Занимаются ораторской деятельностью политики преподаватели. Ораторские способности педагога. Что важно в ораторской речи

Культура речи. Ораторское мастерство
учителя.
Подготовила: учитель географии
Бордачёва Л.К.
Известный педагог А. С. Макаренко писал: «С детьми нужно разговаривать так, чтобы из общения с вами они почувствовали вашу культуру, ваше терпение, вашу личность».
В большей мере это относиться для нас – педагогов, которым для успешной педагогической деятельности просто необходимо быть профессиональным оратором. Слово – могучее оружие в умелых руках. Никакая книга, никакой журнал не заменят никогда живое слово.
Для формирования профессионального мастерства - умение говорить для педагога – вопрос большой и важный.
Эрудиция -
вот важнейшее качество учителя как оратора. В наше время нам приходится иметь дело с самыми разнообразными вопросами, поэтому актуальным является старое правило: надо знать « немного о многом» и «много о немногом».
Что значит «много о немногом»? Это знание оратора о предмете его речи. А «немного о многом»? Это общекультурный уровень.
Об учителе географии говорят так: «Географу не обязательно быть ходячей энциклопедией, но он должен развивать в себе энциклопедическую любознательность». Ведь, ни ораторская школа, ни тренинги, не помогут тому, кто имеет узкий кругозор и поверхностные знания.
В преподавании предметов гуманитарного цикла важно еще само слово. Заранее продуманное разнообразие приемов и форм обучения оказывают решающее влияние на формирование познавательного интереса к предмету география. Например, рассказывая о минеральных богатствах Урала, можно привести слова П. П. Бажова из сказки о «хозяйки Медной горы»: «Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь. Тут и спорить нечего, потому на всяких языках про это записано: в Ильменских горах камни со всего света лежат».
Рассказывая о климатических поясах и типах климата можно прочитать стихи: например:
«Буря мглою небо кроет и « Мороз и солнце – день чудесный»
Вихри снежные крутя»
Эти строчки дают понятие о двух разных типах погоды
А слова персидского поэта Саади: «Все земли пред тобою убоги…. О, пустыня!» - могут заставить учеников размышлять и спорить.
В процессе обучения и воспитания необходимо особое внимание уделять средствам общения, прежде всего - речи. Педагог должен в совершенстве владеть культурой речи, чтобы в процессе своей деятельности быть образцом для детей, поскольку именно посредством речи осуществляется общение с ними. Он должен владеть грамотной речью, соблюдать нормы русского литературного языка: Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников,
В отличие от представителей других профессий, педагог должен владеть речью как основным средством воздействия на личность учащихся, передачи им своих знаний. Поэтому, речь учителя должна отвечать определённым требованиям:
– речь должна быть содержательной и эмоциональной...
– по звучанию ровной, приятной на слух и отвечающей требованиям акустики;
– речь должна выполнять коммуникативную, интерактивную функции одновременно.
Простота и ответственность, естественность и доброжелательное отношение к учащимся, коммуникабельность - все эти качества проявляются по-разному, в зависимости от индивидуальности педагога, но они должны стать заслоном от высокомерия и неуважительного отношения учителя к ученику.
– в речи должны быть пословицы, поговорки, фразеологические выражения;
– речь должна помогать педагогу в проблемных ситуациях, активизировать учащихся, а не подавлять их;
В процессе работы педагог должен пользоваться литературным языком, его произношение должно отвечать нормам фонетики и дикции, а также требованиям слушания, чтения и говорения.
Значимость речевых способностей для педагога очень велика, поскольку он должен посредством речи и с помощью мимики и жестов уметь точно выражать свои мысли и намерения.
В процессе занятий речь учителя должна быть направлена на учащихся, должна способствовать развитию их интереса к теме урока, обсуждаемым вопросам и используемым средствам наглядности - только тогда смысл учебного материала будет доступен учащимся.
Речь учителя должна активизировать мыслительную деятельность учащихся, их внимание. Для этого педагог должен уметь задавать вопрос, умело подводить учащихся к нужному ответу, обращать их внимание на определённые элементы с помощью таких слов: посмотрите сюда, обратите внимание на это, подумайте и другие. Уместны также шутка, лёгкий смех, удачное сравнение с персонажами сказок и мультфильмов. Всё это помогает сделать уроки интересными, насыщенными и улучшает успеваемость школьников.
Речь учителя должна быть точной, образной, яркой, эмоциональной, без стилистических и фонетических ошибок. Замедленная, слишком тихая речь быстро утомляет детей и усыпляет их. Одни педагоги говорят быстро, другие медленно, лучше всего говорить в среднем темпе, чтобы ученики успевали воспринимать информацию. И еще неправильное произношение затрудняет восприятие того, о чём говорит учитель.
Часто повторяющиеся выражения, слова, жесты раздражают учеников, отвлекают их.
И в заключении хотелось бы сказать, что если педагог:
Отлично знает свой предмет и у него высокая эрудиция;
Он постоянно стремиться добиваться глубоких и прочных знаний у обучающихся;
Всегда доброжелателен и тактичен;
Требователен и справедлив, то успех его педагогической деятельности ему гарантирован.

