Значит значимость. Строение языковой системы: синтагма и ассоциация

  • 5. Методология языкознания. Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в целостно-системном подходе к проблемам изучения языка.
  • 2) Пять ступеней сущности предмета.
  • 3) Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Достоинства универсальной схемы научного исследования.
  • 4) Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.
  • 6. Понятие о пяти ступенях сущности языка и пяти целевых подсистемах его изучения.
  • 1) Пять ступеней сущности языка. Уровни мышления, языка, психофизиологии, речи и общения. Науки, их изучающие.
  • 2) Пять целевых подсистем (основных аспектов) изучения языка – генетический, логический, динамический, функциональный, личностный аспекты.
  • 7. Несовпадение речевых фактов и их интерпретации.
  • 8. Язык как особое общественное явление. Язык и раса. Язык и другие средства общения. Понятие о социолингвистике.
  • 9. Функции языка как его сущностные характеристики.
  • 10. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества.
  • 11. Язык и "картина мира".
  • 12. Социальная дифференциация языков.
  • 13. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.
  • 14. Основные теории происхождения языка.
  • 15. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи (стадии развития языков). Понятие о внешних и внутренних факторах изменений в языке.
  • 16. Проблема праязыка (почему его все ищут?). Праязык и славянские языки.
  • Термины родства Местоимения
  • Суффиксы Приставки
  • 17. Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.
  • 18. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.
  • 19. Языки живые и мертвые, искусственные языки.
  • 20. Перспективы языкового развития человечества.
  • 21. Языковые контакты. Билингвизм.
  • 22. Язык как системно-структурное образование.
  • 23. Количественные и качественные различия элементов системы.
  • 24. Лексические и грамматические значения.
  • 25. Понятие яруса (уровня) языка, основные языковые ярусы и единицы системы языка.
  • 26. Понятие об элементах и единицах языка.
  • 27. Элементы и единицы языка, речи и коммуникации. Понятие об инварианте и варианте языковых элементов и единиц.
  • 28. Функции элементов и единиц языка.
  • 29. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.
  • 30. Язык и мышление.
  • 31. Язык как средство выражения и передачи мысли.
  • 32. Психофизиологический и психологический субстрат единиц мышления, языка, речи и коммуникации.
  • 33. Учение ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке.
  • 34. Понятие о нулевом языковом знаке.
  • 35. Значение и значимость языкового знака (по а.А.Реформатскому).
  • 36. Лингвистический знак и разграничение элементов и единиц языка.
  • 37. Значение письма и письменности в истории общества.
  • 38. Соотношение письменного и звукового языка.
  • 39. Пиктография.
  • 40. Идеография.
  • 41. Алфавитное письмо.
  • 42. Теория письма. Графика и орфография.
  • 43. Принципы орфографии. Фонетический, морфологический и традиционный принципы орфографии.
  • 44. История письма.
  • 35. Значение и значимость языкового знака (по а.А.Реформатскому).

    Если наши представления и отработанные сознанием понятия являются «копиями», «слепками», «образами» действительных вещей и процессов природы, то это не относится к словам языка и к языку в целом.

    Прямое «отражение» вещей может быть только в звукоподражаниях (ку-ку, хрю-хрю и т. п.), да и то внутренние фонетические законы могут препятствовать более точному воспроизведению звуков природы звуками речи. Поэтому одни и те же звуки природы как звукоподражания различны в разных языках. Обычные же, незвукоподражательные слова своим материальным составом ничего общего не имеют с обозначаемыми ими вещами и явлениями. Действительно, что общего между звуковыми комплексами дом, нос, брат, кот и т. п. и соответствующими вещами и явлениями? Совершенно ясно, что эти звуковые комплексы не «отражают» действительности, как ее отражают представления и понятия.

    Почему же мы все-таки знаем и узнаем, что дом – это «дом», а кот – это «кот» и т. д.?

    Ответ на это мы находим в теории знака. Что же надо понимать под термином знак? Это можно применительно к языку свести к следующим пунктам:

    1) Знак должен быть материальным, т.е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

    2) Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак – член второй сигнальной системы.

    5) Знак и его содержание определяется местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.

