Вукан вучик - транспорт в городах, удобных для жизни. Награды и звания

Один из крупнейших городов центральной части Китая Чунцин - флагман правительственной кампании, направленной на развитие западных регионов страны. Здесь строятся новые объекты инфраструктуры и проводится реструктуризация отраслей промышленности в попытке привлечь новые инвестиции.

Чунцин в цифрах 2002 г. Рост с 2001 г. (%) Национальный рейтинг
Площадь (км2) 82000 26
Численность (миллионов человек) 31,1 0,3 20
ВВП (миллиардов юаней) 197,1 12,7 23
ВВП на душу населения (миллиардов юаней) 6437 24,8 18
Средняя зарплата (юаней) 10960 15,1 18
Розничная торговля потребительскими товарами (миллиардов юаней) 76,3 9,1 20
На сто городских семей приходится:
- компьютеров 25,3 46,2 5
- видео и CD проигрывателей 67,1 12,4 4
- мобильных телефонов 53,9 57,1 16
Индекс потребительских цен (%) -0,4 10
Экспорт (миллиардов USD) 1,12 -4,7 23
Экспорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 0,1 5,5 26
Импорт (миллиардов USD) 0,91 -6,1 25
Импорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 0,28 27 21
Общее число зарегистрированных иностранных компаний 1388 -7,6 23
Использованные иностранные инвестиции за этот год (миллионов USD) 196 -23,7 23

Чунцин - один из важнейших торговых и промышленных центров центральной части Китая. С 1937 по 1945 год, когда Наньцзин был оккупирован японскими войсками, Чунцин стал столицей правительства националистов. Несмотря на то, что город подвергался довольно сильным бомбардировкам со стороны японцев, его население в этот период троекратно увеличилось. Сюда были перенесены многие ключевые учреждения и предприятия, которые в дальнейшем послужили основой индустриальной мощи города. Будущий глава КНР Дэн Сяо Пин стал первым мэром Чунцина после прихода к власти коммунистов в 1949 году.

В 1997 году Чунцин вышел из состава провинции Сычуань и стал муниципалитетом центрального подчинения. В принципе, сейчас это самый большой город в мире. Его быстро растущее население уже перевалило за 31 млн. человек, его площадь равна 82 тыс. кв. км, что больше территории Австрии. Но с другой стороны, после того, как в 1997 году к муниципалитету были присоединены соседние округа Ваньсянь (Wanxian), Фулин (Fuling) и Цяньцзян (Qianjiang), 97% его территории стали составлять сельские районы, в которых и проживает основная часть населения. Чтобы ускорить процесс урбанизации, местное правительство планирует ежегодно переселять в города по 500 тыс. человек в течение ближайших 20 лет.

Город раскинулся на берегах Янцзы в 2500 км к западу от Шанхая. Это идеальное место для выхода на рынки центральных районов Китая, пока еще не достаточно развитых. Раньше иностранных инвесторов отпугивало плохое состояние дорог. Но постепенно Чунцин становится все привлекательнее в их глазах, будучи единственным в регионе городом центрального подчинения.

Чунцин стал главным проводником правительственной программы, направленной на промышленное развитие провинций, расположенных в западной и центральной части страны, и на сглаживание экономического неравенства между этими территориями и восточным побережьем. Эта программа, а также вступление Китая в ВТО способствовали началу экономического подъема в этом регионе. Для многих отраслей промышленности правительством было установлено освобождение от уплаты налогов сроком на 5 лет, а после этого периода для них начинает действовать фиксированная налоговая ставка в 15%. Но бюрократический аппарат Чунцина все еще имеет репутацию неповоротливого и консервативного. Пока что ему с трудом удается переманивать иностранных инвесторов из более доступных прибрежных районов. Но и в Чунцин уже пришло несколько крупных компаний.

За первые 8 месяцев 2003 года ВВП муниципалитета составил 137,7 млрд. юаней (рост в 11,1 %). За этот же период объемы экспорта выросли на 52 % до уровня 960 млн. USD, а импорта на 44% до 640 млн. USD. За 2002 год было использовано иностранных инвестиций на сумму 196 млн. USD. Начиная с 1997 года доход на душу городского населения ежегодно рос на 7,2 %, и в 2002 году он равнялся 7238 юаней.

Развитие инфраструктуры

Для того, чтобы обеспечить поступление долгосрочных инвестиций, Чунцин сделал ставку на развитие своей инфраструктуры. В ближайшее десятилетие муниципальное правительство собирается потратить на инфраструктуру 240 млрд. юаней. К 2010 году предполагается реализовать 107 крупных проектов. 100 млрд. юаней из этой суммы предназначено на строительство логистического центра, который станет самым большим в западном Китае. Кроме того, к 2010 году планируется увеличить пропускную способность местного аэропорта в 5 раз. Будет инвестировано 15 млрд. юаней в расширение речных портов. В 2003 году началось сооружение порта Цуньтань (Cuntan), который сможет принимать до 700 тыс. контейнеров в год. Стоимость работ оценивается в 1,5 млрд. юаней.

Также будет выделено 94,4 млрд. юаней на развитие городских коммуникаций. Будет построено 2 тыс. км скоростных автомагистралей (в 2003 году общая их протяженность составляла 400 км). Кроме того, 6 тыс. км дорог свяжут Чунцин с другими ключевыми городами. Автомобильное сообщение охватит 90% деревень в провинции.

Две кольцевые и 8 радиальных автострад соединят Чунцин с крупнейшими городами в соседних провинциях Сычуань, Гуйчжоу и Хубэй. Предусмотрено строительство новых магистралей до Суйнин (Suining), Чанша (Changsha), Лучжоу (Luzhou). Первая кольцевая автодорога протяженностью 75 км была построена в городе в 2001 году, а в 2005 году начнется сооружение дополнительной 186-километровой автострады.

Через реки Янцзы и Цзялин (Jialing) перекинуто более 20 мостов. К 2010 году будет построено еще 8 мостов через Янцзы. В начале 2003 года началась прокладка 160-километровой железнодорожной ветки Суйнин - Чунцин (4,6 млрд. юаней), благодаря которой путь до Чэнду (Chengdu) будет занимать всего 4 часа. В декабре 2002 года началось возведение нового моста Ваньчжоу (Wanzhou) через Янцзы в рамках строительства 300-километровой железной дороги Ваньчжоу - Ичан (Yichang) (16 млрд. юаней). Мост должен быть завершен к маю 2005 года.

Одним из 10 ключевых проектов, предусмотренных программой по развитию западных регионов страны, является 625-километровая железнодорожная линия Юйхуай (Yuhuai), которая соединит Чунцин с городом Хуайхуа (Huaihua) в провинции Хунань. Она сможет перевозить 5 млн. пассажиров ежегодно. Строительство началось в 2003 году, завершить его планируется к 2006 году, и стоимость его составит 20 млрд. юаней.

Производство подвижного состава для монорельсовой дороги Чунцина будет вестись совместно с японской компанией Hitachi. Строительство этого первого в Китае монорельса обойдется в 3,5 млрд. юаней. Часть средств, а именно 240 млн. USD, была получена в виде займа от правительства Японии. Монорельсовая дорога позволит разгрузить транспортную систему Чунцина, не оказывая негативного влияния на достаточно сложную экологическую обстановку в городе. Ветка протянется на 13,5 км, она будет состоять из 14 станций. Пуск в эксплуатацию намечен на июнь 2004 года. Монорельс в Чунцине также входит в десятку приоритетных направлений правительственной программы по развитию запада страны.

