Очень сильно нервничаю по поводу егэ. Стрессы из-за учебы. Избавьтесь от негативных мыслей

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Меня беспокоит проблема, связанная с моей нервной системой, моим психическим состоянием. Я учусь в 11 классе, мне скоро сдавать егэ, а я не знаю, в каком состоянии доживу, смогу ли я справится со своими волнениями на самом экзамене. Расскажу все с самого начала. А началось все после сдачи гиа. На протяжении 9 класса я не особо напрягалась, все пробные я писала нормально, под конец года это были 4, я решала много тестов, занималась, у меня вышел хороший аттестат, если сравнивать с предыдущими годами, когда я очень плохо училась. За полтора года, начиная с середины 8 класса, я подтянула свой авторитет. Если раньше никто у меня ничего не спрашивал, все привыкли, что я не отвечаю на уроках, что я, скажем так, тупая, то теперь все изменилось, у меня спрашивают, как я сделала какое-либо задание, могу ли я показать, как сделала и тому подобное. Ко мне уже относятся более уважительно и это для меня очень важно. Не сказала бы, что мне давалась учеба в 8,9 классе так тяжело, просто потом мне нужно было заниматься гиа, что я и делала. Я занималась в школе, дома.

Сначала мы сдавали математику, затем русский, не помню, чтоб я сильно волновалась, просто думала о том, что я уже сдаю экзамен и очень важно получить хорошие оценки. Сначала озвучили результаты по математике, я очень сильно расстроилась, я получила 3, у меня было очень мало баллов. Стало обидно, что я занималась, решала пробные тесты хорошо, а вышло не очень. Вся надежда была на русский, но в нем я была уверена, я была уверена, что хорошо сдам. Но, как потом оказалось, я переоценила свои силы. В день, когда стали известны результаты по русскому, ко мне подошла мама, она стояла рядом, а я сидела за столом компьютерным, мама решила позвонить учительнице, дабы узнать мои результаты. Я была вся во внимании, я ждала ответа. Если честно, то мне очень неприятно вспоминать этот момент, потому что именно тогда я почувствовала, как все рухнуло. По русскому я тоже получила 3. То есть я стремилась к хорошим оценкам, к тому, чтоб быть на уровень выше тех людей, которые ничего не делали, не занимались, а получилось так, что я какая тупая была, такая и осталась. Это просто ужасно обидно, неприятно. Одноклассница моя, которая на всех уроках болтала, не писала сочинений и изложений, за весь год у нее их было очень мало, ее постоянно ругали, но ей было все равно. В итоге математику она сдала на 3 и была этому рада, а вот русский она сдала на 5. Не занимаясь, ничего не делая, она получила 5. Я сейчас не знаю, как я просто в глаза ей смотрела, когда она хвасталась своими результатами. Ну, причина того, что я плохо написала русский, была в том, что я не справилась с сочинением, которое постоянно писала на протяжении 9 класса. Я неправильно указала проблему, которая была указана в цитате. И из-за этого я потеряла очень много баллов, тестовая часть у меня была хорошая, изложение тоже хорошее, но сочинение испортило мне все.

После оглашения всех результатов я очень часто плакала, я винила себя, я ругала себя и так далее.

Кроме этого, у меня еще и в 2013 году родился маленький брат, мама постоянно просила помощи, для меня было непривычно, что я должна свое свободное время тратить на то, чтоб сидеть по часу с ним. Раньше я приходила домой, и моей заботой было отдохнуть, приготовить себе обед, немного даже убраться, ведь я была одна дома до пяти часов, я чувствовала свободу, а потом, когда я еще училась в 8 классе мама ушла в декрет, потом к концу 8 класса мама родила, и было очень тяжело. Ночью брат просыпался, плакал, я подходила, чтоб его покачать, когда она делает ему молочко, иногда я сама ходила и делала эту смесь. Днем, когда он спал, нельзя было сходить в ванную, потому что вода шумит и брат мог проснуться, слушать музыку и смотреть фильмы я стала только в наушниках, чтоб пойти в ванную, нужно было ждать, когда он встанет. Вечером тоже особо не сходишь, он часов в 9 уже ложился спать, а потом шуметь снова нельзя. Я не особо умею общаться детьми, а уж тем более с такими маленькими. Когда я закончила 9 класс и меня очень расстроили результаты, я просто перестала верить в себя, я постоянно была на нервах, в любой момент могла заплакать. А тут еще маме все еще нужна была помощь с братом, мы с ней даже ссорились по этому поводу, я не хотела выходить в зал и на кухню, потому что она с братом там была постоянно, что происходит до сих пор. Единственное, что сейчас изменилось – с ним не надо так сидеть, как раньше. Он может смотреть мультики, играть самостоятельно, нужно только следить, чтоб с ним было все в порядке. Да и ссор уже нет по этому поводу, так как он уже большой, я могу ходить в ванную, немного шуметь, он теперь от этого не просыпается. Но лето, после 9 и перед 10 классом было для меня довольно депрессивное, постоянное чувство тревоги меня беспокоило. Так же беспокоило, что у меня замедлился обмен веществ, я стала набирать вес, у меня были проблемы с тем, что менструация длилась от 10-15 дней, что не было нормой для меня.

Сейчас у меня на носу егэ, пробные экзамены тоже выходят хорошо, но только по русскому и обществознанию. Когда я решала полностью сама, то у меня выходило по обоим предметам около 60-70баллов, что мне вполне хватает для поступления на заочное отделение. У меня только проблемы с математикой, вот ее я не могу сдать вообще, я очень боюсь, что не сдам, я вообще тогда не знаю, что я с собой сделаю и эти мысли меня пугают. В отличии от 9 класса и предыдущих годов 10 и начало 11 класса – это жуть жуткая в нашей школе, получается так, что большая часть учеников вымотаны, устали, много стресса, недосыпание. Нам дают очень много материала. У нас делится класс на соц-экономическую и физико-математическую группу. Я в соц-экономической и у нас, в отличии от физматов, очень много материала, у нас право, экономика, обществознание, по этим предметам очень строгая учительница, она очень требовательная, у нас очень много зачетов и просто нет времени на то, чтоб отдохнуть. Так же по русскому с нас требуют рецензии, сочинения большие. По истории тоже очень много информации, но я историю не сдаю, хотя все равно мне нужно ее учить, чтобы была оценка в аттестате. А в истории еще больше материала. Говорить с учителями, что мы все уже устали – бесполезно, они дают нам еще больше. Я 10 класс закончила вооружившись глицином и парацетамолом. Засыпала и просыпалась с тетрадями, я серьезно, я учила вечером и утром. Днем – я вообще никак не могу учиться, информация просто не лезет в мою голову. Такой нагрузки, которая сейчас у нас в 10 и 11 я не испытывала никогда, а тут еще экзамены, я ужасно боюсь плохо сдать. Память отказывается работать, у нас с начала года уже зачеты по всем темам, кое-как повторяю, времени на математику почти не остается. С математикой вообще отдельная история, наша учительница считает, что мы самостоятельно должны готовиться, она только проведет нас по курсу 11 класса, в котором будут темы, которые есть в егэ. У меня постоянный стресс, от меня требуют хороших оценок и знаний, а я не могу их дать. Я уже начинаю нервничать, как только речь вообще о школе как-то заходит. Я не высыпаюсь утром и не могу уснуть раньше 11 часов. Я постоянно дергаюсь, чувство тревоги, слезы. В мае, когда уже месяц оставался до конца 10 класса, я сидела на уроке и у нас должен был быть зачет по обществознанию, я просто мяла пенал, думала об экзаменах, о моем результате, что снова надо очень много рассказывать. Я тогда пустила несколько слез, которые, к счастью, никто не заметил. Сейчас ничего не могу запомнить, как только сажусь за уроки, то нервничаю и начинаются истерики. Проблема со здоровьем, насчет этого я пойду скоро к врачу. У меня были боли в матке и проблемы с почками.