    Это можно пояснить такими примерами. Если сравнить кляксу и букву, материальная природа которых одинакова и обе они доступны органам восприятия, то выясняется, что для характеристики кляксы все ее материальные свойства: и размер, и форма, и цвет, и степень жирности – одинаково важны. А для буквы важно лишь то, что отличает эту букву от других: а может быть больше или меньше, жирнее или слабее, может быть разного цвета, но это «то же а», тогда как при различии этих признаков кляксы будут разные. Клякса ничего не значит, а буква значит, хотя и не имеет своего значения; а же существует для того, чтобы, различаясь с о, у и т.п., различать стал от стол, стул и т. п. У буквы же может быть существенно изменен ее материальный вид, например: а, а, А, А и т. д., но это то же самое, тогда как для кляксы изменения ее контуров приводят к тому, что это разные кляксы. Дело здесь именно в том, что знак – это член определенной знаковой системы, для буквы – алфавитной и графической, тогда как любая клякса может «существовать» сама по себе и ни в какой системе не участвовать.

    Перенесение знака в другую систему может изменять его место в системе и его функцию, так, р в русском алфавите – знак для фонемы [р], а в латинском р – знак для фонемы [п]; как «вещи» – это то же самое, но как знаки они разные.

    Возможность знаков выполнять свою различительную функцию основана на том, что знаки в пределах данной знаковой системы (алфавит, звуковой строй языка) сами различаются либо в целом, либо посредством какой-нибудь частной, отдельной диакритики. Диакритика – от греческого diakritikos «различительный»; здесь: диакритика – различительный значок. Это тоже легче всего показать на буквах. Так, о и х различаются в целом, не имея ничего общего, наоборот, ш и щ имеют все общее, кроме одной диакритики – «хвостик» у щ; такие буквы, как А и Н, построены из тех же трех линий, из которых две – вертикальные и одна – горизонтальная, но у Н вертикальные линии параллельны, а у А они сходятся под острым углом. Аналогичные соотношения имеются и у фонем.

    Что такое значение и что такое значимость? Можно разобрать этот вопрос на примере слова. Значение слова – это отношение слова к обозначаемому им предмету или явлению, т.е. отношение факта языка к внеязыковому факту (вещь, явление, понятие), значимость же – это собственное, языковое свойство слова, полученное словом потому, что слово – это член лексической системы языка.

    Значимость таких слов, как 1) есть, 2) лицо, 3) кричать определяется их соотношениями:

    1) для есть: вкушать, кушать, жрать, лопать, трескать, шамать;

    2) для лицо: лик, физиономия, морда, харя, мурло, рыло, рожа, образина, ряшка;

    3) для кричать: гласить, вопить, орать, реветь.

    Значимость слова определяется так же, как и значимость других единиц языка (фонем, морфем...), – по соотнесённости в одном ряду.

    Ряд для определения значимости слова называется лексическое поле. Лексическое поле – это не область однородных предметов действительности и не область однородных понятий, а сектор лексики, объединенный отношениями параллелизма (синонимы), контраста (антонимы) и сопутствования (метонимические и синекдохические связи слов), а главное, различного рода противопоставлениями. Только в пределах лексического поля слово может получить свою значимость, так же как и фонема – в своем. Ни в коем случае не следует смешивать понятие контекста и поля . Контекст – это область употребления слова, речи, а поле – сфера его существования в системе языка и поля. Контекст – это область употребления слова, речи, а поле – сфера его существования в системе языка.

    В этой статье поговорим о кое-чем интересном. Речь пойдет о таких понятиях как важность и значимость в нашей жизни, которые якобы мешают нам достичь желаемого. В этой статье я развею некоторые мифы, связанные с этими понятиями. На написания этой статьи меня вдохновил один автор, который начитался книг и попросту пересказал его, не дав вразумительных выводы. Статья будет очень интересной, поэтому читайте до конца.

    Для начала ответим на вопросы: что такое важность и что такое значимость . Важность это переоценка чего-либо. Значимость это то же самое, что и важность. Важность и значимость это всего лишь синонимы.

