Душа болит без работы. Почему болит душа и хочется плакать. Выздоровление или усугубление

Несмотря на многочисленных противников «Южного потока» и мнения европейских скептиков, подвергающих сомнению успешность проекта по сооружению новой газовой магистрали из России в страны Южной и Центральной Европы, работы по его реализации ведутся высокими темпами. Ввод газопровода в эксплуатацию и начало поставок по нему российского газа намечены на декабрь 2015 года. А в 2018-м «Южный поток» выйдет на полную проектную производительность — 63 млрд куб. м газа в год.

Основные параметры

Проект «Южный поток» предполагает сооружение четырех ниток газопровода диаметром 32 дюйма (812,8 мм) по дну Черного моря с укладкой на максимальную глубину до 2,25 тыс. м. Они будут проложены от головной компрессорной станции (КС) «Русская», которую построят на российском побережье, до приемного терминала «Паша-дере» на болгарском берегу близ Варны. Общая длина укладываемых труб составит 3,7 тыс. км. Далее магистраль пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению на север Италии. С территории Сербии от нее будут построены газопроводы-отводы в Хорватию и Республику Сербскую (в Боснии и Герцеговине). Помимо этого, рассматривается возможность сооружения газопровода-отвода в Македонию. Общая протяженность основной сухопутной магистрали в странах Центральной и Южной Европы составит около 1455 км. При строительстве будут использоваться трубы диаметром 1200-1400 мм.

Болгарский участок «Южного потока» является самым технологически сложным и капиталоемким. Основная трасса газопровода пройдет от побережья Черного моря до границы с Сербией. Также планируется строительство 59-километрового отвода до узла распределения газа в Провадии (город в Варненской области Болгарии), через который можно будет поставлять сырье потребителям Болгарии, Турции, Греции и Македонии. Общая длина укладываемых труб на болгарском участке составит 965 км, в том числе 366 км лупингов. Кроме того, предполагается строительство трех компрессорных станций в Варне, Лозене и Расово суммарной производительностью 300 МВт и приемного терминала. Необходимость сооружения такого терминала в Болгарии обусловлена разными уровнями проектного давления морского и сухопутного газопроводов — соответственно 30 МПа и 10 МПа. Установленное здесь оборудование обеспечит очистку, подогрев, редуцирование, учет и регулирование расхода газа.

Длина укладываемых труб на сербском участке «Южного потока» составит 655 км, в том числе 74 км лупингов и 158,6 км газопроводов-отводов. Здесь предусматривается сооружение двух КС общей мощностью 225 МВт. Основная трасса пройдет от границы с Болгарией к центральной части Сербии и далее к границе с Венгрией на севере страны. От главной магистрали протянутся два отвода — длиной 52,8 км до Хорватии и 105,8 км до Республики Сербской.

Ввод газопровода «Южный поток» в эксплуатацию и начало поставок газа запланированы на декабрь 2015 года. С 2016-го система сможет обеспечивать поставку 15,75 млрд куб. м российского газа в Европу, с 2017-го — 47,25 млрд, а с 2018-го достигнет полной проектной производительности — 63 млрд куб. м ежегодно.

Венгерский участок газопровода протянется на 229 км от границы с Сербией до Словении по южной и юго-западной части страны. Здесь будет построена одна КС производительностью 100 МВт. По Словении «Южный поток» пойдет в западном направлении до Италии, протяженность участка составит 266 км. На этой территории планируется ввести в эксплуатацию две КС суммарной мощностью 128 МВт.

Ввод газопровода «Южный поток» в эксплуатацию и начало поставок газа запланированы на декабрь 2015 года. С 2016-го система сможет обеспечивать поставку 15,75 млрд куб. м российского газа в Европу, с 2017-го — 47,25 млрд, а с 2018-го достигнет полной проектной производительности — 63 млрд куб. м ежегодно. Для обеспечения поставок газа в запланированных объемах необходимо в период с 2015 по 2017 год ввести в строй почти 6 тыс. км линейной части газопроводов и восемь компрессорных станций общей производительностью 753 МВт. При этом только в 2016 году предполагается ввести 3,5 тыс. км линейной части газопроводов, включая две морские нитки суммарной длиной 1850 км и четыре КС общей мощностью 375 МВт.

Для обеспечения поставок газа в запланированных объемах необходимо в период с 2015 по 2017 год ввести в строй почти 6 тыс. км линейной части газопроводов и восемь компрессорных станций общей производительностью 753 МВт.

«Все основные технические решения получили детальную проработку на предпроектной и проектной стадиях реализации „Южного потока“, поэтому каких-то серьезных изменений не предвидится, — сообщил начальник Департамента по управлению проектами ОАО „Газпром“ Леонид Чугунов. — Тем не менее вероятность внесения незначительных корректировок в проект существует». Например, в связи с уточнением распределения объемов газа по этому газопроводу в европейские страны в июле текущего года произведена корректировка плана ввода газотранспортных мощностей в части технических параметров и сроков запуска в эксплуатацию отдельных технологических объектов. Уточнение исходных параметров потребовало внесения корректировок в подготовленную проектную и разрешительную документацию для болгарского, сербского и словенского участков. По словам Леонида Чугунова, небольшие изменения в проекте могут иметь место и по другим причинам, в том числе в случае присоединения к «Южному потоку» новых участников.

Что сделано, что делается

Во исполнение поручения Президента России Владимира Путина об ускорении реализации проекта «Южный поток» и начале стадии строительства в 2012 году «Газпром» совместно с иностранными партнерами принял окончательные инвестиционные решения по морскому и сухопутным маршрутам газопровода в Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Национальным участкам первых трех стран присвоен статус национального значения. Одобрен переход проекта на инвестиционную стадию, а затем и на стадию строительства. В декабре прошлого года на площадке головной КС «Русская» (на побережье Черного моря в Краснодарском крае, в районе Анапы) состоялась сварка первого стыка морского газопровода. В начале этого года принята программа скоординированных мероприятий, в которой определены основные этапы и директивные сроки строительства морской и сухопутных частей «Южного потока». Подписаны планы работ по сооружению газопровода в Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Хорватии, а также «дорожная карта» по осуществлению энергетических проектов в Республике Сербской в рамках проекта «Южный поток».

