1 русская национальная бригада сс. Третья глава. «Дружина» в борьбе с советскими партизанами. Переход на сторону полоцко-лепельских партизан

>

Долгая, полная мистики и загадок история бриллиантов начинается одновременно с историей алмазов, ведь бриллиант — это не что иное, как ограненный ювелирный алмаз. Определить точное время появления алмазов в жизни общества крайне затруднительно, а уж выяснить, когда к этому минералу стали относиться как к драгоценному камню — так и вовсе невозможно. Известно, что в Европу они стали попадать V-VIвеках до н.э., а вот как драгоценный камень бриллиант стал использоваться значительно позднее, только тогда, когда появились способы его огранки — приблизительно 550 лет назад.

Индия — родина алмазов

В далекие времена, когда алмазы добывались исключительно в Индии, им приписывались мистические свойства. Их чаще всего они использовались как атрибуты религиозных обрядов. Ими украшали талисманы, обереги и статуи индийских богов. Запасы алмазов строго охранялись монахами. Те немногочисленные камни, которые оказывались в Европе, попадали туда через путешественников или редких, отважившихся на длительный и трудный путь торговцев. Тогда еще алмазы выглядели совсем не так, как сейчас, им не умели придавать теперешнюю форму: их лишь немного шлифовали по естественным граням.

Алмазы в Средние века

В Средние века алмазы использовались как обереги и талисманы. Позднее их стали применять и в медицинских целях. Некоторые истово верующие в целебные свойства алмазов даже глотали их в надежде на исцеление. Римский мыслитель Плиний Старший в своем труде Naturalis Historia описывал применение алмазов в качестве инструментов, отмечая их непревзойденную прочность.

В 13 веке человечество научилось с помощью огранки придавать алмазам необходимую форму. Однако это изобретение осталось незамеченным, так как считалось, что после обработки алмазы теряют свои чудодейственные свойства. Поэтому до 1910 года (а именно тогда была изобретена шлифовка алмазов, которая применяется и по сей день) алмазы практически не обрабатывались.

В те далекие времена носить алмазы в качестве украшений разрешалось только монархам и членам их семей, поскольку они были символами силы, отваги, власти. Фактически, это был камень победителей. Согласитесь, зачем простому смертному носить у себя на шее такой камень?

Первый бриллиант

Первый бриллиант был изготовлен Луи де Бернелом в 1454 году для герцога Бургундии Карла Смелого. Увидев невероятно сверкающий камень, герцог пожелал украсить ими свои доспехи. Он свято верил, что блеск камней будет на поле боя ослеплять врагов, приводить в ужас и обращать их в бегство. И пример герцога, как показала история, оказался заразительным. Многие правители считали своим долгом выйти на поле боя в доспехах, усеянных бриллиантами. На светских мероприятиях появляться в бриллиантах было не принято, до тех пор пока фаворитка короля Франции Карла VII Агнесса Сорель не ввела моду на их ношение в свете.

Во второй половине 19 века в Европе началась настоящая бриллиантовая лихорадка: в Южной Африке был найден первый кимберлитовый алмаз — знаменитая «Звезда Южной Африки». Произошло это не совсем обычно: в 1869 году некий фермер заявился в таверну, держа в руках бутылку с камнями, которые он наковырял из облицовки собственного дома. Как ни странно, это были алмазы. Всего через несколько лет Южная Африка стала основным мировым поставщиком алмазов (второе место прочно заняла Бразилия).По всему миру стали распространяться слухи о том, что алмазы ядовиты. Делалось это для того, чтобы прекратить кражи, которые постоянно происходили на приисках: рабочие просто глотали их и уходили домой.

Именно в этот период на мировую арену выходит компания «De Beers», которая сконцентрировала в своих руках около 75% мощностей по производству алмазов во всем мире. Именно с того момента, когда компания открыла свои двери, началась новейшая история бриллиантов.

Бриллианты в России

В славянских летописях упоминания об алмазах появляются в 1073 году. А вот как ювелирное украшение его стали использовать значительно позднее. В описании одеяния царя Михаила (17 век) упоминаются алмазные запонки. В начале 18 века в Россию приходит мода на алмазные пуговицы. Екатерина II любила играть на алмазы в карты. Кстати, именно в период ее правления слово «бриллиант» в обиходе почти полностью вытеснило наименование «алмаз». Стоит отметить, что в те времена бриллианты были сплошь привозными. Русские алмазы были обнаружены на Среднем Урале лишь в 1829 году. Несколькими десятилетиями позже месторождения были найдены и в Сибири — на реке Мельничной, рядом с Енисейском, затем алмазы были обнаружены в Якутии, а потом и в Архангельской области. В августе 1954 года была открыта знаменитая кимберлитовая трубка «Зарница» — крупнейшее месторождение алмазов. Вот уже в более чем 50 лет она находится в резерве и не разрабатывается.

Только после открытия месторождения в Якутии, именно тогда, когда стало понятно, что бриллианты — это перспективная для России отрасль, в стране стали строиться заводы по огранке алмазов. Сейчас работает 7 таких заводов, основной из них и самый первый — завод «Кристалл» — находится в Смоленске. А знаменитые белые русские бриллианты ценятся по всему миру.


не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Александра 12.07.2016 17:55
Очень хорошая статья, написана просто и чрезвычайно увлекательно, дочитал до конца и не пожалел, такое редко бывает на просторах интернета, спасибо авторам!!!

С давних времен женщины старались дополнить свой образ драгоценностями. Наличие дорогостоящих камней считалось показателем богатства и влияния. Многие задаются вопросом о том, чем отличается бриллиант от алмаза, ведь это самые дорогие среди кристаллов. Разница в названиях очень часто дезинформирует покупателей, поэтому необходимо знать, чем же отличаются между собой эти два вида камня.

Что такое алмаз

Алмаз - это самый твёрдый и чарующий минерал, который формируется под влиянием большого давления и температуры. Состоит он из углерода, и найти его можно в специальных месторождениях.

Данная форма углерода имеет уникальное строение кристаллической решетки, именно благодаря этим показателям алмаз остается самым твёрдым веществом на Земле. У него есть удивительные оптические свойства, которые раскрываются лишь при огранке. В природе камень не красив в эстетическом плане и не имеет уникальной формы. Но он имеет необычайные свойства: твёрдость, высокая теплопроводность, но внешне довольно тусклый. Чтобы его грани начали сверкать при лучах солнца, профессиональные ювелиры освоили технику огранки. Вследствие чего и получается готовый продукт в виде бриллианта. В статье вы увидите, чем отличается алмаз от бриллианта, фото предоставлены.

Что такое бриллиант

Мы выяснили, что бриллиант - это ослепительно ограненный алмаз, имеющий те же положительные качества, но только внешний вид его стал намного привлекательнее. Исходя из этого цена ограненного камня заметно отличается от неограненного в сторону увеличения. В умелых руках мастера камень изменит свой вид и заиграет всеми красками на солнце, а вот если огранка выполнена неумело, тогда можно получить даже из хорошего алмаза плохой бриллиант. Существует множество способов обработки, которые могут превратить тусклый камень в сверкающий кристалл.

