Подготовка к операции. Хронология операции «искра»

Создание самолета

В мире традиционно считается, что армейский разведчик Р-1 был всего лишь копией, сделанной русскими инженерами с английского DH.9. У нас тоже значимость этой машины оценивают невысоко, полагая, что Р-1 явился лишь некоей прелюдией к созданию действительно полноценных отечественных боевых аппаратов. В советский период это распространенное мнение не обсуждалось, особого интереса ворошить поросшую мхом историю также не имелось. Ну был такой аэроплан и был, строили его по причине недостатка средств и опыта. В известных войнах Р-1 не участвовал, заметного влияния на какие-либо события не оказал.

Не оспаривая в целом вышесказанное, одновременно с тем можно утверждать, что роль Р-1 в становлении и развитии отечественной авиации необычайна. Именно осваивая этот самолет, создавалась практически из ничего мощнейшая советская авиационная индустрия. Вплоть до 1930 г. эта машина являлась основным типом, выпускаемым нашими авиазаводами. Несмотря на свои действительно заурядные данные, Р-1 безраздельно доминировал в границах одной шестой части земной поверхности на протяжении почти десяти лет. Отдельные машины этого типа продолжали летать даже во второй половине 1930-х гг.

В начале 1916 г. английским авиаконструктором, летчиком и владельцем фирмы «Эйрко», сэром Джеффри Де Хэвиллендом был создан образец армейского многоцелевого биплана, получившего обозначение DH.4. Испытания первого опытного образца в августе 1916 г. вселяли уверенность в машине, поэтому после соответствующих доработок она пошла в серийное производство, которое продолжалось до окончания Первой мировой войны. Всего заводы Англии и США в период с 1917 по 1918 г. изготовили около 4000 DH.4.

Следом за первым образцом появился его улучшенный вариант - DH.9. Основными внешними отличиями этой машины стало перенесение места пилота из-под центроплана верхнего крыла назад, изменение профиля крыльев и силуэта фюзеляжа. DH.9 пошел в производство с конца 1917 г., а суммарный выпуск составил порядка 3700 машин. DH.4 и DH.9 оснащались в основном двигателями Сиддли «Пума» мощностью 220 - 230 л.с., что делало их летные и боевые характеристики сопоставимыми. Появление американского двигателя Форд А-12 «Либерти» мощностью 400 л.с. привело к появлению наиболее совершенной модели семейства - DH.9A. Этот самолет на заключительной стадии мировой войны признавался одним из лучших на фронте. Изготовленные в количестве 6300 экземпляров, DH.9A находились на вооружении армий Англии и США до конца 1920-х гг. Другие страны также много лет эксплуатировали эти самолеты. После войны на основе этой машины строилось значительное количество почтовых и пассажирских вариантов.

В России

Чертежи DH.4 были переданы России по союзническим договоренностям в конце 1917 г. Развернуть производство предполагалось на заводе «Дукс» в Москве, однако из-за отсутствия двигателей, материалов, а также на фоне происходящих революционных событий, дело затормозилось и было отложено на неопределенное время.

В ходе Гражданской войны некоторое количество DH.4, DH.9 и DH.9A было захвачено Красной Армией на севере и юге страны и использовалось впоследствии Красным Воздушным Флотом. К концу 1920 г. в его строю находилось до 20 означенных аппаратов. На основе имеющихся чертежей и обмера трофейных образцов техническим отделом завода «Дукс», переименованного в 1918 г. в Государственный авиазавод №1 (ГАЗ №1), готовилась документация для постройки самолетов в Советской России с учетом различий в имеющихся материалах, оборудовании и комплектующих изделиях. Эта работа велась в 1920 - 1922 гг. под руководством Н.Н. Поликарпова.

В 1921 г. на ГАЗ №1 изготовили 20 DH.4 с итальянскими двигателями «Фиат» мощностью 240 л.с. Одновременно заложили первую серию DH.9 с двигателями «Даймлер» мощностью 260 л.с. Поступление новой техники позволило в том же году довести количество «де хевиллендов», используемых Красным Воздушным Флотом, до 40 - 50 единиц.

Благодаря солидным запасам военного имущества, оставшегося после окончания Первой мировой войны, советские представители задешево приобретали в Европе значительные партии самолетов. Согласно контракту, подписанному в декабре 1921 г. «Эйркрафт диспозэл компани», летом 1922 г. в Россию поступило 40 DH.9, оснащенных двигателями Сиддли «Пума». Самолеты в разобранном виде доставили в Ленинград из Лондона на шведском корабле «Миранда» 4 июня. Двигатели «Пума» привезли из Швеции, где они хранились на складах. Тем же летом еще 10 бипланов DH.9 прибыли в Ленинград из какого-то другого источника.

В 1923 г. из-за границы ввезли 20 DH.9 и 10 DH.9A, в следующем году - еще четыре DH.9A и 22 DH.9. Таким образом, до середины 1924 г. в различном состоянии в Советский Союз поступило более сотни DH.9 и DH.9A. Закупки самолетов за границей и проводимый одновременно с этим курс на возрождение отечественной авиапромышленности обходились недешево, и в начале 1920-х гг. руководство страны столкнулось с необходимостью изыскания дополнительных денежных средств. В этих условиях было решено использовать старый проверенный способ пополнения казны путем сбора пожертвований от населения. Для реализации этой задачи в марте 1923 г. создается Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ), которое просуществовало несколько лет, агитируя и собирая деньги под девизом «Трудовой народ, строй Воздушный Флот!». При этом средства от коллективных жертвователей целевым порядком направлялись на покупку или постройку отдельных самолетов. Наименования коллективов обычно наносились на бортах фюзеляжей. Торжественная передача таких «именных» машин проходила обычно в праздничной атмосфере, с участием больших масс трудящихся. Практически сразу в результате проведенной агитационной кампании удалось собрать значительные средства.

