Оксиды и способы их получения. Способы получения оксидов. Взаимодействие простых веществ с кислородом

Пять сессий: сессии: 1-я -- 15 ноября 1912 -- 25 июня 1913 года; 2-я -- 15 октября 1913 - 14 июня 1914 года; чрезвычайная - 26 июля 1914 года; 3-я -- 27--29 января 1915 года; 4-я - 19 июля 1915 -- 20 июня 1916 года; 5-я -- 1 ноября 1916 -- 25 февраля 1917 года.

Выборы проходили в сентябре -- октябре 1912 года.

В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу. Не смотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление: социальные демократы набрали очки во II городской курии за счет кадетов (в рабочей курии большевики взяли верх над меньшевиками), октябристы часто терпели поражение в своей вотчине, I городской курии. Но в целом IV Дума по партийному составу не слишком отличалась от III Думы.

Состав четвертой Государственной думы. В Думе четвертого созыва среди 442 ее членов к концу первой сессии было 224 депутата с высшим образованием (114 - юридическим и историко-филологическим), средним -112, низшим - 82, домашним - 15, неизвестным (начальное или домашнее) - два депутата.

Из них 299 депутатов (68% от общего состава) работали в нижней палате впервые, 8 человек имели опыт работы в Думах всех предшествующих созывов.

К концу второй сессии (12 мая 1914 года) фракция русских националистов и умеренно правых насчитывала 86 членов, земцев-октябристов - 66, правых - 60, "народной свободы" - 48 членов и 7 примыкающих, фракция прогрессистов - 33 члена и 8 примыкающих, группа центра - 36 членов, группа "Союз 17 октября" - 20, независимая группа - 13, трудовая группа - 10, польское коло - 9, социал-демократическая фракция - 7, мусульманская группа и белорусско-литовско-польская группа - по 6, российская социал-демократическая рабочая фракция - 5, правых октябристов -5; было два прогрессиста и два левых.

В 1915 году из фракции русских националистов и умеренно правых выделилась группа прогрессивных националистов (около 30 депутатов). В 1916 году из фракции правых выделилась группа независимых правых (32 депутата). Численность прочих фракций изменилась незначительно.

Октябристы сохранили за собой роль центра (т. н. "группа центра" блокировалась с националистами), но фракция, сократившись численно, обновила свой состав по сравнению с 3-й Государственной думой на 1/4. Характерным для 4-й Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции прогрессистов.

Деятельность четвертой Государственной думы. 5 декабря 1912 года с декларацией правительства выступил В.Н. Коковцов, который дал высокую оценку деятельности 3-й Государственной думы. Правительство пошло по пути внесения в Государственную думу незначительных законопроектов (в 1912--1914 гг. свыше 2 тысяч - т. н. "законодательная вермишель"), в то же время широко практикуя внедумское законодательство.

Бюджет на 1914 год фактически был утверждён правительством и опубликован не как закон, "одобренный Государственной думой и Государственным советом" (обычная в таких случаях формула), а как документ, подписанный императором и составленный "согласно постановлениям Государственной думы и Государственного совета".

В 4-й Государственной думе чаще, чем в 3-й, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в оппозиционных правительству голосованиях, и в попытках самостоятельной законодательной инициативы.

В ответ на декларацию правительства оно приняло формулу, приглашавшую правительство вступить на путь осуществления Манифеста 17 октября 1905 года, в 1913--1914 годах поддержало кадетские законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и др.

Однако практического значения это не имело: законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом.

С началом 1-й Мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы.

На чрезвычайной сессии 1914 года все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за военные кредиты. 3-я сессия была созвана для принятия бюджета.

Поражения русских войск весной и осенью 1915 года вызвали резкую критику правительственной политики со стороны Государственной думы.

С началом 4-й сессии (19 июля 1915 года) выступивший с декларацией правительства И.Л. Горемыкин, вместо оценки политического положения (которого требовала Государственная дума), предложил Государственной думе обсудить 3 малозначительных законопроекта. Крайне правые поддержали правительство, однако другие фракции от кадетов до националистов выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося "доверием страны" (т.е. Государственной думы).

Вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций Государственной думы и часть групп Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа 1915 года соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 группы Государственного совета (академическая, центр и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты; трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его.

Программа блока сводилась к требованиям создания "правительства доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств (прежде всего евреев), восстановлении деятельности профсоюзов и др.

Программа не могла устроить правительство, и 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы.

Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с правительством. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе "особых совещаний".

9 февраля 1916 года возобновились занятия Государственной думы. Хотя правительственная декларация не отвечала требованиям "Прогрессивного блока", Государственная дума занялась обсуждением бюджета.