    Вернемся к тому автору, который пересказал Зеланда. Он, как и многие люди, не умеют делать выводы самостоятельно, опираясь на свой опыт. Дело в том, что все авторы подобных статей, утверждают, что важность это нечто ужасное в нашей жизни. Какие-то там избыточные потенциалы возникают, равновесные силы и прочая лабуда. Типа, если мне что-то важно, то я этого не получу. А не получу потому, что мне это важно. А если важно что-либо, это означает, что равновесные силы начнут действовать против меня.

    Важность или значимость сопровождается страхом, нуждой, состоянием зависимости, нервами и так далее. Все эти ощущения действительно являются неприятными. Кому нравится нуждаться в чем-то? А кому хочется испытывать страх? А быть любовно зависимым от человека, который тебя не любит разве является приятным ощущением? Нет разумеется. Излишняя важность или состояние зависимости это действительно плохо, но сама важность это очень хорошо и сейчас я объясню почему.

    У всех людей есть свои приоритеты в жизни, и для всех нас в жизни что-то важно, а что-то не имеет значения. Если важность есть – есть фокус внимания, если важности нет, то фокус внимания отсутствует. Если нет фокусировки, человек ничего не делает. Во всех книгах Зеланда говорится, что важность это нечто разрушительное, это то, что мешает . Но ответьте мне пожалуйста на один вопрос: Вы что-нибудь делали для человека, который для Вас никогда не имел никакого значения? Например, для соседа, которого Вы едва знаете? Ответ очевиден. Теперь другой вопрос: Вы что-нибудь делали для человека, в которого были влюблены? А для своих близких? Ответ снова очевиден.

    К чему я веду, что я хочу до Вас донести? Самые догадливые читатели поняли, что для того, чтобы человек действовал, ему необходима . Если важности нет, значит и действий не будет. Парень не будет добиваться девушку, которая ему не интересна, так как она для него ничего не значит. Человек не будет , если ему это не интересно. Девушка не станет худеть, если ей будет плевать на мужское внимание. не открыл бы закон относительности, если бы физика была для него не важной в жизни. Томас Эдисон не стал бы создавать лампочку, если бы его не интересовала наука.

    Важность это потребность. Человек всегда стремится удовлетворить свои потребности. По сути дела, весь прогресс, который мы наблюдаем из наших окон, построен на важности. Без важности чего-либо человек не будет действовать, так как фокус внимания будет отсутствовать.

    Все мы концентрируемся исключительно на важных для нас вещах. Наш мозг без этого не может. Он отфильтровывает то, что не имеет для него значение. Такова его функция. Поэтому важность это один из инструментов достижения цели. Желания-потребности исполняются, пустые желания типа хотелось бы, но лень – никогда не исполняются.

    И если Вы сейчас испытываете какую-либо важность, например, в карьерном росте, создании семьи, это на самом деле хорошо. Потребность заставляет человека двигать его булками, которые были бы жирными без наличия самой значимости.

    Многие люди, начитавшись Зеланда, считают, что им нужно снижать значимость, перестать держать мир за горло (мое любимое высказывание), а то Вселенная начнет посылать проблемы. Никто эти проблемы Вам на самом деле не посылает. Есть человек активный, а есть пассивный. Активный человек добивается своих целей, пассивный человек только наращивает свои булки.

    Многие люди найдут подтверждения словам господина Зеланда из своего предыдущего опыта. У всех у нас было много желаний и многие из них не исполнились. И все из-за важности, скажет не думающий своей головой человек. Открою Вам секрет: эти желания все равно бы не исполнились. Все желания не могут в нашем мире исполняться, так как это приведет к хаосу. Исполняются только истинные желания, не навязанные обществом.

    Излишняя важность мешает человеку вести себя естественно. Человек ведет себя естественно только тогда, когда он спокоен. С излишней важностью быть в состоянии спокойствия крайне тяжело. Например, человек во время может вести себя крайне не естественно из-за перенапряжения. Но это не значит, что его не возьмут на работу.

