По данным таблицы постройте график изменения температуры. Постройте график годовой ход температуры. Вопросы и задания

Тема урока: «Агрегатные состояния вещества»

Пояснительная записка. Данный урок проводится с целью коррекции и систематизации знаний по теме: «Агрегатные состояния вещества». Место урока в системе уроков данного раздела: завершение темы «Агрегатные состояния вещества».
Тип урока: урок методологической направленности
Форма работы: урок-практикум.
Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе.
Основная часть урока связана с решением экспериментальных, качественных, графических задач, отработке практических навыков в работе с физическим оборудованием.
Приемы организации образовательного процесса, используемые на уроке:
решение проблемных ситуаций, ответы на вопросы, работа с таблицей,
Методы организации образовательного процесса, используемые на уроке:
форма организации деятельности учащихся: коллективно-групповая.
организация занятия: наглядный, практический;
уровень развития учащихся: репродуктивный, частично-поисковый,
исследовательский;
Данный урок имеет большое практическое значение, так как помогает учащимся формировать умение работать с текстом, составлять структурированные таблицы, читать графики, проводить эксперименты, анализировать полученный материал.
Цель урока: Содействовать приобретению учащимися методов систематизации изучаемого материала в виде таблиц и умению работы с графиками, проводить эксперименты, объяснять полученные результаты, строить графики.
Задачи урока: образовательные: научить учащихся способам систематизации изученного материала через табличное оформление.
Развивающие: развитие логического мышления учащихся, умений анализировать графики и строить обобщающие таблицы по изученному материалу, умению самостоятельной работы и работы в группе.
Воспитывающие: воспитание коммуникативных навыков при работе в группе, умений отстаивать свою точку зрения и слушать других; развитие аккуратности при оформлении таблиц, построение графиков.
Этапы урока.
Организационный момент. Дидактическая задача: создание комфортной образовательной среды. Создание положительного эмоционального настроя учащихся.
Активное включение учащихся в образовательный процесс.
Этап 1. Фронтальный опрос
1.В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то вещество?
2. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?
3. Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?
4. Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? Слайд №3,4,5
Этап 2. Теоретический.
Распределение заданий по группам. Плавление, кристаллизация, конденсация, кипение, испарение. Заполнение таблицы. Защита. Приложение №1, №3.
Этап 3. Экспериментальный
Цель: экспериментально подтвердить полученные теоретические знания.
Учащимся предстоит исследовать процессы. Для этого раздаются карточки с описанием хода исследования и вопросы, на которые необходимо получить ответы. На выполнение работы отводится 12 минут. Приложение №2.
Как вы думайте, как ведут себя при плавлении аморфные тела? (сообщение ученика)
Чем отличаются аморфные тела от жидкостей и кристаллических тел?
Этап 4. «Читаем графики» (слайд №6,7)
В какой момент времени начался процесс плавления?
В какой момент времени начался процесс кристаллизации?
Чему равно температура плавления?
Чему равно температура кристаллизации?
Сколько длилось нагревание, плавление, кристаллизация?
Какому процессу соответствуют участки графика? По графику определить вещество.
Какие превращения происходят с веществом?
Какие участки графика соответствуют росту температуры вещества? уменьшению?
Этап 5.Опыты
Примораживание кастрюли к подъёмному столику.
На подъёмный столик налить немного воды и поставить алюминиевую кастрюлю, наполненную снегом. В снег подсыпать соли и перемешивать до тех пор, пока кастрюля не примёрзнет к подъёмному столику. Поднять кастрюлю не получается. Вместе с кастрюлей поднимается демонстрационный столик. Почему?
Носовой платок облить спиртом и пожечь. Но предварительно его надо смочить водой, о чём присутствующим не говорить. Через некоторое время пламя тухнет. Почему платок остаётся целым?
Вынуть лёд из воды, не прикасаясь к нему рукой.
Опустить небольшой кусочек льда в стакан с водой. На лёд положить нитку и присыпать солью. Нитка примёрзнет к льдинке, и потянув за неё, можно вытащить льдинку из воды. Кипение воды в бумажной кастрюле.
Можно ли вскипятить воду снегом? Кипение при пониженном давлении.
Этап 6. Качественные задачи.
Иногда можно видеть, как хозяйка, желая ускорить варку, усиливает огонь под кастрюлей, в которой кипит приготавливаемый суп. Правилен ли этот приём? Ответ обоснуйте.
Почему в медицинских термометрах используют ртуть, а не спирт или эфир?
Почему коньки плохо скользят по льду в сильный мороз?
Зачем овощи или фрукты, предназначенные для сушки, разрезают на тонкие ломтики?
Почему ожоги тела кипящим маслом сильнее, чем ожоги кипящей водой?
Почему во время снегопада температура воздуха обычно повышается?
Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не ртутью
Почему тает снег на тротуаре, посыпанном солью?
7.Рефлексия. Приложение №3.
Чему вы научились сегодня?
Пригодится ли вам такой метод работы в дальнейшем?
На каких еще предметах вы пользуетесь графиками и таблицами?
Как вы думаете, где вы встретитесь с графиками и таблицами в ближайшие 3 дня?
Что полезное для себя получили на уроке?
8.Подведение итогов урока.
Выставление оценок наиболее отличившимся ученикам:
- ребятам, которые комментировали проведение опытов;
- ученикам-помощникам, проводившим опыты на уроке;
- ученикам, активно работавшим на уроке.
9. Домашнее задание. Задача. С какой высоты должна упасть капля воды, чтобы она полностью испарилась?
Приложение №1
Определение процесса Внутренняя энергия Поглощается или выделяется энергия Как изменяется скорость движения молекул и их кинетическая энергия Температура
вещества Формула для расчета количества теплоты Каков физический смысл постоянной величины
Приложение №2.
Группа 1.
Задание
Постройте график изменения со временем температуры снега, внесённого с мороза в тёплое помещение. Получите данные, проделав следующий опыт.
Оборудование: термометр, стакан со снегом, секундомер.
1.Опустите термометр в стакан со снегом. Измерьте температуру снега. Запишите результат.
2. Не вынимая термометр из снега, записывайте его показания через одинаковые промежутки времени, например, через 1 мин. Когда весь снег растает, продолжайте ещё некоторое время измерять температуру воды.
3. Результаты измерения записывайте в таблицу.
4. По данным таблицы постройте график изменения температуры снега со временем.
5. Ответьте на вопросы:
1. Какие участки соответствуют нагреванию, плавлению, охлаждению? Обозначьте их.
2.Чему равна температура плавления снега?
3. Сколько времени нагревался снег до температуры плавления?
4. До какой наибольшей температуры нагревалась вода в этом опыте?
Время, мин 0 Темпер.
Группа 2,5
Задание. Постройте график изменения со временем температуры кристаллического тела.
Получите данные, проделав следующий опыт.
Оборудование: пробирка с исследуемым веществом, термометр, штатив, секундомер.
1. Пробирку с расплавленным кристаллическим веществом укрепите в штативе.