На 5-й сессии Государственная дума пошла на прямой конфликт с правительством, отказавшись от "деловой работы", приступила к обсуждению общего положения в стране. "Прогрессивный блок" потребовал отставки Б.В. Штюрмера и А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии. 10 ноября 1916 года Штюрмер получил отставку.

Новый глава правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Дума выразила недоверие правительству (к ней присоединился Государственный совет). 16 декабря 1916 года Государственная дума вновь была распущена на каникулы.

В день возобновления её заседаний, 14 февраля 1917 года, представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер.

В целом в Думу четвертого созыва было внесено (к 9 декабря 1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.

Царским указом от 26 февраля 1917 года деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена.

27 февраля 1917 года частным совещанием членов Думы был создан Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля 1917 года принял решение "взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка". В результате 2(15) марта в результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное правительство.

Временное правительство не отменило распоряжение о временной приостановке деятельности, но и не распустило Думу. С этого времени она существовала как "частное учреждение", причем депутаты продолжали получать государственное денежное содержание.

После создания Временного правительства роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.

Наиболее активно "частные совещания" Думы действовали при первом составе Временного правительства, когда они собирались четыре раза. Депутаты этих и последующих совещаний демонстрировали всяческую поддержку Временному правительству.

Самой значительной акцией в этом плане было "частное совещание" бывших депутатов Государственной думы всех четырех созывов, состоявшееся 27 апреля 1917 года. Участники совещания говорили о необходимости установления в стране единовластия и оказания Временному правительству ("своей народной власти") - "возможного содействия", поскольку оно отвечает "тем идеалам, которые себе народ поставил"..

  • 6 (19) октября 1917 года Государственная дума четвертого созыва была распущена Временным правительством в связи с назначением выборов в Учредительное собрание на 12 ноября и началом избирательной кампании.
  • 18 (31) декабря 1917 декретом СНК были упразднены канцелярии Государственной думы и Временного комитета.

Председатель -- М.В. Родзянко (октябрист; 1912--1917 гг.).

Товарищи председателя: Д.Д. Урусов (прогрессист; 1912--1913 гг.); В.М. Волконский (беспартийный; 1912--1913 гг.); Н.Н. Львов (прогрессист; 1913 г.); А.И. Коновалов (прогрессист; 1913--1914 гг.); С.Т. Варун-Секрет (октябрист; 1913--1916 гг.); А.Д. Протопопов (октябрист; 1914--1916 гг.); Н.В. Некрасов (кадет; 1916--1917 гг.); В.А. Бобринский (националист; 1916--1917 гг.).

Секретарь -- И.И. Дмитрюков (октябрист; 1912--1917 гг.).

После разгона II Государственной Думы 3 июня 1907 г. был опубликован новый избирательный закон, который качественно изменил партийный состав Думы (почти 70% мест в III Думе получили представители правых партий). Третья Дума была самой послушной царю и просуществовала весь срок (1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г.; председатели Думы – Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко).

В III Думе сложилось два блока и два большинства.

Исход любого голосования ставился в зависимость от того, с кем - с правыми или с левыми - проголосует центр. За консервативные проекты голосовала фракция октябристов (Центр) вместе с фракциями правых. При голосовании за проекты буржуазных реформ октябристы объединялись с кадетами и социал-демократами. На черносотенно-октябристский блок царизм опирался в борьбе за сохранение существующего режима и при подавлении революционного движения, а второе большинство самодержавие использовало для того, чтобы умерить запросы помещиков и не допустить революционного взрыва. Наличие этих двух блоков позволяло правительству лавировать между помещиками и крупной буржуазией. Третья Государственная Дума за 5 лет рассмотрела и утвердила 2200 законопроектов. Основными вопросами были аграрный, рабочий, национальный т.д.

Таким образом, в отличие от I и II Дум реакционность III Думы проявлялась в финансировании нужд полиции, жандармерии, в принятии антидемократического рабочего законодательства.

В декабре 1912 г. были проведены выборы в IV Государственную Думу. В составе этой Думы были сохранены два большинства – право-октябристское и октябристско-кадетское. Председателем Думы стал М.В. Родзянко. В это же время оформилась новая партия прогрессистов, которая выступала за конституционно – монархический строй, расширение прав Думы и ответственность министров перед ней. Появление этой партии было шагом к объединению всех либеральных сил: прогрессистов, кадетов, октябристов. В 1915 г. они создали Прогрессивный блок во главе с П.Н. Милюковым.

