности

Наиболее крупным автором древней аттической комедии является Аристофан (444 до н.э. – между 387 и 380 гг до н.э.), в творчестве которого этот жанр достигает своего наивысшего расцвета. Известно, что его перу принадлежало 44 комедии, до нас дошло только 11 из них: «Архаряне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы»,»Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании», «Богатство». Свою первую комедию Аристофан поставил в 427 г. до н.э. под чужим именем. Зачастую комедии Аристофана получали своё название от того, в какие костюмы был одет хор:так в комедии «Облака» хор должен был быть одет в костюмы облаков, а в комедии «Лягушки» - лягушек. Действующие лица комедий предстают в одностороннем карикатурном освещении. Они, как правило, носители какой-либо одной высмеиваемой страсти. Комические костюмы отличались от костюмов трагических. Маски актёров были уродливыми, актёры не носили котурнов, они использовали подкладки, увеличивавшие зады и животы. Неотъемлемой частью комического представления была пантомима, а также песни и танцы, зачастую носившие эротический характер.

В IV в. до н.э. в Греции распространяется такой жанр как новая аттическая комедия. Наиболее значительным его представителем является Менандр. Менандр считал себя учеником Еврипида.Комедия Менандра изображала жизнь обычных людей. Песни и танцы исчезают из представления. Менандра интересуют повседневные взаимоотношения людей, обычные люди, поставленные в забавные жизненные ситуации. Тем не менее, применительно к Менандру нельзя говорить о внимании к внутреннему миру героев, их индивидуализации и психологизме, он использует общие типы, которые часто повторяются под одними и теми же именами. В комедиях Менандра не было хора.Как и трагедии Еврипида, комедии Менандра начинались прологом.Перу Менандра принадлежат такие произведения, как «Евнух», «Братья», «Женоненавистник», «Рыбаки», «Фаида». Число актёров в комедии не превышало трёх, но они исполняли по несколько ролей (обычно больше чем в трагедии).

№ 6 Эсхил «Прометей прикованный»: осуждение тирании.

Эсхил (525-456 до н.э.).Его творчество связано с эпохой становления Афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. до н.э. и носили для греческих государств-полисов освободительный характер. Известно,что Эсхил принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине. Битву при Саламине он описал как очевидец в трагедии "Персы". В надписи на его надгробии, сочиненной, по преданию,им самим,ничего не говорится о нем как о драматурге, но сказано, что он проявил себя мужественным воином в сражениях с персами. Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм.До нас дошли полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились небольшие отрывки.

Сохранившиеся трагедии позволяют наметить 3 этапа в ТВ-ве Эсхила. К среднему периоду относятся такие произведения, как «Семеро против Фив» и «Прикованный Прометей». Здесь появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; получает большое развитие диалог, создаются прологи; более четкими становятся и образы эпизодических фигур. Черты художника-гуманиста. Прометей, один из титанов, представителей «старшего поколения». В Борьбе Зевса с титанами он на стороне Зевса, но когда Зевс, после победы над титанами, вознамерился уничтожить людской род и заменить его новым поколением, Прометей этому воспротивился. Он принес людям небесный огонь и пробудил их к сознательной жизни. Эсхил отказывается от представления о былом «золотом века» и последовавшем затем ухудшении жизни человечества. Он принимает противоположную точку зрения: человеческая жизнь не ухудшалась, а совершенствовалась. Мифологическим подателем благ разума и является у Эсхила Прометей. За услуги, оказанные людям, он обречен на мучения. Вся природа сочувствует страданиям Прометея. Новому властителю богов (Зевсу) приданы черты греческого тирана: он неблагодарен, жесток и мстителен. Но Прометей предпочитает все муки рабскому служению у Зевса. Образ Прометея, человеколюбца и борца против тирании богов, стал символом борьбы за освобождение человечества. Идеология этой трагедии, даже взятая в своем отвлеченном виде, резко отличается от прочих трагедий Эсхила своим отношением к Зевсу. В других трагедиях Эсхила мы находим восторженные гимны Зевсу, богословские рассуждения о нем и уж во всяком случае неизменное почитание его, какое-то прямо библейское его превознесение. В противоположность этому Зевс "Скованного Прометея" изображен тираном, жесточайшим деспотом, вероломным предателем, не всемогущим, хитрецом и трусом. Когда же мы начинаем вникать в стиль "Скованного Прометея", то оказывается, что это отношение к Зевсу является здесь не просто какой-то абстрактной теорией и не случайным привеском к трагедии, но проводится в самой смелой, дерзкой и даже бунтарской форме, с революционным пафосом, с просветительской убежденностью и с публицистическим задором. Это, несомненно, просветительская трагедия, это - восторженное похвальное слово борцу с тиранией.

Прометей прикованный – это трагедия характеров. Это не драма действий, но драма характеров. Желание вернуться к такому – у Шекспира. Целый ряд второстепенных персонажей. Власть и Насилие ведут Прометея, люди черствые, жестокие, главные палачи. Гефест – друг Прометея. Очень силен, но слаб по характеру. Боится нарушить приказ Зевса. Хор – Океаниды, воплощение любви. Титан Океан – льстивый придворный, пытается найти компромисс. Половинчатая позиция показана Эсхилом: проблема выбора у всех. Ио – еще одна жертва Зевса, доведенная до плачевного состояния. Но Зевс здесь еще и труслив – боится за свое будущее. Полный, широкий образ. Существо, которое даже не смеет появиться перед поверженным. Прометей восстал против необходимости. Смысл образа – тираноборец. Заключительный мотив – тема страдания. Исторической основой для такой трагедии могла послужить только эволюция первобытного общества, переход от звериного состояния человека к цивилизации. Трагедия хочет убедить читателя и зрителя прежде всего в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией в защиту слабого и угнетенного человека. Эта борьба, по Эсхилу, возможна благодаря цивилизации, а цивилизация возможна благодаря постоянному прогрессу. Блага цивилизации перечисляются у Эсхила очень подробно. Это прежде всего теоретические науки: арифметика, грамматика, астрономия, затем техника и вообще практика: строительное искусство, горное дело, кораблевождение, использование животных, медицина. Наконец, это - мантика (толкование сновидений и примет, птицегадание и гадание по внутренностям животных).

Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова.

Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем сломить, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей.

Наконец, весь этот апофеоз борьбы за свободу и прогресс человечества мыслится Эсхилом не в плане отвлеченного повествования, но именно как повесть о борьбе с верховным божеством Зевсом. Это пока еще не прямая критика религии, поскольку она исходит от Прометея, который сам является богом и даже двоюродным братом Зевса, но во всяком случае - острая критика мифологического Олимпа: и Прометей откровенно говорит о своей ненависти ко всем богам, которые подвергли его таким пыткам.

№ 7 Софокл, «Царь Эдип»: воля богов и свободная воля человека

Второй великий трагический поэт Греции - Со-, фокл - родился около 496 г. до н.э. в Колоне близ Афин, прославленном им в трагедии "Эдип в Колоне". Умер Софокл в 406 г. Софокл был не только драматургом, он занимал и государственные должности: казначея государственной кассы и затем стратега, принимал участие вместе с Периклом в походе против Самоса, отложившегося от Афин. Об участии Софокла в государственной жизни сохранилось свидетельство его современника, поэта Иона из Хиоса. В 411 г. Софокл участвовал в пересмотре афинской конституции после антидемократического переворота. В трагедиях Софокл ставит насущные для его времени проблемы: отношение к религии ("Электра"), божественные, неписаные законы и законы писаные ("Антигона"), свободная воля человека и воля богов ("Эдип-царь", "Трахинянки"), интересы личности и государства ("Филоктет"), проблема чести и благородства ("Аякс").

По свидетельству древних, Софокл написал свыше 120 трагедий, но до нас дошло лишь семь: "Аякс", "Трахинянки", "Антигона", "Эдип-царь", "Электра", "Филоктет", "Эдип в Колоне" и большие отрывки из сатировской драмы "Следопыты", сюжетом для которой послужили мотивы гомеровского гимна Гермесу.

Нельзя точно установить даты постановки этих трагедий. Относительно "Антигоны" можно сказать, что она поставлена в 442 г., "Эдип-царь" - в 429-425 гг. приблизительно, "Филоктет" - в 409 г. и "Эдип в Колоне" - уже посмертно в 401 г.

Мифология, послужившая материнской почвой для античной поэзии, в особенности для трагедии, у каждого трагика получает свое истолкование. Софокл использовал миф о несчастном царе Эдипе в целях показа столкновения воли богов и воли человека. Если в трагедии "Антигона" Софокл поет гимн человеческому разуму, то в трагедии "Эдип-царь" он поднимает человека на еще большую высоту. Он показывает силу характера, стремление человека направить жизнь по собственному желанию. Пусть человек не может избежать бед, предназначенных богами, но причина этих бед - характер, который проявляется в действиях, ведущих к исполнению воли богов. Свободная воля человека и обреченность его - вот в чем главное противоречие в трагедии "Эдип-царь".

В этой трагедии рассказывается о судьбе Эдипа, сына фиванского царя Лая. Лаю, как это известно из мифа, была предсказана смерть от руки собственного сына. Он приказал проколоть ноги младенцу и бросить его на горе Киферон. Однако раб, которому было поручено убить маленького царевича, спас ребенка, и Эдип (что в переводе с греческого значит "с опухшими ногами") был воспитан коринфским царем Полибом.

Уже будучи взрослым, Эдип, узнав от оракула, что он убьет отца и женится на матери, ушел из Коринфа, считая коринфских царя и царицу своими родителями. По дороге в Фивы он в ссоре убил неизвестного старика, который оказался Лаем. Эдипу удалось освободить Фивы от чудовища Сфинкса. За это он был избран царем Фив и женился на Иокасте, вдове Лая, то есть на собственной матери. В течение многих лет Эдип пользовался заслуженной любовью народа.

Но вот в стране случился мор. Трагедия начинается как раз с того момента, когда хор молит Эдипа спасти город от страшной беды. Оракул объявил, что причина этого несчастья в том, что среди граждан есть убийца, которого следует изгнать. Эдип всеми силами стремится найти преступника, не зная, что им является он сам. Когда же Эдипу стала известна истина, он ослепил себя, считая, что это заслуженная кара за совершенное им преступление.

В своих произведениях Софокл стремится восстановить единство общества и государства, отстоять такое государство, в котором отсутствовала бы тирания и царь осуществлял бы наиболее тесную связь с народом. Образ такого царя он видит в Эдипе.

Эти идеи шли вразрез со временем Софокла - ведь он борется против сил, нарушающих полисные связи. Рост денежных отношений разлагал государство, пагубно влиял на сохранение прежних устоев. Распространялись стяжательство, подкуп. Это и давало Эдипу основание бросать Тиресию несправедливые упреки в корыстолюбии (378-381).

Причина разрушения прежней гармонии личности и коллектива заключена еще в растущем свободомыслии, в пренебрежении волей богов, в религиозном скептицизме. Почти все партии хора прославляют Аполлона. Песни хора наполнены жалобами на нарушение древнего благочестия, на пренебрежение к изречениям оракулов.

Признавая божественное предопределение, против которого бессилен человек, Софокл в условиях отделения личности от коллектива показал человека в свободном стремлении уклоняться от предначертанного, бороться с ним.

Следовательно, трагедия "Эдип-царь" - не "трагедия рока", как указывали неогуманисты XVIII и XIX вв., противопоставляя ее трагедии характеров, а трагедии, в которой хотя и признается зависимость человека от воли богов, но вместе с тем признается и свобода действий человека, совершаемых "по необходимости и вероятности".

