Технология консультирования. "консультация как метод обучения". Методика посреднической деятельности

О дной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.

Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.

Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.

У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.

Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.

Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.

П редлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

Какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

Как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

Как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.

Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.

Вопросы для анализа

Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?

Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?

Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?

Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)

Приветствую всех читателей сайт. С вами как всегда Екатерина Калмыкова. И сразу у меня к вам вопрос: систематизируете ли вы свои мысли и если да – то как? Есть ли у вас какой-то способ наводить порядок в голове? У меня есть - я использую ментальные карты. И в этой статье я поделюсь с вами своим опытом по их составлению и покажу свои примеры интеллект карты.

Понятие ментальной карты


Нарисованный мной пример достаточно прост и нагляден. Обычно схема выглядит гораздо разветвленнее, так как может фиксировать огромное количество связей между предметами.

Благодаря использованию таких карт человек лучше и легче воспринимает большой объем информации, потому что нашему мозгу тяжело воспринимать информацию в виде простыни текста или кучи таблиц. Намного проще если та же самая информация будет представлена в визуальной форме, которая разбавляется цветом, дополняется рисунками и основана на ассоциациях.

Преимущества использования ментальных карт

1. Отличные помощники в освоении нового материала. Процесс происходит намного быстрее, веселее и эффективнее.

2. Супер планировщики. С ними очень легко составить план на день, написать список задач, выделить самые важные пункты и т.д.

3. Хранилище мыслей. Записывайте все, что приходит вам в голову при работе с картой. Как правило, ваш мозг посылает вам интересную и полезную информацию касательно той задачи или идеи, которую вы визуализируете.

4. Замечательная напоминалка. Здесь нельзя не вспомнить русскую пословицу «что написано пером, того не вырубишь топором». Что внесено на карту, то сложно будет проигнорировать. Значит вероятность исполнения задачи намного выше.

5. Интеллект-карты подходят для больших проектов, за которые первоначально страшно браться. Но как только вы начинаете визуализировать, все раскладывается по полочкам. Весь мега проект как клубок постепенно разматывается, и перед вами возникает упорядоченная карта последовательных действий.

Как создать ментальные карты

Я бы выделила два способа создания ментальных карт (mind maps): ручной и программный.

Для ручного способа вам достаточно взять бумажный лист, лучше альбомный, ручки, карандаши, фломастеры.

Программный способ — это использование компьютерных программ. Рассматривая оба способа, можно заметить, что у них есть как свои плюсы, так и минусы. Используя определенную программу, вы с легкостью можете исправить свою mind map, что-то в ней изменить и вам не придется перерисовывать ее полностью.

Также гораздо удобнее носить ментальную карту на электронном носителе нежели альбомный лист. Минусом работы в программе является ее шаблонность, ограничения в рисовании и визуальном выражении своих мыслей.

Программы для создания ментальных карт

Программы перечисленные ниже с легкостью можно найти в Интернете, при этом обратите внимание они бывают как платными, так и бесплатными. Поэтому выбирайте себе помощника по нраву.

Я выделю следующие:

— Mindmeister. Как работать в этой программе и примеры карт можно посмотреть .

— FreeMind. Я достаточно часто использую именно эту программу. В ней просто и быстро можно создать карту памяти. Подробнее о работе в программе читайте в статье.

Правила создания ментальных карт

При создании ментальных карт необходимо придерживаться нескольких простых правил.

  1. Используйте одну ментальную карту для выражения мыслей или идей по одной тематике.
  2. Лучше всего располагать лист горизонтально (будь то бумажный лист или лист на мониторе компьютера), так как глаз человека именно так лучше всего воспринимает информацию. Вспомните как располагается информация в телевизоре, на классной доске в школе или на мониторе.
  3. В центр, как правило, помещается главный предмет (задача, идея), который постепенно обрастает логическими связями и взаимосвязанными веточками. Это могут быть цели, подцели, пункты, подпункты и т.д.
  4. Все связи желательно выделять разными цветами, использовать значки, символы, картинки. Таким образом вы оформляете все визуально, используя свои ассоциации. Все графические элементы помогают изобразить понятную ментальную карту. Здесь важно не перестараться. Карта должна упростить восприятие представленной информации, а не наоборот. Ментальная карта должна получиться яркой и выразительной, но в то же время простой.

Где можно использовать с помощью интеллект-карты

На мой взгляд, интеллект-карты можно использовать в разных областях деятельности. Майндмэппинг полезен многим категориям: руководителям, сотрудникам любой компании, учителям, журналистам и т.д. Помимо этого, его можно использовать и в нашей повседневной жизни для решения бытовых задач.

Можно выделить следующие области применения:

1. Разноплановые задания на работе. Проекты, целью которых является разработка, внедрение чего-либо. Различные организационные мероприятия.

2. Проекты в своей личной жизни. С помощью интеллект-карт можно спланировать организацию банкета, планирование отпуска или выезд на дачу))

3. Списки задач.

4. Организационные структуры компаний и организаций.

5. Проектирование структуры сайтов, интерфейсов программ.

6. Структурирование текстов. Делать содержание, план выступления, повестку доклада.

7. Презентации в виде интеллект-карты.

8. Конспектирование лекции

Ошибки при использовании ментальных карт

Когда вы будете в первый раз создавать ментальную карту, обратите внимание на самые распространённые ошибки, возникающие при работе:

  1. Слишком сложная и сильноветвистая ментальная карта. Такая карта только запутает, а не разъяснит все.
  2. Одинаковые рисунки и цвета для различных ветвей.
  3. Отсутствие картинок и иконок
  4. Двусмысленность и хаотичность. Все элементы должны быть взаимосвязаны

На самом деле, я давно знакома с ментальными картами. Просто не знала про существование определенных программ и научного понятия. Всегда в институте на лекциях, чтобы все успеть записать и запомнить, я рисовала только мне понятные кружки, стрелки, фигуры. Это и были мои mind maps, которые помогли мне закончить институт с красным дипломом. Сейчас же будучи уже не студентом я активно использую ментальные карты в повседневной своей работе. Очень часто использую интеллект-карту перед написанием статьи на блог.

