Кинжал брюсов анализ. Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова. Анализ стихотворения “Кинжал” Брюсова

Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде деятельности полицейского надзирателя Очумелова?

В самом начале рассказа, в его экспозиции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним городовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание - практически портрет мелкого взяточника, в изображении которого налицо приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фамилия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мелкий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями.

Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика?

Речь Очумелова подчеркивает удовлетворенность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавершенными репликами: "По какому это случаю тут?.."; "Почему тут? Это ты зачем палец?.."; "Кто кричал?". С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасторопности Очумелова и его нежелании заняться делом.

Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар особого чиновничьего красноречия: "Чья собака? Я этого так не оставлю…"; "…как она могла тебя укусить?"; "У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?!."

Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.

Решения Очумелова стремительно сменяют друг друга, и название рассказа напрямую связано с этим калейдоскопом.

Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.

Самая первая деталь, на которую обращает внимание читатель, - новая шинель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конечно, не ягоды или овощи - такие предметы носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шествует по базарной площади. Далее, на протяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: "Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…"; "- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…"; "- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…"; "…запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади ". Так шинель (пальто) четыре раза включается в события на базарной площади.

Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?

Первое решение - "А собаку истребить надо".

Второе ("собака генерала Жигалова") - "…как она могла тебя укусить?".

Третье ("нет, не генеральская") - "Надо проучить!".

Четвертое ("может быть, и генеральская…") - "Ты отведешь ее к генералу…".

Пятое (генеральский повар говорит: "Этаких у нас отродясь не бывало!") - "Истребить, вот и все".

Шестое (повар продолжает: "Брат ихний охоч…") - "Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…".

Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими переменами, мы еще раз убеждаемся в том, что автор не случайно дал рассказу название "Хамелеон".

Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ни М.

Рассказ "Хамелеон" описывает эту встречу. Сцена развертывается на базарной площади, и все передвижения участников происходят только в ее границах.

На Хрюкине ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачонка его укусила: Хрюкин решил поразвлечься. Кто-то из толпы говорит, что он "…цигаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура, и тяпни…".

В рассказе много как безымянных участников, так и действующих лиц, которых мы так и не увидим на базарной площади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадлежит дровяной склад… Хотя они и не появляются на базарной площади, происходящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько между реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и определяет развитие сюжета.

Какую роль в рассказе играют городовой, генеральский повар Прохор, толпа?

Это свидетели событий и отчасти источники необходимой информации. "Голос из толпы" говорит Очумелову, кто все-таки хозяин собачки. Эти герои одновременно являются фоном событий и участниками того, что происходит на базарной площади.

Сколько хамелеонов видите вы в этом рассказе? В одном из классов ученики выдвинули три решения: хамелеон - Очумелов; хамелеоны - Очумелов и Хрюкин; хамелеоны - Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяетесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы найдете четвертое решение?

В большинстве классов ученики выбирают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к "победителю". Четвертое решение предполагает назвать хамелионами тех героев, которые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора.

Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?

В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейского надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступеней - генерал, который так и не появился на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.

Найдите в рассказе "Хамелеон" такие события, которые дали бы возможность охарактеризовать участников, наблюдая за их поступками.

Сцена, которая происходит на базарной площади, дает возможность точно и подробно охарактеризовать и оценить всех ее участников. Мы можем показать, где и когда они особенно ярко демонстрируют свое "хамелеонство": оно очевидно при каждой перемене суждений о том, кому принадлежит собачка; оно очевидно и при наблюдении за поведением Очумелова. В этой сценке суждения и решения, которые принимает Очумелов, демонстрируют его "хамелеонство".

Как люди, окружающие Очумелова и Хрюкина, помогают нам оценить поведение этих героев?

Все, кто собрался на базарной площади, активно переживают происходящее событие. Попытка Хрюкина извлечь пользу из того, что его укусила собачонка, очень эмоционально переживается окружающими. Толпа не только наблюдает за происходящим, но и активно вмешивается. Именно "голос из толпы" дважды определяет решение Очумелова.

