Тевтонские племена. Тевтоны. Отрывок, характеризующий Тевтоны

13:24 — REGNUM

Члены Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Фотография 70-х гг. 19 века

1871 год. 29 ноября (17 ноября ст.ст.) в Санкт-Петербурге, в Императорской Академии художеств открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок или передвижников. В выставке приняли участие В.Ф.Аммон, С.Н.Аммосов, А.П.Боголюбов, Н.Н.Ге, К.Ф.Гун, Л.Л.Каменев, Ф.Ф.Каменский (скульптор), М.К.Клодт, М.П.Клодт, И.Н.Крамской, В.М.Максимов, Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, И.М.Прянишников, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Н.Н.Ге. 1871 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва .

"Немедленно началось обсуждение устава, а через год, 2 ноября 1870 года, устав, подписанный Перовым, Мясоедовым, Каменевым, Саврасовым, Прянишниковым, Крамским, баронами М.К. и М.П. Клодтами, Шишкиным, К.Е. и В.Е. Маковскими, Якоби, Корзухиным и Лемохом был утвержден правительством, и тогда, заботы наши, говорит в своем отчете за пятнадцать лет существования выставок Г.Г.Мясоедов, приняли совершенно определенный характер. Нужны были картины, нужны были деньги. Первых было мало, вторых не было совсем у Товарищества, родившагося без полушки. Каждому участнику пришлось ссудить из своего кармана, кто чем мог, на его первоначальные расходы. Дело было всем симпатично, ему верили, и оно не обмануло: на первую же выставку, открытую в 1871 году в залах Императорской Академии художеств, Петербург принес 2303 рублей, чем тотчас же обезпечил возможность нашего движения в провинцию".

Портрет художника Григория Григорьевича Мясоедова. И.Е.Репин. 1886 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва .

Но в жалобе на недостаток картин можно видеть скорее скромность, или разве понимать это в сравнении с количеством их на последующих выставках. В самом же деле здесь было выставлено 46 произведений десяти членов Товарищества и пяти экспонентов. По содержанию же, выставка была прямо блестящая. Н.Н.Ге выставил свою знаменитую картину "Петр I допрашивает цесаревича Алексея Петровича", В.Г.Перов - "Привал охотников" и "Рыболова" и три портрета, И.Н.Крамской - портреты М.М.Антокольского, Ф.А.Васильева и барона М.К.Клодта и "Сцену из Майской ночи Гоголя", К.Ф.Гун - "голову гугенота", И.М,Прянишников - "Погорелые" и "Порожняки", Г.Г.Мясоедов - "Сцену в корчме на Литовской границе", А.К.Саврасов - "Грачи прилетели", кроме того, были пейзажи Шишкина, М.К.Клодта, А.П.Боголюбова и скульптурная группа Ф.Ф.Каменского "По грибы"; словом, повторяю, выставка была на славу.

Как я уже указывал, публика отнеслась с полным сочувствием к этому предприятию. Это подтверждает и то обстоятельство, что Товарищество не только не распалось до сих пор, но напротив, с каждым годом все более и более процветает, и примеру их нашлись последователи.

В печати хоть и были зоилы, которые не переставали кричать об упадке искусства, но большая часть прессы, а особенно провинциальная, отнеслась сочувственно".

Цитируется по: Новицкий А. Передвижники и их влияние на русское искусство. М,: Издание книжнаго магазина Гросман и Кнебель, 1897. с.51-52

История в лицах

М.М.Салтыков-Щедрин :

Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением - некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество. Отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, делаются доступными для всех. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех призывает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах.

Цитируется по: Новицкий А. Передвижники и их влияние на русское искусство. М,: Издание книжнаго магазина Гросман и Кнебель, 1897. с.52

Мир в это время

В 1871 году подписанием Франкфуртского мирного договора завершается война между Францией и Пруссией. В результате этой войны, к Северогерманскому союзу присоединяются Бавариия, Баден, Вюртемберг и Южный Гессен-Дармштадт, таким образом воплощается идея канцлера Отто фон Бисмарка о создании единой Германии. Кроме того, Пруссия аннексирует принадлежавшую Франции Эльзас-Лотарингиию. Вторая Французская империя распадается и создается третья Французская республика.