Оценка по системе 4С: определение уникальности бриллианта

Драгоценный камень оценивается по четырем параметрам:

  • Cut (огранка).
  • Clarity (чистота).
  • Color (цвет).
  • Carat (масса в каратах).

Цена камня в обработанном виде и в чистом определяется по следующим факторам:

  • Вес кристалла. Чем больше его вес и внешний вид, тем выше будет его цена. Один большой обработанный алмаз гораздо дороже маленьких камней.
  • Чистота с дефектами уступает в цене чистому минералу.
  • Оттенок алмаза. Дорого стоит камень прозрачного или насыщенного цветного оттенка, поскольку подобные экземпляры в природе можно встретить нечасто.

На самом деле это два вида одноо и того же камня. Но нужно в целом понимать, чем отличается алмаз от бриллианта, в чем разница между ними. А отличия имеются следующие:

  1. Вес камня. Данный показатель весьма важен, так как вес может уходить в процессе огранки. Показатели напрямую зависят от качества камня, способа и формы огранки. Если это обычная обработка, к примеру, круглая огранка, тогда потеря веса зависит от вида обработки и симметрии камня в конечном варианте. Если же камень несимметричен, тогда его стоимость заметно падает.
  2. Цена алмаза и бриллианта. Данный показатель может быть разным, так как необработанный вариант в стоимости гораздо ниже. В природе существует огромное количество алмазов, их продают большими партиями разным предприятиям. Если вы хотите приобрести камень без огранки, тогда важно помнить, что не стоит обращаться за покупкой к частным лицам. Лучше обратиться в компетентную компанию, которая обязательно предъявит сертификат на подлинность камня и его происхождение.
  3. Различная форма камней. Алмаз может иметь разную форму с заостренными краями, с виду он как обычный минерал, который добыли из земли. А что касаемо бриллианта - это огранённый минерал, предназначенный украшать ювелирные изделия.
  4. Сфера применения кристаллов разнообразна. Алмазы используют в промышленности, но если они имеют множество дефектов. Из них делают покрытия для инструментов и также применяют в нано-технологиях. В то время как бриллиант принято использовать исключительно в ювелирной сфере для создания дорогостоящих украшений.

Алмаз и бриллиант: в чем разница

Размер имеет значение? Конечно. Желая выяснить размер камня, нужно исходить из того, что основой является диаметр алмаза, у которого округлая форма. Размер бриллиантов связан непосредственно с количеством граней и весом. Бриллианты принято обрабатывать вручную, поэтому они отличаются по размеру, но могут быть одинаковыми по весу. Интересно, что имеющие не одну грань, могут весить меньше, чем камни маленького размера.

При оценке размеру не уделяется особого внимания, но для этого создана шкала соответствия. Она дает возможность установить зависимость между весом и размером камня, который относится к группе огранки «А» (чистые бриллианты, которые отличаются крупным весом, изумительным блеском и весомой стоимостью).

Существуют тематические каталоги, где указывают цвет, вес, чистоту и размер бриллиантов. Если вы знаете размер бриллианта, можно без проблем определить его вес, даже не имея поблизости специальных приборов. Нужно вымерять высоту и диаметр камня в миллиметрах. Отношение высоты к диаметру, определенное в % и будет тем весом, который необходимо узнать.

На сегодня самыми востребованными являются небольшие бриллианты, весом от 0,2 до В этом случае размеры бриллиантов имеют значение, они позволяют сказать, какое украшение дорогое и престижное. Но на самом деле, маленькие бриллианты или средние в изделии использованы - какая разница? Главное, что их красота и блеск сводят с ума!

  1. Внешним видом.
  2. Блеском.
  3. Ценой.
  4. Огранкой.

Кристалл, прошедший обработку, отличается от того, который не прошел её. У алмаза нет граней, поэтому он выглядит совершенно по-иному и не так эффектно. Бесцветный камень начинает сиять только после огранки. Этот процесс кардинально меняет цену кристалла, но алмаз без огранки стоит гораздо ниже. Есть множество типов обработки, ввиду сложностей камень может менять цену и становиться дороже.

Исходя из вышеперечисленной информации, можно сделать вывод, чем отличается бриллиант от алмаза:

  1. Алмаз - это изначальный вид минерала, а бриллиант - это обработанный камень.
  2. Внешний вид бриллианта намного красивее и ярче, чем у алмаза.
  3. Огранённый камень во много раз дороже, чем не обработанный минерал.
  4. Алмазы могут использоваться в промышленности, медицине. Бриллианты применяются лишь в ювелирных украшениях.

Внимательно изучив происхождение, физические и химические характеристики камня, можно выяснить, чем отличается бриллиант от алмаза. Алмаз как материал применяют в разных сферах, в то время как бриллиант, синтезированный из него, создан для того, чтоб поражать своим блеском и красотой в украшениях.

Есть пять главных правил.

1. «Бриллиант» — название самого известного вида огранки, а не материала.

2. Название «бриллиант» предполагает конкретный вид огранки круглой в плане формы, симметричной, с 57-ю гранями (плюс пришлифованный шип — колета, где сходятся грани павильона; эта грань предохраняет низ камня от обламывания), — из них 33 грани на короне (включая площадку — большую центральную грань) и 24 на павильоне; прочие виды огранок круглой формы с меньшим числом граней имеют каждая своё название: те у которых более 57 граней, называются модификациями бриллианта.

3. Недопустимо применять название «бриллиант» к прочим видам огранки без обозначения камня.

4. В том случае, когда речь идёт о бриллианте, огранённом из алмаза, наименование материала может быть опущено. В этом случае «бриллиант» означает и вид огранки, и алмаз.

Ещё совсем недавно ювелирные магазины в нашей стране были полны удивительной продукцией из синтетического корунда. Другие камни встречались крайне редко. О качестве камня покупатель ничего не знал и не спрашивал. Побудительным мотивом к покупке чаще всего служили слухи об очередном повышении цен на золото. В эти периоды с прилавков магазинов сметалось почти всё…

Сейчас ситуация меняется. На прилавках появилось больше различных ювелирных изделий с природными и синтетическими камнями. Непривычно велик и ассортимент украшений с бриллиантами. Слухами об очередном повышении цен покупателя уже не пугают, и он может делать свой выбор основательно. Но для этого необходимо иметь хотя бы общие понятия о том, что и как выбирать.

Алмаз — это минерал, состоящий из чистого углерода. Он действительно самый твёрдый природный минерал. По шкале твёрдости — 10. Рубин, у которого твёрдость 9, примерно в 150 раз «мягче» алмаза! Кстати, удивительно, но самый мягкий минерал — графит (твёрдость 1) также состоит из чистого углерода. Секрет кроется в структуре этих минералов, т. е. в расположении атомов углерода относительно друг друга. Алмаз твёрд только к истиранию (царапанью), но хрупок и может расколоться даже от лёгкого удара. Вам следует об этом помнить, если вы имеете изделия с бриллиантами. К любым кислотам и изменениям температуры в обычных условиях он удивительно стоек, и здесь вам нечего опасаться.