Таким образом, думский период в истории России к началу XX века составил всего 12 лет. Царизм разгонял неугодные ему Думы, ограничивал избирательные права народа, но вынужден был снова созывать Думу, ибо уничтожить ее было уже невозможно. Страна пробудилась к политической жизни. Дума стала ареной борьбы партий, движений, она подталкивала самодержавие к самореформированию. Но неспособность его мирно вписаться в парламентскую монархию стала одной из причин крушения царского режима и гибели старой России.

После смерти П.А.Столыпина реформаторская деятельность правительства сошла на нет. Осуществление программы, намеченной П.А.Столыпиным, предполагало значительные затраты. Но основные средства шли на оборону, ассигнование на эти цели с 1908 по 1913 гг. увеличились более чем в 1,5 раза. Обострились социальные противоречия. После расстрела рабочих в апреле 1912 г. на Ленских золотых приисках началась резкая политизация рабочего движения. Если в апреле 1912 г. в политических стачках участвовало 300 тыс. человек, то 1913 г. – уже более 1,2 миллиона. К началу первой мировой войны российское общество оказалось на грани потрясений.

Темы рефератов

1. П.А. Столыпин: исторический портрет.

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

3. Отношение политических партий к столыпинским реформам (на выбор).

4. «Золотой век» российского частного предпринимательства.

1. Аврех П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991.

2. Галаган А.А. От купца до банкира. – М., 1997.

3. Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР, 1856-1946. – М., 1990.

4. Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет. – М., 1992.

5. Россия и мировой бизнес: дела и судьбы / Под ред. В.И. Бовыкина. – М., 1996.

Материалы к семинарам

ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТЫ И ОТВЕТЬТЕ

НА ВОПРОСЫ

1. Из выступления П.А. Столыпина в III Государствен­ной Думе (16 ноября 1907 г.). Правительство, наряду с по­давлением революции, задалось задачей поднять населе­ние до возможности на деле, в действительности, восполь­зоваться дарованными ему благами. Пока крестьянин бе­ден, пока он не обладает личной земельной собственно­стью, пока он находится насильно в тисках общины, он останется рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы. Для того чтобы воспользова­ться этими благами, ведь нужна известная, хотя бы самая маленькая, доля состоятельности. Мне, господа, вспомни­лись слова нашего великого писателя Достоевского, что «деньги – это чеканная свобода». Поэтому правительство не могло не идти навстречу, не могло не дать удовлетворе­ния тому врожденному у каждого человека, поэтому и у на­шего крестьянина – чувству личной собственности, столь же естественному, как чувство голода, как влечение к про­должению рода, как всякое другое природное свойство че­ловека. Вот почему раньше всего и прежде всего правите­льство облегчает крестьянам переустройство их хозяйст­венного быта и улучшение его и желает из совокупности надельных земель и земель, приобретенных в правительст­венный фонд, создать источник личной собственности.

1 (14) ноября 1907 г. начала работу Третья Государственная дума, единственная из четырёх в Российской империи, проработавшая весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок.

3 (16) июня 1907 г. одновременно с указом о роспуске Думы Второго созыва было опубликовано новое Положение о выборах в Думу (новый избирательный закон), согласно которому была созвана новая Дума. Роспуск Второй Государственной думы и издание нового избирательного закона вошли в историю под названием «Третьеиюньского переворота».

Новый избирательный закон расширил права помещиков и крупной буржуазии, которые получили две трети общего числа выборщиков; рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Было резко сокращено представительство народов некоторых национальных окраин: народы Средней Азии, Якутии и некоторых других национальных районов полностью отстранялись от выборов. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды. Это право было передано губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на две: первую составляли крупные собственники, вторую - мелкая буржуазия и городская интеллигенция.

Выборы в Третью Государственную думу проходили осенью 1907 г. Общее число депутатов было сокращено с 518 до 442 человек. Третья Государственная дума по своему составу оказалась гораздо правее двух предыдущих: большинство составляли октябристы - 154 депутата, правые и умеренно правые получили 121 мандат, кадеты - 54. Председателем Думы был избран октябрист Н. А. Хомяков, которого в марте 1910 г. сменил крупный купец и промышленник октябрист А. И. Гучков ; в 1911 г. место председателя Думы занял лидер октябристов М. В. Родзянко .

В Думе действовало около 30-ти комиссий, восемь из которых являлись постоянными: бюджетная, финансовая, по исполнению государственной политики в области доходов и расходов, редакционная, по запросам, библиотечная, личного состава, распорядительная. Выборы членов комиссий производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

За время своей работы Дума провела более 600 заседаний, рассмотрела около 2,5 тыс. законопроектов, из которых подавляющее большинство было внесено правительством. Среди основных законопроектов, принятых Думой, были законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

Третья Государственная дума провела пять парламентских сессий и была распущена по указу императора в июне 1912 г.