Окружающие не столько поддерживают героев, сколько помогают им принять решение. Толпа постоянно откликается на решение главных участников спора и этим поддерживает наше суждение об их поступках.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Особенности построения рассказа. (Мастерство Чехова проявилось уже в самой композиции рассказа. В основе произведения - одно событие: "безвестная" собака укусила за палец мастерового Хрюкина. Отношение к этому событию представителя власти городового Очумелова меняется шесть раз. Эти бесконечные превращения "хамелеона" Очумелова создают комический эффект в рассказе.) Умение вложить глубокий смысл в лаконичную форму. (На примере одного эпизода Чехов показал типичную черту современной действительности - приспособленчество, самоуправство властей и угодничество перед власть
    Жанр произведения - юмористический рассказ. Однако ранние рассказы Чехова нельзя назвать только юмористическими, они прочно стоят в ряду лучших сатирических произведений русской классической литературы. Рассказ посвящен теме обличения чинопочитания и подхалимства. Героев в нем немного - полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, генеральский повар Прохор и, конечно же, виновник скандала - маленький щенок. Реплики из толпы активизируют действия героев. Завязка произведения - шествие Очумелова и Елдырина по базарной площади
    Рассказ "Хамелеон" был впервые напечатан в журнале "Осколки" в 1884 году. Как во многих других рассказах этого времени ("Толстый и тонкий", "Смерть чиновника", "Маска"), Чехов разоблачает в нем самодурство представителей власти и рабское сознание людей. В одном эпизоде Чехов отразил типическое явление действительности - "хамелеонство". Это передано уже в заглавии рассказа. Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так и городовой Очумелов меняет свое поведение в зависимости от того,
    Рассказ начинается с описания базарной площади. Вокруг тишина. Открытые двери лавок и кабаков глядят уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих. Через площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним - городовой Елдырин с решетом, наполненным конфискованным крыжовником. Внезапно они услышали крики. Повернув голову, Очумелов увидел, как из дровяного склада купца Пичугина бежит маленькая собачонка на трех ногах. За ней гнался человек
    Его врагом была пошлость, Он всю жизнь боролся с ней. М. Горький А. П. Чехов - один из величайших русских писателей-классиков. Начав писать очень рано, еще в юности, Чехов скоро получил высокую оценку не только читателей, но и критиков. Больше всего его привлекала правда жизни, которой он не изменил ни в чем, стремясь отображать в своем творчестве жизнь "такой, какова она есть на самом деле". А. С. Пушкин писал о Гоголе, что ни у
    Чехов - мастер художественной миниатюры. Это замечательная возможность сказать читателю коротко о многом. Часто в своих произведениях А. П. Чехов использует такие имена и фамилии, которые отражают манеру поведения, внутренний облик героя, его поступки. Один из рассказов автор назвал "Хамелеон". Читаем в словаре: "Хамелеон относится к пресмыкающимся. Окраска тела может очень изменяться в зависимости от освещения, температуры окружающей среды. В переносном значении - беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от
    Поэт обращается к сестре и обещает ей "пук стихов". Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? "Пук стихов" - это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о себе: "поэт младой", "мечты невольник милый", "твой друг", "чернец небогатый", а сестра, к которой он обращается, -
  1. Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде де-ятельности полицейского надзирателя Очумелова?
  2. В самом начале рассказа, в его экспози-ции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним го-родовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание — практиче-ски портрет мелкого взяточника, в изо-бражении которого налицо приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фами-лия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мел-кий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями.

  3. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика?
  4. Речь Очумелова подчеркивает удовлет-воренность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавер-шенными репликами: «По какому это случаю тут?..»; «Почему тут? Это ты зачем палец?..»; «Кто кричал?». С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасто-ропности Очумелова и его нежелании за-няться делом.

    Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо-бого чиновничьего красноречия: «Чья со-бака? Я этого так не оставлю…»; «…как она могла тебя укусить?»; «У генерала со-баки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер-жать?!.»

    Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.

    Решения Очумелова стремительно сме-няют друг друга, и название рассказа на-прямую связано с этим калейдоскопом.

  5. Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.
  6. Самая первая деталь, на которую обра-щает внимание читатель, — новая ши-нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч-но, не ягоды или овощи — такие предме-ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест-вует по базарной площади. Далее, на про-тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…»; «- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…»; «- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…»; «…запахиваясь в шинель, про-должает свой путь по базарной площади ». Так шинель (пальто) четыре раза включа-ется в события на базарной площади.

  7. Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?
  8. Первое решение — «А собаку истребить надо».