    Перед выступлением я тоже нервничаю, так как не хочу опозориться. Но это не значит, что теперь придут равновесные силы и столкнут меня со сцены забавы ради. Страх – это естественная реакция. Значимость чего-либо это тоже естественно. Равновесные силы – это фигня полная, придуманная непонятно для чего.

    Вот давайте представим такую ситуацию, когда для человека деньги не имеют значения (отсутствия важности перед деньгами). Это значит, что он не пойдет устраиваться на работу или не . Не начнет развиваться как личность, и будет амебой обыкновенной до тех пор, пока не умрет от голода. Это то же самое, что наплевать на свою жизнь. Другая ситуация: мальчикам стало все равно на девочек, а девочкам на мальчиков. Что в итоге? Они знакомиться не будут, дружить не будут, детей не будет, конец человечеству.

    Поэтому значимость чего-либо – это встроенный механизм, который движет нами. Не нужно избавляться от нее. Придет время, и эта важность сама снизится. Пока она есть – действуйте, и действуйте активно. Только действие приносит результат.

    Я иногда сам себе говорю такие слова, когда чувствую важность: «Да, для меня действительно важно добиться такого-то результата и я этого не скрываю. Мне это нужно и точка» . После этого я начинаю действовать как воин и никаких препятствий, подстраиваемые равновесными силами, я не вижу. Бывают сложности, но они возникают исключительно из-за недостатка знаний и нехватки ресурсов. Препятствий нет.

    Поэтому если Вас в настоящее время что-то волнует, что-то заботит – это очень хорошо. Это заставляет Вас искать решения, а не сидеть на булках ровно. Не слушайте никого (меня в том числе) и делайте выводы сами. Является ли важность хорошо или плохо – решать только Вам. Вы можете дать ответ в комментариях.

    Значимость, важность

    Нравится

    Индивида окружает множество находящихся от него на различном расстоянии объектов живой и неживой природы. Если вычесть из их числа те, которые ему неизвестны, а также те, которые ему не нужны, останутся только те, которые нужны, значимые для него.

    Значимость (чего-либо) - мера жизненной необходимости (этого). И мера вероятности затруднения или прекращения жизни в случае отсутствия, дефицита (этого). Объект обретает актуальную значимость, как только он становится предметом какой-либо потребности. Чем важнее потребность, тем выше значимость ее предмета (объекта).

    Значимость (объекта процесса, явления) - качество динамичное: сегодня это мне нужно «позарез», а завтра, быть может, не нужно вовсе. Следовательно, важную роль здесь играет фактор времени. Важен и фактор пространства: если нечто, в принципе подходящее для удовлетворения моей потребности, для меня недосягаемо, значимость этого для меня может снижаться.

    Субъективность оценки - существенный ее недостаток: так можно упустить нечто важное из свойств оцениваемого объекта, а это, в свою очередь, создает основания для пренебрежения его соб-" ственными, внутренними закономерностями.

    Значимость имеет индивидуальный и видовой аспекты: совокупность всех значимых для человечества (т.е. человека как вида) объектов много больше, чем совокупность всех значимых для индивида. При этом у животных индивидная значимость чего-либо почти полностью совпадает с видовой, а у человека - нет: в процессе своего развития наш вид сумел реализовать в широкой мере процесс индивидуализации своих представителей.

    Итак, значимость это:
    - особое качество объекта: объекта обязательно в связи с субъектом потребности, т.е. в плане его пригодности для ее удовлетворения;
    - это мера жизненной необходимости (этого). Значимо для живого существа все, посредством чего может быть удовлетворена какая-либо его потребность сейчас или потом;
    - значимость динамична, конкретна, имеет общечеловеческий и индивидуальный масштаб.

    Виды значимости. Значимость может быть:
    - первичной (непосредственной) и вторичной (опосредованной) - пища первично значима, а ложка, вилка, тарелка значимы вторично, только вследствие их связи с приемом пищи.
    - условной и безусловной (ситуационной и внеситуационной) -вода для человека (как и любою существа) значима всегда, а некоторые материальные ценности - только при определенных условиях;
    - актуальной и потенциальной - (багаж в пути мешает, но по приезде в пункт назначения необходим);
    положительной и отрицательной - все то, что способствует удовлетворению наших потребностей, для нас значимо положительно, а все то, что этому препятствует, значимо отрицательно.
    - большой и малой;
    - подлинной и мнимой - при увлечении чем-либо мы придаем значимость тем предметам, которые не являются жизненно необходимыми.

