Что такое градация в русском. Что такое градация в литературе? Какие есть виды градации? Какие примеры? Что такое градация цвета

(украинский , белорусский , польский , сербский и др.) и некоторые кельтские языки (шотландский и ирландский), балтийские языки (например: латышский и литовский). Из романских звательная форма сохранилась только в румынском языке . Она также присутствует в некоторых не-индоевропейских языках, таких как арабский , грузинский , корейский и чувашский .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Польский язык от А ДО Ż - Звательный падеж (14 урок)

    ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК. ЗВАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

    Звательный падеж. Обращение в польском языке

    Звательный падеж

    ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

    Субтитры

В индоевропейском праязыке

Звательный падеж в индоевропейском праязыке имели только слова единственного числа (хотя в санскрите звательный падеж существует и для множественного числа) мужского и женского рода. Средний род, как потомок неодушевленного рода, звательного падежа иметь не мог. С самого начала индоевропеистики было отмечено, что праиндоевропейские формы звательного падежа в большинстве случаев имеют нулевое окончание и представляют собой чистую основу. У основ на *о и *а замечается также особое чередование последнего гласного основы: (греч. νύμφη - νύμφα!; Λύχο-ς - λύχε!). При этом характерное для основ на *о окончание звательного падежа - е, стало наиболее характерным и распространённым: только оно одно сохранилось из форм звательного падежа в латыни (lupus - lupe!), и оно же является наиболее распространённой, известной и частично сохранившейся в языковой памяти формой в русском языке (волче!). Склонение на согласный особой звательной формы не имело. Но предполагается, что индоевропейский звательный падеж отличался также особой акцентуацией (ударение переносилось на первый слог: о, мать! = санскр. mâtar, греч. μήτερ) .

По новейшим исследованиям, звательный падеж в индоевропейском языке реконструируется следующим образом:

Тематические существительные (основа на - *o -)

На примере слова «волк»

Основа на - *a -

На примере слов «лошадь» (для санскрита), «рука» (для старославянского и литовского)

Основа на - *u -

На примере слова «сын» (для греческого πῆχυς «предплечье»)

Основа на - *i -

На примере слов «овца» (для санскрита, древнегреческого и литовского) и «гость» (для старославянского и готского)

Праславянский , старославянский и древнерусский языки

В праславянском языке звательный падеж имели существительные первых четырёх склонений; склонения на и.-е. смычный (матерь, ягня) и и.е. краткий u (камы, ремы) звательной формы не имели. В склонениях на и.е. долгий - *u - и на и.-е. - *i - звательная форма сохраняла форму индоевропейской основы (сыну! гости!), в склонении на - * о - сохранялось древнее окончание -е (муже! старче!). В целом в праславянском, а за ним древнерусском и старославянском звательный падеж образовывался следующим образом:

  • Древняя основа на *-ā- :

О после твёрдого согласного, -е после мягкого: жено! сестро! душе! дѣ вице!

  • Древняя основа на *-о- :

Е после твёрдого согласного, -ю после мягкого: старче! отче! коню! Игорю!

  • Древняя основа на *-u- :

У: меду! сыну!

  • Древняя основа на *-i- :

И: ночи! огни! Господи!

В процессе словоизменения происходило чередование согласных по первой палатализации : к - ч (человѣкъ - человѣче), г - ж (богъ - боже, другъ - друже), x - ш (влахъ - влаше).

Современный русский язык

Звательный падеж начинает отмирать достаточно рано: уже в Остромировом евангелии (XI век) зафиксировано его смешение с именительным. Как показывают берестяные грамоты, в XIV-XV вв. он сохранялся исключительно как форма уважительного обращения к лицам более высокого социального ранга: господине! госпоже! княже! брате! отче! К середине XVI в. он окончательно исчез из живой речи, оставшись только в формах обращения к церковнослужителям (отче! владыко! ) . До 1918 года звательный падеж формально числился в грамматиках как седьмой падеж русского языка. В наше время утрата представления о звательном падеже приводит к тому, что в живой речи архаические формы звательного падежа нередко употребляют в качестве именительного: «мне вчера отче сказал»; «владыко Досифей произнес проповедь» . Это вызывает возмущение ревнителей чистоты языка, призывающих вовсе отказаться от звательных форм .

Сторонники «классического» варианта белорусского языка (тарашкевицы), наоборот, обычно подчёркивают звательный падеж как отличительную черту белорусского языка от русского.

