Повторить тему мир общения повторяем узнаем новое. Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а

3 класс

Контрольная работа №1 по русскому языку

Тема » Мир общения. Повторяем-узнаём новое.»

УМК « Перспектива» авт. Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Учени _____ 3 класса ______________________________________________________________

  1. Что такое диалог? Выбери правильное определение.

Беседа, разговор двух или нескольких лиц

Последовательность восклицательных предложений

Последовательность предложений. связанных общей темой

Настаивание на своём мнении

2. Что такое спор? Выбери правильное определение.

Словесная перебранка, состязание, настаивание на своём мнении

Беседа, разговор двух или нескольких лиц

Текст, который описывает что-то

Текст, который содержит объяснение каких-либо утверждений

3. Выбери пословицы, которые содержат правила вежливого общения:

Сначала подумай, потом скажи.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Не откладывай на завтра то, что сможешь сделать сегодня.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Хорошие речи приятно слушать.

4.Как можно озаглавить текст?

Выбери нужный заголовок.

У нас во дворе живёт ворона. По утрам, когда я иду в школу, она сидит на столбе. Я останавливаюсь и здороваюсь с вороной.» Здравствуй, Каркуша!» Ворона мне отвечает « Кар!» и слетает на землю. Я кормлю её семечками и крошками. Когда я возвращаюсь из школы Каркуша не всегда встречает меня во дворе. У неё много своих дел. Я не обижаюсь на неё. Ведь на следующий день я снова встречусь со своей подружкой.

Птицы осенью.

Моя подружка Каркуша.

Вороний завтрак.

5. Что такое тема текста? Выбери правильный ответ.

Предложение с повторяющимися словами.

Середина текста.

Основное содержание текста.

6. Выбери предложения, которые могут составить текст.

Глухарь живёт в лесу.

Каждое утро аисты летали на болото.

Выбежал на дорогу лось.

Они приносили в клювах лягушек.

Аисты свили гнездо на крыше дома.

Сороки очень любопытны.

Скоро появятся птенцы.

7.Что такое текст? Выбери правильный ответ.

Несколько предложений.

Несколько предложений на общую тему, связанные между собой по смыслу.

Несколько предложений с одинаковыми словами.

8. Укажи цифрами(1, 2,3,4,5) последовательность предложений в тексте.

Играя, щенок хватал Полкана за лапы,хвост и морду.

Он был добрый.

К Полкану подбежал маленький щенок и стал на него кидаться и лаять.

На солнышке грелась большая собака Полкан.

Но большой пёс не злился на маленькую собачку.

9.Допиши предложения

Культурный человек говорит(как?)_____________________________________

Культурный человек пишет (как?)_____________________________________

10. Спиши в тетрадь.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова- дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

11.Вставь пропущенные буквы.

Пр*вет, п*том, б*лото, экскур с*я,

Самооценка

Я (очень, не очень) доволен результатом своей работы, которую сделал сам.

Оценка учителя


Тема: Диалог. Собеседники.

Цели: обобщить знания учащихся об основных функциях об­щения; формировать умение вести диалог с опорой на рисунки и жизненные впечатления детей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении общения в жизни человека; обнаруживать и формули­ровать учебную проблему; оценивать правильность выполнения действия; контролировать свои действия.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Работа по теме урока

1. Знакомство с учебником

Перед вами новый учебник русского языка. Назовите авто­ров учебника. Полностью имена и отчества авторов указаны на концевой полосе издания. (Климанова Людмила Федоров­на, Бабушкина Татьяна Владимировна.)

- На с. 3 прочитайте обращение к ученикам профессора Самоварова.

Почему каждому человеку необходимо знать родной язык? Прочитайте, что говорит об этом профессор Самоваров в своем обращении. (Язык помогает нам читать книги, раз­говаривать с друзьями и даже вместе работать. Поэтому, чем лучше вы знаете свой родной язык, тем выше культура вашей речи, тем интереснее окружающим людям общаться с вами.)

- Как поможет нам учебник «Русский язык» в нашем путеше­ствии в мир родного языка? (Он расскажет, по каким пра­вилам живет и работает язык в нашей речи, как он помогает нам общаться.)

- На с. 2 рассмотрите условные обозначения. Какие виды зада­ний мы будем выполнять? (Работать самостоятельно и в паре, сравнивать, выполнять задания повышенной сложности.)

- Найдите эти условные обозначения на страницах учебника.

2. Работа по учебнику

С. 4

- Откройте учебник на с. 4 и прочитайте название раздела. (Мир общения. Повторяем - узнаем новое.)

- Прочитайте тему урока. (Собеседники. Диалог.)

- По условным обозначениям скажите, чем мы будем зани­маться на уроке, то есть составьте план урока. (Прочитаем диалоги, будем работать в паре, узнаем новые слова.)

- Давайте вспомним, с какой целью и для чего могут общать­ся люди. (Ответы детей.)

Упр. 1 (с. 4)

- Кто с кем общается, обменивается мыслями? Назовите тему каждой беседы. (Ответы детей.)

Речь позволяет обмениваться необходимой информацией, вы­ражать свои эмоции, воздействовать на собеседника. Общение должно быть вежливым, доброжелательным.

Упр. 4 (с. 5)

- Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении? (Прочитать, объяснить, списать и запомнить пословицы.)

(Дети читают, объясняют смысл пословиц, списывают текст упражнения. Учитель может усложнить задание и предложить де­тям списать пословицы в определенном порядке.)

Спишите пословицы в следующем порядке.

1) Пословица, в которой есть слово с удвоенной согласной.

2) Пословица, в которой есть два прилагательных.

3) Пословица, в которой есть слова с Ь - показателем мяг­кости.

4) Пословица, в которой есть слово с буквосочетанием ЖИ.

Выполните задание, подчеркните известные орфограммы.

Чему учат пословицы? (Ответы детей.)

III . Физкультминутка

IV . Продолжение работы по теме урока

1. Словарная работа

Прочитайте слова, записанные на доске. Выделите голо­сом ударную гласную. Назовите непроверяемую безударную гласную.

Привет, здравствуй, вместе, здесь, потом.

Спишите слова, подчеркните гласную, которую надо запо­мнить.

Разделите слова на слоги и для переноса.

Подберите к первым двум словам родственные слова. (Приветик, приветливый. Здравие, здоровье.)

2. Беседа о летних впечатлениях учащихся

Прочитайте диалог профессора Самоварова с ребятами в учебнике на с. 4.

Где была летом Аня? (Ответы детей.)

Где был летом Ваня? (Ответы детей.)

Прочитайте статью из толкового словаря о лексическом значении слова «кремль».

Какой кремль видел Ваня? (Московский Кремль.)

- А только ли в Москве есть кремль? (Кремль есть в Смолен­ске, Туле, Коломне, Нижнем Новгороде, Пскове, Астрахани, Казани, Тобольске и других городах.)

- Составьте устный рассказ о своих летних путешествиях и приключениях.

(Дети составляют рассказы и рассказывают их в группе. Учитель заслушивает несколько рассказов, исправляя речевые ошибки.)

3. Работа по учебнику

Упр. 2, 3 (с. 5)

- Напишите небольшое сочинение о том, как вы провели лето. Это можно сделать, выполняя задания упражнений 2 или 3. Прочитайте задания, выберите упражнение. (Самостоятельно.)

