Сальваторе мадди фонетическая транскрипция. С. мадди. теории личности: сравнительный анализ. Привычный и актуальный уровни активации

Часто случается так, что Вам не удается достучаться до своего ребенка, что бы Вы не предпринимали. Все разговоры пролетают мимо его ушей, а просьбы или советы не имеют эффекта. Как же вести себя с малышом, что бы быть услышанным? Существует несколько простых правил, которые Вам помогут в общении с ребенком.

1. Шепот

Нельзя повышать голос на малыша и тем более кричать. Тем самым Вы подписываетесь под своей слабостью. Крик для любого человека – это последний аргумент. К нему мы прибегаем от безысходности, и ребенок это чувствует. Но как же тогда действовать, если ребенок больше реагирует на интонацию, чем на содержание произносимых слов? Единственно эффективный вариант поведения – это посмотреть ребенку в глаза и, наклонившись к самому уху, заговорить очень тихо. Ребенок внимательно реагирует на изменение в Вашей интонации. Но в отличие от крика, шепот подтверждает, что Вы полностью контролируете ситуацию. Такое поведение потребует от Вас непростого самообладания, но позволить достичь результата.

2. Может быть

Нужно стараться избегать слова «нет» в общении с ребенком, конечно в тех случаях, когда это возможно и уместно. Слово «нет» может спровоцировать истерику голодного или уставшего ребенка. Говоря же «может быть» или «посмотрим», Вы не даете ребенку повода для слез, получая от него необходимое поведение. Если ребенок спрашивает: «Можно ли пригласить в гости друзей?», следует ответить: «Может быть». При этом необходимо озвучить, в каком случае это «может быть» станет «да»: «Если приберешься в своей комнате». Таким общением Вы не выстраиваете между собой и малышом стену из постоянного «нет», и, попутно, мотивируете его вести себя соответствующим образов. В глазах ребенка Вы выступаете не нелогичным тираном, а справедливым и честным родителем. Ребенок будет понимать, что если он не уберется в комнате, то только он будет виноват в том, что Вы не разрешили ему пригласить друзей.

3. Извини

Все допускают ошибки, родители не исключение. Если Вы можете принести извинения своим родственникам, друзьям или коллегам, почему бы не попросить прощение у собственного ребенка? Ваше чадо нуждается в вежливом обращении. Тем самым Вы показываете, что уважительно относитесь к нему. В ответ, ребенок будет уважать Вас. Он пронесет через всю жизнь именно тот формат общения, который будет заложен у него Вами. А Ваше критическое отношение к себе позволит и ему не считать себя безошибочным идеалом.

4. Стоп

Это слово – сигнал к остановке любых действий ребенка. Если он кричит, ломает игрушки или носится по дому, не стоит читать нотации. Необходимо твердо и безапелляционно сказать «Стоп!», что бы прекратить его действия. Далее следует переключить внимание малыша на что-то другое. Если Вы просто будете останавливать его и не переводить бурлящую детскую энергию в нужное русло, малыш будет возвращаться снова и снова к баловству. Переключить внимание можно усадив его за стол с карандашами или пластилином. Только не слишком часто говорите «Стоп!», иначе у ребенка выработается иммунитет к такому Вашему поведению, и оно уже не будет приносить желаемый результат.

5. Глазки

Люди более внимательно слушают своего собеседника, смотря ему в глаза. Дети не являются исключением. Если Вы хотите быть услышанным Вашим малышом, произнесите фразу: «Где глазки?». Говорить, при этом, нужно спокойно, улыбаясь ребенку, а если ситуация не позволяет этого, то, как минимум, нейтрально. Ребенок не захочет подымать к Вам глаза, если Вы будете кричать на него. Как только Ваши глаза встретятся, Вы получите доступ к вниманию ребенка, и вероятность быть услышанным возрастет в разы.

6. Учитесь

Когда ребенок совершает ошибку, следует его поддержать, сказав: «Все в порядке, мы все постоянно учимся!» Она позволит ребенку почувствовать уверенность в себе, так же, как и быть уверенным в Вашей поддержке. Он не будет чувствовать себя неловко или сковано, и, как результат, у него все получится. Такое поведение защитит малыша от осуждающих взглядов окружающих.

7. Ты можешь!

Повторяйте эту фразу своему ребенку, когда он, натолкнувшись на преграду, сомневается в собственных силах. Трудность – это не повод отказаться от поставленной цели, это сигнал о том, что необходимо приложить немного больше усилий, быть более старательным. Обязательно поделитесь с ребенком своим знанием их успешности. В качестве практического примера, расскажите, что не все, что Вы сегодня делаете с легкостью, получилось у Вас с первого раза. Дети любят личные примеры собственных родителей, тогда они более внимательно прислушиваются к их советам.

8. Будьте со своим ребенком

Часто бывает, что когда наши дети говорят с нами, мы отвечаем машинально, не вникаем в саму суть разговора. Для маленького человека очень важно быть услышанным. Он чувствует, когда мы не с ним. Тогда он может начать капризничать, требуя нашего внимания, а в более длительной перспективе и того хуже – перестанет с Вами говорить. Всегда искренне поддерживайте разговор со своим ребенком.

9. Всегда!

Дети, беспокойные и непоседливые, способны свои баловством и истериками довести нас до нервного срыва. Нередко нам приходится прибегать к наказаниям, что бы воспитать управляемого (в хорошем смысле этого слова) ребенка. Поэтому крайне важно говорить малышу, что Вы его любите. И это абсолютно не зависит от ситуации, которая произошла, как и Ваша любовь к нему. Достаточно ежедневно перед сном целовать его и говорить, что Вы его любите всегда, несмотря ни на что. Ребенку очень важно чувствовать Вашу любовь постоянно.

10. Смейтесь

Попробуйте посмеяться над тем, что, как правило, выводит Вас из себя. Малыш выпачкался в детские краски – не закатывайте истерику. Посмотрите на это с другой стороны – ведь ребенок растет, и дни его взросления никогда не повторятся. Посмейтесь над этой ситуацией и увидите, что Вам стало легче, а конфликта удалось избежать.