Провозглашение Германской империи в Версале. А.фон Вернер. 1871 год

"Франкфуртский мирный договор подтверждал те основные условия, которые были установлены еще в версальских прелиминариях от 26 февраля. Франция уступила Германии Эльзас и часть Лотарингии и обязывалась уплатить 5 миллиардов контрибуции. Однако помощь пруссаков против Коммуны была куплена Тьером ценой ухудшения условий уплаты контрибуции и отсрочки вывода германских войск с французской территории.

То был грабительский мир. Какие же причины побудили Бисмарка совершить захват французской территории?

Главной причиной аннексии явились соображения стратегического порядка. И Бисмарк и Мольтке были убеждены, что война 1870 - 1871 гг. не ликвидирует векового антагонизма между Германией и Францией. Будучи уверенными в неизбежности новой войны с Францией, они стремились использовать свою победу для обеспечения Германии наиболее выгодной стратегической границы "Я не строю никаких иллюзий", - откровенно объяснял Бисмарк французскому дипломату через три месяца после подписания Франкфуртского мира. - "С нашей стороны было бы абсурдом брать у вас Мец, который является французским. Я не хотел оставлять его за Германией. Но генеральный штаб запросил меня, могу ли я гарантировать, что Франция не станет брать реванш. Я ответил, что, напротив, я вполне убежден, что эта война является лишь первой из тех, которые разразятся между Германией и Францией, и что 8а ней последует целый ряд других. Мне ответили, что в таком случае Мец явится гласисом, за которым Франция может разместить сто тысяч человек. Мы должны были его сохранить. То же самое я скажу и об Эльзасе с Лотарингией: брать их у вас было бы ошибкой, если бы миру суждено было быть прочным, так как эти провинции являются для нас обузой". "Они станут как бы новой Польшей, - ответил француз, - Польшей, с Францией, стоящей за нею". "Да, - согласился германский канцлер, - Польшей, с Францией позади нее".

Захват Эльзаса и Лотарингии, по условиям того времени, действительно давал Германии серьезные стратегические выгоды. Пока французы владели Эльзасом, они могли оттуда сравнительно легко произвести вторжение в Южную Германию. Католический юг был самым уязвимым местом только что созданного единого германского государства. Его верность имперскому единству представлялась тогда довольно сомнительной. После перехода Эльзаса к Германии французы оказывались отброшенными за Вогезы. Теперь между Францией и Германией, кроме линии Рейна, высилась еще цепь Вогезских гор, трудно проходимых для большой армии. Таким образом, Эльзас имел серьезное оборонительное значение.

Наоборот, стратегическое значение Лотарингии было скорее наступательным. В Лотарингии немцы приобретали плацдарм, который приближал их к Парижу и значительно облегчал повторение "опыта" 1870 г. - удара на Париж через так называемую "вогезскую дыру", т. е. равнинное пространство между Вогезами на юге и Арденнами на севере. Стратегическим ключом к нему являлась крепость Мец, которая теперь оказалась в руках Германии.

По условиям прелиминарного договора от 26 февраля 1871 г. богатые рудой районы Лотарингии, расположенные к западу от Тионвиля, остались за Францией. Во время переговоров об окончательном мирном договоре Бисмарк, учитывая значение рудных богатств, предложил французам следующий обмен: Германия согласится на исправление границы у Бельфора, которого, по стратегическим соображениям, чрезвычайно добивались французы, а за это они уступят Германии рудный бассейн к западу от Тионвиля. Сначала Бисмарк встретил отказ. Интересно, что Бисмарк, беспощадно торговавшийся о сроках уплаты каждого миллиарда, отнесся к данному отказу спокойно. "В случае надобности, - писал он, - я лучше откажусь от расширения нашей границы, нежели сорву из-за этого все соглашение". Вскоре, впрочем, французы передумали, и обмен состоялся. Франция получила исправление границы у Бельфора и отдала Германии железорудный район. Весь этот эпизод показывает, что рудные богатства Лотарингии учитывались при заключении мира. Но он же свидетельствует, что решающую роль играли не они, а соображения стратегического порядка. Это и неудивительно: нужно только вспомнить, что в 1871 г. лотарингская руда еще не имела своего нынешнего значения. Она получила его только в конце 70-х годов, после открытия рентабельного способа переработки руд, богатых фосфором.

