Искусство ниндзя и кто такие ниндзя. Для всех и обо всем. Оружие ниндзя видео

Оценка эффективности маркетинговой деятельности ТОО «Богатырь Комир»

Основными потребителями энергетических экибастузских углей являются крупные ГРЭС и ТЭЦ Казахстана и России, оборудование которых приспособлено для сжигания высокозольного угольного топлива. В настоящее время ТОО «Богатырь Комир» разрез «Богатырь» поставляет свою продукцию на электростанцию ТОО «Богатырь Комир» г,.Экибастуз,г.Аксу, АК «Омскэнерго» г.Омск РФ, АО «Павлодарэнерго» г.Павлодар, АО «ССГПО» , ОАО «Свердловскэнерго» г.Свердловск РФ, АО «ТНК «Казхром»» г.Аксу, АО «ТНК «Казхром Аксуский завод ферросплавов», АО «Курганская ТЭЦ» г.Курган РФ и др. В таблице 8 представлена информация по отгрузке угля по различным регионам, которую ведет маркетинговый отдел анализируемого предприятия.

Таблица 8 - Отгрузка угля по регионам

Анализ таблицы показал, что в связи с уменьшением потребительского спроса на отгружаемую продукцию потребителями СНГ, по сравнению с периодом прошлого года в целом отгрузка угля снизилась на 33 % или на 4557 тысяч тонн, в том числе потребителям РК увеличилась - на 61 % т.е. на 6941 тысяч тонн, а по Киргизии - снизилась на 166,5 %, в соответствии с рисунком 28.

Рисунок 28 Структура продаж по регионам

Проанализировав таблицу 8, отметим, что сегментирование рынков, на которых работает ТОО «Богатырь Комир» осуществляется по следующим признакам.

1) По географическому признаку, предполагающему разбивку рынка на разные географические единицы:

Внутренний рынок - рынок, который включает всех потребителей и производителей внутри страны. Внутренний рынок для ТОО «Богатырь Комир» - Казахстан;

Внешний рынок угля - рынок, который включает экспорт угля потребителям ближнего и дальнего зарубежья. Для ТОО «Богатырь Комир» - это Россия и Киргизия.

Из данных таблицы можно сделать вывод, что самый большой удельный вес реализации продукции ТОО «Богатырь Комир» по географическому признаку принадлежит России, на внутренний рынок угля, то есть Казахстан, в анализируемом году было реализовано порядка 61% или 17600 тыс.тонн.

Такое распределение поставок по ТОО «Богатырь Комир» на угольные рынки свидетельствует о большой значимости для предприятия как внешнего, так и внутреннего рынков.

2) Сегментирование рынка производится и по отраслевому признаку. Согласно данным таблицы 9 рынок энергетических углей дополнительно разделяется по категориям потребителей.

Таблица 9 - Сегментация рынка энергетических углей

В категорию «ТЭС» входят все ГРЭС и ТЭЦ, использующие уголь для выработки электроэнергии и тепла. Характерной особенностью рынка энергетического угля потребителей категории «ТЭС» как Казахстана, так и других стран СНГ, является то, что основная масса теплоэлектростанций была спроектирована и построена в соответствии с долгосрочными планами развития электроэнергетики СССР. При этом каждая электростанция была запроектирована на использование определенной марки угля с характеристиками, утвержденными в «Тепловом расчете котельных агрегатов». Этим на долгие годы закрепилась связь между потребителем и ТОО «Богатырь Комир». И хотя большинство углепотребляющих предприятий имеют экономическую самостоятельность и могут принимать самостоятельные решения по выбору деловых партнеров для повышения конкурентности своей продукции, привязанность к определенному виду топлива сохраняется.

Потребителей категории «ТЭС» можно разбить дополнительно по видам потребляемого топлива - уголь и нефтетопливо используют 45 % потребителей; уголь-газ-нефтетопливо - прочие - 42 %; уголь-газ - 11 %; и лишь один уголь - 2 %. Это говорит о существовании конкурентных видов топлива.


Рисунок 29 Сегментация рынка

Основными потребителями угля ТОО «Богатырь Комир» в период с 2012-2014год, согласно таблице 10 являлись следующие тепловые и электрические станции Республики Казахстан.

Значительная часть энергетического рынка угля для ТОО « Богатырь Комир» по различным причинам оказалась потерянной. В числе этих причин:

Переход Карагандинской ТЭЦ-2, Балхашской ТЭЦ и Жезказганской ТЭЦ под управление корпорации «Казахмыс» и наличия у нее собственной сырьевой базы - разрезы «Борлы» и «Куучекинский»;

Крупные аварии на Кзыл-Ординской ТЭЦ-6 и Карагандинской ТЭЦ-1.

Таблица 10 - Динамика потребления углей ТОО «Богатырь Комир» энергостанциями Казахстана в период с 2012 по 2014года

Энергостанции

Реализация угля

Экибастузская ГРЭС-1

Экибастузская ГРЭС-2

Павлодарская ТЭЦ-2

Павлодарская ТЭЦ-3

Акмолинская ТЭЦ-2

Петропавловская ТЭЦ-2

Степногорская ТЭЦ

Карагандинская ТЭЦ-3

Карагандинская ГРЭС-1

Карагандинская ГРЭС-2

Кзыл-Ординская ТЭЦ-6

Рудненская ТЭЦ

Балхашская ТЭЦ

Жезказганская ТЭЦ

Как видно из таблицы 10 за три года произошло снижение потребление углей ТОО «Богатырь Комир» следующими энергостанциями: Экибастузской ГРЭС-1, Экибастузской ГРЭС-2, Павлодарской ТЭЦ-3, Карагандинской ТЭЦ-3, Степногорской ТЭЦ.