Меня поддерживает мой парень и мой друг, с другом я вообще знакома 5 лет, он говорит, что я переживу, что я выдержу, что надо потерпеть и он в меня верит. Только я в себя не верю. Парень тоже старается поддержать, говорит, что он будет рядом и осталось не так много. Но всего этого мне не достаточно. Я не знаю, как мне нужно отдыхать, чтобы мое состояние было более менее нормальным. Мыли о суициде меня пугают больше всего, если раньше они и могли быть, то не серьезно и очень редко. Сейчас же меня очень пугают эти мысли, а они появляются часто и более серьезно настроена я.

Мама не требует от меня невозможного, папе все равно, бабушка хочет, чтоб я хорошо закончила, получила хороший аттестат и хорошо сдала. Говорит, что я должна стараться, что надо потерпеть, а я не знаю уже, как мне надо стараться, я не могу больше. Не знаю, что еще я могу рассказать. Я пыталась отвлечься на протяжении всего лета, но не получается, все равно мысли снова меня закручивают и я срываюсь, я думаю об этом, нервничаю. Последнее, что я могу сказать, так это то, что, когда я училась в начальных классах, на меня накричала моя учительница с тем, что я дома занимаюсь больше и выполняю заданий больше, чем нужно, чем она задала. После этого случая я перестала учиться ей на зло, я принципиально не отвечала, мне было очень обидно. Потом я попала в 5 класс и мне просто было все равно на учебу. Помогите, пожалуйста, что мне делать?

На вопрос отвечает психолог Прасканова Екатерина Вадимовна.

Здравствуй, Кристина!

Хотелось бы начать с того, что ты молодец! По-настоящему молодец! Ты серьезно подходишь к вопросу учебы, самостоятельно готовишься к экзаменам, настраиваешься на поступление. Все это дело сопровождается появлением в семье маленького человечка, который, конечно, требует внимания. И, безусловно, его режим вносит свои коррективы в жизнь всей семьи. Но не нужно забывать, что он растет и, как ты сама заметила, этот вопрос сам собой отпадает потихоньку.

Сейчас такая ситуация во многих школах. Детей не просто учат каким-то предметам, а дрессируют для сдачи ГИА и ЕГЭ. Многие попадают в больницы с тем или иным диагнозом (необязательно нервы), т.к. психосоматика работает таким образом, что всё, что не находит выход через эмоции, найдет выход через тело (например, почки могут говорить, что человек часто стремится к тому, что ему «надо», а не что хочется, или по душе). Конечно, нужно идти в больницу и контролировать все процессы внимательнейшим образом.

"Память отказывается работать" - не переживай, память работает на тебя. В нужный момент она выдаст всё, что нужно (конечно, всё то, что ты заложила)).

Твои близкие (парень, друг, бабушка) совершенно правы. Осталось немного и нужно потерпеть, довести дело до конца - закончить школу и поступить в институт, а дальше всё закрутится, завертится и станет легче. Если посмотреть на всю эту ситуацию через призму важных и глобальных проблем, спроси себя - так уж это страшно?? Через это проходят все. Согласна, что сейчас в школах творится жуть, но что поделать, побочный эффект от реформ, прогресса и т.д.

Дома тебя не заставляют быть отличницей. В школе тоже. Значит, ты сама от себя этого требуешь. Для чего? Для поступления на заочное тебе баллов точно хватит. А загонять себя ради отличных оценок - это действительно важно для тебя?

Учительница начальных классов, наверно, хотела как лучше, но случилось недопонимание и позиция "...я перестала учиться ей на зло, я принципиально не отвечала..." из оперы "назло кондуктору пойду пешком".

Теперь к главному вопросу: у нас есть цель - закончить школу и поступить в институт. Мы уверенно идем к ней. У нас хватит сил. Действуем так же, как и раньше - ходим на уроки, делаем домашнюю работу, относимся серьезно. НО

Мы помогаем нашему организму в достижении цели. Как?

Мы правильно, хорошо, полезно питаемся (никаких голоданий и строгих диет);

мы делаем небольшие зарядки в перерывах;

мы устраиваем себе медитации (находим подходящую аудиозапись);

чаще слушаем музыку релакс (можно даже во время подготовки домашнего задания);

принимая ванную мы добавляем аромамасла/эфирные масла, которые способствуют расслаблению и подъему энергии и сил;

также начинаем любить апельсинки (хотя бы их аромат) - поднимает настроение;

перед сном выходим подышать воздухом на часик с другом/парнем/бабушкой и разгружаем голову;

пьём витаминки повышающие иммунитет (выписываем у врача);

вовремя ложимся спать.

Ничего нового и сверхъестественного! Эти на первый взгляд простые способы помогут твоему организму пережить стрессовое время и успешно справиться с поставленной задачей!

Но если тревожные мрачные мысли не будут тебя покидать или усилятся, то есть смысл обратиться к психологу для очной встречи (ваш школьный психолог прекрасно подойдет для этого).

Успехов тебе, Кристина!

С уважением, Екатерина Прасканова.

4.9833333333333 Rating 4.98 (30 Votes)

В этой статье я расскажу о том, как перестать нервничать . Объясню, как сохранять спокойствие и хладнокровие в любой жизненной ситуации без помощи успокоительных таблеток, алкоголя и прочего. Я буду говорить не только о том как подавлять состояния нервозности и успокаиваться, но и объясню, как можно перестать нервничать вообще, привести организм в такое состояние, в котором это чувство просто не может возникнуть, в общем о том, как успокоить свой разум и о том, как укрепить нервную систему.

Статья будет построена в виде последовательных уроков и лучше читать их по порядку.

Когда мы нервничаем?

Нервозность и мандраж, это то чувство дискомфорта, которое вы испытываете в преддверии важных, ответственных событий и мероприятий, во время психологических нагрузок и стресса, в проблемных жизненных ситуациях, да и просто волнуетесь по всяким мелочам. Важно понимать, что нервозность имеет, как психологические так и физиологические причины и проявляется соответственно. Физиологически это связано со свойствами нашей нервной системы, а психологически, с характеристиками нашей личности: склонностью к переживаниям, переоценкой значимости определенных событий, чувством неуверенности в себе и происходящем, стеснительностью, волнением за результат.

Мы начинает нервничать в ситуациях, которые считаем либо опасными, угрожающими нашей жизни, либо по тем или иным причинам значимыми, ответственными. Я думаю, что угроза для жизни, не так часто маячит перед нами, обывателями. Поэтому основным поводом для нервозности в повседневном быту я считаю ситуации второго рода. Страх потерпеть неудачу, выглядеть неподобающим образом перед людьми — все это заставляет нас нервничать. В отношении этих страхов имеет место быть определенная психологическая настройка, это имеет мало отношение нашей физиологии. Поэтому для того, чтобы перестать нервничать необходимо не только привести в порядок нервную систему, но понять и осознать определенные вещи, начнем с того чтобы осознать природу нервозности.