    Объекты, необходимые в плане удовлетворения потребностей человека, образуют целые значимостные цепочки, где каждое звено оценивается и само по себе, и в свете целого. Важную роль играют изменения, происходящие с самим человеком, и одно из самых главных - в связи с этапами его жизненного пути. Для ребенка значимо одно, для взрослого - другое.

    Выгода - мера значимости объекта или способа взаимодействия с ним с точки зрения степени вероятности удовлетворения потребности. Выгода может иметь большое число характеристик как количественных, так и качественных. Одна из ипостасей выгоды - прибыль.

    Значимость (чего-либо) индивид находит (определяет) и переживает Способом выявления значимости является оценка, способом проявления уже найденной благодаря оценке значимости является отношение и связанное с ним поведение: по тому, к чему и как человек относится, можно понять, что именно и в какой мере для него значимо. Оценка - это психический механизм нахождения (определения, выявления) значимости, а отношение - способ пребывания (отражения) значимости в психике (сознании) индивида.

    Переживание значимости происходит в форме желания: то чего мы в данный момент хотим, то в данный момент для нас и наиболее значимо. Чем интенсивнее нагие желание (чего-либо), тем это значимее для нас. Желание - одна из форм проявления отношения как способа проявления значимости, и оно же, будучи неотъемлемым компонентом иотребностного цикла, отражает процесс ситуационной актуализации и дезактуализации постоянно имеющейся значимости.

    • Нельзя не отметить социальную значимость периптера.
    • Театр порой приравнивался по значимости к университету.
    • Напротив, он считал, что произвел огромное впечатление и упивался собственной значимостью .
    • Трудно переоценить всю значимость этого события.
    • Тем не менее, это не умаляет значимости его труда.
    • Каждый обладает и своим внутренним миром и своей особой личностной значимостью .
    • Оба были в черных фраках, что подчеркивало значимость визита.
    • Теперь наука по своей значимости уравнивается с философией.
    • Западные историки преувеличивают значимость этих явлений.
    • Просвещением называлось признание значимости этих законов.
    • Почтение, каким они окружали своих весталок, доказывает значимость их жречества.
    • Он свидетельствует о постепенном падении значимости религиозного фактора.
    • Однако относительная значимость каждого из них в разных странах была различной.
    • Аристократическое происхождение отходило по значимости на второй план.
    • Чувствуя историческую значимость момента, атаманские гости рассматривали их исподтишка.
    • В целях усиления практической значимости сказанного сделаем несколько важных замечаний.
    • При этом учитывается значимость и применимость каждого подхода в конкретной ситуации.
    • Притчи различаются не только по странам, народам, социальным слоям, но и по значимости .
    • Даже символы, использованные в самой надписи, усиливали значимость слов с помощью повтора.
    • И все же при всей значимости предсказательных возможностей гипотезы они - лишь этап научного познания.
    • Предполагалось, что они выступят на параде, дабы придать происходящему пущую значимость .
    • Упадок значимости обоих факторов сопровождался падением роли партий и идеологий в политической жизни.
    • Начальник школы замолчал, словно паузой хотел подчеркнуть значимость того, о чём собирался сообщить.
    • Таким образом, гипотезу ценностной значимости недостающего надо раскрывать в связи с гипотезой социализационной.
    • Ришелье, думается, хорошо понимал высокую значимость литературы как фактора формирования духа нации.
    • Окончательный результат оценки выводится с учетом значимости того или иного подхода в каждом конкретном случае.

    Значение и значимость

    Рассмотрение знака как простого соединения звука с понятием является серьезным упрощением. Ведь знак существует не сам по себе, а входит определенным образом в сложную систему, поэтому понять его можно, только рассматривая в составе этой системы.

    Всякий знак может быть определен двояким образом, поскольку помимо значения он обладает также и значимостью.