V . Рефлексия

Какое задание вам было интересно выполнять?

Что не получилось?

Где допустили ошибку?

Кому нужна помощь учителя или товарищей?

VI . Подведение итогов урока

Для чего людям нужна речь?

Какой может быть речь?

Какие средства помогают людям в общении?

Какие орфограммы вспомнили на уроке?

Домашнее задание

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Раздел «Мир общения. Повторяем - узнаём новое»

Уроки 1-16

Целевые установки уроков

Личностные:

Понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства;

Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа.

Метапредметные:

Совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику;

Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы - в соответствии с культурными нормами;

Соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Предметные:

Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат;

Понимать речевые задачи общения: сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

Различать диалогическую и монологическую речь;

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

Составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

Пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

Писать изложения по составленному плану;

Составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям;

Делать полный и краткий пересказ текста;

Устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному.


Культура устной и письменной речи.

Уроки 5-7

Это важно!

В 3 классе начинается знакомство с коммуникативной обусловленностью выбора речевых средств. Как известно, часто нельзя говорить о правильности или неправильности выбора определённого слова или интонации (тона речи, громкости голоса) без учёта того, с кем, где и с какой целью мы говорим. Выбор слов также обусловлен ситуацией общения: мы должны представлять, в каком случае надо сказать: «С какой целью вы посетили нас?», а когда уместнее будет фраза «Зачем ты пришёл?». В 3 классе эта работа только начинается и ограничивается выбором нужной интонации и слов речевого этикета.

Ход урока 5

Актуализация темы урока

Вопрос учителя: «Какую цель люди ставят перед собой при общении?» (Передать информацию, попросить о чём-то, воздействовать на чувства собеседника.) Выслушиваются ответы учащихся. Учитель: «Подумайте, а какой должна быть устная и письменная речь людей, чтобы можно было осуществить поставленную цель?» Выслушиваются ответы учащихся, затем дети отвечают на вопросы Совёнка (с. 13).

Для обсуждения предлагаются различные ситуации: орфоэпически неверное произношение слов, например, в предложении «В нашем магазине продаются портфели» или «У нас в огороде растут свекла и щавель»; орфографически неверное написания слов, например, в записке: «Я учю русский язык четыре чиса»; неверная форма обращения, например, к директору школы: «Привет, Сан Саныч! Как живёшь?»

Учитель: «Знают ли эти люди русский язык? (Знают.) Но они не владеют культурой устной и письменной речи. Что вы можете сказать о людях, которые так говорят или пишут?»

Основной этап урока

Выработка умения «читать» схемы и определение основных целей и правил общения (упр. 18). Анализ рисунка-схемы. Формирование представления детей о речи как целенаправленном процессе. Ответы на вопросы с использованием опорных слов и словосочетаний сначала должны быть устными.

Определение выбора речевых средств в зависимости от ситуации общения. При этом учащиеся устно обрисовывают ситуацию общения. Например: «Я говорю со своими друзьями (как?) тихо (когда? при каких условиях?) ..., громко (когда? для чего?) ..., с насмешкой (при каких условиях? зачем?) ...». Для письменного ответа можно выбрать какой-то один вариант, но обязательно с комментарием. Например: «Я говорю со своими друзьями громко, если они находятся далеко от меня или если я хочу обратить на себя внимание».

Работа над интонацией, соответствующей ситуации общения, может быть проведена в форме игры«Мы артисты» . Учитель предлагает произнести одни и те же фразы от лица разных литературных героев: «Когда ты вернёшься? Я хочу, чтобы ты пришёл (пришла) завтра пораньше». Например, при обращении: а) мачехи к Золушке; б) принца к Золушке; в) Настеньки к отцу (из сказки «Аленький цветочек» C. Аксакова); г) старухи к старику (из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина). Дети должны осознать, что общение с разными целями предполагает выбор разной интонации.

Словарная работа («Твой словарик», с. 14).

Разграничение понятий «устная речь» и «письменная речь» при работе в паре (РТ, упр. 13) или по вопросам учителя.

Работа над выработкой вежливой, уважительной по отношению к собеседнику манеры общения. Обогащение словаря учащихся словами речевого этикета (РТ, упр. 21).

Знакомство с пунктуационными правилами выделения слов речевого этикета при чтении сообщения Самоварова (с. 14). Запись предложений, составленных учащимися при работе в парах (упр. 19). Обратить внимание на постановку запятых!

Конкурс«Кто знает больше вежливых слов?» . Названные учащимися слова речевого этикета записываются на доске и в тетрадях.

Сопоставление вежливой и грубой речи (РТ, упр. 19).

Работа с текстом Л. Толстого: определение манеры поведения героев, поиск вежливых слов и слов, выражающих отношение героев друг к другу (РТ, упр. 22). Работа по вопросам учителя: «С какой целью человек может обращаться к другому человеку? Одинаковые ли виды предложений при этом используются?»

Резервное задание (работа в парах): составление устных диалогов на одну из выбранных тем (приглашение в гости, разговор о прошедшем выходном дне, о самом интересном событии и т. п.). Обязательное требование - использовать слова речевого этикета, слова, передающие доброжелательное отношение к собеседнику.

Определение и объяснение орфограмм в выписанных словах: здравствуй, Алёша, прости, пожалуйста, не смогу, спасибо, поздравление, до свидания, Саша.

Итог урока

Учитель: «С какими целями общаются люди? Чем устная речь отличается от письменной? Каким должен быть разговор двух людей? Какие новые слова речевого этикета узнали на уроке?»

Домашнее задание

Записать вежливые слова и подчеркнуть в них орфограммы или выполнить упр. 20.

Ход урока 6

Актуализация темы урока

Учитель: «В каких двух формах может существовать речь? (Устная и письменная.) Сегодня мы будем говорить о требованиях к устной речи. Как бы вы их определили?» Выслушиваются ответы учащихся.

Основной этап урока

Определение требований к устной речи после самостоятельного чтения текста С. Михалкова (упр. 21). Предложения в конце упражнения дописываются и проверяются.

Работа над техникой речи - дикцией. Учитель: «Какие специальные произведения придуманы людьми для отработки дикции?» (Скороговорки.) Выполнение в парах упр. 16 из РТ или работа со скороговорками, записанными учителем на доске. Может быть проведён конкурс«Лучший скороговорщик».

Нахождение нелитературных форм слов или исковерканных слов в тексте упр. 22 (предложения записываются в исправленном виде) и РТ, упр. 14 (с заменой «псевдослов» словами литературного языка).

Работа в области культуры речи - со словами, в которых сочетания согласных могут произноситься не так, как пишутся (РТ, упр. 17 и 18). Обратить внимание учащихся на то, что на месте буквосочетания жж в современном языке чаще произносится твёрдый долгий звук [ж], мягкий долгий звук пока ещё возможен как вариант наряду с твёрдым произношением этого буквосочетания в словах дрожж и, вожж и. Важно добиться запоминания слов, в которых буквосочетание чн произносится как [шн]. Слова с буквосочетанием чн должны быть обязательно записаны с частичной транскрипцией (скучн о - [шн], нарочн о - [шн], конечн о - [шн], яичн ица - [шн], скучн ый - [шн], научн ый - [чн], конечн ый - [чн]).