Наши дети - наши самые честные зеркала. Со временем начинаешь относиться к этому с благодарностью.

В моем случае давно было пора поменять форму общения с ребенком. Мне удалось сменить свой вечно недовольный, осуждающий, упрекающий тон на более спокойный, дружелюбный, фокусирующийся не на исправлении ребенка, а на поощрении и поддержке (это заняло у меня уйму времени, и до сих пор нельзя сказать, что процесс завершен). И знаете что? Поведение моей дочки изменилось до неузнаваемости.

Урок был для меня ясен: разговаривайте с детьми так, как хотели бы, чтобы говорили с вами, - и дела пойдут на лад.

Конечно, легче сказать, чем сделать, но даже небольшие усилия в этом направлении окупятся с лихвой. Для начала стоит попытаться заменить свои привычные фразы в общении с ребенком на более конструктивные.

Вот 15 фраз-примеров, которые я бы предложила взять на вооружение:

1) Как не надо: «Будь осторожней»

Как стоит: «О чем тебе нужно помнить?»

Например : «О чем тебе нужно помнить, когда ты играешь во дворе?». Или: «Пожалуйста, когда карабкаешься на стену на занятиях по скалолазанию, двигайся медленно, как черепашка».

Почему так? Дети часто игнорируют наши слова, когда мы говорим одно и то же по сто раз, как попугаи. Поэтому: побудите их поразмышлять самостоятельно, каким мерам предосторожности стоит следовать в конкретных ситуациях. Или поясните, что вы от них хотите, в доступной для их возраста форме.

2) Как не надо: «Хватит кричать!» / «Замолчи!»

Как стоит: «Пожалуйста, говори потише» .

Например : «Пожалуйста, говори потише или шепотом» (произносится тоже шепотом ). Или: «Мне нравится, как ты поешь. Давай выйдем в другую комнату или во двор, где никого нет, и там ты громко споешь эту песню».

Почему так? У некоторых детей от природы более громкий голос, чем у других. Если у них не получается говорить тихо, покажите им, где они могут говорить в полный голос. А еще задействуйте силу шепота: в сочетании с мягким прикосновением и зрительным контактом это невероятно эффективный способ завладеть вниманием ребенка.

3) Как не надо: «Я уже три раза повторила, сейчас же сделай это!»

Как стоит: «Ты хочешь сделать это сам, или хотел бы, чтобы я помогла тебе?»

Например : «Нам пора уходить. Ты хочешь сам надеть ботиночки, или мне помочь тебе?». Или: «Ты хочешь сам забраться в свое автокресло в машине, или чтобы я помогла тебе сесть?»

Почему так? Большинство детей очень радуются, когда им дают право выбора. Дайте им свободу там, где это возможно, - это станет для них мощным стимулом для развития.

4) Как не надо: «Как тебе не стыдно!» / «Надо было больше стараться»

Как стоит: «Чему ты мог бы поучиться на этой ошибке?»

Например : «Давай подумаем, какой урок ты мог бы извлечь из этой ошибки, и как можно поступить по-другому в подобной ситуации в следующий раз».

Почему так? Когда вы фокусируетесь на желательном поведении ребенка в будущем, а не стыдите его за прошлые поступки, это дает гораздо лучшие результаты.

5) Как не надо: «Прекрати» / «Не делай (чего-либо

Как стоит: «Пожалуйста, будь добр…» .

Например : «Пожалуйста, гладь собаку поласковее». Или: «Пожалуйста, положи свою обувь в шкафчик».

Почему так? Мы, взрослые, общаясь с друзьями, коллегами, официантами и другими людьми, обычно не говорим им, чего мы НЕ хотим, правда? Если мы скажем в кафе: «Не приносите мне чашку кофе» или «Я не хочу есть курицу», то вряд ли хорошо пообедаем. Эта форма негативной коммуникации плохо воспринимается и чересчур «нагружает» отношения. Вместо этого лучше говорить о том, чего вы хотите . Вроде бы очевидно, но многие упускают этот момент.

6) Как не надо: «Собирайся быстрее» / «Мы опаздываем!»

Как стоит: «Сегодня мы с тобой играем в гепардов, и нам нужно двигаться очень быстро».

Например : «Сегодня у нас день скачек, малыш. Посмотрим, как быстро мы сможем двигаться?»

Но не забудьте: Время от времени детям нужно давать возможность побыть «черепашками». Вообще, замедляться полезно всем, поэтому пусть у вас обязательно будут утра, когда все расслаблены и никуда не спешат.

7) Как не надо: «Немедленно пойдем домой»

Как стоит: «Ты пойдешь домой сейчас, или тебе нужно еще десять минут?»

Например : «Ребята, вы хотите расходиться по домам сейчас или поиграете еще десять минут, а потом пойдете?»

Почему это работает? Детям нравится самим отвечать за свою судьбу, особенно детям с сильным характером. Это требует от родителей доверия и уважения, но работает совершенно волшебным образом. Дайте детям выбор, и когда вы скажете: «Хорошо, 10 минут прошли, пора идти домой», - они отреагируют гораздо лучше.

8) Как не надо: «Мы не можем себе это позволить» / «Нет, я сказала, НИКАКИХ ИГРУШЕК!»

Как стоит: «А что, если эта игрушка будет твоим подарком на день рожденья?»

Например: «Я сейчас не планирую покупать тебе эту игрушку. Ты хотел бы, чтобы мы добавили ее в твой виш-лист на день рождения?»

Почему так? Говоря начистоту, мы часто МОЖЕМ позволить себе купить недорогую игрушку на кассе - мы просто не хотим ее покупать. Мы идем и через полчаса спокойно покупаем себе кофе в кофейне за ту же сумму. Вместо того чтобы сетовать на нехватку финансов и создавать у ребенка искусственное ощущение дефицита, обозначьте ему лимит суммы, которую вы готовы тратить на игрушки, а затем подскажите альтернативные способы ее получить (в подарок на день рождения, заработать деньги самому и т.п.).