Для некоторых из вас будет сюрпризом узнать, что действительно бесцветный алмаз, каким мы его себе представляем, встречается крайне редко. Стоимость бесцветного бриллианта круглой огранки и высокого качества массой 1 карат (0,2 г) достигает 11—12 тысяч долларов. Но обычно алмаз окрашен в желтоватые, коричневатые или сероватые цвета, реже в голубоватые, зеленоватые или розоватые. Окраска может быть интенсивная, так называемая «фантазийная», но она никогда не бывает чистой, т. е. если цвет алмаза синий, то не такой чистый, как цвет у сапфира, а красный не может сравниться с цветом рубина.

Очень высоко ценятся пурпурно-красные алмазы из Австралии. В 1995 году их стоимость была, в среднем, 100 тысяч долларов за карат!

Цвет алмазов обычных окрасок — от бесцветного до светло-жёлтого (коричневого, серого) оценивается по специальной шкале. В разных системах оценки бриллиантов используются разные шкалы цвета. По системе Геммологического института Америки в этом диапазоне выделяется 23 цвета, которые обозначены буквами алфавита английского языка, начиная с буквы «D» —для бесцветного алмаза и кончая буквой «Z» — для светло-жёлтого.

В России используются 9-бальная шкала (для камней массой более 0,30 карата), 7-бальная (для камней массой меньше 0,30 карата) и 4-бальная (для мелких камней простой огранки). В ювелирных магазинах нашего города вы можете встретить маркировку цвета пока только по одной шкале, но ситуация может измениться. Вам следует помнить, что бриллианты первых 3 цветов 9-бальной шкалы встречаются редко, особенно 1 цвет. Разница же в стоимости между 1 и 3 цветами составляет около 30%. Причём на глаз вы не заметите разницу в цвете оправленных камней, имеющих маркировку цвета от 1 до 6, а у мелких камней в жёлтом металле с маркировкой 7 и даже 8 вы можете ещё не заметить какой-либо окраски. Будьте осторожны при покупке камней с маркировкой цвета 1—3!

Как вам прочитать маркировку камня? На ярлыке к изделию вы можете увидеть что-нибудь вроде Кр 57 3/4. Кр57 означают форму камня и количество граней, в данном случае огранка круглая и на камень нанесено 57 граней (стандартная бриллиантовая огранка ). Следующая цифра означает цвет, а последняя — качество.

Качество, как и цвет, в разных системах оценивается различно, но все эти системы хорошо стыкуются между собой. Качество здесь означает степень свободы камня от каких-либо дефектов, обычно внутренних. Оценивается качество при десятикратном увеличении и невооружённым глазом. В системе Геммологического института Америки выделяются 11 групп качества бриллиантов.

В системе, используемой в России, как и с цветом, используются три шкалы качества, в зависимости от размеров камня, соответственно 12, 9 и 6-бальные. Чем дефектней камень, тем больше цифра. Следует помнить, что бездефектные камни встречаются крайне редко. Будьте осторожны, если видите на маркировке высшие оценки качества! Если изделие дорогое, то лучше проконсультироваться у геммолога, прежде, чем покупать его. Никогда в таких случаях не полагайтесь на написанное на ярлыке. Мне приходилось видеть такие несоответствия качества бриллиантов с их маркировкой.

Специалист, конечно, обратит внимание и на качество огранки камня. В нашей стране качество огранки, как правило, хорошее. Плохое качество отмечается обычно у камней индийского производства. Кроме того, бриллианты могут быть облагорожены: заполненные специальным веществом трещины, выжженные лазером включения, изменённая окраска. Могут встретиться и синтетические алмазы, но себестоимость их производства пока чрезвычайно высока, и реальной угрозы рынку алмазов с их стороны на данный момент нет.

кандидат геолого-минералогических наук,
Александр Кисин

В 1919 году математик Марсель Толковский рассчитал пропорции бриллиантовой огранки (на западе этот бриллиант известен, как бриллиант Толковского; в России - просто «бриллиантовая» огранка), при которой свет входящий в камень через корону, полностью отражается от граней павильона по закону полного внутреннего отражения и выходит обратно, создавая сильные блеск и «игру» (за исходную форму был принят круглый бриллиант с 57 гранями). При таких пропорциях бриллиант не пропускает свет «насквозь», в отличие от имитаций.

Диаметр: ширина бриллианта, измеряется по диаметру рундиста.
Площадка: верхняя горизонтальная грань алмаза.
Корона: верхняя часть камня, расположенная над рундистом.
Рундист: узкий ободок бриллианта, отделяющий корону от павильона.
Павильон: нижняя часть камня, расположенная под рундистом.
Калетта: место схождения граней павильона, иногда образующую маленькую 58-ю грань.
Глубина: размер драгоценного камня от площадки до калетты.

Основными показателями, влияющими на оценку бриллиантов, являются цвет камня, чистота камня, огранка камня и его масса, выраженная в каратах. Именно на них базируется принцип оценки - четыре «Си»(4С), где каждая «С» обозначает один из факторов оценки:

Cut - огранка камня - форма, тип огранки, пропорции, а также качество обработки (симметрия, полировка и т.д.);

Clarity - чистота камня - степень свободы камня от внутренних включений;

Color - цвет камня - самый главный фактор, влияющий на оценку бриллианта;

Carat weight - масса камня в каратах (1 карат равен 0.2 гр.)

В мире существует несколько систем оценки качества бриллиантов, но мы рассмотрим две самые распространенные - систему Геммологического института Америки (GIA) и российскую систему.

Система GIA для оценки бриллиантов.

Cut - огранка камня.

Качество огранки бриллианта, возможно, самый важный компонент их всех четырех, влияющий на стоимость бриллианта, поскольку правильно обработанный камень выглядит очень красиво, в нем наблюдается яркий блеск и «игра». При правильной огранке бриллианта, свет проходит сквозь площадку короны, играет между граней павильона и возвращается обратно сквозь площадку полностью или почти полностью отразившись от внутренних граней. Если же огранка неудачна, то свет, проходящий сквозь площадку, быстрей достигает граней павильона и «просачивается» сквозь одну из них, либо уходит через противоположную нижнюю грань бриллианта, не успевая отразиться. Чем меньше света, преломляясь внутри камня, выходит обратно, тем меньше блеск Вашего бриллианта.

Большинство специалистов по драгоценным камням сходятся в том мнении, что лучшая огранка бриллиантов основывается на формуле, которая позволяет придать камню максимальный блеск. Эти формулы можно понять, изучив пропорции бриллиантов, однако гораздо важнее как глубина соотносится с диаметром бриллианта и как диаметр площадки соотносится с диаметром бриллианта.

Специалисты в области классификации огранки бриллиантов разработали таблицу в помощь ювелирам, с помощью которой можно придать бриллианту идеальные пропорции. Согласно этой таблице огранку бриллиантов (по GIA) можно разделить на следующие категории: Идеальная (Ideal), Превосходная (Premium), Очень хорошая (Very Good), Хорошая (Good) и Доброкачественная (Poor).