8 мая 1923 г. английский министр иностранных дел лорд Керзон направил советскому правительству ультиматум, в котором, под угрозой разрыва дипломатических отношений, выставил ряд условий. Среди прочего он потребовал отзыва советских полномочных представителей (послов) из Афганистана и Персии (Ирана). Резкое заявление министра было воспринято как угроза новой интервенции и привело к многочисленным демонстрациям и митингам в пользу укрепления обороноспособности республики. За короткое время число членов ОДВФ возросло до двух миллионов человек. По иронии судьбы, собранные средства направили на приобретение, в частности, и английских самолетов. У нескольких фирм в Англии закупили истребители и разведчики. 11 ноября 1923 г. на Центральном аэродроме Москвы состоялась торжественная передача ВВС первых боевых самолетов, составивших отряд «Ультиматум». Его вооружили разведчиками DH.9A английской постройки. Символом отряда стал рисунок художника Алексеева, на котором летящий аэроплан на месте пропеллера имел убедительно сжатый кулак.

В том же месяце на Украине началось формирование новой авиационной части, известной как «Отдельный разведывательный отряд им. Ильича» (впоследствии он назывался более коротко - «Ильич»). Первым его командиром стал военный летчик Казимир Адольфович Рудзит. После его гибели 23 сентября 1924 г. на 2-х планерных состязаниях в Крыму отряд «Ильич» возглавил Иван Иванович Нусберг. Средства для приобретения самолетов собирались региональной организацией ОАВУК (Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма). Отряд сформировали в Харькове. 18 мая 1924 г. состоялась торжественная церемония его передачи как боевой единицы Украинскому военному округу. Первоначально отряд состоял из 10 самолетов DH.9A. Все они считались дарственными от различных трудовых коллективов и несли отличительные надписи, нанесенные на обоих бортах фюзеляжа.

Среди них были «Донецкий шахтер», «Червоний вартовик Подолм», «Самолет Сумщины», «Красный Киевлянин», «Незаможник Одесщины» (на самолете написали «Одессщины»), «Пролетарий Одесщины», «Профсоюзы Екатеринославщины», «Украинский чекист». Девятая машина первоначально называлась «Юзовский пролетарий», но при прилете ее в Юзовку, переименованную в Сталино, собравшийся на митинг народ потребовал немедленно заменить название на «Сталинский пролетарий». Требование было тут же исполнено. Командирский самолет нес надпись «Ильич». Чуть позднее общее количество самолетов в отряде довели до дюжины, один из них назывался «Луганский краснознаменец».

Все эти DH.9A были полностью окрашены в серебристый цвет. Отличительными знаками машин отряда являлись красное вертикальное оперение с номерами белого цвета и надпись «Ильич» с размещенным ниже знаком «серп и молот» на капоте двигателя. Летом 1924 г. отряд «Ильич» принял участие в учениях Украинского военного округа, а затем в маневрах Черноморского флота. По поводу взаимодействия с черноморской эскадрой в особом приказе Реввоенсовета СССР от 5 декабря 1924 г. отмечалось, что «...отряду пришлось производить полеты на большие дистанции в новых, совершенно непривычных ему условиях, но, тем не менее, полностью были выполнены все возложенные на отряд ответственные задачи».

От американского «Либерти» к советскому М-5

Среди всех вариантов силовых установок, использовавшихся на самолетах DH.9, самым удачным являлся американский двигатель «Либерти».

Этот 12-цилиндровый авиационный двигатель жидкостного охлаждения не относится к образцам творчества какой-либо отдельной фирмы. Его появление напрямую связано со вступлением США в апреле 1917 г. в число воюющих государств и разработкой обширной программы развития американской военной авиации. Отсутствие мощного современного авиадвигателя и стремление получить его в наикратчайшие сроки подвигло департамент авиапромышленности Соединенных Штатов к активным действиям.

Для разработки требуемого мотора, получившего символичное наименование «Либерти» («Свобода»), привлекли лучших инженеров, которых буквально заперли в одной из вашингтонских гостиниц. Одновременно в помощь проектировщикам с различных предприятий Америки собрали наиболее опытных консультантов и чертежников. Работа велась практически круглосуточно. Двигатель спроектировали и изготовили в период с 3 июня по 3 июля 1917 г., т.е. ровно за месяц. В его конструкции и оборудовании использовались многие элементы и технологические приемы, применявшиеся в автомобильной промышленности. При этом одним из основных требований стала полная взаимозаменяемость частей, позволявшая выпускать мотор на разных предприятиях. Уже в том же году массовое производство «Либерти» развернулось на заводах «Форд», «Паккард», «Линкольн», «Кадиллак», «Мармон» и «Трего». Позднее число предприятий, освоивших этот двигатель, возросло до 12. Всего в период с 1917 по 1919 г. американские заводы выпустили более 20 000 экземпляров мотора, обоснованно считавшегося одним из самых мощных и надежных авиационных двигателей своего времени.

В послереволюционной России производство авиадвигателей находилось в плачевном состоянии, поэтому наиболее реальным вариантом представлялось копирование подходящего иностранного образца. При этом вопрос о лицензировании не ставился. Наиболее перспективным сочли американский «Либерти», который решено было воспроизвести самостоятельно. В 1922 г. на московском моторном заводе №2 «Икар», при полном отсутствии технической документации, по имеющемуся трофейному образцу, изготовили рабочие чертежи. Особую сложность вызвал перевод дюймовой размерности двигателя в метрическую систему мер. Работа велась инициативно и пользоваться заводским энтузиастам пришлось изрядно изношенным образцом, не позволявшим точно определить многие характеристики. Реальность самостоятельного изготовления «Либерти» поначалу справедливо подвергалась сомнению. Тем не менее в сентябре 1922 г. «Икар» получил заказ Главвоздухфлота на изготовление 100 таких моторов.