Итог урока

Учитель: «С какими нормами культуры речи мы познакомились на уроке?»

Домашнее задание

Составить и записать предложения со словами из РТ, упр. 17.

Раздел «Язык - главный помощник в общении».

Уроки 17-56

Целевые установки уроков

Личностные:

Объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык - это великая ценность и культурное достояние русского народа;

Уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка;

Понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;

Расширять знания об окружающем мире, формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе.

Метапредметные:

Использовать алгоритмы для решения определённых задач;

Сравнивать различные языковые единицы (слова по значению и по звучанию; слово, словосочетание, предложение по их главной функции);

Уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;

Объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Предметные:

Проводить звуко-буквенный анализ слов;

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги;

Уметь переносить слова в соответствии с существующими правилами;

Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты;

Знать признаки слова, словосочетания и предложения;

Составлять словосочетания по заданным моделям;

Проводить синтаксический анализ предложения, определяя его вид по цели высказывания, по интонации;

Находить главные и второстепенные члены предложения, находить связь между ними по вопросам;

Находить однородные члены предложения, уметь ставить при них запятые (простейшие случаи).

Слог, ударение.

Уроки 20-21

Это важно!

Несмотря на то что существуют разные теории деления слова на фонетические слоги, мы придерживаемся традиционного для начальной школы правила: если между гласными два согласных, то один из них относится к предыдущему слогу, а другой - к последующему независимо от свойств этих согласных звуков (кар-та, мет-ро).

Ход урока 20

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации: «Вспомните, как надо делить слово на слоги и как можно переносить слова с одной строки на другую. Один мой знакомый утверждает, что в слоге обязательно должно быть 2 буквы, а при переносе слово надо делить точно пополам. А что скажете вы?»

Основной этап урока

Определение количества слогов в словах (упр. 46, выполняется письменно с самостоятельным объяснением учащимися правил деления или в случае затруднения при помощи подсказки Совёнка) (с. 35).

Повторение правил переноса слов (упр. 47, выполняется письменно).

Введение понятий открытого и закрытого слога при чтении сообщения Самоварова на с. 36.

Нахождение закрытых и открытых слогов: под диктовку учителя записать на доске слова из словарика: обед, четверг, чёрный, жёлтый, завтра, пожалуйста; разделить их на слоги, дать характеристику каждому слогу; привести по два-три примера слов, состоящих или только из открытых, или только из закрытых слогов, и записать эти слова на доске.

Деление слов на слоги (письменно) с устным определением вида каждого слога (открытый или закрытый), упр. 49.

Наблюдение над ролью открытых и закрытых слогов в поэтических произведениях. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами (упр. 50). При сравнении текстов важно обратить внимание на звукопись.

Работа со словами из словарика (с. 35).

Итог урока

Учитель: «Расскажите, чем различаются открытые и закрытые слоги, в чём разница в звучании слов с открытыми слогами и слов с закрытыми слогами».

Домашнее задание

Ход урока 37

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации по вопросу учителя: «Мы уже знаем, что слово состоит из значения и звуковой или буквенной оболочки. Подумайте, можно ли выразить значение слова без использования его звуко-буквенной формы. А важна ли последовательность звуков и букв, или они могут стоять в любом порядке?» Выслушиваются ответы учащихся. Затем выводы детей уточняются при выполнении упр. 100, где надо сравнить слово пожар и набор букв на доске, не являющийся словом. Чтение сообщения Самоварова (с. 65).

Основной этап урока

Убедиться в зависимости значения слова от его звукобуквенной формы поможет игра «Цепочки слов и рисунков» (РТ, упр. 90).

Нахождение слов, значение которых может измениться при замене одной буквы (РТ, упр. 91). Дополнительное задание: составить план текста «Сказка о Забывчивой Сове», пересказать текст по этому плану или раскрыть пункты плана письменно. Вариант задания: составить к тексту такие вопросы, чтобы при ответе получился текст-рассуждение.

Работа с упр. 101. Нахождение орфограмм и подбор проверочных слов к выделенным словам (письменно). Беседа о пожарных (устно).

Итог урока

Учитель: «Как устроено слово? Есть ли связь между значением слова и его звукобуквенной формой?»

Домашнее задание

Придумать и записать свою цепочку слов, различающихся одной буквой.

Раздел «Состав слова».

Уроки 57-74

Целевые установки уроков

Личностные:

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

Разрешать проблемные ситуации;

Реально оценивать свои успехи в освоении языка;

Уважительно и с интересом относиться к истории языка;

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные:

Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце - «Как разобрать слово по составу»);

Развивать умение пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (рисунок-схема состава слова, модель-схема состава слова);

Уметь пользоваться справочной литературой (словарями);

Развивать логическое мышление при сравнении форм одного слова и однокоренных слов, при сравнении оттенков значения, которые привносят в слово разные морфемы, и т. п.;

Обогащать свой лексический состав словами, образованными по разным словообразовательным моделям;

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Предметные:

Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончание;

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

Образовывать слова по заданным схемам и словообразовательным моделям;

Объяснять значение морфем: корня, приставки, суффикса (элементарные случаи);

Выделять в слове основу и окончание;

Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании;

Различать однокоренные слова и формы одного слова;

Образовывать слова с заданными морфемами;

Образовывать сложные слова на базе предложенных словосочетаний;

Находить в слове орфограмму, определять её, применять нужный алгоритм для её проверки;

Знать алгоритмы проверки изученных орфограмм корня (безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные, непроверяемые написания);

Объяснять употребление разделительных ь и ъ с опорой на состав слова;

Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;

Различать приставку и предлог;

Иметь представление об исторических фонетических чередованиях согласных звуков в корнях слов.


Похожая информация.


3 класс. Раздел: «Мир общения. Повторяем – узнаем новое».

Тема урока: Собеседники. Диалог. Тип урока: комбинированный
Цель урока: обобщить знания об основных функциях общения;
продолжить формирование умения вести диалог, используя впечатления детей, с опорой на рисунки.
Задачи урока: актуализировать знания об основных функциях общения, умения вести диалог с опорой на рисунки и личные жизненные впечатления; повторить, что такое текст, правила оформления предложения на письме, правила употребления заглавной буквы в именах собственных.
Планируемые результаты:
предметные ориентироваться в учебнике и тетради, понимать условные обозначения; понимать, что такое текст; уметь применять на практике изученные правила; метапредметные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; делать выводы о значении общения в жизни человека; оценивать и контролировать свои действия; личностные: осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке, проявлять уважительное отношение к родному языку.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Мотивация к деятельности и актуализация знаний

* Орг. момент. Задает вопросы о готовности к уроку (Какой у нас урок? Что мы должны проверить прежде, чем начнём урок? Как сидим? Слушаем? Работаем? Все ли готовы?)
*Предлагает рассмотреть учебник, лежащий на парте.
* Предлагает ответить на вопрос
-Кто напомнит правила обращения с учебником?
*Знакомит учащихся с новым учебником с помощью вопросов:
-Кто может назвать авторов учебника? (Климанова Людмила Федоровна и Бабушкина Татьяна Владимировна)
Какие задания вам хотелось бы выполнить?
*Предлагает прочитать самостоятельно обращение к вам профессора Самоварова на с. 3.
*Задает вопрос:
- Зачем человеку нужно знать родной язык? *Предлагает прочитать, что говорит Самоваров об этом. Задает вопрос
- Как учебник поможет нам в изучении родного языка?
*Задает вопрос:
Что значит учиться?