Бисмарку было совершенно ясно, что аннексия французской территории еще больше осложнит франко-германские отношения. Создавшаяся объективная обстановка заставила Бисмарка решать следующую политическую задачу: стоит ли пытаться разрядить напряженность франко-германских отношений? Если же попытка эта была безнадежной, не целесообразнее ли позаботиться о создании максимально выгодного театра для будущей войны? Бисмарк решил вопрос именно в последнем смысле.

Конечно, не аннексия двух провинций породила франко-германский антагонизм. И до этой аннексии самые различные французские правительства веками боролись против германского национального единства. После того как в 1871 г. это единство было достигнуто, буржуазная Франция мечтала бы об ослаблении Германии и в том случае, если бы Эльзас и Лотарингия остались французскими. Но аннексия придала движению за реванш в некотором роде оборонительную видимость, а вместе с нею дала ему такую силу внутри Франции, какой оно без этого никогда бы не приобрело. Именно так смотрел на дело Маркс. "Если французский шовинизм, - писал он, - пока держался старый государственный порядок, находил известное материальное оправдание в том, что с 1815 г. столица Франции - Париж, а тем самым и сама Франция оказывалась, после немногих проигранных сражений, беззащитной, то какую богатую пищу получит этот шовинизм, как только граница пройдет на востоке - у Вогезов, а на севере - у Метца?" Франкфуртский мир был актом большого исторического значения - в нем были заложены первые зародыши войны 1914-1918 гг.

В самом начале войны Маркс дал глубочайший анализ ее последствий. В письме Комитету германской социал-демократии Маркс писал:

"Военная камарилья, профессура, бюргерство и трактирные политики утверждают, что это [захват Пруссией Эльзаса и Лотарингии] - средство навсегда оградить Германию от войны с Францией. Наоборот, это - вернейший способ превратить эту войну в европейскую институцию. Это - действительно наилучшее средство увековечить в обновленной Германии военный деспотизм как необходимое условие господства над западной Польшей - Эльзасом и Лотарингией. Это - безошибочный способ превратить будущий мир в простое перемирие до тех пор, пока Франция не окрепнет настолько, чтобы потребовать отнятую у нее территорию обратно.... Тот, кто не совсем еще оглушен теперешней шумихой или не заинтересован в том, чтобы оглушать германский народ, должен понять, что война 1870 г. так же неизбежно чревата войной между Россией и Германией, как война 1866 г. была чревата войной 1870 г."

Франко-прусская война завершила целый ряд глубоких перемен в политическом положении Европы. Осуществилось национальное объединение Германии, хотя и без немецких областей Австрии. Закончилось объединение Италии, впрочем, без Триеста и Триента. Раньше восточными соседями Франции были бессильные мелкие государства, а западным соседом России была сравнительно небольшая Пруссия, к тому же поглощенная непрерывным соперничеством с Австрией.

Теперь у границ России и Франции возникла мощная держава - Германская империя.

Для Франции положение изменилось не только на восточной, но и на юго-восточной ее границе. И здесь, после войн 1859 - 1871 гг., вместо восьми мелких итальянских государств, Франция очутилась в соседстве с объединенным Итальянским королевством. Сходные перемены претерпела и Австро-Венгрия. Словом, раньше между великими державами континента имелась рыхлая прослойка из слабых, мелких государств. То был своего рода буфер, несколько смягчавший толчки при соприкосновении великих держав. Теперь территории этих держав вплотную примкнули друг к другу.

