Собрать все силы в кулак значение

Аккомодация (от лат.accomodato - приспособление к ч.-л.) - в концепции интеллекта Ж.Пиаже - свойство, сторона процесса адаптации .

Содержание Аккомодации , согласно Пиаже, - это приспособление схем поведения к ситуации, требующей от организма определенных форм активности. Пиаже подчеркивает принципиальное единство биологической и познавательной аккомодации, сущность которых составляет процесс приспособления к разнообразным требованиям, выдвигаемым перед индивидом объективным миром. Аккомодация неотделима от ассимиляции, в совокупности с которой они представляют собой постоянные атрибуты любого акта адаптации. [Большой психологический словарь]

Ассимиляция (от лат.assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - в концепции развития интеллекта Ж.Пиаже - атрибут, аспект адаптации. Содержанием Ассимиляции является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида.

По Пиаже, познавательная Ассимиляция принципиально не отличается от биологической. Ассимиляция неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: ассимиляцией и аккомодацией. Первичную ассимиляцию Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм ассимиляции и аккомодации порождает необратимость мысли . Когда ассимиляция и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии ассимиляции и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли , освобождение от эгоцентризма . Любое логическое противоречие, по Пиаже, - это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и ассимиляцией, и такая ситуация биологически неизбежна.

Примеры: Ассимиляция -- это биологический концепт. Переваривая пищу, организм ассимилирует окружающую среду; это означает, что окружающая среда подчиняется внутренней структуре, а не меняет ее. Воробей, который клюет семечки, не станет семечком; это семечко, которое становится воробьем. Это и есть ассимиляция. То же самое и на психологическом уровне. Независимо от того, что это за стимул, он интегрируется с внутренними структурами.

Аккомодация - например, младенец, который только что обнаружил, что он может схватывать то, что видит. С этого момента все, что он видит, ассимилируется согласно схемам хватания, т.е. предмет становится объектом хватания так же, как объектом рассмотрения или сосания. Но если это большой объект, то ребенок нуждается в обеих руках, а если он очень маленький, ребенок должен сдвинуть пальцы только одной руки, чтобы схватить его. Это меняет схему схватывания. Он изменит свою регуляцию. Именно это называется «аккомодацией» -- приспособление схемы к специфическим условиям.

Аккомодация определяется объектом, ассимиляция же -- субъектом. Но, нет никакой аккомодации без ассимиляции, потому что, это всегда приспособление к чему-то, что будет ассимилировано по одной схеме или другой.


ассимиляция
- согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .


ассимиляция
Этимология. Происходит от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение.
Категория. Теоретический конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже.
Специфика. Усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией.
Контекст. В акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль имеет необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .


АССИМИЛЯЦИЯ
(от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - в концепции развития интеллекта Ж . Пиаже - атрибут , аспект адаптации . Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. По Пиаже, познавательная А. принципиально не отличается от биологической. А. неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: А. и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли . Когда А. и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли , освобождение от эгоцентризма . Любое логическое противоречие, по Пиаже, - это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и А., и такая ситуация биологически неизбежна. (Е. В. Филиппова.)

Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .


Ассимиляция
Термин, использованный Жаном Пиаже в его теории интеллектуального развития. Он обозначает детскую интерпретацию окружающего мира в контексте существующей схвмы. К примеру, младенец, называющий каждого мужчину «папой», демонстрирует веру в то, что все мужчины являются папами. Его интерпретация общественного устройства мира взрослых людей основана на этой предпосылке. Вместе с процессом аккомодации, ассимиляция помогает ребенку приспосабливаться к окружающему миру.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .


Синонимы :
    ассимилирование, расплавление, слияние, уподобление, усваивание, усвоение

Другие новости по теме:

  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Ассимиляция

    Согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.


    Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

    Ассимиляция Этимология.

    Происходит от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение.

    Категория.

    Теоретический конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже.

    Специфика.

    Усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией.

    Контекст.

    В акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль имеет необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.


    Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

    АССИМИЛЯЦИЯ

    (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - в концепции развития интеллекта Ж . Пиаже - атрибут , аспект адаптации . Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. По Пиаже, познавательная А. принципиально не отличается от биологической. А. неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: А. и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли . Когда А. и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли , освобождение от эгоцентризма . Любое логическое противоречие, по Пиаже, - это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и А., и такая ситуация биологически неизбежна. (Е. В. Филиппова.)


    Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

    Ассимиляция

    Термин, использованный Жаном Пиаже в его теории интеллектуального развития. Он обозначает детскую интерпретацию окружающего мира в контексте существующей схвмы. К примеру, младенец, называющий каждого мужчину «папой», демонстрирует веру в то, что все мужчины являются папами. Его интерпретация общественного устройства мира взрослых людей основана на этой предпосылке. Вместе с процессом аккомодации, ассимиляция помогает ребенку приспосабливаться к окружающему миру.


    Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "ассимиляция" в других словарях:

      АССИМИЛЯЦИЯ - (лат. assimilatio, от assimilare уподоблять). Уравнение, уподобление, напр., в фонетике уподобление соседних звуков один другому; в физиологии уподобление веществ, поглощенных животным, веществам собственного тела. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

      АССИМИЛЯЦИЯ - (от лат. ad к и simi lis подобный), такая переработка попадающих извне в растительный или животный организм веществ, в результате к рой последние становятся составной частью клеток организма. А. белков с хим. стороны наиболее загадочная стадия… … Большая медицинская энциклопедия

      АССИМИЛЯЦИЯ - (от латинского assimilatio), 1) уподобление, слияние (например, ассимиляция звуков, ассимиляция народов); усвоение. 2) (Биологическое) усвоение питательных веществ живыми организмами, их превращение в результате биохимической реакций в… … Современная энциклопедия

      АССИМИЛЯЦИЯ - (от лат. assimilatio) ..1) уподобление, слияние, усвоение2)] В этнографии слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте… … Большой Энциклопедический словарь

      АССИМИЛЯЦИЯ - АССИМИЛЯЦИЯ, ассимиляции, жен. (лат. assimilatio) (книжн.). Действие по гл. ассимилировать и ассимилироваться. Ассимиляция звуков (уподобление одного звука другому в слове; линг.). Ассимиляция народностей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

      Ассимиляция - (лат. assimilatio сіңісу, ұқсасу, теңдесу) үлкен этникалық ортада саны кем және саяси мәдениеті мен әлеуметтік жағдайы төмен халықтың өзінің ұлттық болмысынан айырылып, басым халық арасында сіңіп кетуі құбылысы. Философия этностардың, халықтардың … Философиялық терминдердің сөздігі

      Ассимиляция - (от лат. assimilatio слияние, уподобление, усвоение) конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже, выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической … Психологический словарь

      Ассимиляция - в геологии процесс полного усвоения и плавления постороннего материала (боковых п. и пр.) в интрудировавшей магме, без сохранения реликтов материального каркаса поглощенных п., с образованием гибридной магмы,… … Геологическая энциклопедия

      АССИМИЛЯЦИЯ - процесс, в результате к рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к рой они находятся в непос редств. контакте. Этот процесс может происходить… … Энциклопедия культурологии

      ассимиляция - расплавление, слияние, усваивание, усвоение, уподобление, ассимилирование Словарь русских синонимов. ассимиляция сущ., кол во синонимов: 7 ассимилирование (4) … Словарь синонимов

    Книги

    • Ассимиляция заимствований из французского языка в среднеанглийских диалектах , Багана Ж.. Монография посвящена исследованию влияния французского языка на среднеанглийские диалекты. Норманнское завоевание Англии в 1066 году способствовало созданию сложной языковой ситуации. В…

    Формирование когнитивных структур

    Ж. Пиаже считал, что важнейшим результатом взаимодействия созревания и опыта является формирование ребенком "когнитивных структур". Первичными, формирующимися в младенчестве организационными, когнитивными структурами являются сенсомоторные схемы. Но после возраста два года, согласно Ж. Пиаже, когнитивные структуры ребенка становятся интегрированными, или ментальными.

    Одна из важнейших когнитивных структур – операция. По Ж. Пиаже операция – это мысленное действие, обладающее свойством обратимости. Это действие можно произвести в прямом и обратном порядке, так что человек мысленно возвращается к началу логической последовательности.

    В качестве примера можно привести планирование серии ходов в шашках или шахматах, и затем мысленное поэтапное возвращение к началу. Возведение в квадрат числа 2 с результатом 4 (операция) и извлечением корня из 4. Аналогично 8 камешков можно разделить на разные подгруппы – например, на 4 и 4, на 5 и 3 или 7 и 1 – и затем вновь объединить их в один набор.

    Ассимиляция и аккомодация как механизмы адаптации

    Ж. Пиаже рассматривал мышление человека как специфическую форму биологической адаптации, при которой сложный организм приспосабливается к не менее сложной среде. Люди постоянно взаимодействуют с окружающим их миром, реагируют на новый опыт структурированием и формированием новых организационных структур. Адаптация происходит посредством двух дополняющих друг друга процессов: ассимиляции и аккомодации.

    Ассимиляцией называется "такое взаимодействие с окружающей средой, при котором организм через инкорпорацию приспосабливает ее к своим собственным структурам" . Новые объекты или представления интерпретируются на основе и с учетом усвоенных прежде представлений и понятий. Например, пятилетняя девочка была знакома лишь с "прототипичными" птицами (воробьи, синицы, вороны, скворцы и др.). Поэтому в ее представлении птица – нечто живое, летающее, с крыльями, хвостом и клювом. В зоопарке она впервые встречает страуса и ассимилирует его образ, включая страуса в категорию птиц. Естественно, что она может быть несколько озадачена размерами страуса и тем, что он не летает. Ее неуверенность в том, является ли страус птицей, приведет ее в состояние, названное Ж. Пиаже, неравновесием.