Примеры: Брат - браце, сын - сыне, Іван - Іване.

Польский язык

В польском языке звательный падеж (именуемый обычно «звательной формой», wołacz ) сохранился для всех существительных мужского и женского рода единственного числа. Однако в реальном современном языковом узусе, особенно в устной речи, он отмирает и зачастую используется только в застывших фразеологизмах. Вместе с тем, в официальной деловой переписке он сохраняется как признак уважения к партнеру, что является прямой аналогией с ограниченным использованием вокатива в русском языке XIV-XV вв.

Первое склонение (мужской род, в именительном падеже оканчиваются на согласный), по твёрдому варианту оканчивается на -"e , со смягчением и/или чередованием конечного согласного основы: chłop - chłopie! , naród - narodzie! , autor - autorze! (Исключения: dom - domu! , syn - synu! , dziad - dziadu! , т.е. главным образом слова бывшего склонения с и.-е. основой на долгий u ). Подобное же окончание наблюдается у слов с основой на -ec , например chłopiec - chłopcze! . Если конечный звук основы мягкий, заднеязычный (-k , -g , -ch ) или отвердевший (-rz , -cz и т. д.) - окончание -u : koń - koniu! , robotnik - robotniku! , patałach - patałachu! , piekarz - piekarzu! (Исключение: Bóg - Boże! ).

Второе склонение состоит из существительных среднего рода и потому особой формы вокатива не имеет. Третье склонение (мужской род на -a , -o , женский род на -a , -i ) обычно -o: żona - żono! , poeta - poeto! ; ласкательные формы - -u , напр. babcia - babciu! , Kasia - Kasiu! ; формы с окончанием -i особой формы не имеют, напр. pani! , gospodyni! .

Четвёртое склонение (женский род, в именительном падеже оканчиваются на согласный) оканчиваются на -i : krew - krwi! .

Болгарский язык

Род Окончание Звательный падеж
М.р. -к , -х , -ш , -ж , -ч , -ц , -ин -o юнако, мъжо, българино
-н , -л , -т , -р -ю коню, учителю, зетю, царю
другие согласные -е народе, брате, Василе, Димитре, отче
-ой , -а , -я , -о , -и (Благой, Добри, баща, съдия, чичо, дядо) -
Ж.р. -а , -я -o бабо, горо, душо, земьо
-а (личные имена) -е Боне, Верке, моме, звездице
согласная (пролет, радост, есен)
Ср.р. -o , -e -

Иные славянские языки

Как и в современном русском языке, звательный падеж не используется в словенском и словацком языках, за исключением ряда устойчивых и частично устаревших фразеологизмов.

Латышский язык

В латышском языке звательный падеж важно запоминать для I, II, III и IV склонений.

Звательный падеж

Звательный падеж , звательная форма , вокатив (лат. vocativus ) – особая форма имени (чаще всего существительного), используемая для идентификации объекта, к которому ведётся обращение. Название этой формы «падежом» условно, т.к. в строго грамматическом смысле звательная форма падежом не является. Звательный падеж (вокатив), традиционный для славянских языков, является «названием предмета мысли (лица), к которому обращаются с речью». Будучи падежом, устанавливающим контакт между говорящим и воспринимающим речь, он реализует волю говорящего. Грамматическое значение звательного падежа реализуется в присущей ему особой синтаксической функции – обращения.

Исторически звательная форма являлась элементом индоевропейской системы падежей и существовала в латыни, санскрите, и древнегреческом. Хотя впоследствии она была утеряна многими современными индоевропейскими языками, некоторые языки сохранили её до нашего времени, примером чему могут являться греческий, цыганский, многие славянские языки (украинский, белорусский, польский, сербский и др.) и некоторые кельтские языки (шотландский и ирландский), балтийские языки (например: латышский и литовский). Из романских звательная форма сохранилась только в румынском языке. Она также присутствует в некоторых не-индоевропейских языках, таких как грузинский, арабский и корейский.

Звательный падеж начинает отмирать достаточно рано: уже в Остромировом евангелии (XI век) зафиксировано его смешение с именительным. Как показывают берестяные грамоты, в XIV–XV вв. он сохранялся исключительно как форма уважительного обращения к лицам более высокого социального ранга: господине! госпоже! княже! отче! брате! К середине XVI в. он окончательно исчез из живой речи, оставшись только в формах обращения к церковнослужителям (отче! владыко! ). До 1918 года звательный падеж формально числился в грамматиках как седьмой падеж русского языка. В наше время утрата представления о звательном падеже приводит к тому, что в живой речи архаические формы звательного падежа нередко употребляют в качестве именительного: «мне вчера отче сказал»; «владыко Досифей произнёс проповедь» . Это вызывает возмущение ревнителей чистоты языка, призывающих вовсе отказаться от звательных форм.