*Организует работу с условными обозначениями на 2 странице учебника.

*Контролируют свою готовность к уроку.
Отвечают на вопросы.

*Рассматривают учебник.

*Вспоминают и формулируют правила.

*Отвечают на вопросы, называют понравившиеся задания.

*Читают обращение профессора Самоварова.

*Размышляют и отвечают на вопрос

*Читают и делают вывод о необходимости много учиться, чтобы знать русский язык.

*Отвечают. (Сделать 2 шага:понять, чего не знаю и как добыть необходимые знания)
*Предполагают, что условные обозначения помогут ориентироваться в учебнике и понимать задания. Находят условные обозначения в учебнике.

2.Организация познавательной деятельности.

*Предлагает рассмотреть упражнение № 1 на с. 4 и ответить на вопросы:
Как найти нужное упражнение в учебнике? Где написано задание к упражнению? Где записаны вопросы к упражнению? Предлагает определить порядок выполнения упражнения. Подумать и ответить на вопрос: что такое беседа, диалог? Собеседники?

*Предлагает поработать в тетрадях. Для чего просит напомнить, с чего мы начинаем работу в тетради.

*Открывает задание для чистописания на интерактивной доске.

*Вывешивает по одному словному слову на доску (на магнитах) и просит определить значение слова, попробовать заменить его синонимом.

*Проводит физкультминутку.
*Предлагает продолжить работу в тетради и обратиться к упр.2 (учебник с.5). *Предлагает составить алгоритм работы.

*Просит поднять руку тем ребятам, кто может выполнить это упражнение самостоятельно.
*Предлагает остальным прочитать задание к упражнению №3. Задает вопрос
–Кто догадался, где мы сможем найти ответы на вопросы? Предлагает детям ответить на два вопроса упражнения (мальчики про Ваню, девочки про Аню)
*Предлагает поработать в парах. Придумать текст о любимой игрушке по плану и оценить, как справились с этим заданием.
*Читают, один ученик отвечает на вопрос о разделе, второй формулирует тему урока, несколько высказывают свои предположения о том, чем будем заниматься на уроке. Отвечают на вопрос что такое текст.
*Рассматривают упражнение, формулируют порядок его выполнения и отвечают на вопросы.

*Один из учащихся напоминает, что сначала мы выполняем разминку для рук, а затем выполняем чистописание, записываем словарные слова.
*Выполняют разминку для рук, затем две строки чистописания.

*Рассуждают о значении слов, ищут синонимы, выписывают словарные слова из учебника в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы).

*Дети выполняют физ.упражнения.
*Находят упражнение, читают задание и вопросы.
*Учащиеся составляют план выполнения упражнения.
*Дети, поднявшие руки записывают № упражнения и выполняют его.

*Читают задание к упражнению 3. Отвечают на вопрос. Выполняют упражнение. Один у доски.

*Работают в паре. Каждый придумывает свой текст о любимой игрушке по плану
(1. Название игрушки. 2. Внешний вид игрушки.3. Почему она любимая), рассказывает соседу по парте. Оценивают текст друг друга (рисуют шкалу оценочную карандашом на поле в тетради)

3.Рефлексия и подведение итога урока

Задает вопросы:
-С каким учебником познакомились, кто его авторы.
-Что нового узнали на уроке?
-Для чего нужна речь?
-Каким должно быть общение?
-Что такое диалог?
-Что было интересно? Трудно?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Анализируют, оценивают свою деятельность на уроке (с опорой на вопросы учителя), обмениваются впечатлениями.
Заканчивают предложения, написанные на доске:
Я (очень, не очень) доволен(_льна) результатом своей работы, которое сделал(_а) сам(_а).

Доп. материал: правила работы с учебником и тетрадью.

Диагностика достижения планируемых результатов: придумать текст по плану и озаглавить его (работа в паре)


Приложенные файлы

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ Раздел «Мир общения. Повторяем узнаём новое» 1. Уроки 1 16 Целевые установки уроков Личностные: понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства; формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа. Метапредметные: анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат; совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику; правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы в соответствии с культурными нормами; составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения; соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ. Предметные: анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат; понимать речевые задачи общения: сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, 1 Для всех уроков необходимы следующие ресурсы и оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс» в 2 частях (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина), далее по тексту будет обозначаться как «учебник»; пособие «Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс» в 2 частях (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина), далее будет обозначаться как «РТ». 24

2 согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить); выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения; различать диалогическую и монологическую речь; составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения; составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение; пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания; писать изложения по составленному плану; составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям; делать полный и краткий пересказ текста; устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному. Собеседники. Диалог. Уроки 1 4 Это важно! Традиционно вводимое на первых уроках повторение ранее изученного материала организовано таким образом, чтобы ребёнок мог убедиться всё изученное необходимо ему для решения конкретных задач: организации беседы с друзьями и взрослыми на интересующие темы, написания писем, понимания содержания прочитанных текстов. При этом на первое место выходит обусловленность любого задания его практической ценностью для целей конкретного общения. Ход урока 1 Учитель: «Почему каждому человеку необходимо знать родной язык? С какой целью, для чего могут общаться люди?» Выслушиваются ответы учащихся. Затем читается обращение профессора Самоварова (с. 3). 25

3 Определение целей общения по рисункам упр Работа с рисунками к упр. 1 поможет установить, что общение позволяет обменяться необходимой информацией (рисунок слева), выразить свои эмоции, воздействовать на собеседника (рисунок справа). Определяется возможная тематика каждой беседы, оценивается манера общения собеседников на обоих рисунках: «Как вы думаете, кто из собеседников лучше поймёт друг друга?» Определение значения вежливого, доброжелательного общения при работе с пословицами (упр. 4). Учащиеся списывают пословицы и ищут в них известные им орфограммы. Словарная работа («Твой словарик», с. 5), повторение правил оформления предложений на письме. Отработка навыка ведения диалога. Организация беседы о летних впечатлениях детей. Чтение диалога Самоварова, Ани и Вани на с. 4. Закрепление навыка работы с толковым словарём. Работа над значением слова кремль: «Какой кремль видел Ваня? А только ли на Красной площади в Москве есть кремль?» Отработка навыка составления монолога. Составление учениками устных рассказов о летних впечатлениях. Составление письменного варианта рассказа о летних каникулах предваряется дальнейшей работой по повторению известных детям орфограмм (РТ, упр. 4). При этом обращается внимание учеников на то, как трудно воспринимать неграмотно записанный текст. Ошибки в словах сначала исправляются в самом тексте упражнения, затем слова выписываются с подчёркиванием орфограмм. Написание небольшого сочинения о летних каникулах может быть организовано дифференцированно: как самостоятельная работа (упр. 2): создание собственного текста и подбор заголовка к нему (рекомендуется для сильных учащихся); как ответы на вопросы (упр. 3). Учитель: «Для чего люди общаются? Каким должно быть общение? Какие орфограммы вспомнили на уроке?» РТ, упр Здесь и далее упражнения учебника обозначаются «упр.», а упражнения рабочей тетради «РТ, упр.». 26