Кроме того, в текущем году в Амстердаме открыт центральный офис компании South Stream Transport B.V. Завершена разработка базового проекта FEED и определена окончательная техническая концепция морского участка газопровода. Прошли общественные слушания по материалам ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) для российского офшорного участка. Проектная документация с материалами ОВОС по российскому и болгарскому морским секторам представлены соответственно на государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзор и в министерство окружающей среды и водных ресурсов Болгарии. Разработана контрактная стратегия для проведения конкурсных процедур на закупку трубной продукции и на работы по укладке морского трубопровода. Организована подготовка тендерной документации и начаты конкурсные процедуры по выбору подрядчика на глубоководную укладку и поставщиков труб для первых двух ниток газопровода. В октябре подписано соглашение о транспортировке газа между South Stream Transport B.V. и ООО «Газпром экспорт». Начало укладки первой нитки морской части системы «Южный поток» намечено на середину 2014 года. Соответствующие договоры с поставщиками и подрядчиками планируется заключить в первом квартале будущего года.

Что касается сухопутных участков «Южного потока», в этом году были проведены общественные слушания и получено положительное решение по ОВОС от госорганов Болгарии. Согласован первоочередной объект строительства в этой стране — КС «Расово» (село Расово, муниципалитет Медковец, область Монтана). В конце октября на площадке этой компрессорной станции состоялась торжественная церемония сварки первого стыка болгарского участка газопровода «Южный поток». В настоящее время идет подготовка к конкурсу по выбору подрядчика на проведение строительно-монтажных работ. В Сербии утвержден пространственный план территории особого назначения для основной трассы газопровода, разработан идейный проект, выполнены археологические изыскания, разработаны материалы ОВОС для общественных слушаний и процедуры рассмотрения ОВОС в министерстве энергетики, развития и охраны окружающей среды. Строительные работы здесь начались 24 ноября текущего года. В Венгрии проведены конкурс по выбору подрядчика на проектирование (FEED и рабочая документация), территориальное планирование и ОВОС. В Словении продолжается работа по национальному пространственному планированию и ОВОС. В Хорватии для учреждения совместной компании «Газпром» инициировал работы по подготовке соглашения с Plinacro d.o.o. Пока именно эта компания занимается работами по территориальному планированию и ОВОС в трансграничном контексте в соответствии с требованиями конвенции Эспоо. Согласовано место пересечения газопроводом-отводом границы Сербии и Хорватии. Хорватским партерам представлен проект технического задания на разработку проектной документации.

В нынешнем году подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве при создании газопровода-отвода для поставок российского газа в Македонию. До конца 2013 года «Газпром» и компания «Македонские энергетические ресурсы» начнут разработку предпроектной документации для обоснования экономической целесообразности строительства этого газопровода-отвода. В Республике Сербской в соответствии с подписанной в июне «дорожной картой» ведется подготовка межправительственного соглашения России с Боснией и Герцеговиной о сотрудничестве при строительстве и эксплуатации газопровода-отвода и энергетических мощностей.

В настоящее время работа по проекту «Южный поток» сосредоточена на выполнении проектно-изыскательских работ и проведении конкурсных процедур по выбору поставщиков оборудования длительных сроков изготовления, а также подрядчиков на строительство. «Учитывая сложность и масштабность проекта, для участия в нем отбираются компании, уже зарекомендовавшие себя в других крупных международных проектах и имеющие богатый опыт. Так, генеральным проектировщиком морского участка в результате конкурсного отбора стала голландская INTECSEA. Предложения по укладке морской трубы получены от итальянской Saipem и голландской Allseas. За поставку газовых труб борются германская Europipe, японские Nippon Steel и Sumitomo, российские „Северсталь“, Выксунский металлургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод, Ижорский трубный завод и другие», — рассказал Леонид Чугунов. По его словам, в других странах — участницах проекта выбор подрядных организаций также осуществляется на конкурсной основе. При прочих равных условиях преимущество при выборе подрядчиков, скорее всего, будет отдаваться местным компаниям. Но шанс есть и у российских организаций, таких, например, как «Стройгазмонтаж», «Стройгазконсалтинг» и «Стройтрансгаз», имеющих большой опыт и выходящих на конкурсы самостоятельно или в составе консорциумов.

Для реализации морской части проекта «Южный поток» создана компания South Stream Transport B.V., инвесторами которой выступают «Газпром» (50%), ENI (25%), EDF (15%) и Wintershall (15%). Для осуществления строительства сухопутного участка газопровода на территориях стран-участниц «Газпромом» созданы совместные проектные компании: South Stream Bulgaria AD, South Stream Hungary Zrt. и South Stream Slovenia LLC (на паритетных началах с компанией «Болгарский энергетический холдинг» ЕАД, MVM Zrt. И Plinovodi d.o.o. соответственно), а также South StreamSerbia AG (доля ОАО «Газпром» — 51%, JP Srbijagas — 49%).

Конкурентоспособность

«Мы твердо уверены в конкурентоспособности и экономической эффективности проекта. У нас есть богатая ресурсная база, необходимые финансовые средства, опыт осуществления подобных строек, всесторонняя поддержка стран — участниц „Южного потока“ и компаний-партнеров. Кроме того, мы идем на шаг впереди своих конкурентов», — заявил Леонид Чугунов. Напомним, что инвесторами реализации морской части проекта выступают «Газпром», итальянская Eni, французская EDF и германская Wintershall. Для строительства сухопутной части на основании межправительственных соглашений уже созданы совместные предприятия с компаниями-партнерами в Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Проект будет осуществляться на условиях проектного финансирования. Это означает, что участники внесут в совместные компании 30% средств, необходимых для реализации «Южного потока», а остальные 70% будут привлекаться как внешние заимствования. Финансирование со стороны ОАО «Газпром» осуществляется в соответствии с планом долгосрочных финансовых вложений на основании инвестиционной программы российской компании.