Численность трудоспособного населения Чунцина довольно внушительна. Примерно миллион человек задействован в многочисленных проектах по развитию инфраструктуры. Местное правительство пообещало выделить 600 млрд. юаней на строительство новых городских кварталов общей площадью 600 кв. км к 2012. Ожидается, что к концу 2010 года число городских жителей муниципалитета должно вырасти до 16 млн. человек (в 2001 году городское население составляло 10 млн. человек).

В последнее время Чунцин часто испытывает серьезные проблемы с электроснабжением, что заставляет местное правительство вкладывать значительные средства в строительство электростанций и в развитие городских сетей энергоснабжения. Регион обладает большим количеством источников гидроэлектроэнергии, но из-за низкого уровня воды и из-за слишком большого спроса на электроэнергию, довольно часто возникают перебои в энергоснабжении. В жаркие летние месяцы, когда температура может достигать 400С, из-за чрезмерного использования кондиционеров воздуха город нередко оказывается на грани энергетического коллапса. Эти проблемы скорее всего будут продолжаться и в будущем. Для того, чтобы решить их, центральное правительство пересмотрело план подачи электроэнергии от ГЭС Three Gorges Dam, чтобы часть ее поступала и в Чунцин.

Увеличение объемов газоснабжения

Город собирается также инвестировать 817 млн. юаней в расширение сетей подачи природного газа в ответ на прогнозируемый рост его потребления в ближайшие несколько лет. Новые трубопроводы и хранилища позволят в 2 раза увеличить газоснабжение города до 6 млн. кубометров в день.

Завершение первой стадии проекта водохранилища Three Gorges позволило увеличить глубину русла Янцзы, благодаря чему суда водоизмещением 10 тонн могут проходить по реке до Чунцина круглый год. Когда водохранилище будет полностью заполнено водой, ожидается настоящий бум речного судоходства. Путешествие вверх по Янцзы от морского побережья до Чунцина занимает примерно неделю.

Город планирует строить новые речные порты, делая ставку на развитие контейнерных перевозок. Благодаря новым портам грузооборот Чунцина будет ежегодно увеличиваться на 50 млн. тонн и составит в будущем 100 млн. тонн грузов в год. Также проводится модернизация уже существующих портов и доков.

Предусмотрено строительство 4х гражданских аэропортов в разных частях города, что позволит Чунцину стать самым крупным центром воздушных сообщений в западном регионе Китая. В расширение международного аэропорта Цзянбэй (Jiangbei) инвестируется 200 млн. юаней. Когда в конце 2004 года он откроется после реконструкции, его пропускная способность составит 7 млн. пассажиров в год.

В июне 2003 года открылся аэропорт Ваньчжоу, способный принимать 250 тыс. пассажиров ежегодно. Его строительство обошлось в 450 млн. юаней. К концу 2006 года должно завершиться сооружение аэропорта Цяньцзян. Планируется также построить второй международный аэропорт.

В марте 2003 года южнокорейская авиакомпания Asiana Airlines возобновила рейсы из Сеула в Чунцин, после того как в 2002 году воздушное сообщение между этими городами было приостановлено в виду отсутствия спроса. В июне 2003 года начала действовать Sanxia General Airlines, единственная местная авиалиния в Чунцине, головной офис которой находится в Лянпин (Liangping). Эта авиакомпания будет осуществлять туристические и чартерные рейсы, а также полеты по тушению пожаров и спасательные операции.

Промышленность Чунцина в последние годы развивается быстрыми темпами. Проводится реструктуризация ключевых отраслей, таких как автомобильная, химическая и фармацевтическая промышленность. Многочисленные военные заводы, созданные после 1949 года и стратегически важные в свое время, сейчас потеряли конкурентоспособность, и в результате конверсии переориентируются на выпуск гражданской продукции. Один из бывших заводов по производству вооружений стал совместным предприятием между американской компанией Cummins Engine и китайской China National Heavy Truck.

В рамках строительства ГЭС Three Gorges Dam многие предприятия были закрыты и перенесены на другое место. Правительство воспользовалось этой ситуацией, чтобы провести технологическую модернизацию перемещаемых государственных предприятий, и подготовило ряд законопроектов с целью привлечения иностранных инвесторов к этому процессу. Многие крупные государственные заводы были реорганизованы в совместные предприятия с иностранными компаниями, например такими как Yamaha и BP.

Компания BP планирует к 2004 году дополнительно инвестировать 140 млн. USD в свое совместное предприятие Yangtze River Acetyls с целью расширения его производственных мощностей на 75%. Таким образом, этот завод станет крупнейшим производителем ацетила в Китае. BP и Sinopec создали Yangtze River Acetyls в 1999 году, первоначально вложив в него 200 млн. USD. Последующие инвестиции позволили начать выпуск других видов продукции, например этил ацетата и бутил ацетата.

Компания Chongqing Iron and Steel приобрела на аукционе завод по производству листового проката, который принадлежал обанкротившемуся американскому концерну Enron. Завод будет демонтирован в США и переправлен на территорию Чунцина (в июле 2003 года часть его уже была перевезена). Производственная мощность этого завода составляет 360 тыс. тонн в год, он должен начать работать на новом месте в 2005 году. Всего в 2002 году в муниципалитете Чунцина было произведено примерно 2 млн. тонн сырой стали и 1,6 млн. тонн сталелитейной продукции.

Производство высококачественного алюминия

В конце 2002 года компания Southwest Aluminum Industry Group начала строительство технологической линии по выпуску алюминия стоимостью 1,4 млрд. юаней. Это самое крупное алюминиевое производство в Китае. Линия должна быть запущена в 2005 году, она сможет ежегодно выпускать 300 тыс. тонн высококачественного алюминия и алюминиевых сплавов, в 2 раза увеличив производство подобной продукции в юго-западном регионе Китая.

В апреле 2003 года корпорация Tycoon Corporation, базирующаяся в провинции Хунань, объявила о намерении построить в Чунцине самый большой в мире завод по производству электролитического марганца. Завершить строительство, стоимость которого составит 100 млн. юаней, планируется в первой половине 2004 года. Завод будет выпускать до 300 тыс. тонн электролитического марганца в год.

Чунцин занимает 4ое место в Китае по выпуску автотранспортных средств и 5ое - по выпуску легковых автомобилей. В состав автомобильной отрасли Чунцина входит около 400 фабрик по производству запчастей. В автомобильном производстве в муниципалитете занято примерно 300 тыс. работников.

В Чунцине находится компания Changan Automobile, 4ое по величине автостроительное предприятие Китая и самый крупный производитель мини-вэнов. Changan Automobile выпускает малолитражные автомобили и мотоциклы в сотрудничестве с японской Suzuki. Кроме того, совместно с американским концерном Ford Motors компания открыла завод стоимостью 98 млн. USD, в котором партнерам принадлежит по 50%. Завод был пущен в эксплуатацию в январе 2003 года. На первом этапе планируется выпускать 20 тыс. малолитражек Fiesta в год, к 2005 году годовое производство должно возрасти до 150 тыс. машин. На заводе работает 800 человек. Помимо сборочного конвейера, здесь имеется также покрасочный и сварочный цеха.

Рост доходов

Компания Changan Automobile объявила, что за первые 9 месяцев 2003 года ее чистая прибыль составила 1,1 млрд. юаней, в то время как за тот же период 2002 года прибыль равнялась 394 млн. юаней. За третий квартал 2003 года было продано 86 тыс. автомобилей, а годом раньше этот показатель был на уровне 67 тыс.

Среди других автопроизводителей можно упомянуть завод Qingling, специализацией которого является выпуск легких грузовиков, и завод Chuanqi, занимающего лидирующие позиции на рынке тяжелых грузовиков. В 2002 году Qingling продал рекордное количество грузовиков - 32787 шт., но по итогам года чистая прибыль компании снизилась на 44 %.