4 Ход урока 2 Создание проблемной ситуации. Учитель: «Вспомните стихотворения об осени. Можно ли эти стихотворения назвать текстом? А если вы напишете другу письмо и поделитесь своими впечатлениями об осенней природе, это можно будет назвать текстом? Что же такое текст?» Выслушиваются ответы учащихся. Учитель: «Как вы думаете, какие знания нужны человеку, чтобы создать письменный текст?» (Знание того, как устроен текст, знание орфографии, умение верно оформить предложения на письме.) Отработка умения находить орфограммы. Орфографическая минутка. Выписать из предложений, которые читает учитель, слова с непроверяемыми написаниями: «Нам всегда вместе весело играть. Сестра передала мне привет. Ветерок приветливо дует мне в лицо. Здравствуй, солнце золотое! Сегодня хорошая погода. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Дети выписывают слова всегда, вместе, привет, ветерок, приветливо, здравствуй, сегодня, хорошая, погода, завтра. Вопрос учителя: «Как можно проверить написание выписанных вами слов?» Определение типа орфограмм. Ответ на вопросы по рисунку, РТ, упр. 1. Учитель: «Какие орфограммы надо вспомнить, чтобы верно выполнить задание в конце упражнения?» Активизация знаний о типах и свойствах текста. Работа по вопросам и заданиям учителя: «Вчера для всех школьников начался новый учебный год. Как вы считаете, это радостный или грустный день? Объясните. (Заслушиваются ответы учеников.) А теперь прочитаем строки из стихотворения В. Берестова «Первое сентября» (РТ, упр. 2). Учитель: «Ответ каждого из вас на мой вопрос о первом сентября это небольшой текст. Какого типа текст у вас получился? Вспомните типы текстов. (Описание, повествование, рассуждение.) А что такое текст? А тема и главная мысль текста?» Повторение того, что ученики знают об особенностях устной и письменной речи. Определение темы текстов, выбор заглавия к каждому тексту (упр. 6). 27

5 Отработка навыка составления текстов разной целевой направленности на основе упр. 9. Обязательно заслушиваются тексты, удовлетворяющие различным целям (пп. 1 и 2 упражнения). Записывается только один текст, самостоятельно составленный каждым из учеников. Обязательно определить тему и главную мысль составленных текстов. Обратить внимание детей на то, что тема у всех одна и та же: «Осень», а главная мысль может быть разная: «Осень прекрасная пора», «Осень как время года» и т. п. Задание можно усложнить, предложив детям составить тексты разного типа (описание, повествование, рассуждение). Повторение того, что дети знают об особенностях предложения, на материале составленных текстов об осени. Учитель: «Из чего строятся составленные вами тексты? Что такое предложение? Какие типы предложений вы знаете?» Ученики находят в текстах об осени предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Работа над связью предложений в тексте (РТ, упр. 5). Повторение того, что ученики знают об особенностях жанра письма (упр. 5). Поиск в тексте упражнения слов из словарика. Сравнение алгоритмов написания слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Учитель: «Какие орфограммы есть в словах хорошо и далеко? А как определить, какие безударные гласные надо писать в этих словах? Сравните слова здравствуй и местный. Какая орфограмма есть в каждом из них? Какое слово можно проверить, а написание какого слова надо проверять по словарю?» Резервное задание. Упр. 7. Учитель: «Что такое текст? Какого типа тексты вы знаете? Какие орфограммы вспомнили на уроке?» Упр. 8, РТ, упр. 6. Ход урока 3 Создание проблемной ситуации. Учитель: «С какой целью люди общаются (вступают в диалог)? (Узнать, рассказать или объяснить что-то, побудить собеседника к совершению каких-либо действий.) Какой, по вашему мнению, должна быть речь собеседников? Представьте себе такую ситуацию. Друг хочет, чтобы вы дали ему по- 28

6 читать интересную книгу. Он может попросить разными способами: «Дай-ка мне книжку на несколько дней!»; «А ну-ка дай мне свою книгу немедленно!»; «Живо принеси книгу, а не то получишь!»; «Пожалуйста, дай мне почитать твою книгу!». Какую просьбу вам захочется выполнить, а какую нет? Чем различаются эти высказывания? Как вы думаете, что является целью диалога? (Добиться взаимопонимания.) В любом ли случае эта цель может быть достигнута?» Выслушиваются варианты ответов учащихся. Определение различий между диалогом и спором, важности для общения спокойной, доброжелательной манеры ведения разговора (упр. 10). Составление диалогов по рисункам, работа в паре. Задание «Оцени себя сам», упр. 11. При написании ответов на вопросы упражнения можно рекомендовать использовать слова и словосочетания из упр. 10. Работа над словами речевого этикета и вежливой интонацией при чтении диалога (РТ, упр. 7). РТ, упр. 8. Самостоятельное определение различий между спором и диалогом (упр. 12). Учитель: «Чем различаются спор и диалог? Какие слова речевого этикета важно употреблять в разговоре?» (Вежливые слова.) Чтение сообщения Самоварова и слов Совёнка (с. 11). РТ, упр. 10. Ход урока 4 Учитель: «Как вы думаете, манера вести диалог может служить характеристикой человека?» Определение типа общения на основе текста упр. 13. Повторение типов предложения по цели высказывания и по интонации. Работа с пословицами. Самостоятельное составление текста о друге (подруге) по вопросам учителя и вопросам учебника, по заданным началу и концу (упр. 14). Учитель: «С каким человеком 29

7 хочется дружить с вежливым или грубым? Опишите, каким вы хотели бы видеть своего друга или подругу». Работа с текстом Ю. Этнина (упр. 15). Нахождение главной мысли стихотворения, преобразование предложения из текста в побудительное предложение (Никогда не ссорьтесь с друзьями!). Самостоятельная работа учащихся. Ответы на вопрос: «Что в общении с друзьями и родителями для тебя самое главное?» с использованием опорных словосочетаний упр. 16. Перед выполнением работы может быть проведена беседа о взаимоотношениях учеников с их родителями. Составление рассказа по рисунку (РТ, упр. 9). Определение темы и главной мысли произведения. Повторение типов предложения по цели высказывания и по интонации. Определение порядка следования частей в тексте (РТ, упр. 11). Чтение и устное обсуждение «золотого правила общения» (упр. 17). Учитель: «Почему важно всегда помнить это правило?» Систематизация знаний по теме «Собеседники. Диалог» по вопросам (РТ, упр. 12). Учитель: «Каким должен быть разговор двух людей?» Упр. 17, письменно. Культура устной и письменной речи. Уроки 5 7 Это важно! В 3 классе начинается знакомство с коммуникативной обусловленностью выбора речевых средств. Как известно, часто нельзя говорить о правильности или неправильности выбора определённого слова или интонации (тона речи, громкости голоса) без учёта того, с кем, где и с какой целью мы говорим. Выбор слов также обусловлен ситуацией общения: мы должны представлять, в каком случае надо сказать: «С какой целью вы посетили нас?», а когда уместнее будет фраза «Зачем ты пришёл?». В 3 классе эта работа только начинается и ограничивается выбором нужной интонации и слов речевого этикета. 30