Наибольшее значение для компании в 2012году имели следующие энергостанции: Экибастузские ГРЭС-1,2; в 2013году - Экибастузская ГРЭС-2, Павлодарская ТЭЦ-3, Петропавловская ТЭЦ-2; в 2014году наибольший удельный вес реализации для ТОО «Богатырь Комир» пришелся на Экибастузскую ГРЭС-2 и Петропавловскуя ТЭЦ-2. Причем большая доля потребления последней кроется в том, что теплоэлектростанция - структурное подразделение Павлодарэнерго. Потому, ТОО «БАК» является, практически, единственным поставщиком угля.

С целью выявления значимости компании для потребителей, определим в таблице 11 потенциально возможный объем реализации угля ТОО «Богатырь Комир» и ТОО «Разрез «Северный».

Таблица 11 - Потенциально возможный объем реализации угля ТОО «Богатырь Комир» потребителям

Энергостанции

Объем поставок угля, всего тыс.тонн

Поставки ТОО«БК» с ТОО «Р-з «Северный»,тыс. тонн

Структура поставок ТОО «БК» с ТОО Р-з «Северный»,%

Поставки угля конкурентами, тыс.тонн

Структура по-ставок уля конкурентами, %

Экибастузская ГРЭС-1

Экибастузская ГРЭС-2

Павлодарская ТЭЦ-2

Павлодарская ТЭЦ-3

Акмолинская ТЭЦ-1

Акмолинская ТЭЦ-2

Петропавловская ТЭЦ-2

Степногорская ТЭЦ

Карагандинская ТЭЦ-3

Карагандинская ГРЭС-1

Проанализировав данные таблицы можно сказать, что потенциальный возможный объем поставок угля ТОО «Богатырь Комир» способен обеспечить монопольное положение на следующих энергостанциях: Экибастузская ГРЭС-1, Экибастузская ТЭЦ,Павлодарские ТЭЦ-2,3. Доля конкурентов на остальных энергостанциях незначительна и в сумме составляет 10,95 %.

Таким образом, внутренний рынок энергетического угля для компании перспективен. Предприятие способно удержать свои конкурентные позиции и обеспечить стабильный рынок сбыта.

Для оценки рыночных возможностей предприятия на внешнем рынке проанализируем его более детально.

Главным представителем внешнего рынка энергетических углей для ТОО «Богатырь Комир» является Россия. В него входят 190 теплоэлектростанций, ГРЭС и ТЭЦ, использующих уголь для выработки электрической и тепловой энергии, более 1700 крупных районных котельных, в том числе старые угольные ТЭЦ, на которых прекращено производство электроэнергии, и широкая сеть теплоснабжающих предприятий, включающих более 1500 гор/рай/топсбытов и входящие в них 2260 топливных складов. Специфика потребностей каждой из категорий потребителей на этом рынке существенно разнится между собой как качественными характеристиками потребляемого угля, так и ценовыми характеристиками и объемами его потребления.

Российский рынок согласно таблице 12 энергетических углей поделен на 7 региональных рынков, сформированных на основе анализа тенденций в потреблении угля. «Ядрами» этих угольных рынков является субъекты федерации, в пределах которых размещены крупные угольные электростанции, в совокупности потребляющие около 80 млн. тонн энергетических углей в год.

Уральский региональный рынок представлен Свердловэнерго. Сюда вошли следующие энергостанции: Красногорская ТЭЦ, Нижне-Туринская ГРЭС, Рефтинская ГРЭС, Верхнетагильская ГРЭС и Серовская ГРЭС. Челябэнерго включает Троицкую ТЭЦ. На уральском региональном рынке распологается и Курганская ТЭЦ. Западно-Сибирский рынок для ТОО «Богатырь Комир» представляют Омские ТЭЦ-4,5. Центрально-Российский - Черепецкая ГРЭС (Тулаэнерго).

Таблица 12 - Потребность в топливе региональных рынков энергетического угля потребителей категории «ТЭС» и доля на нем ТОО «Богатырь Комир»

Проанализировав данные таблицы 12 сделаем следующие выводы. Значительная доля использования угля ТОО «Богатырь Комир» приходится на Уральский региональный рынок 73,24%. Хотя процент достаточно высок, но в сравнении с прошлым годом (87,67%) реализация уменьшилась на 14,43%. Господствующее положение ТОО «БК» на Уральском региональном рынке характеризуется тем, что энергостанции этого региона были запроектированы на использование углей Экибастузского месторождения, в частности разрезов «Богатырь» и «Северный». И хотя привязанность к топливу ТОО «Богатырь Комир» сохраняется, угрозу потери ряда потребителей этого региона исключить нельзя. Регулярные маркетинговые исследования конкурентов и потребителей на внешнем рынке ТОО «Богатырь Комир» способны не только обеспечить устойчивость сложившегося положения на рынке, но и вскрыть потенциальные возможности предприятия.

Основным конкурентом - экспортером угля для ТОО «Богатырь Комир» на рынок России был разрез «Северный». Среди российских конкурентов - Кузбасский угольный бассейн. Доля разреза «Восточный» на внешнем рынке в сравнении с ТОО «Богатырь Комир» незначительна (19522,2 тыс.тонн в год), поэтому в качестве конкурента не выступает.

С целью оценки темпов изменения объемов реализации угля ТОО «Богатырь Комир» на внешнем рынке, в таблице 13 приведено сравнение фактических объемов поставки с данными прошлых лет.