Традиционно сильны позиции Чунцина в экспорте мотоциклов. Несмотря на недавние трудности, вызванные падением цен и обострением конкуренции, с начала 2003 года этот сектор постепенно наращивает темп. За первый квартал 2003 года на экспорт было продано 195 тыс. мотоциклов на общую сумму 66 млн. USD, что на 43% лучше показателей за тот же период 2002 года. Эти успехи отчасти связаны с выходом на новые экспортные рынки и с предложением новых моделей продукции для европейских и ближневосточных покупателей.

Хотя доминирующей отраслью в Чунцине продолжает оставаться тяжелая промышленность, город добился значительного прогресса и в сфере высоких технологий. В 2001 году муниципальное правительство приняло ряд законопроектов, направленных на поощрение развития этого сектора, в первую очередь в области разработок программного обеспечения и производстве интегральных схем. Зона развития высоких технологий Чунцина, основанная в 1991 году, раскинулась на площади 12 кв. км. Она создавалась с целью привлечения предприятий, охватывающих широкий спектр высокотехнологичных отраслей, но пока здесь представлены только компании, специализирующиеся в 2 областях - электронных информационных технологиях и производстве запчастей для автомобилей.

В начале 2003 года зарегистрированная на бирже NASDAQ компания UTStarcom (США), крупнейший поставщик телекоммуникационного оборудования на рынок Китая, открыла на территории Зоны завод стоимостью 25 млн. USD, где она может ежегодно производить 1 млн. телефонных аппаратов с системой личного доступа. UTStarcom намерена также вложить примерно 72 млн. USD в создание научно-исследовательского центра в Чунцине и расширить свою производственную гамму за счет оборудования для широкополосного доступа и мобильных систем 3G.

Одна из крупнейших американских страховых компаний Liberty Mutual выступила с предложением создать промышленный парк с целью привлечения иностранных инвестиций. Парк будет располагаться недалеко от завода Ford Motors. Ожидается, что инвестиции в Парк смогут составить несколько миллионов USD. В южной части Чунцина расположен Промышленный парк Эрлан (Erlang) площадью 10 кв. км. Его ключевые отрасли- электронные информационные технологии и производство запчастей для автомобилей и мотоциклов. На территории районов Шапинба (Shapingba) и Наньпин находится также Зона развития высоких технологий.

Зона развития экономики и техники, которая занимает 10 кв. км в районе Наньпин, расположена в 3х км от центра города, в начале шоссе Чунцин - Чэнду. Она была основана в 1990 году и три года спустя получила государственный статус. Здесь представлены такие иностранные компании как Honda, Ericsson и Kansai Paint. В мае 2003 года руководство Зоны развития экономики и техники Наньпин объявило, что был одобрен план строительства логистического центра в городе Юаньянь (Yuanyan) вблизи от крупнейшего порта Чунцина. Этот проект потребует инвестиций в размере 1 млрд. юаней.

Созданный в 2002 году Парк химической промышленности Чаншоу (Changshou) - крупнейший подобный парк в бассейне реки Янцзы. Он имеет доступ к разведанным месторождениям природного газа этого региона (320 млрд. кубометров). Основная продукция Парка - метанол, хлоропреновый каучук и другие продукты нефтепереработки.

Многонациональный бизнес

Среди транснациональных корпораций, представленных в Чунцине, можно выделить Nokia, ABB, American Standard, Rockwell, Isuzu, а также Northern Telecom, Hutchison Whampoa, Mobil, Goldlion Group, Samsung. Отдельным инвесторам удалось заключить особо выгодные контракты, что частично компенсирует им некоторые недостатки Чунцина, к примеру плохое транспортное сообщение и высокий уровень загрязнения окружающей среды.

В июне 2003 года французская компания Lafarge заплатила 240 млн.юаней за 70% акций цементного завода в Чунцине. Через месяц завод возобновил производство под новым названием Chongqing Lafarge Co. Ожидается, что годовой объем выпускаемой продукции составит 1,8 млн. тонн.

В 2002 году PepsiCo инвестировала 10 млн. USD в новую технологическую линию на своем совместном предприятии в Чунцине, что позволило увеличить выпуск безалкогольных напитков на 6 млн. пакетиков в год. По заявлениям PepsiCo, компания контролирует 75% рынка безалкогольных напитков в муниципалитете. Французская розничная сеть Carrefour вложила 29 млн. USD в создание трех своих супермаркетов в Чунцине. Немецкая сеть Metro также проявляет активность и открывает на территории Зоны развития экономики и техники самый крупный в западном Китае супермаркет и клубные торговые центры. Американский гигант розничной торговли Wal-Mart планирует открыть три магазина в Чунцине.

Воспользовавшись правительственной программой, направленной на привлечение в сферу образования зарубежных и частных инвестиций, австралийская IT-компания Amnet приобрела в конце 2002 года Чунцинский университет Хайлянь (Hailian). В первом семестре после того, как Amnet стала владельцем университета, число принятых на учебу выросло на 40%. Компания собирается выкупить и другие образовательные учреждения в городе. В 2003 году в Чунцине открылась первая международная школа, 80% в которой принадлежит трем гражданам Сингапура. В начале нового учебного года в школе училось 200 детей.

16 крупных частных компаний, расположенных в Чунцине, собираются учредить частный банк. Среди них производитель мотоциклов Lifan Industrial Group, который взял на себя обязательство вложить в создание банка 1 млрд. юаней, и кроме того заявил, что постарается найти иностранных инвесторов для 15% акций. Местные власти поддержали этот план. В Чунцине сосредоточено более 300 финансовых институтов. Здесь открыли свои филиалы Bank of Nova Scotia, HSBC, канадская Sun Life Insurance.

В последние годы основными работодателями в Чунцине выступают частные компании, по мере того как государственные предприятия сдают свои позиции. Ярким представителем частного бизнеса является сеть ресторанов традиционной кухни Cygnet Hotpot, основанная уроженцем Чунцина Ляо Чангуан (Liao Changguang). Бывший служащий конструкторского бюро превратил свое предприятие в ведущую сеть в Китае и был первым, кто стал работать на условиях франшизы.

Государственные финансы испытывают серьезную нагрузку в связи с необходимостью переселить большое количество людей, лишившихся своих домов в результате сооружения ГЭС Three Gorges Dam. Более 1 млн. жителей Чунцина вынуждено переехать из-за этого строительства, вызывающего много споров и разногласий. В июне 2003 года уровень воды в водохранилище Three Gorges поднялся до отметки 135 метров, и в августе была введена в строй первая очередь ГЭС.

Политика муниципальных властей поощряет переселение людей в пригороды малых и средних городов для того, чтобы дать крестьянам возможность работать на местных фабриках в дополнение к их доходам от сельского хозяйства. Самые значительные изменения происходят в округе Ваньчжоу, где необходимо переселить 300 тыс. человек, и где создается 5 новых городов и 33 села. Все это обойдется в 8,4 млрд. юаней. Центральное правительство распорядилось, чтобы другие провинции Китая оказали финансовую помощь регионам, пострадавшим в результате строительства Three Gorges Dam. Например, город Фулин, где 68 тыс. человек останутся без крова, получил инвестиций на сумму 1,6 млрд. юаней, в том числе и от производящей безалкогольные напитки компании Wahaha, расположенной в Ханчжоу.