4. Выполните 6-7 измерений.

Время, мин 0 Темпер.
Ответьте на вопросы:
1. По графику определите температуру кристаллизации вещества и время, в течение которого продолжалась кристаллизация вещества.
2. Почему температура кристаллического тела во время кристаллизации остается постоянной?
3. Назовите процессы, происходящие с веществом. Обозначьте их на графике.

Группа 3
Задание. Наблюдение за температурой плавления аморфного тела.
Оборудование: пробирка с белым веществом, термометр, штатив, секундомер.
1. Пробирку с расплавленным исследуемым веществом укрепите в штативе.
2. Опустите в неё термометр и после установившегося равновесия, наблюдайте процесс охлаждения и отвердевания вещества, фиксируя температуру каждые 30 секунд.
3. Продолжая записывать показания термометра, пронаблюдайте этап перехода вещества в твёрдое состояние.
4. Выполните 6-7 измерений.
5. По полученным данным постройте график зависимости температуры от времени.

Время, мин 0 Темпер.

Ответьте на вопросы:
Назовите участки графика.
Какими свойствами обладало вещество?
Что можно сказать о температуре кристаллизации этого вещества?
Сравните температуру отвердевания аморфного вещества и кристаллического.
Сделайте вывод.
Группа 4
Задание. Наблюдение за кипением воды. Постройте график изменения со временем температуры кипения воды.
Оборудование: спиртовка, вода в колбе, термометр, штатив, спички, секундомер.
Укрепите колбу в штативе, налейте в неё воды.
Нагревайте воду в колбе до кипения. Опустите термометр в колбу.
Измеряйте температуру воды с интервалом в 1 минуту.
Когда закипит вода, выполните ещё 2-3 измерения.
Постройте график изменения со временем температуры кипения воды.
Будьте осторожны с огнём, соблюдайте технику безопасности.
Время, мин 0 Темпер.
Ответьте на вопросы.
Какие процессы вы наблюдали? Назовите их. Покажите на графике.
Чему равна температура кипения воды?
Что можете сказать об этой температуре?
Приложение №3
№ Фамилия, имя Что делал Оценка командира Собственная оценка Что было самым трудным
1 2 3 4 5

Тема урока: « Агрегатные состояния вещества»

Пояснительная записка. Данный урок проводится с целью коррекции и систематизации знаний по теме : «Агрегатные состояния вещества». Место урока в системе уроков данного раздела: завершение темы «Агрегатные состояния вещества».