Идеальная огранка ставит своей целью придать алмазу максимальную яркость и обычно у таких бриллиантов площадка меньшего размера, что дает дополнительное преимущество: у таких камней большая способность к рассеиванию света. Эта категория огранки применима только к круглым бриллиантам. Круглые бриллианты с огранкой категории «Премиум» имеют огранку эквивалентную «Идеальной» с более широкой площадкой и слегка измененными углами короны и павильона. Бриллианты с огранкой «Очень хорошая» отражают большую часть света, который проходит сквозь них, создавая достаточный уровень яркости. Бриллианты с такой огранкой получаются в результате того, что огранщики немного отходят от предусмотренных пропорций бриллианта, чтобы на выходе получить достаточно крупный по весу бриллиант. Как результат подобные бриллианты имеют отклонения по размеру площадки или ширины рундиста, хотя по остальным параметрам совпадают с параметрами бриллиантов категории «Идеальный» или «Премиум». Огранка категории «Хорошая» подразумевает, что в камне отражается много света, проходящего через него. Пропорции отклонены от идеальных, поскольку выбор сделан в пользу большего размера бриллианта при огранке, а не отсечения всего лишнего, чтобы получить небольшой камень категории «Премиум».

Clarity - чистота камня.

Когда речь заходит о чистоте бриллианта, мы имеем в виду наличие отличительных характеристик снаружи и внутри камня. Хотя большинство этих характеристик - неотъемлемая часть необработанного алмаза, возникшая на самых ранних стадиях формирования кристалла под землей, хотя некоторое их количество появляется в результате воздействия мощного давления, которому подвергается алмаз в процессе огранки. Если представить то невероятное давление, с помощью которого зарождается алмаз, то совсем не удивительно, что многие алмазы имеют трещинки-включения, дефекты, воздушные пузырьки и частички чужеродных минеральных пород, как на поверхности, так и внутри камня. Оценка чистоты производится при 10-кратном увеличении лупы, при этом учитывается размер, количество, расположение и цвет внутренних характеристик, а также в ряде случаев и поверхностные дефекты, которые нельзя удалить путем переполировке без значительной потери веса камня. При прочих равных условиях бриллианты без внутренних характеристик считаются более ценными. В системе оценки GIA различают 11 групп чистоты: начиная от «Внутренне безупречного» - бриллианта, не имеющего абсолютно никаких дефектов и включений даже при 10-кратном увеличении и заканчивая «Несовершенным» - бриллиантом, у которого присутствуют серьезные дефекты и включения, видимые даже невооруженным взглядом.

F и IF (Flawless и Internally Flawless) - Чистые и Внутренне Чистые. У таких бриллиантов нет внутренних включений либо их невозможно обнаружить при10-кратном увеличении. Очень редкие.

VVS1 и VVS2 (Very Very Small Inclusions) - Едва-едва заметные включения. Очень трудно обнаружить при 10-кратном увеличении.

VS1 и VS2 (Very Small Inclusions) - Едва заметные включения. Мельчайшие включения незаметны невооруженным глазом и с трудом обнаруживаются при 10-кратном увеличении.

SI1 и SI2 (Small Inclusions) - Маленькие включения. Мельчайшие включения, которые можно обнаружить при 10-кратном увеличении и в некоторых случаях (SI2) включения видны невооруженным взглядом.

I1 и I2 и I3 (Imperfect) - Заметные Включения. Включения видны, как при 10-кратном увеличении, так и невооруженным глазом.

Color - цвет камня.

Говоря о цвете бриллианта, ювелиры обычно имеют в виду наличие или отсутствие цвета в «белом» бриллианте. Цвет напрямую зависит от химического состава бриллианта и с течением временем не меняется.

Из-за того, что бриллиант лишен цвета, подобно прозрачному стеклу он пропускает через себя больше света, чем цветной камень, бесцветные бриллианты больше искрятся и играют световыми отражениями. Вследствие особенностей процесса формирования алмазов, только единичные экземпляры являются по-настоящему бесцветными камнями. Чем бесцветнее «белый» бриллиант, тем выше его стоимость. На цветные бриллианты фантазийной окраски эти правила не распространяются. Такие бриллианты имеют яркую фантазийную окраску - голубую, розовую, красную, желтую, зеленую. Они очень редки и их стоимость в несколько раз, а то и на порядки превышает стоимость «белых» бриллиантов.

Оценивая бесцветность бриллиантов, многие ювелиры прибегают к профессиональной цветовой шкале компании GIA, которая разделена на группы, начиная с совершенно бесцветных бриллиантов и далее по мере увеличения насыщенности желтого оттенка до последней группы для бриллиантов с желтой окраской. Каждую группу обозначают буквой латинского алфавита от D - бесцветные бриллианты до Z - желтые бриллианты. По этой же шкале оценивают цвет камней с коричневым оттенком, при этом учитывается насыщенность коричневого цвета. Оценка цвета бриллианта сводится к определению группы цвета. Окраска желтых и коричневых камней с характеристикой цвета ниже Z считается фантазийной. Для бриллиантов с фантазийной окраской существуют свои группы цвета, при характеристике таких камней употребляют слово fancy (фантазийный), далее описывают цвет и его интенсивность. Для оценки цвета бриллиантов применяется набор эталонов.

Carat weight - масса камня в каратах.

Карат - единица измерения, принятая для определения веса бриллиантов. Один карат эквивалентен 0.2 грамма (200 миллиграмм). Слово «карат» происходит от названия семени цератония, с помощью которого люди в древности проверяли весы. Семечки цератония настолько малы и неотличимы друг от друга, что даже самая современная техника не способна измерить разницу в весе двух семечек, превышающую значение 0.003.

Процесс формирования алмаза происходит только в особых условиях, и обычно природные компоненты, необходимые для образования кристалла, можно найти только в горах. Что означает, что крупные алмазы находят гораздо реже, чем мелкие. По этой причине цена алмаза растет в прямой зависимости от его размера.

Российская система оценки бриллиантов.

Российская система оценки бриллиантов базируется на технических условиях (ТУ 117-4.2099-2002), действующих с апреля 2002 года.

Оценка огранки. В качестве стандарта принята круглая огранка с 57 гранями (Кр-57), существует также круглая 17-гранная огранка (Кр-17), которая используется для мелких камней. ТУ устанавливает диапазоны геометрических параметров огранки, по которым круглые бриллианты Кр-57 могут быть поделены на группы (в порядке убывания геометрических параметров, симметрии, качества полировки) «А», «Б», «В», «Г», а Кр-17 - на две группы - «А» и «Б». Бриллианты известных фантазийных форм огранки подразделяют на две группы - «А» и «Б». Бриллианты фантазийных форм огранки с нетрадиционным количеством и расположением граней относятся к группе огранки «Б».

Вес бриллианта измеряется в каратах до второго знака после запятой. Для вычисления массы камня, закрепленного в ювелирном изделии, применяют специальные расчетные формулы.

Выделяются три весовые группы бриллиантов: мелкие (массой до 0.29 карат), средние (от 0.30 до 0.99 карата) и крупные - 1 карат и выше.

Оценка цвета. Бриллианты классифицируют по группам цвета от бесцветных с постепенным увеличением насыщенности желтых, коричневых, серых оттенков. Количество групп цвета зависит от веса. Мелкие бриллианты Кр-17 классифицируют по 4 группам цвета (1 - бесцветные камни). Мелкие бриллианты Кр-57 классифицируют по 7 группам цвета (1 - бесцветные камни). Средние и крупные бриллианты классифицируют по 9 основным группам цвета (1 - бесцветные камни)(см. таблицу), при этом в 6, 8 и 9 выделяют несколько подгрупп: 6 и 6-1, от 8-1 до 8-5, от 9-1 до 9-4 (например, 8-2 - слабо окрашенные желтые, или 8-5 - желтые). Бриллианты с фантазийной окраской относятся к первой группе цвета. Хочется заметить, что бриллиантов массой 1 карат и выше с характеристиками 1/1 практически нет в продаже. Камни с такими характеристиками дороже бриллиантов с характеристиками 4/4 в несколько раз и могут оказаться не по карману даже очень состоятельным людям. В то же время внешне бриллианты 1/1 и 4/4 абсолютно не отличаются друг от друга.