Таблица 13 - Динамика реализации энергетического угля ТОО «Богатырь Комир» на внешний рынок за период с 2012 по 2014 года

Энергостанции

Поставки энергетического угля ТОО «БК»

Рефтинская ГРЭС

Верхне-Тагильская ГРЭС

Серовская ГРЭС

Красногорская ТЭЦ

Троицкая ГРЭС

Черепетская ГРЭС

Омская ТЭЦ-4

Омская ТЭЦ-5

Нижне-Туринская ГРЭС

Курганская ТЭЦ

Барнаульская ТЭЦ

Из таблицы 13 видно, что объем реализации, имеет тенденцию к увеличению, хотя максимальный объем достигнут в 2013 году. За три года показатель вырос на 218,16 %. Значительные скачки темпов прироста наблюдаются на Рефтинской ГРЭС - 1156% в 2013 году в следующем году - некоторое снижение до 6337,1 тыс.тонн, что к базисному составило 823,52 %. Таким образом, значимость энергостанций Свердловэнерго для ТОО «Богатырь Комир» очевидна, так как они обеспечивают компании перспективный рынок сбыта.

Итак, предприятиями охватывается значительная часть рынка угля и проводится ориентирование на обеспечение различных нужд в энергетических углях как потребителей Казахстана, так и других стран СНГ.

Деятельность компании не ограничивается лишь взаимоотношениями с потребителями и конкурентами. На достижения поставленных целей предприятия оказывает влияние и внешние факторы.

Внешняя среда в маркетинге просматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем:

Макроокружения;

Непосредственного окружения.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения предприятия. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако каждая из них испытывает на себе ее влияние и не может управлять ею (неконтролируемая предприятием среда).

Непосредственное окружение представлено теми составляющими внешней маркетинговой среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. При этом фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Тем самым она может участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращении появления угрозы ее дальнейшему существованию.

Компании действуют в постоянно меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся между ним и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношений составляет понятие среды маркетинга, которая во многом определяет характер деятельности предприятия. Чтобы узнать как различные факторы, воздействуют на сбыт продукции ТОО «Богатырь Комир», проведем SMART-анализ, основанный на методе поля сил. В одной части поля сил расположим факторы, сдерживающие, а в другой движущие сбыт продукции ТОО «Богатырь Комир». Расположим их по возрастанию их значимости для нашего анализа, в соответствии с рисунком 30.

Количество баллов

Движущие факторы

Рост промышленности (рост энергопотребления), политика государства.

Желание ASI инвестировать в рынок Казахстана.

Рост потребления элегтроэнергии за счет экспорта.

Подъем жизненного уровня.

Рост сферы услуг.

Наличие резервных мощностей на энергостанциях

Количество балов

Сдерживающие факторы

Низкое качество угля.

Старение технологической базы энергостанций.

Нехватка инвестиций в энергетику.

Внедрение энергосберегающих технологий.

Ухудшение горно-геологических условий.

Неопределенность границ разреза (горного отвоза)

Рисунок 30 Поле сил, влияющих на сбыт продукции ТОО «Богатырь Комир»

Исходя из приведенного поля сил сложившуюся ситуацию для бизнеса компании можно описать следующим образом:

Производство продукции ТОО «Богатырь Комир» построено таким образом, что оно способно снизить свои темпы во время экономического спада и

нарастить в период увеличения спроса;

Общий объем уровня жизни в государстве стимулирует рост энергопотребления;

Использование резервных мощностей на энергостанциях способно увеличить реализацию продукции;

Улучшение качества продукции (угля) способно открыть для предприятия новые рынки сбыта.

Далее рассмотрим более подробно состояние внутреннего рынка. Угольная промышленность республики Казахстан как базовая отрасль начала формироваться в 30-е годы на базе углей Карагандинского каменноугольного бассейна. Вторая мировая война и резко возросший спрос оборонной промышленности позволили в несколько раз увеличить добычу коксующихся карагандинских углей для нужд металлургического производства. На территории Казахстана известно более 400 месторождений и проявлений углей. Общие геологические запасы углей оцениваются в 164,4 млрд.тонн.

Энергетический рынок является наиболее емким по сравнению с рынком коксующихся углей Казахстана.

Энергетический сегмент рынка включает в себя все теплоэлектростанции, ГРЭС и ТЭЦ, использующие уголь для выработки электрической и тепловой энергии. Поставщиками угля на эти предприятия являются угледобывающие компании Казахстана, в числе которых одно из главных мест занимает ТОО «Богатырь Комир».

По состоянию на 01.01.15 производственная мощность разреза по углю около 21,9 млн тн в год, производственная мощность вскрышного комплекса, ограниченная производственной мощностью железнодорожного транспорта, 22 млн. м3 в год.

Проанализируем динамику выпуска и реализации продукции и сведем данные в таблицу 14, а также представим на графике в соответствии с рисунком 31.

Таблица 14 - Производство и реализация продукции за 2013-2014г.г.


Рисунок 31 График производства и реализации продукции 2013-2014 гг.

Объем производства в 2014 году возрастает на 10991 тыс.тенге или на 0,2%, объем реализации в этом же году уменьшается на 79092 тыс.тонн или на 1,5% по сравнению с 2013 годом. Изменение вызвано большими остатками на складе и отказами потребителей от угля (особенно в летний период времени).

В перспективном плане на разрезе «Богатырь» ТОО «Богатырь Комир» разработана инвестиционная программа развития, где предусмотрены мероприятия по расширению и реконструкции существующих технологических переделов, замене физически и морально устаревшего оборудования.