«Конечно, в ходе реализации такого большого инфраструктурного проекта нам периодически приходится сталкиваться с проблемами. Но мы вполне успешно с ними справляемся», — сообщил Леонид Чугунов. Так, был решен ряд технических вопросов, связанных с определением окончательной конфигурации системы, выбором материалов и параметров труб, методом их укладки. Существуют организационно-правовые вопросы, возникающие из-за ограничительных мер регулятивного законодательства ЕС, которые могут привести к нарушению сроков реализации проекта, его удорожанию и снижению инвестиционной привлекательности. Для их решения «Газпром» и его партнеры ведут активную работу с уполномоченными органами стран ЕС. Приходится сталкиваться и с политическими проблемами. Например, из-за дестабилизации ситуации в Болгарии в январе нынешнего года и последующей смены правительства этой страны в течение первого полугодия работы по проекту болгарской стороной были приостановлены. В целях соблюдения директивного срока начала стройки совместно с партнерами были проведены переговоры с представителями нового правительства Болгарии. Благодаря этому удалось сократить отставание в выполнении разрешительных процедур, что позволит начать строительство уже до конца 2013 года. Похожая проблема возникла и из-за решения правительства Венгрии в марте прошлого года о замене уполномоченной компании MFB (Венгерский банк развития) на MVM Zrt. («Венгерские энергетические компании»). Реализация проекта на территории Венгрии была фактически приостановлена более чем на семь месяцев. Впрочем, сегодня работа в рамках «Южного потока» идет в полном соответствии с намеченными планами.

Российский газ прикинется чужим

«Турецкий поток», по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, начнут прокладывать в 2018 году. К концу 2019-го он должен быть готов к эксплуатации. Морской участок газопровода протяженностью в 910 км полностью профинансирует российская сторона, и соответственно он останется в собственности «Газпрома».

Стоимость только первой нитки трубопровода оценивается в 4,3 млрд евро. Но самая главная проблема проекта не в размерах финансирования, а в том, как обойти запреты Еврокомиссии на поставки газа одной монопольной компанией.

Напомним предысторию «Турецкого потока». О его прокладке было заявлено в декабре 2014 года.

Этот газопровод должен был заменить «Южный поток», который планировали протянуть с российского берега Черного моря к болгарскому.

Изначально договорились о четырех трубах пропускной способностью в 15,75 млрд кубометров в год, то есть более 62 млрд в целом. В принципе такой мощности вполне хватало, чтобы прекратить транспортировку российского газа по территории Украины.

В свое время (в советское) через соседнюю страну в Европу экспортировалось до 140 млрд кубов в год. Но все это уже в давнем прошлом. В этом году в ЕС направят по украинской газотранспортной системе немногим более 60 млрд. Причина падения объемов - ежегодный рост «незалежных» тарифов на перекачку газа, изношенность соответствующих мощностей в соседней стране, а также стремление Еврокомиссии ограничить импорт российского газа.

Договоренности о транзите газа с Украиной заканчиваются в декабре 2019 года. В Москве их продлевать явно не хотят, хотя официальных заявлений на этот счет пока не было. Но ясно, что смысла в их продлении нет - и дорого, и ненадежно, и, самое главное, слишком много геополитических рисков.

Но «Южный поток», как известно, приказал долго жить и не по вине российской стороны. На Софию надавил Брюссель. В ЕС уже с 2010 года действует так называемый третий энергопакет, согласно которому на еврорынке запрещено работать энергомонополистам наподобие «Газпрома».

Поэтому еще в декабре 2014 года Москва и Анкара договорились и переориентировали «Южный поток» на «Турецкий». Труба из России вынырнет совсем близко от болгарского берега, но на территории турецкой Фракии.

Впрочем, и тут потом не заладилось. После того же, как турки сбили российский Су-24, все, казалось бы, и на «Турецком потоке» поставили точку.

Как пояснил затем глава «Газпрома» Алексей Миллер, строительство «Турецкого потока» начнется в 2018 году и завершится в конце 2019-го. Пока договорились о двух нитках газопровода, каждая из которых рассчитана на все те же 15,75 млрд кубов в год, стоимостью в 4,3 млрд евро. Практически за все заплатит «Газпром». Именно наша газовая компания возведет 910 км подводной части трубопровода. Но туркам придется раскошелиться на 180 км сухопутной части трубы на своей территории. Кстати, трубы по российской суше «Газпром» уже давно проложил, готовясь еще к «Южному потоку». По разным данным, пришлось потратить до $5 млрд.

Но теперь главное не сроки и не капитальные вложения. Разрешит ли теперь Еврокомиссия обход Украины? Вряд ли. Брюссель уже успел высказать свою обеспокоенность «Турецким потоком».

Но редуты ЕС можно прорвать вполне законно. Турция согласно последним соглашениям становится одним из крупнейших газовых хабов в мире. Первые 15,75 млрд кубов ей нужны самой. Пока они поставляются через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию.

А с 2019 года - будут поставляться напрямую из России по дну Черного моря. Еще 15,75 млрд кубов предназначаются Греции и Италии. Туда они будут поставляться по европейскому трубопроводу Poseidon. Но это будет не российский газ (хотя, конечно, наш), а официально турецкий! И третий энергопакет ЕС может отдыхать.

Та же схема будет использована при строительстве «Северного потока-2», куда «Газпром» и перебрасывает трубы из бывшего «Южного потока». Владельцем российского газа будет не «Газпром», а ряд европейских компаний, так как сырье будет продаваться российской стороной не на суше, а в международных водах Балтики.

Осталось подождать ответа Еврокомиссии.

Человек существует в постоянном информационном потоке. Далеко не в каждой теме он пытается разобраться самостоятельно. Некоторые не интересуют, другие - слишком сложны. Однако многие стараются быть в курсе экономических новостей. Ведь от успехов государства в этой области зависит жизненный уровень каждого. Все привыкли за много лет к термину «Южный поток». Он прочно вошел в нашу жизнь. А что такое «Южный поток»? Чем он так важен для нашей страны? Давайте разберемся.