    Найдите репетитора по риторике в Москве за считанные минуты! Хотите овладеть ораторским искусством? Наймите репетитора!

    Ораторское искусство - сочетание риторики и психологических техник, с целью убеждения слушателей. Основная цель оратора - донести или отстоять свою точку зрения перед слушателем. Это достигается за счет грамотно подготовленной речи и техники ораторского мастерства. Если вы хотите стать опытным оратором, вам следует взять пару уроков у репетитора ораторского искусства.

    Навык убеждения помогает добиться успехов в карьере и в личной жизни, поэтому даже если вы не занимаете руководящие должности, вам следует начать изучение ораторского искусства. Для этого вы можете найти хорошего репетитора и заниматься с ним хотя бы несколько раз в неделю. Тогда вы гарантировано получите ораторские навыки и научитесь применять их на практике.

    Ораторское искусство постепенно становится все более популярным. Поэтому в каждом городе можно найти курсы ораторского мастерства. В целом, курсы помогут вам получить основные навыки, но если вы хотите стать профессиональным оратором, тогда лучше воспользоваться помощью квалифицированного педагога.

    Поверьте, чтобы стать опытным оратором нужно приложить немало усилий. Более того, нужно найти квалифицированного преподавателя ораторского искусства, который действительно сможет вас чему-то научить. В любом случае, занятия с репетитором намного эффективнее курсов или занятий по самоучителю, особенно если речь идет об иностранных языках. Если, к примеру, вы наймете репетитора по французскому языку, то вы гарантировано научитесь писать, читать и говорить.

    Как найти репетитора по ораторскому искусству в Москве?

    Нет ничего проще, чем найти репетитора по ораторскому искусству с помощью нашего сервиса. Все что нужно сделать - оставить заявку на сайте. Мы проанализируем ваш запрос и с радостью подберем для вас подходящего педагога.

    Хотите найти репетитора по ораторскому искусству самостоятельно? Тогда воспользуйтесь поиском по сайту. Укажите все необходимые данные, и вы увидите список репетиторов, которые подходят под ваши требования. Если вас интересуют другие предметы, к примеру, вы хотите найти репетитора по сопротивлению материалов, тогда вам перейти в соответствующий раздел сайта.

    0

Наталья Зорькина
Ораторские способности педагога

Цель : Познакомить педагогов с нормами и правилами ораторского искусства .

Что такое ораторское искусство .

Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Выражение ораторское искусство имеет несколько знаний. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерство публичного выступление, качественная характеристика ораторской речи , искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства .

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специч… видов человеческой деятельности. Так, Е. А. Ножин утверждает : ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени – это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. Всякий грамотный человек в результате упорного труда может овладеть основами ораторского искусства , т. е. умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества : духовной, идеологической, социально - политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Ораторское искусство – явление историческое.

Ораторское искусство никогда не было однородным.

В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды. Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие на эмоциональные и рациональные и т. д. Наиболее полно классификация современного красноречия представлена в книге Г. Е. А… “ораторское искусство” .