Урок 1. Природа нервозности. Нужный защитный механизм или помеха?

У нас начинают потеть ладони, может наблюдаться тремор, учащение сердцебиения, повышение давления в мыслях путаница, сложно собраться, сосредоточиться, тяжело усидеть на месте, хочется занять чем-то руки, курить. Вот таковы симптомы нервозности. А теперь спросите себя, сильно они вас выручают? Помогают ли они справляться со стрессовыми ситуациями? У вас лучше получается вести переговоры, сдавать экзамен или общаться на первом свидании когда вы на взводе? Ответ — конечно же нет, да и более того это может запороть весь результат.

Поэтому необходимо твердо уяснить себе, что склонность нервничать — не является естественной реакцией организма на стрессовую ситуацию или какой-то неискоренимой особенностью вашей личности. Это скорее просто некий психический механизм, закрепленный в системе привычек и/или следствие проблем с нервной системой. Стресс — это только ваша реакция на происходящее, и что бы ни происходило, реагировать на это можно всегда по-разному! Уверяю вас что влияние стресса можно минимизировать а нервозность устранить. Но зачем же это устранять? А потому что, когда вы нервничаете:

  • У вас снижаются мыслительные способности и вам труднее сосредоточиться, что может усугубить ситуацию, требующую предельного напряжения умственных ресурсов
  • Вы хуже контролируете свою интонацию, мимику, жестикуляцию, что может плохо отразиться на ответственных переговорах или свидании
  • Нервозность способствует более быстрому накоплению усталости и напряжения, что плохо сказывается на вашем здоровье и самочувствии
  • Если часто нервничать, это может привести к различным заболеваниям (между тем очень значительная часть болезней проистекают из проблем нервной системы)
  • Вы волнуетесь по мелочам и поэтому не уделяете внимание самому главному и ценному в вашей жизни
  • Вы подвержены вредным привычкам: , алкоголю, так как вам нужно снимать чем-то напряжение

Вспомните все те ситуации, когда вы сильно нервничали и и это негативно отражалось на результатах ваших действий. Наверняка у всех много примеров того как вы срывались, не выдерживая психологического давления, теряли контроль и лишались . Так что будем с вами над этим работать.

Вот и первый урок, в ходе которого мы уяснили что:

  • Нервозность не приносит никакой пользы, а только мешает
  • От нее можно избавиться посредством работы над собой
  • В повседневной жизни мало действительных поводов для того чтобы нервничать, так как нам или нашим близким редко чего угрожает, в основном волнуемся из-за пустяков

К последнему пункту я еще вернусь в следующем уроке и, более подробно, в конце статьи и расскажу почему это так.

Вы должны настроить себя следующим образом:

Мне не к чему нервничать, это мне мешает и я намерен от этого избавиться и это реально!

Не думайте что я вот просто так рассуждаю о чем сам не имею представления. Я все детство, а затем и юность, до 24 лет испытывал большие . Я не мог взять себя в руки в стрессовых ситуациях, переживал из-за любой мелочи, даже чуть ли не падал в обморок из-за своей чувствительности! Это негативно отражалось на здоровье: стали наблюдаться скачки давления, «панические атаки», головокружения и т.д. Сейчас все это в прошлом.

Конечно нельзя сейчас сказать что у меня лучшее в мире самообладание, но все равно, я перестал нервничать в тех ситуациях, которые повергают в нервозность большинство людей, я стал намного спокойнее, по сравнению с прежним моим состоянием, я вышел на принципиально иной уровень самоконтроля. Конечно мне еще много над чем работать, но я на правильном пути и есть динамика и прогресс, я знаю что делать.

В общем все о чем я тут говорю основано исключительно на моем опыте саморазвития, я ничего не выдумываю и повествую только о том, что помогло мне. Так что если б я не был таким болезненным, ранимым и чувствительном юношей и, затем, в следствие личностным проблем не начал бы себя переделывать — всего этого опыта и сайта, который его суммирует и структурирует не было бы.

Урок 2. Как перестать нервничать по любому поводу?

Вспомните о всех тех событиях, которые повергают вас в нервозность: вызывает начальник, сдаете экзамен, ожидаете неприятный разговор. Подумайте о всех этих вещах, оцените степень их важности для вас, но не обособленно, а внутри контекста вашей жизни, ваших глобальных планов и перспектив. Какое значение имеет перепалка в общественном транспорте или на дороге в масштабах всей жизни, и так ли ужасно опаздывать на работу и нервничать по поводу этого?

Разве это то о чем надо думать и о чем волноваться? В такие моменты сосредоточьтесь на цели вашей жизни, подумайте о будущем, отвлекитесь от текущего момента. Уверен, что с такого ракурса многие вещи из-за которых вы нервничаете тут же утратят свою значимость в ваших глазах, превратятся в сущие пустяки, каковыми они безусловно являются и, следовательно, не будут стоить ваших переживаний.

Такая психологическая настройка очень помогает перестать нервничать по любому поводу . Но как бы мы хорошо себя ни настраивали, хоть и это, безусловно окажет позитивный эффект, но все равно этого будет недостаточно, так как организм, несмотря на все доводы разума, может отреагировать по-своему. Поэтому двинемся дальше и я объясню как привести тело в состояние спокойствия и расслабленности непосредственно перед каким-нибудь событием во время и после него.

Урок 3. Подготовка. Как успокоиться перед ответственным событием.

Теперь на нас неумолимо надвигается какое-нибудь важное мероприятие, в ходе которого, проверке подвергнется наша сообразительность, собранность и воля и если мы успешно выдержим это испытание то судьба нас щедро вознаградит, в противном случае мы проиграем. Этим мероприятием может быть итоговое собеседование на работу о которой вы мечтаете, важные переговоры, свидание, экзамен и т.д. В общем вы уже усвоили первые два урока и понимаете, что нервозность можно остановить и это сделать нужно, чтобы это состояние не мешало вам сосредотачиваться на цели и добиваться ее.

И вы осознаете, что впереди вас ждет важное событие, но сколь бы оно не было значимым, все равно даже наихудший исход такого события не будет означать для вас конец всей жизни: не нужно все драматизировать и переоценивать. Как раз таки из самой важности этого события и проистекает необходимость быть спокойным и не волноваться. Это слишком ответственное мероприятие чтобы позволить нервозности его запороть, поэтому я буду собран и сосредоточен и сделаю все для этого!

Теперь приводим мысли в спокойствие, снимаем мандраж. Во-первых сразу выкиньте все мысли о неудаче из головы. Вообще постарайтесь унять суету и не о чем не думать. Освободите голову от мыслей, расслабьте тело глубоко выдохнете и вдохните. Чтобы расслабиться помогут самые бесхитростные дыхательные упражнения.

Простейшие дыхательные упражнения.