Чунцин ежегодно выделяет 40 млн. юаней на социальную защиту и профессиональную переподготовку безработных. Более 50 компаний получили специальные гранты за то, что они нанимают работников, сокращенных с других предприятий. В последнее время тысячи жителей муниципалитета лишились права на полное пенсионное обеспечение. В ответ на это Чунцин выступил инициатором создания новой пенсионной системы при поддержке Всемирного банка и страховой компании ING Insurance.

За последние несколько лет город преобразился и приобрел внешний лоск. Гонконгские компании Cheung Kong Holdings и Hutchison основали в Чунцине свой филиал Hutchison Enterprises (Chongqing) с целью развития местного рынка недвижимости. В марте 2003 года Hutchison заявила, что инвестирует 500 млн. USD в строительство роскошных особняков в городе. Компания уже построила здесь офисный и торговый центры.

Городское строительство

В августе 2003 года, еще один гонконгский девелопер компания Shui On Group заключила контракт с муниципальным правительством на проведение реновации старых городских кварталов площадью 2 млн. кв. км. Компания вложит более 10 млрд. юаней в этот проект, который предусматривает строительство новых жилых комплексов, деловых и торговых центров. На счету Shui On Group очень удачная застройка района Синьтяньди (Xintiandi) в центре Шанхая.

Паромный терминал Чаотяньмэнь (Chaotianmen) был превращен в вымощенную мрамором площадь, украшенную растениями в горшках и скульптурами. Многие старые здания вдоль набережной были снесены, и на их месте раскинулись парки, которые во время наводнений играют также роль буферной зоны.

Район Цзянбэй площадью 76 кв. км, ранее застроенный старыми фабриками и ветхими домами, постепенно приобретает новый современный облик. Австралийская компания Belt Collins взяла на себя работы по планированию городской инфраструктуры и садово-паркового дизайна этой территории, в чье развитие правительство планирует вложить 100 млрд. юаней в течение ближайших 15-20 лет, и где предполагается поселить 800 тыс. человек. Частные лица активно покупают здесь жилье. Концерн Hutchison Whampoa приобрел жилой комплекс в Цзянбэй, и старается привлечь сюда покупателей из центральных провинций Китая.

Загрязненный воздух представляет серьезную угрозу для здоровья местных жителей. Кислотные дожди, висящий над городом зимой и летом смог, который в жаркий период усугубляется повышенной влажностью - все это делает Чунцин малопривлекательным для жизни. Проект Three Gorges Dam вероятно обострит проблему загрязнения воды в Янцзы, т.к. в результате его осуществления течение реки должно замедлится. Муниципальное правительство приняло ряд мер для борьбы с неблагоприятной экологической обстановкой. К февралю 2003 года было закрыто почти 2200 наиболее загрязняющих производств. Были прекращены работы в примерно 700 каменных карьерах, основных источников запыления атмосферы, и еще 554 карьера будет закрыто к июню 2004 года.

Инвестиции в экологию

В период 2003 - 2007 гг. Чунцин намерен инвестировать 26 млрд. юаней в создание природоохранной инфраструктуры. В 2002 году Всемирный банк согласился выделить льготный кредит на сумму 250 млн. USD на строительство сооружений для очистки промышленных сточных вод и переработки твердых отходов. К борьбе с экологическими проблемами были привлечены иностранные компании, с рядом которых были основаны совместные предприятия. Например, австралийская компания Citect и филиал Chongqing Power Co. создали предприятие, специализирующееся на десульфуризации дымовых газов и на очистке сточных вод.

Довольно амбициозная программа по улучшению экологической обстановки в районе ГЭС Three Gorges Dam в ближайшее десятилетие предусматривает инвестиции в размере 10 млрд. юаней. Из них 1,5 млрд. юаней муниципальное правительство направит на строительство 19 мощных очистительных сооружений. Как сообщают, до 2003 года примерно 2/3 промышленных сточных вод и все бытовые сточные воды города сбрасывались в Янцзы.

Кроме того, низкоурожайные сельскохозяйственные угодья площадью 183 тыс. га, расположенные в гористой местности, будут превращены в леса и луга. Еще 1,1 млн. га пустошей предполагается засадить деревьями и травами. Сейчас растительностью покрыто только 23% территории муниципалитета, а к 2010 году, когда будут завершены вышеперечисленные мероприятия, эта цифра должна увеличиться до 36%. Сейчас центральное правительство доплачивает фермерам в шести округах Чунцина за то, чтобы в ближайшие годы они сажали на своих землях деревья вместо зерновых культур. Фермер получает 30 юаней и 150 кг зерна за каждые 0,17 га, засаженных деревьями.

Чунцин (кит. 重庆; пиньинь Chóngqìng) - город центрального подчинения в центральной части Китая, крупнейший по площади из четырёх китайских административных единиц этой категории. Население 7,5 млн человек (32,75 млн человек в административном округе Чунцин (данные 2009 г.). Основная часть проживает вне городской зоны собственно Чунцина. ВВП по данным на 2004 год составляет 266,5 млрд юаней или 8540 юаней на душу населения (24 и 20 место по стране соответственно).

География

Чунцин был заложен на месте, где река Цзялин впадает в полноводную Янцзы. Когда 20 мая 2006 строительство плотины Санься было закончено, то образовавшееся водохранилище дошло до Чунцина, что дало возможность большим судам подходить к городскому порту. Расположение на восточном краю плодородного Красного Бассейна, рисовой житницы Китая, ускорило рост города. Город окружен тремя горными массивами: Дабашань на севере, Ушань на востоке и Далушань на юге. Из-за холмистого ландшафта местности Чунцин прозвали «горным городом» (Шаньчэн). Поэтому же это один из немногих городов Китая, где число велосипедов незначительно. Он находится на высоте 243 метров над уровнем моря.

Официальные границы города задают территорию длиной в 470 км с востока на запад и шириной 450 км с севера на юг, общей площадью в 82 403 км², что соответствует размерам Австрии. 1473 км² (1,79 %) занимает сам город, а 80 930 км² (98.21 %) приходятся на пригородные и областные районы.

Для отличия от всего «города центрального подчинения Чунцин» (то есть административного округа), по отношению к собственно городу Чунцин и его ближайшим пригородам в местной прессе часто используется неофициальный термин «главная городская зона» (主城区, чжучэнцюй).

Чунцин граничит с провинциями Хубэй и Хунань на востоке, Гуйчжоу на юге, Сычуань на западе и Шаньси на севере. Через город, пригороды и областные районы протекают 80 рек, наиболее значительные из которых Янцзы, Цзялин, Уцзян, Фуцзян, Чицзян и Даниньхэ.

Климат

Короткая и относительно мягкая зима и жаркое, с высокой влажностью воздуха лето. С октября до апреля повышенная влажность воздуха является причиной частых густых туманов, что дало городу кличку «Столица туманов» (кит. упр. 雾都, палл.: Уду). Чунцин лежит в субтропической зоне. Средняя годовая температура 19,2 °C. Зимой температура опускается до 6-8 °C, а летом лежит между 27 и 38 °C. Средне-статистическое годовое количество осадков лежит между 1000 и 1100 мм. Наиболее комфортное время года с апреля по октябрь.

История

Древние века

История Чунцина насчитывает более 3000 лет. В эпоху от Династии Шан до периода Воюющих царств (16 в. до н. э. - 221 г. до н. э.) на месте теперешнего Чунцина была столица царства Ба. С эпохи Цинь до эпохи Восточная Хань (221 г. до н. э. - 220 г.н. э.) здесь была учреждена префектура Ба. При правлении династий Суй и Тан (581-907 гг.) она была переименована в провинцию Юй, сам город стал именоваться «Юй». При Северной Сун (960 −1127 гг.) провинцию переименовали в Гун. При династиях Мин и Цин (1368-1911 гг.) Чунцин стал важным транспортным узлом для торговых караванов.