Нередко возникает спор : каждый ли человек может стать хорошим оратором .

Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства . Ещё много тысячелетий тому назад знаменитый оратор Древнего Рима , выдающийся теоретик ораторского искусства Марк Туллий Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и дошла до наших дней : поэтами рождаются, ораторами делаются . Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать , или приложить для этого определенные усилия.

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.

Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов , учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Ответьте на вопрос.

Согласны ли вы с утверждением Цицерона :

“Поэтами рождаются, ораторами делаются” ?

Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям.

Этически значима сама личность оратора , а прежде всего такие её свойства, как эрудиция, принципиальность, самокритичность.

Тактичность оратора выявляется в манере говорить, разъяснять мысль, в выборе слов и выражений, в умение подойти к конкретной аудитории, пробудить её интерес к теме.

Определенное место отводится и речевому этикету, представляющему собой совокупность фраз, пространственных отношений между говорящих и слушающими и системы жестов оратора .

Жест представляет собой двигательный акт, отличающийся коммуникативной направленностью.

Литература : А. Е. Михневич “Ораторское искусство лектора” .

Лекторское красноречие русских ученных 19 века – М. Знание, 1987-96г.

Деловая риторика : Введенская Л. А. Павлова Л. Г.

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на физическом состоянии : одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.

Не случайно появилось даже такое понятие, как “ораторская лихорадка” . Единых рецептов избавления от неё не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

Немецкий исследователь Отто Эрист в книге “слово предоставлено вам” называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.

1. Чрезмерное погружение в собственные переживания.

2. Нередко просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.

Одним словом нужно определенным образом настроить себя перед выступлением.

Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора .

Задание для педагогов .

1. В чём заключается методическое значение следующего психологического наблюдения

“один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения. Каждый из них говорит, соображает с предметом своей речи, с характером слушающей ею толпы, с обстоятельствами настоящий минуты”.

2. Дайте оценку следующим вариантам фраз оратора , необходимых для установления и поддержания контакта со слушателями :

1) – я вам напоминаю то, о чём мы говорили прошлый раз.

Вы, конечно, помните, о чём мы говорили прошлый раз.

Если вы помните, прошлый раз мы говорили о…

2) – вы, возможно, слышали об этой теории.

Вы, несомненно, слышали об этой теории.

Некоторые из вас, я полагаю, слышали об этой теории

3) – есть ли у вас вопросы ко мне?

Вопросы есть?

Все ли ясно, коллеги?

Если вы ответили однозначно на все вопросы, значит вы владейте индивидуальным стилем.

Положительные ответы на вопросы 1,4,5,6,9 и отрицательные на остальные свидетельствуют о том, что вы относитесь к авторитарному типу.

А, наоборот – к демократическому.

Если вы ответили “нет” на вопросы 2,3,5 значит, у вас сильный тип нервной системы.

“Нет” на вопросы 1,4,6,10 говорят о подвижность ваших эмоций.

Если выяснилось, что вы относитесь к первому типу, не пытайтесь копировать манеру второго – ничего не получится.

Совет демократическому типу : постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти на трибуну, максимально контролировать свое поведении, мимику, жестикуляцию, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.

Тест “Человек на трибуне”.

Определяются важнейшие для оратора качества : стиль общения, тип нервной системы, подвижность эмоций.

Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны иметь свой способ общения со слушателями. Их можно разделить на две большие группы.

Представители первый подчиняют аудиторию себе. Конечно, они учитывают её непосредственную реакцию, но предпочитают держать “бразды” в руках. Не допускают вольностей в поведении и речи. Назовём этот стиль “авторитарным”.

Принадлежащие ко второму типу в известной мире сами подчиняются аудитории. Они располагают более разнообразным выбором вариантов поведения общения, произнесения речи. Ориентируются на реакцию аудитории, имеют более гибкую “личностную” манеру общения. Этот тип “демократический”. И у того и у другого есть свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от аудитории может делать выступающего нечувствительным к интересам слушателей. А стремление во всем следовать аудитории может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.