Это надо делать так:

  • вдыхаете на 4 счета (или 4 удара пульса, предварительно его надо нащупать, делать это удобнее на шее, а не на запястье)
  • держите воздух в себе 2 счета/удара
  • выдыхаете на 4 счета/удара
  • не дышите 2 счета/удара и затем опять вдыхаете на 4 счета/удара — все с начала

Короче как доктор говорит: дышите — не дышите. 4 секунды вдох — 2 секунды задержка — 4 секунды выдох — 2 секунды задержка.

Если чувствуете что дыхание позволяет делать более глубокие вдохи/выдохи, то делайте цикл не 4/2 секунды а 6/3 или 8/4 и так далее.

Только дышать нужно диафрагмой, то есть животом! Во время стресса мы учащенно дышим грудью, тогда как диафрагмальное дыхание успокаивает сердцебиение, подавляя физиологические признаки нервозности, вводя вас в в спокойствие.

Во время упражнения держим внимание только на дыхании! Не должно быть больше никаких мыслей! Это самое главное. И тогда уже минуты через 3 вы почувствуете что расслабились и успокоились. Упражнение делается не более 5-ти 7-ми минут, по ощущениям. При регулярных занятиях дыхательная практика способствует не только тому, чтобы вы расслабились здесь и сейчас, но и в целом приводит нервную систему в порядок и вы меньше нервничаете уже без всяких упражнений. Так что настоятельно рекомендую.

Мое видео о том, как правильно делать диафрагмальное дыхание, вы сможете увидеть в конце этой статьи. В виде я рассказываю о том, как при помощи дыхания справиться с паникой. Но этот способ также позволит вам избавиться от нервозности, успокоиться и взять себя в руки.

Другие техники релаксации представлены в моей статье .

Хорошо вот мы и подготовились. Но уже настало время самого события. Дальше я буду говорить о том как вести себя во время мероприятия, чтобы не нервничать и быть спокойным и расслабленным.

Урок 4. Как не поддаваться нервозности во время важной встречи.

Изображайте спокойствие: даже если ни эмоциональный настрой, ни дыхательные упражнения не помогли вам снять напряжение, то хотя бы старайтесь всеми силами демонстрировать внешнее спокойствие и невозмутимость. И это нужно не только для того чтобы ввести ваших оппонентов в заблуждение относительно вашего состояния на данный момент. Выражение внешнего покоя помогает достичь покоя внутреннего. Это действует по принципу обратной связи, не только ваше самочувствие определяет вашу мимику но и мимика определяет самочувствие. Этот принцип легко проверить: когда вы улыбаетесь кому-то вам становится лучше и веселее, даже если вы до этого были в плохом настроении. Я активно использую этот принцип в своей повседневной практике и это не моя выдумка, это действительно факт, об этом даже написано в википедии в статье «эмоции». Так что чем спокойнее вы хотите казаться тем более расслабленным вы становитесь на самом деле.

Следите за мимикой, жестами и интонацией: принцип обратной связи обязывает вас постоянно обращать взор внутрь себя и отдавать себе отчет в том как вы выглянете со стороны. Не кажитесь ли вы слишком напряженным? У вас не бегают глаза? Движения плавны и размерены или резки и импульсивны? Что выражает ваше лицо холодную непроницаемость или все ваше волнение можно на нем прочитать? В соответствии с полученной от органов чувств информацией о себе вы корректируете все свои телодвижения, голос, выражение лица. То что вам приходится следить за собой уже само по себе помогает вам собраться и сконцентрироваться. И дело не только в том, что при помощи внутреннего наблюдения вы контролируете себя. Наблюдая за собой, вы фокусируете мысли в одной точке — на себе, не даете им сбиваться и уводить вас не в ту сторону. Так достигается концентрация и спокойствие.

Устраните все маркеры нервозности: что вы обычно делаете когда нервничаете? Теребите в руках шариковую ручку? Грызете карандаш? Завязываете в узел большой палец и мизинец левой ноги? Теперь забудьте об этом, руки держим ровно, не меняет часто их позиции. Не ерзаем на стуле, не переминаемся с ноги на ногу. Продолжаем следить за собой.

Не торопитесь: спешка, суета всегда задает особый нервный тон. Поэтому не торопитесь даже в том случае, если вы опаздываете на встречу. Так как любая спешка очень быстро сбивает собранность и спокойный настрой. Вы начинаете нервно метаться от одного к другому, в итоге только провоцируете волнение. Как бы вас ни торопили, не спешите, опаздывать это не так страшно, лучше поберегите свои нервы. Это относится не только к важным встречам: старайтесь избавляться от спешки в каждом аспекте вашей жизни: когда вы собираетесь на работу, едете в транспорте, делаете работу. Это иллюзия, что когда вы спешите вы достигаете результата быстрее. Да, скорость увеличивается, но незначительно, зато вы сильно проигрываете в собранности и концентрации.

Вот собственно и все. Все эти принципы дополняют друг друга и их можно обобщить в призыве «следите за собой «. Остальное частности и зависит от характера самой встречи. Посоветую лишь думать над каждой вашей фразой, не торопиться с ответом, тщательно все взвешивать и анализировать. Не нужно стараться произвести впечатление всеми доступными способами, вы его итак произведете если сделаете все правильно и не будете волноваться, работайте над качеством вашего выступления. Не нужно мямлить и теряться если вас застали врасплох: спокойно проглотили, забыли и идем дальше.

Урок 5. Успокаиваемся после встречи.

Какой бы ни был исход события. Вы на взводе и до сих пор испытываете напряжение. Лучше его снять и думать о чем-то другом. Здесь работают все те же принципы, которые помогали вам взять себя в руки перед самой встречей. Постарайтесь много не размышлять о прошедшем событии,: я имею ввиду всякие бесплодные мысли, а если б я выступил так а не эдак, ой а как я там наверное глупо выглядел, эх я балда, а если бы…! Просто выкиньте все мысли из головы избавьтесь от сослагательного наклонения(если бы), уже все прошло, приведите дыхание в порядок и расслабьте тело. Вот и все с этим уроком.

Урок 6. Не следует вообще создавать поводов для нервозности.

Это очень важный урок. Обычно весомым фактором нервозности является несоответствие вашей подготовки предстоящему событию. Когда вы все знаете, уверены в себе то к чему вам переживать за результат?

Когда я учился в институте, я много пропускал лекций и семинаров, на экзамены шел совершенно не подготовленным, надеялся что пронесет и как-нибудь сдам. В итоге сдавал, но лишь благодаря феноменальному везению или доброте преподавателей. Часто шел на пересдачи. В итоге во время сессии испытывал такой небывалый психологический прессинг каждый день из-за того что пытался впопыхах подготовиться и сдать каким-то образом экзамен.

Во время сессий было уничтожено нереальное количество нервных клеток. А я еще себя жалел, думал вот сколько всего навалилось, как же тяжело, эх… Хотя виной всему был я сам, если бы я заранее все делал (я не обязан был ходить на лекции, но хотя бы материал для подготовки к экзамену и сдачу всех промежуточных контрольных тестов я мог себе обеспечить — но тогда мной владела лень и я не был хоть как-то организован), то мне бы не пришлось так нервничать во время экзаменов и переживать за результат и за то что меня заберут в армию, если я что-то не сдам, так как я был бы уверен в своих знаниях.