Наверняка, и вы используете нечто подобное?

Надеюсь после прочтения статьи вы сможете облегчить себе составление интеллект-карт: выбирайте наиболее удобную вам в работе программу и вперед!

И еще хочу познакомить вас с крутецкой книгой Х.Мюллер «Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей». Очень интересная и полезная книга. Скачивайте, изучайте и применяйте на практике! Скачать ЗДЕСЬ!

Не забывайте: лучшая благодарность мне — это репост статьи 🙂

С уважением, Екатерина Калмыкова

Ниже представлена та эмоциональная карта, которая, ИМХО, удобна для работы практикующего психолога и достаточно проста и понятна человеку, который попадает к психологу в роли клиента. Описываемая карта включает в себя 12 эмоциональных сфер. Эмоциональная сфера – это набор эмоций, близких другу по смыслу или стратегии взаимодействия с окружающим миром.

Для эффективного чтения карты нужно ввести несколько допущений.

Под эмоцией я подразумеваю психофизиологическое явление, которое определяет ситуацию или наше к ней отношение (ориентировочный ярлык), изменяет активность человека (то есть несет в себе энергетический заряд) и направляет его восприятие, мышление и действия (мотивирует).

В рамках каждой сферы встречаются эмоции, просто отличающиеся друг от друга интенсивностью . Например, страх и ужас. Или бывают эмоции, которые имеют разный смысл, но схожее отношение к другому человеку или ситуации. Например, зависть и гордыня. У этих эмоций разный смысл, но они обе отражают ваше стремление превосходить окружающих людей (гордыня = «я пуп земли», зависть = «Я должен иметь столько же, сколько и другой человек»/«чем я хуже»).

При этом я отдаю себе отчет (и вам советую), что разделение эмоций – вещь достаточно условная. Ведь эмоции легко могут сосуществовать друг с другом, то есть возникать одновременно. Например, сюрприз может одновременно проявляться удивлением и радостью (или разочарованием, если он вам не понравился).

Еще эмоции могут легко сочетаться, создавая сложное чувство. Например, ревность в себе сочетает: гнев, страх, вину и жадность. Тем не менее, для того, чтобы у вас был прочный эмоциональный фундамент подобное разделение просто необходимо.

Кроме того, приходится помнить о существовании омонимов (одинаковое написание, но разный смысл). Эмоции омонимы тоже существуют. Так, например, жалость может относиться и к сфере одиночества (мне не хватает внимания), так и к сфере превосходства (я помогу этому несчастному). Или, например, досада, которая может быть и в сфере потери смысла (как квинтэссенция разочарования), и в сфере совести (когда речь идет о самобичевании).

Расположение эмоциональных сфер на карте во многом определено тем, что часть эмоциональных сфер является полными или частичными антагонистами друг другу. Хотя это достаточно условное допущение. Ведь идеальной метафорой эмоций являются цвета. Да, белый цвет во многом противопоставляется черному, а теплая часть цветовой палитры – холодной. Но, это срабатывает только при парном сравнении. На картине же цвета смешиваются в уникальный рисунок.

В перечне внутри сферы эмоции расположены в порядке от менее интенсивных (фоновых) к более интенсивным (аффектам).

При этом в одной сфере расположены и эмоции и чувства. Может быть, это не самый правильный подход с точки зрения теоретической модели, зато очень удобно на практике.

Сфера удовлетворения

Удовлетворенность – комфорт – легкость – беззаботность – полет – игривость – радость – наслаждение — лучезарность – веселье – счастье – благодать – одухотворение – эйфория – блаженство – восторг – экстаз.

Сфера энтузиазма

Любопытство – интерес – бодрость – надежда – оптимизм – энтузиазм – уверенность – сила – решимость – вовлеченность – воодушевление – вдохновение – предвкушение – задор – азарт

Сфера покоя

Покой – безмятежность – безопасность – умиротворение — облегчение.

Сфера неожиданности

Растерянность – недоумение — удивление – изумление – чудо.

Сфера совести

Смирение – подчинение – смущение – вина – стыд – раскаяние – досада

Сфера одиночества

Отделенность — жалость – одиночество — пустота

Сфера потери счастья

Недовольство — ностальгия – озабоченность – сожаление – печаль – тоска – угнетенность – несчастье – страдание – стенание – эмоциональная боль – горе

Сфера потери смысла

Инертность – монотонность – усталость – скука – пресыщенность – скука – горечь – безразличие – бессмысленность – уныние

Сфера страха

Беспокойство — сомнение — недоверие – настороженность – тревога – замешательство – испуг – страх – беспомощность – смятение – паника – отчаяние — ужас.

Сфера антагонизма

Холодность – подозрительность – раздражение – противостояние – отторжение – злость – враждебность — обида – возмущение – злорадство – бойкот – гнев – ненависть – ярость – бешенство.

Сфера превосходства

обособленность – снисходительность — пренебрежительность – жалость – игнорирование — самодовольство гордость – высокомерие – неприязнь- осуждение – непокорность – зависть – жадность – презрение – отвращение – ядовитость – оскорбленность – унижение — месть – ревность – предательство

Сфера принятия

Согласие — одобрение – благожелательность – открытость – благодарность – симпатия – притяжение – уважение – увлеченность – привязанность – единение – нежность – трепет – умиление – восхищение – преданность – вера — любовь – обожание — благоговение.