Уже по одному этому международное положение стало более напряженным. Притом такая напряженность не была преходящим явлением: она стала неотъемлемым свойством новых международных отношений". Цитируется по: История дипломатии. Т. 1 / Сост.: Бахрушин С.В., Ефимов А.В., Косминский Е.А., Нарочницкий А.Л., Сергеев В.С., Сказкин С.Д.,

Тарле Е.В., Хвостов В.М.; Под ред.: Потемкин В.П. - М.: Соцэкгиз, 1941

Тевтоны были одними из многих немецких этнических групп, но именно благодаря им появилось нынешнее название Германии. «Божественное» (как они себя называли) племя наводило ужас даже на, казалось бы, неустрашимого диктатора Римской республики Юлия Цезаря.

Тевтоны на первой карте

Впервые тевтонские племена упоминаются у греческих и римских авторов. Знаменитый древнеримский этнограф Страбон (64/63 до н. э. - 23/24 н. э.) рассказывает в своей 7-й книге о с

Согласно карте Птолемея (15 - 60 годы н. э.), тевтоны первоначально жили в Ютландии, что согласуется с географом Помпонием Мела, который поместил их в Скандинавию.

Наряду с хавками, фризами, англами, саксами, ютами, герминонами-алеманнами, баварцами, лангобардами, тевтоны были одними из многих, кто говорил на западногерманском языке – ингвеоне. Были и другие носители восточногерманского языка – виндилы. Например, готы и бургунды.

Божественные из Деойчины

Среди историков бытует простое и понятное объяснение происхождения слова Германия от Herr ("господин" – нем.) и Mann ("мужчина" – нем.). Мол, родоначальником немецкого народа был некий верховный вождь – Манн, который позаимствовал это имя у царей Египета (Менес) или Индии (Ману).

Согласно «Великопольской хронике», у немцев и славян был общий отец Яфет, у которого было два сына: Ян (славянская ветвь) и Кус (немецкая ветвь). Так вот germo из этого документа означает "братья", просто Кус об этом помнил, а Ян – нет.

Так или иначе, тевтоны признавали себя германцами, но изначально называли себя не именем существительным, а прилагательным - теу (тео или даже део), что означает "божественные".

Вполне логично, что от этого самоназвания произошло и обозначение места, где они жили – «Теуйчина» или «Деойчина», которые со временем трансформировались в «Deutsche». Об этом в своих исторических эссе писал Владимир Нилов. Впрочем, кельтскую версию от слова народ (teuta) тоже никто не оспаривает.

Поражение, напугавшее победителей

Примерно тридцать веков назад на Земле похолодало на два градуса, однако этого оказалось достаточным, чтобы изменить привычную среду обитания германских племен. В поисках места под солнцем они, естественно, отправились на юг.

Переселение народов было не быстрым, лишь только в 182 до н. э. на востоке Галлии были замечены тевтоны. В 113 году до н. э. они пришли уже не одни, а с кимврами. Как же эти племена, жившие совсем в другой стороне (на востоке Европы), оказались вместе с германцами? Одна из версий гласит, что слава о воинственных тевтонах заворожила вождей кимвров, вот и решили они «пограбить вместе».

Римлянин греческого происхождения Аппиан свидетельствовал, что Римскую Империю атаковали только тевтонцы, очевидно не придавая значения киммерийцам. Римляне разбили германцев близи Марсалии, и племена кимвров – под Верцеллами, пополнив остатками этих племён класс рабов. Справедливости ради, отметим, что легионеры победили за счёт коварства и после победы стали панически бояться тевтонов.

Ярость тевтонов

Страх перед тевтонами позднее отметил Корнелий Тацит, особо отметив битву в Тевтобургском лесу в 9 году, которая показала, что германцы способны разбить организованные легионы. На самом деле, римскую армию под командованием Квинтилия Вара разгромили племена херусков под началом Арминия, но в Риме говорили только о тевтонах.