Торговые отношения с Западом

Мы с вами не Дженнифер Псаки, которая не особенно понимает, куда идут потоки газа. Поэтому понимаем, что с Европой Россию связывает отнюдь не пламенная любовь. Между государствами идет бойкая торговля. В ее тонкости и перипетии необходимо вникнуть, чтобы понять, что такое «Южный поток».

Это система перекачки природного газа потребителям европейских стран. Вроде бы очень выгодный проект. Однако его реализация постоянно тормозится. Европейский Союз выдвигает все новые требования к Газпрому. Вы спросите, так им что - не нужен этот ресурс? Вот тут и начинается все самое интересное. Конечно, европейские предприятия нуждаются в природном газе. Этот источник энергии признан самым экологически чистым. Кроме того, газ является сырьем для некоторых производств. Да и обычное отопление с ним гораздо дешевле. Так в чем проблема? Что такое «Южный поток» для европейцев? Почему они так упорно сопротивляются внедрению проекта в жизнь?

Глобальный рынок

Чтобы понять строптивость Европы, необходимо посмотреть на всю планету целиком. Ведь экономические связи ныне не локальны. Все государства имеют возможность выбирать себе партнеров исходя из собственных интересов и выгоды. В Евросоюзе действует определенный принцип.

Страны ревностно следят за тем, чтобы не оказаться в зависимости от монополиста. То есть на локальном европейском рынке свято блюдутся либеральные принципы. Должна быть конкуренция, и точка. Допустим, с нефтью проблем в этом смысле не возникает. Ее предлагают различные страны-добытчики. Кроме того, «черное золото» можно транспортировать на судах. То есть для него океаны не являются преградой. Иная ситуация с природным газом. Существуют технологии, позволяющие сжижать голубое топливо. Но, во-первых, это дорого. Во-вторых, необходимо строить специальные предприятия, позволяющие проводить обратную процедуру. Труба обходится значительно дешевле.

История вопроса

Пока еще наверняка непонятно, что такое «Южный поток». Дело в том, что Европа уже много десятилетий пользуется российским газом. Первый трубопровод был построен еще в советское время. Шел он по территории ныне независимой Украины. Тогда никаких политических проблем не существовало. Выбирали оптимальный маршрут. Всем было выгодно данное сотрудничество. Европа строила заводы и иные предприятия, СССР получал необходимую валюту для закупки технологий. Однако случился развал Союза. Пришлось выстраивать новые отношения не только с Европой, но и между некогда братскими республиками. С одной стороны, вроде договорились. Украина стала страной-транзитером. За использование своей территории она получала неплохие деньги и скидки на голубое топливо. Но тут в процесс вмешалась большая политика...

Ненадежный транзитер

События на Украине развивались рывками. В 2004 году прозвучал первый звоночек, предупреждающий Газпром об усложнении транзита газа по территории соседа. Следующий был в 2009 году. Украину трясло в политическом смысле. Власти менялись, а вместе с ними и те, кто влиял на транзит. Чтобы не зависеть от ненадежного построила газопровод в обход его территории. Он нынче отлично работает. Название его - «Северный поток». Однако этой трубы недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех Южная его часть обеспечивается голубым топливом через украинскую трубу. А аппетиты соседа становятся все больше, требования жестче. Вот тут и возник проект «Южный поток». То есть это еще один газопровод, идущий в обход Украины.

Пути поставок газа в Европу

«Южный поток» - газопровод для обеспечения голубым топливом стран Балканского полуострова, Австрии и Италии.

Его впервые озвучили в 2007 году. С тех пор проделано множество необходимой работы. Заключались договора, разрабатывалась прокладывались маршруты и так далее. Евросоюз практически сразу стал тормозить грандиозный проект. Дело в том, что «Южный поток» - газопровод, часть которого должна была пересечь Черное море. Порядка девятисот километров трубы должны были лечь на дно. Начинаясь у компрессорной станции «Русская», труба должна была выйти в районе города Варна на Болгарском побережье. По идее, таким образом Европа и Россия защищались от стран-транзитеров, а именно от Украины и Турции. Однако проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

Болгария - причина закрытия проекта

Работа по строительству «Южного потока» шла со скрипом. Евросоюз требовал все новых согласований, ставил незаявленные ранее условия. Одним из них стал «Третий энергопакет». Суть его состояла в том, что поставщик газа не может быть одновременно владельцем транспортной системы. То есть получается, что страны-получатели топлива хотели владеть трубой. С этим Россия не могла согласиться, так как надежность «чужого» транспортера вызывала сомнения. Тем более что Газпром строительство собирался осуществлять на собственные средства. Зачем же делиться прибылью с другими? «Южный поток», схема которого все же была согласована с некоторыми конечными пользователями, должен был начать работать в 2015 году. Но тут выяснилось, что Болгария не выдает на своей территории. Никакие увещевания на нее не подействовали. Правительство страны отказалось от огромной прибыли от транзита (порядка 400 млн долларов) и отказало в нужных согласованиях.

«Южный поток» закрыт

В декабре 2014 году президент РФ побывал с визитом в Турции. Переговоры велись по разным направлениям. Затрагивались в том числе и вопросы транзита газа. К этому времени Россия уже построила свою часть трубы, входящей в «Южный поток». Схема транзита к этому времени уже пересматривалась. Во-первых, Крым стал уже частью РФ. Следовательно, появилась возможность удешевить строительство за счет прокладки трубы по его территории. Во-вторых, Болгария уже официально заявила об отказе от проекта. Этим тут же воспользовалась Турция.

«Южный поток» решили полностью закрыть. Об этом в интервью о результатах переговоров сообщил В. В. Путин. Он также рассказал о перемене в планах. В ходе переговоров было решено, что проект «Южный поток» переориентируется на турецкие берега. Это, кстати, значительно удешевит его постройку, так как сократит длину морской части.