В 2010 году для ликвидации отставания по вскрыше рассматривалась необходимость перехода на новую технологию отработки, с использованием комбинированного транспорта (железнодорожного и автомобильно-конвейерного с расположением конвейеров на стационарном борту), что обеспечит технико-экономическую эффективность производства, стабильность мощностей, обеспечивающих потребности внутреннего и внешнего рынка.

Согласно долгосрочному прогнозу Министерства энергетики потребление электроэнергии в Казахстане должно увеличиться, при этом собственное производство должно возрасти, что обеспечит полную энергетическую независимость Казахстана и отказ от перетоков электроэнергетики из энергосистем России и Средней Азии.

В Северной зоне, где практически все производства электроэнергии работают на Экибастузском угле, потребление должно увеличиться примерно на 65%.

В связи с незагруженностью проектных мощностей энергетических предприятий Казахстана на двустороннем уровне рассматриваются варианты сбыта электроэнергии на китайский рынок, в его западные энергодефицитные районы.

Строительство энергомоста Экибастуз-Богатырь Казахстан - Западный Китай позволит более полно использовать мощности Экибастузский ГРЭС, а также стимулировать дальнейшее их наращивание. Соответственно, должны получить развитие и мощности Экибастузский угольных разрезов, в частности разреза «Богатырь», рассмотрим в таблице 15 и графике в соответствии с рисунком 32.

Таблица 15 - Технико-экономические показатели в перспективе


Рисунок 32 График технико-экономических показателей в перспективе

Добыча угля в перспективе в 2017 году по сравнению с 2013 годом возрастет на 103 тыс.тонны или на 100,5 %, а выемка вскрышных пород на 13455,5 тыс. м3 или 160,9 %.

Опасности, которые могут повлиять на сбыт товара и возможности противодействия им.

Факторы микросреды, влияющие на сбыт, представлены в таблице 15.

Таблица 15 - Факторы микросреды

Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов можно следующим образом;

1) Создать производственные запасы, наладить контакты с новыми поставщиками;

2) Постоянно контролировать настроение рабочих, свести к минимум вероятность забастовок;

3) Постоянный поиск новых связей, но нужно учитывать, что всё - таки более надёжные это старые, проверенные связи;

4) Постоянный контроль за качеством продукции;

5) Действовать пор обстоятельствам.

Факторы макросреды, влияющие на сбыт, представлены в таблице 16

Таблица 16 - Факторы макросреды, влияющие на сбыт

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Принятие законов, предусматривающих льготы для производителей

1. Принятие законов, ущемляющих права производителей

2. Наличие тенденции роста строительства жилых домов

2. Наличие тенденции спада строительства жилых домов

3. Потребность в строительстве промышленных зданий

3. Нет надобности в строительстве промышленных зданий

4. Спад инфляции

4. Рост инфляции

5. Дешевение энергии

5. Дорожание энергии (эл., тепл.)

6. Повышение общего уровня покупательной способности

6. Снижение общего уровня покупательной способности

При отрицательном влиянии факторов макросреды мы практически не можем ничего поделать. Если наличие, каких - либо отрицательных факторов существует постоянно можно сменить вид деятельности. Сначала владелец компании определяет бизнес-идеологию (миссию и основные ценности), так как именно идеология даст основу для разработки стратегии и, в дальнейшем, финансовых целей компании. SWOT- анализ - эффективный инструмент определения показателей стратегического бюджета и маркетинга. Деятельность компании направлена на получение какого-либо результата, следовательно, начальным этапом в деятельности любой компании является постановка целей, после формирования общего видения компании следует перейти к детальному изучению внутренней и внешней среды. Один из анализов - SWOT- анализ является эффективным инструментом определения стратегического бюджета в целях маркетингового исследования. Он прост в применении и эффективен для первичного анализа. При его проведении все делится на внешнюю и внутреннюю среду, а события - на прошлое и будущее.

Анализ сильных и слабых сторон позволяет выявить направления, которые требуют инвестиций для еще большего упрочения сильных позиций, а также для ликвидации слабых мест. Компании необходимо определить факторы, характеризующие сильные и слабые стороны, благоприятные возможности и угрозы ее дальнейшей деятельности, таблица 17.

Таблица 17 - SWOT- анализ разреза «Богатырь» ТОО «Богатырь Комир»

Сильные стороны организации

Слабые стороны организации

Отлаженная технология производства

Устойчивость качества угля, выпускаемой продукции, отвечающая требованиям рынка

Квалифицированный производственный персонал

Устойчивые связи с поставщиками

Сформированные каналы сбыта в РК

Получение сертификата органа сертификации TUV Manaqement Service GmbH

Изношенное производственное оборудование

Нестабильное производство вскрышных работ

Возможности организации

Угрозы организации

Новые технологии реструктуризации и реинжиниринга

Возможность привлечения дополнительных каналов сбыта

Расширение рынка за счет оказания дополнительных услуг населению

Привлечение технологических ноу-хау для выпуска уже выпускаемой продукции

Снижение издержек путем внедрения новых технологий

Рост квалификации персонала, расширение программ обучения и переподготовки в отрасли

Инвестиции в производство

Появление конкурентов с более низкими издержками

Падение спроса на традиционную продукцию, нестабильность рынка сбыта потребителями СНГ

Реализация экологических программ в городе

Ограниченность потребителей

Предприятию нужно изыскать возможности для разработки и внедрения новых, более прогрессивных технологий, что позволит сократить издержки и снизить себестоимость продукции, хотя решение этой проблемы кроется в финансовом обеспечении соответствующих разработок. Здесь, как вариант можно рассмотреть внедрение новой технологии за счет механизации и отказа от вывозки вскрыши железнодорожным транспортом.