В трагедии "Эдип-царь" Софокл ставит один из важнейших вопросов своего времени - воля богов и свободная воля человека.
Мифология, послужившая материнской почвой для античной поэзии, в особенности для трагедии, у каждого трагика получает свое истолкование. Софокл использовал миф о несчастном царе Эдипе в целях показа столкновения воли богов и воли человека. Если в трагедии "Антигона" Софокл поет гимн человеческому разуму, то в трагедии "Эдип-царь" он поднимает человека на еще большую высоту. Он показывает силу характера, стремление человека направить жизнь по собственному желанию. Пусть человек не может избежать бед, предназначенных богами, но причина этих бед - характер, который проявляется в действиях, ведущих к исполнению воли богов. Свободная воля человека и обреченность его - вот в чем главное противоречие в трагедии «Эдип-царь». /А. Ф. Лосев/

№ 8 Еврипид, «Медея»: «Человек есть мера всех вещей»

Еврипид (ок. 480 г.-406г. до н.э.), один из величайших драматургов, был младшим современником Эсхила и Софокла. Он родился на острове Саламине. Биографические данные о Еврипиде скудны и противоречивы. Аристофан в своей комедии "Женщины на празднике Фесмосфорий" говорит, что мать Еврипида была торговкой зеленью, позднейший же биограф Филохор отрицает это. Несомненно, что семья Еврипида имела средства и поэтому великий трагик смог получить хорошее образование: учился он у философа Анаксагора и софиста Протагора, об этом говорит римский писатель Авл Геллий ("Аттические ночи"). В 408 г. Еврипид по приглашению царя Архелая переехал в Македонию, где и умер. Еврипида начался в условиях расцвета афинского полиса, но большая часть его деятельности протекает уже в годы упадка этой рабовладельческой республики. Он был свидетелем длительной и изнурительной для Афин Пелопоннесской войны, длившейся с 431 до 404 г до н.э. Эта война была одинаково захватнической как со стороны Афин, так и со стороны Спарты, но все же надо отметить разницу в политических позициях этих двух полисов: Афины, как демократическое рабовладельческое государство, в покоренные во время войны области вносили принципы рабовладельческой демократии, а Спарта всюду насаждала олигархию.

Еврипид в противоположность Эсхилу и Софоклу не занимал никакой государственной должности. Он служил родине своим творчеством. Им написано более 90 трагедий, из которых до нас дошли 17 (18-я трагедия "Рее" приписывается Еврипиду). Кроме того, до нас дошла одна сатировская драма Еврипида "Киклоп" и сохранилось много фрагментов его трагедий.

Пролог знакомит зрителя с душевным состоянием Медеи. Из-за сцены доносятся стоны, проклятия, угрозы: “Умрите, проклятые дети злосчастной матери, вместе с вашим отцом и да погибнет весь дом наш!” Эврипид решительно отказывается от идеи борьбы Медеи с соперницей, чтобы вернуть мужа. Это гордая женшина, которая не может простить Ясона, ради которого она бросила дом, изменила родине. Она ненавидит его, произносит монолог о тяжелом положении женщины в семье, о неравной морали, требующей верности от жены, но не от мужа. План мщения Медеи определяется не сразу, но испуганный Креонт приказывает “варварке” и ее детям покинуть Коринф. Медея умоляет об отсрочке на один день. От денег Ясона она с презрением отказывается. Бездетный афинский царь Эгей предлагает ех убежище в Афинах, но она решает уничтожить дом Ясона, причем будущий – тоже. Она посылает детей к Креусе с подарком – роскошным нарядом, пропитанным ядом. В это время у самой Медеи происходит страшная внутренняя борьба между материнскими чувствами и жаждой мести, показанная Эврипидом с огромным мастерством. И когда материнские чувства одерживают верх, молодая жена Ясона и ее отец умирают от яда. Медее не остается ничего, как только убить детей, чтобы не предать их в руки раз’яренной толпе. Уже с криком “Беги, беги, Медея!” вбегает вестник и Медея приводит в исполнение свое решение.

Заключительный сценический эффект: Гелиос посылает за внучкой колесницу, запряженную драконами, на которой Медея уносится вместе с трупами детей, оставляя подавлнного Ясона, который умоляет позволить прикоснуться к детям. Интересно, что Эврипид, как обычно, изменяет миф. По мифу Медея не убивает своих детей. В трагедии “Медея” Эврипид впервые в античной трагедии показал борьбу чувств и внутренний разлад. Этот шедевр Эврипида получил в 431 году Ш приз. Ипполит (428). Миф об Ипполите – греческий вариант распространенного сюжета о коварной мачехе, которая клевещет мужу на целомудренного юношу, не пожелавшего расделить ее любовь (например, библейский сюжет о Иосифе).

Трагедия Медея была поставлена на афинской сцене в 438г. В ней изображена дочь колхидского царя, полюбившая одного из аргонавтов. Из ревности Медея вопреки нормам полисной этики идет на преступление-убийство собственных детей (своего рода преломление софистской теории, что человек-мера всех вещей). Еврипид выступает как глубокий психолог, показывает бурю страстей в душе Медеи, когда та задумала убить своих детей. Конфликт в ее душе между любовью к детям и ревностью к мужу, между страстью и чувством долга. Еврипид раскрывает душу человека, истерзанного внутренней борьбой, он не приукрашивает действительность, характеры реалистичны (и в жизни страсть часто берет верх над долгом). Характеры реалистичны, но концовка дается по мифу, появляется бог Гелиос, дед Медеи, и спасает ее. Это придает мифологическую окраску всему образу героини, но в целом очень психологично.

Кризис афинского полиса, резко обострившийся в период Пелопоннесской войны, нашел разностороннее отражением в трагедиях Еврипида. Нарастающие индивидуалистические тенденции в обществе, отражавшиеся в теоретической сфере в стремлении софистов видеть в человеке «меру всех вещей» (Протагор)в области художественного творчества проявляются во все более пристальном внимании в отдельному человеку, его индивидуальности, к миру его чувств. В драмах Еврипида трагический конфликт развертывается как конфликт противоположных чувств в душе героя, как конфликт психологический. Впервые психология человека получает развернутое художественное воплощение. Еврипид изображал людей такими, каковы они на самом деле, отказывался от софокловской идеализации и героизации, стремясь показать подлинную действительность, не скрывая ее недостатков.