В современном русском языке существует в виде нескольких архаизмов, по большей части входящих в состав фразеологических оборотов и других речевых формул, либо перешедшие в разряд междометий (Бо?же , Созда?телю , Го?споди , Иису?се , Хри?сте , влады?ко , митрополи?те , вра?чу , ста?рче , о?тче , бра?те , сы?не , дру?же , кня?же , челове?че и другие). Иногда встречается в литературе либо в целях архаизации («…чего тебе надобно, старче?» – Пушкин), либо в цитатах из церковнославянских текстов и молитв («Царю небесный, спаси меня…» – Лермонтов), либо для «украинизации» речи героев-украинцев («А поворотись-ка, сынку!» – Гоголь; «Ты откуда, человече?» – Багрицкий). Однако, регулярное и нормативное употребление этой грамматической формы в церковнославянском языке, являющемся официальным языком богослужения в Русской Православной Церкви, а также появление таковых в новых религиозных текстах на русском языке в том числе (службы, акафисты, молитвы, тропари новопрославленным святым) влияет на речь современных православных верующих, в связи с чем можно отметить активизацию архаической звательной формы. Анализ современных гимнографических текстов, написанных на русском языке, свидетельствует о том, что звательная форма последовательно употребляется при обращении, нарушая грамматическую норму, но сохраняя традицию. Причём, в старозвательной форме употребляются не только имена собственные, но и неодушевлённые имена нарицательные, такие как сте?но, пра?вило, обра?зе, защи?то, ре?ко, тра?пезе, похва?ло, тепло?то, сто?лпе, лампа?до, ка?мене, ни?во, мо?сте и другие.

В то же время, иногда под «современным звательным падежом» (или «новозвательным») понимаются словоформы с нулевым окончанием существительных первого склонения, как Миш , Лен , Тань , Марин , бабуль , мам , пап и т.п., то есть совпадающие по форме со склонением множественного числа родительного падежа. Статус данной формы слова пока остаётся предметом споров учёных: часть склоняется к выделению подобной формы в отдельную грамматическую категорию, часть же выступает против.

Поэтому в зависимости от того, в связи с чем употребляется слово градация (примеры приведены выше), речь может идти абсолютно о разных вещах.

Общее понятие. Само это слово взято из латинского языка и переводится как "постепенный переход", "повышение". Градация являет собой нескачкообразное движение какого-либо атрибута или свойства, а также последовательные этапы или ступени.

Рассмотрим значения этого слова подробней.

Цветовая градация. Примеры. Это ступени какого-либо цвета, которые выстроены в определенном порядке, либо это набор разных оттенков от темного к светлому и наоборот. Радуга - самый яркий пример градации цвета. Здесь представлен переход основных цветов от одного к другому.

Градация качества товаров - это совокупность разрядов, классов или сортов различных товаров. Можно судить о таких качествах продукта, как пригодность для использования или полезность. Примером градации качества могут служить чайные сорта или лотки с яйцами разных сортов: высший, первый и второй. Также в железнодорожной или авиационной сфере предлагаются билеты: плацкарт, купе, первый класс; бизнес или эконом-класс.

В бизнесе этот термин может использоваться при распределении товаров по критериям: качество, и т.д. Это значительно упрощает торговую процедуру.

Русский язык и градация. Примеры. Последовательное ослабление или усиление в выражении называется в русском языке и литературе. Раньше ее еще называли «климакс». Однако в последнее время ей дали другое название - градация. Пример: «Я вас прошу, очень прошу, умоляю». Сейчас литературоведы приписывают климакс к разновидностям градации. Но различие в них настолько тонкое, что для «обычных» людей еле уловимо.

Возрастная градация. Примеры. Это понятие нашло свое применение в культурологии и социологии. Возрастная градация - это система, которая существует в каком-либо обществе. По этой системе люди, принадлежащие одной возрастной группе, имеют равные обязанности и права. Также этот термин может использоваться по отношению к животным в биологии. Распространенный пример - щенки и более старшие собаки. Здесь возрастная градация довольно ярко выражена. Причем порода собак не имеет значения. Термин «возрастная градация» также применяется В таком случае людей разделяют на группы для каких-то определенных целей внутри учреждения.