В ноябре 1923 г. первый советский «Либерти» успешно выдержал 50-часовые стендовые испытания, а со следующего года пошел в серийное производство. Под обозначением М-5 он выпускался на заводах «Икар» и ленинградском «Большевике» (бывшем Обуховском). Всего было изготовлено 3200 экземпляров М-5, которые устанавливались на самолеты И-1, И-2, Б-1 (ЛБ-2ЛД), АНТ-3. А главным потребителем их стали разведчики и легкие бомбардировщики Р-1, являвшиеся советским вариантом DH.9A.

Появление Р-1

В начале 1923 г. в соответствии с планами развития авиапромышленности в послереволюционной России на московском авиазаводе №1 (ГАЗ №1) организовали Конструкторский отдел для разработки новых образцов летательных аппаратов. Первым заданием для его сотрудников и стало изготовление рабочих чертежей DH.9A. Так как большой задел по документации на DH.4 и DH.9 уже имелся, то речь в первую очередь шла о приведении в порядок чертежного хозяйства и о подготовке к выпуску большой серии самолетов. Задание возникло по инициативе Конструкторского отдела, которым первоначально руководил Н.Н. Поликарпов. С февраля 1923 г. техническим директором ГАЗ №1 с совмещением должности начальника Конструкторского отдела назначили Д.П. Григоровича, который пребывал в этом качестве вплоть до августа 1924 г. Затем последовало возвращение Поликарпова. Таким образом, оба конструктора были причастны к созданию самолета, получившего обозначение Р-1.

Суть предстоящей работы по превращению DH.9A в Р-1 видна из следующего пояснения: «DH-9A спроектирован и построен в спешке военного времени, имеет многочисленные конструктивные недостатки, строился из английских материалов и не подходит для постройки на русских заводах». Под «английскими материалами» прежде всего понималось использование спруса - американской приморской ели. Древесина спруса, произрастающего вдоль морского побережья Северной Америки и Канады, отличается высокими показателями прочности и отсутствием сучков. Несмотря на все достоинства этого материала, закупать его представлялось делом нецелесообразным. Поэтому конструкцию Р-1 пересчитали под сибирскую сосну. Следует оговориться, что перерасчет конструкции, изменение чертежей и технологии продолжались в течение нескольких лет. При этом внешний облик самолета мало менялся.

В первоначальном проекте Р-1, определяемого как измененный и упрощенный вариант DH.9A, разработчики предполагали с тем же двигателем «Либерти» добиться улучшения летных и технических характеристик по сравнению с английским прототипом.

Советские конструкторы изменили ферму фюзеляжа, сделав ее статически определимой. Самолет получил другой профиль крыла. За счет увеличения баков запас горючего возрос примерно на 20 л.

Постройка первого опытного образца Р-1 началась в июле 1923 г. и закончилась 30 июля 1924 г. Незадолго до сдачи самолета, 19 июня, проект Р-1 был рассмотрен и утвержден в Научном комитете Управления ВВС (УВВС). Несмотря на допуск опытной машины к проведению летных испытаний, приступили к ним не сразу. Причиной задержки стала установка в системе охлаждения двигателя модных тогда пластинчатых радиаторов системы «Ламблен» (вместо лобовых сотовых на английской машине). Конструкция радиаторов была известна лишь по журналам и проспектам французской фирмы, их изготавливавшей. Самодельные радиаторы пришлось неоднократно переделывать - поначалу они оказались слишком большими, и водяная помпа «Либерти» не справлялась с перекачиванием заливаемого количества воды. Потом их сделали слишком маленькими, и вода стала перегреваться. В конце концов, опытным путем к 22 июля радиаторы довели до требуемых показателей, и самолет прошел соответствующие летные испытания. В конечном итоге радиаторы «Ламблен» вообще не прижились на Р-1, и все серийные самолеты выпускались с лобовыми сотовыми радиаторами.

Сравнительные данные DH.9A и Р-1 (проект)

DH.9A Р-1
Максимальная скорость у земли, км/ч 200 207
Посадочная скорость, км/ч 96 92,5
Время подъема на высоту 200 м, мин 10 8,12
Практический потолок, м 5200 6500

Уже в августе 1924 г., после завершения летных испытаний, впервые появилось заявление о том, что самолет устарел и необходима разработка более совершенного разведчика. Это признавалось на протяжении всего периода выпуска Р-1. Однако на его серийное производство это обстоятельство практически не влияло.


К началу 1943 года положение блокадного Ленинграда оставалось крайне тяжелым. Летом 1942 года, после окончания обороны Севастополя, немцы смогли перебросить под Ленинград тяжёлые осадные орудия.

Они вели огонь на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800–900 кг. Интенсивность артобстрелов возросла шестикратно. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. Отсутствие сухопутной связи со страной затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные потребности войск и населения в продуктах питания.

Тем не менее, положение ленинградцев было несколько лучше, чем предыдущей зимой: по подводному кабелю в город поступало электричество – а по подводному трубопроводу – нефтепродукты. Ленинград снабжался продуктами по ледовой автомобильной дороге, а в дополнение к автомобильной дороге прямо по льду Ладожского озера строилась также и железнодорожная ветка.

К концу 1942 года основные силы ленинградского фронта (42-я, 55-я и 67-я армии), которым командовал генерал Л. А. Говоров, оборонялись на рубеже Урицк, Пушкин, южнее Колпино, Пороги, правый берег Невы до Ладожского озера.

67-я армия действовала в 30-километровой полосе вдоль правого берега Невы от Пороги до Ладожского озера, удерживая на левом берегу реки, в районе Московской Дубровки, небольшой плацдарм. Её 55-я стрелковая бригада обороняла с юга военно-автомобильную дорогу, проходившую по льду Ладожского озера. 23-я армия, находившаяся на Карельском перешейке, прикрывала северные подступы к Ленинграду.

На Ораниенбаумском плацдарме находилась Приморская оперативная группа.

Действия войск фронта и флота поддерживали 13-я воздушная армия и авиация Балтийского флота.