XIX век

В 1891 г. Чунцин стал открытым портом, где была оборудована таможня, наблюдалось процветание в судоходстве, торговле, финансовом деле и перерабатывающей промышленности. Постепенно он стал играть роль узлового пункта, связующего Юго-Запад Китая и верховье Янцзы с внешним миром.

XX век

В 1929 г. Чунцину официально был придан статус города. В 1937 г. сюда из Нанкина незадолго до его оккупации японскими войсками переехали правительственные учреждения Китайской Республики. В 1939 г. Чунцин был придан статус города, находящегося в непосредственном подчинении Административного совета (правительства Китайской Республики). В 1940 −1946 гг. Чунцин играет роль «второй столицы» Китая, фактически являясь центром политической, экономической, торговой, культурной и внешнеполитической деятельности, а также коммуникационным центром. После того, как в 1946 г. гоминьдановское правительство вернулось в Нанкин, Чунцин по-прежнему продолжал сохранять статус города, непосредственно подчиняющегося Административному совету. В 1949 г. после провозглашения Китайской Народной Республики Чунцин одно время продолжал оставаться городом центрального подчинения, кроме того, он был местом пребывания Юго-Западного Бюро ЦК КПК и Юго-Западного Военно-Политического Комитета, политическим, хозяйственным и культурным центром Юго-Западного Китая. Лишь в 1954 г., когда в стране была упразднена система административного деления на большие административные регионы, Чунцин стал городом провинциального (Сычуань) подчинения. В 90-х гг. Китай приступил к реализации стратегии ускоренного освоения бассейна Янцзы и расширения его открытости. Чунцин был объявлен открытым городом этого бассейна.

Административное деление

Чунцин административно подразделяется на 19 районов, 15 уездов и 4 автономных уезда.

  • Банань
  • Бэйпэй
  • Чаншоу
  • Дадукоу
  • Фулин
  • Хэчуань
  • Цзянбей
  • Цзянцзинь
  • Цзюлунпо
  • Наньань
  • Наньчуань
  • Цяньцзян
  • Шапинба
  • Дацзу
  • Цицзян
  • Ваньчжоу
  • Юйбэй
  • Юнчуань
  • Юйчжун
  • Бишань
  • Чэнкоу
  • Дяньцзян
  • Фэнду
  • Фэнцзе
  • Лянпин
  • Жунчан
  • Тунлян
  • Туннань
  • Ушань
  • Юньян

Автономные уезды

  • Пэншуй-Мяо-Туцзяский автономный уезд
  • Шичжу-Туцзяский автономный уезд
  • Сюшань-Туцзя-Мяоский автономный уезд
  • Юян-Туцзя-Мяоский автономный уезд

Экономика

Чунцин - один из крупнейших коммерческих центров Китая. Ведущее место в экономике города занимает промышленность. Опорными отраслями промышленности являются: химическая, машиностроительная и металлургическая. Чунцин вместе с городами Шанхай, Чанчунь и Шиянь является крупнейшей базой по производству автомобилей Китая. В городе 5 заводов по выпуску комплектованых автомобилей и более 400 заводов по производству автомобильных деталей. Возможность годового выпуска - 200 тыс. автомобилей и 3 млн мотоциклов. Здесь также находится крупный завод по производству кондиционеров.

В городе Чунцин три крупных металлургических предприятия: завод по обработке алюминия, Чунцинская сталеплавильная корпорация и Чунцинская специальная сталеплавильная компания. Город является одной из 6 баз химической промышленности Китая. В Чунцине производится более 1000 химических промышленных продуктов, включая масляный лак, титановые белила и другие, среди которых продукция древесного спирта занимает первое место, а производство пигмента и синтетических медикаментов - второе место в Китае.

Основой крупной промышленности является прогрессивная наука. В Чунцине более 1000 научно-исследовательских институтов, более 400 тыс. научно-технических работников, 25 вузов.

Жители деревень выращивают рис, чай, мандарины, табак и лекарственные растения, а также разводят свиней.

Транспорт

Сейчас город центрального подчинения имеет 25 мостов через реку Янцзы, одним из них является длиннейший в мире арочный мост Чаотяньмэнь, построенный в 2009 году.

Авиационное сообщение

В городе функционирует гражданский аэропорт первой государственной категории, обслуживающий более 50 международных и внутренних рейсов. В настоящее время строятся два новых аэропорта.

Железные дороги

Функционируют три железнодорожные магистрали: «Чэнду-Чунцин», Хунань-Чунцин, Сычуань-Гуйчжоу, а также 5 веток, общая протяженность 537 км.

Автодороги

Проложены пять государственных автомагистралей и 17 автодорог провинциального значения. Движение открыто на 27,2 тыс. км. дорог.

Водный транспорт

На Янцзы построены несколько десятков портов и пассажирских и грузовых причалов, развертываются операции «река-море» через Шанхай с выходом за рубеж, до конца года действует навигация для судов водоизмещением 1 тыс. тонн. Протяженность навигационных речных линий превысила 4 тыс. км, после завершения строительства гидроузла «Три ущелья» cудa водоизмещением 10 тыс. тонн смогут заходить в Чунцин.

Чунцинский метрополитен

Чунцинский метрополитен" (кит. упр. 重庆轨道交通, пиньинь: Chóngqìng Guǐdào Jiāotōng) - система подземных и монорельсовых линий в городе Чунцин (Китай).

История

Чунцинский метрополитен был построен как часть проекта Китайского руководства по развитию Западного Китая при финансовом участии Японского банка международного сотрудничества. Монорельс строился совместно Чанчуньской вагоностроительной компанией (англ. Changchun Car Company) и Hitachi, Ltd. с использованием передовых японских монорельсовых технологий. Строительство началось в 1999 году, первый пусковой участок был официально открыт в июне 2005, второй пусковой участок - в июле 2006.

Действующие линии

На январь 2013 в Чунцине действует 4 линии, 2 из них подземные. Все ветки пересекаются между собой.

Линия 1 (красная)

Подземная линия Чунцинского метрополитена протяженностью 36,6 км с 23 станциями. Линия начинается на станции Чаотяньмэнь в восточной части центрального района и заканчивается на станции Шапинба на западе города.

Линия 2 (зелёная)

Монорельсовая линия протяженностью 19,2 км с 18 станциями. Первая станция Цзяочанкоу находится в деловой части центрального района, последняя Синьшаньцунь на юго-западе города в промышленной зоне.

Линия 3 (синяя)

Вторая монорельсовая линия Чунцина. Проходит с севера на юг, связывая, таким образом, аэропорт, северный железнодорожный вокзал, центр города и спальный район на юге. Протяженность линии составляет 55,5 км с 39 станциями.

Линия 6 (розовая)

Подземная линия, открыта 28 сентября 2012 года. Линия соединяет районы Наньань, Ючжун и Цзяньбэй в центральной части Чунцина. Протяженность линии составляет 19 км с 10 станциями.

Планы развития

В настоящее время в стадии строительства находится 6 линия метрополитена. Она, так же как и 1 линия, будет подземной. Метро протянется с северо-запада на юго-восток города, и будет иметь пересадки на 1 и 3 линию. Протяженность ветки составит 23,5 км с 16 станциями. Линия начнет свою работу в конце 2012 года.

Также в стадии строительства находятся продолжение 2 и 3 веток. В дальнейшем их планируют замкнуть на юге города. Открытие запланировано на 2014 год.

Линия 4

Линия будет проходить с востока на запад города от Шицяопу к Чаншэнцяо, длинною 19,3 км с 14 станциями. Ветка будет иметь переходы на 3 другие линии. Начало строительства запланировано на 2013 год.