Величайший из трех трагиков, философ на сцене, Эврипид отчасти разделял убеждение софиста Протагора, что человек есть мера всех вещей, а все социальные нормы, обычаи и представления есть нечто враждебное и чуждое личности. В трагедии Медея - одном из первых шедевров мировой драматургии - муж Медеи Ясон, для которого она пожертвовала всем, женится на другой, молодой и богатой, чтобы... обеспечить Медею и ее детей, т. е. ради семьи предает чувства жены. Медея не рассуждает, не борется - она страшно мстит, отвергая все социальные устои, слушаясь только голоса страсти. Автор Явно на ее стороне: внутренний мир человека оказался наивысшей ценностью мироздания. Если общий эмоциональный фон трагедии был обусловлен ее прямым родством с официальными культами, сущностью которых было жертвоприношение, то родоначальниками комедии были более древние фаллические обряды, тесно слившиеся с общинным мировоззрением. Использование фаллических песен против притеснителей общины придало комедийному жанру обличительную направленность. При этом главным оружием стало высмеивание.

№ 9 Аристофан, «Всадники» как политическая сатира.

Аристофан (ок. 445 – 385 гг до н.э.)- представитель древней аттической комедии, почитаемый как «отец комедии». Из разных источников ведётся речь о том, что родился Аристофан в доме Кидафине, родители его были афиняне и люди свободнорождённые, но, по-видимому, не очень состоятельные. На основании замечания в «Ахарнянах» полагают, что Аристофан был клеруфом – афинским колонистом на острове Эгина. Комедия Аристофана – это своеобразная политическая комедия, содержащая отклики автора на происходящие события, и прежде всего события Пелопонесской войны.

Среди политических комедий А. остротой отличаются "Всадники". Направлена против лидера радикальной партии Клеона. Действие происходит перед домом, где живет капризный, глуховатый старик Демос(т.е. афинский народ). Диалог двух рабов, в которых можно узнать двух полководцев - Демосфена и Никия. Демос передал всю власть в доме ново


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Гомеровские поэмы – классические образцы героического эпоса, широкие полотна, запечатлевшие славные деяния народа на поле брани, равно как и силу духа и мужество в преодолении опасностей. Но если «Илиада» и «Одиссея» воссоздают далекую туманную древность, если обстоятельства создания поэм (в VIII в. до н. э.), да и личность Гомера – загадочны, окутаны тайной, то следующее дошедшее до нас крупное произведение послегомероского эпоса появилось много позднее, на рубеже VIII–VII вв. до н. э.). Это поэма Гесиода «Труды и дни». Она значительно «прозрачнее». Конкретны и жизненная основа поэмы, и фигура ее автора.

За время, отделившее Гомера от Гесиода, в Греции произошли важные перемены. Неумолимо углублялся кризис родового строя. Выделялись разбогатевшие аристократы, аккумулировавшие в своих руках значительные богатства, использовавшие труд рабов. Их называли «лучшие люди». Формировался и слой бедняков, «худших», или «жалких», людей, земледельцев, живших собственным трудом.

Эпос Гесиода по содержанию, характеру, направленности отличен от гомеровского. Его называют дидактическим, т. е. поучительным. Он ставил целью в наглядной стихотворной форме донести определенные воззрения, взгляды, даже преподать мораль. Если Гомер – личность почти мифическая, то Гесиод – реальная. Это первый греческий автор, о котором сохранились, достоверные биографические сведения, о чем сообщает сам Гесиод в поэме, что было новым словом в литературе. В гомеровскую эпоху творцами поэм являлись народные певцы аэды, оставшие себя «самоучками», которых боги наградили «законами песен». Они были выразителями настроений, чувств, а главное – миросозерцания сообщества людей, рода, племени. Они из него не выделялись, напротив, выражали «глас народа», а потому личность певца как бы растворялась в тексте, отходила на второй план. Иное дело Гесиод.

БИОГРАФИЯ ГЕСИОДА. Отец Гесиода жил в Малой Азии, в городе Киме, откуда переехал в Беотию, сельскохозяйственную область Средней Греции, житницу Афин. Он хозяйствовал в деревне неподалеку от горы Геликон, где, как считалось, обитали музы. Там провел детство его сын, будущий поэт. С ранних лет ему пришлось приобщиться к крестьянскому труду, пасти стадо. Работу земледельца Гесиод сочетал с овладением искусством рапсода, сочинительства песен. Затем произошло событие, круто переменившее судьбу Гесиода. После смерти отца он был втянут в тяжбу со старшим братом. Персом, на предмет дележа родительского земельного надела. Видимо, Персу удалось подкупить судей, которые вынесли неправедное решение, лишив Гесиода части по закону принадлежавшей ему доли. Однако, присвоив чужое, Перс не только не обогатился, но, напротив, вскоре разорился и поспешил к брагу за подмогой.

Поэма Гесиода и была написана как своеобразное увещевание, адресованное брату с надеждой направить его на путь добродетели. Но. конечно, значение ее много шире.

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ. Поэма Гесиода, как и гомеровские произведения, написана гексаметром. Но если творец «Илиады» пребывает в ослепительном, многокрасочном мире героики и фантастики, то Гесиод пишет о предметах сугубо земных, реальных, прозаических. Свою задачу определяет: «говорить правду». Поэма невелика по объему, немногим более 800 строк, и распадается на две части.

Первая – это изложение спора о наследстве. Гесиод пишет о двух богинях Эридах (богинях зависти и раздора). Первая Эрида – небесполезна, ибо принуждает человека к здоровому состязанию, даже ленивого стимулирует к труду. Гесиод призывает Перса внимать первой, а не второй Эриде, не поддаваться злобе, а обогащаться честным трудом.

Видит ленивец, что рядом другой близ него богатеет,

Станет и сам торопиться с посадками, с севом, с устройством

Дома. Сосед соревнует соседу, который к богатству

Сердцем стремится.

В этой поэме, написанной более двух тысяч лет тому назад, рассыпано немало крупиц житейской мудрости.

На страницах поэмы Гесиод излагает миф о пяти поколениях, живших на земле. Первое – «золотое» – отражало время, когда люди не ведали нужды, пребывали в полублаженстве. С каждым поколением («серебряным», «медным», поколением «героев») участь людей ухудшалась. И вот пришло последнее, пятое поколение людей, «железное». На его долю выпали тягостный труд и страдания. В поэме выражено убеждение в том, что человечество движется в сторону регресса: все деградирует в материальном и духовном плане. Гесиод не без горечи смотрит на мир. Но если есть какой-то просвет для человека, то это – исключительно, честный труд.