Оценка чистоты. Бриллианты классифицируются по группам чистоты в зависимости от наличия внутренних характеристик (включений, трещинок, поверхностных дефектов, устранение которых приведет к существенной потере веса), их количества, расположения и цвета (учитываются характеристики, видимые в лупу 10-кратного увеличения). Количество групп чистоты зависит от веса. Так, мелкие бриллианты Кр-17 классифицируют по 6 группам чистоты, а мелкие бриллианты Кр-57 - по 9 группам. Для средних и крупных камней существует 12 групп чистоты (см. таблицу). Из таблицы следует, что бриллиант с чистотой 5 на бриллиантах весом до 0.29 карата соответствует чистоте 7 для средних и крупных камней. Т.е. с трудом видимые невооруженным глазом дефекты и цветность обнаруживаются только при характеристиках 7/7 (для средних и крупных камней). Тренированный глаз без помощи приборов замечает дефекты и цветность при характеристиках 6/6. Поэтому при покупке больших камней правильнее будет обращать внимание на цвет и размер, которые бросаются в глаза.

Итоговая оценка бриллианта записывается в следующем виде: например, Кр-57 0,35 3/4А. Это означает: бриллиант круглой огранки с 57 гранями, массой 0.35 карата, имеет 3-ю группу цвета, 4-ю группу чистоты, группу огранки - А.

Вне зависимости от вида огранки бриллианты подразделяют на три группы:

Мелкие - бриллианты массой до 0,29 карата;

Средние - бриллианты массой 0,30-0,99 карата;

Крупные - бриллианты массой свыше 1,00 карата.

ВНИМАНИЕ! Масса бриллиантов определяется взвешиванием на аналитических весах с точностью до двух знаков после запятой. Математический расчет массы бриллианта через геометрические параметры дает лишь приближенный результат! Кроме того, масса бриллианта никогда не определяется в сторону увеличения, даже если второй и третий знаки после запятой равны 9! Например, 0,999 кар = 0,99 кар.

Наверх

Цвет

В зависимости от оттенка цвета, его тональности и насыщенности бриллианты подразделяют на:

Бесцветные;

С оттенками разной насыщенности;

Окрашенные (желтые с оттенками разной насыщенности, коричневые с оттенками разной насыщенности);

Фантазийные (со значительным присутствием цвета при просмотре бриллианта через площадку или же с цветом, отличным от желтого, коричневого, серого при сравнении с бриллиантом-образцом по цвету).

Группа цвета определяется визуально путем сравнения конкретного бриллианта со специальными образцами-эталонами, каждый из которых характеризует определенную группу цвета (см. рис. 1).

ВНИМАНИЕ! Чем меньше бриллиант, тем меньше градаций групп цвета. Это следствие того, что с уменьшением объема самого исследуемого бриллианта становится сложнее определить различие между смежными группами цвета. Да и наборы образцов отличаются .

Рисунок 1. Определение цвета бриллианта приборным методом на установке Diamond Brilliance Tester, разработанной в лаборатории РФЯЦ, Саров

Цветовая палитра

Окраска кристаллов алмаза является одной из важнейших характеристик будущего бриллианта. Наиболее высоко ценятся бесцветные бриллианты, а также бриллианты со слабым оттенком голубизны. Камни редкой окраски (голубые, розовые, изумрудно-зеленые и др.) тоже котируются достаточно высоко, несмотря на некоторое ухудшение оптических свойств, обеспечивающих «игру». Такие цвета называются «фантазийными», а высокая ценность бриллиантов этих расцветок обусловлена их уникальностью. Часто встречаются кристаллы желтой окраски разной насыщенности и яркости - вплоть до коричневой; такие камни хуже «играют», вполне заурядны, поэтому и ценятся значительно дешевле.

Таким образом, именно уникальность или, наоборот, ординарность окраски кристаллов является психологической основой различия в стоимости по-разному окрашенных камней и впоследствии изготовленных из них бриллиантов.

    Желтая окраска алмазов. Из цветных наиболее часто встречаются алмазы желтого цвета, который варьируется от янтарно-золотистого до буроватых оттенков. Основной причиной появления различных оттенков желтого цвета в природных алмазах является присутствие атомов азота.

    Зеленая окраска алмазов. Кристаллы, полностью окрашенные в зеленый цвет, довольно редки. Иногда зеленый цвет проникает только на толщину «рубашки» кристалла, гораздо реже зеленоватый цвет равномерно распределяется по всему камню. Основываясь на том, что бесцветные алмазы приобретают зеленую окраску при искусственном воздействии радиации, многие исследователи приходят к выводу, что природа зеленых алмазов радиационная.

    Голубая окраска алмазов. Достаточно редко встречаемые кристаллы алмаза, их окраска вызвана наличием примеси бора.

    Коричневая и розовая окраска алмазов. Камни с такой окраской составляют значительное количество среди природных алмазов.

ФАНТАЗИЙНЫЕ ЦВЕТА

В бриллиантовой торговле существует договоренность называть фантазийными только чрезвычайно красивые и привлекательные бриллианты. На протяжении долгого времени наилучшими считались бесцветные бриллианты. Однако это мнение изменилось около 20 лет назад, когда наиболее ценными стали бриллианты необычных расцветок («фантазийные» бриллианты). И в 1983 году в HRD (Бельгийской геммологической лаборатории) начали проводить сертификацию бриллиантов фантазийных цветов.

Рисунок 2. Диаграмма координат цветности бриллианта

Бриллианты фантазийных цветов можно разделить на две группы:

1. бриллианты уникальных цветов (розовые, голубые и т. д.);

2. бриллианты желтых, коричневых цветов и их комбинаций, окраска которых темнее или насыщеннее стандартных образцов-эталонов по цвету.

Бриллианты фантазийных цветов также подразделяются на:

Фантазийный светлый;

Фантазийный;

Фантазийный интенсивный;

Фантазийный темный;

Фантазийный насыщенный;

Фантазийный яркий.

Следует помнить, что единственным подтверждением фантазийного цвета, а соответственно и стоимости бриллианта является сертификат!

Рисунок 3. Наиболее часто встречаемые фантазийные цвета бриллиантов

ВНИМАНИЕ! Серые, молочно-белые и черные бриллианты, которые встречаются достаточно редко, никогда не называют фантазийными! Вопрос определения фантазийного цвета принципиально важен, поскольку от этого будет зависеть стоимость бриллианта. Фантазийные цвета достаточно разнообразны, поэтому для них не существует наборов-эталонов (потребуется слишком большое количество эталонов). Для их оценки используют атласы цветов, наиболее подходящим из которых считается атлас Манселла. В качестве примера можно привести фотографию фантазийного бриллианта на одной из карт этого атласа (см. рис. 4).