Надо ответить “да” или “нет” на следующие вопросы.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2. Чувствуете ли себя после выступления “выжатым”, ощущаете ли резкое падение работоспособности ?

3. Волнуетесь ли перед выходом настолько, что должны “преодолевать” себя?

4. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

5. Приходите ли задолго до начала выступления?

6. Нужно ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать.

7. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

8. Любите ли вы во время выступления двигаться?

9. Отвечаете ли на вопросы по ходу?

10. Успеваете ли во время выступления пошутить?

Для того чтобы научиться мастерски владеть своей речью, не обязательно учиться годами, для этого можно посетить тренинг ораторского мастерства . На таких курсах помогут кратко, но емко постичь особенности выступления на публике.

Что важно в ораторской речи?

Существует множество особенностей, которые отличают речь оратора. Среди них можно выделить несколько важных качеств, которые должен знать каждый, кто собирается выступать перед публикой:

1. Риторика.

Как и любая другая речь, рассказ оратора может состоять из множества частей. Поэтому важно правильно соотносить отдельные фрагменты выступления, вовремя переходить между ними. В этом поможет изучение риторики.

2. Публичность.

В большинстве случаев ораторы выступают перед многочисленной публикой, обращаясь к своей аудитории напрямую. Именно поэтому речь носит общественный характер.

Конечно, выразительность является одним из ключевых успехов ораторской речи, но не менее важной является цель, с которой выступает человек. Так, необходимо не только донести до публики свою мысль, но и получить обратную реакцию, которая возможна только при заинтересованности людей.

4. Умение правильно подбирать слова.

Во время выступления важно быстро и правильно выбирать слова для того, чтобы не потерять внимание публики. Следует избегать жаргонных и низкопробных выражений, что позволит избежать неудобных ситуаций во время спича.

Добиться внимания аудитории можно за счет авторитета, получить который можно при правильном психологическом настрое. Человек, хорошо владеющий ораторским искусством, может передать свою энергию слушателям и получить их расположение, продвигая собственные идеи.

Именно эти, а также другие качества вырабатываются на занятиях, которые предлагает школа ораторского мастерства в Москве «Король говорит!».

Чего можно добиться, посещая курсы ораторского мастерства?

Люди, владеющие ораторским искусством, могут грамотно донести свою позицию до окружающих. И абсолютно не важно, разговариваете ли Вы с друзьями, общаетесь с деловыми партнерами или же выступаете перед широкой публикой.

Те, кто уже успел посетить курсы ораторского мастерства в Москве в школе «Король говорит!», отметили для себя несколько важных аспектов, которые помогают им во время общения:

  • Отсутствие стресса даже перед крупными выступлениями.
  • Улучшение четкости речи и дикции.
  • Возможность оперирования различными приемами речи.
  • Умение правильной расстановки приоритетов, что позволяет придать выступлению большую выразительность, привлекая внимание слушателей.
  • Не бояться неудобных вопросов и преодолевать любые возражения.

Благодаря этому многие наши ученики не просто научились, а полюбили выступать перед публикой, даже если раньше старались держаться подальше от подобных задач.

Преимущества школы «Король говорит!»

Наш центр обучения уже длительное время специализируется на проведении курсов и тренингов по ораторскому мастерству. Мы помогли многим слушателям преодолеть стеснение, внутренние страхи и научиться уверенно выступать на публике.

Наши преимущества:

  • Формат занятий. Порядка 85% времени каждого занятия составляет практика, а все остальное ‒ лекции. Согласитесь, ведь невозможно научиться правильно и красиво вести речь, не практикуясь?
  • Опытные преподаватели. Наши спикеры ‒ педагоги сценической речи с многолетним опытом. Преподаватели школы регулярно улучшают собственный уровень, проходя повышение квалификации.
  • Репутация. Наш центр дорожит своей репутацией. Наши слушатели после обучения оценивают эффективность курса на 9,33 балла из 10 возможных.
  • Быстрые результаты. Базовый курс длится всего 4 недели и сразу же приносит ожидаемые плоды. Наши слушатели получают повышение по службе, увеличивают количество заключаемых сделок и собственную прибыль.
  • Фиксация занятий. Во время выступлений учеников мы ведем видеосъемку, которая позволяет им оценить качество речи и устранить ошибки.