Тип урока: урок методологической направленности

Форма работы: урок-практикум.

Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе.

Основная часть урока связана с решением экспериментальных, качественных, графических задач, отработке практических навыков в работе с физическим оборудованием.

Приемы организации образовательного процесса, используемые на уроке:

решение проблемных ситуаций, ответы на вопросы, работа с таблицей,

Методы организации образовательного процесса, используемые на уроке:

    форма организации деятельности учащихся: коллективно-групповая.

    организация занятия: наглядный, практический;

    уровень развития учащихся: репродуктивный, частично-поисковый,

исследовательский;

Данный урок имеет большое практическое значение, так как помогает учащимся формировать умение работать с текстом, составлять структурированные таблицы, читать графики, проводить эксперименты, анализировать полученный материал.

Цель урока: Содействовать приобретению учащимися методов систематизации изучаемого материала в виде таблиц и умению работы с графиками, проводить эксперименты, объяснять полученные результаты, строить графики.

Задачи урока: образовательные: научить учащихся способам систематизации изученного материала через табличное оформление.

Развивающие: развитие логического мышления учащихся, умений анализировать графики и строить обобщающие таблицы по изученному материалу, умению самостоятельной работы и работы в группе.

Воспитывающие : воспитание коммуникативных навыков при работе в группе, умений отстаивать свою точку зрения и слушать других; развитие аккуратности при оформлении таблиц, построение графиков.

Этапы урока.

Организационный момент. Дидактическая задача: создание комфортной образовательной среды. Создание положительного эмоционального настроя учащихся.

Активное включение учащихся в образовательный процесс.

Этап 1. Фронтальный опрос

1.В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то вещество?

2. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

3. Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?

4. Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? Слайд №3,4,5

Этап 2. Теоретический.

Распределение заданий по группам. Плавление, кристаллизация, конденсация, кипение, испарение. Заполнение таблицы. Защита. Приложение №1, №3.

Этап 3. Экспериментальный

Цель: экспериментально подтвердить полученные теоретические знания.

Учащимся предстоит исследовать процессы. Для этого раздаются карточки с описанием хода исследования и вопросы, на которые необходимо получить ответы. На выполнение работы отводится 12 минут. Приложение №2.

Как вы думайте, как ведут себя при плавлении аморфные тела? (сообщение ученика)

Чем отличаются аморфные тела от жидкостей и кристаллических тел?

Этап 4. «Читаем графики» (слайд №6,7)

    В какой момент времени начался процесс плавления?

    В какой момент времени начался процесс кристаллизации?

    Чему равно температура плавления?

    Чему равно температура кристаллизации?

    Сколько длилось нагревание, плавление, кристаллизация?

    Какому процессу соответствуют участки графика? По графику определить вещество.

    Какие превращения происходят с веществом?

    Какие участки графика соответствуют росту температуры вещества? уменьшению?

Этап 5.Опыты

    Примораживание кастрюли к подъёмному столику.

На подъёмный столик налить немного воды и поставить алюминиевую кастрюлю, наполненную снегом. В снег подсыпать соли и перемешивать до тех пор, пока кастрюля не примёрзнет к подъёмному столику. Поднять кастрюлю не получается. Вместе с кастрюлей поднимается демонстрационный столик. Почему?

    Носовой платок облить спиртом и пожечь. Но предварительно его надо смочить водой, о чём присутствующим не говорить. Через некоторое время пламя тухнет. Почему платок остаётся целым?

    Вынуть лёд из воды, не прикасаясь к нему рукой.

Опустить небольшой кусочек льда в стакан с водой. На лёд положить нитку и присыпать солью. Нитка примёрзнет к льдинке, и потянув за неё, можно вытащить льдинку из воды. Кипение воды в бумажной кастрюле.

    Можно ли вскипятить воду снегом? Кипение при пониженном давлении.

Этап 6. Качественные задачи.

    Иногда можно видеть, как хозяйка, желая ускорить варку, усиливает огонь под кастрюлей, в которой кипит приготавливаемый суп. Правилен ли этот приём? Ответ обоснуйте.

    Почему в медицинских термометрах используют ртуть, а не спирт или эфир?

    Почему коньки плохо скользят по льду в сильный мороз?

    Зачем овощи или фрукты, предназначенные для сушки, разрезают на тонкие ломтики?