SWOT-анализ является срезом компании только на данный момент времени, то есть составные части матрицы могут изменяться и, соответственно, перетекать из одной группы в другую: возможности (и даже угрозы) могут стать сильными сторонами, сильные стороны могут стать слабыми (и наоборот). Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

Использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

Какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? (благоприятные возможности без способов их реализации - иллюзия, сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм);

Какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

В итоге можно сделать вывод: что согласно долгосрочному прогнозу Министерства энергетики потребление электроэнергии в Казахстане должно увеличиться, при этом собственное производство должно возрасти, что обеспечит полную энергетическую независимость Казахстана и отказ от перетоков электроэнергетики из энергосистем России и Средней Азии.

ТОО «Богатырь Комир» поставило задачу создать серьёзный корпоративный портал, который будет выглядеть представительно и в полной мере отражать дух компании. Они также хотели представить всю информацию о себе максимально прозрачно и доступно для любого пользователя.

О проекте

Кроме истории компании (из которой можно узнать, при чём здесь президент США, а также другие факты) и регулярных новостей, на сайте есть полная информация по акционерам, партнёрам, можно просмотреть публикации в прессе. Естественно, главными остаются информативные разделы по закупкам ресурсов и продаже угля.

Оказываемые услуги

Компания «ТриЛан» оказала ТОО «Богатырь Комир» услуги по разработке веб-дизайна, вёрстке страниц сайта и его программированию.

Начало сотрудничества

Команда «ТриЛан» приступила к работе в июле 2011 года и полностью создала сайт с нуля в течение трёх месяцев. Ольга Круглова, арт-директор «ТриЛана», разработала веб-дизайн, ведущий программист Дмитрий Кукушкин и программист Илья Ашапатов взяли на себя программирование, а Александр Асланов, ведущий верстальщик, осуществил вёрстку. Куратором проекта стала менеджер Кристина Фуксина.

Проблемы и их решения

Была поставлена задача - сделать строгий сайт в корпоративных цветах, но при этом добавить немного динамики и не потерять указание на специализацию заказчика - добычу угля.

Решение: Динамика была достигнута посредством анимации главной страницы, а также выгодным цветовым решением, не слишком контрастным, но запоминающимся. Специализацию предприятия отлично передаёт фото в шаблоне сайта, оттеняющее остальной контент.

Необходимо было создать функционал для качественного ведения статистики.

Решение: Для ведения статистики по популярности тендеров было добавлен счетчик по количеству скачиваний файлов, в том числе с привязкой по пользователю. Таким образом, можно узнать, кто скачивал и сколько раз. Для отчётности реализована возможность экспорта тендеров в формате csv с информацией по нему и количеством скачиваний.

Информация на страницах сайта должна была представляться на трёх языках - русском, английском и казахском.

Решение: Для создания сайтов на нескольких языках у компании «ТриЛан» есть разные наработки, например, надстройка над Django Framework – CMF Lemon. «ТриЛану» часто приходится решать подобные задачи, поэтому и в этот раз всё было сделано без проблем.

Стороны о проекте Дмитрий Кукушкин, ведущий программист Мы создавали данный проект с помощью CMF Lemon, собственной разработки компании ТриЛан. Lemon CMF – это система, которая позволяет нам выполнять всю работу в срок и качественно, и сайт ТОО «Богатырь Комир» не стал исключением.

Илья Ашапатов, старший front-end разработчик Благодаря накопленному опыту разработчиков проблем в ходе выполнения проекта не возникло, и все задачи удалось решить в срок.

Ход работы Ольга Круглова работала над созданием дизайна с июля по август 2011 года. Затем, с августа по сентябрь, проходил этап проектирования и вёрстки. В сентябре же началось программирование, после чего сайт бы протестирован и перенесён на хостинг в октябре.

Описание страниц

Главная страница

Центральное место занимает блок из 4 анимированных разделов, разворачивающихся по наведению курсора. Каждый раздел оформлен пиктограммой, напоминающей логотип компании в левом верхнем углу. В правом верхнем углу указаны контакты компании, а также есть кнопки переключения языка сайта. В шапке сайта - навигация по 7 разделам с выпадающим меню.

Контакты

В разделе Контактная информация представлены контакты основных отделов, а также юридический адрес. Справа отображается схема проезда по картам Google.Maps, под которой есть форма обратной связи.

Документы

В разделе можно посмотреть все сертификаты о регистрации, соответствия ГОСТ, а также другие документы. Каждый можно увеличить по клику мыши и прочитать.

Увеличенный документ

Фотогалереи

В разделе можно посмотреть фотоотчёты по прошедшим мероприятиям с участием ТОО «Богатырь Комир». Каждое фото можно увеличивать по клику, навигация осуществляется с помощью мыши или клавиш «Влево»/«Вправо».

Пресс-релизы

Результат

Обладающий удобным интерфейсом и серьёзным дизайном корпоративный веб-портал ТОО «Богатырь Комир» активно используется компанией – на нём постоянно публикуются новости и статьи из масс-медиа, доступно представленная информация продолжает привлекать новых клиентов, а в фотогалерее можно всегда посмотреть отчёты по последним прошедшим мероприятиям. Сегодня сайт для компании «Богатырь Комир» является не последним инструментом ведения бизнеса, а также привлекательной визитной карточкой.

Ниндзя, в отличие от самураев, не подчинялись феодальной системе: они жили в своем параллельном мире, которым управляли могущественные кланы. В период расцвета ниндзя, который пришелся на Средневековье (примерно XII-XV века), в Японии насчитывалось около 70 кланов. Профессия передавалась по наследству: от отца к сыну или к дочери. Да, женщины ниндзя тоже существовали, их звали куноити.