    Второе («собака генерала Жигало-ва») — «…как она могла тебя укусить?».

    Третье («нет, не генеральская») — «На-до проучить!».

    Четвертое («может быть, и генераль-ская…») — «Ты отведешь ее к генералу…».

    Пятое (генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!») — «Истребить, вот и все».

    Шестое (повар продолжает: «Брат их-ний охоч…») — «Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…».

    Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена-ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав-тор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».

  9. Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ни м.
  10. Рассказ «Хамелеон» описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар-ной площади, и все передвижения участ-ников происходят только в ее границах.

    На Хрюкине ситцевая крахмальная ру-баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон-ка его укусила: Хрюкин решил пораз-влечься. Кто-то из толпы говорит, что он «…цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…».

  11. Есть ли в этом рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателем. Назовите их. Определите их роль в повествовании.
  12. В рассказе много как безымянных уча-стников, так и действующих лиц, кото-рых мы так и не увидим на базарной пло-щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле-жит дровяной склад… Хотя они и не по-являются на базарной площади, происхо-дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько меж-ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп-ределяет развитие сюжета.

  13. Какую роль в рассказе играют городовой, ге-неральский повар Прохор, толпа?
  14. Это свидетели событий и отчасти источ-ники необходимой информации. «Голос из толпы» говорит Очумелову, кто все-та-ки хозяин собачки. Эти герои одновремен-но являются фоном событий и участника-ми того, что происходит на базарной пло-щади.

  15. Сколько хамелеонов видите вы в этом расска-зе? В одном из классов ученики выдвинули три ре-шения: хамелеон — Очумелов; хамелеоны — Очуме-лов и Хрюкин; хамелеоны — Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяе-тесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы най-дете четвертое решение?
  16. В большинстве классов ученики выби-рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к «побе-дителю». Четвертое решение предполага-ет назвать хамелионами тех героев, кото-рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора. Материал с сайта

  17. Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?
  18. В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейс-кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе-ней — генерал, который так и не появил-ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.

  19. Найдите в рассказе «Хамелеон» такие собы-тия, которые дали бы возможность охарактеризо-вать участников, наблюдая за их поступками.
  20. Сцена, которая происходит на базарной площади, дает возможность точно и под-робно охарактеризовать и оценить всех ее участников. Мы можем показать, где и когда они особенно ярко демонстрируют свое «хамелеонство»: оно очевидно при каждой перемене суждений о том, кому принадлежит собачка; оно очевидно и при наблюдении за поведением Очумелова. В этой сценке суждения и решения, кото-рые принимает Очумелов, демонстриру-ют его «хамелеонство».

  21. Как люди, окружающие Очумелова и Хрюки-на, помогают нам оценить поведение этих героев?
  22. Все, кто собрался на базарной площади, активно переживают происходящее собы-тие. Попытка Хрюкина извлечь пользу из того, что его укусила собачонка, очень эмоционально переживается окружающи-ми. Толпа не только наблюдает за про-исходящим, но и активно вмешивается. Именно «голос из толпы» дважды опреде-ляет решение Очумелова.

    Окружающие не столько поддерживают героев, сколько помогают им принять ре-шение. Толпа постоянно откликается на решение главных участников спора и этим поддерживает наше суждение об их поступках.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тест чехов мальчики
  • чехов хамелеон описание рассказа
  • подготовить творческий пересказ от лица собаки в рассказе а.п.чехова хамелеон СОЧИНЕНИЕ
  • ответы на вопросы по сказке хамелеон чехов антон
  • сочинение хамелеонство случаи в жизни

«Утверждено» «Проверено» «Согласовано»
Директор школы Методист горОО зам. директора по УВР

________________ __________________ ___________________
«___» _______ 20___г. «____»_________20___г. «___»_________20___г.

План­конспект
открытого урока русской литературы в 9 классе
Тема урока: Грустное и смешное в рассказе
А.П. Чехова «Хамелеон»
Учитель: Сугралиева Г.Т.