УДК 37.013: 808.5

Н. М. Полетаева, Е. А. Родина Ораторское искусство педагога

В статье раскрывается сущность, структура и значимость ораторского искусства для становления профессиональной зрелости педагога. Показана взаимосвязь ораторского искусства с профессиональными компетенциями педагога, раскрыты условия формирования ораторского искусства в непрерывном педагогическом образовании.

The article reveals the essence, structure and significance for the development of vocational education of oratory teacher. The interrelation of oratory with the professional competence of the teacher, revealed conditions of formation of oratory in continuous pedagogical education.

Ключевые слова: ораторское искусство педагога, педагогическое общение, педагогическая деятельность, профессиональная зрелость педагога, условия формирования ораторского искусства педагога.

Key words: oratorical art of the teacher, pedagogical communication, pedagogical activity, professional maturity of the teacher, conditions for the formation of the oratorical art of the teacher.

Педагогический процесс в любой образовательной организации осуществляется во взаимодействии педагога и обучаемого, чаще всего, непосредственном, реже - дистанционном, с помощью Интернета. В любом случае главным средством взаимодействия является речь педагога: устная или письменная. Дистанционное взаимодействие педагога и обучаемого пока не является основным способом общения, непосредственная речь: беседа, лекция, опрос и т. д. остаются главным механизмом педагогического взаимодействия, эффективность которого зависит, в том числе и от ораторского мастерства. Ораторское искусство педагога является одним из признаков профессиональной зрелости; от него зависит интерес, понимание информации, внимание, желание выполнять задания и приходить на занятия . К профессиональным компетентностям педагога новый федеральный государственный образовательный стандарт относит «владение искусством публичного выступления в соответствии с принципами риторики». Таким образом, ораторское искусство педагога должно быть одним из результатов его профессиональной подготовки и условием эффективного педагогического взаимодействия, которое является базовым компонентом педагогической деятельности, определяющим качество результата и процесса в системе образования.

© Полетаева Н. М., Родина Е. А., 2017

Ученые-педагоги РГПУ им. А.И. Герцена делают акцент на деловом характере педагогического общения в учебных заведениях и предлагают использовать термин «профессионально-педагогическое общение», под которым понимают «систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» .

Педагогическое общение выполняет три ключевые функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга) и интерактивную (организация и реализация совместной деятельности) . Ораторское искусство педагога связано с готовностью к эффективному профессионально-педагогическому общению, стремлением проектировать и реализо-вывать все перечисленные функции.

Педагог заходит в аудиторию, класс, группу и т. д. и здоровается со своими воспитанниками, обучаемыми, слушателями. В одном случае, появляется желание учиться, выполнять задания, интерес; в другом - возникает протест, желание уклониться от взаимодействия с педагогом или, еще хуже, навредить ему . Почему возникает такая разная реакция на педагогов? Одной из причин является разное ораторское искусство, которое проявляют педагоги. Ораторское искусство педагога включает:

1) готовность к передаче информации:

Манеру говорить - «по бумажке», периодически обращаясь к источнику информации или «как соловей», держа всю информацию в голове; чем лучше человек владеет излагаемой информацией, понимает, о чем говорит, тем лучше его слушают и запоминают;

Информация запоминается, если имеет эмоциональную метку, вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Монотонное, банальное изложение, которое не вызывает никаких эмоций, скорее вводит в трансовое состояние. Можно использовать этот прием для запоминания информации, которая дается поставленным голосом, четко, кратко, сразу после монотонной и неинтересной речи; такая информация хорошо запомнится.

Запоминается структурированная информация, представленная в таблицах, схемах, рисунках, с использованием пиктограмм, выделенная цветом, шрифтом и т. д.; информация, имеющая концептуальный код, а также та, которую можно соотнести с понятийной матрицей современной научной картины мира.