8 Ход урока 5 Вопрос учителя: «Какую цель люди ставят перед собой при общении?» (Передать информацию, попросить о чём-то, воздействовать на чувства собеседника.) Выслушиваются ответы учащихся. Учитель: «Подумайте, а какой должна быть устная и письменная речь людей, чтобы можно было осуществить поставленную цель?» Выслушиваются ответы учащихся, затем дети отвечают на вопросы Совёнка (с. 13). Для обсуждения предлагаются различные ситуации: орфоэпически неверное произношение слов, например, в предложении «В нашем магазине продаются портфели» или «У нас в огороде растут свекла и щавель»; орфографически неверное написания слов, например, в записке: «Я учю русский язык четыре чиса»; неверная форма обращения, например, к директору школы: «Привет, Сан Саныч! Как живёшь?» Учитель: «Знают ли эти люди русский язык? (Знают.) Но они не владеют культурой устной и письменной речи. Что вы можете сказать о людях, которые так говорят или пишут?» Выработка умения «читать» схемы и определение основных целей и правил общения (упр. 18). Анализ рисунка-схемы. Формирование представления детей о речи как целенаправленном процессе. Ответы на вопросы с использованием опорных слов и словосочетаний сначала должны быть устными. Определение выбора речевых средств в зависимости от ситуации общения. При этом учащиеся устно обрисовывают ситуацию общения. Например: «Я говорю со своими друзьями (как?) тихо (когда? при каких условиях?)..., громко (когда? для чего?), с насмешкой (при каких условиях? зачем?)». Для письменного ответа можно выбрать какой-то один вариант, но обязательно с комментарием. Например: «Я говорю со своими друзьями громко, если они находятся далеко от меня или если я хочу обратить на себя внимание». Работа над интонацией, соответствующей ситуации общения, может быть проведена в форме игры «Мы артисты». Учитель предлагает произнести одни и те же фразы 31

9 от лица разных литературных героев: «Когда ты вернёшься? Я хочу, чтобы ты пришёл (пришла) завтра пораньше». Например, при обращении: а) мачехи к Золушке; б) принца к Золушке; в) Настеньки к отцу (из сказки «Аленький цветочек» C. Аксакова); г) старухи к старику (из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина). Дети должны осознать, что общение с разными целями предполагает выбор разной интонации. Словарная работа («Твой словарик», с. 14). Разграничение понятий «устная речь» и «письменная речь» при работе в паре (РТ, упр. 13) или по вопросам учителя. Работа над выработкой вежливой, уважительной по отношению к собеседнику манеры общения. Обогащение словаря учащихся словами речевого этикета (РТ, упр. 21). Знакомство с пунктуационными правилами выделения слов речевого этикета при чтении сообщения Самоварова (с. 14). Запись предложений, составленных учащимися при работе в парах (упр. 19). Обратить внимание на постановку запятых! Конкурс «Кто знает больше вежливых слов?». Названные учащимися слова речевого этикета записываются на доске и в тетрадях. Сопоставление вежливой и грубой речи (РТ, упр. 19). Работа с текстом Л. Толстого: определение манеры поведения героев, поиск вежливых слов и слов, выражающих отношение героев друг к другу (РТ, упр. 22). Работа по вопросам учителя: «С какой целью человек может обращаться к другому человеку? Одинаковые ли виды предложений при этом используются?» Резервное задание (работа в парах): составление устных диалогов на одну из выбранных тем (приглашение в гости, разговор о прошедшем выходном дне, о самом интересном событии и т. п.). Обязательное требование использовать слова речевого этикета, слова, передающие доброжелательное отношение к собеседнику. Определение и объяснение орфограмм в выписанных словах: здравствуй, Алёша, прости, пожалуйста, не смогу, спасибо, поздравление, до свидания, Саша. Учитель: «С какими целями общаются люди? Чем устная речь отличается от письменной? Каким должен быть 32

10 разговор двух людей? Какие новые слова речевого этикета узнали на уроке?» Записать вежливые слова и подчеркнуть в них орфограммы или выполнить упр. 20. Ход урока 6 Учитель: «В каких двух формах может существовать речь? (Устная и письменная.) Сегодня мы будем говорить о требованиях к устной речи. Как бы вы их определили?» Выслушиваются ответы учащихся. Определение требований к устной речи после самостоятельного чтения текста С. Михалкова (упр. 21). Предложения в конце упражнения дописываются и проверяются. Работа над техникой речи дикцией. Учитель: «Какие специальные произведения придуманы людьми для отработки дикции?» (Скороговорки.) Выполнение в парах упр. 16 из РТ или работа со скороговорками, записанными учителем на доске. Может быть проведён конкурс «Лучший скороговорщик». Нахождение нелитературных форм слов или исковерканных слов в тексте упр. 22 (предложения записываются в исправленном виде) и РТ, упр. 14 (с заменой «псевдослов» словами литературного языка). Работа в области культуры речи со словами, в которых сочетания согласных могут произноситься не так, как пишутся (РТ, упр. 17 и 18). Обратить внимание учащихся на то, что на месте буквосочетания жж в современном языке чаще произносится твёрдый долгий звук [ж], мягкий долгий звук пока ещё возможен как вариант наряду с твёрдым произношением этого буквосочетания в словах дрожжи, вожжи. Важно добиться запоминания слов, в которых буквосочетание чн произносится как [шн]. Слова с буквосочетанием чн должны быть обязательно записаны с частичной транскрипцией (скучно [шн], нарочно [шн], конечно [шн], яичница [шн], скучный [шн], научный [чн], конечный [чн]). Учитель: «С какими нормами культуры речи мы познакомились на уроке?» 33

11 Составить и записать предложения со словами из РТ, упр. 17. Ход урока 7 Учитель: «Определённые нормы существуют как в устной, так и в письменной речи. Какие требования к письменной речи вы знаете? (Писать без орфографических ошибок, каллиграфически верно.) Из чего состоит устная речь? С помощью чего мы передаём звуки на письме? Почему в письменной речи могут возникнуть ошибки? (Звуки не всегда однозначно передаются буквами.) «Какие звуки мы слышим в словах вода, просьба? А как мы записываем эти слова буквами? Почему?» Повторение основных орфограмм и каллиграфии при записи слов на доске и в тетрадях. Учащиеся объясняют соединения букв, находят в словах орфограммы и объясняют их: чашка, котята, молоко, Барсик, объедение, семья, местный, классный, Олечка, шкаф, рукав, жирный. Конкурс «Кто составит лучший словарный диктант». На доске указаны орфограммы: а) проверяемые безударные гласные в корне слова; б) проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова; в) прописная буква в именах собственных; г) правописание буквосочетаний жи ши, ча ща, чу щу, чк, чн, щн. Каждый из учащихся выбирает одну орфограмму и письменно составляет диктант, подбирая слова с данной орфограммой. Диктанты заслушиваются в классе и комментируются. Работа с нормами культуры речи при анализе текста В. Голявкина (упр. 23). После выполнения задания к упражнению учащимся предлагается найти в тексте слова с известными им орфограммами, выписать их, подобрав, где это возможно, проверочные слова. Учитель: «Какие нормы культуры устной и письменной речи вы знаете?» (РТ, упр. 15). Выписать из орфографического словарика, данного в конце учебника, 5 слов с непроверяемыми безударными гласными. 34