Лит.: Аврех А. Я. Столыпин и третья Дума. М., 1968; Выборы в I–IV Государственные думы Российской империи (Воспоминания современников. Материалы и документы). М., 2008; Государственная Дума: III созыв - 3-я сессия. Справочник 1910 г. СПб., 1910. Вып. 2; Из «Положений о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года» (Именной высочайший указ правительствующему сенату от 3 июня 1907 г.) [Электронный ресурс] // Руниверс. Б. д. URL : http ://www .runivers .ru /doc /d 2.php ?SECTION _ID =6776&CENTER _ELEMENT _ID =147282&PORTAL _ID =7138 ; Кирьянов И. К., Лукьянов М. Н. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и её депутаты, 1906-1917. Пермь, 1995 .

См. также в Президентской библиотеке:

Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. 1907-1912 гг. Ч. 3: Рассмотрение государственных росписей. СПб., 1912 ;

Стенографические отчёты...: Ч. 1 / Гос. дума, 3-й созыв. 1907-1908 гг. Сессия 1-я. СПб., 1908. Т. 2: Приложения к Стенографическим отчётам Государственной Думы: (№№ 351-638). 1908 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия вторая. СПб., 1908-1909. Т. 1: Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы: (№№ 1-219). 1909 ;

Стенографические отчёты / Государственная дума. 3-й созыв. 1909-1910 гг. Сессия 3-я. СПб., 1910. Т. 3: Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы. Третий созыв. Сессия третья и принятые Государственной думой формулы перехода к очередным делам: 1909-1910 гг. (№№ 439-562). 1910 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия четвёртая. СПб., 1910-1911. Предметный указатель к сборнику «Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы». Т. 1 5. 1911 ;

Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы. Т. 1: (№№ 1-143). 1910 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия четвёртая. СПб., 1910-1911. Предметный указатель к сборнику «Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы». Т. 4: (№№ 285-439). 1911 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия четвёртая. СПб., 1910-1911. Предметный указатель к сборнику «Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы». Т. 5: (№№ 440-620). 1911 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия пятая. СПб., 1911-1912. Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы. Т. 2: (№№ 211-350). 1912 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия пятая. СПб., 1911-1912. Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы. Т. 3: (№№ 351-500). 1912 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия пятая. СПб., 1911-1912. Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы. Т. 5: (№№ 671-861). 1912 ;

Стенографические отчёты / Гос. дума, третий созыв, сессия пятая. СПб., 1911-1912. Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы. Ч. 4: Особое приложение № 2 к стенографическому отчёту 153-го заседания Государственной Думы: проекты законов, одобренных по докладам редакционной комиссии. 1912 ;

Предметный указатель к сборнику «Приложения к стенографическим отчётам Государственной думы». Т. 1-5. 1912 .

Четвертая Государственная Дума начала работу 15 ноября 1912 года. С началом Первой мировой войны регулярный характер работы Думы нарушился. В ходе Февральской революции 1917 г. члены Думы 27.2 (12.3).1917 образовали Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами. 2(15).3.1917 г. комитет объявил о создании Временного правительства.

ОТ ТРЕТЬЕЙ К ЧЕТВЕРТОЙ ДУМЕ

Из мемуаров П.Н. Милюкова

Убийство Столыпина 2 сентября 1911 года было естественным концом того этапа в истории нашей внутренней политики, который представлен Третьей Государственной Думой. Если тут нельзя поставить достаточно явственной зарубки, то прежде всего потому, что короткое интермеццо председательствования Коковцова несколько затушевало политический смысл нового поворота. Могло казаться, что переход от Третьей Думы к Четвертой есть простое продолжение того, что установилось за предыдущие пять лет. Но мы уже знаем, что и там ничего не "установилось", а "продолжалась" лишь внутренняя борьба между сторонниками старого и нового строя. С появлением Четвертой Думы эта борьба вступила в новую стадию. Сразу нельзя было предсказать, что эта стадия будет последней, ибо не было еще на лицо того третьего фактора, который склонил развязку борьбы в сторону обратную той, к которой стремилась власть. Этим фактором, решившим спор между страной и властью, была война.