«Южный поток» через Турцию

Газпром подписал новое соглашение с корпорацией Botas Petroleum Pipeline Corporation. Согласно новой схеме, от «Русской» труба пройдет по дну моря и выйдет на турецком берегу. Ее технические характеристики не меняются. Поставляться будет все тот же объем. А именно 63 млрд кубических метров газа в год. Часть топлива используют турецкие предприятия. А излишки, как планируется, станет покупать Европа. Южный поток» все же дойдет до ее территории. Но теперь уже в обход Болгарии. Эта страна оказалась самой «пострадавшей». Ведь ей теперь не видать ни газа, ни денег за транзит. Надо отметить, что «Южный поток» через Турцию решает сразу несколько задач. Далеко не все они лежат в экономической плоскости, но денег от этого у новых газовых партнеров должно прибавиться.

США и «Южный поток»

Мы пока не коснулись еще одного игрока, который влиял на процесс согласования ныне закрытого проекта. Это, конечно, наши любимые Штаты. Им очень не хочется уступать такой огромный энергетический рынок России. Европа «Южный поток» воспринимала в качестве гарантированного решения проблемы дефицита газа. Из иных вариантов есть «Набукко». Только этот проект существует, так сказать, на бумаге. До его реализации дело так и не дошло. Если коротко, то, согласно этой задумке, Европа могла бы получать туркменский газ. Транзитером же должна была стать Турция. «Южный поток» конкурировал в некотором смысле с «Набукко». Стоит отметить, что данный проект создавался под протекторатом США. Им крайне необходимо выйти на европейский рынок энергоресурсов, чтобы утрясти собственные Решения Еврокомиссии, как вы понимаете, были напрямую продиктованы Вашингтоном. А не подчиниться им страны Евросоюза не могут. Таковы правила этого надгосударственного образования. Кстати, «Южный поток» через Турцию отменяет необходимость подчиняться Европейскому законодательству. Что значительно облегчает участь Газпрома.

Турецкий поток

Изменение маршрута в пользу транзитера - не приводит к тому, что Брюссель теряет возможность влиять на поставки. Странам теперь придется самим решать, желают ли они провести к себе «Южный поток». Новости по этому поводу поступают самые разнообразные. С одной стороны, все боятся окриков из Брюсселя, с другой - без газа никак не обойтись. А бюрократы Евросоюза ведут переговоры с США о трансатлантическом партнерстве. Если таковой договор будет подписан, то Газпром выживут из этой зоны. Европа, «Южный поток» которую «не устроил», будет вынуждена покупать втридорога. Необходимо отметить, что ситуация обостряется еще и политической позицией Турции. Эта страна уже пять десятков лет ждет, когда ее примут в Евросоюз. Следовательно, давить на Эрдоган не получится. Он будет поставлять голубое топливо на своих условиях. Да и угроза строительства «Набукко» теперь не влияет на процесс. Ведь в обход Турции его построить невозможно. Поэтому появляется уверенность в том, что в этот раз ничто не помешает открытию газопровода «Южный поток». Новости о строительных работах появились в прессе еще в 2014 году. Турки с удовольствием взялись за дело, предложив европейским партнерам становиться в очередь.

Премьер-министр Болгарии, ключевой страны проекта «Южный поток», объявил о том, что страна прекращает подготовительные работы по строительству газопровода.

Руководство братской славянской страны не стало ходить вокруг да около и прямо сказало, что «Европейская комиссия заподозрила, что проект не соответствует антимонопольным нормативам ЕС, и дальнейшая судьба проекта определится после консультаций с Брюсселем». Шах и мат, панслависты, очко в пользу Достоевского!

А если серьёзно, то «поток» был (и пока остаётся) самым крупным и амбициозным «внешнеполитическим» проектом «Газпрома»: 63 миллиарда кубометров топлива в год, впечатляющий маршрут (две ветки: Сербия-Венгрия-Австрия и Греция-Италия), дополнительный маршрут поставки газа в обход неспокойной Украины. Ключевым участком маршрута была именно Болгария, где газопровод выходил на территорию ЕС. При новостях о возможных препятствиях на получение финансирования проекта за рубежом руководство компании заявило, что будет финансировать проект за счёт свободных денежных средств «Газпрома». Запуск должен был состояться уже в конце следующего года, но теперь судьба всего проекта висит на волоске.

Казалось бы, ничто не предвещало беды: австрияки уже в апреле (после аннексии Россией Крыма) подписали соглашение с «Газпромом» о строительстве «Южного потока» и первых поставках. Однако произошло то, что произошло, и наша главная задача - разобраться, как и почему это произошло.

Первая, официальная и самая очевидная причина произошедшего - полное несоответствие проекта условиям Третьего энергопакета ЕС. То был комплекс реформ в области газа и электроэнергии, осуществлённый в 2009-м году и направленный на либерализацию рынка электроэнергии и газа. Руководители ЕС ставили своей целью создать условия для высокой конкуренции, чтобы получить серьёзное снижение цен на газ. «Южный поток в эту схему не укладывается, поскольку к мощностям этого газопровода российская компания не хочет подпускать больше никого. Хотя юридические формальности со всеми странами, где проходит маршрут «Потока» (Болгария, Сербия, Венгрия, Греция, Словения, Хорватия и Австрия), были уже улажены, Еврокомиссия упорно отказывалась сделать исключение для «Газпрома». Итог (промежуточный?) вам известен.

На этом месте какой-нибудь глуповатый либерал должен воскликнуть: «Ну как же так, неповоротливый монополист просто обязан уступить требованиям Еврокомиссии, пускай будет конкуренция!». Нет, не пускай. Учитывая огромную стоимость проекта ($65 миллиардов вместе с расходами на строительство трубы от Ямала до Средней России), для реализации приемлемых темпов возврата инвестиций газ нужно будет продавать по цене выше $14 за 1 MMBtu (притом, что нынешняя цена в среднем составляет $11,8), но при соблюдении навязываемых ЕС условий и допуску к трубе альтернативных игроков это будет решительно невозможно. Я думаю, не нужно объяснять, что этими самыми альтернативными игроками являются в первую очередь компании из Франции, Германии и других ключевых стран ЕС.