ХВАЛА «ГРУДУ. Поэма Гесиода – одно из первых произведений мировой литературы, воздавших хвалу труду. И это глубоко поучительно. В скольких замечательных книгах пропет гимн любви, подвигу, дерзаниям и приключениям, человеческим страстям! Но как мало еще сказано о том, чему отдают люди большую и лучшую часть времени, к чему направляют силы, энергию. Это созидательная трудовая деятельность. Конечно, работая по хозяйству, крестьянин обеспечивает свое существование. Но труд – важнейший нравственный фактор:

Труд человеку стада добывает и всякий достаток.

Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее

Вечным богам, как и людям; бездельники всякому мерзки.

Нет никакого позора в работе – позорно безделье.

Разве этот вывод не актуален на все времена?

Вторая, наиболее интересная часть поэмы, содержит ряд практических советов, указаний Персу относительно того, как надо работать, чтобы обрести богатство. Увещевая нерадивого брата, Гесиод развертывает емкую картину «дел полевых», сельскохозяйственных работ в разное время года, описаний, насыщенных чисто «технологическими» подробностями. Здесь и изготовление сельскохозяйственных орудий, и уход за домашними животными, и обработка почвы, и выращивание виноградных лоз, и многое другое. У того, кто впервые услышал о Гесиоде, но еще не прочел его, может возникнуть резонный вопрос: а не является ли все это просто зарифмованным учебником агротехники?

Отнюдь нет! Прежде всего, Гесиод – художник. Его рассказ «прослаивается» поэтическими описаниями природы. Он рисует ветреную зиму в Беотии и летний зной, когда землепашцу выпадает возможность недолго отдохнуть под прохладной сенью скалы.

Картины полевых работ «сочетаются» с разного рода советами и наставлениями, в которых аккумулирован жизненный опыт беотийского крестьянина. Трудолюбивого, бережливого и расчетливого. И все эти описания и размышления подчиняются моральному назиданию: надо идти в жизни только праведным путем.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В ПОЭМЕ. Каковы же «рекомендации» Гесиода? Всегда иметь запасы, ибо «жгучего голода тот избежит, кто копить научился». Стараться поддерживать добрые отношения с соседями. Позвать их на пирушку, ибо в трудную пору они первыми поспешат на подмогу. Иметь рабочий скот наготове, чтобы не бежать потом к соседу с просьбой одолжить тягловых волов. Также лаются объяснения, когда сеять и убирать урожай, как ремонтировать сельхозорудия, каким способом окучивать и подрезать виноградную лозу. Не забывает Гесиод и о мореплавании, напоминает о том, когда, в какую погоду всего надежней отправляться в путь, как ориентироваться по звездам.

Одна из основ крестьянской жизни – здоровая семья. По мнению Гесиода, земледелец должен жениться, придя в «подходящий возраст».:

Лет тридцати ожениться – вот самое лучшее время.

Года четыре пусть зреет невеста/женитесь на пятом.

Девушку в жены бери: ей легче внушить благонравье.

Взять постарайся из тех, кто с тобою живет по соседству.

Все обгляди хорошо, чтоб не насмех соседям жениться. -

Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете.

Но ничего не бывает ужасней жены нехорошей,

Жадной сластены, Такая и самого сильного мужа

Высушит пуше огня и до времени в старость загонит.

У поэмы Гесиода народные истоки. Свидетельство тому – ее непритязательная стилистика и образная система, восприятие мира глазами беотийского кретьянина, доля которого нелегка. Поэт верит в возможность идеального общества, в котором царит справедливость. Не теряет надежду на благосклонность верховного Олимпийца:

Верю, однако, что Зевс не всегда же терпеть это будет!

Зевс в глазах Гесиода, поэта глубоко религиозного, – это всемогущий блюститель справедливости, охраняющий порядок с помощью «девы правды».

Поэма Гесиода, пусть и лишенная гомеровской пышности, пользовалась славою ввиду обилия ценных практических советов и сведений. Его автору приписывают создание еще одной поэмы – «Теогония» («Происхождение богов»), рисующей смену трех поколений богов и рождение мира. Говорится и о браках богов со смертными женщинами. Борьба небесных сил завершается торжеством Зевса, который устанавливает справедливый мировой порядок.

ЗНАЧЕНИЕ ГЕСИОДА. Автор поэмы «Груды и дни» стоит у истоков важной литературной традиции, дидактической поэзии, г.е. содержащей поучительный, назидательный элемент. В этом ключе, например, была написана поэма римского философа и поэта Лукреция Кара (I в. до н. э.) «О природе вещей», представляющая изложение в поэтической форме материалистической философии Эпикура. Величайший римский поэт Вергилий, продолжая линию Гесиода, в книге «Георгики» поэтизирует крестьянский труд. Позднее в Византии для лучшего запоминания многие учебные пособия были написаны в стихотворной форме.

На русский язык поэму Гесиода «Труды и дни» перевел В.В. Вересаев (1867–1945), не только известный прозаик, автор знаменитых «Записок врача», литературовед, мемуарист, но также поэт-переводчик, большой знаток и поклонник античности. Ему принадлежат мастерские переводы греческих лириков, о которых пойдет речь ниже (Архилох, Сапфо). Он же выполнил новые переводы «Илиады» (1949) и «Одиссеи» (1953), которые стали в последнее время чаше использоваться в школьном преподавании, чем старые переводы Н. Гнедича и В. Жуковского.

Отрывки из эпоса «Труды и Дни» Гесиода (8 в. до н.э.)

<Стоя и к солнцу лицом обратившись мочиться не гоже.

Даже тогда на ходу не мочись, как зайдёт уже солнце,

Вплоть до утра — всё равно по дороге ль идёшь, без дороги ль;

Не обнажайся при этом: над ночью ведь властвуют боги.

Мочится чтущий богов, рассудительный муж либо сидя,

Либо — к стене подойдя на дворе, огороженном прочно.>

<Совокупившись, не стой неодетый, с…….

Перед огнём очага, но держись в это время подальше.

