Примеры продольных и поперечных волн. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. В каких средах могут возникать и распространяться поперечные волны? Продольные волны

§ 2. Система законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах – документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

Федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);

Законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

Законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах — документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную (отраслевую), вертикальную (иерархическую), федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено — фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство и т. п.).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативных правовых актов по их юридической силе. Во главе системы стоит Конституция РФ, далее идут законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативных правовых актов Российской Федерации:

  • федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты);
  • законодательство субъектов РФ — республик в составе Российской Федерации (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);
  • законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Соотношение системы права и системы законодательства

При рассмотрении соотношения системы права и системы законодательства следует обратить внимание еще на один учебно-практический вопрос. Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства — статья нормативного акта.

Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось выше, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.

В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.

Второй вариант — включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определяющая понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, содержит четыре пункта, каждый из которых является самостоятельной нормой.

Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 12 Семейного кодекса РФ (СК РФ) содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

Тенденции развития системы права и системы законодательства

Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить:

общие тенденции, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления;

тенденции развития структуры (системы) права; тенденции совершенствования законодательства. 8.1. К общим тенденциям относятся следующие. Первая. Постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом

направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Конституции РФ, Г К РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных правовых актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитив- ным методам, преобладание об недозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому — установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

Вторая. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов РФ, местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.

Третья. Интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства государств — участников СНГ, ЕврАзЭс, Таможенного союза в экономическом и информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.

Тенденций развития структуры (системы) права

Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).

Рост значения правового регулирования , что влечет образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

Тенденции совершенствования законодательства

Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту РФ и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с указанным Законом.

Формирование новых комплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.

Становление новой структуры законодательства , вызванное разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).

Выводы

Имеет естественно-исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений.

Правовые нормы в своей совокупности составляют систему () права, которая внешне объективируется, закрепляется в системе законодательства (совокупности нормативных правовых актов). Система права и система законодательства — это две стороны одного целостного явления — права.

Законодательная система (система законода гельства) является составным элсмешом правовой системы, го есть, будучи сама системным объектом, входит в систему большею порядка. Но какое место она в ней занимает?

Применение системного анализа в любой области знания - дело отнюдь не простое, несмотря на кажущуюся доступность и ясность абстрактных принципов, которыми следует при этом руководствоваться, и раскрытию которых посвящено большое количество публикация философского характера.

Может быть, это и объясняет, почему предпринятые попытки применения системных представлений в правовой науке, получив известное распространение в 70-80-е годы, в настоящее время практически не используются.1

Широкое применение системного подхода к исследованию права на различных уровнях умножает возможности выявления его содержания и формы, внутреннего единства и разграничения, взаимосвязи и взаимодействия частей, его составляющих/

Следует отметить, что в различных науках понятия системы заключают в себе различную сущность. В философском смысле под системой

См.. напр" 11|мновля кибермешка OIB. ред В.Н. Кудрявцев. М.. 1970: Управление. Сонио.:о1ня Право. Пол ред. И.13 Павлова. 13 II. Клзимирчукп. М.. 1971 Козлов И.А. Вопросы теории эффективное!и правовой нормы: Лнюрсф. дне. кил. юри.т. наук. JL, 197.?; Право и couho.toihm " От. ред. Ю Л 1н\оми|Х>ь. В II Казимирчук. М.. I97.V. Алексеев С.С. CipvKiypa cobcickoto права М., 1974. Исключение соствляют работы: Гну нова Л.Н Системные свяш правовой дейст вит ельност и. СПб.. 199!: Диманчук I В Кч>рия государственного управления. М., 1997.

" См.. Назаров Б.Л Социалистическое право в системе социальных связей. М.. 1976. (\ 176.

понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство1. «Поня тие «система», - пишет В.И. Гойман, - означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее их множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинение, координация, функциональной зависимости и т.д.).2 «...Элементом системы может быгь не любая часть исследуемого объекта... а лишь некоторый его существенный компонент, имеющий определенное назначение или выполняющий определенную функцию, такой, что при его исключении из состава объекта возникает качественно новый объект...», - отмечает А.С. Кравец.* Афанасьев В.Г. в своей работе указывает, что «части, компоненты целостной системы в их широком философском понимании - >го не результат произвольного механического членения целого..., а структурные единицы, в рамках данной целостной системы»3. Фиксирование только «множественности компонентов» еще не приближает нас к пониманию системы. «Ведь если бы дело сводилось юлько к)юму признаку, го любая куча камней, любое нагромождение «фактиков» являлись бы примерами систем. Однако подобные сум.матпвные образования отнюдь не представляют собой системы»5.

В юридической литерату ре уже отмечалось, что с философией связаны и юридическая наука в целом и все ее отрасли: в каждой из них при изучении государственно-правовых явлений возникают проблемы, решение которых невозможно без правильного методологического подхода, без правильного применения философских положений.6 Поэтому, говоря о системе права, кч»о\%ии\1о имен» в вид\. iiio iiM\ iрспнее сдинсию, согласованность, дифференциация характерны для всей системы права, присущи компонентам (элементам) права. Б этой связи необходимо учитывать принцип относительности систем, сущность которого состоит в том, что каждая система, с одной стороны, является частью (элементом) более обширной системы, а с другой включает в себя подсистемы нисходящего порядка. Возникновение любого целого может иметь место лишь в том случае, если реально существуют части, совокупность которых способна создать некую целостную организацию4.

Поняше сис.емы играет важную роль в современной науке и практике, причем оно имеет длительную историю развития, начиная с эпохи античности. Уже Аристотель выделил понятие элемента, как первоосновы вещи, из которой она слагается и которая ио виду неделима па другие виды.2 Гегель Г.В.Ф. полагал, что система может быть охарактеризована «только через свои связи в широком смысле слова, т.е. через взаимодействие составляющих элементов».54

«В самом деле, увидеть в изучаемом объекте систему как таковую без всякого обращения к системному подход) невозможно».1 Итак, система - ло сом(1к \ .чнос I ь взаимосвя шнных элемен юв, образующих определенную целое шосчь, которая обладает собственными свойствами, не сводимыми к сумме свойств ее элементов.5

В правовой науке понятие системы не выходит за рамки его философского содержания, однако имеет определенную специфику. Как полагает К.С. Вельский, «под системой понимают определенный порядок в расположении отдельных частей какого-нибудь явления. Понятие системы применяется там, где речь идет о совокупности элементов, образующих нечю целое, о раскрытии единого во множестве»1.

С учетом вышеизложенного, правовая система обладает рядом характеристик, отличающих ее от несистемных образований в правовой сфере и иных систем, - комнонентностыо, автономностью, целостностью, организованностью. Правовая система остается таковой даже в моменты некоторой дезорганизации, пока она способна преследовать свою цель и в леи сохраняются спс je.\ioo6pai> ющие факторы. Важным критерием наличности правовой системы выступает определенное качественное состояние общества, сложившееся под воздействием данной системы. В переходный период правовая система не теряет своей целостности и не прекращает своего функционирования. В широкой области изменений правовой действительности можно заметить постоянство основного компонентною состава правовой системы, которое представляет собой внутренне присущую правовому комплексу необходимость.2 Нам представляется, что бегло рассмотренные нами воззрения на системные обьекпл в праве применительно к правовой системе довольно удачно используются В.Д. Переваловым, который под правовой системой понимает целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей6. Перевалов В.Д. выделяет ия I ь уровней правовой системы: субьектно-сущностный (субъекты права); интеллектуально-психологический (правопонимание, мотивы правового поведения, др.): нормативно-регулятивный (нормы права, их регулирующее содержание): opiанизационно-деятельностный (формы реализации права, юридически оформленные связи и отношения); социально-регулятивный (освоение правовой действительности, итоговые акты правового поведения Наряду с понятием «правовая система» он оперирует понятием «система права», под которой понимает внутреннее строение (структуру) права, отражающую объединение и дифференциацию юридических норм. Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов или внешнее выражение системы права3.

Анализ изложенных понятий позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, система права - более узкое понятие по сравнению с правовой системой. С истема права характеризует правовую систему с точки трения связей отдельных элементов последней между собой. Это, кстати, распространенный подход в толковании разбираемых понятий5.