Это не призыв не пропускать лекции и учиться в институтах, я говорю о том что надо стараться самому не создавать для себя стрессовых факторов в будущем! Думать на перед и готовиться к делам и важным встречам, все делать вовремя и не оттягивать на последний момент! Иметь всегда в голове готовый план, а лучше несколько! Это сохранит вам значительную часть нервных клеток, да и вообще поспособствует большим успехам в жизни. Это очень важный и полезный принцип! Используйте его!

Урок 7. Как укрепить нервную систему и как перестать нервничать по пустякам

Для того чтобы перестать нервничать не достаточно только следовать урокам, которые я изложил выше. Нужно также привести организм и ум в состояние покоя. И следующее о чем я расскажу будет те правила, соблюдая которые вы сможете укрепить нервную систему и испытывать меньше нервозности вообще, быть спокойнее и более расслабленным. В результате этого вы поймете как перестать нервничать по пустякам . Эти методы ориентированы на долгосрочный результат они сделают вас менее подверженными стрессу вообще, а не только подготовят к ответственному событию.

  • Во-первых, чтобы исправить физиологический фактор нервозности, и привести нервную систему в состояние покоя, нужно регулярно . Это очень хорошо способствует успокоению нервной системы и успокоению разума. Об этом итак много писал, поэтому не буду на этом останавливаться.
  • Во-вторых занимайтесь спортом () и проводите комплекс поддерживающих оздоровление мер (контрастный душ, здоровое питание, витамины и т.д.). В здоровом теле здоровый дух: ваше моральное самочувствие зависит не только от психических факторов.Спорт укрепляет нервную систему.
  • Больше гуляйте, проводите время на воздухе, старайтесь меньше сидеть перед компьютером.
  • Диафрагмальное дыхание при панической атаке

В жизни человека постоянно возникают ситуации, когда приходится сдавать соответствующие экзамены. Чаще всего это происходит в молодом возрасте. Но и позже каждый из нас должен доказывать свою профессиональную, интеллектуальную и социальную состоятельность. Поэтому практически всех людей на протяжении жизни сопровождает состояние экзаменационного стресса. И если в этот период не взять свои эмоции и страхи под контроль, то можно сильно навредить собственному здоровью.

Как ни странно, никто специально не обучает умению сдавать экзамены - ни психотерапевты, ни психологи. Вместе с тем владение психотехническими навыками было бы очень полезным. Они позволяют не только эффективно готовиться к сдаче различных дисциплин, но и правильно себя вести, а также владеть своими эмоциями. В этой статье мы расскажем вам, как успокоиться перед экзаменом, и дадим несколько полезных рекомендаций на эту тему. Итак, приступим.

Советы по подготовке к экзаменам. Оборудуйте место для занятий

Уберите лишние вещи и удобно расположите необходимые пособия, учебники, карандаши, тетради и т. д. По мнению психологов, будет не лишним ввести в окружающую обстановку фиолетовый и желтый цвета, так как они способствуют повышению интеллектуальной активности. Не надо делать ради этого косметический ремонт и переклеивать обои. Достаточно повесить простые картинки в соответствующих тонах. Можно даже нарисовать их самостоятельно.

Составьте план

Люди, которые знают, как успокоиться перед экзаменом в ГАИ, прекрасно осознают его важность. Необходимо оценить общий объём материала и равномерно распределить его изучение на несколько дней. Очень важна конкретика. Например, в плане не должно быть записи «немного позанимаюсь». Прописывайте все разделы предмета, которые будете сегодня изучать.

Самый сложный материал осваивайте со «свежей» головой

То же самое относится к разделу, который вы знаете хуже остальных. Но бывает и противоположная ситуация, когда вообще нет желания заниматься, и в голову ничего не идёт. Тогда полезно начать с изучения более интересного материала. Это поможет преодолеть лень и включиться в работу.

Делайте перерыв

Психологи советуют: чередуйте работу и отдых. Этим советом часто пренебрегают те, кто не знает ответа на вопрос: «Как успокоиться перед экзаменом, но при этом не потерять реакции?» Для сохранения концентрации важен регулярный отдых. Например, на каждые 50 минут учёбы делайте 10 минут перерыва. Во время паузы можно сделать зарядку, полить цветы, поиграть с домашним питомцем и др.

Контролируйте учебный процесс

В конце дня проверяйте степень усвоения пройденного материала. Выпишите все вопросы, которые проработали за день.

Не зубрите!

Не пытайтесь выучить весь материал наизусть. Главная задача - не вызубрить, а понять. Поэтому старайтесь концентрироваться на ключевых мыслях.

Не паникуйте

Бывает, что в момент подготовки у человека возникает мысль о невозможности выучить весь материал, и он не знает, как успокоиться перед экзаменом. Чаще всего подобное может произойти, если нет конкретного плана, о котором мы писали выше. Самое время его составить. Также специалисты советуют использовать следующий приём: выберите из всего материала самые лёгкие, интересные темы и изучите их в первую очередь. А вопросы, смахивающие на китайскую грамоту, оставьте на потом. Даже если не получится освоить всю теорию, определённую её часть вы будете знать на очень высоком уровне.

Избавьтесь от негативных мыслей

Если вы задаётесь вопросом: «Как успокоиться перед экзаменом в ГИБДД?», посоветуем следующее: просто не думайте о возможности провала. Мысленно нарисуйте картину успешной сдачи, лёгкого победного ответа. Мысли о возможной неудаче являются разрушающими. Они сильно снижают мотивацию и мешают заниматься. Для того чтобы их избежать, полностью сосредоточьтесь на поставленных учебных задачах.

Накануне экзамена. Выделите день для повтора

К примеру, если вы не знаете, как успокоиться перед экзаменом по музыке, то за день до «часа икс» повторяйте разученное произведение или песню с утра и до вечера. Делайте это перед зеркалом, как будто выступаете перед реальным преподавателем. Разбейте весь материал на части и работайте с каждой по порядку. Сосредоточьтесь на тех местах, которые вызывают затруднение.

Пользуйтесь записями

На экзамене никто не запрещает пользоваться записями, сделанными вами в ходе подготовки к ответу. При этом следите за своим голосом, мимикой, жестами и позой. Ваш вид и ваша речь должны выражать уверенность в собственных знаниях. Известно, что жестикуляция, поза, голос не только «выдают» текущее состояние человека, но и способны по принципу обратной связи оказывать на него влияние. То есть, начав говорить уверенным, спокойным голосом, вы действительно станете чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Мысленно переживите ситуацию

В конце учебного года многие школьники задаются вопросом: «Как успокоиться перед экзаменом ЕГЭ?» Можно попробовать способ «переживание ситуации». За несколько дней до «часа икс» представляйте прохождение экзамена во всех красках и с соответствующими переживаниями, фобиями и «страшными мыслями»: вот вы входите в класс, берёте билет, готовитесь, выходите отвечать и т. д. Для начала представьте, как у вас пересыхает в горле или а в голове нет ни одной мысли. Теперь сделайте наоборот. Как бы вы хотели, чтобы прошёл экзамен? Думаем примерно так: вы берёте билет, сосредоточенно готовитесь и уверенно и спокойно отвечаете перед экзаменационной комиссией, не испытывая никакого страха. Представьте всё это как можно конкретнее, во всех деталях. Проделав это несколько раз, вы убедитесь в эффективности данного метода.