Поклонник какой-нибудь австрийской экономической школы тут должен показать себя объективным и беспристрастным экспертом, указав на нормы обсуждаемого энергопакета и рыночное «вот это вот всё». Но и это будет излишним: проектируемый Трансадриатический газопровод (10 миллиардов кубических метров в год, с возможностью увеличения пропускной способности до 20 миллиардов, маршрут - 520 километров) уже получил исключительный статус и не обязан вписываться в требования Третьего энергопакета. Избирательной беспристрастности Еврокомиссии есть логичное объяснение: этим газопроводом занимаются европейские компании, в том числе швейцарская «EGL» и норвежская «Statoil». Итак, для «своих» - рынок и laissez-faire, для других - строгий еврокомиссар.

Мнения всех стран-участниц проекта (кроме разве что Австрии) Брюссель не волнуют вообще никак. Как сказал директор департамента внутреннего энергорынка Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт: «Двусторонние межправительственные соглашения должны быть пересмотрены. Если страны не сделают этого сами, Еврокомиссия найдет способ их заставить». Сложно с уверенностью сказать, чем именно надавили на болгар, но скорее всего это были обещанные ЕС 15 миллиардов евро инвестиций в сельское хозяйство и инфраструктуру страны. Действительно, Россия и «Южный поток» - там, а брюссельские деньги здесь. Это, кстати, не первый раз, когда РФ теряет деньги и время в Болгарии: строившаяся там «Росатомом» АЭС «Белене» была официально прикрыта правительством Болгарии «из-за разногласий по стоимости», но на самом деле из-за давления со стороны Франции и Германии (обе страны как раз были озабочены вопросом угрозы АЭС на тот период). Вот такое вот уважение Брюсселя к интересам стран ЕС.

Однако то, что мы видим со стороны Европы, - это был торг. Жёсткий, бескомпромиссный, но всё же диалог. Даже пик споров (весна 2014-го) пришёлся на тёплую погоду, когда спорить о газовых сделках вполне безопасно. Вот так «рубить» с плеча европейцы бы не стали и вынудили бы рано или поздно «Газпром» согласиться на умеренно-негативный вариант - вроде продажи объёмов мощностей «Потока» посторонним поставщикам на конкурсной основе вместо того, чтобы делать это совсем бесплатно. В конце концов, и европейцы участвуют в проекте: строительством морского участка «Южного потока» занимается совместная проектная компания «South Stream Transport B.V.» с долей участия «Газпрома» 50%, итальянской «ENI» 20%, немецкой «Wintershall» и французской «EDF» - по 15%. Директор ENI Паоло Скарони несколько месяцев назад после аннексии Крыма даже поговаривал вслух, что это отличный повод добиться от «Газпрома» уступок по части «Потока». Однако есть силы и за пределами Европы, заинтересованные в срыве проекта.

Во-первых, Болгария выбраладля строительства участка «Южного потока» компанию «Стройтрансгаз», принадлежащую Геннадию Тимченко, попавшему в связи с крымскими событиями в американский «чёрный список». В связи с этим посол США в Болгарии Марси Райс выразила «крайнюю озабоченность» и посоветовала болгарскому бизнесу «не иметь дел с людьми и организациями, попадающими под санкции», да и, по её мнению, вообще «сегодня не время заключать сделки с Россией как обычно».

Во-вторых, хотя болгарский премьер и сослался в своём решении на Брюссель, объявление о прекращении работ над «Южным потоком» имело место сразу после его встречи с группой американских сенаторов: Роном Джонсоном, Кристофером Мёрфи и - вот это поворот - Джоном Маккейном. Последний для имиджа Америки в России делает ту же работу, что и Валерия Новодворская для демократии: отпугивает русских людей от неё. Он без обиняков сказал, что «есть сложности с этим проектом, но мы, конечно, хотим как можно меньшего участия русских в нём». Вот теперь мы и знаем, кто был главным инициатором заморозки проекта. Теперь поговорим о том, зачем это американцам.

Тут всё очень просто: успешное завершение строительства «Южного потока» и его запуск окончательно лишат Украину статуса транзитной страны, снизив всю её важность для Европы где-то до уровня Албании и обесценив американские планы по созданию «второй Польши» - антироссийской позиции и «троянского коня США» внутри ЕС. Польшу европейцы уже научили уму-разуму (а из единой Украины они хотят сделать 5-6 разных), а Вашингтону нужна новая пешка. Украинский премьер Яценюк ситуацию оценил верно и упрашивал ЕС заблокировать «Южный поток». В принципе конфликт украинское руководство могло бы решить, устроив широкомасштабную приватизацию своей газотранспортной системы, допустив до этого европейские компании. Но процесс этот идёт очень неспешно, чем американцы и воспользовались. Или даже просто проинструктировали украинских товарищей на этот счёт («европейцев и москалей не пускайте»): зря, что ли, сын Байдена в состав совета директоров «Бурисмы» входил. Мы недавно перевели пятиминутный курс теории международных отношений, а ситуацию с «Южным потоком» в одном предложении можно охарактеризовать так: «американцы спасают майдановских клоунов, чтобы они и дальше кривлялись». Этому, конечно, предшествовали и закулисные разговоры.

Если вы не забыли, то 6 июня было 70-летие высадки в Нормандии, где присутствовали главы самых важных стран ЕС и президент США. Все это люди достаточно занятые, чтобы тратить целый день на коллективный сеанс ностальгии, там определённо имели место и неформальные переговоры между Путиным, европейцами и американцами. И ход этих переговоров определённо не устроил Путина: там, судя по всему, ему объяснили или хотя бы намекнули, какая судьба ждёт «Поток». Возразить европейцы могли, но, видимо, не было достаточного стимула вступиться. Дело в том, что по итогам междоусобной европейской войны в 1945-м американцы оккупировали Европу и поставили континент в положение «субгегемона». Европейцы могут устраивать «датагейты» и вести скрытую игру за возвращение в сферу своего влияния отдельных стран, но американцы всё же иногда пользуются своим правом гегемона ударить кулаком по столу и поучить окружающих жизни.

Незадолго до «Дня Д» можно было наблюдать очевидные расхождения между союзниками: Франция объявила, что всё равно продаст РФ злополучные вертолётоносцы, а Обама пообещал создать фонд общеевропейской безопасности (около $1 миллиарда) для «финансирования европейских вооружённых сил и увеличения американского военного присутствия в Центральной и Восточной Европе».