Во-вторых, система законодательства объективирует, закрепляет эти связи между элементами правовой системы. На наш взгляд, данный подход требует уточнения. Вряд ли система законодательства (законодательная система) способна вбирать в себя и выражать все многообразие связей различных элементов правовой системы. Конечно, в законодательстве отражается та же деятельность по реализации правовых норм, итоговые результаты индивидуального и групповою правового поведения, но это косвенное отражение. Не насколько законодательство универсально, чтобы вбират ь в себя все внутренние многообразные связи в правовой системе.

Логично было бы, оставаясь в рамках предложенного В.Д. Переваловым понятия правовой системы, включить систему законодательства (законодательную систему) в нормативно-регулятивный уровень правовой системы наряду с нормативным массивом или же выделить ее в качестве отдельного уровня правовой системы, тесно смыкающегося с нормативно-регулятивным уровнем.

Синякин И.Н., отличая систему законодательства от системы права, акцентирует внимание на том. что система права и система законодательства это тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Система права, по его содержанию, - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативных правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и ecib

право. Представляется, что И.Н. Синякин, если его подход соотносить с подходом В.Д. Перевалова, рассматривает систему нрава более узко - как структуру нормативного массива, как структуру права, понимаемою и качестве системы норм права. Таким образом, система права связывает в единое целое не все пять элементов правовой системы, выделяемых В.Д. 11ереваловым, а только нормы права (нормативно-регулятивный уровень). Такое понимание системы права также допустимо, 1ем более оно давно сложилось2. Сильная сторона названною подхода - не просто констатация тесной святи норм нрава и законодательства, а оценка системы законодательства в качестве внешней формы права (норм права).

Итак, система законодательства есть внешняя форма нрава (системы норм права) или нормативно-регулятивного уровня правовой системы.

В понятии «система законодательства» заложены два исходных понятия «система» и «законодательство». Первое нацеливает на расчленение анализируемого явления и выделение связей, зависимости между отдельными элементами законодательства. Второе задает объем членимого материала, реконструируемого как системное целое.

Очевидно, что сначала следует четко определиться со смыслом, вкладываемым в термин «законодательство». Ню общеправовое легальное определение на федеральном уровне отсутствует. Имеются только определения отраслевых разделов законодательства в cooiветствующих отраслях, но они имеют разное концептуальное наполнение Скажем, Уголовный кодекс РФ вообще, по сути, сводит уголовное законодательство только к самому себе. Более широко состав гражданского законодательства определяет Гражданский кодекс РФ.

Отмеченное создает практические трудности в правотворчестве, правоприменении и систематизации нормативных правовых актов. Поэтому определение понятия законодательства является не только важной теоретической, но и сугубо практической проблемой1. Несмотря на ю, ню термин «законодательство» часто используется в правоi ворческой деятельности и является предметом исследования многих ученых, тем не менее, четкого, однозначного теоретического определения он также на сегодняшний день не имеет.2

" Об этом подробнее см., напр.: Ьслкии Д.А.

О категории «чаконодатсльстпо» / " Ученые записки Санкт-Пстерб)ргского государственного университета экономики и финансов. Вып 7. СПб., 2001. С. 8-9.

" См.: Систематизация хозяйственного законодательства. М. 1971; Теоретические проблемы системы советскою законодательства. М. 1979; Система советского

Гак, Ю.А. Тихомиров под законодательством понимает упорядоченную совокупность законов.7 Левченко В.М. считает, что законодательство - форма существования, прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и определения в конкретные правовые акты.2

Иногда иол законодательством, как указывает А.С. Пиголкин, понимается деятельность высшего органа государственной власти по принятию законов. Законодательство в этом смысле основная, наиболее важная форма правотворческой деятельности