Подготовка ниндзя начиналась с колыбели - в самом буквальном смысле. Корзинка с ребенком подвешивалась в углу, родители периодически подходили и раскачивали ее так, что она начинала ударяться о стены. Ниндзя-младенец плакал, но постепенно привыкал и вскоре уже группировался в комок, едва почувствовав толчок. Вестибулярный аппарат также развивался с самого детства: малыша крутили и вертели вниз головой и под разными углами, а потом неожиданно отпускали, приучая ловко приземляться и ничего себе не ломать.



Тренировка будущих ниндзя строилась на каждодневных физических упражнениях. Вот, например, бег. На старте юный ниндзя прижимал к груди соломенную шляпу, а едва стартовав, отпускал ее. Если шляпа под воздействием потока воздуха оставалась прижатой к груди до финиша - зачет сдан.

Большое внимание уделялось тренировкам на развитие ночного зрения, ведь ниндзя большинство своих заданий проворачивали ночью. Маленький ниндзя на несколько дней помещался в пещеру, где единственным источником света был горящий факел. Затем факел меняли на свечу. Так постепенно интенсивность освещения снижалась, а глаза привыкали к темноте.



Ниндзя были очень хорошо образованы: они должны были знать иероглифы, чтобы читать военные карты и другие документы. Кроме того, ниндзя обучались театральному мастерству, ведь иногда для добычи информации им приходилось притворяться купцами или монахами.

В арсенал ниндзя помимо меча, копья и алебарды входили и метательные снаряды, и химические вещества. Ниндзя постоянно модернизировали и улучшали свое оружие. Например, в арсенале был специфический кинжал с рукояткой около 15 см и двумя лезвиями (одним прямым, вторым - загнутым). К рукоятке была прикреплена длинная, тонкая и легкая веревка из конского волоса или металлическая цепочка с петлей на конце. Такое супероружие использовалось и как абордажный крюк, и как метательный нож.


Ниндзя: демоны ночи

Ниндзя всегда были окутаны легендами. Одетые в черное бесшумные воины-диверсанты, возникающие в ночи, наносящие противнику смертельный удар и исчезающие, словно на бесшумных крыльях… Образ скрытного, но всемогущего разведчика и тайного убийцы, обладающего невероятными способностями, всегда поражал воображение иностранцев. Про ниндзя снято множество фильмов, написаны десятки книг и создан целый сонм компьютерных игр. При этом, как это часто бывает, реальные ниндзя весьма сильно отличались от кинематографических, хотя, разумеется, отчасти то, что показывают в кино, соответствует исторической правде.
Искусство ниндзя - ниндзюцу - это то, чему ниндзя обучались с юношества. На самом деле, главным в ремесле ниндзя всегда было получение информации, то есть разведка, а вовсе не диверсионные акты и убийства как таковые. Именно для этого ниндзя обычно носили повседневную крестьянскую одежду, чтобы не выделяться из толпы. Торговец, крестьянин, даже цирковой акробат - ради маскировки и достижения своих целей ниндзя мог принять любой образ! Кроме того, согласно историческим данным, знаменитые черные ночные костюмы ниндзя - не более, чем выдумки и мифотворчество. Как раз черный костюм в ночи заметен, так как он становится темным пятном, которое легко обнаружить. Недаром говорят: «ночью все кошки серы». Именно поэтому реальные костюмы ниндзя имели разные оттенки серого, включая пепельный, а также красновато-коричневые и желто-коричневые цвета. Ниндзюцу - это целый комплекс разного рода навыков, куда в первую очередь входило получение информации любыми способами, а также владение любым бытовым предметом в качестве оружия. Кроме того, ниндзя учились обороняться от любого оружия, внезапно появляться и исчезать, а также изучали медицину, траволечение и иглоукалывание. Широко известно, что ниндзя умели долго находится под водой, дыша через трубочку, лазать по скалам и крышам, хорошо ориентироваться на местности и видеть в темноте - благодаря специальным тренировкам.
Ниндзя всегда считались отдельным классом в средневековой Японии, не относясь ни к военному, ни к крестьянскому сословию. Обычно их нанимали самурайские правители, чтобы использовать мастерство ниндзя против соперничающих кланов. Среди снаряжения ниндзя наиболее известным является сюрикэн - метательное оружие в виде металлической звезды с лучами в виде шипов или лезвий. Многие другие виды оружия ниндзя были закамуфлированы под крестьянские орудия труда. Хотя основным оружием у них всегда была катана и особое копье. Все было направлено на то, чтобы на виду никак не выделяться из толпы, действовать неожиданно, быстро добиваться своей цели и исчезать в мгновение ока.
Ниндзя появились где-то около десятого века, а их расцвет пришелся на так называемую Эпоху воюющих провинций, на XV - XVI столетия, когда самурайские кланы соперничали между собой за верховную власть в Японии. С победой Иэясу Токугавы и учреждением сёгуната в Эдо дела у ниндзя пошли на спад. Сначала Токугава, справедливо опасаясь, что его поверженные враги могут использовать ниндзя против него, спровоцировал войну между двумя мощнейшими кланами, Кога и Ига, а затем, когда они обескровили друг друга, заставил уцелевших ниндзя присягнуть на верность лично ему. Кроме того, с началом периода Эдо междоусобные войны прекратились, поэтому и спрос на услуги ниндзя - разведку и заказные убийства - резко упал.
Овеянные легендами ниндзя - мистические ночные демоны с их невероятной скрытностью и смертоносным мастерством - остались уже в прошлом. Однако, они оставили яркий след в истории Японии и их образ будет всегда оставаться притягательным.