Доведите ситуацию до абсурда

Если вы очень боитесь и не знаете, как успокоиться перед экзаменом, психологи рекомендуют использовать приём «доведение до абсурда». Напугайте себя настолько сильно, насколько это возможно. Представьте самые немыслимые страшные подробности и кошмарные последствия. Если вы готовитесь вдвоём или в группе, то пугайте друг друга. Уже давно известно, что усиление страха вызывает парадоксальную реакцию: вместо того, чтобы впасть в депрессию, человек начинает понимать преувеличение собственных переживаний. Даже самые тяжёлые последствия выглядят не так ужасно, как он думал раньше.

Избегайте паникеров

Люди этого типа уж точно не знают, как успокоиться перед или другим дисциплинам - не суть важно). Так что максимально отодвигайте время встречи с этими неуравновешенными субъектами, чтобы не заразиться от них паникой. Идеальный вариант - вообще с ними не контактировать. Для этого лучше прийти как можно позже. И берите пример с людей, которые явились на экзамен с позитивным настроением.

Забудьте о препаратах

В последнее время значительно увеличилось количество людей, принимающих для повышения активности мозга. Если вы это делаете, то не забывайте об обратной стороне. Продолжительное или неправильное употребление ноотропов вызывает гиперстимуляцию мозга, которая проявляется в раздражительности, бессонницы и повышенной возбудимости. Похожим эффектом обладают и седативные средства. С одной стороны, они успокаивают нервную систему, а с другой - сильно затормаживают снижая способность к сосредоточению и внимательность в целом.

Заключение

Теперь вы знаете, как успокоиться перед экзаменом и не переживать по этому поводу. Каждый слышал фразу: «Чтобы отлично подготовиться, не хватает всего одной ночи». На самом деле это миф. Вы уже и так прилично устали, так что не стоит себя переутомлять, сидя всю ночь за книжками. Наоборот, лучше погуляйте вечерком на свежем воздухе и лягте спать пораньше. Это позволит выспаться и встать утром бодрым, отдохнувшим и даже с некоторым чувством здоровой агрессивности. Ведь экзамен является своеобразной борьбой обаяний, в которой нужно уметь за себя постоять.

11 -й класс, последний (уже действительно последний) звонок, выпускной, вступительные экзамены, первый курс, первая сессия… А что если после вступительных экзаменов первый курс не последовал? Об этом вы сможете прочитать в нашем исследовании. Мы опросили 3-х абитуриентов из Украины, которые не поступили с первого раза, а также получили советы психолога по этом поводу.

Саша, 19 лет, студентка биологического факультета

Я училась в историческом классе, и многие мои одноклассники поступали на юридический, экономический факультеты. Я же подала документы на факультет психологии. Первым экзаменом была биология, и я шла на нее с полной уверенностью, что все знаю: моя сестра — биолог, и мы добросовестно прошли с ней всю программу поступления. Не знаю почему, но мне поставили «3»… Плохо помню, как доехала домой. Весь день проплакала, уткнувшись носом в подушку, а вечером родители подняли меня и заставили готовиться дальше. Проходной балл в институте был 13:
это «4», «4» и «5». Или «3», «5» и «5». Думаю, шансов у меня не было. Оплачивать контракт моя семья не могла. Когда шла сдавать остальные экзамены (философию и украинский язык и литературу), то уже смирилась с тем, что не поступила.
Изменилось ли ко мне отношение со стороны одноклассников, не знаю: на встречу выпускников я не пошла. Не то, чтобы я скрывала, что не поступила, просто старалась обходить эту тему в разговорах, чтобы не расплакаться. Мама однажды упрекнула меня и этим очень обидела.
После экзаменов я решила пойти работать. Было очень тяжело сделать первый шаг, выбраться из мирка, где меня обеспечивали родители, прийти к незнакомым людям и предложить свои услуги. Я обошла несколько кафе — и везде меня были готовы принять. Это очень помогло: я поняла, что нужна не только своим родителям и сестре. В итоге я устроилась официанткой. Было интересно, я постоянно общалась с людьми. Но и сложно: смена начиналась в час дня, а заканчивалась в 11 вечера, и все это время я была на ногах. В день получала 50-70 гривен чаевых. Три месяца работы пошли на пользу: сейчас мне намного легче общаться.
В январе я записалась на подготовительные курсы при медицинском университете. Месяца за два до поступления решила, что буду поступать сразу в три места: на психологический и биологический факультеты Национального университета имени Тараса Шевченко и на биологический в Киево-Могилянскую академию. Начала усиленно готовиться, так как понимала, что слабых мест у меня быть не должно. За основу я взяла программу Шевченко: учила и вычеркивала выученные вопросы. За две недели я зазубрила 62 биографии украинских писателей. Я понимала, что могу не поступить, но знала, что это не страшно. Что жизнь, по крайней мере моя, на этом не заканчивается.
Первый экзамен я сдавала в Могилянку. И уже на следующий день знала результат — я поступила. Идя на экзамены в КНУ, уже была спокойна. Биологию на оба факультета сдала на «4». Потом был украинский на биофаке, я сдала его на «4», то есть поступила еще и сюда. Украинский на психологии прошел не очень хорошо. Мне сказали: «Вообще-то вы ответили на «2», но поставим вам «3», чтобы вы могли идти дальше». Я сказала, что никуда не пойду, если у меня будет «3». Экзаменаторы продиктовали мне 15 слов, я написала их правильно и получила «4». На философии меня выслушали, не перебивая, а в конце сказали, что у меня хорошая речь, но отвечала я неправильно, и поставили «3». Так за шесть дней я сдала пять экзаменов. Конечно, пришлось очень тяжело. Нужно было четко распланировать свой день, я знала, что расслабляться нельзя ни в коем случае. Но это дало свой результат! Мне очень нравится выражение: «То, что не убивает нас, делает нас сильнее». И я благодарна судьбе, что не поступила с первого раза, так как стала за этот год намного сильнее. Теперь я знаю точно, что не пропаду, не потеряюсь. Что бы у меня в жизни ни случилось, я смогу это пережить: катастрофой это кажется только вначале.

Аня, 25 лет, аспирант Института журналистики

В детстве я хотела стать балериной. Потом — фигуристкой. После 9-го класса пошла в швейный техникум. За год до окончания учебы экстерном сдала школьные предметы, получила аттестат и подала документы в Институт журналистики — очень хотела работать на телевидении. Родители сказали, что не одобряют мое решение, но ради них не стоит менять свой выбор.
Было два экзамена — сочинение и история. Сочинение написала на «3», историю сдала на «4». Не поступила и продолжила обучение в техникуме. В следующем году сочинение сдала на «4», а вот историю — на «3». Конечно, расстроилась, но плакать — нет, не плакала. Устроилась на работу в ателье, параллельно готовилась и даже делала в свободное время сюжеты для местного телеканала. О том, что не буду студенткой, даже и не думала. Если не получилось с первого раза, получится со второго, третьего… Я была в этом уверена. И вот третья попытка. За сочинение (которое эти два года я сознательно училась писать именно так, как «надо» для поступления) мне поставили «5». Это означало, что я поступила, так как окончила училище с отличием. Даже не знаю, как бы все повернулось, если бы в третий раз дело дошло до истории… Помню, как увидела в списке, что у меня «5». Несколько раз перепроверила, а потом решила узнать, что делать дальше. Подошла к приемной комиссии. Возле нее стояла очередь из тех, кому не повезло. Я представила: они подают апелляции, а я сейчас захожу и говорю, что у меня «5». Это было бы просто издевательством. Срок подачи апелляции — два часа. Я решила подождать. Позвонила маме с таксофона, успела сказать, что поступила, и на этом связь оборвалась. В приемной комиссии мне сказали, что надо пройти практику (пять дней). Но мое счастье было настолько огромным, что даже месяц практики ничего бы не изменил.
Вечером дома накрыли стол, купили большой арбуз. Это было в июле, арбуз оказался зеленым. Но мы были счастливы.
Сейчас я работаю на телевидении и учусь в аспирантуре — моя мечта сбылась!