Рисунок 4. Бриллианты фантазийных цветов и использование атласа Манселла

Наверх

Чистота

Чистота - один из основных классификационных признаков бриллиантов, характеризующийся отсутствием или степенью проявления внутренних и внешних дефектов. Чистота бриллиантов является одной из важнейших характеристик, определяющих цену камней. Группу чистоты определяют визуальным методом с применением лупы 10х увеличения при искусственном освещении с применением стандартных источников света D65 (характеристики определены Международной комиссией по освещению CIE).

Внешние и внутренние дефекты

Под характеристиками чистоты понимают как дефекты природного происхождения, возникшие в процессе формирования и добычи кристалла, так и дефекты, появившиеся во время обработки кристалла и ношения бриллиантов в ювелирных изделиях. Все характеристики чистоты можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние дефекты

Это дефекты, расположенные на поверхности бриллианта и незначительно проникающие вглубь его. Внешние дефекты могут быть следствием процесса обработки или повседневного ношения изделия. К внешним дефектам относят: раковины, сколы, царапины, линии полировки, заматованность, пористость рундиста, завальцованность, подгар граней (клиньев).

Внутренние дефекты

Это внутренние особенности камня, целиком находящиеся внутри бриллианта или частично выходящие на его поверхность, видимые невооруженным глазом или при увеличении 10Х. К внутренним дефектам относят: включения, трещины, точки, облака, пузырьки, полоски, микрошвы, грейнинг, линии роста. Некоторые из них в процессе обработки могут выходить на поверхность, но находятся они в объеме бриллианта и поэтому считаются внутренними.

Группы чистоты

Согласно ГОСТу Р 52913-2008 бриллианты в зависимости от характеристики внутренних и внешних дефектов, степени их проявления и места расположения в объеме бриллианта, а также от видов огранки и групп массы подразделяются на группы чистоты в соответствии с табл. 1.

Таблица 1. Определение группы чистоты бриллианта по характеристикам согласно классификации бриллиантов ГОСТ Р 52913-2008 *

Характеристики групп чистоты бриллиантов

Группа чистоты бриллианта

Центральная зона бриллианта

Средняя зона бриллианта

Периферийная зона бриллианта

Вес до 0,299 карат

Вес от 0,30 карат

Без внутренних и внешних дефектов 1 1
Один мельчайший дефект в виде светлой точки, различимый только при просмотре бриллианта со стороны павильона - - 2 2
- Не более двух мельчайших дефектов в виде светлых точек 2 2
- Один мельчайший дефект в виде полоски 2 2
Не более трех мелких дефектов в виде светлых включений - - 3 3
- 3 3
- Не более двух мелких дефектов в виде полоски 3 3
Не более двух мелких дефектов в виде темных включений - - 3 4
Не более четырех незначительных дефектов в виде светлых включений 3 4
Не более двух незначительных дефектов в виде полосок 3 4
Не более одного незначительного дефекта в виде полоски и трех незначительных дефектов в виде светлых включений 3 4
- - 3 4
Один незначительный дефект в виде светлого облака - - 4 5
Один незначительный дефект в виде трещины - - 4 5
Не более трех незначительных дефектов в виде темных включений - - 4 5
Не более шести незначительных дефектов в виде светлых включений и полосок 4 5
- Не более трех мелких дефектов в виде трещин 4 5
Не более восьми мелких рассеянных дефектов в виде светлых включений, полосок, трещин, прозрачных объемных включений 5 6
До пяти незначительных дефектов в виде темных включений 5 6
Один незначительный дефект в виде объемного темного включения 5 6
Не более восьми мелких рассеянных дефектов в виде светлых и темных включений, полосок, трещин, облаков, прозрачных объемных включений 5 7
Один небольшой дефект в виде темного включения 5 7
Не более двух небольших дефектов в виде темных включений 5
Не более двух небольших дефектов в виде трещин 5
Не более одного небольшого дефекта в виде облака в сочетании с небольшим темным включением 5
Несколько мелких дефектов в виде трещин в сочетании с небольшим темным включением 5
Многочисленные небольшие дефекты в виде различных включений и трещин 6 8
Одна большая трещина 6 8
Многочисленные большие дефекты в виде различных включений, трещин 6 9
Многочисленные большие дефекты в виде различных включений в сочетании с трещинами 6 9
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра не менее 60% граней павильона бриллианта 7 10
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра от 60% до 30% граней павильона бриллианта 8 11
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра менее 30% граней павильона бриллианта 9 12

* Классификация бриллиантов по группам чистоты действует с 01.01.2009 года

Наверх

Огранка

По форме огранки бриллианты подразделяют на:

Круглые (название говорит само за себя, именно такие бриллианты составляют основную массу всего бриллиантового рынка);

Фантазийные (ставшие уже традиционными бриллианты прямоугольных, грушевидных и т.д. форм и даже бриллианты в виде сердца);

Нетрадиционные (в своем большинстве бриллианты, произведенные ограниченной серией или даже в единственном экземпляре; их форма существенно отличается от традиционных; зачастую такие бриллианты используются дизайнерами в авангардных украшениях).

По типам огранки (форме и взаимному положению граней) бриллианты подразделяют на:

Клиньевая, или бриллиантовая - к данному типу относятся «круглые», «груши», «маркизы», «сердца» (см. рис. 5);

Рисунок 5. Клиньевая, или бриллиантовая огранка

Ступенчатая – «принцессы», «изумруды», «квадраты» и т.д. (см. рис. 6);

Рисунок 6. Ступенчатая огранка

Смешанная (сочетающая в себе элементы первых двух типов – например, «феникс»).

Наверх

Стоимость

ВНИМАНИЕ! Если цена одного отдельного грамма золота и одного грамма в килограмме одинакова, то стоимость бриллиантов с увеличением их размера возрастает в прогрессии. Например, бриллиант весом 0,99 карата будет стоить гораздо меньше, чем бриллиант весом 1,00 карата при одинаковом цвете и чистоте.

Бриллианты независимо от вида огранки, по массе подразделяются на три группы:

Средние;

Крупные.

Кроме того, для мелких бриллиантов вводится понятие подгрупп массы (диапазон значений массы бриллиантов).

Понять принцип формирования обозначения размерно-весовых подгрупп достаточно просто - это не что иное, как количество штук бриллиантов, составляющих массу, равную одному карату.

Мелкие круглые семнадцатигранные бриллианты (Кр-17) подразделяются на размерно-весовые подгруппы в соответствии с табл. 1.

Таблица 1. Характеристика размерно-весовых подгрупп бриллиантов Кр-17


Мелкие бриллианты других видов огранки подразделяются на размерно-весовые подгруппы в соответствии с табл. 2.

Таблица 2. Характеристика размерно-весовых подгрупп мелких групп бриллиантов

Средние бриллианты всех видов огранки подразделяются на следующие подгруппы массы (в каратах):

от 0,30 до 0,39 включ.; от 0,40 до 0,49 включ.; от 0,50 до 0,59 включ.;

от 0,60 до 0,69 включ.; от 0,70 до 0,79 включ.; от 0,80 до 0,89 включ.; от 0,90 до 0,99 включ.