    Почему ожоги тела кипящим маслом сильнее, чем ожоги кипящей водой?

    Почему во время снегопада температура воздуха обычно повышается?

    Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не ртутью

    Почему тает снег на тротуаре, посыпанном солью?

7.Рефлексия. Приложение №3.

    Чему вы научились сегодня?

    Пригодится ли вам такой метод работы в дальнейшем?

    На каких еще предметах вы пользуетесь графиками и таблицами?

    Как вы думаете, где вы встретитесь с графиками и таблицами в ближайшие 3 дня?

    Что полезное для себя получили на уроке?

8.Подведение итогов урока.

Выставление оценок наиболее отличившимся ученикам:

Ребятам, которые комментировали проведение опытов;

Ученикам-помощникам, проводившим опыты на уроке;

Ученикам, активно работавшим на уроке.

9. Домашнее задание. Задача. С какой высоты должна упасть капля воды, чтобы она полностью испарилась?

Приложение №1

Определение процесса

Внутренняя энергия

Поглощается или выделяется энергия

Как изменяется скорость движения молекул и их кинетическая энергия

Температура

вещества

Формула для расчета количества теплоты

Каков физический смысл постоянной величины

Приложение №2.

Группа 1.

Задание

Постройте график изменения со временем температуры снега, внесённого с мороза в тёплое помещение. Получите данные, проделав следующий опыт.

Оборудование: термометр, стакан со снегом, секундомер.

1.Опустите термометр в стакан со снегом. Измерьте температуру снега. Запишите результат.

2. Не вынимая термометр из снега, записывайте его показания через одинаковые промежутки времени, например, через 1 мин. Когда весь снег растает, продолжайте ещё некоторое время измерять температуру воды.

3. Результаты измерения записывайте в таблицу.

4. По данным таблицы постройте график изменения температуры снега со временем.

5. Ответьте на вопросы:

1. Какие участки соответствуют нагреванию, плавлению, охлаждению? Обозначьте их.

2.Чему равна температура плавления снега?

3. Сколько времени нагревался снег до температуры плавления?

4. До какой наибольшей температуры нагревалась вода в этом опыте?

Время, мин

Темпер.

Группа 2,5

Задание. Постройте график изменения со временем температуры кристаллического тела.

Получите данные, проделав следующий опыт.

Оборудование: пробирка с исследуемым веществом, термометр, штатив, секундомер.

1. Пробирку с расплавленным кристаллическим веществом укрепите в штативе.

4. Выполните 6-7 измерений.

Время, мин

Темпер.

Ответьте на вопросы:

1. По графику определите температуру кристаллизации вещества и время, в течение которого продолжалась кристаллизация вещества.

2. Почему температура кристаллического тела во время кристаллизации остается постоянной?

3. Назовите процессы, происходящие с веществом. Обозначьте их на графике.

Группа 3

Задание. Наблюдение за температурой плавления аморфного тела.

Оборудование: пробирка с белым веществом, термометр, штатив, секундомер.

1. Пробирку с расплавленным исследуемым веществом укрепите в штативе.

2. Опустите в неё термометр и после установившегося равновесия, наблюдайте процесс охлаждения и отвердевания вещества, фиксируя температуру каждые 30 секунд.

3. Продолжая записывать показания термометра, пронаблюдайте этап перехода вещества в твёрдое состояние.

4. Выполните 6-7 измерений.

5. По полученным данным постройте график зависимости температуры от времени.

Время, мин

Темпер.

Ответьте на вопросы:

    Назовите участки графика.

    Какими свойствами обладало вещество?

    Что можно сказать о температуре кристаллизации этого вещества?

    Сравните температуру отвердевания аморфного вещества и кристаллического.

Сделайте вывод.

Группа 4

Задание. Наблюдение за кипением воды. Постройте график изменения со временем температуры кипения воды.

Оборудование: спиртовка, вода в колбе, термометр, штатив, спички, секундомер.

    Укрепите колбу в штативе, налейте в неё воды.

    Нагревайте воду в колбе до кипения. Опустите термометр в колбу.

    Измеряйте температуру воды с интервалом в 1 минуту.

    Когда закипит вода, выполните ещё 2-3 измерения.

    Постройте график изменения со временем температуры кипения воды.

    Будьте осторожны с огнём, соблюдайте технику безопасности.

Время, мин

Темпер.

Ответьте на вопросы.

    Какие процессы вы наблюдали? Назовите их. Покажите на графике.

    Чему равна температура кипения воды?

    Что можете сказать об этой температуре?