Бабаев В.К. представляет законодательство как совокупность нормативных актов, издаваемых высшими органами государственной власти и управления.4 Такой же точки зрения придерживалась в конце 70-х годов и С.В. Поленика, утверждавшая, что законодательство составляет только акты высшего представительного органа и Правительства.5 Здесь надо имеи» в виду происшедшие в дальнейшем структурные политико-правовые изменения, а именно: введение института президентства в нашей стране. Со1ласно статье 90 Конституции РФ. Президент РФ издает указы, которые обязакмьны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить законам. Не всегда указы Президента РФ являются строго подзаконными актами. Дело в том. что Президент РФ вправе указами закрывать пробелы законодательного регулирования"*. Иногда \ казы Президента РФ определяют как подзаконные акты, которые по юридической силе располагаются сразу после законов. Таким образом, в данное понимание законодательства включаются также нормативные указы Президента РФ. Другие авторы располагают между законами и подзаконными актами в строгом смысле слова регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания РФ, имея в виду то, что через зги акты реализуются полномочия палат как высших органов власти1. По ведь это в подавляющем большинстве случаев акты индивидуальные, ненормативные, за исключением, может быть, актов амнистии.

Противоположной позиции придерживается Л. В. Тиунова. «В пасюящее время очень остро стоит вопрос о практической недопустимости объединения иод общим термином «законодательство» не только законов, но также у казов, актов исполнительной власти. Это подрывает авторшет закона, - считает Л.Б. Тиунова, - подменяет его актами управления».2 С таким опасением в известной степени можно согласиться, справедливо отмечает Ф.Р. Муратшин. Однако отказ от использования термина «законодательство» в указанном широком смысле ставит другой вопрос: каким термином обозначить совокупность различного рода нормативных правовых актов? Использование для этого таких словосочетаний, как «нормативный массив», ««правовая система», на наш взгляд, вряд ли может быть оправданным, так- как ни одно из них в полной мере не отражает сущности данного явления. Введение же какого-либо научного термина сопряжено с большими трудностями, вызванными необходимостью его научного обоснования/ Если рассматривать законодательство как систему только законов, то можно говорить о нарушении построения системы нормативных правовых актов. Например, в част 2 статьи 5 Конституции РФ установлено» что субъекты Федерации имеют свое законодательство, а в частях 2 и 4 статьи 76 основною правового акта государства говорится не только о законах субьскюв Федерации, но и об иных нормативных правовых актах. lie.си учесть, что в соответствии со статьей 16 Конституции РФ положения части 2 станки 5 составляют одну из основ конституционного строя России, то несоответствие между указанными нормами Конституции РФ станет очевидным.1

В теории и на практике при функционировании командно- административной системы долгие годы руководствовались пониманием законодательства как совокупности законов и подзаконных нормативных правовых актов", но с изменениями в государственно-правовой и других сферах общественной жизни изменились и подходы к пониманию законодательстве!. Гак, например, современная позиция С.С. Алексеева содержит принципиально иной подход, по сравнению с прежним, когда он включал в систему законодательства все нормативные, вспомогательные и производные акты правотворчества. Теперь он полагает, что в состав законодательства кроме законов допустимо включать иные нормативные аки>1. например, указы Президента РФ, изданные в порядке делегирования законодательных полномочий, то есть переданных ему законодательным органом, или в условиях, когда высший представительный орган не дсйс1иуе|/ "1акая позиция автора вытекает из Конституции Российской Федерации, провозгласившей, что Россия представляет собой правовое государство (статья 1 Конституции РФ), одним из наиболее важных принципов которого является принцип верховенства закона.

Как верно отмечено в научной литературе, широкое понимание законодательства, объединяющее в единое целое и законы и подзаконные акты, принижает роль закона, создает почву для его подмены управленческими решениями. ">го неприемлемо для правового государства, пум. к котрому лежт через возрастание роли закона* на что мосюянно указывается в современной юридической литературе8. Поэтому, аргументируя отказ от широкой трактовки законодательства. Ю.А. Тихомиров отмечает, что теперь «понятие «законодательство» оправданно рассматривать в более узком смысле - как упорядоченную совокупность собственно законов».9 Расширительная трак тонка законодательства может приводить, как это уже было в истории нашего государства, к подмене закона подзаконными актами и может использоваться как легальное средство умаления роли закона в жизни общества.*

Надо огмеымь. что и в современном понимании законодательства в узком смысле существуют различия: это либо отнесение к законодательству только законов (при этом под законом подразумеваются Конституция РФ. конституционные и иные законы, либо только нормативные акты высшего органа законодательной власти10). Так, по мнению Р.З. Лившица, законодательством, «в соответствии с узким пониманием, являются только законы и другие законодательные акты (постановления), принимаемые парламентом»*.