Крупные бриллианты всех видов огранки подразделяются на следующие подгруппы массы (в каратах):

от 1,00 до 1,24 включ.; от 1,25 до 1,49 включ.; от 1,50 до 1,74 включ.; от 1,75 до 1,99 включ.; от 2,00 до 2,24 включ.; от 2,25 до 2,49 включ.; от 2,50 до 2,74 включ.; от 2,75 до 2,99 включ.; от 3,00 до 3,24 включ.; от 3,25 до 3,49 включ.;

от 3,50 до 3,74 включ.; от 3,75 до 3,99 включ.; от 4,00 до 4,24 включ.; от 4,25 до 4,49 включ.; от 4,50 до 4,74 включ.; от 4,75 до 4,99 включ.; от 5,00 до 5,24 включ.; от 5,25 до 5,49 включ.; от 5,50 до 5,74 включ.; от 5,75 до 5,99 включ.; от 6,00 и св.

Наверх

Наиболее актуальные вопросы в практике современных геммологических лабораторий

Пять С

Безусловно, основные характеристики бриллианта основываются на его визуальном восприятии. Однако такой подход не может быть объективным, поэтому оценка бриллиантов производится по так называемым «четырем С»:

Color (цвет);

Clarity (чистота);

Cut (огранка);

Carat weight (масса в каратах).

На сегодняшний день применение последних научно-технических разработок позволяет объективно подойти к комплексной оценке бриллианта. С этой целью ОАО «ПО «Кристалл» и ФГУП Российский Федеральный Ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики впервые в мировой практике специально ввели новый показатель, так называемую пятую «С» - коэффициент «Charm», а также разработали оборудование и методику измерений.

Коэффициентом «Charm» определяют следующие оптические характеристики блеска бриллианта:

1. Интенсивность блеска - этот параметр характеризует яркость блеска и определяется как коэффициент отражения лучей света в бриллианте. На эту характеристику влияют в первую очередь потери света из-за несовершенства огранки бриллианта.

2. Дисперсия блеска - этот параметр характеризует способность бриллианта разлагать падающий на него белый свет в цвета радуги. По-другому его можно определить как цветовую насыщенность блеска. Этот параметр наибо¬лее сильно проявляется в бриллиантах с высокой чистотой и хорошей геометрией огранки.

3. Искристость блеска - этот параметр включает в себя две оптические характеристики, на которые реагирует глаз человека:

Рельефность рисунка блеска, характеризующую среднее число искр в картине блеска, различаемых глазом человека (статическую компоненту параметра искристости);

Мерцание рисунка блеска, характеризующую изменение интенсивности блеска при наклоне и повороте бриллианта в пространстве (динамическую компоненту параметра искристости)

4. Геометрия рисунка блеска - этот параметр характеризует наличие или отсутствие в рисунке блеска больших темных пятен, различимых глазом человека, которые можно трактовать как дефекты блеска.

При сертификации измеренное значение данного коэффициента заносится в специальную графу в бланке сертификата, и человек, получающий сертифицированный бриллиант, может самостоятельно, без специальной подготовки и приборного обеспечения сделать вывод - насколько хорошо будет смотреться бриллиант.

Наверх

Природа бриллианта и воздействие на него

Наиболее актуальным и сложным остается вопрос диагностики природы бриллианта и обнаружения следов внешнего воздействия на него с целью изменения цвета и/или чистоты.

На современном рынке наиболее часто встречаются следующие группы ограненных камней:

1. Природные ограненные алмазы - бриллианты, подвергавшиеся воздействию с целью изменения цвета и/или чистоты.

Наиболее часто камни подвергаются термобарическому воздействию и/или облучению с целью изменения цвета. Причем современные технологии позволяют как обесцвечивать бриллианты, так и придавать им насыщенные фантазийные цвета. Для улучшения же чистоты, как правило, используются методы заполнения трещин веществом с показателем преломления, близким к алмазу. Если нанесение покрытия, следы заполнения трещин и высверленные лазером каналы можно обнаружить при просмотре бриллианта в лупу и микроскоп, то следы облучения и термобарического воздействия диагностировать достаточно трудно. Такая диагностика проводится только в геммологических лабораториях путем анализа спектрограмм, снятых на специальном оборудовании, а также с помощью целого ряда дополнительных косвенных признаков.

Сведения о наличии или отсутствии следов внешнего воздействия с целью изменения цвета и/или чистоты бриллианта обязательно должны вноситься в бланк сертификата!

2. Синтетические ограненные алмазы

На сегодняшний день широко известны такие имитации бриллиантов, как фианит, стекло, цирконий, муассанит и т.д. Современное оборудование с достаточной точностью позволяет отличить их от алмаза. Однако в последнее время в мире, в частности в США, России, странах СНГ, наблюдается рост объемов производства высококачественных синтетических алмазов, из которых затем изготавливаются ограненные ювелирные вставки. Если синтетический кристалл алмаза специалист еще может визуально отличить от природного (по характеру поверхности граней кристалла, его внешнему габитусу, наличию затравки), то после огранки такая возможность полностью исчезает. Именно поэтому наиболее авторитетные геммологические лаборатории мира уделяют большое внимание внедрению и развитию современного высокоточного диагностического оборудования этого профиля. Без сложных специальных дорогостоящих тестов неподготовлен-ному потребителю происхождение бриллиантов невозможно определить.

Существуют методы синтеза алмазов, которые позволяют создавать синтетические алмазы, искусственное происхождение которых невозможно диагностировать во многих геммологических лабораториях.

В отечественной геммологической практике сегодня используются последние разработки российских ученых в области диагностики бриллиантов. Так, например, Смоленский геммологический центр совместно с Научно-технологическим центром уникального приборостроения РАН проводят исследования по диагностике облагороженных бриллиантов и синтетических ограненных алмазов с использованием акустооптического спектрометра рамановского излучения. Данный прибор позволяет не только в течение 1,5-2 минут однозначно отличить бриллиант от имитации (даже в том случае, когда камень закреплен в изделии!), но и определить метод воздействия на бриллиант или синтетический ограненный алмаз. Очевидно, что именно за такими приборами будущее геммологи.

Рисунок 9. Сертификат соответствия синтетического ограненного алмаза и его блистерная упаковка

3. Имитации бриллиантов (наиболее часто встречаемые: циркон, муассанит, шпинель и т.д.).

Отличить бриллиант от имитаций для специалиста сегодня не представляет сложности. Во-первых, при визуальном осмотре у настоящего камня можно обнаружить следующие идентификационные признаки: качественную полировку граней и остроту ребер, отсутствие эффекта «раздвоения ребер», наличие включений и дефектов, характерных для природных алмазов. Во-вторых, существует ряд приборов, позволяющих специалисту даже с незначительной подготовкой отличить бриллиант от имитаций.

Бриллианты поломали не одну сотню жизней. Но среди многих трагических случаев, связанных с украшениями, выделяются истории «роковых камней», которые меняли хозяев «как перчатки» и повсюду оставляли за собой кровавый след.