Краснознаменный Балтийский флот под командованием вице-адмирала В. Ф. Трибуца, базировавшийся в устье Невы и в Кронштадте, прикрывал приморские фланги войск фронта и поддерживал их действия авиацией и огнем артиллерии.

Кроме того, удерживая ряд островов в восточной части Финского залива, флот надежно прикрывал западные подступы к Ленинграду с моря.

Противовоздушную оборону города осуществляла Ленинградская армия ПВО в тесном взаимодействии с авиацией и зенитной артиллерией войск фронта и сил флота.

Военно-автомобильную дорогу по льду Ладожского озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов воздушного противника части отдельного -Ладожского района ПВО.

Волховский фронт под командованием генерала К. А. Мерецкова действовал в 300-километровой полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На его правом крыле от Ладожского озера до Кировской железной дороги находились соединения 2-й ударной и 8-й армий. Правофланговая 2-я ударная армия силами четырех дивизий обороняла 15-километровую полосу от Новоладожского канала до Гайтолово.

Немецко-фашистское командование после провала попыток захватить Ленинград в 1942 г. было вынуждено прекратить бесплодные атаки и отдало приказ войскам о переходе к обороне. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов противостояла 18-я немецкая армия, насчитывавшая до 26 дивизий. Ее поддерживала авиация 1-го воздушного флота. На северо-западных подступах к Ленинграду против 23-й армии Ленинградского фронта находилось более 4 финских дивизий из состава оперативной группы «Карельский перешеек».

Наиболее плотную группировку войск противник имел в Шлиссельбургско-синявинском выступе (глубина его не превышала 15 км). Здесь между городом Мга и Ладожским озером находилось около пяти дивизий. В их составе насчитывалось почти 700 орудий и минометов, до 50 танков и штурмовых орудий. Дивизии были хорошо укомплектованы личным составом (до 10-12 тыс. человек в каждой).

Лесисто-болотистая местность в районе Шлиссельбургско-синявинского выступа создавала противнику выгодные условия для организации обороны.

Обширная территория синявинских торфоразработок, изрезанная глубокими канавами, была труднопроходимой для танков и артиллерии.

Расположенные вдоль дорог рабочие поселки с каменными постройками враг приспособил к круговой обороне, а все пространство превратил в сплошную укрепленную полосу с узлами сопротивления и многочисленными опорными пунктами с развитой сетью траншей, окопов, укрытий, блиндажей, насыщенными огневыми средствами.

По своему характеру оборона напоминала полевой укрепленный район.

Преодоление ее требовало от наступавших большого физического и морального напряжения, высокого воинского умения и мощных средств подавления и разрушения.

Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г.

22 ноября Военный совет Ленинградского фронта доложил Ставке ВГК свои соображения о боевых действиях на зимний период.

В этом документе, в частности, говорилось: «…Ленфронт должен приступить к подготовке совместно с Волховским фронтом наступательной операции с целью прорыва блокады и достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта… Оценивая различные направления для нанесения удара, мы считаем наиболее выгодным организацию прорыва фронта противника на шлиссельбургском направлении (на участке 1-й Городок - Шлиссельбург) с шириной фронта прорыва 10 км и для Волховского фронта соответственно на участке Липка - Мишкино с нанесением обоими фронтами удара на Сннявино».

Координация действий фронтов возлагалась на маршала Ворошилова.

По решению командующего Волховским фронтом главный удар наносила 2-я ударная армия генерала Романовского. В ее состав вводило 12 стрелковых дивизий, 2 лыжные и 4 танковые бригады (2100 орудий и минометов и около 300 танков и САУ).

Задача армии заключалась в том, чтобы взломать вражескую оборону на участке Липка, Гайтолово и, нанося главный удар на Синявино, выйти на рубеж Рабочие поселки № 1 и №5, Синявино, а затем развивать наступление до соединения с войсками Ленинградского фронта.

Южнее частью сил наносила вспомогательный удар в направлении Тортолово, поселок Михайловский 8-я армия.

Наступление ударной группировки Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия генерала И. П. Журавлева (около 450 самолетов).

На главном направлении Ленинградского фронта должна была наступать 67-я армия генерала М. II. Духанова.

Но решению командующего фронтом задача армии состояла в том, чтобы, преодолев реку Нева по льду и сосредоточив основные усилия в направлении Марьино, Синявино, прорвать оборону противника на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург и соединиться с войсками Волховского фронта на рубеже Рабочих поселков № 2 и № 6.

В дальнейшем намечался выход войск армии на рубеж реки Мойка от ее устья до Келколово.

В составе армии находилось 7 стрелковых дивизий, 6 стрелковых, лыжная и 3 танковые бригады, 1900 орудий и минометов и около 200 танков.

Кроме того, для содействия войскам 67-й армии привлекалось 88 орудий калибром 130-406 мм Краснознаменного Балтийского флота.

Боевые действия 67-й армии поддерживали авиация 13-й воздушной армии генерала С. Д. Рыбальченко и военно-воздушные силы Балтийского флота (всего около 450 боевых самолетов).

Утром 12 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты одновременно начали наступление.

Особую сложность представлял прорыв обороны в полосе 67-й армии. Здесь позиции противника проходили по обрывистому обледенелому левому берегу Невы, имевшему превышение над правым.

Расположенные ярусами огневые средства врага прикрывали многослойным огнем подступы к берегу.

При форсировании Невы по льду и штурме переднего края вражеской обороны от войск требовалось максимальное напряжение сил.

В ажнейшим условием успеха при этом являлось надежное подавление огневых средств противника, особенно на переднем крае, огнем артиллерии.

В ночь перед наступлением авиация нанесла массированные удары по огневым позициям артиллерии, пунктам управления, аэродромам и узлам коммуникаций врага.

В 9 часов 30 минут на обоих фронтах началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Во 2-й ударной армии она продолжалась 1 час 45 минут, а в 67-й - 2 часа 20 минут. Тонны металла обрушились на врага, уничтожая его живую силу и разрушая оборонительные сооружения.