Линия 5

Линия будет начинаться в северной части города (Тунцзяюаньцзы), заканчиваться в Чжунляншане, с общей протяженностью 28,6 км и 18 станциями. Начало строительства запланировано на 2012 год.

Туристические достопримечательности

Чунцин известен как «град в горах», центральная часть городского района, расположенная между руслами рек Янцзы и Цзялинцзян, имеет холмистый рельеф, дома здесь лепятся по горным отрогам, улицы круто спускаются к берегу. Особенно красивый вид имеет ночной Чунцин, когда холмы расцвечиваются многочисленными огнями жилых домов, а сверху над ними опрокидывается темный небосвод, мерцающие звезды которого словно вступают в соперничество с земной иллюминацией. В северном и южном предместьях города есть теплые источники, в живописном районе горы Цзиньюньшань и Наньшань разбит дачный поселок. Если поехать в более отдаленные районы Чунцина, то попадешь в джунгли (г. Цзянцзинь), либо в «каменный лес» (уезд Ваньшэн) или в Улунские пещеры; можно съездить также на высокогорные луга в горы Сяньнюшань, в лесопарк Цзиньфошань и другие живописные места. Любители речных круизов могут совершить плавание по Янцзы, полюбоваться тремя ущельями «Санься», каньонами рек Данинхэ и Сяонинхэ, рассекающих горы Ушань, можно посмотреть древние письмена, вырезанные на порожистой гряде посредине Янцзы в Юньяне, причудливый рельеф гор в уезде Фэнцзе, высокогорный стель и карстовых грот в горах Хунчиба по реке Уси, красочные водопады на реке Цзыян в горах Ушань и пр. После того, как завершится сооружение Саньсяского водохранилища, в долине Янцзы появится громадное рукотворное «озеро» протяженностью 600 км и площадью более тысячи кв.км. Оно станет местом туристических круизов, отдыха и экскурсий.

Богат Чунцин и культурно-историческими памятниками, которые несомненно представят интерес для туристов. Музей «Хунъяньцунь» (место представительства 8-ой армии), Мемориальный комплекс «Гэлэшань» (где похоронены жертвы гоминьдановских концлагерей «Чжацзыдун» и «Байгунгуан»), бывшая резиденция Чан Кайши, резиденция Чжан Чжичжуна «Гуйюань», Резиденция Кун Сянси «Кунъюань», памятники эпохи, когда Чунцин был «второй столицей». Большую художественную ценность являют собой наскальные барельефы Дацзу - великолепный образец пещерно-храмового искусства. Крепость «Дяоюйчэн» в Хэчуане, называемая европейцами «Восточной Меккой», - одна из трех крупнейших цитаделей по сопротивлению чужеземному нашествию в военной истории древнего Китая. Можно прибавить к этому перечню наскальные письмена в Фэнду ("Чертовом городе "), резную живопись на каменном пороге Янцзы в Фулине, «небесную лестницу» в уезде Шичжу, архитектурно-пейзажный ансамбль крепости Шибаочжай в уезде Чжунсянь, Кумирню Чжан Фэя в Юньяне, буддийский монастырь Шуангуйтан в уезде Лянпин, усадьбу Байдичэн, где известный правитель Шу - Лю Бэй перед смертью поручил Чжугэ Ляну взять заботу о своем сыне, грот поэта Лу Юя в горе Ушань, наконец, висячие гробы на отвесных отрогах.

Радио и телевидение

В городе и уездах работают 43 радиостанции и 7 телеканалов, есть также 41 кабельный телеканал. Охват населения радио и телесигналом - 85 % и 75 %.

Город Чунцин расположен на окраине Сычуанской низменности на Юго-Западе страны в месте соединения двух рек Цзялинцзян и Янцзы. река с её притоками. Здесь осталось множество исторических и культурных памятников периода Троецарствия. Всемирной известностью этого города пользуются три расщелины на Янцзы и наскальные рисунки в Дацзу. Невзирая на то, что городу уже более трех тысяч лет, первые поселения возникли 30 тысяч лет назад. Раньше на месте города находилась столица царства Ба. Само слово Чунцин переводится, как двойное празднование. Такое название городу удалось получить за счет своего правителя, праздновавшего дважды собственное возведение в сан князя, а затем и в сан императора.

Чунцин: как добраться

Международный цзянбэйский аэропорт расположен всего в 23 км от Чунцина. Из этого места осуществляются рейсы в 26 городов Китая, а также в Тайланд и Японию. На сегодняшний день идет возведение еще двух новых аэропортов. На территории города работают три железные дороги направлением Сычуань-Гуйчжоу, Хунань-Чунцин и Чэнду - Чунцинэ.

Также добраться до города можно с помощью расположенного в Чаотяньмэнь речного вокзала - места слияния рек Цзялинцзян и Чанцзян. Все те туристы, которые хотят отправиться на экскурсию трех ущелий Янцзы должны именно на этом вокзале сесть на теплоход. Начиная с 2005 года, на территории города работает линия метрополитена (монорельс), протяженность которой составляет 18 км и включает в себя 18 станций. Начинается линия с подземного участка, расположенного в деловом районе Чунцина, и идет вдоль южного берега реки на запад по наземной эстакаде. Далее линия метрополитена сворачивает на юг, и заканчивается ближе к западной части города.

Цены в магазинах и ресторанах Чунцина

В Китае, в частности в Чунцине один из самых лучших шоппингов во всем мире. Тут приехавшие на отдых туристы могут приобрести по весьма демократичным ценам не только национальные поделки, но и одежду, и обувь - копии всемирно известных брендов.

Город Чунцин знаменит своим фирменным блюдом, которое называется хого и представляет собой пряный и острый суп, ингредиенты, входящие в его состав ограничиваются исключительно фантазией повара. Одним из символов города также считается жгучий перец, перед тем как употребить пищу с обильным добавлением такой специи, рекомендуется жевать анис. Выделяемые анисом вещества способны снизить чувствительность ротовой полости.

Что стоит обязательно посмотреть в Чунцине

Одним из мест, которое обязательно следует посетить туристам - это три ущелья на реке Янцзы: Силенся, Уся и Цютанся. Протяженность этого участка составляет 193 км, при этом начинается он на западе в Байдичене и заканчивается у Наньцзингуана на востоке. Экскурсия по трем ущельям начинается на речном вокзале в Чунцине.

Барельефы Дацзу, находящиеся в городе, представляют собой большую художественную ценность, они являются прекрасным образцом храмового, пещерного искусства. Расположены такие барельефы в 15 километрах от уездного городка Дацзу на знаменитой горе Баодиншань. Самым популярным среди туристов местом стал Дафовань, который занимает лидирующее место не только по степени сохранности и художественному уровню картин, но и по масштабу их размещения. Входной билет в это место стоит около 50 RMB, а добраться до места можно автобусом от автостанции Дацзу - стоимость проезда 3 RMB.

Кроме того, всем туристам, приехавшим на отдых в Чунцин, непременно, будет интересно посетить такие места, как: музей Хунъяньцунь, Гэлэшань, мемориальный комплекс Кунъюань, резиденцию Кун Сянси, Гуйюань, резиденцию Чжан Чжичжуна, а также бывшую резиденцию Чан Кайши.