Иногда термином «законода!ельстио» обозначают законы и иные нормативные правовые акты законодательного органа. Например, такое понимание законодательства содержится в статье 3 Федерального закона «О товариществах собственников жилья»11. Аналогичное понимание законодательства заложено в статье 10 Устава г. Москвы2, где говорится, что законодательство Москвы образует Устав города, законы и постановления I оро дс кой Дум ы.

Краткое сведение воедино разных точек зрения на законодательство лает возможность выделить следующие подходы:

Г) это вся совокупность издаваемых в государстве законов и подзаконных нормативных правовых актов; 2)

это совокупность нормативных правовых актов высшего законодательного органа, Президента РФ и Правительства РФ (либо совокупность законов, указов президента и Постановлений Правительства); 3)

это совокупность всех нормативных актов высшего органа законодательной власти; 4)

эю совокупность только законов/

Представляется, что право на существование имеют все эти подходы. Однако в любом случае термин «законодательство», даже при самой широкой его трактовке, нельзя отождествлять с понятием источники права. Законодательство - это самая важная часть, но лишь часть системы источников права. Вряд лн, следует включать в законодательство обычаи, деловые обыкновения. Спорно включение в законодательство общепризнанных принципов и норм международного права. Здесь возникает вопрос: объективированы ли эти принципы и нормы в наших актах (источниках)? Если и признавать реальность названных принципов и норм, то их следует включать не в число источников права, а в само право, понимаемое как система юридических норм.

С другой стороны, представляется необходимым включение в законодательство (в его широкой интерпретации) судебных источников. В первую очередь, это. конечно, касается решений конституционных (уставных) судов. Те же решения Конституционного Суда РФ существенно дополняют содержание конституционною законодательства, пусть и в режиме правового толкования. Изначально интерпретационные нормы Конституционного Суда РФ имеют и самостоятельное нормативное содержание12. Но в системе законодательства акты судебных органов следует обособлять от законов и иных нормативных правовых актов. У них все-таки своеобразная природа. Это акты с нормативным содержанием, исходящие от органов правосудия, а не правотворчества.

На.чаи: ни ляд, летальное закрепление разных значений термина о законодательство» необходимо не только в отраслевых источниках права, но и в специальных актах, закрепляющих систему законодательных, иных источников, определяющих основные правила их принятия. Одним словом.

необходимо законодательство о законодательстве. Это важно сделать уже на федеральном уровне. И здесь, как верно отмечает А.Н. Кокотов, федеральный центр должен использовать положительный опыт субъектов Федерации, ряд из которых имеют акты с аналогичным содержанием1.

Забегая вперед, отметим, что без таких единых федеральных основ системы законодательства трудно обеспечить единство и непротиворечивост ь этой системы.

Законодательство - образование системное, требующее постоянной работы по своей систематизации. В этой работе важно учесть тс сложные связи, зависимости, что цементируют (должны цементировать) составляющие законодательство источники права. Именно они определяют то, что именуют структурой законодательства.

Всякой системе, независимо от того, какие объекты или явления сос i авляют ее содержание, свойственна своеобразная определенная структура. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура - таковы отличительные признаки любой системы.2

Понятие «связь» определяется в философии как специфическое отношение, при котором наличие (отсутствие) или изменение одних объектов есть условие наличия (отсутствия) или изменения других объектов1; присущее материи коренное качество, заключающееся в том. что нее предметы, явления находятся в бесконечно многообразной зависимости и в многообразных отношениях друг к другу4. В научной литературе различаю» различные виды связей системы: генетические (связи порождения), структурные (связи строения), взаимодействия, функционирования, развития, управления и т.д.1 Известно, что та иди иная множественность объектов может быть признана системой лишь при наличии системообразующих связей.

Необходимо 01 Mci и ib. ч то законода 1е.тьство предст авляет собой не просто совокупность правовых актов, а их систему (в научной литературе исследуется законодательство как система с разноплоскостной структурой).

Выделяют обычно три такие структуры, в каждую из которых входит нормативный правовой акт, - иерархическую, отраслевую и федеративную7.