Пожалуй, самый безобидный в нашем списке, бриллиант «Регент» (140,64 карата). Доподлинно неизвестно, где и когда он был найден, но, по самой распространенной версии, его обнаружил в 1701 году индиец раб на руднике, в районе приисков Голконды (Центральная Индия), где была добыта большая часть алмазов, о которых мы сегодня будем говорить. Свою биографию камень, начал с крови – раб отказался отдавать его хозяевам рудника и обманул охрану, спрятав камень в разрезанном бедре и повязав все это повязкой из листьев. Ночью он сбежал, но был предательски убит одним матросом, который обещал в обмен на алмаз вывести его из страны. Прибыв в пункт назначения матрос продал алмаз сэру Томасу Питту, губернатору крепости Сент-Джордж. Деньги он истратил «по-матросски» - быстро, а потом повесился с горя.
Отсюда начинается подлинная история бриллианта. Томас Питт отдал камень ювелиру Джозефу Коупту, который и придал ему современную форму. Но в те времена губернатору небольшой крепости было опасно обладать таким сокровищем – охотники за драгоценностями не оставили бы его в покое. Поэтому, помучившись от мании преследования, Томас продал камень регенту Франции Филиппу II Орлеанскому. Во время французской революции «Регент» украли вместе с другими украшениями Бурбонов. Вернуть в руки монархии роковой бриллиант удалось Наполеону, который украсил им рукоятку своего меча. Что стало со знаменитым полководцем, всем и так известно. После Наполеона, сколько бы камень ни крали, он всегда, в конце концов, оказывался во Франции. Сегодня его можно увидеть в Апполоновой Галерее Лувра.

"Кохинор"

История белого бриллианта «Кохинор» («Гора света»), который сегодня украшает корону королевы Елизаветы, известна с XIV века, хотя найден он был, очевидно, раньше, согласно легендам, все в тех же копях Голконды. Несколько веков он украшал тюрбан раджей из династии государства Малва. Существовали легенды, что первым владельцем камня был легендарный герой Индии Карна из эпоса Махабхарата. Поэтому, в народе существовало поверие, что когда «Кохинор» поменяет владельца, то государство будет порабощено. Так и случилось в 1304 году, когда Малву завоевал делийский султан Ала-ад-Дином, который присвоил себе знаменитую драгоценность.
Впоследствии, камень сменил много династий – Великих Моголов, иранскую династию Афшаридов, афганских Дурранов – везде он считался символом власти, поэтому его владельцы менялись не всегда бескровно. Историки утверждают, что из восемнадцати владельцев этого бриллианта одни были предательски убиты, другие погибли в сражениях, остальные умерли в нищете. В конце концов, Кохинор оказался в 1849 году в руках у английских властей и был передан среди прочих ценностей, королеве Виктории.

"Черный бриллиант Орлов"

Также известен как «алмазное око Брахмы». В Индии черный алмаз в 195 карат, по легенде, украшал глаз статуи бога Брахмы около Пондишери (Южная Индия). Возможно подобная биография, а также редкий черный окрас и объяснили бы все слухи о проклятье, если некоторые из его владельцев не свели счеты с жизнью. Первым был Джей Пэрис, который привез бриллиант в Америку в 1923 году. Спустя некоторое время он спрыгнул с одного из небоскребов Нью-Йорка. Следующие владелицы – Надежда Орлова и княгиня Галицина-Баританская тоже, якобы, в 1947 году покончили с собой.

Сложно утверждать, насколько правдивы эти истории – архивы обходят загадочные смерти стороной. Согласно документам, княгиня Галицина-Баританская умерла в возрасте 102 года в Швейцарии в 1918 году, а Надежда Петровна Орлова в 90 лет во Франции в 1988 г.

Впоследствии камень поменял еще многих владельцев, наиболее известный из них - ювелир Денис Петимезас, купивший камень в 2004 году. Он публично заявил, что не чувствует никакого действия пресловутого проклятья, и бриллиант не принес ему ничего иного, кроме удачи. Тем не менее, уже спустя 30 месяцев он выставил его на продажу. В 2006 году у «черного Орлова» нашелся загадочный покупатель, по словам СМИ, «с другого континента», чье имя и судьба общественности неизвестно.

Ничего неизвестно о происхождении еще одного печально известного бриллианта «Санси». Говорят, что его добыл некий купец в пещерах с драгоценностями и вез в дар султану, но в пути его убили. После этого камень пошел «гулять» по свету, пока не попал в руки короля Карла Смелого в XV веке. Он и отдал его ювелиру для огранки, который сделал из него бледно-желтый бриллиант 55, 23 карата. Спустя два года король умер, а камень пропал без вести и был найден только в 1570-м году у Николая де Санси – французского поверенного в Константинополе. Вот к кому бриллиант отнесся благосклонно – с его помощью Николаю удалось добиться расположения короля Франции Генриха III, которому он на время его одолжил. По легенде, слуга, отправившийся доставить камень королю, погиб от руки грабителей, но перед этим успел проглотить "Санси". Как известно, Генрих III тоже не долго просидел на троне.

Когда произошла Французская революция 1789 года, "Санси" находился во французской сокровищнице вместе с другими роковыми бриллиантами «Хоуп» и «Регент». Дальнейшая его судьба туманна. Известно, что он успел побывать в руках у Демидовых. В конце концов, его купили американские промышленники Асторы, которые через некоторое время продали его Лувру, где он и находится по сей день.

Самый последний и самый кровавый – сапфирово-синий бриллиант, с абсолютно несоответствующим именем своей репутации – «Хоуп» («Надежда»). Камень, весивший до огранки сто пятнадцать каратов (карат равен 0,2 грамма), был привезён из Индии французским купцом, путешественником и ювелиром Жаном-Батистом Тавернье, который, кстати, известен своими описаниями копей Голконды. Он подарил его королю Людовику XIV. Первой, на кого обрушилось проклятье, была многолетняя любовница короля маркиза де Монтеспан. Эта пылкая черноволосая красавица, к тому же умная и образованная, успевшая родить королю восемь детей, получив алмаз в подарок, сразу же опротивела Королю-Солнце. Даму сердца изгнали из дворца, а алмаз, нашел свое место на кружевном жабо Людовика XIV. Ровно через семь месяцев, в 1715 году, король, не расстававшийся с бриллиантом, скончался. Его наследник Людовик XV упрятал "Хоуп" на долгие годы в королевскую сокровищницу. Следующей его хозяйкой стала печально известная Мария-Антуанетта, которая любила шикарные платья и красивые камушки. Ее судьба, как и судьба ее супруга всем прекрасно известна – гильотина. Следующим его известным владельцем стал Георг IV, который вскоре сошел с ума. После этого, камень продали банкиру Томасу Генри Хоупу. Человека, именем которого назвали камень, отравили.
В 1910 году бриллиант приобрёл за 550 тысяч франков ювелир Пьер Картье, который почему то сразу же перепродал его семейству миллионеров Маклин. Эдвард Бейл Маклин являлся наследным владельцем газеты «Вашингтон пост», а его жена Эвелин Уэлш Маклин владела алмазными копями. Вскоре семья потеряла наследника, после чего мистер Маклин запил горькую и скончался. Напуганное семейство продало в 1958 году «Хоуп» известному филантропу Гарри Уинстону, который, впоследствии передал его Смитсоновскому институту.
Сегодня знаменитая «Надежда» поджидает свою новую жертву за пуленепробиваемым стеклом экспозиции.