Приложение №3

Фамилия, имя

Что делал

Оценка командира

Собственная оценка

Что было самым трудным

Вопрос 1. Что является источником света и тепла для Земли?

Солнце является источником света и тепла для Земли.

Вопрос 2. Почему происходит смена дня и ночи; смена времён года?

В результате вращения Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи. Следствием движения Земли вокруг Солнца, наклона оси вращения Земли к плоскости орбиты и постоянства этого наклона является регулярная смена времен года на Земле.

Вопрос 3. Рассмотрите график годового хода температуры воздуха на рисунке 72. Что показано на оси х? На оси у? Пользуясь графиком, определите: а) среднюю температуру самого тёплого и самого холодного месяца в Москве; б) годовую амплитуду температуры воздуха для Москвы.

На оси Х показаны месяцы, на оси Y показана температура воздуха. а) самый теплый – июль (+18). Самый холодный – январь (-9). б) Амплитуда – 27 градусов.

Вопрос 4. Почему летней ночью воздух над морем теплее, чем вдали от моря?

У воды большая теплоемкость, больше, чем у грунта. Тепловую энергию, которую вода накопила за день, она отдает ночью в большей степени, чем грунт.

Вопрос 5. Как обычно меняется температура воздуха при изменении высоты солнца в течение дня?

Чем выше солнце, тем больше угол падения солнечных лучей, тем больше нагревается земная поверхность, тем выше температура воздуха. Поэтому утром и вечером, когда косые солнечные лучи, температура низкая. А днём при максимальной высоте солнца тепло.

Вопрос 6. Постройте график суточного хода температуры воздуха по таким данным: в 1 ч--4 °С, в 7 ч--1 °С, в 13 ч--З °С, в 19 ч--1-1 °С. По вертикальной оси откладывайте температуру воздуха (1 см - 1 °С), по горизонтальной - время суток (1,5 см - один срок наблюдений). Определите суточную амплитуду температуры воздуха и среднюю суточную температуру.

Суточная амплитуда воздуха 7 градусов. Средняя температура – 0 градусов.

Вопрос 7. Найдите указанные города на политической карте полушарий и сделайте вывод: почему в одном из них средняя годовая температура выше, чем в другом?

Сингапур находится почти на экваторе, поэтому температурные колебания климата минимальны. Средняя температура января на 1 °C ниже средней температуры июня (соответственно самого холодного и самого жаркого месяцев). Климат экваториальный. Осадков выпадает всегда много, от 170 до 250 мм в месяц. Самая низкая температура в городе составляла +19,4 °C, самая высокая - +36,0 °C. Палящая жара бывает относительно редко, но и похолоданий тоже не бывает.

Климат Стокгольма - умеренный морской с мягкой зимой и прохладным летом. За всю историю метеонаблюдений не было зарегистрировано ни суровых морозов, ни палящей жары. Зимы в Стокгольме гораздо теплее и мягче, чем в лежащих на более низких широтах Москве, Казани, Уфе, Минске, Харькове и прочих городах восточной Европы, это объясняется сильным влиянием Гольфстрима. Лето в городе прохладное, температура очень редко превышает 25 °C.

Вопрос 1. Что является источником света и тепла для Земли?

Солнце является источником света и тепла для Земли.

Вопрос 2. Почему происходит смена дня и ночи; смена времён года?

В результате вращения Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи. Следствием движения Земли вокруг Солнца, наклона оси вращения Земли к плоскости орбиты и постоянства этого наклона является регулярная смена времен года на Земле.

Вопрос 3. Рассмотрите график годового хода температуры воздуха на рисунке 72. Что показано на оси х? На оси у? Пользуясь графиком, определите: а) среднюю температуру самого тёплого и самого холодного месяца в Москве; б) годовую амплитуду температуры воздуха для Москвы.

На оси Х показаны месяцы, на оси Y показана температура воздуха. а) самый теплый – июль (+18). Самый холодный – январь (-9). б) Амплитуда – 27 градусов.

Вопрос 4. Почему летней ночью воздух над морем теплее, чем вдали от моря?

У воды большая теплоемкость, больше, чем у грунта. Тепловую энергию, которую вода накопила за день, она отдает ночью в большей степени, чем грунт.

Вопрос 5. Как обычно меняется температура воздуха при изменении высоты солнца в течение дня?

Чем выше солнце, тем больше угол падения солнечных лучей, тем больше нагревается земная поверхность, тем выше температура воздуха. Поэтому утром и вечером, когда косые солнечные лучи, температура низкая. А днём при максимальной высоте солнца тепло.