Оставляя этот фактор пока в стороне, можно было, однако, уже сразу предвидеть, что в Четвертой Думе борьба между самодержавием и народным представительством будет вестись при иных условиях, нежели она велась в Третьей Думе. Там была сделана последняя попытка установить между борющимися силами хотя бы видимость некоторого равновесия. Здесь эта видимость исчезла, и борьба пошла в открытую. В Третьей Думе наступающей стороной была власть; общественность, слабо организованная, только оборонялась, едва удерживая занятые позиции и идя на компромисс с властью. Суть перемены, происшедшей в Четвертой Думе, заключалась в том, что компромисс оказался невозможным и потерял всякое значение. Вместе с ним исчезло и то среднее течение, которое его представляло. Исчез "центр", и с ним исчезло фиктивное правительственное большинство. Два противоположных лагеря стояли теперь открыто друг против друга. Между ними, чем далее, тем более, распределялся наличный состав народного представительства. Трудно сказать, чем кончилась бы эта борьба, если бы противники были предоставлены самим себе.

Было более или менее известно, что вопрос о влиянии правительства на выборы сводился, прежде всего, к вопросу о правительственных субсидиях. Впоследствии В. Н. Коковцов сообщил и точные данные. Уже в 1910 г. Столыпин начал подготовку, потребовав от министра финансов на выборы четыре миллиона. "Все, что мне удалось сделать, - говорит Коковцов, - это рассрочить эту сумму, сокративши ее просто огульно, в порядке обычного торга, до трех с небольшим миллионов и растянуть эту цифру на три года 1910-1912"…

И что это была за кампания! Все сколько-нибудь подозрительные по политике лица бесцеремонно устранялись от участия в выборах. Целые категории лиц лишались избирательных прав или возможности фактически участвовать в выборах. При выборах присутствовали земские начальники. Нежелательные выборы отменялись. Предвыборные собрания не допускались, и самые названия нежелательных партий запрещалось произносить, писать и печатать. Съезды избирателей делились по любым группам для составления искусственного большинства. Весь первый период выбора уполномоченных первой стадии прошел в темную. Мелкие землевладельцы почти поголовно отсутствовали; зато, по наряду от духовного начальства, были мобилизованы священники, которые и явились господами положения. В 49 губерниях на 8764 уполномоченных было 7.142 священников, и лишь для избежания скандала было запрещено послать в Думу более 150 духовных лиц; зато они должны были голосовать повсюду за правительственных кандидатов.

Следующая стадия выбора выборщиков проходила более сознательно, но тут и вступали в силу все приемы политического давления. Только в городах - и особенно в пяти больших городах с отдельным представительством - возможно было открытое общественное влияние на выборы. Здесь и проходили депутаты, известные своей оппозиционностью, и были забаллотированы октябристы (которых в то же время забаллотировывали и справа). Нарисовать сколько-нибудь полную картину организованного насилия на этих выборах было бы совершенно невозможно. Но что же получилось в результате? Взглянем на сравнительную таблицу партийных группировок в Третьей и в Четвертой Думе (См. приложение 2-ое.).

На первый взгляд, разница не так велика, - за исключением перехода голосов от октябристов к правым (-35 +40) и уплотнением за их же счет, обеих оппозиционных партий (+15). В действительности, не только моральное, но и реальное значение этих перемен очень велико.

ПОСЛЕДНИЙ ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Четвертая и последняя из Государственных Дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как и Третья Государственная Дума.

Выборы в IV Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в России. Даже некоторые кандидаты в депутаты из числа правых политических партий выступали сторонниками конституционного строя…

Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912. Председателем ее был октябрист Михаил Родзянко. Товарищами председателя Думы были князь Владимир Михайлович Волконский и князь Дмитрий Дмитриевич Урусов. Секретарем Государственной Думы - Иван Иванович Дмитрюков. Товарищами секретаря Николай Николаевич Львов (старший Товарищ Секретаря), Николай Иванович Антонов, Виктор Парфеньевич Басаков, Гайса Хамидуллович Еникеев, Александр Дмитриевич Зарин, Василий Павлович Шеин.

Основными фракциями IV Государственной Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства (в зависимости от того, с кем в этом момент блокировались октябристы: октябристско-кадетское или октябристско-правое). Кроме них, в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т.д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) стало попыткой консолидации либерального движения. В работе Думы приняли участие большевики во главе с Розенфельдом Л.Б. и меньшевики во главе с Чхеидзе Н.С. Они внесли 3 законопроекта (о 8-часовом рабочем дне, о социальном страховании, о национальном равноправии), отклоненных большинством…

В результате выборов, в Четвертую Государственную Думу, в октябре 1912 года правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо встали наравне с кадетами в легальную оппозицию.