Также, не с похорон грустно-зловещих домой воротившись,

Сей потомство своё, а с пира пришедши бессмертных.>

<Мало хорошего, если двенадцатидневный ребёнок

Будет лежать на могиле, — лишится он мужеской силы;

Или двенадцатимесячный: это нисколько не лучше.>

<Также не мой себе тело водою, которою мылась

Женщина: ибо придёт за это со временем кара

Тяжкая.>

<Также, смотри, не мочись никогда ни в истоки, ни в устье

В море впадающих рек, — берегись и подумать об этом!

Не опорожнивай в них и желудка, — то будет не лучше.>

Упадок героического эпоса. Гимны и пародии. Дидактический и генеалогический эпос (Гесиод)

Родовая община шла к упадку. Росла частная инициатива. Выдвигались отдельные собственники, для которых родовые авторитеты уже не имели никакого значения. И если Гомер был кануном классового общества, то Гесиод отражает уже ориентацию человека в пределах классового общества. Мифология, достаточно расшатанная уже у Гомера, прямо превращалась либо в мораль (дидактический эпос), либо в предмет собирательства и каталогизации (генеалогический эпос). Если поэмы Гомера обращены к представителям родоплеменной знати и воспевают подвиги героев, слушателями Гесиода являются его соотечественники, беотийские крестьяне.

В противоположность Гомеру, который чрезвычайно редко поучает, произведения Гесиода носят дидактический, т.е. наставительный, поучительный характер. В самом начале поэмы «Труды и дни» (ст. 9 - 380) дается рассуждение поэта о двух Эридах, богинях зависти и раздора. Далее Гесиод приводит сказку о Пандоре и описание пяти веков, а также басню о соловье и ястребе. Во второй части поэмы излагаются картины работ земледельца, описание зимы в Беотии, говорится об отношении поэта к труду, женщине, представлены примеры всевозможных суеверий и практических советов.Большое внимание Гесиод уделяет вопросу нового понимания этических категорий справедливости, именуемой словом дике, и дерзости или заносчивости т.е. гибрису, означающему дерзкое высокомерие людей, когда они, ослепленные богами, нарушают традиционные нормы и рамки поведения. Стиль Гесиода — противоположность роскоши, многословию и широте гомеровского стиля. Он поражает своей сухостью и крат костью. «Теогония». После пролога, посвященного Музам, дан сухой и прозаический перечень сначала основных божеств, а потом браков богов со смертными женщинами.Война с титанами сост.композицию поэмы. «Труды и дни». Поэма эта — образец дидактического эпоса, развивает несколько тем. Первая тема построена на проповеди правды, со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках.(золотой, серебряный, медный, век героев и железный, в котором живет он сам). Вера в божественную справедливость и в единоспасающую силу труда — центральная идея поэмы.Вторая, основная тема посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище и пр. В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы (так, например, на 13-й день нельзя начинать сева, но для посадки растений этот день хорош). Вся поэма пересыпана разнообразными наставлениями, рисующими перед нами образ крестьянина,знающего, как и когда можно выгодно устроить свои хозяйственные дела. «Гомеровские гимны» составляют сборник из 33 произв., условно наз.гимнами. Они созданы в разное время, начин. С 7 в до н.э.и кончая периодом поздней античности. Большинство из них представляют собой проэмии - кр.вступления перед декламацией рассказа о деяниях того или иного бога. «Гимн к Афродите» относится7-6 до н.э.Он повествует о встрече Афродиты с троянским героем Анхизом.Поэма Гомера «Война мышей и лягушек» является пародией на «Илиаду».Она служит убедительным свидетельством упадка героического эпоса. Боги снижены до уровня бытовых персонажей.

Героический эпос, создававшийся малоазийскими ионийцами, отражал мировоззренческие сдвиги, происходившие в передовой части греческого мира в эпоху разложения позднеродового общества. Странствующие исполнители эпических песен, рапсоды, распространяли ионийское искусство по различным областям материковой Греции, Язык ионического эпоса стал первым общегреческим литературным языком, воспринятым и в тех местностях, где население говорило на других греческих диалектах; эпический гексаметр сделался основным орудием литературного выражения мыслей. Жрецы важнейшего святилища греков, храма Аполлона в Дельфах, пользовались эпическим стихом для составления оракулов.

Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом. Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий.

От Гесиода сохранились две поэмы: «Теогония» (Происхождение богов) и «Работы и дни».

Гесиод, таким образом, не безличный эпический певец; он чувствует себя носителем и учителем истины, которую он противопоставляет ложным песнопениям других певцов, введенных в заблуждение Музами. В «Работах и днях» он ставит себе ту же задачу — «говорить правду». Поэмы Гесиода представляют собой попытку систематического осмысления мира и жизни с позиций свободного земледельца, обрабатывающего в упорном труде свой небольшой участок и притесняемого «царями-дароядцами», насильничающими и творящими неправый суд. Средства осмысления мира у Гесиода еще чисто фольклорные — мифы, притчи, поговорки, правила народной мудрости, но систематизация этого материала продиктована уже потребностью в выработке сознательного миросозерцания, противопоставленного идеалам родовой знати, и стремлением углубить нравственные понятия.

В этом отношении особенно показательна поэма «Работы и дни». Она написана в форме «увещания», обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью «царей-дароядцев» и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Такие «увещания» с мотивирующими их надобность повествовательными моментами хорошо известны нам из литератур древнего Востока (например из египетской литературы). Несправедливые притязания Перса и его бедственное положение служат у Гесиода предлогом для развертывания целого кодекса нравственных правил и хозяйственных наставлений. Гесиод убеждает Перса не рассчитывать на неправду и советует искать обогащения в труде. Однако разработка темы «справедливости» и «труда» выходит далеко за пределы предполагаемого судебного процесса, и обращение и Персу является лишь формой, обычной для жанра «наставлений». Жизнь представляется Гесиоду непрерывной борьбой, проходящей в соперничестве между представителями одинаковой профессии. «Гончар смотрит с гневом на гончара, плотник на плотника, нищий завидует нищему, певец певцу». «Работы и дни» открываются противопоставлением двух «Эрид» — двух видов соперничества. Есть злая Эрида, порождающая раздоры и войну, и добрая Эрида — соревнование в труде. Гесиод, таким образом, отвергает гомеровский идеал воинской удали, как источника славы и добычи. Но и в труде Гесиод видит лишь тяжелую необходимость, ниспосланную людям разгневанным Зевсом.