9) Как не надо: «Прекрати ныть!»

Как стоит: «Остановись, подыши… а теперь скажи мне, что ты хочешь» .

Например : «Давай посидим, подышим вместе… а теперь скажи мне еще раз, что тебя беспокоит».

10) Как не надо: «Веди себя прилично»

Как стоит: «Старайся уважать себя и окружающих» .

Например : «Даже если у тебя нервный день, и ты раздражен, не забывай об уважении к себе и другим людям».

Но не забудьте: Будьте конкретны, поскольку дети часто не воспринимают общие фразы, к которым прибегают родители. Поясните, чего именно вы от них хотите, и попросите повторить самые важные пункты.

11) Как не надо: «Прекрати всеми командовать!» / «Никто не захочет с тобой играть, если ты будешь так себя вести»

Как стоит: «Давай учиться играть в команде» .

Например : «Здорово, что у тебя лидерские качества. Давай учиться развивать и твои навыки командной работы? Сегодня, вместо того чтобы раздавать другим указания, что делать, попробуй прислушиваться к друзьям и давать им возможность тоже побыть лидерами».

Почему так? Многим детям, у которых ярко выражено желание руководить (или чувствовать себя сильными), нередко говорят, что они чересчур властные или что никто не станет с ними дружить, если они будут хотеть командовать. Но лучше не «забивать» лидерские качества ребенка, а научить его правильно ими распоряжаться. Покажите ему, как действуют настоящие лидеры: спокойно просят, а не отдают приказы; показывают себя в деле, а не в одних только разговорах; дают каждому возможность проявить инициативу и (что немаловажно!) отдохнуть от бремени ответственности.

12) Как не надо: «Не реви» / «Что ты как маленький!»

Как стоит: «Плакать - это нормально» .

Например : «Это нормально, что тебе грустно в такой ситуации. Если я тебе понадоблюсь - я рядом. Знаю, что ты можешь найти способ позаботиться о себе».

Почему так ? Просто невероятно, как расцветают дети, если мы не заставляем их отмахиваться от сложных чувств и не призываем переключиться на что-нибудь «позитивное», съесть печеньку или «пойти проветриться». Научите ребенка тому, что он способен сам прожить свои чувства, поддержите его в этом, и тогда он выйдет из состояния печали намного быстрее. К тому же укрепив чувство самоценности и самоуважения.

13) Как не надо: «Давай я сделаю сама».

Как стоит: «Я остановлюсь, подышу и подожду, пока ты закончишь» .

Например : «Похоже, тебе нужно немного времени, чтобы с этим справиться. Я присяду и подожду пару минут, или пойду загружу посуду в посудомойку».

Почему так? Очень часто нам нужно сделать что-то не с нашим ребенком, а с самими собой. Замедлиться и дать ему завязать шнурки на ботинках самостоятельно или подождать, пока он найдет и нажмет в лифте нужную кнопку. Великий урок, который мы получаем от детей, - искусство жить здесь и сейчас. Иногда стоит закрыть глаза на плохо заправленную постель или ботинок не на той ноге. Смысл этого - позволить ребенку попробовать, потерпеть неудачу, попробовать снова и укрепить чувство «я могу» - это избавить их от необходимости во всем зависеть от нас.

14) Как не надо: «Ты еще маленький для этого».

Как стоит: «Я пока не готова к тому, что ты …» .

Например : «Я пока не готова к тому, чтобы ты залезал на этот кирпичный забор - боюсь, ты упадешь и поранишься».

Почему так ? Когда мы осознаем наши страхи и тревоги и владеем ими, дети гораздо лучше реагируют на устанавливаемые нами границы и запреты. Дети часто ощущают себя вполне взрослыми, сильными и способными, чтобы, например, гонять на велосипеде, залезать на высокие заборы или принести бабушке большой стакан сока… это мы пока не готовы рисковать. Обсудите это с детьми, используя «Я»-высказывания, и они будут меньше сопротивляться вашим запретам.

Как общаться с детьми, чтобы они слушали и слушались?

Навигация по статье: «Как говорить с детьми, чтобы они слушали и слушались? Как завоевать доверие ребенка и помочь ему вырасти счастливым?»

Вступление

Мне не очень нравится использовать слово “счастье”, по причине его избитости и неоднозначности. С другой стороны, оно наиболее емко выражает мое отношение к воспитанию, точнее к его непосредственной цели.

Назначение его, как мне верится, в том, чтобы сформировать у ребенка к моменту его взросления и «выхода в свет» желание и возможности делать в жизни то, что самому хочется (а не маме, папе, жене, мужу или еще кому). Это и есть способность сознательно управлять своей жизнью.

Счастье, как мне кажется, прежде всего заключается в возможности быть свободным в собственных выборах (а их каждому человеку приходится делать по несколько раз на дню), и отдавать себе в них отчет. Хотя, наверное, счастье этим не исчерпывается.

Предисловие

Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что каждый родитель желает добра и счастья своему чаду. Это объединяет всех, у кого есть дети. Даже те из родителей, кто регулярно бьет своих детей, в большинстве своем уверены, что делают это во благо.

Цель одна, а способы разнятся. Причем их диапазон весьма велик. От деспотичного контроля до попустительства. Как же выбрать наиболее правильный? Что такого сделать родителю, что бы с полным правом надеяться, что его ребенок вырастет счастливым человеком? Как общаться с детьми?

До ответа на этот вопрос мы дойдем, но сначала я бы хотел выразить поддержку тем родителям, кто по-настоящему старается, но не получает желаемого результата. Воспитывать не просто, особенно когда речь идет о подростке.

Одно изречение гласит: “Мать-природа дает нам двенадцать лет, чтобы мы полюбили своих детей, прежде чем они станут подростками”.