Вопрос 6. Постройте график суточного хода температуры воздуха по таким данным: в 1 ч--4 °С, в 7 ч--1 °С, в 13 ч--З °С, в 19 ч--1-1 °С. По вертикальной оси откладывайте температуру воздуха (1 см - 1 °С), по горизонтальной - время суток (1,5 см - один срок наблюдений). Определите суточную амплитуду температуры воздуха и среднюю суточную температуру.

Суточная амплитуда воздуха 7 градусов. Средняя температура – 0 градусов.

Вопрос 7. Найдите указанные города на политической карте полушарий и сделайте вывод: почему в одном из них средняя годовая температура выше, чем в другом?

Сингапур находится почти на экваторе, поэтому температурные колебания климата минимальны. Средняя температура января на 1 °C ниже средней температуры июня (соответственно самого холодного и самого жаркого месяцев). Климат экваториальный. Осадков выпадает всегда много, от 170 до 250 мм в месяц. Самая низкая температура в городе составляла +19,4 °C, самая высокая - +36,0 °C. Палящая жара бывает относительно редко, но и похолоданий тоже не бывает.

Климат Стокгольма - умеренный морской с мягкой зимой и прохладным летом. За всю историю метеонаблюдений не было зарегистрировано ни суровых морозов, ни палящей жары. Зимы в Стокгольме гораздо теплее и мягче, чем в лежащих на более низких широтах Москве, Казани, Уфе, Минске, Харькове и прочих городах восточной Европы, это объясняется сильным влиянием Гольфстрима. Лето в городе прохладное, температура очень редко превышает 25 °C.

1. Почему летней ночью воздух над морем теплее, чем вдали от моря? 2. Как обычно меняется температура воздуха при изменении высоты Солнца в течение дня? 3. Постройте график суточного хода температуры воздуха по таким данным:
в 1 ч 4°С, в 7 ч - 1°С, в 13 ч +З °С, в 19 ч - +1 °С. По вертикальной оси откладывайте температуру воздуха (1 см - 1°С), по горизонтальной - время суток (1,5 см - один срок наблюдений).
По данным из задания 3 определите суточную амплитуду температуры воздуха и среднюю суточную температуру. 5*. По данным собственных наблюдений постройте график температуры за неделю и определите среднюю температуру и амплитуду температуры воздуха за этот срок.

Ответы

В различных частях Земли в различные времена года температура воздуха у поверхности бывает разной. Она зависит от многих факторов, но главным из них является степень нагревания поверхности Земли. В районах тропического и экваториального поясов поверхность нагревается сильнее, чем в средних и высоких широтах, и это обусловливает более высокую температуру воздуха. В некоторых районах средняя температура зимнего и летнего сезонов одинакова и достигает +24 °С.

Нагреваясь от поверхности Земли, воздух расширяется, становится более легким и поднимается вверх. На место теплого воздуха приходит более холодный. Таким образом, происходит перемешивание воздуха в атмосфере и распространение тепла от поверхности на значительную высоту.

Земная поверхность нагревается Солнцем неодинаково. Быстрее нагревается суша и значительно медленнее вода. В ночное время температура суши понижается быстрее, чем температура воды. Это и является причиной того, что ночью воздух над морем теплее, чем вдали от моря.

В течение дня нагревание поверхности Земли и температура воздуха так же резко различаются. Прохладное утро сменяется жарким полднем и теплым вечером.

Имея данные о температуре воздуха, можно составить график изменения суточной температуры, изменения температуры за неделю, месяц, год. Можно посчитать и среднюю температуру за любой конкретный промежуток времени.

Например, температура воздуха в 8 ч утра была +4 °С, в 12 ч - +8 °С, в 16 ч - +10 °С, в 20 ч - +6 °С. График суточной температуры будет выглядеть так, как показано на рис. 15.

По данным из задания 3 суточная амплитуда температур воздуха составит 7 °С;

Рис. 15. График суточного хода температуры

средняя суточная температура - - 0,25 °С (сумма положительных температур - +3°+ 1° = +4°; сумма отрицательных температур - - 4° + (-1°) = - 5°; --5° + 4° = = - 1°; число измерений - 4, поэтому 1°: 4 = 0,25°; у полученного частного нужно поставить знак делимого, т. е. минус).

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет : география.

Класс : 6 класс.

Тип урока – объяснение нового материала и закрепление первоначальных знаний.

Продолжительность : 2 урока по 45 минут.

Технологии : урок с использованием ИКТ.

Цель уроков: сформировать представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток и в течение года.

Задачи уроков:

  1. Сформировать умение построения графиков хода температуры.
  2. Научиться определять по графику суточную (годовую) амплитуду температуры.
  3. Научиться определять по графику температуру воздуха в разные моменты времени.
  4. Научиться определять по приведённым данным среднесуточную и среднегодовую температуру воздуха.