План­конспект открытого урока русской литературы в 9 классе.
Тема урока: Грустное и смешное в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
Цели урока:
Образовательная: формировать умение анализировать литературное произведение;
научить быть внимательным к слову и выявлять приёмы
создания комического;
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения;
развивать творческое мышление и фантазию.
Воспитательная: воспитывать чувство самоуважения и собственного достоинства.
Тип урока: урок­исследование.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, ресурсный материал для групповой
работы, реквизиты для групповой работы, толковый словарь Ожегова, выставка книг А.П.
Чехова, высказывания о Чехове.
Ход урока.
I. Урок начинается с высказывания А.П. Чехова.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Ключевые слова урока: Таганрог, Сахалин, медицина, Чехонте, Очумелов, юмор,
сатира, рассказ.
II. Опрос домашнего задания:
1. Слово о писателе.
Биография Чехова (презентация, можно рассказать по учебнику)
3. Чехов в своих рассказах поднимает нравственную проблему.
4. Чтение эссе на тему «Честность», «Порядочность».
Учитель: какую формулу мы использовали при написании эссе.
ПОПС – формула.
П ­ Положение (утверждение)­ Я считаю, что… ;
О ­ Объяснение­ Потому что…;
П ­ Пример­ иллюстрация­ Например, …;
С ­ Суждение (итоговое, вывод) ­ Таким образом, …
2. Ролик о хамелеоне (подведение к рассказу «Хамелеон»)
Приём «Энциклопедия одного слова»
III. Анализ рассказа «Хамелеон».
Слово учителя: Чехов стал творцом нового вида литературы - маленького рассказа,
вбирающего в себя и повесть, и роман. Его стиль: «Писать талантливо, то есть коротко»,
«Умею коротко говорить о длинных вещах». Чехов­большой мастер «малой формы».
Сегодня на уроке мы с вами должны провести небольшое исследование по рассказу
«Хамелеон» и выяснить только ли смешное присутствует в рассказе, видим ли мы
элементы грусти, с чем это связано?

Уч­ся записывают в тетрадях число и тему урока «Грустное и смешное в рассказе Чехова
«Хамелеон»»
1. Чтение рассказа «Хамелеон» по ролям.
Вывод: Композиция рассказа кольцевая: в начале рассказа Очумелов с городовым
идёт по базарной площади, в конце мы видим, что он продолжает свой путь по
базарной площади.
2. Беседа по содержанию.
­ Где происходит действие рассказа?
­ Назовите главных героев рассказа?
­ Есть ли в рассказе закулисные герои, которых мы не видим?
­ На какие детали обратили внимание в рассказе?
­ Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет своё решение относительно собаки?
­ Почему его бросает то в жар, то в холод?
­ Почему Чехов не даёт ответа на вопрос: виновата ли собака (зависит ли от этого её
участь)?
­ Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается шинель?
­ Одинок ли Очумелов в своём чинопочитании?
­ В прямом или переносном значении употреблено слово «хамелеон» в заглавии
рассказа?
­ Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли
он?
IY. Групповая работа.
Цель групповой работы: подготовить презентацию рассказа Чехова «Хамелеон»;
выявить приёмы создания комического.
Критерии оценивания групповых работ.
1. Время.
2. Оформление (креативность, творческий подход).
3. Использование ресурсного материала.
4. Степень раскрытия темы.
5. Активность групп при защите.
6. Дополнительная информация по теме.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа проводит небольшое исследование и готовит
слайд.
1­я группа: Композиция рассказа (слайд №1)
2­ группа: Приём «Говорящие фамилии» (слайд №2)
3 – группа: Художественная деталь в рассказе (слайд №3)
4 – группа: Шесть превращений Очумелова – приём «Рыбья кость» (слайд №4)
Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил
своё мнение. Он то угодник, то грубый человек, то полицейский надзиратель, то маленький
человек, который боится не угодить начальству. Это лицемер, двуличный человек.