Быть родителем – это действительно тяжелая работа и большая ответственность, но при правильном подходе от нее можно получать огромное удовлетворение и удовольствие.

Прежде чем перейти к практическим рекомендациям о том, как общаться с детьми , помогая им при этом сохранять/обретать способность быть счастливыми, важно разобраться в причинах родительских неудач на поприще воспитания. И начать стоит с того, что никто не учит правильно воспитывать.

Никто не учит быть родителем

Стоит сказать, что как такового института воспитания не существует.

Например, перед тем, как сесть за руль автомобиля, каждый обязан пройти курс специальной подготовки для обеспечения безопасности движения.

Общение родителей с детьми подобных мер, к сожалению, не предусматривает, хотя наука это более сложная. И родитель, как правило, отталкивается от своего собственного детства. То есть, в большинстве случаев он выбирает стратегию своих родителей либо прямо ей противоположную, действуя от противного.

Получается, что выбор реакций весьма ограничен, и общение родителей с детьми протекает по заранее определенному историей сценарию. Между тем, человек – сложноорганизованное существо, поэтому для того, чтобы эффективно направлять его на путь взросления (а именно эта задача стоит перед родителем) важно обладать гибкостью в поведении. То есть уметь реагировать на поступки ребенка, принимая во внимание контекст происходящего.

Например, возьмем часто встречающуюся ситуацию, когда ребенок отказывается ходить в школу или прогуливает ее. Причин на то может быть масса. Может быть, возникли сложности со сверстниками (обижают, обзываются, дерутся) или с учителями (занижают оценки, кричат, неуважительно относятся).

А может, ребенок не понимает материал и стыдится этого , или ему просто неинтересно, потому что учитель не умеет преподнести информацию. Выбирать стратегию действий имеет смысл в зависимости от причины. И определенно реакция родителя в конкретной ситуации будет потом влиять на отношения между родителями и детьми в целом .

Но обычно применяется универсальный способ – наказание. У родителей не хватает времени и знаний (их никто не учил), чтобы понять причины, толкающие их чадо на пропуски школы.

Есть факт пропуска, за что ребенок наказывается тем или иным образом – это самый быстрый способ для родителя справиться с собственной тревогой. Наипростейшее ответное действие на непослушание.

Да и современная система школьного образования не склонна к сантиментам. Редкий учитель обращает внимание на истинные причины неуспеваемости своих подопечных. Обычно все сводится к тому, что такому ребенку приписывается нежелание учиться, и, соответственно, применяются репрессивные меры.

Вывод : родители, при всей любви к своему ребенку часто не обладают ресурсами для гармоничного его воспитания. А именно временем и силами (а часто и пониманием, что это крайне важно) для ненавязчивого общения “по душам”, для узнавания о типичных подростковых переживаниях, для поиска поддержки со стороны учителей.

Такое положение дел приводит к неспособности родителей адекватно и своевременно реагировать на всевозможные проявления ребенка. Соответственно, теряется ощущение контроля происходящего, что, как правило, тревожит родителей.

В итоге, уровень тревоги возрастает, напряжение ищет выхода и находит его либо в наказании (родитель все больше контролирует и требует, что не способствует взаимопониманию), либо в попустительстве (родитель просто устраняется от решения проблемы, оставляя тем самым ребенка один на один с миром). В общем, отношения между родителями и детьми стремительно ухудшаются.

Научитесь разговаривать с ребенком, тогда вы начнете лучше его понимать. Да, времени и сил всегда не хватает – таковы реалии современной жизни. Но вы его тратите в любом случае. Просто сейчас в основном на ссоры. А если вы будете находить больше времени для общения с ребенком (не путать с нотациями ), то меньше будете тратить его на конфликты. Здесь зависимость обратно пропорциональна.

Проступок ребенка почти всегда – только симптом, говорящий о том, что что-то не так, призыв о помощи, если хотите. Согласитесь, что если на запрос о помощи реагировать наказанием – вряд ли это поможет изменить ситуацию.

Многим кажется, что ребенка достаточно любить, и тогда все будет хорошо, но нет, одной любви мало! Любовь – чувство, которое необходимо уметь доносить. Идея про то, что если любишь человека, он это обязательно чувствует, отчасти справедлива для двух взрослых людей, но несостоятельна в отношении подростка.

Да, когда он вырастет, то, вероятно, сможет переоценить многое из того, что делали родители. Понять, почему они были нетерпимы к нему, не всегда честны, часто непреклонны, иногда грубы, что это все было во благо и по причине большой любви.

Когда я спросил его, зачем он это делает, ответ был примерно следующим: «Я многого хотел добиться в жизни, но ничего не получилось. Когда смотрю на него, то вижу себя, и я не позволю всему повториться. Я бью его, сказал он, потому что сильно люблю и боюсь, что из него ничего не выйдет».

Очевидно, что Миша не виноват в том, что его отец не добился того, чего хотел, однако, именно он за это расплачивается. Имея благие намерения, отец создает огромное препятствие для развития в сыне стремлений, желаний, способностей. Миша не верит в себя, потому как его отец в него не верит. Он (отец) уже оценил его как неудачника…

Мишин папа не мог понять, что его страх сильно преувеличен (потому что все или почти все дети прогуливают школу, опаздывают с прогулок или еще как-то «косячат»), и все эти поступки не обязательно означают, что его сын станет неудачником.

Если бы он принял это как некую временную норму, то смог бы по-другому реагировать. Смог бы поговорить с сыном, сказать ему о том, как его любит. Направить в нужное русло. Но страх «парализует», рождает злость, а затем и чувство вины. Часто эти чувства идут по замкнутому кругу.

Резюме

Для того, чтобы помочь своему ребенку стать человеком, способным эффективно управлять собственной жизнью, в первую очередь необходимо принять тот факт, что это – отдельная личность. Со своим путем и предназначением.

Примирившись с этой мыслью, вы будете спокойнее реагировать на неудачи, проступки, непослушание ребенка. Сможете реально оценивать опасности, исходя не столько из эмоций, а на основе здравого смысла. Тогда станет возможным применять адекватные меры для изменения нежелательной ситуации.