Урок 1

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Устный опрос по вопросам:

  1. Что такое атмосфера? (слайд 2)
  2. Что является границей атмосферы? (слайд 2)
  3. Каков состав атмосферы? (слайд 3)
  4. Перечислить слои атмосферы, начиная с самого нижнего. (слайд 4)
  5. Каково значение атмосферы? (слайд 5)

II . Изучение нового материала.

Опытным путём было установлено, что воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Солнечные лучи сначала нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передаётся воздуху.

Суша и вода нагреваются по–разному. Что нагревается быстрее? (Суша быстрее нагревается, но и быстрее остывает. Вода нагревается медленно, но и остывает тоже медленно).

В разное время суток температура воздуха разная. Утром всегда довольно холодно. Самая высокая температура в течение дня наблюдается после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом солнца. Почему так происходит? Колебания температуры воздуха в течение суток зависят от угла падения солнечных лучей: чем более отвесно падают лучи, тем сильнее нагревается земная поверхность, а от неё и воздух. Самый большой угол падения солнечных лучей в любой точке земного шара (и в любое время года) бывает в полдень.

(Слайд 6) На каком из рисунков угол падения солнечных лучей наибольший? (1) На каком наименьший? (3) В каком случае поверхность сильнее нагревается? (1) В каком меньше (3).

(Слайд 7) Измерения температуры воздуха проводят на метеорологических станциях несколько раз в сутки при помощи термометра, установленного специальным образом.

2. Практическое задание. (№ 3 на стр. 111) (Слайд 8)

1) В тетради (на чистой странице) проведём две линии, перпендикулярные друг другу: вертикальную – у левого края тетради, горизонтальную – по середине листа. Точку пересечения линий обозначим за 0. По вертикальной оси будем откладывать температуру воздуха (1 см – 1°С). Положительные температуры расположены выше 0, отрицательные ниже. По горизонтальной оси будем откладывать время суток, в которое были сделаны измерения (1 см – 2 часа).

2) отметим на горизонтальной оси время, в которое были произведены измерения температуры воздуха (1ч, 7ч, 13ч, 19ч)

3) от этих точек в нужном направлении (вверх, если температура положительная, или вниз, если температура отрицательная) восстановим перпендикуляры до линий пересечения с нужными значениями температур.

4) полученные точки соединяем плавной линий - получили график хода температуры в течение суток.

III . Итог урока (Анализ графика) (Слайд 8)

1) По графику можно легко определить, в какое время суток температура понижается, а в какое повышается.

2) По графику легко определить суточную амплитуду температуры. Суточная амплитуда температуры – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток.

3) По данным таблицы поэтапно определяем среднюю суточную температуру воздуха.

IV . Домашнее задание: § 36, задание 5 стр. 111 (письменно в тетради). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.

Урок 2

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

Устный опрос по вопросам.

  1. Как происходит нагревание атмосферы?
  2. Где и каким образом производят измерения температуры воздуха?
  3. Как и почему изменяется температура в течение суток?
  4. Что такое суточная амплитуда температуры?

II . Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Температура воздуха меняется не только в течение суток. Значительные изменения температуры происходят в течение года. Колебания температуры воздуха в течение года зависят от угла падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит от географической широты, на которой расположен населённый пункт.

На земле есть районы, где температура воздуха в течение года изменяется незначительно: там всегда лето. Значит, угол падения солнечных лучей на земную поверхность в этих районах весь год остаётся большим. Где могут быть расположены эти районы? (Близко к экватору).

По данным наблюдений можно построить график, который бы отражал изменение температуры воздуха в течение года - график годового хода температуры воздуха . По этому графику легко определяются самый холодный и самый тёплый месяцы в году, годовая амплитуда температуры воздуха, среднегодовая температура.

2. Практическое задание. (№ 3 стр. 113) (Слайд 9)

  1. строим координатные оси;
  2. по вертикальной оси откладываем температуру воздуха (1 см – 2°С);
  3. по горизонтальной оси – названия месяцев года (0,5 см – 1 месяц)
  4. построения производим согласно данным таблицы (пользуясь навыками, полученными на прошлом уроке)
  5. полученные точки соединяем плавной линией.
  6. (Слайд 10) используя график и данные таблицы, вычисляем годовую амплитуду температур, среднегодовую температуру и температуру воздуха в ноябре.

Годовая амплитуда температур – разница между средней температурой самого тёплого и самого холодного месяца в году.