В атмосфере растущего в обществе напряжения в марте 1914 состоялись два межпартийных совещания с участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эсеров, левых октябристов, прогрессистов, беспартийных интеллигентов, на которых обсуждались вопросы координации деятельности левых и либеральных партий с целью подготовки внедумских выступлений. Начавшаяся в 1914 мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказалось за доверие правительству. По предложению Николая II в июне 1914 Совет министров обсуждал вопрос о преобразовании Думы из законодательного органа в консультативный. 24 июля 1914 Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Четвертая Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

В августе 1915 на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И.Шидловский, а фактическим руководителем - П.Н.Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915, носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия». В программу блока входили требования частичной амнистии, прекращения преследований за веру, автономии Польши, отмены ограничения в правах евреев, восстановления профсоюзов и рабочей печати. Блок был поддержан некоторыми членами Государственного совета и Синода. Непримиримая позиция блока по отношению к государственной власти, ее резкая критика привели к политическому кризису 1916, ставшему одной из причин Февральской революции.

3 сентября 1915 после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916. 16 декабря 1916 была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля 1917 была опять распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Энциклопедия «Кругосвет»

http://krugosvet.ru/enc/istoriya/GOSUDARSTVENNAYA_DUMA_ROSSISKO_IMPERII.html?page=0,10#part-8

ЧЕТВЕРТАЯ ДУМА И ПРАВИТЕЛЬСТВО

Государственная дума стала настолько существенным фактором русской жизни, что правительство не могло не интересоваться исходом предстоящих выборов. Столыпин в свое время предполагал оказать широкую поддержку умеренно правым партиям, в особенности националистам. В. Н. Коковцов считал, наоборот, что вмешиваться в выборы следует как можно меньше. Общее заведование выборами было возложено на тов. министра внутренних дел А. Н. Харузина; ведение избирательной кампании было предоставлено местной инициативе губернаторов. Только в одном отношении была сделана более серьезная попытка повлиять на выборы. Закон 3 июня предоставлял решающее значение курии землевладельцев. Там, где крупных помещиков было мало, большинство принадлежало уполномоченным от мелких землевладельцев, а среди них, в свою очередь, преобладали сельские священники, считавшиеся как бы владельцами церковных участков земли. Обер-прокурор Синода через местных архиереев предложил духовенству принять возможно более активное участие в выборах. Результат этого предписания получился неожиданно внушительный: на съездах мелких землевладельцев повсюду стали избираться священники; в двадцати губерниях они составили свыше 90 процентов уполномоченных, а в общем итоге 81 процент! Печать забила тревогу. Стали писать, что в новой Думе будет чуть ли не двести священников. Забеспокоились и крупные землевладельцы. Но духовенство, в общем, политикой интересовалось мало; явившись на выборы по указанию епархиального начальства, оно не составило какой-либо особой партии и далеко не всегда голосовало за правых. Священники только забаллотировали несколько видных октябристов, защищавших в 3-й Думе законопроекты о свободе совести. Сам председатель Г. думы М. В. Родзянко прошел только благодаря тому, что правительство, вняв его просьбам, выделило священников в особую курию по тому уезду, где он баллотировался в выборщики.

Первая официальная статистика новой Думы как будто подтверждала эти сведения: правых числилось 146, националистов - 81, октябристов - 80, всей оппозиции - 130… Но как только депутаты съехались, выяснилась совершенно иная картина: агентство огульно зачислило чуть не всех крестьян и священников в правые, тогда как многие из них были октябристами, а то и прогрессистами… Существовавшее на бумаге правое большинство растаяло. Оказалось, что если несколько пострадали октябристы (их осталось около 100), то усилились к.-д. и прогрессисты; националисты раскололись, от них влево отделилась «группа центра»; в итоге правое крыло почти не возросло.

Еще существеннее был тот факт, что октябристы на этот раз проходили по большей части, вопреки желанию властей. Тот же самый результат, который в 1907 г. был победой правительства, оказывался в 1912 г. успехом оппозиции. Это не замедлило сказаться на выборах президиума. Октябристы вошли на этот раз в соглашение с левыми. М. В. Родзянко был переизбран председателем против голосов националистов и правых; товарищем председателя был избран прогрессист.182 В своей вступительной речи Родзянко говорил об «укреплении конституционного строя», об «устранении недопустимого произвола» - причем правые демонстративно покинули зал заседаний. Меньшиков писал в «Новом Времени» про «опыт с левой Думой». При обсуждении декларации В. Н. Коковцова Дума (15.XII. 1912) приняла левым большинством 132 против 78 формулу прогрессистов, которая заканчивалась словами о том, что Гос. дума «приглашает правительство твердо и открыто вступить на путь осуществления начал манифеста 17 октября и водворения строгой законности». Третья Дума таким тоном с властью никогда не говорила.