Иногда достаточно просто проявить внимание к проблеме ребенка, дать понять, что вы на одной стороне. Где-то надо ограничить, а где-то похвалить. Нужно все, но важна пропорция. Любое лекарство может как вылечить, так и убить.

В заключение

Не вам решать, кем станет ребенок, но вы можете подсказать ему дорогу и помочь определиться. Для этого надо заручиться его доверием. Сделать это можно только если вы сами честны, справедливы и внимательны, в первую очередь – с собой.

Если Вы чувствуете, что не справляетесь, идите учиться, если тяжело и страшно – обращайтесь за помощью. Но только не перекладывайте ответственность на самих детей. Они к ней пока не готовы.

В качестве дополнения

Работая с группой родителей, проходивших обучение по программе «Крепкая семья» я столкнулся с интересным фактом. Простой вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка в будущем (когда он вырастет), ставил группу в тупик. Нет, конечно, участники отвечали, но ответы были до нельзя общими. Из серии: счастливым, добрым, умным, самостоятельным, и.т.п.

Когда же я просил пояснить, что означает каждая из этих категорий, как они планируют понимать, что движутся в правильном направлении – ответом мне было молчание. Тогда я спросил их, что они готовы сделать для того, чтобы это произошло (чтобы их чадо стало таким, каким они себе мечтают). Снова молчание и недоуменный вид.

Вопрос вызвал недоумение, так как ответ для каждого из них был очевиден: ради счастья детей я готов на все! Однако такой ответ опять-таки не конкретен, а значит не приближает к результату. Совершенно не понятно, что именно надо делать, дабы получить желаемое.

Оговорюсь, что в моих словах (по отношении к участникам группы) нет ни капли иронии. Это простые на вид вопросы, действительно, часто вызывают ступор. Человеку вообще свойственно оперировать общими понятиями. Так устроен наш мозг. Так он экономит энергию.

Я задавал эти вопросы с одной единственной целью – скорректировать ожидания родителей в отношении собственных детей. Помочь соотнести желания взрослых с их действиями по отношению к детям.

Подобные вопросы помогают увидеть несоответствие между вашими целями (желаниями) по отношению к ребенку и действиями по их достижению. Поэтому их очень полезно себе задавать.

Например, возьмем ситуацию, когда родитель хочет видеть сына/дочь самостоятельным человеком. Что для этого нужно? Перво-наперво, определиться с тем, что имеется ввиду под самостоятельностью. Как она должна проявляться? В каких ситуациях? В решении школьных проблем? В умении разогреть себе обед? А может, в стремлении зарабатывать карманные деньги?

И эти вопросы в первую очередь адресованы родителю. Ведь именно он очерчивает границы допустимого и желательного поведения. Именно от его «видения» в норме отталкивается ребенок.

Потом уже можно думать над конкретными действиями. Это уже технический вопрос, ответ на который может быть примерно следующий:

  • Предъявлять примеры того, что самостоятельность – это хорошо
  • Создавать условия для проявления самостоятельности
  • Поощрять самостоятельность
  • В моменты, когда ребенок не справляется (а это всегда бывает) оказывать помощь, поддержку, давать разъяснения
  • Разъяснять, какая самостоятельность желательна, а какая преждевременна

Детальное прояснение собственных требований (для себя в первую очередь) необходимо, потому что бывает и нежелательная или неуместная самостоятельность, например, когда подросток начинает сам решать, приходить ему вовремя домой или нет.

Ведь это в сознании родителя именуется не иначе как непослушанием, хотя, по сути, является проявлением самостоятельности. Ребенку бывает трудно с этим разобраться. Ему нужно это объяснять. Для этого надо самому это хорошо понимать.

Но это требует большого количества времени и сил, которых может не быть. Правомерно ли тогда будет ожидать от ребенка понимания всех этих нюансов? Адекватно ли тогда будет родительское раздражение? Думаю, что нет.

Воспитание детей должно начинаться с анализа родителями самих себя. Странно требовать от ребенка понимания того, что ему не объясняется. Если родитель не в силах уделять достаточного времени воспитанию адекватной и уместной самостоятельности в своем ребенке, то и требовать ее от него не вполне правильно. По крайней мере, не правильно обвинять его в ее отсутствии и злиться на это.

Я столь подробно останавливаюсь на этом, лишь потому, что мой опыт работы с родителями показывает, что последние часто обижаются на детей именно за то, что те не выполняют, простых требований, проявляя, как кажется взрослым, неуважение по отношению к ним. И эта обида суть огромное препятствие к мирному сосуществованию самых близких людей на свете – детей и родителей.

Проблематика донельзя проста. Детям кажется, что их не понимают, а родителям, что их не уважают. В основе большинства конфликтов лежит банальное чувство обиды, причиной которого часто является неумение понимать и доносить свои желания.

Чтобы понять, как общаться с детьми , надо ответить на вопрос: «Чего я хочу получить от этого общения? «. Потом соотнести цель с собственными возможностями. Требования должны быть адекватными. Нет у вас времени «разжевывать» свои требования и ожидания – снизьте ожидания. Есть? Тогда разжевывайте, и проблем будет меньше.

Если цель заключается в формировании каких-то качеств, то это, в первую очередь, работа и ответственность родителя, а уж потом ребенка. Опять-таки, я не склонен обвинять родителей, лишь настаиваю на честном анализе собственных усилий.

И в заключение народная мудрость:

«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»

Английская пословица

Если у Вас возникли какие-либо вопросы по статье:

Вы можете задать их нашему дежурному психологу:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный психолог - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме .

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Как говорить с детьми, чтобы они слушали и слушались? Как завоевать доверие ребенка и помочь ему вырасти счастливым?:

Введите e-mail адрес:

Ольга, мать 9-летнего Максима, часто говорит своему сыну: «Выключи телевизор! Ты смотришь его целый день!». «Нет, сейчас идет мой любимый мультфильм, и я хочу досмотреть его до конца». – «Выключай сейчас же и убери в комнате!». – «Нет, я буду смотреть мультфильм!» В конце концов, Максим добивается своего: он смотрит телевизор, а Ольге приходится самой убирать в комнате сына.

С такой проблемой сталкиваются многие матери во всем мире. Рассмотрим, как говорить с детьми так, чтобы они вас слушали.

Как заставить ребенка слушать вас

Родители часто чувствуют, что тратят время впустую, пытаясь заставить ребенка сделать что-либо, и задаются вопросами: «Почему он меня не слушает? Почему ему так трудно следовать моим инструкциям? Как сделать так, чтобы он начал меня слушать?» Эти вопросы не выходят у них из головы.

Если вы задаетесь этими вопросами, вам помогут советы о том, как заставить ребенка слушать вас и следовать вашим указаниям.

1. Привлекайте внимание ребенка

Вы хотите, чтобы ваш ребенок вас слушал? Сначала привлеките его внимание. Дети слушаются вас только тогда, когда обращают внимание на то, что вы говорите. В противном случае ребенок просто воспринимает звуки, но не воспринимает содержания ваших слов. Но как заставить ребенка обращать внимание на ваши слова?

  • устраните все отвлекающие факторы (телевизор, компьютер, источники звуков в комнате и т. д.);
  • когда вы говорите что-то ребенку, находитесь рядом с ним, чтобы он мог правильно воспринимать ваши сообщения;
  • говоря с ребенком, будьте на одном уровне с ним. Если необходимо, присядьте и смотрите ему в глаза во время разговора.

Покажите ребенку пример того, как обращать внимание на слова других людей. Когда он говорит с вами, отвлекитесь от всех дел и выслушайте его.

2. Говорите конкретно

Говорите с ребенком по сути. Когда вы просите его что-то сделать, не используйте длинные и абстрактные фразы. Говорите кратко и просто. Так вашему ребенку будет легче понять вас. Чаще всего ребенок не выполняет ваши инструкции просто потому, что забывает, что вы ему говорили. И виной этому – ваша многословность.

Есть несколько способов заставить ребенка услышать вас, не используя для этого слишком много слов:

  • используйте несколько слов – лучше всего 2–3. Например, вместо фразы: «Тебе нужно почистить зубы перед сном» скажите: «Почисть зубы». Или, когда вы хотите, чтобы ребенок пошел в свою комнату, скажите: «Иди в комнату»;
  • давайте ребенку одну инструкцию за раз. Это лучший способ убедиться, что он выполняет все ваши указания. Если у ребенка несколько задач, дождитесь, пока он выполнит предыдущую, прежде чем озвучивать следующую;
  • если вы хотите дать ребенку сразу несколько инструкций, объясните ребенку последовательность их выполнения. Перечислите их, например: «Во-первых, покорми собаку. Во-вторых, выгуляй ее. В-третьих, вымой руки, когда вернешься домой».

3. Давайте ребенку необходимую информацию

Если вы желаете, чтобы ребенок слушал вас и делал все правильно (например, накрывал на стол), убедитесь, что он знает способ и последовательность действий: что он должен положить на стол, сколько должно быть тарелок и столовых приборов и как их правильно разместить.

4. Говорите, а не спрашивайте

«Дорогой, можешь передать мне соль?» – это вопрос. На него можно ответить утвердительно или отрицательно. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок следовал вашим указаниям, нужно, чтобы они всегда были утвердительными. Следовательно, не нужно спрашивать его, а можно, например, сказать: «Я хочу, чтобы ты сейчас же убрал в своей комнате» или «Пожалуйста, обуйся». Нужно говорить ребенку, что ему нужно делать, а не спрашивать его, если вы хотите, чтобы он выполнил свою работу.

5. Дайте ребенку время, чтобы обработать информацию

Многие учителя в школах используют прием «время ожидания». Его можете использовать и вы. Когда вы рассказываете ребенку что-либо, подождите от 3 до 7 секунд, чтобы он смог обработать информацию и понять, что ему нужно делать. Именно так ребенок лучше всего усваивает школьную программу.

Некоторым детям может понадобиться всего несколько секунд, чтобы понять, что вы ему говорите. Поэтому, если ребенок не отвечает вам сразу, это не обязательно значит, что он вас игнорирует. Он просто пытается понять, как правильно реагировать. Дайте ему немного времени.

6. Проверьте, правильно ли ребенок понял вас

Когда ребенок отреагирует на ваши слова, убедитесь, правильно ли он понял, что ему нужно сделать. Например, если ребенок кому-то нагрубил и вы требуете от него извинений, ему следует знать, что именно он должен сказать. Точно так же, когда вы просите ребенка накрыть на стол, он должен знать, что именно нужно сделать.

7. Давайте ребенку выбор

Не все дети одинаково хорошо выполняют указания. Когда вы говорите ребенку, что нужно делать, он может сопротивляться и бунтовать, особенно в подростковом возрасте. Как же поступить в таком случае?

Дайте ребенку право выбора – это даст ему почувствовать силу. Например, вы можете сказать: «Ты можешь убрать в комнате сейчас или позже, но тогда ты не сможешь пойти в кино» или «Ты можешь сейчас накрыть на стол или помыть посуду после ужина».

8. Установите ожидания

Важно устанавливать правила и ожидания, чтобы ребенок вас слушал. Правила всегда должны сопровождаться ожиданиями и последствиями. Четко и ясно проясните, чего вы ожидаете от ребенка. Один из способов прояснить свои ожидания – написать правила на бумаге и повесить на холодильник или стену. Время от времени необходимо пересматривать этот список. Помните, что правила не подлежат обсуждению, и вы не должны позволять детям (особенно подросткам) втягивать вас в споры по этому поводу.