Первое декабря 2014 года запомнится миру надолго. Это был день взрыва одной из мощнейших информационных бомб. Вы не помните, что тогда произошло? Было официально объявлено, что проект «Газопровод Южный поток» закрыт. Точка. Такого поворота многие не ожидали. Ведь он сулил столько выгод жителям и бизнесменам южной Европы. Однако решение принято. Давайте разбираться, чем был хорош проект и почему он остался в прошлом.

«Ты помнишь, как все начиналось?»

Еще в советские времена была протянута труба, по которой в Европу пошло голубое топливо. Все было бы хорошо, но страна развалилась, газопровод оказался на территории различных суверенных государств. К несчастью для Украины, он проходил по ее территории. Что в этом плохого, спросите? Да не дает эта самая труба многим покоя. Денег от нее много, вот и не могут разобраться потенциальные их «получатели», кто из них важнее. Впрочем, к нашему обзору это не особенно относится. Фактом остается то, что необходимо было менять маршрут транзита, чтобы спасти братский народ от негативного влияния старого. С этой целью был построен «Северный поток». Он слегка разгрузил украинскую трубу. Только обеспечивает он газом лишь Иные покупатели голубого топлива, настоящие и потенциальные, остались «пленниками» украинской трубы. Вот тут и возникла идея построить газопровод «Южный поток». С одной стороны, необходимо было и правда избавляться от ненадежного транзитера, с другой - сами коммуникации требовали обновления. Срок их эксплуатации был уже значительным. Транзитер о сохранности имущества не особо волновался. А любой механизм при эксплуатации изнашивается, даже «труба», которая является, по сути, сложным производственным комплексом. В общем, все было одно к одному.

Проект

Газопровод «Южный поток» изначально должен был пройти по территории пяти государств, обеспечивая их высокоэкологичным топливом. При этом никто не оспаривал перспективности данного проекта. Страны Южного потока таковы: Болгария, Венгрия, Сербия, Словения, Италия. Потом к проекту присоединились Австрия и Греция. Всем было очевидно, насколько он выгоден этим странам. Стартовало строительство седьмого декабря 2012 года. В планах было окончить его в 2015. Работы было много. Такие межгосударственные проекты оформляют соответствующими соглашениями, под них организуются специальные структуры. Стоимость строительства тоже не мала. Так, согласно расчетам, «Газпром» должен был вложить в него 2,6 млрд. долларов. Но эта цифра увеличилась до 4,66 млрд. дол. Европейские же трубы и коммуникации оценивались в астрономическую сумму 16,6 млрд. Однако работа закипела. Были созданы соответствующие предприятия, выделялись средства, проводились согласования.

Схема газопровода «Южный поток»

Надо отметить, что такой значимый проект не может идти гладко. Его подвергают всестороннему анализу, корректировке, так сказать, на местности. Схематически его последняя (отказная) версия представлена на рисунке. Как видно, он должен был охватить большое количество стран Южной Европы, оставляя в перспективе другим государствам возможность присоединиться к проекту. А главное, «Южный поток» - газопровод (карта на рисунке), идущий в обход ненадежного партнера, коим стала Украина. Часть трубы должна была пройти по дну Черного моря. При этом длина ее составила бы порядка девятисот километров. Планировалось, что труба будет проходить по экономическим зонам не только России и Болгарии, но и Турции, которой, кстати, данный проект не особенно нравился. У нее имелись и есть теперь свои «газовые интересы». Тем не менее Турции дала разрешение на проект «Газопровод Южный поток». Болгария была следующим пунктом маршрута. Планировалось, что труба выйдет именно на ее берега возле города Варна. В этом месте газопровод «Южный поток», карта которого оказалась не столько экономической, сколько политической, наткнулся на препятствия. Но об этом ниже.

Российская часть проекта

Для того чтобы получала голубое топливо, необходимо было построить две с половиной тысячи километров газопровода до компрессорной станции «Русская». Она находится рядом с городом Анапа. «Южный поток» отсюда должен был пролегать по дну моря. «Русская» считается мощнейшей Она будет перекачивать 63 млрд. кубометров газа в год. По расчётным данным, это порядка десяти процентов потребности Европы. До болгарского берега трубу «Газпром» должен был проложить самостоятельно. Далее строительство продолжали совместные компании, в которых у него было по пятьдесят процентов акций. Сухопутные работы были выполнены. Но прокладка труб по дну моря затормозилась ввиду проволочек с оформлением соответствующих разрешений. Болгария «Южный поток», с одной стороны, приветствовала, с другой - не могла пойти против Еврокомиссии, имеющей альтернативное мнение. Тем не менее «Газпром» продолжал строительство. Первые сварочные работы на стыках голубой артерии прошли в торжественной обстановке 7 декабря 2012 года. Как отметил Гендиректор компании, реализующей проект в этой местности, И. Ткаченко: «Южный поток» (газопровод) Анапа приветствует. Он предоставляет перспективы для развития не только европейским странам, но и Краснодарскому краю».

Европа и «Южный поток»

Газопровод, карта которого впечатляла даже людей, мало разбирающихся в экономике, естественно, был по достоинству оценен руководителями ЕС. Итальянцы первыми подключились к работе. Их концерн «Eni» совместно с «Газпромом» приступил к проектированию жизненно важной для Европы трубы. Рамочный меморандум заключили еще в 2007 году. С этого момента началась гигантская переговорная работа. В следующем, 2008 году, к проекту присоединилась Болгария. «Южный поток» предоставлял ей отличные шансы для оптимизации бюджета. Прибыль, которую страна в конечном итоге упустила, оценивается в 400 млрд. долларов. В том же году Сербия заявила, что ей также необходим газ. «Южный поток» решили провести и по ее территории. Страна заключила с «Газпромом» соглашение о том, что половина трубы остается за нашей компанией. Такие же договоренности были достигнуты с другими странами (в 2009 г. - со Словенией, в 2010 г. - с Хорватией). Тогда же к работе подключились Австрия и Франция. Последняя решила вложить средства в строительство газопровода «Южный поток». В проект вошла крупнейшая компания, занимающаяся энергетикой, «Électricité de France». В этом же году план строительства подписали Греция, Сербия и Болгария. «Южный поток», согласно задумке, должен был сделать ее основной страной - транзитером. В этом-то и оказалась главная загвоздка, которой несколько лет пользовались те, кому не нравился проект.