В 67-й армии огонь по переднему краю обороны противника и в глубину ее до 200 м вели только орудия, поставленные для стрельбы прямой наводкой. Благодаря этому удалось в основном сохранить в целости лед у левого берега.

За 40 минут до начала атаки пехоты и танков штурмовая авиации Фронтов группами по 6-8 самолетов нанесла удары по узлам связи, опорным пунктам, артиллерийским и минометным батареям противника.

Наши войска вступают в Шлиссельбург

Как только окончилась артиллерийская подготовка, пехота, а за ней и лёгкие танки Т-70 из состава 67-й армии устремились по льду к левому берегу Невы.

Под прикрытием заградительного огня артиллерии первыми противоположного берега достигли штурмовые группы, бойцы которых самоотверженно действовали, проделывая проходы в заграждениях.

Стрелковые и танковые подразделения преодолели ледяное поле реки и, следу за огневым валом артиллерии, успешно атаковали врага.

Упорное сопротивление противника, оборонявшегося между 2-м Городком и Шлиссельбургом, было сломлено. К исходу дня наступавшие в центре 130-я и 268-стрелковые дивизии вклинились в неприятельскую оборону на глубину до трёх километров.

В полосе 2-й ударной армии наиболее ожесточенные бои развернулись за опорные пункты врага в деревне Липка, Рабочем поселке № и роще северо-западнее Гонтовой Липки.

Эти опорные пункты находились на флангах прорыва, и гитлеровцы дрались за их удержание, даже находясь в окружении. К исходу дня соединениям армии удалось прорвать первую позицию вражеской обороны и продвинуться на 2-3 км. Противник, стремясь не допустить развития прорыва, начал вводить в сраженье оперативные резервы.

Наибольшего продвижения удалось достичь в направлении Рабочего поселка № 5.

К исходу дня расстояние между наступавшими навстречу друг другу ударным группировками фронтов не превышало 5-6 км.

Но на следующий день контратаки противника усилились и бои приняли затяжной характер. Немецкое командование, стремясь не допустить выхода советских войск севернее Синявино, перебросило в этот район 61-ю пехотную дивизию и полк 69-й пехотной дивизии из-под Кириши. Значительно активизировалась вражеская авиация.

С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов.

Противник, неся огромные потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенно сжималось.

В первой половине дня 18 января войска 2-й ударной и 67-й армии соединились в районе Рабочих поселков № 1 и № 5.

К концу дня южно побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненны группы ликвидированы. В этих боях войска Волховского фронта захватили немецкий новый тяжелый танк Тигр.

Действенную помощь наступавшим войскам оказала артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. Огонь орудий крупных калибров 301, 402 и 405-го артиллерийских дивизионов, эскадренных миноносцев «Свирепый» и «Сторожевой», канонерских лодок «Ока» и «Зея» разрушал оборонительные сооружения противника, надежно подавлял его батареи. За время наступления морская артиллерия израсходовала 15,5 тыс. снарядов.

Тяжелое осадное орудие противника, захваченное советскими воинами под Ленинградом

18 января 1943 г., как только в Москву поступили сведения о прорыве блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве на освобожденной узкой полосе земли железнодорожной линии, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом.

Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней.

Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост.

Утром 7 февраля ленинградцы встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли.

Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. По-прежнему продолжала работать Дорога жизни.

Крупнейший политический, промышленный и культурный центр Советского Союза после тяжелой 16-месячнон борьбы вновь обрел сухопутную связь со страной.

С установлением железнодорожного и автомобильного сообщения с Ленинградом значительно улучшилось обеспечение города продовольствием.

Промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырье и топливо.

Начиная с февраля 1943 года в городе резко увеличилась выработка электроэнергии, заметно возросло производство вооружения.

Восстановление сухопутных коммуникаций позволяло непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, боевой техникой и боеприпасами.

В итоге силы защитников города стали быстро возрастать. Все это улучшало стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении.

Однако ещё год после прорыва блокады Ленинград находился на осадном положении, и полностью осада была снята лишь в ходе операции «Январский гром».

В течение ночи на 12 января наши войска в районе Нижнего Дона, на Центральном фронте и на Северном Кавказе продолжали бои на прежних направлениях. Наши лётчики при налёте на один из портов противника потопили немецкий транспорт водоизмещением в 5.000 тонн.

В заводском районе Сталинграда наши части штурмовыми группами уничтожали опорные пункты противника. На одном участке бойцы подразделения, где командиром тов. Осечкин, ворвались в расположение гитлеровцев и захватили 6 орудий, 3 миномёта, несколько десятков винтовок и склад боеприпасов. На другом участке огнём нашей артиллерии уничтожено много дзотов и блиндажей противника.

В районе Нижнего Дона наши войска вели наступательные бои. Противник пытается задержать продвижение советских частей и вводит в бой крупные силы пехоты и танков. На одном участке гитлеровцы сосредоточили до 100 танков и предприняли ожесточённые контратаки. Наши части отбили все контратаки противника, подбили 17 танков и истребили более 300 немецких солдат и офицеров. На другом участке гвардейцы Н-ской части за последние два дня захватили 6 немецких танков, 19 полевых и 2 автоматические пушки, 34 пулемёта, 19 автомашин, склад с боеприпасами и склад с продовольствием.

На Центральном фронте наши войска вели бои на прежних направлениях. В районе юго-западнее Великих Лук, несмотря на огромные потери в людях и технике, немецкое командование снова бросает в контратаки крупные силы пехоты и танков. Отражая контратаки гитлеровцев, наши части наносят врагу тяжёлые потери. Только на одном участке немцы потеряли убитыми до 500 солдат и офицеров, 75 немцев захвачены в плен. На другом участке наши бойцы уничтожили 11 немецких танков. Кроме того, советские подразделения окружили и полностью истребили роту вражеских автоматчиков.