Маша, 23 года, стилист

До 16 лет я жила в небольшом поселке в Крыму. И сколько себя помню, очень любила делать разные замысловатые прически, стригла подружкам челки. После школы решила поступать на юрфак в Полтаве, где жили мои родственники.
Экзамены — историю, диктант и правоведение — сдала на «4», но не хватило одного балла на бюджет. А на обучение по контракту у семьи денег не было.
Конечно, я очень расстроилась. Так всегда: денег нет, жизнь накрылась. Не долго думая, подала документы в парикмахерское училище. Меня приняли даже без вступительных экзаменов. Училась два года, жила в общежитии и работала в небольшом салоне красоты, принадлежащем моей двоюродной сестре. Практика помогла мне — я окончила училище с отличием и уехала на родину.
Два года жила в Симферополе: снимала квартиру и работала в парикмахерской. В то время я мало зарабатывала, но амбиции были бешеные. «Надо что-то делать», — решила я и поменяла работу. В новом салоне быстро стала ведущим парикмахером, но чувствовала, что мне не хватает знаний. Начала посещать семинары, принимала участие в конкурсах. Завоевала второе место на чемпионате Крыма по парикмахерскому искусству, а потом и Украины.
Однажды к нам в салон пришел молодой человек. Мы познакомились. Оказалось, он из соседнего поселка. Начали встречаться. Влюбились. До сих мы вместе. Саша меня всегда поддерживает во всех моих начинаниях. Для меня это очень важно. Однажды у нас в городе проходили мастер-классы известного украинского парикмахера. Я поняла, что работаю, скорее, интуитивно, что мне надо еще многому научиться. Саша дал мне денег и сказал: «Езжай в Киев». В Киеве у меня живет подруга, которая предложила пожить у нее на первых порах. Мне повезло — буквально на второй день я нашла работу по специальности. Правда, это был почти такой же салон, как и в Симферополе, то есть никакого профессионального роста. Но вскоре я узнала о том, что один очень известный салон объявил набор специалистов. Я прошла собеседование — и меня взяли на работу! Сбылась моя мечта! Я не жалею о том, что стала парикмахером. Сейчас меня окружают замечательные люди, я занимаюсь делом, которое мне нравится. Часто езжу в Крым, к родителям и Саше. Жаль только, что пока он не может переехать в Киев, это связано с его
работой.

Работа над ошибками:

Непоступление — это в любом случае стресс, и стресс очень сильный. Особенно непоступление после 11-го класса, когда нервная система и без того истощена выпускными экзаменами.
И особенно оно выбивает из колеи тех, не просто хотел поступить, но и основательно к этому готовился.
Если эта неприятность случилась с тобой, лови подсказку от психолога.

Шаг 1. Сделать паузу
То есть временно закрыть тему поступления, чтобы эта травмирующая ситуация не раздражала психику. Выделить себе срок на то, чтобы полностью отключиться от всего, что связано с учебой, отдохнуть и восстановиться. Вплоть до того, чтобы даже не говорить на эту тему с друзьями, знакомыми и родителями. Важно уяснить: реально на следующее поступление эта «пауза» никакого влияния не имеет, а запастись силами в преддверии сложного, первого «самостоятельного» года твоей жизни, действительно нужно.

Шаг 2. Осознать, насколько вы могли повлиять на ситуацию с поступлением
Не секрет, что есть вещи, на которые не в силах повлиять ни один, даже суперподготовленный абитуриент. Например, настроение экзаменатора или коррумпированность вуза, в который невозможно поступить без взятки. В этом случае убиваться смысла нет. Лучше учесть эти особенности при поступлении в следующем году.

Нюанс: Если есть желание активно по обвинять окружающих в «провале» на вступительных экзаменах (родителей — за то, что не дали взятку, учителей — за то, что плохо учили, институт — за то, что не захотел видеть в числе своих первокурсников), имеет смысл задуматься: а сколько еще лет вы собираетесь перекладывать ответственность за то, что происходит с тобой, на других людей? То же самое касается ситуации, когда вам, в принципе, все равно, поступила вы или нет.

Шаг 3. Определить время «X»
То есть время начала ПОДГОТОВКИ к следующему поступлению. При этом важно учесть следующее: за десять лет учебы в вышем организме установился своеобразный условный рефлекс — летом ни о чем не думать и ничего важного не делать. А раз организм привык к такому режиму, имеет смысл в таком режиме и продолжать! В средине июля, когда солнце светит и все гуляют, садиться за книжки бессмысленно. Это ничего не даст, только заберет остатки сил. А первые активные действия в направлении будущего поступления лучше начинать с сентября.

Шаг 4. Понять в тот ли вуз вы поступали
Это первое, с чего следует начинать подготовку. Если вам нравится шить/петь/рисовать/писать стихи и художественную прозу, но при этом собирались поступить на бухгалтера, глубоко внутри испытывая огромное отвращение к этой профессии, то, наверное, и к лучшему, что ваша попытка потерпела фиаско. Если есть сомнения в выборе вуза, имеет смысл сходить попрофориентироваться (пройти ряд тестов, бесед, которые помогут определить склонности, способности в той или иной сфере) к психологу: может быть, даже в вашу бывшую школу или ближайшую службу занятости.

Нюанс: Если у ваших родителей есть четкое представление о том, куда вы должна поступить, а тебе это неинтересно/противно, существуют два варианта действий. Если родители совершенно «невменяемые» и не желают прислушиваться к твоим доводам — поступить туда, куда они хотят, доучиться до второго-третьего курса (в общем, до того момента, когда вам стукнет 18, и вы почувствуете в себе силы самостоятельно обеспечивать ваши нужды), бросить это неблагодарное дело и начинать жить автономно от предков. Если родители, в принципе, способны к диалогу, то рекомендуется еще раз возвратиться к разговору о поступлении. Донести до них мысль, что, быть может,вы не поступила в данный конкретный вуз именно потому, что не видите смысла тратить столько сил и энергии на то, чем не желаете заниматься всю жизнь. Объяснить, что когда человек занимается любимым делом, у него сразу же возрастает успешность деятельности. И подыскать для себя другой вуз/факультет.

Шаг 5. Честно ответить но вопрос: а нужно ли вообще тебе высшее образование?
Быть может, сейчас у вас есть реальная возможность работать, зарабатывая практические навыки, которые, как известно, за плечами не носить (например, начинать карьеру в частном бизнесе кого-то из родственников). Если вы пока сами толком не знаете, зачем вам высшее образование, и родители тоже внятно объяснить этого не могут, стоит задать себе вопрос: «Чего я хочу от жизни, и какую роль играет в этом высшее образование?» Реальный жизненный опыт поможет сориентироваться, какие знания тебе нужны (и нужны ли вообще).