Вы уже знакомы с понятием авторская позиция. Авторская позиция­это косвенное
отношение автора к герою в произведении. Вот и здесь мы с вами сталкиваемся с явной
оценкой главных героев автором.
Y. Презентация рассказа «Хамелеон».Каждая группа представляет свой слайд.
Оценивание: техника «Светофор»
Вопросы по обобщению групповой работы:
Возвращаемся к названию рассказа.
­ В прямом или переносном значении употреблено слово «хамелеон» в заглавии рассказа?
­ Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он?
­ Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном?
1. Хамелеон – Очумелов.
2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.
(То он требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по –
холопски умолкает,когда гнев Очумелова обращается на него.)
3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.
(Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и
злорадствует.)
В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и
Елдырин и Хрюкин и толпа.
Учитель. Какое настроение от этого у вас?
(От этого становится грустно.)
Заключительный слайд в электронном варианте в форме таблицы.
Смешное
Говорящие фамилии.
Детали в рассказе.
Композиция рассказа.
Шесть превращений
Очумелова.
Грустное
Помогают увидеть сущность персонажей.
Подчеркивают несоответствие должности и личных
интересов.
Подчеркивает отсутствие человеческого достоинства у
главных героев.
Помогает увидеть хамелеона.
Слово учителя: Конечно, читать рассказ смешно. Автор постарался сделать этот рассказ
ярким, насыщенным. Мы чувствуем авторский смех. А право на этот смех писателю дали
постоянный труд, беспощадная требовательность к себе и окружающим. Мы
проанализировали этот рассказ и нам становится грустно. Писатель будто указывает нам на
то, как унизительно в человеке рабство, как важно сохранять в себе человеческое
достоинство, самоуважение, порядочность. А ведь каждого из нас есть за что уважать.
Рефлексия по уроку: 3­х минутное эссе «Мне грустно или смешно
и почему?»

Домашнее задание: уч­ся предлагаются разноуровневые задания (одно
на выбор)
1. Подготовить связный рассказ на тему «Что грустно, а что смешно в рассказе Чехова
«Хамелеон»».
2. Для любителей покопаться в себе: устное сочинение­миниатюра «Я уважаю в
себе…».
3. Написать эссе «Случаи хамелеонства в нашей жизни».
Задание для 1­й группы: Сделать анализ композиции рассказа.
Композиция – это построение рассказа. Классическая омпозиция состоит из экспозиции,
завязки (начало действия), развития действия, кульминации и развязки.
Завязка рассказа представлена в звуковом виде – визгом собаки и криком Хрюкина. На
этом застывает развитие действия.
Кульминация рассказа: Это, кажись, генерала Жигалова! – говорит кто­то из толпы.
Но классической кульминации в рассказе нет. Развитие событий от появления Очумелова
и до его ухода развивается по кривой.
Развязка: толпа смеётся над Хрюкиным.
Опять отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остается до конца не
выясненной, а участники событий уже разошлись.
Композиция рассказа кольцевая. В начале рассказа: «Через базарную площадь идет
полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», - и в конце
рассказа: «Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и продолжает свой путь по
базарной площади».

Задание для 2­й группы: Найти в тексте говорящие фамилии.
Какую роль они выполняют?
Чтобы вызвать смех у читателя Чехов использует приём «Говорящие фамилии».
– Смех бывает разный: дружелюбный, незлобный, гневный, обличающий. В этом
рассказе у Чехова обличающий смех.
В рассказе встречается четыре фамилии: Очумелов, Хрюкин, Елдырин и Жигалов.
О чём же говорят эти фамилии?
Фамилия главного героя рассказа Очумелова – от глагола очуметь.
Потерять способность соображать, ясно воспринимать окружающее; одуреть.
ХРЮКИН ­ фамилия восходит к прозвищу Хрюка, связанному с названием домашнего
животного. Подобное прозвище могло быть дано человеку в связи с некоторыми
особенностями его внешности или поведения.
Помимо героев, которых мы видим на базарной площади, в этом рассказе есть ещё
закулисные герои ­ это генерал Жигалов, его брат и брат Хрюкина, который служит в
жандармерии.
Фамилия генерала Жигалова от слова «жигало» ­ пройдоха, плут, обманщик.
Генерал Жигалов – персонаж, который так и не появится, но о котором все будут
говорить. Слово «генерал» является частью его имени.

Задание для третьей группы: Найти в тексте художественные детали и
определить их функции в рассказе.
Чехова называют мастером художественной детали. Мы постарались найти
выразительные детали и определили их функции в рассказе.
.1. Узелок и конфискованный крыжовник?(Конфискованный ­ отобранный.)
Скорее всего в этом узелке что­то, что дали Очумелову как взятку.)
Очень важная деталь ­ крыжовник ­ мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но
он конфискован!
Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением
законов, сам нарушает закон.
2. Следующая деталь? Шинель.
Судя по поспевшему крыжовнику на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со
своей шинелью? Шинель в портрете Очумелова ­ символ власти над людьми. Пока на нём
шинель, да ещё новая, он чувствует себя всемогущим.
В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".
По словарю Ожегова:
Шинель ­ это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти.
Пальто ­ это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к
власти.
Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет другую
хфункцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в
холод.
3. Следующая деталь ­ окровавленный палец.