12 Текст. Уроки 8 14 Ход урока 8 Учитель: «Подберите слово, которое определит тему нашего сегодняшнего урока. Каким одним словом можно назвать такие произведения речи, как стихотворение, рассказ, записка, письмо, объявление? (Это текст.) Вспомним, что такое текст, какими особенностями он обладает». Определение терминов текст, тема и главная мысль текста уточняется при чтении диалога Самоварова, Ани и Вани (с. 17). Сравнение темы и главной мысли текста при работе с басней Л. Н. Толстого (упр. 24). Выработка универсального учебного действия сравнения при анализе предлагаемых названий к тексту. Работа с орфограммами по заданию учебника. Определение главной мысли текста (РТ, упр. 25). Составление и запись плана текста. При наличии времени текст может быть пересказан по записанному плану. Дополнительное задание: найти и подчеркнуть главные члены в предложениях двух последних абзацев. Учитель: «Что такое текст? Чем различаются тема и главная мысль текста?» Написать изложение текста упр. 25 из РТ по составленному на уроке плану. Ход урока 9 Создание проблемной ситуации по вопросу Совёнка (с. 18). Выслушиваются ответы учащихся с примерами текстов, сходных по тематической направленности, но различающихся главной мыслью. Предполагается самостоятельная работа детей по подбору в качестве примеров известных им литературных произведений, одинаковых по теме, но различных по главной мысли. Сопоставление темы и главной мысли двух текстов упр. 26. Тема обоих текстов «Осень». Главная мысль 35

13 первого текста: «Осень это прекрасное время года»; второго текста: «Осень это самое неприятное время года». Подобранные детьми заглавия к каждому из текстов должны отражать не тему, а именно главную мысль. Анализ заглавий текстов в упр. 25 учебника, прогнозирование их предполагаемого содержания: «Какие заглавия просто называют, о чём пойдёт речь в тексте, а какие выражают то самое важное, что хотел сказать автор?» Названия записываются в тетрадь в две группы. Рассказы по предлагаемым заглавиям сначала составляются устно. При этом надо добиться, чтобы обязательно были составлены рассказы и по названиям, отражающим тему, и по названиям, отражающим главную мысль текста. Учитель предлагает в рассказах на одну и ту же тему сопоставить главную мысль этих текстов и объяснить, от чего зависит выбор главной мысли произведения. Затем рассказы записываются. Дополнительное задание: найти и выписать слова с безударными гласными в корне слова, с парными по звонкости-глухости согласными и подобрать к ним проверочные слова. Учитель: «Могут ли тексты иметь общую тему, но разную главную мысль? Докажите». РТ, упр. 20. Ход урока 10 Актуализация знаний учащихся о трёх типах текстов (повествование, описание, рассуждение). Чтение диалога Ани, Вани и Самоварова (с. 19). Повторение определений трёх основных типов текста. Выслушиваются ответы учащихся, затем определения уточняются при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 20). Сравнение трёх текстов (упр. 27) по теме и типу (первый текст описание, второй повествование, третий рассуждение). Второй из текстов списывается, подчёркиваются главные члены предложения, определяются однородные члены предложения. 36

14 Устная работа по определению типа текста (стихотворение А. Фета, упр. 28). Запись стихотворения по памяти с подчёркиванием орфограмм. Конкурс на лучшего автора проводится по результатам работы в паре. Каждая пара устно составляет три небольших текста разного типа на одну самостоятельно выбранную тему. Тексты заслушиваются, определяются победители. Учитель: «Какие типы текста мы вспомнили на уроке? С какой целью создаётся текст-описание, текстповествование, текст-рассуждение?» Составить текст (четыре-пять предложений) по рисунку к упр. 28, определить тип текста. Ход урока 11 Вопрос Ани и ответ Самоварова (с. 21) сообщают учащимся сведения о строении текста: вступлении, основной части и заключении. Нахождение основных частей текста и определение их логической последовательности (упр. 30). Знакомство с понятием план текста при чтении сообщения Самоварова (с. 23). Восстановление порядка следования частей текста по плану (упр. 30). Закрепление и расширение знаний об основных типах текста по вопросу учителя: «Могут ли в одном тексте быть части, относящиеся к разным типам текста?» Работа с текстом (упр. 29). Устанавливается тип текста повествование, текст дополняется описанием и записывается. Восстановление логической последовательности предложений, нахождение частей текста, составление плана текста на материале упр. 23 РТ. На уроке учащиеся вставляют и объясняют пропущенные буквы, устно восстанавливают нужную последовательность предложений, находят в восстановленном тексте вступление, основную часть и заключение, составляют и записывают план текста, устно пересказывают текст по составленному плану. 37

15 Учитель: «Из каких частей состоит текст? Что такое план текста? Может ли в одном тексте встретиться и описание, и повествование?» Написать пересказ текста упр. 23 из РТ по составленному на уроке плану. Вариант задания: составить текст о своём любимом животном, чтобы в нём было и описание, и повествование. Ход урока 12 Учитель: «Сегодня мы вспомним, из каких основных частей состоит текст, для чего нужен план текста, и напишем изложение по рассказу К. Паустовского «Заяц». Чтение текста К. Паустовского (упр. 31). Работа по заданиям учебника. Текст может быть пересказан, последняя часть рассказа записана. Вторым вариантом является написание изложения по тексту. Учитель: «В какой последовательности должны быть расположены части текста? Для чего нужен план текста?» Выписать из текста упр. 31 пять слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова и три слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова. Подобрать и записать проверочные слова. Ход урока 13 Организация учебного лингвистического эксперимента по заданию Самоварова (с. 25). До чтения текста учащиеся пытаются сами ответить на поставленный профессором вопрос, высказывая предположения, чем могут различаться тексты разной функциональной направленности. Анализ текстов разной стилистической принадлежности (сферы использования): научного и художественного (упр. 32). Второй текст следует записать с комментированием орфограмм. 38

16 Уточнение различий между научным и художественным текстом при чтении сообщения Самоварова (с. 26). Отработка навыка определения стилистической принадлежности текстов на материале упр. 33. Учитель: «С какой целью создаются научные тексты? А тексты художественные?» РТ, упр. 26. Ход урока 14 Учитель: «Сегодня мы потренируемся составлять собственные тексты, которые могут быть использованы или в научной, или в художественной речи. Как вы думаете, эти тексты будут различаться выбором слов?» Повторение различий между научным и художественным текстом по вопросам учителя. Определение сферы использования слов и словосочетаний (упр. 34), работа в паре. Составление разностилевых текстов по опорным словосочетаниям. Сравнение текстов, относящихся к речи разных стилей (упр. 35). Составление собственных определений текстов, относящихся к разным стилям речи. Тема объекта для определения может быть названа учителем («Город, в котором я живу», «Моя любимая река», «Мой любимый школьный предмет» и т. п.) по образцу упр. 35. Учащиеся выбирают тему и составляют (устно) по два текста разного стиля. Затем сочинения детей выслушиваются, одноклассники определяют сферу употребления каждого из прослушанных текстов. Учитель: «Чем могут различаться тексты? Для чего создаются научные и художественные тексты?» Составить и записать два текста об одном и том же событии таким образом, чтобы один из текстов был научным, а другой художественным. 39