2) перцептивную готовность:

Умение одеваться в соответствии с ролью педагога - строго, чисто, аккуратно, без избытка аксессуаров, элегантно, исключая элементы спортивного и вечернего стилей в одежде;

Соблюдение среднего темпа речи, который не должен быть слишком быстрым и слишком медленным, оба варианта раздражают;

Владение тембром речи (высокие ноты не только не запоминаются, но и могут вызвать нервное перенапряжение; низкий тембр воспринимается более благоприятно). Но все занятие на одних низких тонах тоже выстраивать нельзя, поэтому необходимо варьировать тембр речи, выделять голосом важную информацию, чередовать низкий и обычный тембр, возможно кратковременное использование высоких нот для выделения информации;

Умение держать тихую паузу - при помощи который можно управлять аудиторией: выделять важную информацию, делать замечание, давать возможность подумать или ответить на вопрос и т. д.; громкая пауза вызывает раздражение, снижает работоспособность;

Владение телом - поза, амплитуда движений, жесты могут способствовать усвоению излагаемой информации или отвлекать, раздражать, вызывать сексуальные чувства; монолитное, без движений изложение информации подавляет, снижает познавательный интерес, и избыток движений мешает сосредоточиться, отвлекает. Негативно воспринимаются навязчиво повторяющиеся движения, чрезмерные тактильные контакты с обучающимися; неожиданное движение можно применять для привлечения внимания, для выразительности речи, но они должны быть очень редкими, иначе должный эффект не достигается. Некоторые педагоги используют неожиданные позы - приседают, забираются на стул или прячутся за штору, все это дает желаемый эффект только при одноразовом применении;

Осуществление постоянной обратной связи с аудиторией - непрерывное сканирование и учет поз, реплик, взглядов, жестов; поэтому взгляд педагога должен быть устремлен не в потолок или окно, пол или стену, а направлен на детей, перемещаясь по горизонтали от одного воспитанника к другому, не задерживаясь на одном человеке более 20 секунд; даже при очень доброжелательном взгляде, который направлен на слушающего - уже через 20 секунд возникает напряжение, смущение, а у остальных - чувство отчуждения;

Чувство юмора - необходимый компонент речи педагога, который особенно ценится старшеклассниками и одаренными детьми. Можно включить в изложение анекдот или шутку, раскрывающие тему, можно посмеяться над собой (редко и осторожно), шутить над обучаемыми можно только в случае необходимости восстановить рабочую атмосферу, дисциплину. Самому педагогу над шутками и анекдотами лучше не смеяться, как это делают известные юмористы, важнее вызвать эмоции у слушателей;

3) организационную готовность:

Учет динамики работоспособности при выстраивании плана изложения - в первые пять минут усваивается обычно не более 10 % информации, поэтому сначала может быть использована яркая, неожиданная и интересная фраза, образ, пример и т. д., или педагог называет тему, знакомит с планом занятия, постепенно вовлекая и настраивая на познавательную деятельность. В середине занятия, работоспособность начинает падать, можно применить физкультминутки, релаксационные паузы, смену видов деятельности. В конце занятия необходимо плавно снижать активность обучаемых: сделать обобщение информации, подвести итог занятию, спросить, что запомнилось или вызвало вопросы, обобщить информацию или дать возможность интерпретировать полученную информацию. При поддержании высокого уровня работоспособности до последней минуты занятия после перемены обучаемые не успевают восстановиться, происходит перевозбуждение и на следующем занятии педагогу приходится затрачивать значительно больше времени на дисциплинарные вопросы и обеспечение должного уровня внимания;

Побуждение к действию - главная задача речи педагога, в первую очередь к познавательной деятельности и, возможно, к исследовательской, трудовой, творческой и т. д. Способствуют активности и деятельности заинтересованность самого педагога обсуждаемой проблемой, желание помочь, предложение видов деятельности с ориентацией на зону ближайшего развития воспитанника, объяснение практической значимости и организация совместного творчества;

Смена видов деятельности на занятии: желательно от четырех до семи видов деятельности; менее четырех видов - монотонность, однообразие и утомление. Более семи видов деятельности - слишком быстрое переключение, за которым большинство воспитанников не успевают.