Эта деталь помогает понять характер Хрюкина. В рассказе две сцены: в первой Хрюкин
держит палец вверх, а в другой – вниз опускает его по приказу Очумелова.
(Первая сцена – победа, вторая – поражение).
4. Следующая деталь глаза собаки: “человеческое” только в глазах собаки, в
то время как площадь полна людей!
5. Открытые двери лавок, сонные физиономии ­ это детали создают обстановку города.
И здесь мы сделали гиперссылку к слайду.
Задание для 4­й группы: Подготовить слайд « Шесть превращений Очумелова»
Для своего слайда мы использовали приём Фишбоун «рыбий скелет»: в голове поместили
проблемный вопрос «Чья собака?».
На верхних «косточках» скелета записали мнения героев произведения по данному
вопросу, на нижних – решение Очумелова.
Мнения героев
Чья собака?
Генерала Жигалова.
Это не генеральская.
Может быть генеральская…
Повар генеральский идёт.
Это генералова брата.
Решение Очумелова
Собаку истребить надо.
Виноват Хрюкин.
Хрюкин пострадавший. Нужно проучить.
Сам виноват.
Она бродячая. Истребить, вот и всё.
Так это ихняя собачка. Возьми её.
Вывод: Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз
изменил своё мнение. Он то угодник, то хам, то полицейский надзиратель, то маленький
человек, который боится не угодить начальству. Такие люди вызывают насмешку и
презрение.
– Как одним словом можно назвать такого человека? (Лицемер, двуличный человек).
– А как называет его автор? (Хамелеон).
– Что это за животное? (Слайд).

Хамелеон - ящерица, меняющая свой цвет в зависимости от обстановки. Подбирая
название рассказу, Чехов выбрал второе значение этого слова, переносное:
«Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки».
Таков Очумелов. Таково и название рассказа, которое Чехов подобрал невероятно точно.

Современники отмечали отрывистую, “лающую” манеру декламации Брюсовым своих произведений. Ритмические ассоциации при чтении Брюсова – размеренное, уверенное в себе движение, точные, выверенные шаги, устойчивый подъем по ступеням стихов. Уже само чтение стихотворения “Кинжал” вслух может помочь настроиться на восприятие стилевой системы Брюсова.

Стихотворение представляет собой Поэтический монолог, Призванный убедить слушателя в верности избранного лирическим героем пути. Это своеобразная поэтическая декларация, раскрывающая понимание Брюсовым сути и задач поэзии. По контрасту с расплывчатой многогранностью лирического героя Бальмонта лирическое “я” Брюсова наделяется ясностью, конкретностью позиции. Это уверенный в себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум. Он гордо отстраняется от мелочности окружающей жизни, уходя мыслью в безграничную даль истории. Вернуть его музу к современности способен только настоящий взрыв социальной стихии, буря борьбы, сила страсти. Мещанской робости Брюсов противопоставляет высокую героику, борьбу на пределе возможностей.

Ведущее начало в поэзии Брюсова – мысль.

Логика Композиционного построения

Стихотворения – это логика обоснования исходного тезиса. Своеобразным дополнительным аргументом оказывается даже эпиграф. Используя строчки лермонтовского стихотворения “Поэт”, Брюсов тем самым опирается на освященную временем традицию отношения искусства к жизни. Оттолкнувшись от лермонтовского образа и заявив о родственности поэтического и социального творчества (“песня с бурей вечно сестры”), лирический герой Брюсова во второй и третьей строфах анализирует причины собственной социальной индифферентности, разрыва между творчеством и современной жизнью. Уход в “века загадочно былые”, ориентация на прошлое вызваны отсутствием в современной жизни творческого начала – страсти, энергии, борьбы.