Таким образом, градация - понятие очень разностороннее, но в целом понимается одинаково - это постепенность перехода одних свойств к другим или разбиение чего-либо на этапы, ступени.

Градация - это стилистическая фигура речи, которая располагает слова или отрезки предложения в таком порядке, что каждое следующее слов (отрезок предложения) усиливает либо уменьшает эмоционально-экспрессивное или смысловое значение.

Градация бывает

  • восходящая,
  • нисходящая.

Пример восходящей градации : Пришел, увидел, победил.

Не жалею, не зову, не плачу...

Пример нисходящей градации :

пример из произведения М. Лермонтова: Ему обещает полмира, А Францию только себе.

Термин градация произошл от латинского слова gradatio, в переводе это значит постепенное возвышение. А точнее, градацией в литературе называют такую стилистическую фигуру, которая заключается в ослаблении либо наоборот, усилении какого-нибудь признака или действия. А также градация это когда процесс разделяется на определнные стадии или этапы. Различаются в литературе как восходящие, так и нисходящие градации.

Ярким примером восходящей градации можно назвать красивые и поэтичные строки из знаменитого стихотворения Сергея Есенина:

А вот наглядный пример нисходящей градации демонстрируется из стихотворения О. Г. Бергольц:

Тут главное научиться определять вид градации, восходящий или нисходящий.

  • В литературе есть два таких понятия, как:

    • климакс - перечисление по возрастающей
    • антиклимакс - перечисление по убывающей

    Эти два понятия и объеденные под общее слово - градация.

    Климакс пример:

    Нитки на пиджаке были синие, пуговица была синяя, кармашек был синий, рукава были синие, да и сам пиджак был синий.

    Антиклимакс пример:

    От горы откололся валун, от валуна булыжник, от булыжника камешек, от камешка осколочек, от осколочка песчинка, а песчинка в пыль превратилась.

    Градация - это специальный выражения для возрастания и убывания содержимое, текст. Бывает двух видов, климакс и антиклимакс. Означают возрастание и убывание в свою очередь.

    Вот пример градации из произведения Достоевского:

    В общем понимании под градацией можно понимать:

    А вот что касается градациАи в литературе, то она представляет собой стилистическую фигуру, заключающуюся в последовательности нагнетания или же ослабления каких-либо сравнений, эпитетов, образов, метафор и прочих выразительных средств. В связи с таким определением выделяется два вида литературной градации:

    1) Климакс. Подразумевается выражение в порядке возрастания значения.

    2) Антиклимакс. Подразумевается выражение в нисходящем порядке.

    Начнем с примеров градации в стихотворениях известных авторов, а потом уже к определению:

    Знаменитое Есенинское стихотворение ярко показывает восходящую градацию:

    Не жалею, не зову, не плачу...

    Пример нисходящей градации можно посмотреть в этих прекрасных строках А.С Пушкина

    Вот стихотворение Ф.И.Тютчева потрясающе демонстрирует градацию восходящую, как принцип построения целого стихотворения.

    А это стихотворение А.Фета полностью построено на градации, то есть постепенном усилении значения.

    Итак, рассмотрев примеры, можно сделать вывод о том, что же такое градация? Градация - это особый оборот речи, который в первую очередь направлен на постепенное усиление или уменьшение эмоционального значения. Это делается для экспрессии, для создания образа, для полноты передачи чувств, эмоций)). Примеры показывают, что градация может быть восходящая (в литературоведении она называется КЛИМАКС) и нисходящая (АНТИКЛИМАКС).

    Градация представляет собой стилистический прием: слова стоят в таком порядке, который усиливает (или, наоборот, ослабляет) сказанное.

    Например, у Зинаиды Гиппиус:

    Это пример нисходящей градации, которая достаточно редко встречается и в стихах, и в прозе.

    Примером восходящей градации могут служить эти строчки из Астафьева:

    Мастерски владевший словом Маяковский, использовал градацию довольно часто в своих произведениях, создавая эффект нагнетания ситуации или неминуемости происходящего:

    У Маяковского градация усиливается особым ритмическим строением его произведений, лексическими ударениями, недаром он сам называл себя площадной сутенер.

    Градацией в литературе, называется такая фигура письменной речи, которая стоит в предложении таким образом, что каждая следующая часть предложения, несет в себе более сильную эмоциональную окраску, чем все предыдущие части предложения или стихотворной строфы.