Битва в Тевтобургском лесу

О «тевтонской опасности» писал также Юлий Цезарь и Плиний Старший. Они отмечали, что ударной силой «божественных германцев» были пехотинцы, которые бегали не хуже лошадей. Вооружены они были примитивным оружием, чаще всего копьём – фрамея, а также коротким однолезвийным мечом и топором. Щитом с бронзовым умбоном тевтоны пользовались не только для защиты. Каждый боец также имел по несколько дротиков.

«Они нападают внезапно из леса, - вспоминал Цезарь в «Записках о галльской войне». – Если случается битва в чистом поле, они подносят ко ртам щиты и издают звуки, напоминающее пенье, которое становится громче и злее. Потом стремительно бросаются вперёд. Смешав передние ряды римлян, они также быстро отступают и забрасывают ряды легионеров дротиками. Сразу же среди нас много раненных и убитых. Затем тевтоны снова бросаются в атаку. Они дерутся семьями и родами, когда смерть брата или отца вызывает у них еще большую ярость».

Женщины и жрецы

Если же тевтонцы обращались в бегство, их останавливали женщины, которые обнажали грудь и били себя руками. Считается, тем самым они предупреждали своих мужчин, что станут рабынями римлян.

Марк Габриэль Шарль Глейр, " Пленные римские воины под ярмом у германцев"

Многие исследователи, в частности Фридрих Энгельс, видели в этом последствия матриархата, когда-то имевшего место среди целомудренных древних тевтонов, которые, согласно обычаям племени, познавали женщин только в зрелом возрасте. Воодушевляли на подвиг воинов и жрецы-прорицательницы.

Вначале они носили шкуры убитых животных, а потом – льняные белые одежды. Вооружены они были дорогими мечами, которыми и приносили богам в жертву пленных, наполняя кровью большой чан. Об этом с нескрываемым ужасом писал Страбон.

В историю тевтонские женщины вошли в 102 году, когда совершили массовое самоубийство после поражения своих мужчин в битве при Аквах Секстиевых. Это событие нашло отражение и в тевтонском эпосе, который, кстати, практически не описывает разрушение Римской империи. Многие исследователи отмечают, что тевтоны, привыкшие к набегам, просто не заметили, что разрушили великую цивилизацию эллинов.

Тевтоны были одними из многих немецких этнических групп, но именно благодаря им появилось нынешнее название Германии. «Божественное» (как они себя называли) племя наводило ужас даже на, казалось бы, неустрашимого диктатора Римской республики Юлия Цезаря.

Тевтоны на первой карте

Впервые тевтонские племена упоминаются у греческих и римских авторов. Согласно карте Птолемея (15 - 60 годы н. э.), тевтоны первоначально жили в Ютландии, что согласуется с географом Помпонием Мела, который поместил их в Скандинавию.

Наряду с хавками, фризами, англами, саксами, ютами, герминонами-алеманнами, баварцами, лангобардами, тевтоны были одними из многих, кто говорил на западногерманском языке – ингвеоне. Были и другие носители восточногерманского языка – виндилы. Например, готы и бургунды.

Божественные из Деойчины

Среди историков бытует простое и понятное объяснение происхождения слова Германия от Herr ("господин" – нем.) и Mann ("мужчина" – нем.). Мол, родоначальником немецкого народа был некий верховный вождь – Манн, который позаимствовал это имя у царей Египета (Менес) или Индии (Ману).

Согласно «Великопольской хронике», у немцев и славян был общий отец Яфет, у которого было два сына: Ян (славянская ветвь) и Кус (немецкая ветвь). Так вот germo из этого документа означает "братья", просто Кус об этом помнил, а Ян – нет.

Так или иначе, тевтоны признавали себя германцами, но изначально называли себя не именем существительным, а прилагательным - теу (тео или даже део), что означает "божественные".

Вполне логично, что от этого самоназвания произошло и обозначение места, где они жили – «Теуйчина» или «Деойчина», которые со временем трансформировались в «Deutsche». Об этом в своих исторических эссе писал Владимир Нилов. Впрочем, кельтскую версию от слова народ (teuta) тоже никто не оспаривает.