Два мифа — о том, как женщина Пандора, посланная людям Зевсом в наказание за то, что Прометей похитил для них огонь, открыла сосуд с бедствиями и выпустила их на волю, и о пяти «родах» людей, последовательно сменявших друг друга на земле. Золотой «род», не знавший ни труда, ни горестей, сменился серебряным, серебряный — медным. сам Гесиод ощущает себя принадлежащим к пятому, железному «роду» людей, который теряет все привычные нравственные устои и движется к своей гибели.

Произвол знати Гесиод изображает в притче о ястребе и соловье, обращенной к «царям». Ястреб держит соловья в когтях и обращается к нему с речью:

«Что ты, несчастный, пищишь?

Ведь намного тебя я сильнее!

Как ты ни пой, а тебя унесу я, куда мне угодно.

И пообедать могу я тобой и пустить на свободу.

Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:

Не победит он его, — к униженью лишь горе прибавит!»

Жениться он советует в тридцатилетнем возрасте на молодой девушке, которую легко обучить «благонравию»; следует иметь не: больше одного сына, чтобы не дробить земельного участка.

Важнейшим средством к обогащению является у Гесиода земледельческий труд. Труд этот должен быть систематическим и упорядоченным:

Гесиод разбирает одну за другой все работы земледельческого года, начиная с осеннего посева, указывает сроки этих работ; указания хозяйственного и технического порядка перемежаются с нравственными сентенциями и описаниями природы в различные времена года. Все наставления рассчитаны на небольшое, но зажиточное хозяйство, прибегающее в страдную пору к использованию также и наемного труда; центр тяжести лежит, однако, на личном труде хозяина.

Размышления и наставления Гесиода группируются, таким образом, вокруг нескольких тем: установленные богами условия человеческого существования, справедливость и насилие, труд земледельца, мореплавание, «дни». Наряду с этим Гесиод, который пользуется гомеровским диалектом и стихотворным размером героического эпоса — гексаметром, имеет в своем распоряжении богатый запас выразительных средств, выработанных эпической традицией; архаический язык эпоса с его «постоянными» эпитетами и формулами придает некоторый характер торжественности моральному пафосу «Работ и дней» и той «истине», которую поэма возвещает.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Гесиод (иногда можно встретить написание Гезиод) - древнегреческий поэт, исполнитель эпических песен, один из основателей такого литературного направления, как дидактический (и его разновидность – генеалогический) эпос. Является первым представителем древнегреческой литературы, сведения о существовании которого являются исторически достоверными. Главным источником информации о биографии Гесиода являются выдержки из сочиненных им произведений.

Место дидактического эпоса. Известным нам представителем дидактического и генеалогического эпоса является писатель VIII-VII вв. до н. э. Гесиод. Дидактизм его сочинений был вызван потребностями времени. Это время - конец всей эпической эпохи, когда героические идеалы иссякли в своей яркой непосредственности и превращались в поучение, наставление, мораль. Перед нами здесь не бесклассовое родовое общество, где люди живут в единстве родоплеменных отношений, но уже классовое общество людей, друг другу чужих и объединенных (или разъединенных) по признаку того или иного отношениях к производству. Старые героические доклассовые идеалы общины и племени, так возвеличенные Гомером, меркнут, перестают волновать и объединять людей. Люди задумываются о своих идеалах, но, пока еще не созрели новые идеалы городского - чисто торгово-промышленные и денежного типа - и не умерли старые - домашне-родственные, сознание людей превращает

эти последние в мораль, в систему поучений и наставлений. Сохраняется мнение, что зародившееся классовое противоречие можно потушить или ослабить учением о правде, справедливости или разного рода увещеваниями. Таков именно Гесиод в своей поэме «Труды и дни». Итак, прогрессирующее разложение и расслоение общины приводило к дифференциации чисто классовой, к противоречию имущего и неимущего населения. Гесиод является певцом населения, разо рившегося, а не

нажившегося от распадения древней общины. Он оказался в лагере обиженных. Отсюда то обилие мрачных красок, столь поражающее при переходе от гомеровской героики к нравоучениям Гесиода. Произведения Гесиода. а) «Труды и дни». Поэма эта - образец дидактического эпоса, развивает несколько тем. Первая тема (1-380) построена на проповеди правды, со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках. Гесиод говорит об обязанности сильных уважать правду: тут - апофеоз труда и справедливости. Вторая, основная тема (380-764) посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище и пр. В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы (так, например, на 13-й день нельзя начинать

сева, но для посадки растений этот день хорош). Вся поэма пересыпана разнообразными наставлениями, рисующими перед нами образ крестьянина, скопидома в душе, знающего, как и когда можно выгодно устроить свои хозяйственные дела, сметливого, дальновидного, расчетливого, которого трудно пронести. Начинает он с обзаведения домом, женой и коровой, любит он во всем «порядок и точность» (471); батраки и батрачки у него всегда бездетные, так как «прислуга с сосунком неудобна» (603); жену надо выбирать не сластену, работящую (695-705); надо трудиться, чтобы была хорошая репутация; и Гесиоду тоже хочется быть богатым, так как «взоры богатого смелы» (303-319). Словом, это типичный скопидом со своей моралью, возводимый обязательно к божественному авторитету, со своей, как мы теперь сказали бы, «мещанской» идеологией, не идущей дальше устроения ближайших хозяйственных дел, и со всем ассортиментом добродетелей, когда здоровая, работящая и расчетливая хозяйка в качестве жены уже бесконечно превосходит по своей ценности, честности и красоте всех эпических Пентесилей, Медей, Навсикай и Андромах. Гесиод очень консервативен и по своему умственному горизонту весьма узок. Это делает образ его мыслей в значительной мере патриархальным, неповоротливым и слишком расчетливым, практическим. Поэтому его классовый антагонизм с царями и судьями, «пожирателями даров», в сущности говоря, есть явление временное и в значительной мере для самого Гесиода случайное. На почве предпринимательской ему будет нетрудно договориться с аристократами, в особенности когда эти последние сами начнут втягиваться в растущую денежную и торгово-предпринимательскую культуру. б) «Теогония». После пролога, посвященного Музам, дан сухой и прозаический перечень сначала основных божеств, а потом браков богов со смертными женщинами. Вначале у Гесиода - Хаос, Земля (с Тартаром) и Эрос, потом - Небо-Уран, Титаны, Зевс и олимпийцы, борьба с Титанами и с Тифоном. Поэмы Гесиода поражают обилием разного рода противоречий, которые, однако, не мешают воспринимать его эпос как некое органическое целое, хотя это последнее здесь уже совсем иное, чем у Гомера. Если единство стиля у Гомера обнаруживается в переходном характере его