17 Вариант задания: выписать из толкового словаря или из энциклопедии описание какого-либо животного или растения. Составить самостоятельно художественный текст из четырёх-пяти предложений о том же животном или растении. Подготовиться к контрольной работе по материалам раздела «Проверь себя» на с (задания 6 и 7). Ход урока 15 Учитель: «Сегодня вы будете выполнять контрольную работу по разделу «Мир общения. Повторяем узнаём новое». Подумайте, с какой целью проводятся контрольные работы вообще». Заслушиваются ответы учащихся, акцентируется внимание на том, что цель контрольной работы систематизация и обобщение полученных знаний, определение степени усвоения отдельных тем для того, чтобы ликвидировать в дальнейшем пробелы в знаниях. Проверка домашнего задания. При прослушивании составленных текстов учащиеся определяют их стиль (без термина) и сферу возможного употребления каждого текста. Лучшие рассказы могут войти в книгу-сборник «Наши сочинения». Проведение контрольной работы 1-й способ. Задания для письменного (или устного, по усмотрению учителя) выполнения записаны на доске учителем. 1. Закончите предложения: Диалог это Беседовать с людьми нужно 2. Напишите примеры слов речевого этикета. 3. Выполните задание 6 (с. 29). 2-й способ. Работа с текстом задания 7 (с. 30). Задание выполняется сначала коллективно (устно). Текст зачитывается. Определяются тема и главная мысль. Коллективно составляется план текста, учащиеся пересказывают текст по составленному плану, а затем пишут изложение. Выписать из своего письменного пересказа текста слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми 40

18 ударением. Подобрать и записать к ним проверочные слова. Найти слово с орфограммой чн. Ход урока 16 Учитель: «Сегодня мы будем работать над ошибками, допущенными в контрольной работе». Повторение знаний о составных частях текста, о принадлежности текста к научной или художественной речи. Составить, работая в паре, рассказ на тему «Как бы я хотел провести выходной день» так, чтобы в нём было вступление, основная и заключительная часть. Учитель: «Какой текст у вас получился: научный или художественный? Есть ли в вашем тексте описание, повествование, рассуждение?» Составленные детьми рассказы заслушиваются и анализируются, лучший рассказ записывается с комментированием орфограмм. Работа с текстом (текст записан на доске). У меня дома на стене висит красивая фотография дятла. Вот как она по..вилась...днажды зимой мы с р..дителями гуляли по лесу и увидели на с..сне дятла. Он был очень нарядный. Спинка у него чёрная, голо..ка чёрная с красными пятны..ками. На чёрных крыл..ях белые пятны..ки и п...лоски. Я х..тел бросить в дятла сн..жком. Но папа не разрешил пугать птицу и предложил её сфотогр..фировать. Не надо пугать птиц! Гораздо инт..реснее наблюдать за ними. Озаглавить текст. Определить его тему и главную мысль, стиль (художественный) и тип (повествование с элементами описания во втором абзаце). Найти вступление, основную и заключительную часть текста. Составить план текста. Устно объяснить орфограммы. При наличии времени списать текст. Учитель: «Какие правила построения текста мы узнали? Какие орфограммы повторили?» Написать рассказ «Как бы я хотел провести зимние каникулы», использовать текст-повествование и текстописание. 41


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ЧАСТЬ 1 РАЗДЕЛ «МИР ОБЩЕНИЯ» 1 СОБЕСЕДНИКИ Уроки 1 2 Целевые установки уроков Предметные: объяснять значение жестов, мимики и рисунков для передачи информации; составлять и расшифровывать

Учитель: «Какие из заданий контрольной работы показались наиболее трудными?» Сделать повторно любое из заданий того раздела, который вызвал затруднения при выполнении контрольной работы. Ход урока 110

1 Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе на 2016-2017 уч.г. Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык», авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Планируемые результаты изучения курса («Русский язык», авторы В. П. Канакина, В. Г.

Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина РУССКИЙ ЯЗЫК Примерное тематическое планирование изучения учебного материала 1 класс 50 ч (5 ч в неделю, начиная с 1 марта) 1 урока Тема урока, страницы учебника 1 Речь устная

Планируемые результаты освоения учебного предмета Выпускник научится: - различать звуки и буквы, - характеризовать звуки русского языка, - знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться

Характеристика деятельности обучающихся Разделы Наша речь (4 ч) Характеристика деятельности обучающихся Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи. Сравнивать и различать предложения (группы

Планируемые личностные результаты Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2Б КЛАССА УМК «ШКОЛА РОССИИ» 1.Планируемые результаты. Результатами изучения курса «Русский язык» является формирование следующих умений: Предметными результатами

Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 1 классе (50 часов) п/п Тема урока Планируемые результаты Дата прове дения Общее кол-во По разде лу 1 1 Знакомство с учебником «Русский язык».

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс 170 ч. Дата урока (номер учебной недели) Наименование разделов и тем уроков, форм и тем контроля НАША РЕЧЬ (3 Ч) Виды речи () 1 Знакомство

Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся класса муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Большеокинская СОШ» разработана на основе

РУССКИЙ ЯЗЫК Учебник: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова «Русский язык» Издательство «ВИТА-Пресс», Москва, 202 Место курса «Русский язык» в учебном плане На изучение русского языка в начальной школе

Тематический план Наименование разделов и тем Всего п/п часов 1 Повторяем то, что знаем. 5 2. Речь. 4 3. Звуки и буквы. 9 4. Гласные и, а, у после шипящих. 12 Сочетания чк, чн. 5. Алфавит. 2 6. Слово и

П\п Дата Календарно-тематическое планирование по русскому языку класс 65 ч (33 учебные недели) Добукварный период 3 ч. Кол-во п/п Кол-во часов Дата часов Обучение чтению 4 ч. Обучение письму 7 ч. Адекватное

Тема. Цель: Оборудование: Урок 1 Требования к устной и письменной речи, значение языка как средства общения, познания. повторить и расширить знания учащихся о формах речи, их особенностях, о требованиях

Рабочая программа по предмету «Русский язык» Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального

3 класс (170 ч) I полугодие (75 ч) 81 Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные, невосклицательные.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА 6» (МБОУ «Школа 6») РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета протокол от 30.05.2016 5 УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Школа 6» от 228 от 01.09.2016

П/п Календарно тематическое планирование Русский язык 2 класс 70 ч. Дата Календарно -тематическое планирование Колво часов Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.

Планируемые результаты освоения учебного предмета К концу 4 класса ученик научится: различать, сравнивать, кратко характеризовать: - имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Планируемые результаты по учебному предмету «Русский язык» Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного

Календарно-тематическое планирование 4 класс п/п Тема урока Основное содержание по теме Примечания 1 четверть (45 часов) Повторяем узнаем новое (22 часа) 1 Речевое общение. Речь устная и письменная. Понятие

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку МБОУ НШ-д/с д.абдрашитово для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального компонента государственного стандарта

Планируемые результаты освоения программы Ученик научится: различать, сравнивать, кратко характеризовать: парные и непарные по твердости мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости глухости

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Блюментальская основная общеобразовательная школа» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на метод.объединении 2014г. директор МБОУ «БООШ» 28 августа

УМК «Школа России» «Русский язык» авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 класс Технологическая карта 17 Тема Звуки и буквы. Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ (1 ч). Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (3ч). Заглавная

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохлова

Тематическое планирование по русскому языку Е класс 36 часов (4 часа в неделю). п/п Четверть Учебная неделя Тема Колво часов Проверочные и контрольные работы Повторение (4 часа) I Вводный урок. Знакомство