Погода Чунцина

Климат города довольно своеобразен, окруженный заводами и горами, омываемый двумя большими реками - город почти все время окутан густым туманом и смогом, через которые время от времени пробиваются лучи солнца. Субтропическая обильная растительность этого города не меняет в зависимости от сезона своего цвета, от этого может показаться, что в Чунцине просто остановилось время. Единственное, что может напоминать о том, что время не стоит на месте - это появление новых дорог на фоне привычных темно-зеленых пальм. Здесь относительно мягкая и короткая зима, влажное и жаркое лето. Густые туманы возникают над городом в период с октября по апрель, они вызваны высокой влажностью воздуха. Такое природное явление стало причиной того, что местные жители прозвали город - Столица туманов. Чунцин расположен в зоне субтропиков. Среднегодовой градус в этом месте составляет +18.2 С. С наступлением зимы температура воздуха может опуститься до 6-8 градусов тепла, а с наступлением лета колеблется между отметкой +27 и +38 градусов. Годовое среднестатистическое количество осадков составляет около 1 тысячи мм. Для поездки в Чунцин самым комфортным временем станет период с апреля по октябрь.

Любителям речных круизов в Чунцине

Для тех туристов, которые не представляют своего отдыха без речных круизов, Чунцин предлагает совершить плавание по реке Янцзы. Во время такого путешествия можно посмотреть на каньоны рек Сяонинхэ и Данинхэ рассекающих горы Ушань, три ущелья Санься, также можно увидеть древнейшие письмена, высеченные на порожистой гряде по центру Янцзы в Юньяне.

Речной круиз покажет туристам необычайные рельефы гор расположенных в уезде Фэнцзе карстовых грот, и высокогорный отель в горах Хунчиба на реке Уси, невероятной красоты водопад в горах Ушань на реке Цзыян и многое другое. После завершения возведения конструкции под названием Саньсяское водохранилище в долине Янцзы возникнет огромное по своему размеру рукотворное озеро площадью больше тысячи кв. км и протяженностью в 600 км. Именно оно будет местом экскурсий, отдыха и туристических круизов.

Зачем туда ехать в Чунцин

В Чунцине почти все в традиционном китайском стиле, этот город является одним из немногих больших городов Китая, в котором не чувствуется иностранное влияние. Это придает ему особенный, истинно китайский шарм - чайные и рисовые поля, черепичные крыши, детишки на спинах ортодоксальных бабулек в плетеных коробах.

Чунцин по праву можно считать одним из самых дешевых больших мегаполисов Китая, многие туристы могут назвать его грязным, однако эта грязь, пожалуй, причисляется уже к местному колориту. Чунцин является прекрасным местом для тех туристов, которые хотят узнать - что же собой представляет настоящий Китай.

Уважаемые читатели, приношу свои извинения за эту статью не соответствующую формату журнала.

Все, что написано ниже - мое личное мнение. Не претендую на полную, объективную оценку, любые совпадения с чьими-то мыслями, публикациями или высказываниями являются случайными.

Вступление

Побывал 7.09.12 на открытой лекции профессора Вукан Вучика в МИИТ (Московский университет путей сообщения).



Заблуждение Вукана Вучика

  1. Метро строиться с 1935г . Но интенсивно строилось в 60-80гг и в постсоветский период.
  2. Метро не справляется с нагрузкой (хотя Вучик утверждал, что оно работает хорошо) (побывайте с утра в первые числа месяца на станциях Выхино, Комсомольская, Щелковская и пр., осуществите «комфортную» поездку по таганско-краснопресненской линии).
  3. Он показывает опыт использования легкого метро в Европейских городах с гораздо меньшим населением, чем в Москве (см. статистику по населению ниже)

То, о чем не скажет Вукан Вучик

Пробки - это проблема переполнения городов, в частности Москвы.
- Каждый день огромное количество людей устремляется в Москву, а вечером из нее.. по причине того, что в области строится ТОЛЬКО жилье! - они стали спальными районами Москвы, а в Москве строятся все новые офисные и торговые центры и создаются новые рабочие места - куда столько!?
- В Москву едут не только из подмосковных городов, едут со всей России и стран СНГ - из-за резкого дисбаланса в экономики городов, что приводит к перенаселению города (почему зарплата учителя в Москве гораздо больше зарплаты преподавателя, скажем, в г. Подольск (а это всего 15 км от МКАД), что там дети другие!?)
- в России строятся автозаводы, увеличивается выпуск автомобилей, растет общее число автомобилей в стране - кто-то же их покупает!? (см. предыдущий пункт)
- Вучик говорит как отсрочить коллапс (или как сделать город удобным для жителей в мягкой трактовке), но не как его решить! - это должно понять общество!, об этом давно говорят эксперты.

Население

По состоянию на 2002г. население в столицах Европейских государств:

Берлин - 3,5 млн.

Брюссель - 1 млн.

Амстердам - 0,8 млн.

Лиссабон - 0.5 млн.

Варшава - 1,8 млн.

Мадрид - 3,3 млн.

Рим - 2,8 млн.

Париж - 2,3млн.

Лондон - 8,2 млн.

Москва - 11,2 млн. (по неофициальным источникам основанном на потреблении продовольствия и использования транспорта 20 млн, я этому верю больше)

Таким образом, ближайший к численности Москвы является Лондон.

Площадь Лондона - 1706,8 км.кв. - плотность населения ~ 4800 чел. /км.кв.

Площадь Москвы - 1070 км.кв. (в старых границах) - плотность населения ~ 11200 чел. / км.кв.

Для справки: население всей Голландии всего 16 млн. чел, что меньше числа жителей Москвы.

При этом Варламов тычет в нее как в образец (скорее образец зависти, чем подражания).

В Москве проживает - 11,2 млн. - по официальной переписке (по неофициальным данным 20 млн., что в 1,7 раза больше), тогда в Московской области - 17 млн. (можно предположить, что по неофициальным данным - 29 млн.)

Таким образом, только в Москве и Московской области проживает ~ 46 млн. чел - это треть страны (ну понятно, что там не только русские, но и приезжие из других стран, но количество населения просто огромное и это все в одной области - чувствуете дисбаланс?) О каких трамвайчиках или легком метро говорит Вучик!? Тут проблема федерального масштаба! При этом стремительно растут миллионы квадратных метров жилья в Московской области. Такими темпами вся страна поместится в одной области - вы считаете это правильно!?

Автомобилизация

Только в Калуге и Санкт Петербурге ближайших к Москве городах построено около 11 крупнейших заводов по производству иномарок (Московский Renault не считал), позволяющие выпускать около 1 млн. авто в год.

Это не учитывая импортируемые авто из ближайших европейских и азиатских стран, а также стран СНГ.

Не трудно догадаться, где будут востребованы эти автомобили - правильно, там где платят больше!

Сейчас в Москве насчитывается около 4 млн. автомашин, в ближайшее время прогнозируют около 5 млн. , можете представить себе темп роста экономики и числа автомашин в Москве и Московской области, а Вучик все думает как же решить пробки в Москве .

Только ТОП10 автопроизводителей выпускает около 60 млн. автомашин / год.

Можете представить, что будет через 10 лет, если они каждый год увеличивают число выпускаемых машин и строят дополнительные заводы. И понятно, что машины «оседают» в городах, где больше платят.

Я не уверен (не проверял), но мне кажется, что в том же США экономика относительно равномерно распределена между крупнейшими городами и штатами, поэтому у них более менее равномерная автомобилизация по всей стране, а не только, к примеру, в Нью-Йорке.

Заключение

Безусловно Вучик прав, что нужно развивать общественный транспорт и даже возможно строить дополнительные линии легкого метро в городе и за город (при соответствующем ТЭО), осуществлять реконструкцию трамвайных путей, выделять продуманные полосы для общественного транспорта (автобусы, троллейбусы).