    Если бы не различие значения и значимости, то каждому слову одного языка можно было бы поставить в соответствие слово другого языка. Тогда перевод с одного языка на другой был бы точным, ясным и однозначным. Но всякий, кому случалось заниматься переводами, мог убедиться в том, что это далеко не так. Бывают, конечно, ситуации, когда, заглядывая в словарь, мы видим там только один- единственный эквивалент нужного слова. Однако гораздо чаще мы видим целый набор таких эквивалентов. И тогда для того, чтобы выбрать нужный вариант, мы обращаемся к контексту. Такое обращение и есть поиск нужной значимости слова. Можно сказать, что значение – это словарный смысл слова, а значимость – его контекстуальный смысл.

    Будучи включенным в языковую систему, слово обретает, помимо значения, еще и значимость. Так, например, французское слово mouton (баран) по значению совпадает с английским sheep (баран), но не совпадает с ним по значимости, хотя бы в том отношении, что французское mouton означает и баранину, а от английского sheep такое производное не образуется. Англичанин скажет в этом случае mouton. Или, например, первое словарное значение русского предлога на – располагаться сверху, но как тогда иностранец может понять фразу: "Давай посидим на солнышке"?!

    Строение языковой системы: синтагма и ассоциация

    Различия и отношения между членами языковой системы формируются одновременно в двух сферах, в каждой из которых образуется свой ряд значимостей. Обе эти сферы равно необходимым для жизни языка и соответствуют двум формам нашей умственной деятельности.

    † Синтагма (греч. syntagma, букв. – нечто соединенное). Слова в речи, соединяясь друг с другом, входят в отношения, образующие цепочку знаков. Эта цепочка является линейной, поскольку наш речевой аппарат воспроизводит звуки друг за другом, а не одновременно. Сочетания, образуемые звуковыми элементами, выстроенными в один ряд, называют синтагмами. Член синтагмы получает значимость благодаря месту, занимаемому им в этой цепочке, между предыдущим и последующим знаками. Например: "Один за всех и все за одного!"

    † Ассоциация (лат. associatio – соединение). Вне процесса речи слова, имеющие между собой что-то общее (звучание, смысл, конструкцию и т.п.), объединяются в нашей памяти, образуя более или менее обширные группы. Это отношения совершенно иного рода, чем синтагмы. Они принадлежат уже не к речи, а к языку и не являются линейными, поскольку не опираются на протяженность. Такие группы называют ассоциациями. Они могут образовывать уже не линейные, а "ветвящиеся" системы, поскольку переход от одной ассоциации к другой может осуществляться благодаря сближению по самым разным признакам: смысловому, звуковому, структурному и т.д.

    Например, "учеба" → "повторение" → "копирование" → "репродукция" → "продукция" → "товар" → "повар" → "кулинар" → "бульвар" → "боливар".

    Представляется, что между первым и последним членами этого ряда вообще нет ничего общего, но каждые два смежных члена по какому-то из признаков сходны.

    Образующая язык совокупность звуковых и смысловых различий является результатом двоякого рода сближений: ассоциативных и синтагматических. Именно эта совокупность отношений и составляет язык. Синтагматические группы связаны с ассоциативной взаимозависимостью, в результате линейно развертывающаяся (синтагматическая) речь в любой точке готова "взорваться" россыпью ассоциаций по самым различным основаниям: смысловым, структурным, звуковым, ритмическим и т.п. Наша память хранит все более или менее сложные типы синтагм. Когда нужно их использовать, мы прибегаем к ассоциативным группам, чтобы обеспечить выбор нужного сочетания.

    Когда мы говорим на родном языке, мы не занимаемся подбором слова, означающего мелькнувшую мысль, а приводим в действие "спусковой механизм" речи, включающий в работу сразу и речевые, и мыслительные органы. Мы буквально помещаем мысль "на кончике языка" и порой, начиная говорить, сами не знаем, куда приведет нас ветвящаяся цепь свободных ассоциаций. В этом смысле язык подвластен мышлению говорящего не в большей степени, чем его мышление подвластно языку. Здесь уместна аналогия с литературным персонажем, порой "выходящим" из воли автора и начинающим жить по логике ситуации.