Поражение, напугавшее победителей

Примерно тридцать веков назад на Земле похолодало на два градуса, однако этого оказалось достаточным, чтобы изменить привычную среду обитания германских племен. В поисках места под солнцем они, естественно, отправились на юг.

Переселение народов было не быстрым, лишь только в 182 до н. э. на востоке Галлии были замечены тевтоны. В 113 году до н. э. они пришли уже не одни, а с кимврами. Как же эти племена, жившие совсем в другой стороне (на востоке Европы), оказались вместе с германцами? Одна из версий гласит, что слава о воинственных тевтонах заворожила вождей кимвров, вот и решили они «пограбить вместе».

Римлянин греческого происхождения Аппиан свидетельствовал, что Римскую Империю атаковали только тевтонцы, очевидно не придавая значения киммерийцам. Римляне разбили германцев близи Марсалии, и племена кимвров – под Верцеллами, пополнив остатками этих племён класс рабов. Справедливости ради, отметим, что легионеры победили за счёт коварства и после победы стали панически бояться тевтонов.

Ярость тевтонов

Страх перед тевтонами позднее отметил Корнелий Тацит, особо отметив битву в Тевтобургском лесу в 9 году, которая показала, что германцы способны разбить организованные легионы. На самом деле, римскую армию под командованием Квинтилия Вара разгромили племена херусков под началом Арминия, но в Риме говорили только о тевтонах.

Битва в Тевтобургском лесу

О «тевтонской опасности» писал также Юлий Цезарь и Плиний Старший. Они отмечали, что ударной силой «божественных германцев» были пехотинцы, которые бегали не хуже лошадей. Вооружены они были примитивным оружием, чаще всего копьём – фрамея, а также коротким однолезвийным мечом и топором. Щитом с бронзовым умбоном тевтоны пользовались не только для защиты. Каждый боец также имел по несколько дротиков.

«Они нападают внезапно из леса, - вспоминал Цезарь в «Записках о галльской войне». – Если случается битва в чистом поле, они подносят ко ртам щиты и издают звуки, напоминающее пенье, которое становится громче и злее. Потом стремительно бросаются вперёд. Смешав передние ряды римлян, они также быстро отступают и забрасывают ряды легионеров дротиками. Сразу же среди нас много раненных и убитых. Затем тевтоны снова бросаются в атаку. Они дерутся семьями и родами, когда смерть брата или отца вызывает у них еще большую ярость».

Женщины и жрецы

Если же тевтонцы обращались в бегство, их останавливали женщины, которые обнажали грудь и били себя руками. Считается, тем самым они предупреждали своих мужчин, что станут рабынями римлян.

Марк Габриэль Шарль Глейр, " Пленные римские воины под ярмом у германцев"

Многие исследователи, в частности Фридрих Энгельс, видели в этом последствия матриархата, когда-то имевшего место среди целомудренных древних тевтонов, которые, согласно обычаям племени, познавали женщин только в зрелом возрасте. Воодушевляли на подвиг воинов и жрецы-прорицательницы.

Вначале они носили шкуры убитых животных, а потом – льняные белые одежды. Вооружены они были дорогими мечами, которыми и приносили богам в жертву пленных, наполняя кровью большой чан. Об этом с нескрываемым ужасом писал Страбон.

В историю тевтонские женщины вошли в 102 году, когда совершили массовое самоубийство после поражения своих мужчин в битве при Аквах Секстиевых. Это событие нашло отражение и в тевтонском эпосе, который, кстати, практически не описывает разрушение Римской империи. Многие исследователи отмечают, что тевтоны, привыкшие к набегам, просто не заметили, что разрушили великую цивилизацию эллинов.

Племя, жившее на западном побережье Ютландии и в низовье р. Эльба . В «Географии » Птолемея тевтоны упоминаются как одно из племен «Великой Германии», проживавшее вместе с аварнами , свевами и фародинами .