При всем том в новой Думе не было ни определенного большинства, ни желания вести систематическую борьбу с правительством, тем более что события внешней политики в конце 1912 г. заслоняли внутренние конфликты.

С.С. Олденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-211-66.html

Стенографические отчеты заседаний IV Государственной думы.

Члены Государственной думы: портреты и биографии. Четвёртый созыв, 1912—1917 г.

Выборы в I-IV Государственные Думы Российской империи (Воспоминания современников. Материалы и документы.) / ЦИК РФ. Под ред. А. В. Иванченко. — М., 2008.

Кирьянов И. К., Лукьянов М. Н. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и её депутаты, 1906—1917. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995.

Ю.П. Родионов. Становление российского парламентаризма в начале ХХ века

Глинка Я.В. Одиннадцать лет в Государственной думе. 1906—1917. М., Новое литературное обозрение, 2001.

Введение- 3

1. Третья государственная дума (1907–1912): общая характеристика и особеннности деятельности- 5

2. Государственная дума третьего созыва в оценках депутатов- 10

Заключение- 17

Список использованной литературы- 20

Введение

Опыт первых двух законодательных собраний был оценен царем и его окружением как неудачный. В этой ситуации и был издан третьеиюньский манифест, в котором неудовлетворенность от работы думы списывалась на несовершенство выборного законодательства:

Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избирания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г., может, и казался окружению царя удачной находкой, вот только сформированная в соответствии с ним Государственная Дума так однобоко отражала расстановку сил в стране, что не смогла даже адекватно очертить круг тех проблем, решение которых могло бы предотвратить сползание страны к катастрофе. В результате, заменяя первую Думу второй, царское правительство хотело как лучше, а получилось как всегда. Первая Дума была Думой надежд на мирный эволюционный процесс в стране, уставшей от революции. Вторая Дума оказалась Думой острейшей борьбы депутатов между собой (вплоть до драк) и непримиримой борьбы, в том числе в оскорбительной форме, левой части депутатов с властью.

Имея опыт разгона предыдущей Думы, наиболее подготовленная к парламентской деятельности, наиболее интеллектуальная фракция кадетов пыталась ввести хоть в какие-то рамки приличия и правых, и левых партий. Но самоценность ростков парламентаризма в самодержавной России мало интересовала правых, а левым было вообще наплевать на эволюционное развитие демократии в России. В ночь на 3 июня 1907 г. последовал арест членов социал-демократической фракции. Одновременно правительство объявило о роспуске Думы. Был издан новый, несравненно более жесткий ограничительный избирательный закон. Тем самым царизм глубоко нарушил одно из главных положений манифеста 17 октября 1905 г.: никакой закон не может быть принят без одобрения Думы.

Дальнейшее течение политической жизни с ужасающей отчетливостью продемонстрировало ошибочность и неэффективность силовых паллиативов в решении кардинальных проблем взаимоотношений различных ветвей власти. Но до того, как за свои и чужие ошибки заплатили кровью Николай II с семьей и миллионы невинных людей, попавших в жернова революции и гражданской войны, были третья и четвертая Думы.

В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как "бесстыжий": столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне правого монархическо-националистического крыла.

Только 15% подданных Российской империи получили право участвовать в выборах. Народы Средней Азии вовсе лишились избирательных прав, представительство от других национальных районов было ограничено. Новый закон почти вдвое увеличил число выборщиков от крестьян. Единую прежде городскую курию разделили на две: в первую входили только владельцы крупной собственности, получившие значительные преимущества по сравнению с мелкой буржуазией и интеллигенцией, составлявшие основную массу избирателей второй городской курии, т.е. основных избирателей кадетов-либералов. Рабочие могли провести своих депутатов фактически только в шести губерниях, где сохранились отдельные рабочие курии. В результате на долю дворян-помещиков и крупной буржуазии приходилось 75% общего числа выборщиков. При этом царизм показал себя последовательным сторонником консервации феодально-помещичьего статус-кво, а не ускорения развития буржуазно-капиталистических отношений вообще, не говоря уже о буржуазно-демократических тенденциях. Норма представительства от помещиков-землевладельцев в четыре с лишним раза превосходила норму представительства от крупной буржуазии. Третья Государственная Дума в отличие от первых двух просуществовала установленный срок (01.11.1907- 09.06.1912). Процессы позиционирования и взаимодействия политических сил в третьей Думе царской России поразительно напоминают то, что происходит в 2000-2005 году в Думе демократической России, когда во главу угла ставится политическая целесообразность, основанная на беспринципности.