Проектирование педагогического общения предполагает заполнение матрицы, включающей компоненты структуры деятельности всех субъектов общения по всем функциям: коммуникативная, перцептивная и интерактивная. Необходимо предусмотреть не только приемы мотивации обучаемых, но и самомотивации к эффективному педагогическому взаимодействию; продумать способы развития рефлексии обучаемых и своей педагогической деятельности и т. д.

Готовность к эффективному педагогическому общению предполагает, не только наличие у педагога ораторского искусства, но и готовность к формированию такового у своих учеников.

Ораторское искусство педагога предполагает матрично-ситуативный подход к моделированию и осуществлению педагогического взаимодействия: матричный подход позволяет учесть идеальный образ каждого компонента и функции педагогической деятельности, ситуативный - варьировать реализацию задуманного проекта в зависимости от обстоятельств. В идеале каждый педагог хочет и может общаться с воспитанниками, получает удовольствие от процесса общения, может четко выстроить цель и план вариативного педагогического взаимодействия, владеет всеми способами изложения информации и организации деятельности обучаемых, может заинтересовать и обеспечить непрерывную адекватную обратную связь, добиться результатов, включенных в ФГОС.

Ораторское искусство формируется на всех ступенях образования: воспитанники ДОУ участвуют в инсценировках, занятиях, праздниках с небольшими выступлениями; школьники готовят доклады, сообщения, выступают в роли учителя и участвуют в театральных постановках. Для студентов педагогических факультетов необходим межфакультетский курс по выбору «Ораторское искусство педагога», где будущие учителя разных учебных предметов и направлений могут совершенствовать свои ораторские навыки применительно к профессиональной педагогической деятельности. В структуре программ стажировки молодых педагогов необходим модуль по совершенствованию ораторского искусства, так как большинство работающих менее трех лет в системе образования, испытывают затруднения в данном вопросе. Данный модуль может быть в сокращенном виде и содержании программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации всех педагогов -воспитателей, учителей, руководящих работников.

Анализ данных эксперимента, проведенного на базе дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга, показал наличие следующих зависимостей:

1. От степени сформированности коммуникативной готовности, в том числе и ораторского искусства уровень усвоения обучающимися программы ДОО (коэффициент корреляции R = 0,75), быстрота адаптации к ситуации школьного обучения и качество усвоения школьной программы на начальном этапе обучения (коэффициент корреляции R = - 0,71).

Уровень эффективности педагогического взаимодействия в ДОО зависит от степени согласованности действий всех субъектов образовательного процесса в ДОО, что напрямую связано с уровнем освоения ораторского искусства. Состояние здоровья, комфортный психологический микроклимат в образовательной организации, включающий в себя корпоративную культуру, межличностные отношения по типу «эмоционально-положительный пари-

тет», единство педагогических ценностей и целей у большинства членов педагогического коллектива и социального партнерства педагогов, детей и родителей также зависит от степени сформирован-ности ораторского искусства руководителя организации.

Система условий формирования эффективного педагогического взаимодействия в образовательной организации включает здоро-вьесозидающую развивающую среду, включающую акмеологиче-скую модель управления и корпоративную систему повышения квалификации профессиональной поддержки педагогов; создание атмосферы творчества и успешности, доминирование в коллективе межличностных отношений по типу «эмоционально-положительный паритет». На организационно-структурном уровне это означает:

Создание психолого-валеологической службы;

Организацию работы медико-психолого-педагогической комиссии;

Формирование творческих групп по проблеме общения и педагогического взаимодействия;

Организацию клуба «К здоровой семье через детский сад» (создание условий для здоровьесберегающей педагогической деятельности, пропаганду здорового образа жизни и поддержку здоровья всех субъектов образовательного процесса) .