В конце II в. до н. э. двинулись с Ютландского полуострова на юг и вторглись в Галлию , соединившись с кимврами , затем вместе с ними и другими германскими племенами направились в Северную Италию . Это вторжение явилось «первой волной» нашествия варваров на Древний Рим.

В 102 году до н. э., несмотря на численное превосходство, были полностью разбиты 30-тысячной армией римского полководца Гая Мария при Аквах Секстиевых (Aquae Sextiae , древнеримское селение севернее Массилии (ныне город Экс-ан-Прованс близ Марселя , Франция). После этого упоминание о тевтонах как племени исчезает.

Слово «тевтонцы» употреблялось иногда и для обозначения германцев вообще. От этого слова происходит название рыцарского Тевтонского ордена .

См. также

Напишите отзыв о статье "Тевтоны"

Отрывок, характеризующий Тевтоны

– Да, я масон, – отвечал Пьер.
– Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее.
– Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер.
– Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин.
– Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина…
– Nous y voila, [Так и есть,] – вдруг нахмурившись, перебивая Пьера, еще громче прежнего вскрикнул Растопчин. – Верещагин изменник и предатель, который получит заслуженную казнь, – сказал Растопчин с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении. – Но я не призвал вас для того, чтобы обсуждать мои дела, а для того, чтобы дать вам совет или приказание, ежели вы этого хотите. Прошу вас прекратить сношения с такими господами, как Ключарев, и ехать отсюда. А я дурь выбью, в ком бы она ни была. – И, вероятно, спохватившись, что он как будто кричал на Безухова, который еще ни в чем не был виноват, он прибавил, дружески взяв за руку Пьера: – Nous sommes a la veille d"un desastre publique, et je n"ai pas le temps de dire des gentillesses a tous ceux qui ont affaire a moi. Голова иногда кругом идет! Eh! bien, mon cher, qu"est ce que vous faites, vous personnellement? [Мы накануне общего бедствия, и мне некогда быть любезным со всеми, с кем у меня есть дело. Итак, любезнейший, что вы предпринимаете, вы лично?]

У России в истории было много проблемных соседей. Но особняком стоит тевтонский орден, соседство русских с которым стало роковым для крестоносцев.

Орден был призван обратить в католическую веру Восточноевропейские Земли. Правда, папа Римский не учёл «русского фактора». В российской историографии Тевтонский орден представляется чуть ли ни как главный враг Земли Русской. На деле же для русских князей тевтонские земли всегда представлялись лёгкой добычей. В походы на крестоносцев охотно ходили многие русские князья. Порой ради сугубо меркантильных целей - ограбить, захватить заложников...

Мы первые начали…

Первое военное столкновение русских с тевтонцами состоялось в 1212 году. Объединенное пятнадцатитысячное новгородско-полоцкое войско во главе с новгородским князем Мстиславом Удалым посетило расположенные в Ливонии опорные базы крестоносцев. Для начала немцы отделались легким испугом: заключили сепаратный мир с Полоцким княжеством и новгородцы согласились на перемирие.

…и продолжили

Спустя всего пять лет всё те же новгородцы, усиленные эстонскими войсками, снова двинулись на Запад, в земли тевтонцев. Генрих Латвийский в «Хронике Ливонии» писал: «В 1217 году новгородцы собрали большое русское войско, с ним же был и король псковский Владимир со своими горожанами, и послали звать по всей Эстонии, чтобы шли эсты осаждать тевтонов».

Вскоре объединенное войско русских собирается возле стен резиденции магистра Ливонского ордена в замке Венден. Почти тогда же, в 1219 году, датскими войсками была захвачена Северная Эстония, а на месте селения эстов Линданисе был основан «Датский город» - «Таани линн» - Ревель, впоследствии ставший Таллином.

Папа сердится

В 1228 году в города Любек, Рига, Готланд, Динамюнд и шведский Липчепинг отправляется приказ-булла римского папы Григория IX, в котором в категорической форме требуется прекратить всякую торговлю с русскими землями. По сути, это была первая попытка Запада организовать экономическую блокаду русских. Однако далеко не все купцы послушали папу. Рига и Готланд заключили договор с Мстиславом Давыдовичем Смоленским «о взаимном благоприятствовании» и торговле.