    Градация бывает прямая или обратная, чаще употребляется в поэтических и прозаических литературных произведениях,а в повседневном человеческом общении, градация используется довольно редко.

    Сергей Есенин.

    Смысловое выражение в определенном порядке, относящиеся к одному предмету или событию. Если смысловые выражения идут на повышение, как в строчках Блока не уйти, не встать и не вздохнуть, тогда градация называется климаксом. Или антиклимаксом, если выражения идут по убывающей смысловой эмоциональности. Например, строки

    Градация- это ряд выражений последовательность, постепенность выражений даже если точнее сказать и градация бывает повышающейся, называется климакс и понижающейся, называется антиклимакс значимости членов ряда.

  • В разговорной речи имеется множество слов, которые мы используем интуитивно, не вникая до конца в смысл сказанного. И дело не в недостатке информации а, скорее, в ее изобилии. Основа слова, его суть теряются среди видоизменений и переносных значений. Такая же судьба постигла термин «градация». Это слово звучит с экранов телевизоров, встречается в блогах, статьях, художественной и специальной литературе. Давайте попробуем разобраться, что вкладывается в это понятие в каждом отдельном случае.

    Литературный словарь

    Словари иностранных слов однозначно говорят, что градация - это постепенный, последовательный переход от одного понятия или действия к другому. Слово происходит от латинского gradatio - ступень. Здесь важно понимать, что и понятия, и действия должны быть одного порядка. Например, переход от яблока к груше - это не градация. А вот переход от маленькой груше к большой - уже да.

    Градация в искусстве

    Градация цвета - это художественный прием, отражающий постепенный переход от более густого оттенка цвета к более светлому или наоборот. Градуированные цвета в изображении передают глубину и насыщенность тонов и придают картинке реалистичность и объемность.

    Развернутый цветовой ряд, открывающийся белым цветом и закрывающийся черным, также можно назвать словом «градация». Это понятие включает в себя не только все оттенки контрастных черно-белых тонов, но и все переходы серого, и полный цветовой ряд со всеми его полутонами. Смешивая оттенки, живописец применяет градацию для оживления своего полотна.

    Если художник, творя, использует плавные переходы так, как это подвластно его восприятию мира, то в полиграфии все цвета рассматриваются с точки зрения функциональности и серийного производства. Если пристально рассматривать напечатанную картинку, можно заметить, как она "рассыпается" на множество мелких точек. Такие изображения называют растровыми.

    Градация таких точечных картинок передается растровыми элементами, которые для невооруженного взгляда сливаются в один непрерывный перелив.

    Градация в литературе

    Литературная градация - это описательный прием, описывающий предметы или понятия по мере возрастания или убывания. Для каждого такого стилистического приема имеется свой термин. Климакс - это описание по возрастающей предметов, чувств или понятий в тексте, антиклимакс - описание по ниспадающей. Например: ручьи, потоки, реки, океаны слез - вот простой пример для описания понятия «литературная градация». Это примеры простой градации, а бывает, что она воспринимается немного сложнее, например:

    Данное стихотворение Марины Цветаевой не несет в себе явных оттенков и полутонов, тем не менее и здесь градация соблюдается - по мере прочтения меняется восприятие произведения и повышается эмоциональный накал.

    Градация в торговле и логистике

    Градация - это незаменимый термин товароведения. Здесь он означает в первую очередь качественные характеристики рассматриваемой продукции. Эталоном для сравнения признаются товары, которые полностью отвечают существующим нормам и требованиям. Градация качества - это распределение выявленных несоответствий товара по заданным параметрам.

    Товарами первой градации являются стандартные изделия и продукты, полностью прошедшие проверку и подлежащие реализации без ограничений.

    Вторая градация - это товары, которые попадают в категорию условно пригодных продуктов потребления - с подступающими сроками годности, например. На ассортимент второй градации может быть снижена цена, или товар может быть отправлен на повторную переработку. Реализация товаров второй градации должна осуществляться с уведомлением клиента о недостатках данного продукта.

    Третья градация - это опасные неликвидные товары, которые утилизированы с соблюдением всех необходимых предосторожностей.

    Как можно видеть, понятие градации намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Термин используется и в других отраслях человеческой деятельности - в парикмахерском искусстве, в легкой промышленности, в музыке и так далее. "Градация" включает в себя и нематериальные понятия, такие как слово или оттенок, и вполне материальные и осязаемые категории различных предметов.