Но если строить только линии легкого метро и рублем ограничивать использование личного автотранспорта, то мы получим это:

Это верхушка айсберга, можно сколь угодно долго выдумывать разные ухищрения и сложные инженерные решения как наладить транспортную систему города, но рост числа жителей и приезжих с ближайших городов и стран СНГ, увеличивающийся парк автомобилей не позволят решить проблему перенаселения и коллапса (не только транспортного).

Мое мнение

  1. Нужно выровнять экономику крупнейших городов и областей (необходимы значительные финансы на развитие регионов, реконструкцию, модернизацию и строительство новых).
  2. Зарплата работников одной профессии не должна различаться между крупнейшими городами страны (кроме специфических).
  3. Цены на продукты должны быть одинаковыми по стране при выполнении п.2.
  4. Необходимо создавать рабочие места в регионах (в областных городах), строить там офисные и торговые комплексы, заводы и пр. (выводить эти торговые и офисные! комплексы из крупнейших городов в область, там где массово строится жилье)
  5. Необходимо создать все условия для людей, чтобы они могли сами выбирать себе город России по душе, не думая о том, что в Москве платят больше!!

А как это сделать пусть думают федеральные органы и президент. Ничего нерешаемого нет.

(но одному Собянину или Шойгу это не победить).

P.S. итог лекции - я подписал у Вукана Вучика его книгу переведенную на русский язык «Транспорт в городах, удобных для жизни».

Буду рад если об этом узнает как можно больше людей.
в идеале:
Илья Варламов (zyalt), Сергей Доля (sergeydolya), Рустем Адагамов (drugoi), Артемий Лебедев (tema), Антон Носик (dolboeb), Максим Станиславович Ликсутов, Сергей Семенович Собянин, Сергей Шойгу, Дмитрий Анатольевич Медведев, Владимир Владимирович Путин

Расскажите друзьям.

Вукан Вучик (англ. Vukan R. Vuchic, серб. Vukan Vui, Вучић, Вукан; род. 14 января 1935 года, Белград, Сербия) - урбанист, профессор Пенсильванского университета.

Биография

В 1960 году защитил диплом по организации уличного движения и транспортных систем в Белградском университете. В 1965-1966 гг. получил степень магистра и доктора технических наук (гражданское строительство и транспортные системы) в Калифорнийском университете в Беркли.

Эмигрировал в США в 1961 году. Получил гражданство в 1968 году.

Увлекается музыкой, альпинизмом, плаванием и настольным теннисом. Владеет тремя языками: сербско-хорватским, английским и немецким. Бегло говорит на русском, французском и испанском.

Женат на Радмиле Вучик. Имеет четырёх детей: Монику, Бориса, Лили и Виктора.

Академическая деятельность

  • 1967 - доцент Пенсильванского университета
  • 1970 - Белградский университет
  • 1970 - адъюнкт-профессор Пенсильванского университета
  • 1975 - профессор Пенсильванского университета
  • 1988 и 1990 - Университет Лиссабона
  • 1998 - Университет Сан-Паулу
  • 2004 - Наньянский технологический университет, Сингапур

Почётный профессор гражданского строительства, Стелленбошский университет, ЮАР (7 визитов: 1981-1983, 1993, 2001, 2003 и 2006).

В Пенсильванском университете учреждена стипендия в честь заслуг Вукана Вучика.

Имеет ряд публикаций в научных журналах, состоит в редколлегии журнала «Journal of Applied Engineering Science». Является участником крупных международных конференций по транспорту.

Профессиональный опыт

С 1960 по 1961 годы работал инженером-проектировщиком в Гамбургской организации Hamburger Hochbahn AG. Затем перешёл в Wilbur Smith Associates (Нью-Хейвен) на должность главного инженера. С 1964 года занимался проектированием дорог и систем организации движения в Филадельфии и ряде других городов.

В 1975-1977 годах работал в Министерстве транспорта США. В 1980 году в составе экспертного комитета разработал рекомендации по прокладке линий скоростного трамвая в Эдмонтоне. С 1988 по 1990 годы занимался модернизацией Диспетчерского центра в транспортном агентстве Нью-Йорка. С 1991 года консультирует генерального директора Вашингтонской системы скоростных поездов.

В 1995 году был приглашён в Перт для выбора концепции развития транспорта в городе. В результате его рекомендаций в городе была построена система скоростного трамвая. В следующем году стал членом римского экспертного комитета, определявшего целесообразность развития городского метрополитена или монорельса. Выбор был сделан в пользу метро. В 1996 году был приглашён сравнить технологию Маглев и обычную скоростную железную дорогу для линии Вашингтон - Балтимор. Пришёл к выводу о нецелесообразности Маглева.

С 1998 по 2002 годы работал в транспортном агентстве Вашингтона. С 1998 года консультирует мэра Белграда о строительстве метрополитена и его интеграции с существующей сетью троллейбусов, автобусов, трамваев и железных дорог. В 2000-2005 годах консультировал метрополитен Вашингтона. В 2009 году сделал анализ системы метрополитена Пекина. В 2012 году приглашён в Москву в качестве члена жюри по проектам развития новой Москвы.

В 2013 году был приглашён фондом «Городские проекты» в составе экспертного комитета для оценки целесообразности строительства Северо-Западной хорды и реконструкции Ленинского проспекта в Москве. По состоянию на октябрь 2014 года строительство хорды продолжается, проект реконструкции Ленинского проспекта заморожен. В 2014 году был приглашён экспертом по оценке агентством «Городские проекты» для доклада «Транспорт в Омске. Проблемы и решения».

Занимался различными проектами в сфере транспортного планирования как независимый эксперт и консультант в мэриях Белграда, Каракаса, Эдмонтона, Лимы, Манчестера, Мехико, Неаполя, Нью-Йорка, Перта, Феникса, Рима и Торонто.

Библиография

  • Vukan R. Vuchic. Urban Public Transportation Systems and Technology. - Prentice Hall, 1981. - ISBN 978-0139394966.
  • Vukan R. Vuchic (author of two chapters). Public Transportation: Planning, Operations and Management. - Prentice Hall, 1979; revised, 1991. - ISBN 978-0137391691.
  • Vukan R. Vuchic. Transportation for Livable Cities. - CUPR/Transaction, 1999. - С. 376. - ISBN 978-0882851617.
  • Vukan R. Vuchic. Urban Transit Operations, Planning and Economics. - John Wiley & Sons, 2005. - ISBN 978-0471632658.
  • Vukan R. Vuchic, J. Casello. Transit System Planning. - Institute of Transportation Engineers, 2007.
  • Vukan R. Vuchic. Urban Transit Systems and Technology. - John Wiley & Sons, 2007. - С. 624. - ISBN 978-0-471-75823-5.
  • Вукан Р. Вучик. Транспорт в городах, удобных для жизни = Transportation for Livable Cities. - Территория будущего, 2011. - С. 576. - ISBN 978-5-91129-058-0.

Награды и звания

  • 1982 - первый человек, награждённый медалью доктора Фридриха Ленера, которая вручается людям, посвятившим свою жизнь развитию систем городского общественного транспорта и преуспевшим в этом.
  • 1987 - старший приглашённый научный сотрудник NATO-CNR, Университет Рима.
  • 1989 - старший приглашённый научный сотрудник NATO-CNR, Университет Салерно.
  • 1990 - профессор организации уличного движения (UPS Foundation) Пенсильванского университета.
  • 1994 - иностранный член Сербской академии наук и искусств, Белград, Сербия.
  • 2006 - иностранный член Российской академии архитектуры и строительных наук.
  • 2007 - награда Вилбура С. Смита за выдающиеся преподавательские достижения в сфере транспорта.
  • 2011 - почетная награда французской Консерватории искусств и ремёсел.