Принципиальная ошибка приверженцев, исследователей и историков ниндзюцу на сегодняшний день состоит в том, что древний феномен рассматривается как разновидность боевого искусства. Это совершенно неверно, ибо сами по себе боевые техники составляли лишь малую часть в обширной программе подготовки лазутчиков, тогда как гораздо большее внимание уделялось вопросам маскировки и скрытого перемещения, приемам проникновения в дома и замки, способам взлома, подкопам и прыжкам, плаванию и бегу, умению часами сохранять неподвижность в самой немыслимой позе (например, повиснув на ветке), и множеству иных навыков.

Помимо чистой «физики», досконально прорабатывались также психические аспекты — гипноз и самогипноз, умение запоминать колоссальные объемы информации, способы концентрации внимания, обострения органов чувств, мобилизации энергетики, и так далее. Как следует из другого их наименования — синоби (крадущиеся), практика ночных оборотней строилась прежде всего на соблюдении абсолютной незаметности, бесшумности и безликости.

Поэтому очень красивый рассказ Виктора Попенко на страницах его книги «Древнее оружие востока» о том, как гордые своей профессией ниндзя для пущей славы раскрашивали в разные яркие цвета клинки мечей (причем цвет соответствовал той или иной конкретной школе), заставляет вообразить себе штандартенфюрера Штирлица с полным набором советских орденов и медалей, вплоть до знака об окончании академии РККА. Согласиться с подобными вымыслами невозможно, если принять в расчет обыкновение шпионов даже уродовать свое лицо в случае поимки, дабы лишить врага возможности какой-либо идентификации. При этом странно иметь при себе клинок, на котором, так сказать, «синим по белому» написано о причастности к Котто-рю. Если еще учесть, что другим показателем достоверности подобных сведений служит утверждение автора о хромировании клинков (в 17 веке!) для пускания зайчиков в глаза противнику, то вообще не стоит принимать всего этого всерьез.

Самое большее, что могли проделывать ниндзя со своим оружием — это копчение его в пламени свечи или костра для ликвидации малейшей возможности световых бликов, каждый из которых мог привести к обнаружению, гибели и, что несравненно важнее, к провалу всей операции. На сегодняшний день в нашей стране вышла в свет первая и пока единственная достоверная работа по истории шпионского промысла в Японии — это две книги Алексея Горбылёва: «Путь невидимых» и «Когти невидимок» . Только в ней интересующиеся реальной картиной возникновения и развития ниндзюцу отыщут ответы практически на все вопросы.

Нас же хитроумные проныры интересуют лишь постольку, поскольку все их невероятное мастерство и фантастические деяния напрямую зависели от умения обращаться с разнообразнейшим арсеналом специальных приспособлений, от самых простых до весьма сложных и остроумных.

Сегодня, с легкой руки писателей и сценаристов, у широких слоев общественности сложилось впечатление, будто ниндзя только и делали, что убивали направо и налево, причем исключительно при помощи мечей, серпов и сюрикэнов. Между тем этот зловещий образ имеет к реальной практике ниндзя примерно такое же отношение, как блистательный Джеймс Бонд — к деятельности настоящей британской разведки. Как отмечалось выше, истинный синоби был в первую очередь мастером скрадывания, проникновений и похищений, а вовсе не рукопашного боя. В наши дни, с этой точки зрения, опытный домушник или карманник в гораздо большей степени имеет право отождествлять себя с ниндзя, чем все те члены клубов и секций, что рядятся в черные одежды, мечут «звезды» и размахивают прямыми мечами тайваньской выделки, не будучи в состоянии даже выкрасть бумажник у прохожего. Я не воспеваю и не оправдываю воровство, но факт остается фактом — хороший ниндзя есть прежде всего хороший жулик .

Огромное число увлекательнейших историй повествуют нам об испытаниях мастерства, что учиняли шпионам их наниматели или учителя. Почти все подобные задания представляли собой изощренные кражи предметов (меча, свитка, подушки из-под головы) у заранее предупрежденного и изготовившегося к отпору владельца. Даже когда дело касалось боевых подвигов в расположении противника, звону стали всегда предшествовало незаметное проникновение на тщательно охраняемую территорию.

Один ниндзя — одно оружие

В полном соответствии с тематикой работы шел подбор вспомогательных средств, причем каждый предмет мог служить одновременно множеству целей, и оружия в чистом виде почти не применялось — даже пресловутый синоби-кэн с квадратной цубой представлял из себя целый арсенал, обеспечивая весьма далекие друг от друга задачи. «Невидимка» попросту не мог позволить себе быть обвешанным грудой тяжелого громоздкого инвентаря, словно Арнольд Шварценеггер в фильме «Коммандо», поэтому компактность и универсальность были первым и решающим критерием в подборе снаряжения. Даже когда наниматель жаждал смерти оппонента, дело чаще всего обходилось без серпов и мечей. Подлинный мастер своего мрачного ремесла использовал, как свидетельствуют исторические документы, невероятные ухищрения и выдумки — опять же с целью незаметности и стопроцентной эффективности акции.