На Северном Кавказе наши войска продолжали успешное наступление. В то время, когда советские моторизованные и танковые подразделения ворвались в город Минеральные Воды, на железнодорожной станции стояли два готовых к отправке немецких эшелона с войсками и военным имуществом. Советские бойцы уничтожили находившихся в вагонах вражеских солдат и захватили эшелоны. На другом участке Н-ская кавалерийская часть, сломив оборону противника, с боями продвинулась вперёд на 20 километров. По неполным данным, уничтожено до 400 гитлеровцев. Захвачено 9 орудий, 26 автомашин, 5 миномётов, 19 пулемётов, 34 противотанковых ружья, 300 винтовок и автоматов. На этом участке взято в плен более 200 гитлеровцев.

На Северо-Западном фронте лётчики-истребители тт. Смирнов, Углянский, Родин и Грачёв вступили в воздушный бой с 8 немецкими «Мессершмиттами». Советские летчики сбили 4 самолёта противника и благополучно возвратились на свой аэродром.

Рота венгров окружила группу партизан отряда, действующего в Сумской области. Советские патриоты организовали круговую оборону, близко подпустили противника и открыли по нему огонь. В результате боя венгры отступили, потеряв убитыми 44 человека. Отряд украинских партизан «За Родину» за семь дней боевых действий уничтожил 177 немецких солдат и офицеров, бронемашину, несколько автомашин и 2 склада с продовольствием.

Ниже публикуется акт о грабежах, которые учинили немецко-фашистские мерзавцы в колхозе «Свободный труд», Большинского сельсовета, Ростовской области: «Немецкие захватчики забрали в колхозе 166 свиней, 95 голов крупного и мелкого рогатого скота, 897 голов домашней птицы, 452 центнера подсолнуха, 200 центнеров овса, 30 центнеров пшеницы и ячменя. Гитлеровские бандиты причинили колхозу убыток в 1.151.910 рублей. Кроме того, немцы ограбили колхозников, забрали у них обувь, одежду и другие ценные вещи». Акт подписали: председатель колхоза Недайводин и бухгалтер Хрусталёв.

В боях за город Теслич югославскае партизаны разгромили гарнизон противника численностью до 2.000 человек. Партизаны захватили большое количество пленных, в том числе немецкого полковника и других вражеских офицеров. Партизанам достались крупные трофеи. Они захватили много орудий, в том числе 4 гаубицы, 3 противотанковые пушки. 2 тысячи винтовок, 8 паровозов, 30 вагонов, много снарядов и другого военного имущества.

12 января наши войска на Северном Кавказе, продолжая наступление, овладели городом и железнодорожной станцией Ессентуки и крупными населёнными пунктами - Ессентукская, Левокумский, Каррас, Николаевская, Бештаунит. В районе Зимовники наши войска овладели населёнными пунктами - Ново-Николаевская, Харьковский, Майорский, Курмоярский.

В районе Нижнего Дона и на Центральном фронте наши войска продолжали наступательные бои на прежних направлениях.

11 января частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено 5 немецких танков, более 30 автомашин, подавлен огонь 5 артиллерийских батарей, разбито два железнодорожных состава, рассеяно и частью уничтожено до роты пехоты противника.

В заводском районе Сталинграда наши штурмовые отряды выбили немцев ещё из нескольких улиц и заняли 20 дзотов и 37 блиндажей. Захвачено 2 орудия, 19 пулемётов, 4 противотанковых ружья, автоматы и винтовки.

В районе Нижнего Дона наши войска продолжали вести наступление и заняли несколько населённых пунктов. На одном участке противник бросил в контратаку значительное количество танков и пехоты. Ожесточённый бой длился в течение суток. Немцы ввели в действие резервы, стремясь любой ценой выбить советские части с выгодных рубежей. Наши бойцы стойкой обороной измотали противника, а затем нанесли ему сильный удар. Уничтожено до 2.000 вражеских солдат и офицеров, до 40 немецких танков и 12 орудий. Захвачены трофея и пленные.

На Центральном фронте наши войска совершенствовали занятые позиции и отбивали контратаки противника. Северо-западнее Великих Лук немцы перешли в контратаку на позиции, которые обороняет Н-ская часть. Вражеская пехота была встречена пулемётно-ружейным огнём и залегла. В это же время немецкие танки наскочили на минное поле. Два танка подорвались на минах, а остальные пять - подбиты нашей противотанковой артиллерией. К исходу дня гитлеровцы отступили, потеряв в этом бою свыше 200 человек убитыми. На другом участке наши бойцы атаковали противника, истребили до рты немецкой пехоты и захватили 14 пулемётов, самоходную пушку, 40 автоматов, много винтовок и склад боеприпасов.

На Северном Кавказе наши войска, преодолевая сопротивление противника, успешно продвигались вперёд. Немцы пытались задержаться на одном выгодном рубеже, чтобы привести в порядок свои потрёпанные части, но были опрокинуты ударом наших танковых и кавалерийских частей. Бойцы Н-ской кавалерийской части, преследуя отступающего противника, истребили более 200 гитлеровцев, захватили 7 орудий, 30 автомашин и 4 склада с продовольствием. Другая наша часть разгромила батальон вражеской пехоты и захватила 4 автоматические пушки, 4 миномёта, 47 автомашин и другие трофеи.

Партизаны отряда, действующего в Орловской области, пустили под откос 6 немецких железнодорожных эшелонов с войсками, боеприпасами и боевой техникой. В результате крушений разбито 5 паровозов, 52 вагона и 39 платформ. Под обломками вагонов погибло много гитлеровцев. Партизаны другого отряда в ожесточённом бою с крупными силами противника истребили до 200 немецких солдат и офицеров.