Но чуть только жизнь начинает наполняться героикой борьбы, – продолжает свою декларацию Брюсов в четвертой строфе, – как певец возвращается к бурной современности. И вновь поэзия родственна разящей стали, – с максимальной энергией использует поэт символику в завершающей строфе. Тезис о родственности поэзии и оружия доказан, он отливается теперь в афористическую концовку. Кольцо доказательства замыкается на том же, с чего начинался процесс поэтического размышления, – на образе “кинжала поэзии”. Убедительность совершенной работы подчеркнута напоминаниями “как прежде”, “снова”. Довершает дело двойной повтор союза “затем” – будто последние удары молотка по шляпке загоняемого в доску гвоздя. В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, героических начал человеческого духа – стилистика брюсовского стиха, его лексика, ритмика и фоника (звукопись).

Лексика “Кинжала” – звучная, торжественно-приподнятая, близкая высокой ораторской речи. Брюсов в символизме выделялся апелляцией не столько к подсознанию читателей, сколько к его разуму. В этом отношении его творчество наследует принципы традиционной риторической поэтики. В период творческой зрелости Брюсову было чуждо искусство полутонов, оттенков, недоговоренностей в отличие, например, от Анненского.

Стилистические приемы, которые он использовал, должны были гарантировать ясность понимания читателем высказываемой мысли. Вот почему его излюбленным средством становится не ассоциативная метафора, а украшающий Перифраз. Брюсов не говорит, например, “все смирились с насилием”, а использует украшающее иносказание “все под ярмом склонили молча выи”; вместо “я обращался к истории” он скажет “я уходил в страну молчанья и могил”. Характерно тяготение поэта к Архаизмам и отвлеченным словесным формулам: “былые дни”, “строй жизни”, “песенник борьбы”.

Риторической стилистике Брюсова в полной мере соответствует Ритмика Его стиха. Высшими достоинствами поэзии он считал сжатость и силу, предоставляя нежность и певучесть, как он признавался, Бальмонту. С этим связано пристрастие Брюсова к классическим силлабо-тоническим размерам. В “Кинжале” шестистопный ямб первых трех стихов каждой строфы придает стихотворению упругость и четкость. В заключительном – четвертом стихе строфы – фраза сгущается до афоризма благодаря сокращению числа стоп до четырех.

Звукописью Брюсов пользуется гораздо осмотрительнее и скупее, чем Бальмонт. У него не найти завораживающего потока звуковых перекличек. В то же время используемые им ассонансы и аллитерации всегда выверены, всегда отвечают решаемой риторической задаче. Выразительные примеры такой инструментовки – в двух заключительных строфах стихотворения. Строка “Но чуть заслышал я заветный зов трубы” включает эффектную аллитерацию на “з”, поддержанную в смежных стихах словами “знамена” и “отзыв”. В свою очередь, строчка “Как прежде, пробежал по этой верной стали” дает выверенное сочетание ассонансов (на “е” и “а”) с пунктиром “рокочущих” согласных.

Важно при этом, что звукопись ни в коей мере не размывает смысловой определенности слов. Напротив, звуковое сопровождение делает утверждаемые тезисы более выпуклыми, даже картинными. В целом фонетика стихотворения обеспечивает ему звонкость, форсированную громкость – те “эстрадные” качества, которые необходимы для овладения вниманием аудитории.

(No Ratings Yet)

Анализ стихотворения “Кинжал” Брюсова

Другие сочинения по теме:

  1. Стихотворение Брюсова – это призыв, предупреждение скорого конца. На улицах этого города кошмар: “буря”, “адский шепот”, “грохот”, “рокот колес” –...
  2. Одно время под влиянием Ивана Коневского Брюсов занялся метафизической поэзией, некоторые его стихи в этом роде – чудная риторика, но...
  3. Анализ стихотворения С. А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется...
  4. Своеобразие поэзии В. Брюсова заключается, прежде всего, в новом типе личности, который она выражала. Он воспевал могущество завоевателей, попиравших целые...
  5. 1873, 1 декабря (по ст. ст.) Дата рождения Валерия Яковлевича Брюсова (г. Москва). 1885-1893 Учеба в гимназиях Москвы; увлечение поэзией...
  6. В его дневниках 90-х годов поражает обилие противопоставлений, наметок на будущее и стоящее за этим чувство обязанности перед собой, какого-то...
  7. Вірш “Прийдешні гуни” Валерій Брюсов писав майже цілий рік і закінчив 10 серпня 1905 р. В “Прийдешніх гунах” – найбільш...
  8. Валерий Яковлевич Брюсов родился в 1873 г. в купеческой семье. Он получил хорошее образование и позже, постоянно читая и занимаясь,...
  9. На первом этапе существования символизма В. Брюсов был главным теоретиком нового течения и его признанным лидером. Сила характера, умение подчинять...
  10. Нельзя не обойти вниманием такое исключительно важное событие в жизни Брюсова, как сближение его с армянской культурой и ее деятелями,...
  11. Стихи Брюсова 1914-1917 годов о войне собраны в трех отделах “Семи цветов радуги” и в одном из отделов “Девятой Камены”....
  12. Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился еще в детстве, было стихотворение “Парус”....
  13. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из...
  14. Брюсов родился в зажиточной купеческой семье. Отец Валерия Брюсова, Яков Кузьмич, в зрелые годы отошел от торговых дел и жил...
  15. Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и...
  16. “Фантазия” внешне представляет собой развернутое описание спящего зимнего леса. Поэт никак не локализует позицию лирического “наблюдателя”, не конкретизирует психологических обстоятельств...
  17. При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к...
  18. Процесс идейно-политического расслоения интеллигенции, значительно усилившийся под влиянием событий 1905-1906 годов, в период Октябрьской революции приобрел бурный и острый характер....

Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»

Стихотворение Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим стихотворениям - пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова "Поэт". От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд.

Стихотворение Пушкина в меньшей степени значимо для понимания брюсовского "Кинжала": Пушкин воспевает кинжал как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании. Образ кинжала никак не связан здесь с идеей поэта, поэзии, как в стихотворении Брюсова. Однако поэтическая традиция, которой принадлежит "Кинжал" Брюсова, начата именно стихотворением Пушкина. Об этом свидетельствует и метрика стихотворения: как и пушкинское, стихотворение Брюсова написано разностопным ямбом. Правда, у Пушкина чередование четырёх-, пяти-, шести- и семистопных строк свободно и не повторяется в разных строфах, тогда как все строфы у Брюсова имеют схему 6-7-6-5; но пронизанное духом свободы стихотворение Пушкина, видимо, и не могло иметь строго порядка в чередовании разностопных строк. Брюсов же делает акцент не на свободе, а на отточенности, безупречности своего дара-оружия.

Лермонтовский "Кинжал" гораздо активнее используется Брюсовым. Само уподобление поэта кинжалу, противопоставление поэта толпе, строгое чередование шестистопных строк с мужскими рифмами и пятистопных - с женскими (у Брюсова также все строки из 6 стоп нечётны и имеют мужские окончания. а строки из 5 и 7 стоп - женские) - всё это объединяет стихи Лермонтова и Брюсова. Но на этом общем фоне особенно отчётливо видны различия.

Лермонтов говорит о поэте, позабывшем о своём предназначении и потому подобном разукрашенному, но бесполезному кинжалу, которым забавляется праздная толпа. У Брюсова поэт сам отказывался от служения людям, пока не почувствовал голоса бури, не услышал зова истории; он верит, что его песнь созвучна грядущим потрясениям, а потому готов снова быть "с людьми".

Вообще Брюсов скорее отталкивается от традиции, чем следует ей. Лермонтовский "Поэт" выстроен как аллегория: картинное описание кинжала, его судьбы получает истолкование во второй половине стихотворения. Стихотворение Брюсова начинается даже не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о "нём" - если не читать названия, не сразу и догадаешься, о чём идёт речь - кинжал, меч, нож? И тут же появляется фигура поэта - причём фигура отвлечённая; лишь во второй строфе автор говорит, что поэт - он сам (ещё одно отличие от стихотворения Лермонтова: там автор постоянно обращается к поэту "ты", и мы можем лишь догадываться, подразумевает ли Лермонтов самого себя).

В трёх строфах из пяти речь вообще идёт не о кинжале, а о том, как поэт относится к окружающим; да и в обрамляющих стихотворение строфах кинжал - вспомогательный образ. Брюсов использует хрестоматийные стихотворения, чтобы на их фоне вывести собственный рисунок.

В то же время Брюсов как бы реализует пророчества, содержащиеся в стихах Пушкина и Лермонтова. Орудие возмездия наконец востребовано; "осмеянный пророк" не только проснулся, но и встаёт во главе начинающегося движения.