Первое ледовое побоище

В 1234 году князь Ярослав Всеволодович с четырнадцатилетним сыном Александром во главе войска из переяславских, новгородских и псковских полков громит тевтонских рыцарей под Юрьевом, в сражении на реке Эмайыги (Эмбах). Подойдя к Юрьеву, русские войска с ходу опрокидывают тевтонцев, загоняя тяжёлых рыцарей на речной лёд: «И поможе Бог князю Ярославу с новгородцы, и биша и до реки, и ту паде лучших немец неколико: и яко быша на реке на Омовже немцы, и ту обломишася (лед - сост.), истопе их много, а иные язвени вбегоша в Юрьев, а другие в Медвежью Голову». После тяжёлого ледового поражения магистр ордена Фольквин фон Винтерштеттен заключает мир с Ярославом Всеволодовичем, который соблюдался в течение четырёх лет.

«И поклонишася немьци князю, Ярослав же взял с ними мир по всей правде своей».

Юрьев обязался платить дань Новгороду - в дальнейшем именно это обязательство послужит для Ивана Грозного поводом начать Ливонскую войну.

«Старый мир» лучше доброй ссоры

Весной 1262 года Александр Невский и Миндовг заключают договор о союзе и совместном походе на Ливонский орден. Первыми к Вендену, столице ордена, пришли войска Миндовга, возглавляемые Тройнатом. Александр Невский в это время решал вопросы в Орде, и дружина под руководством его брата Ярослава подошла только через месяц. Не взяв Венден, Миндовг ушёл в Литву, а русские пограбили земли Дерпта. Почти сразу же из Риги, Любека и острова Готланда выезжают немецкие послы, везя русским мирный договор и предложения по восстановлению торговли. В Новгороде подписывают «Старый мир», по которому немцы отказываются от всех своих захватов в северных русских землях и обещают прервать блокаду балтийских берегов и не трогать русских купцов.

«Последний бой этого мира»

В феврале 1268 года в датских владениях в Эстонии, что близ города Раковора (Раквере), произошла страшная битва новгородцев и псковичей с датчанами и тевтонцами, по своим масштабам и значению намного превосходившая Ледовое побоище. Как писал летописец: «Ни отцы, ни деды наши невидали такой жестокой сечи».

Центральный удар железного рыцарского клина, «великой свиньи», приняли на себя новгородцы во главе с посадником Михаилом.

Сам Михаил и многие его воины погибли, но не отступили, а исход сражения решил фланговый удар полков князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, которые обратили крестоносцев в бегство и гнали их семь вёрст до самого Раковора. Потери обеих сторон были очень велики для XIII века, и исчислялись несколькими тысячами человек. Однако псковский князь Довмонт и после столь тяжёлого сражения смог совершить рейд по всей Ливонии.

В 1269 году орден предпринял было ответный поход, но над немцами, кажется, висел злой рок: 10-дневная осада Пскова закончилась отступлением рыцарей при приближении новгородского войска во главе с князем Юрием и заключением мирного договора.

Именно после Раковорского поражения, а не битвы на Чудском озере, Ливонский орден уже не мог серьёзно угрожать мощным княжествам на северо-западе Руси.

Drang nach Osten

В первой половине XX века в Европе появилась могучая сила, пытавшаяся восстановить Тевтонский орден. Альфред Розенберг, идеолог НСДП и автор нескольких ключевых понятий нацистской идеологии, много поработал над тем, чтобы вплести тевтонские мотивы в общую концепцию гитлеровской Германии. Весьма пригодился Розенбергу и долгие годы зревший в Германии план «Натиска на восток», возникший отчасти под впечатлением от грандиозных поражений тевтонцев и чего-то вроде «исторического комплекса». Стоит ли упоминать, чем закончилось очередное вторжение «тевтонских», на сей раз моторизированных, «клиньев» вглубь России?