Первые неприятности

Начало несколько иррациональному противостоянию положено было в 2011 году. Еврокомиссар по вопросам энергетики открытым текстом предупредил Украину о том, что после создания и введения в эксплуатацию «Южного потока» эта страна останется не у дел. Ее труба уже не будет задействована для транзита. Эттингер посоветовал властям Украины «отговорить Россию от реализации данного проекта». Несмотря на такие обстоятельства, маршрут газопровода «Южный поток» проходил соответствующие согласования. После декларирования намерений страны, ранее вошедшие в проект, стали заключать с «Газпромом» договоры на поставку голубого топлива. Хотя РФ пришлось надавить на европейские страны. Д. Медведев, будучи тогда президентом России, провел переговоры со своим турецким коллегой. По итогам он высказал идею о том, что проект может быть изменен. Еще тогда появилась мысль о том, что перенаправить поток можно в Турцию, не являющуюся членом Европейского Союза.

Третий энергопакет

Еще одним препятствием к проведению работ стало законодательство ЕС. Дело в том, что рынок энергоносителей в Союзе достаточно «разобщенный». Ценовая планка устанавливается путем прямых переговоров поставщика и потребителя. Это приводит к разнобою на рынке. ЕС принял ряд законов, получивших название «третий энергопакет», призванных либерализировать ситуацию с торговлей энергоносителями. Им было предусмотрено разделение поставщиков и транзитеров. То есть, «Газпром», согласно этим документам, не имел права строить трубу, пятьдесят процентов стоимости которой принадлежало ему. Пакет был принят в 2009 году. Однако это произошло позже подписания первого соглашения о разработке «Южного потока». Здесь возник некий юридический казус. С одной стороны, данный проект не подпадал под действие третьего энергопакета, с другой - Еврокомиссия не позволяла его начинать, ввиду того, что он нарушал принятые ею правила.

Мы строим, а вы - как хотите

Тем не менее Россия не стала отказываться от выгодного проекта. На ее территории велись все плановые работы, чтобы вовремя ввести в эксплуатацию «Южный поток». Газопровод Анапа, к примеру, встретила радостно. Мало того, что рядом с городом возводилось серьезное предприятие, создающее новые рабочие места, так еще и окрестные поселения должны были обеспечиваться голубым топливом. В крае стали разрабатывать соответствующий проект по газификации. Некоторые перемены в планах стали намечаться в 2014 году. После воссоединения Крыма с РФ газовики стали прикидывать, как данное событие может повлиять на их проект. Дело в том, что глубоководная прокладка (около двух километров) - дело дорогое. Если вести трубу по крымской территории, то в море она ляжет на более мелкие участки. Это могло значительно удешевить проект. Это стало весьма актуальным из-за введения санкций в отношении России.

Все закончилось в Болгарии

Сама по себе работа по созданию столь значимого проекта сложна и наполнена всяческими тонкостями и нюансами. Необходимо согласовать массу вопросов с правительствами стран-участников, получить разрешения, найти деньги и так далее. Все это «Газпромом» было проделано. Только перед началом строительства необходимо было получить разрешения от стран, что становилось все сложнее в условиях разразившегося украинского кризиса. Но Австрия и другие страны «со скрипом» подписали все необходимые бумаги. Остановила газопровод «Южный поток» Болгария. После долгих переговоров и согласования страна не дала своего разрешения на строительство. Мотивировался отказ тем же самым третьим энергопакетом. Президент Болгарии оказался в сложном положении. Страна, как обязана подчиняться его законам и требованиям руководства. С другой стороны - выгоды были изначально очевидны для всех. Болгария сделала свой выбор, отказавшись от транзитных прибылей. Документов, означавших ее согласие на начало стройки, она так и не подписала. Данное не случившееся событие послужило основой для принятия президентом РФ решения, перевернувшего ход событий. Оно вызвало широкий резонанс и головную боль у больших чинов из Еврокомиссии и не только.

Закрытие проекта. Что дальше?

Вот и наступило первое декабря 2014 года. В ходе визита в РФ совместно с коллегой из принимающей страны сделали заявление. Европа была поставлена перед фактом. Проект закрыт. Никакие уговоры не подействовали на РФ. Возврата к «Южному потоку» не будет. Но как же быть тем, кто не противился его строительству, кто работал вместе с «Газпромом» все эти годы? В. Путин объявил о том, что все 63 млрд. кубометров голубого топлива будут поставляться в Турцию. Частично ею же и будут потребляться. Для тех, кто изъявит желание все же покупать российский газ, будет построен хаб на границе Турции и Греции. Только теперь возведение транспортных коммуникаций должно стать головной болью потребителя. То есть, РФ согласна с третьим энергопакетом. А где европейцы денег возьмут на такое дорогое строительство, это их личное дело. Таким образом, Турция в будущем станет основным транзитером, поставляющим голубое топливо в ЕС. Дело в том, что по территории страны планируется провести газопровод «Набукко». Этот проект, созданный под покровительством США, был альтернативным «Южному потоку». После всех споров и переговоров, благодаря неуступчивости Еврокомиссии, часть южных стран Союза остались не только без газа, но и со смутными перспективами его получения в ближайшее время. Вся работа оказалась напрасной. Теперь следует начинать переговорный процесс по новой. А здесь еще и выборы в Греции подоспели, как нельзя, вовремя. В январе 2015 там победило политическое объединение СИРИЗА, декларировавшее выход страны из ЕС. Если оно доведет свое намерение до дела, то положение южноевропейских стран усложнится еще больше.

Тем не менее проект «Газопровод «Южный поток» закрыт. Теперь все переговоры ведутся с иным транзитером - покупателем. Возник новый проект. Его решили назвать «Турецкий поток». Какое будущее его ожидает?