III . Итог урока.

(Слайд 11) Для закрепления полученных знаний проводим самостоятельную работу на два варианта. Самостоятельную работу учащиеся сдают в конце урока.

IV . Домашнее задание: § 37, задание 5 стр. 113 (письменно в тетради, построить два графика на одной координатной оси). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.

Министерство Высшего Образования

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

Расчётно-графическая работа № 2

по Климатологии, метрологии, гидрологии

на тему: «Годовой ход изменения метеорологических величин».

Выполнила:

Проверила: Власова Т.И.

Уфа – 2005г.

Годовой ход изменения метеорологических величин

Теоретическая часть.

Распределение метеорологических элементов удобно изображать графически. Характер кривой распределения позволяет наглядно представить основные особенности структуры распределения метеорологического элемента На территории РБ распределение температуры умеренно ассиметричное и имеет левостороннюю скошенность. Причина этого состоит в том, что на территории РБ в зимнее время года не могут наблюдаться отличающиеся от нуля положительные температуры. Если теплая масса поступает в район, где лежит снег, то начинается таяние снега, температура пришедшей теплой массы понижается и значительного потепления не наступает. В то время как преобладающие значения температуры формируются в основном под влиянием радиационных процессов, рассеивание температур происходит вследствие адвекции тепла или холода На территории РБ зимой часто адвекция тепла, но повышения температуры до сколько-нибудь существенного положительного значения не происходит, так в этом случае начинается таяние снега, сопровождающееся затратами

Годовой ход - это изменение метеорологической величины в течение года. Годовой ход оценивается по многолетним данным или егоможно определить по 12 средним месячным значениям данного года. Годовой ход зависит от годового вращения Земли вокруг Солнца с соответствующей сменой радиационных условий, от сезонных изменений общей циркуляции атмосферы и метеорологических условий.

Экспериментальная часть. (Вариант № 9)

1. Для того, чтобы определить амплитуду годового хода температуры воздуха путем разности средних температур самого теплого месяца и самого холодного месяца, необходимо посмотреть данные за год.

Амплитуда годового хода температуры воздуха = VII – XII = 20,8 0 С – (-19,5) 0 С = 40,3 0 С

Построим график годового хода температуры воздуха.(График № 1)

Данные за год

2. Далее по графику определим даты перехода среднесуточной температуры воздуха через 0,5 0 С и 10 0 С, проведя горизонтальные линии через указанные температуры и из точек пересечения этих линий с кривой температуры опустив перпендикуляры на ось абсцисс.

Запишем результаты : - дата перехода среднесуточной температуры воздуха через 0,5 0 С – междуIIIиIVмесяцами, а именно в 20 – 25 числах марта;

Дата перехода среднесуточной температуры воздуха через 10 0 С – серединаVмесяца, а именно 15-17 числа мая.

3. Для того, чтобы вычислить продолжительность периодов с температурой выше 0 0 С, выше 5 0 С и выше10 0 С, проведем горизонтальные линии через указанные температуры и из точек пересечения этих линий с кривой температуры опустим перпендикуляры на ось абсцисс.

Запишем результаты: - продолжительность периода с температурой выше 0 0 С – с серединыIIIмесяца до началаXI, т. е. с 15 чисел марта до первых чисел ноября (около 230 дней);

Продолжительность периодов с температурой выше 5 0 С – с серединыIVмесяца до серединыX, т. е. с 15 чисел апреля до 15 чисел октября (около 170 дней);

Продолжительность периодов с температурой выше 10 0 С – с серединыVмесяца до концаIX– начала X,т.е. – с 15 чисел мая до конца сентября – начала октября (около 140).

4. Подсчитаем сумму активных температур за месяца, в которых средняя температура была выше 10 0 С.

VI- Сумма t акт = 15 * 30 = 450 0 С

VII - Сумма t акт = 20,8 * 31 = 644,8 0 С

VIII- Сумма t акт = 14 * 31 = 434 0 С

IX- Сумма t акт = 12,7 * 30 = 381 0 С

Для первого и последнего месяца периода активной вегетации, среднемесячная температура которых ниже 10 0 С, сумма активных температур вычисляется по графику годового хода температуры.

Выводы: Таким образом, можно сделать выводы, что «теплые» температуры, а именно, выше 0 0 С длятся приблизительно в 3 раза больше, чем «холодные» температуры, а именно, ниже 0 0 С, что составляет около 230 дней, из которых на демисезонье приходится чуть больше 1/3, поэтому весенняя и осенняя погода длится в среднем по Башкирии 1,5 месяца; а вот на летние месяцы – большинство –около 140 дней.