творчества накануне рабовладения, то у Гесиода мы тоже находим единство стиля, но оно определяется здесь переходным временем уже после наступления рабовладельческого строя. Классовое общество в период Гесиода только еще зарождалось. Гесиод, с одной стороны, бедняк, а с другой стороны, идеалы его связаны с обогащением то в старом, родовом смысле, то в рабовладельческом. В связи с этим общая оценка жизни у Гесиода и полна пессимизма, и в то же время полна трудового оптимизма человека, мечтающего о быстром наступлении для него счастливой жизни благодаря его деятельности. Природа для него, конечно, прежде всего является той областью, где он может извлечь выгоду. Но он большой любитель ее красот. Правда, вся поэзия у Гесиода переполнена моральными и хозяйственными указаниями. Но, с другой стороны, он с самого начала обращается к Музам с просьбой о вдохновении и на самом деле является вдохновенным художником, которому нисколько не мешает его утилитаризм и меркантилизм. По стилю обе главные поэмы Гесиода - эпос со всеми его отличительными чертами (гекзаметр, стандартные выражения, ионийский диалект). Однако эпос здесь не героический, но дидактический: ровное эпическое повествование прерывается неведомым Гомеру драматизмом мифологических повествований, а язык обнаруживает и всякого рода простонародные элементы, традиционные формулы оракулов и вполне прозаическую мораль. Гесиод переполнен противоречиями в своей идеологии и в своем художественном стиле, но они понятны и воспринимаются как органическое целое, как только мы представим себе бурную эпоху развала родовой общины, отраженную в произведениях этого первого исторически реального поэта древней Греции.

Гесиод - древнегреческий поэт, один из основателей дидактического и генеалогического эпоса. Является первым представителем древнегреческой литературы, сведения о существовании которого являются исторически достоверными. Дидактизм его сочинений был вызван потребностями времени. Конец всей эпической эпохи, когда героические идеалы иссякли в своей яркой непосредственности и превращались в поучение, наставление, мораль. Прогрессирующее разложение и расслоение общины приводило к дифференциации чисто классовой, к противоречию имущего и неимущего населения. Гесиод является певцом населения, разорившегося, а ненажившегося от распадения древней общины. Он оказался в лагере обиженных. Генеалогия предков, наверно, вообще является первой формой исторической памяти. Однако историческое, тем более хронологическое значение есть скорее неизбежный побочный эффект генеалогизирования; прямая функция генеалогии - показать родовую и племенную принадлежность ее носителя. Мифологическая генеалогия указывает прежде всего на сверхъестественность природы богов и героев. Этим и определяется строение гесиодовских генеалогий, с которых начинается история генеалогической мифографии; они показывают происхождение племени «полубогов» от богов через союзы со смертными женщинами и причастность этого племени божественной природе. «Труды и дни» - образец дидактического эпоса, развивает несколько тем. Первая тема построена на проповеди правды, со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках. Гесиод говорит об обязанности сильных уважать правду: тут - апофеоз труда и справедливости. Вторая, основная тема посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище и пр. В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы. Вся поэма пересыпана разнообразными наставлениями, рисующими перед нами образ крестьянина сметливого, дальновидного, расчетливого, которого трудно провести. Гесиод очень консервативен и по своему умственному горизонту весьма узок. Это делает образ его мыслей в значительной мере патриархальным, неповоротливым и слишком расчетливым, практическим. «Теогония». После пролога, посвященного Музам, дан сухой и прозаический перечень сначала основных божеств, а потом браков богов со смертными женщинами. Вначале у Гесиода - Хаос, Земля (с Тартаром) и Эрос, потом - Небо-Уран, Титаны, Зевс и олимпийцы, борьба с Титанами и с Тифоном. Поэмы Гесиода поражают обилием разного рода противоречий, которые, однако, не мешают воспринимать его эпос как некое органическое целое. Если единство стиля у Гомера обнаруживается в переходном характере его творчества накануне рабовладения, то у Гесиода мы тоже находим единство стиля, но оно определяется здесь переходным временем уже после наступления рабовладельческого строя. Классовое общество в период Гесиода только еще зарождалось. Гесиод, с одной стороны, бедняк, а с другой стороны, идеалы его связаны с обогащением то в старом, родовом смысле, то в рабовладельческом. В связи с этим общая оценка жизни у Гесиода и полна пессимизма, и в то же время полна трудового оптимизма человека, мечтающего о быстром наступлении для него счастливой жизни благодаря его деятельности. По стилю обе главные поэмы Гесиода - эпос со всеми его отличительными чертами. Однако эпос здесь не героический, но дидактический: ровное эпическое повествование прерывается неведомым Гомеру драматизмом мифологических повествований, а язык обнаруживает и всякого рода простонародные элементы, традиционные формулы оракулов и вполне прозаическую мораль. В первой части поэмы « труды и дни» Гесиод впервые обращается к вопросам морали. Все общество Гесиод подразделяет на царей (знать) и пастухов. Счастливы могут быть только те, кто живут в гос-ве и живут правдой. Пастухи – группа населения, занятая трудом, торговцы (купцы) – нечестный слой, ремесленники – обманщики. Прометей – бог-покровитель ремесла представлен в поэме обманщиком.5 поколений людей – 5 веков. Гесиод дает первую хронологию. золотой век – всеобщее счастье, серебряный век – проливается первая кровь, люди меняются, противятся богам, медный век – медное оружие, война, поколение истребило само себя, героический век – миг улучшения и передышки, железный век – век насилия и неправды, железные люди с железным сердцем, распалась связь поколений, люди перестали чтить и слушать отцов, это современный Гесиоду век, все самое плохое он сосредоточил в этом веке.