    Дополнительным по отношению к ассимиляции процессом, по мнению Ж. Пиаже, является аккомодация. Происходит это, когда характеристики среды не укладываются в существующие у человека представления. Благодаря аккомодации в ответ на изменения условий среды изменяются и представления. Например, посредством аккомодации также пятилетняя девочка, получив новую для нее информацию о страусе, может изменить свое представление о птицах, например, она может решить, что не все птицы летают. У нее может также сформироваться новое понятие "страус", отличное от сформированного у нее ранее понятия "птицы". В результате аккомодации эта девочка на время окажется в состоянии равновесия, или когнитивного баланса. Ее опыт и представления будут вполне соответствовать друг другу.

    Ж. Пиаже предположил, что любой человек, как и любой организм, стремится к равновесию. Когда человек сталкивается с незнакомой ситуацией, когнитивный баланс нарушается. Для его восстановления включаются процессы ассимиляции и аккомодации. Установление равновесия называют уравновешиванием.

    По мнению Ж. Пиаже, ассимиляция и аккомодация практически всегда сопутствуют друг другу. Сначала человек пытается осмыслить новый опыт, используя уже имеющиеся представления и способы решения (ассимиляция). Если это не удается, он вынужден внести изменения в собственные представления (аккомодация).

    Любое адаптивное поведение содержит элементы ассимиляции и аккомодации, однако их соотношение всегда зависит от конкретной формы деятельности. В качестве примера практически целиком ассимилятивного поведения могут служить фантазийные игры маленьких детей. В зависимости от сюжета игры, диван в этой ситуации может стать кораблем или самолетом, композиция из стульев – домом или ограждением. Напротив, подражание, по сути своей является аккомодацией; дети подстраивают свои действия под действия выбранных ими моделей для подражания.

    С течением времени неравновесие наступает все реже и реже. Происходит обогащение репертуара понятий и структур, и человеку уже не так часто приходится сталкиваться с абсолютно новыми ситуациями. Взрослый вряд ли встретит объект, который не входит ни в одну из известных ему категорий. И в этом случае для достижения когнитивного баланса ему потребуется лишь внести незначительные изменения в уже имеющиеся категории. Тем не менее, процессы ассимиляции и адаптации сопровождают всю нашу жизнь, поскольку мир динамичен и нам приходится постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам.

    • Donaldson М. Children"s minds. Glasgow, 1978. Р. 140.

      Научная и житейская психология: основные понятия, различия между ними. 3(9 –19), 6(208 – 215), 8

      Проблема ассимиляции реально-психологического опыта человека 6(208 – 215), 8.

      Место психологии в системе наук о человеке. Отрасли современной психологии. 1, 2, 3.

      Психология как наука о душе: античные представления о взаимоотношениях души и тела. 2(20 – 25), 3(22 – 29), 5(диалог 2), 4(57 – 63), 7(30 – 52).

      Психология как наука о сознании: интроспективная психология. 9, 5

      Психология как наука о поведении: бихевиоризм. 9, 5

      Гештальтпсихология и психоанализ. 9, 5

      Отечественная психология. 9, 5

    Литература

      Любые учебники по психологии.

      Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 1988

      Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 1996

      Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992.

      Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М, 1995.

      Олпорт Г. Личность: проблема науки или и искусства? / Психология личности. Тексты. – М, 1982.

      Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. – М., 1980.

      Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.

      Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.

    Развитие психики в филогенезе. Сознание как высшая стадия психического отражения

      Стадии развития психики: элементарная сенсорная, перцептивная стадия психического развития, интеллект животных. 1(45-53), 2(209-230-239), 3(3-10).

      Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных. 4(79-81), 5(59-81), 6, 5

      Основные закономерности развития психики животных. 4(63-68),2(251-261), 7,10

      Социальное поведение животных. 8, 9, 10, 19 (223-245)

      Предпосылки появления сознания. 12(68-), 18, 11

      Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву, К.К. Платонову) 12(62-68), 16(124-158, 265-280).

      Сознаваемые и неосознаваемые психические процессы. Понятие установки (по Д.Н. Узнадзе). 15(202-309), 17(353-375), 18,14(146-350)

    Литература

      Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.

      Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

      Общая психология / Под ред. В.В. Богословского. – М, 1981.

      Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986

      Тинберген Н. Поведение животных. – М., 1985.

      Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1993

      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии; в 2т. – М., 1989. т.1. с.146-155.

      Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. – М., 1977. с.9-12, 27-59, 140-144, 244-246.

      Тинберген Н. Социальное поведение животных. – М., 1995.

      Фабри К.Э. Орудийные действия животных.// Серия «Биология», №4, 1980.

      Гиппентейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998.

      Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1988.

      Штейнмец А.Э. Пособие для самостоятельной работы по общей психологии. – Смоленск. 1986. задачи№ 12, 15-18.

      Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М-Воронеж. 1997.

      Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного. – м., 1989.

      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977.

      Бассин Ф.В. проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). – М., 1968.

      Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.,1995.

      З.А.Зорина, И.И.Полетаева Зоопсихология. Элементарное мышление животных. – М., 2001. – 320с., с.