9. Укрепляйте связь с ребенком

То, будет ли ребенок слушать, зависит и от ваших взаимоотношений с ним. Дети стремятся стать ближе к родителям, поэтому вам стоит укреплять взаимоотношения со своим ребенком. Привнесите в эти взаимоотношения больше любви, дружбы и уважения. Когда между вами хорошие отношения, ребенок будет рад выполнять ваши указания, потому что он заботится о вас и стремится сделать вас счастливыми.

10. Проявляйте сочувствие

Иногда даже небольшое проявление сочувствия играет важную роль. Поэтому не стоит говорить: «Не толкай свою сестру! Сейчас же прекрати!»; лучше скажите: «Я понимаю, что ты злишься из-за того, что сестра разбила твою игрушку. Но, когда ты ее толкаешь, это не помогает тебе исправить ситуацию». Вместо фразы: «Сейчас же выключи телевизор» скажите: «Я знаю, то ты хочешь посмотреть этот фильм, но тебе завтра рано вставать в школу».

Когда ребенок отказывается выполнять указания родителей, они часто кричат на него или повышают голос. Но помогает ли это? Нет, и вы сами это хорошо знаете. Но как заставить ребенка слушать вас, не повышая на него голос?

  • Дышите. Каждый раз, когда вы хотите накричать на ребенка, на секунду остановитесь и сделайте несколько глубоких вдохов. Успокойтесь, прежде чем говорить с непослушным ребенком. Если вы накричите на него, то заставите его проявлять защитные реакции. Это только усугубит ситуацию.
  • Делайте акцент на поведении. Проблема не в самом ребенке, а в его поведении. Поэтому, если вы хотите научить чему-то ребенка, вы должны прежде всего воодушевить его на это. Не наказывайте ребенка. Вместо окрика: «Не делай этого!», «Прекрати!» скажите это спокойным голосом. Говорите ребенку: «Молодец!» или «Спасибо!», когда ребенок прислушивается к вам.
  • Говорите по делу. Если вы кричите на ребенка за то, что он вас не слушает, это не решит проблему. Если вы хотите, чтобы ребенок что-то сделал, скажите это ему четко и по сути. Не будьте грубыми и не читайте нравоучений. Говорите спокойным тоном, но проявите твердость. Дайте понять ребенку, что вы говорите о серьезных вещах и хотите, чтобы он выслушал вас и сделал то, что вы ему говорите.
  • Если вы все-таки повысите голос, ничего страшного. В конце концов, никто не идеален. Если вы потеряете самообладание и повысите голос на ребенка, ничего страшного. Не обвиняйте себя. Но вместе с тем вы должны извиниться перед ребенком. Однако не меняйте свою позицию – будьте тверды в своем требовании к ребенку, объясните ему, почему он должен или не должен делать что-либо. Важно практиковаться в том, чтобы заставить ребенка слушать вас без крика.

Как заставить подростка слушать вас

Большинство советов, рассмотренных выше, подходят и для детей старшего школьного возраста, и для подростков. Но иногда этого оказывается недостаточно. Рассмотрим еще несколько советов о том, как заставить подростка прислушиваться к вам и уважать вас.

12. Будьте честными

Честность – лучшая стратегия общения с подростками. Это не всегда бывает легко, но все же постарайтесь открыто говорить с подростком о том, что вас тревожит в его поведении. Это поможет ему понять реальность ситуации. Также вы покажете ребенку хороший пример и подтолкнете его к тому, чтобы быть честным и открытым с вами.

13. Оставайтесь в роли родителей, а не друзей

Дружить со своими детьми важно, но не стоит позволять им пользоваться вашей снисходительностью. Вы можете быть другом вашему ребенку, но прежде всего вы – его родители. Важно, чтобы подросток понимал, что вы не допустите неуважения к себе и своим словам.

Обращение с подростком как со взрослым, предоставление ему обязанностей и ответственности помогут вам обрести доверие ребенка. В результате он будет уважать вас и прислушиваться к вашим словам.

Как заставить дошкольника слушать вас

В дошкольном возрасте ребенок еще недостаточно зрелый, чтобы понять важность ваших слов. Поэтому объяснение не принесет желаемого результата.

  • Прежде всего, привлеките полное внимание ребенка. Не начинайте говорить, пока ребенок не обратит на вас внимание.
  • Убедитесь, что вы находитесь на уровне глаз ребенка. Постепенно установите с ним контакт. Начните разговор с вопроса о том, что он делает.
  • Если вам нужно что-то повторить, ребенок, вероятно, перестанет обращать внимание на ваши слова. Поэтому вам нужно будет вернуться к первому шагу и снова привлечь его внимание. Это потребует от вас большого терпения.
  • Используйте короткие предложения, состоящие из нескольких слов. Длинные предложения могут быть для ребенка слишком сложными.
  • Постарайтесь посмотреть на ситуацию с точки зрения ребенка. Признайте его чувства. Так вы сможете научить ребенка выражать свои эмоции.
  • Лучший способ научить ребенка чему-либо – сделать это вместе с ним. Ребенок учится лучше, когда видит, как вы что-то делаете, и повторяет за вами.
  • Чтобы научить ребенка слушать, занимайтесь вместе с ребенком занятиями, которые требуют слушания.
  • Если вы хотите закрепить определенное поведение ребенка, создавайте постоянные процедуры. Даже если вы об этом забудете или будете спешить, ребенок сам сделает все необходимое.

Наконец, чтобы научить ребенка слушать, вам необходимо самим научиться слушать ребенка, когда он говорит вам что-то.

Если вы хотите, чтобы ребенок слушал вас и следовал вашим инструкциям, вы не должны заставлять его. Секрет в том, чтобы ребенок прислушивался к словам родителей и выполнял их указания по своей воле. Для этого не нужно кричать на ребенка или повышать на него голос.