Ниже публикуется акт о кровавых злодеяниях немецко-фашистских мерзавцев в городе Нальчике, столице Кабардино-Балкарской АССР: «Ворвавшись в город осенью прошлого года, гитлеровцы начали грабить население и убивать мирных жителей. В первые же дни фашистские изверги убили жену красноармейца Шayлова и его пятерых детей в возрасте от 5 месяцев до 11 лет, расстреляли Михо Шамилова и его 10-летнего сына и многих других жителей города. Фашистские насильники надругались над 14-летней школьницей В., изнасиловали 16-летнюю девушку Н. Через некоторое время немецкие военные власти приступили к массовому расстрелу и истреблению мирных граждан - русских, кабардинцев, балкарцев, осетин, грузин, евреев и других. 5 января 1943 года, после вступления в город частей Красной Армии, в 6 километрах от города в противотанковых рвах и на дальнем кладбище нами было обнаружено свыше 600 истерзанных и изуродованных немцами трупов. У многих жертв гитлеровские бандиты отрезали руки, ноги, уши, выкололи глаза. Среди жертв фашистских палачей большое количество детей. По предварительным данным, от рук немецко-фашистских разбойников погибло не менее 2 тысяч мирных жителей Нальчика. Немецкие оккупанты взорвали и сожгли театр Кабардино-Балкарской драмы, педагогическое училище и медицинскую школу, 9 школ, Дом пионеров и октябрят, республиканскую библиотеку, новую больницу, поликлинику и другие культурные и лечебные учреждения. Варвары разрушили и сожгли курортный городок Нальчика - санатории, дома отдыха, лечебные кабинеты, уничтожили все памятники, вырубили городской парк, вывели из строя водопровод и вывезли в Германию многие культурные ценности республики». Акт подписали: жители города Нальчика С. Ифраимов, Л. Ашуров, П. Шабаев, М. Моисеева, Е. Давыдова, А. Либман, П. Ифраимов, М. Шалумов, М. Ифраимов, Ш. Давыдов и Д. Левиев.

12 января 1943 года войска Красной армии начали масштабную наступательную операцию под кодовым названием «Искра». В ней принимали участие войска Ленинградского и Волховского фронтов. Целью наступления были разгром мгинской и синявинской группировок противника и снятие блокады Ленинграда.

Несмотря на ожесточённое сопротивление гитлеровских войск, наступление РККА развивалось достаточно успешно. К вечеру 15 января 1943 года войска двух фронтов вышли с разных сторон к Рабочему посёлку № 5. Теперь их разделяла полоса местности шириной всего около километра. На этом узком перешейке немцы дрались буквально за каждую пядь земли, постоянно огрызаясь контратаками.

Среди прочих наших частей здесь сражалась 136-я стрелковая дивизия генерал-майора Н. П. Симоняка с приданным ей батальоном лёгких танков Т-60. Этот танк был подвижной, слабо бронированной машиной, весившей около 7 тонн и вооружённой 20-мм скорострельной пушкой ШВАК. Орудие это изначально было авиационным. Его снаряды имели высокую начальную скорость и неплохо могли бороться с легко бронированной техникой противника. Средние танки Pz III и тем более Pz IV пробивались только в борта и на малых дистанциях. Тяжёлая техника для Т-60 была практически неуязвимой. Однако 16 января (по другим данным — 18 января) в полосе действий 136-й дивизии состоялся уникальный бой, в котором Т-60 смог одержать верх над двумя «Тиграми».

В начале 1943 года эта немецкая машина ещё сохраняла за собой звание самого мощного танка в мире. Далеко не каждое орудие могло справиться с его 100-мм лобовой броней. А вот пушка «Тигра», разработанная на базе знаменитой 88-мм зенитки 8,8 cm FlaK 18/36/37, обеспечивала почти гарантированное пробитие любого советского танка на дистанции около 1000 метров.

Казалось бы, «весовые категории» Т-60 и «Тигра» совершенно несопоставимы. Но у нашего лёгкого танка было одно преимущество, которое с блеском удалось использовать экипажу, — его маневренность.

Командиром танка Т-60 был старший лейтенант Дмитрий Осатюк. За рычагами сидел старшина Иван Макаренков. В его руках машина буквально «танцевала» на поле боя. Высочайший класс механика-водителя был необходимым условием живучести советской «железной блохи».

Советская пехота наступала на Рабочий посёлок № 5. Осатюк, вырвавшийся на своём танке вперёд, обнаружил, что во фланг нашим частям идут два гитлеровских «Тигра». Зная, что на опушке леса неподалёку заняли позиции артиллеристы, старший лейтенант приказал Макаренкову отвлечь противника на себя. Т-60 сорвался с места. Немцы заметили его только тогда, когда машина была уже рядом. Осатюк дал очередь из пушки, целясь по смотровым приборам. Он не рассчитывал нанести серьёзного урона — надо было просто ослепить, оглушить вражеских танкистов. Бронированная «шкура» переднего «Тигра» брызнула снопами искр. Макаренко резко развернул танк, уходя из зоны досягаемости вражеского орудия. И снова 20-мм снаряды хлестнули по врагу. «Тигр» начал поворачивать башню в сторону назойливой советской «букашки». Т-60, выписывая замысловатые петли, ускользал с линии огня, сбивал с толку вражеских наводчиков. Вначале один, а затем и второй танк гитлеровцев увлёкся охотой на машину Осатюка. Т-60 постоянно маячил на пределе их видимости, стегая немецкие танки очередями. Ни одного опасного попадания «Тигры», конечно, не получили. Но советский танк был как назойливая муха, которую так хотелось прихлопнуть!

Вензеля смертельного танца вели противника всё ближе к позициям советских пушек. Перед самой опушкой Т-60 резко свернул. «Тигр» развернулся следом за ним, подставляя борта уже прицелившимся артиллеристам. Бронебойный снаряд пробил моторное отделение. «Тигр» вспыхнул. Ещё через несколько минут второй вражеский танк также оказался в зоне досягаемости артиллерийского огня. Ему попали в башню и разбили ходовую часть.