Механические волны

Если в каком-нибудь месте твердой, жидкой или газообразной среды возбуждены колебания частиц, то вследствие взаимодействия атомов и молекул среды колебания начинают передаваться от одной точки к другой с конечной скоростью. Процесс распространения колебаний в среде называется волной .

Механические волны бывают разных видов. Если в волне частицы среды испытывают смещение в направлении, перпендикулярном направлению распространения, то волна называется поперечной . Примером волны такого рода могут служить волны, бегущие по натянутому резиновому жгуту (рис. 2.6.1) или по струне.

Если смещение частиц среды происходит в направлении распространения волны, то волна называется продольной . Волны в упругом стержне (рис. 2.6.2) или звуковые волны в газе являются примерами таких волн.

Волны на поверхности жидкости имеют как поперечную, так и продольную компоненты.

Как в поперечных, так и в продольных волнах переноса вещества в направлении распространения волны не происходит. В процессе распространения частицы среды лишь совершают колебания около положений равновесия. Однако волны переносят энергию колебаний от одной точки среды к другой.

Характерной особенностью механических волн является то, что они распространяются в материальных средах (твердых, жидких или газообразных). Существуют волны, которые способны распространяться и в пустоте (например, световые волны). Для механических волн обязательно нужна среда, обладающая способностью запасать кинетическую и потенциальную энергию. Следовательно, среда должна обладать инертными и упругими свойствами . В реальных средах эти свойства распределены по всему объему. Так, например, любой малый элемент твердого тела обладает массой и упругостью. В простейшей одномерной модели твердое тело можно представить как совокупность шариков и пружинок (рис. 2.6.3).

Продольные механические волны могут распространяться в любых средах – твердых, жидких и газообразных.

Если в одномерной модели твердого тела один или несколько шариков сместить в направлении, перпендикулярном цепочке, то возникнет деформация сдвига . Деформированные при таком смещении пружины будут стремиться возвратить смещенные частицы в положение равновесия. При этом на ближайшие несмещенные частицы будут действовать упругие силы, стремящиеся отклонить их от положения равновесия. В результате вдоль цепочки побежит поперечная волна.

В жидкостях и газах упругая деформация сдвига не возникает. Если один слой жидкости или газа сместить на некоторое расстояние относительно соседнего слоя, то никаких касательных сил на границе между слоями не появится. Силы, действующие на границе жидкости и твердого тела, а также силы между соседними слоями жидкости всегда направлены по нормали к границе – это силы давления. То же относится к газообразной среде. Следовательно, поперечные волны не могут существовать в жидкой или газообразной средах .


Значительный интерес для практики представляют простые гармонические или синусоидальные волны . Они характеризуются амплитудой A колебания частиц, частотой f идлиной волны λ. Синусоидальные волны распространяются в однородных средах с некоторой постоянной скоростью υ.

Смещение y (x , t ) частиц среды из положения равновесия в синусоидальной волне зависит от координаты x на оси OX , вдоль которой распространяется волна, и от времени t по закону.

1. Волна - распространение колебаний от точки к точке от частицы к частице. Для возникновения волны в среде необходима деформация, так как без нее не будет силы упругости.

2. Что такое скорость волны?

2. Скорость волны - скорость распространения колебаний в пространстве.

3. Как связаны между собой скорость, длина волны и частота колебаний частиц в волне?

3. Скорость волны равна произведению длины волны на частоту колебаний частиц в волне.

4. Как связаны между собой скорость, длина волны и период колебаний частиц в волне?

4. Скорость волны равна длине волны поделенной на период колебаний в волне.

5. Какая волна называется продольной? Поперечной?

5. Поперечная волна - волна, распространяющаяся в направлении, перпендикулярном направлению колебаний частиц в волне; продольная волна - волна, распространяющаяся в направлении совпадающем с направлением колебаний частиц в волне.

6. В каких средах могут возникать и распространяться поперечные волны? Продольные волны?

6. Поперечные волны могут возникать и распространяться только в твердых средах, так как для возникновения поперечной волны требуется деформация сдвига, а она возможна только в твердых телах. Продольные волны могут возникать и распространяться в любой среде (твердой, жидкой, газообразной), так как для возникновения продольной волны необходима деформация сжатия или растяжения.