Оцените публикацию

Вконтакт

Разговор с ребенком – это целое искусство, которое многим взрослым дается с трудом. Нам кажется, что мы говорим, а дети делают свое. Мы требуем от ребенка понимания, но сами отказываемся понимать его. Переходим на крик, шантаж, ставим условия, в общем, действуем с позиции силы. Однако нам самим очень не нравится, когда с нами разговаривают подобным образом. Если мы прислушаемся к себе, то поймем, что ни за что бы не стали слушаться того, кто с нами так обращается. По крайней мере, обиду бы затаили точно.

Вот и дети чувствуют то же самое. И сопротивляются как могут – в силу своего возраста.

Но общение с ребенком может быть другим, если родители будут учитывать чувства ребенка и особенности детской психики. О простых, но эффективных словах, которые помогут установить контакт с детьми, читайте в статье педагога Ирины Хмельницкой.

10 всемогущих слов для родителей

Шепот. Еще во время работы в школе я дала себе слово не повышать голос на учеников и вообще на кого-либо. Крик – проявление собственной слабости. Но дети, особенно маленькие, реагируют на интонацию больше, чем на содержание речи. Как же достучаться до непосед без повышенных тонов? Проверено: единственное лекарство, которое действует эффективнее, чем вопли (пусть они даже из самых лучших побуждений), – это когда вы наклоняетесь к уху вашего малыша, установив перед этим зрительный контакт, и начинаете говорить – очень тихо. Это требует от родителей высокого самообладания. Зато дает поразительные результаты.

Может быть. Потому что сказать традиционное «нет» – как будто снять малыша с предохранителя. Запрет «в лоб» может спровоцировать истерику, особенно, если ребенок, который слышит «нет», голоден или просто устал. В качестве альтернативы предлагаем «может быть» – по крайней мере, это честно. Это лучше, чем подливать масло в огонь с помощью бесконечных «НЕТов». Если дети спрашивают: «А мы пойдем сейчас на улицу?», я спокойно сообщаю: «Может быть». И добавляю: «Если уберете все игрушки на полки и быстро оденетесь». Это помогает мотивировать ребят вести себя соответствующим образом. И дальше все просто: убрали игрушки, оделись – пошли на улицу, не убрали – не пошли. Важно, чтобы взрослые сами выполняли собственные обещания. Слова «Посмотрим» и «чуть попозже» действуют так же эффективно.

Прости. Взрослые тоже ошибаются. Что поделать? Мы не боги. Мы готовы принести свои извинения родственникам, друзьям, коллегам по работе. И наши дети нуждаются в вежливости не меньше взрослых. Это моделирует уважительное отношение к окружающим. Детям очень нужно видеть именно такое общение – хороший образец задает формат поведения в будущем, а еще помогает понять, что никто в этом мире не идеален, что, в общем-то, правда.

Стоп. Сигнал, останавливающий ребенка, прерывающий его действия, которые мы хотим прекратить, и подсказывающий, что делать вместо этого. Если дети носятся по квартире, бесполезно читать нотации, достаточно произнести «Стоп!» и дать инструмент: «Сядьте за столом и сложите пазл/постройте замок». Условьтесь с малышом заранее, что «Стоп, игра!» действует на всех без исключения при любых обстоятельствах: все действия прекращаются (если игра не по правилам, становится опасной, неприятной, слишком шумной…). Главное – не злоупотреблять этим сильным инструментом, иначе он перестанет быть эффективным.

Глазки. Мы все слушаем более внимательно, глядя в глаза собеседнику. Когда я хочу быть уверенной в том, что ребята меня действительно слушают и слышат, я спрашиваю: «Где глазки?» Подсказка: произносить это нужно совершенно спокойно, лучше ласково, с улыбкой или нейтрально, иначе дети просто не захотят на вас смотреть. Кому же захочется встретиться взглядом со злым и вопящим человеком? А как только детские глаза прикованы к вам, вы владеете детским вниманием.

Учимся. Если наш ребенок совершает ошибку, на помощь приходит фраза «Это нормально, ничего страшного – мы все учимся!» Она же пригодится для защиты от косых взглядов, от людей, которые осуждающее смотрят на нас вместе с ребенком. В конце концов, мы все учимся, включая и тех, кто сверлит нас взглядом.

Ты можешь! Напоминайте об этом ребенку, когда он сомневается в своих силах. Неудача – это только сигнал о том, что малыш добьется желаемого результата, если приложит чуть больше усилий, потренируется. Скажите детям, что вы знаете, что они могут. И обязательно откройте секрет: многое из того, что вы сейчас сами делаете с легкостью, когда-то потребовало от вас столько стараний.

Будьте! Когда дети задают вопросы, подарите им свои глаза и внимание. Когда малыши о чем-то рассказывают, слушайте. Будьте со своим ребенком. Это так много значит для маленького человека. Как-то по дороге домой из детского сада мой трехлетний сын, задавая уже сто первый вопрос, понял, что я отвечаю машинально «да-нет» (силы после рабочего дня на исходе), а разговор мне все-таки хотелось поддержать. В итоге я услышала настойчивое: «Ну, мама, говори! Ты не говоришь!» Дети сразу чувствуют, насколько мы прогружены в разговор с ними.

Всегда! Неудивительно, что там, где дети, всегда шумно и неспокойно! Случаются истерики, убираются подальше сладости, отменяются развлечения. Но некоторые вещи отсаются неприкосновенными. И наша любовь к детям – в их числе. Очень важно сказать им об этом. Особенно в те дни, когда-то что-то пошло не так, чувства измотаны, а силы на исходе. Это часть вечернего ритуала перед сном. Я обнимаю сына и говрю ему: «Мама тебя очень любит и всегда будет любить, что бы ни произошло». Детям очень важно знать и слышать, что наша любовь к ним безоговорочна и безусловна. Постоянна. Нестираема. Всегда!

Смейтесь. Многие вещи, которые нас, как родителей раздражают, скорее всего, не были бы такими, если бы мы просто могли посмеяться над ними. Хороший хохот – замечательная кнопка сброса, если хотите, выключатель.

Правда в том, что эти 10 слов помогают не только родителям, так что будьте сильнее, приобщайтесь к родительскому лексикону.