Ведь целью являлся, как правило, не рядовой воин, а полководец, князь, то есть личность всегда неординарная, искушенный во всех тонкостях схваток, да к тому же тщательно охраняемый. Такой человек обладал развитой интуицией и знаменитым гоку-и («шестым чувством»). Всем хорошо известен хрестоматийный эпизод с (предположительно) Ягью Мунэнори и его слугой (учеником?), когда спящий мастер мгновенно уловил мелькнувшую у того мысль о своей беззащитности, и в следующую секунду уже стоял с мечом в руках. Поэтому очень трудно было просто зарубить или зарезать намеченную жертву — скорее всего, тот почувствовал бы врага заранее, что бы там ни писал о мастерстве ниндзя скрывать эманации своего мозга известный Эрик Ластбадер в сериале о похождениях тандзяна Николаса Линнера. Кроме того, не стоит приписывать ночным пройдам абсолютного совершенства решительно во всех видах боевого искусства. Универсал всегда проиграет узкому специалисту в его излюбленной области, и средний самурай безусловно превосходил среднего шпиона в технике меча и копья. Не стоит заострять внимания на выдающихся представителях профессии с той и другой стороны. В любом деле встречаются уникумы, и наша речь не о них.

Меч ниндзя

Как сегодня нормальный разведчик в чужой стране не крадется по темным улицам с пистолетом в руке, так и триста лет назад ниндзя предпочитали обходиться без меча до самого последнего предела, когда на него обрушивалась подоспевшая охрана или погоня. И обыкновенно результат подобной схватки бывал предрешен. Некоторое преимущество состояло в использовании нетрадиционных, малоизвестных приемов боя, атак в неожиданных ракурсах, обилии акробатических элементов, и так далее. Все это приносило победу в быстрой стычке, но только при наличии фактора неожиданности. В тех же случаях, когда прохиндей был вынужден схватиться в открытую, используя свой более короткий и легкий меч, результат, повторяю, был известен заранее. Кроме того, замечательные клинки самурайских катан и тачи чаще всего превосходили по своим характеристикам шпионское оружие. Это легко объяснимо, так как меч самурая делался долго и на века, являясь нередко фамильной драгоценностью.

Меч ниндзя (в тех случаях, когда он предпочитал «специзделие») был всего-навсего рабочим инструментом, одним из многих и далеко не главным, который не жалко было выбросить в случае чего. Это отнюдь не значит, что клинок был из рук вон плох. Он вполне обеспечивал круг своих задач, но никакими выдающимися свойствами не обладал. Разумеется, опять же не стоит говорить об исключениях. И кстати — только кинониндзя везде и всюду экипированы своим прямым мечом, который постоянно прилаживают за спину. На деле нет ни одного исторического свидетельства существования прямых шпионских мечей — ни записей, ни сохранившихся экземпляров. Настоящие лазутчики пользовались чаще всего самыми обычными самурайскими клинками, причем носили их, как и полагается, сбоку.

Строго говоря, между самураями и ниндзя вообще не существовало четкой границы, поскольку самураи были сословием, а нинзя — профессией, и ничто, кроме кодекса бусидо, не мешало бедному служаке пробавляться на ниве шпионажа и заказных убийств. Большинство известных кланов ниндзя — самурайские.

Множество самураев действительно посвящало себя «иньскому ремеслу», а корни знаменитых школ будзюцу уходят в почву монастырских техник боя, породивших также превосходные шпионские системы. Сами ниндзя также не изобретали велосипедов, перенимая в полном объеме превосходные, проверенные временем методики самурайской выучки.

Принимая в расчет все вышесказанное, можно утверждать, что в нормальных рабочих условиях наши проныры мечу и рубке предпочитали орудия тихие и несравненно более эффективные — отравленные иглы, метательные предметы, ядовитые дымы, порошки, жидкости и прочие дьявольские штучки. Как там у Владимира Высоцкого:

Добрый молодец он был,

Бабку-ведьму подпоил,

Ратный подвиг совершил —

Дом спалил!

Ниндзя — это современный шпион

Поистине, шпионская акция! Недаром именно ниндзя первыми оценили и использовали в деле все преимущества пороха, да и вообще старались держаться на гребне научно-технического прогресса тех лет, обращая любое изобретение в свою пользу. Потому-то ассортимент их подручных средств был чрезвычайно широк, хотя главенствовало в нем не оружие, а средства проникновения и маскировки, подслушивания и доставки информации, преодоления препятствий, и тому подобное. Все те, кого интересуют конкретные описания и иллюстрации шпионского инвентаря, могут обратиться к многочисленным изданиям на эту благодатную тему — от брошюрок доморощенных экспертов до упоминавшегося двухтомника А. Горбылёва.

Я сознательно не хочу касаться здесь откровенно инфернальных техник психо-энергетического тренинга «невидимок», поскольку уж это-то наверняка никоим образом не входит в тему нашего разговора. Все их излюбленные кинематографические «пальцовки» и черная магия отлично вписываются в знакомые строчки того же Высоцкого:

Пили зелье в черепах, ели бульники,

Танцевали на гробах, богохульники…

Ниндзя должен импровизировать

Гораздо примечательнее, что ниндзя являлись выдающимися мастерами импровизации, настоящими профессорами по использованию любых подсобных предметов, так как изменчивый калейдоскоп нештатных ситуаций требовал молниеносных решений и точных действий. Что бы ни попало в опытные руки, могло превращаться и в оружие, и в отмычку, и во что угодно. Насколько бы ни был обширен перечень носимого снаряжения, всего предусмотреть невозможно.

Всегда могли проявиться неожиданные факторы, заставляющие на ходу сочинять и конструировать что-то новое из имеющегося или найденного поблизости. Трудно вообразить себе лазутчика, вышедшего на задание с пустыми руками. Разведка и диверсии всегда есть работа с теми или иными предметами, от сноровки обращения с которыми напрямую зависел успех или провал дела, и именно здесь лежат точки соприкосновения ниндзюцу и кобудо.