За этим удивительным боем наблюдало командование танковой бригады. Благодаря этому он не превратился во фронтовую легенду, а был официально зафиксирован и подтверждён. Дмитрий Осатюк и Иван Макаренков были представлены к званию Героя Советского Союза. А их «танец с «Тиграми» стал своего рода вершиной боевого пути лёгкого танка Т-60.

Началась наступательная операция войск Ленинградского (67-я армия) и Волховского (2-я Ударная и 8-я армии) фронтов при поддержке Балтийского флота по прорыву блокады Ленинграда.

Наступление было намечено на 1 января, но реки еще не успели промерзнуть, и операция была отложена. Шлиссельбургско-Синявинский выступ, превращенный противником в мощный укрепленный район, замыкал кольцо блокады с суши и разделял 15-километровым коридором два советских фронта. Войска Ленинградского и Волховского фронтов нанесли встречные удары в направлении Синявина. Уже 13 января фронт был прорван, а 18 января войска фронтов соединились в районе Рабочих поселков № 1 и 5. В тот же день был освобожден Шлиссельбург.

50-летие встретил выдающийся советский авиаконструктор Михаил Иосифович Гуревич (1893–1976), главный конструктор КБ, напарник Артема Микояна по созданию прославленных самолетов истребителей «Миг» (Микоян и Гуревич), Герой Социалистического Труда, доктор технических наук.

Из книги А6М Zero автора Иванов С. В.

Юго-западная часть Тихого океана. Голландская Ист-Индия, Австралия, Пелелью, Биак – март 1943 года-июль 1943 года Весной 1943 года 5-я Воздушная Армия США, расположенная в Австралии, перешла к активным боевым действиям. Осенью 1942 года в Порт-Дарвин прибыл отряд английских

Из книги Перелом 1942. Когда внезапности уже не было автора Исаев Алексей Валерьевич

Операция «Кольцо» (10 января - 2 февраля 1943 г.) Одним из основных стимулов проведения мероприятий по сокрушению окруженных войск противника является высвобождение своих дивизий и армий, удерживающих периметр окружения. Окружением мы вырываем из построения противника

Из книги Неизвестный Лавочкин автора Якубович Николай Васильевич

Из книги Блокада Ленинграда. Полная хроника – 900 дней и ночей автора Сульдин Андрей Васильевич

2 января 1943 года? 35-летие встретил главный конструктор военного завода «Большевик» в Ленинграде Евгений Георгиевич Рудяк (1908–1991), под его руководством были созданы многие артиллерийские системы, первые в стране стартовые комплексы шахтного базирования, первые пусковые

Из книги автора

7 января 1943 года? Любопытно, что только в этот день – через полтора года после начала войны – Совнарком СССР принял постановление «О бесплатной отправке писем военнослужащими и в их адреса» (установлена на время войны).? Газета «Ленинградская правда» опубликовала

Из книги автора

12 января 1943 года? Началась наступательная операция войск Ленинградского (67-я армия) и Волховского (2-я Ударная и 8-я армии) фронтов при поддержке Балтийского флота по прорыву блокады Ленинграда.Наступление было намечено на 1 января, но реки еще не успели промерзнуть, и

Из книги автора

13 января 1943 года? Адольф Гитлер подписал приказ о всеобщей мобилизации в Германии. Уполномоченный по трудовым ресурсам Фриц Заукель объявил, что все мужчины в возрасте от 16 до 65 лет, не призванные в армию, и женщины в возрасте от 17 до 45 лет подлежали регистрации в местных

Из книги автора

14 января 1943 года? На Ленинградском фронте в районе Синявинских болот из 122-мм орудия впервые подбит тяжелый немецкий танк Т-VI (“Тигр”). Специальная группа из 18 человек в ночь на 17 января отбуксировала танк в расположение наших частей. Германия вступила в войну с СССР, не

Из книги автора

15 января 1943 года? 30-летие встретил легендарный советский моряк-подводник, капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско (1913–1963), участник войны. Командуя подводной лодкой “С-13” (1943–45), он потопил в районе Данцигской бухты 30 января 1945 года немецкий суперлайнер

Из книги автора

18 января 1943 года? Войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились севернее Сенявино, взяли Шлиссельбург и очистили от противника все южное побережье Ладожского озера. Тем самым была частично прорвана блокада Ленинграда (до полного снятия блокады оставался еще

Из книги автора

19 января 1943 года? 20-летие встретил участник войны, советский летчик Алексей Николаевич Прохоров, летчик-штурмовик, командир эскадрильи на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Он участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в Белорусской, Вильнюсской и Восточно-Прусской

Из книги автора

21 января 1943 года? За день в районе наступательных боев частей нашего фронта огнем пехотного оружия сбито 2 немецких самолета. Один из них «Мессершмитт-109», пытавшийся на высоте двухсот метров вести разведку наших войск, сбит из автоматической винтовки старшим сержантом т.

Из книги автора

25 января 1943 года? На экраны страны вышел фильм Сергея Аполлинариевича Герасимова (1906–1985) и Михаила Константиновича Калатозова (1903–1973) «Непобедимые» («Ленинградцы») – драма о том, как коренной ленинградец инженер Родионов (Борис Бабочкин) в трудные дни блокады остается

Из книги автора

28 января 1943 года? Целому ряду военачальников (А. М. Василевскому, Н. Н. Воронову, Н. Ф. Ватутину, А. И. Еременко, К.К.Рокоссовскому) за сражения под Сталинградом, Ленинградом и Воронежем впервые вручен орден Суворова 1-й степени. Кавалером ордена под номером 1 стал Г. К.

Из книги автора

30 января 1943 года? Из-за упорного сопротивления противника войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли к обороне. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда, начавшаяся 12 января, должна была привести к полному снятию блокады, однако за 19 суток советские

Из книги автора

31 января 1943 года? К началу 1943 года практически исчезли факты перехода советских бойцов на сторону врага. Так, если на Ленинградском фронте в августе 1942 года было 22 таких случая, то в январе 1943 – всего 2. А потом такие явления и вовсе