На организационно-управленческом уровне оказывается

поддержка мотивации к эффективному педагогическому взаимодействию; создается корпоративная модель повышения квалификации и профессиональной поддержки; систематически проводятся мероприятия, обеспечивающие проявление качеств, необходимых для формирования эффективного педагогического взаимодействия и опыта публичных выступлений; осуществляется мониторинг эффективности педагогического взаимодействия и организуется работа по профилактике синдрома психоэмоционального и профессионального выгорания .

На дидактическом уровне разрабатывается система образовательной и оздоровительной работы по формированию эффективного педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; осуществляется просвещение и консультирование всех субъектов образовательного процесса по вопросам общения, педагогической культуры и здорового образа жизни; обеспечивается соблюдение психолого-валеологических требований к образовательному процессу; оказывается помощь педагогам в самореализации и самообразовании; поддерживается и сопровождается инновационная деятельность педагогов, участие в конкурсном движении, аттестации, адаптации молодых специалистов, организуется стажировка и возрождается институт наставничества .

На методическом уровне применяются игровые, коррекционные и развивающие технологии формирования эффективного педагогического взаимодействия: игровая и арттерапия, изотерапия, креативная (песочная) терапия, сказкотерапия, коммуникативный тренинг, ритмопластика, релаксационные игры и практики .

На личностно-деятельном уровне обеспечивается готовность всех субъектов образовательного процесса в образовательной организации к эффективному педагогическому взаимодействию (администрации, педагогов, родителей, обучающихся), в том числе и коммуникативная .

Готовность к моделированию и реализации данных условий является одной из профессиональных компетенций руководителя каждой образовательной организации.

Список литературы

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. - 2-е изд. доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.

2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / под ред. А.С. Роботовой. - 4-е изд., переаб. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

3. Зверева Н. Я говорю - меня слушают: Уроки практической риторики. -2-е изд. - М.: Альпина Паблишерез, 2011. - 234с.

4. Проблемы становления профессиональной зрелости педагога в условиях непрерывного образования: сб. науч. тр. - Вып.3: Акмеология профессиональной деятельности педагога / под науч. ред. Н.М. Полетаевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 175 с.

5. Родина Е.А. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия в ДОУ: методические рекомендации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 83 с.

6. Столяренко Л.Д. Психология управления:учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 512 с.

7. Шейнов В.П. Тайны поведения человека: Секретные ниточки, кнопки и рычаги. Трансактный анализ - просто, понятно, интересно. - М.: АСТ, 2017. -316 с.

УДК 378.014.5

В. Н. Скворцов

Непрерывное образование

как основа современного научного знания

В статье рассматривается система непрерывного образования как интегральная характеристика современного научного знания. Механизмы модернизации образования анализируются в контексте актуальных задач социально-экономического развития страны и установки на вариативную самореализацию личности. Обоснована ведущая роль университета в процессе образования через всю жизнь.

The article considers the system of continuous education as an integral characteristic of modern scientific knowledge. Mechanisms of modernization of education are analyzed in the context of the urgent tasks of the country"s socioeconomic development and setting for variative self-realization of the individual. The leading role of the university in the process of lifelong education is grounded.

Ключевые слова: непрерывное образование, самообразование, общество знания.

Key words: continuous education, self-education, knowledge society.

Непрерывное образование - термин, обозначающий образовательное общественное явление как сферу необходимой практики стремящегося к самосовершенствованию человека. Теоретическое осмысление явления непрерывного образования предполагает обращение к причинам и следствиям обусловленности изменений в системе образования в целом.

Нравственность и компетентность должны стать основными императивами современного непрерывного образования, так как система образования - это главный движитель цивилизационного и культурного процессов, главный производитель человеческого капитала страны. Образовательная политика России, ее смысл и приоритеты, философское осмысление новых образовательных концепций по-настоящему предопределяют перспективы развития интеллектуальной культуры современного и будущих поколений. Тот, кто научился учиться, кто испытывает потребность в постоянном обновлении имеющегося знания, диапазона и качества знания, будет востребованным человеком завтрашнего дня.

© Скворцов В. Н., 2017

* Статья подготовлена по итогам доклада, представленного на конференции «V Лужские научные чтения», 22 мая 2017 г., ЛГУ им. А.С. Пушкина.