Целью настоящей работы является исследование особенностей третьей Государственной Думы Российской империи.

1. Третья государственная дума (1907–1912) : общая характеристика и особенонсти деятельности

Третья государственная думаРоссийской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум. Она была избрана в соответствии с Манифестом о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу и Положению о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907, которые были изданы императором Николаем Вторым одновременно с роспуском Второй Государственной Думы.

Новый избирательный закон существенно ограничивал избирательные права крестьян и рабочих. Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом, имела лишь 22% от общего числа выборщиков (против 41,4% по избирательному праву Положения о выборах в Государственную Думу 1905 года). Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% от общего числа выборщиков. Значительные изменения были внесены в порядок выборов от Городской курии, которая была разделена на 2 разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия) получил лишь 11%. Первая курия (съезд земледельцев) получила 49% выборщиков (против 34% по положению 1905 года). Рабочие большинства губерний России (за исключением 6) могли участвовать в выборах только по второй городской курии – как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907 предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Резко сократилось представительство от национальных окраин. Например, от Польши раньше избирали 37 депутатов, а теперь 14, от Кавказа раньше 29, теперь же только 10. Мусульманское население Казахстана и Средней Азии вообще лишалось представительства.

Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442.

В выборах в Третью Думу приняло участие всего 3 500 000 человек. 44% депутатов были дворяне-помещики. Легальными партиями после 1906 оставались: «Союз русского народа», «Союз 17 октября» и Партия Мирного обновления. Они и составили костяк III Думы. Оппозиция была ослаблена и не мешала П.Столыпину проводить реформы. В избранной но новому избирательному закону Третьей Думе существенно сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, и наоборот увеличилось число депутатов, поддерживающих правительство и царскую администрацию.

В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов – 97. Появились группы: мусульманская – 8 депутатов, литовско-белорусская – 7, польская – 11. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок, состоялось пять сессий.

Возникла крайне правая депутатская группа во главе с В.М.Пуришкевичем. По предложению Столыпина и на деньги правительства была создана новая фракция «Союз националистов» со своим клубом. Она конкурировала с черносотенной фракцией «Русское собрание». Эти две группировки и составляли «законодательный центр» Думы. Заявления их лидеров часто носили характер явной ксенофобии и антисемитизма.

На первых же заседаниях III Думы, открывшей свою работу1 ноября 1907, образовалось правооктябристское большинство, которое составляло почти 2/3, или 300 членов. Поскольку черносотенцы были против Манифеста 17 октября, по ряду вопросов между ними и октябристами возникали расхождения, и тогда октябристы находили поддержку у прогрессистов и сильно поправевших кадетов. Так сложилось второе думское большинство, октябристско-кадетское, составлявшее около 3/5 состава Думы (262 члена).

Наличие этого большинства определяло характер деятельности III Думы, обеспечивало ее работоспособность. Образовалась особая группа прогрессистов (вначале 24 депутата, потом численность группы дошла до 36, позже на базе группы возникла Прогрессивная партия (1912–1917), занимавшая промежуточное положение между кадетами и октябристами. Лидерами прогрессистов были В.П. и П.П.Рябушинские. Радикально настроенные фракции – 14 трудовиков и 15 социал-демократов – держались особняком, но серьезно повлиять на ход думской деятельности они не могли.

Численность фракций в Третьей государственной думе (1907–1912гг)

Позиция каждой из трех основных групп – правых, левых и центра – была определена на первых же заседаниях III Думы. Черносотенцы, не одобрявшие преобразовательных планов Столыпина, безоговорочно поддерживали все его меры по борьбе с противниками существующего строя. Либералы пытались противостоять реакции, но в некоторых случаях Столыпин мог рассчитывать на их относительно доброжелательное отношение к предлагаемым правительством реформам. При этом ни одна из группировок не могла при голосовании в одиночку ни провалить, ни утвердить тот или иной законопроект. В подобной ситуации все решала позиция центра – октябристов. Хотя она и не составляла большинства в Думе, но от нее зависел исход голосования: если октябристы голосовали вместе с другими правыми фракциями, то создавалось правооктябристское большинство (около 300 человек), если вместе с кадетами, то – октябристско-кадетское (около 250 человек). Эти два блока в Думе позволяли правительству лавировать и проводить как консервативные, так и либеральные реформы. Таким образом, фракция октябристов играла роль своего рода «маятника» в Думе.