Шаг 6. Определиться с условиями поступления
Можно провести разведку боем, отловив кого-то из студентов интересующего вуза. Отлично, если в данном вузе у вас учится кто-то из знакомых или друзей — это позволит узнать ситуацию изнутри (например, пробраться на пары и прослушать пару лекций). Если при вузе есть долгоиграющие подготовительные курсы, есть смысл на них записаться. Также можно пойти работать в этот вуз: лаборантом, методистом на кафедру. Во-первых, лучше узнаете преподавателей, во-вторых — конкретные вузовские требования как относительно знаний, так и финансовой стороны. В идеале, к Новому году вы должны уже иметь четкое представление о том, куда вы поступаете, и что вам для этого нужно. Финансовый вопрос обсудить с родителями или заработать необходимую сумму самостоятельно. Определить, какие знания необходимо «подтянуть», каким способом вы будете это делать (сами/с репетитором/на курсах), какого объема знаний вам недостает, насколько быстро вы воспринимаешь материал, хорошая ли у тебя память, сколько раз нужно повторить пройденное. И начинать активно готовиться по всем этим пунктам.

Шаг 7. Разобраться со старыми комплексами
Если вы относитесь к категории людей, страдающих оттого, что в ответственный момент все знания по непонятной причине вылетают из головы или же язык прилипает к гортани и никак не желает «выдавать» нужную информацию, крайне важно заблаговременно найти хорошего психолога и проработать все эти личные заморочки. Учтите: ни один преподаватель не будет тратить время на то, чтобы успокоить/разговорить запаниковавшего абитуриента. Можно тысячу раз выучить необходимый материал, но если комплексы остались, то они снова «вылезут» в, подобной стрессовой ситуации.

Шаг 8. Настроиться морально
Накануне поступления не делать из этого события нечто гиперзначимое. Когда мотивация зашкаливает, успешность резко падает. Иными словами, когда что-то становится слишком важным, то излишнее волнение не позволяет проявить себя полностью, отнимает нужные силы. Поэтому имеет смысл подготовить себе путь к отступлению
— подумать, а что будет, если ты не поступишь и в этом году? Естественно, не настраиваться на неудачу, а просто решить, что будете дальше делать, если вдруг такая ситуация повторится.

P.S. Пережить непоступление в глобальном смысле можно, осознав, что это ценный опыт. Неудачи, потери — неотъемлемая часть бытия. И умение с ними справляться пригодится вам. Также непоступление — это способ реально узнать ваши сильные и слабые стороны, понять, что помогает вам добиваться цели, а что мешает этому. Важно, что пока такой жизненный опыт не обходится вам слишком дорого. И в этом — главный позитив.

«В апреле мы писали пробный тест, и, когда я увидела, что допустила две ошибки, у меня случился нервный срыв. Я разрыдалась, стала кричать, что не сдам химию, что ничего не знаю и никуда не поступлю! Я с детства мечтала стать врачом, готовилась в медицинский институт и понимала, что должна сдать ЕГЭ на самые высокие баллы. Занималась на курсах, с репетиторами... Но я жутко нервничала, и у меня на фоне стресса даже развился гастрит, пришлось в больницу ложиться.

В общем, к лету я была, кажется, меньше готова, чем в начале года. Когда шла на экзамен по химии, меня просто трясло. В голове все перемешалось. Ну и в результате допустила несколько глупых ошибок и сдала хуже, чем рассчитывала. Думаю, оттого, что перенервничала. Смогла поступить только на платное. Летом попробую перевестись на бюджет. Если, конечно, справлюсь с волнением и сдам летнюю сессию на отлично».

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию и подсказать, как выйти из экзаменационного «клинча», наших экспертов, клинического психолога Елену Морозову и детского психолога Галию Нигметжанову.

Пережить нервный срыв

«Перед экзаменами ко мне на прием приходит особенно много детей из выпускных классов, которые переживают из-за того, что не смогут сдать ЕГЭ, - рассказывает клинический психолог Елена Морозова. - Мало того, что они сами не верят в себя, но часто и их родители и педагоги в них не верят. И начинают подгонять, убеждая заниматься еще больше. Не каждый ребенок способен выдержать этот стресс. У многих случаются срывы. В прошлом году мне пришлось работать с ученицей 11-го класса Настей. Она всегда была старательной и благополучной девочкой, но перед экзаменами вдруг перестала справляться со школьными нагрузками.

Она не могла заниматься, не хотела ничего делать, перестала общаться с друзьями, ее успеваемость резко снизилась. Но учителя и родители, вместо того чтобы разобраться, что происходит, стали нагнетать ситуацию: соберись, иначе ты никуда не поступишь, ты не думаешь о своем будущем…

Ребенку, который находится в состоянии депрессии, вместо занятий нужен отдых

Настя искала какой-то выход, и лучшее, что смогла для себя придумать, - покончить с жизнью. Она порезала себя бритвой, и только по счастливой случайности все обошлось, ее успели остановить. Вот тогда родители привели ее к психологу. Выяснилось, что Настя находилась в тяжелой депрессии и ей вместо занятий нужен был отдых, восстановление».

Психологическая помощь была оказана вовремя: взрослые перестали нагнетать ситуацию, Настя выдохнула, смогла собраться с силами и поверить в себя. В итоге она благополучно закончила школу и поступила в институт.

Не нагнетать ситуацию

Выпускникам не позавидуешь: с одной стороны, перед ними стоят глобальные вопросы, чем заниматься в жизни, куда поступать, как не ошибиться с выбором. А для этого необходимо прислушаться к себе, искать, размышлять. Но времени на это нет, поскольку, с другой стороны, нужно во что бы то ни стало хорошо сдать экзамены и выдать лучший результат из возможных. В этой ситуации непросто сохранить хладнокровие и не поддаться всеобщей панике.

Помогите ребенку составить план занятий

Родители особенно и не скрывают, что их в данный момент беспокоят прежде всего высокие баллы. «Некоторые взрослые ставят перед ребенком очень высокую планку и при этом не помогают по-настоящему, - рассказывает детский психолог Галия Нигметжанова. - Вся их помощь заключается в жестком контроле и критике. Чувствуя сильную тревогу, они начинают манипулировать ребенком: «Я так за тебя волнуюсь» или: «Мы столько денег потратили на репетиторов, ты не имеешь права плохо сдать ЕГЭ», вызывая у него чувство вины и подрывая его и без того шаткую уверенность в своих силах».

Нагнетание ситуации усугубляет положение. Действительно ли результат, которого вы добиваетесь, стоит здоровья вашего ребенка? Взвесьте все риски. Работайте на ребенка, а не против него. Вот несколько рекомендаций родителям от Елены Морозовой и Галии Нигметжановой.

Что делать накануне экзаменов?

1. Помогайте действенно

Предлагайте свою помощь, но не навязывайте ее. И не читайте нотаций. Помощь должна быть реальной, действенной - разобрать, проверить. Если вы заметили, что ребенок не может рассчитать силы - занимается сутки напролет или не занимается совсем, помогите составить план, подскажите оптимальный режим и разные варианты работы - восприятие на слух или конспектирование, дробный ритм или глубокое погружение в какую-то тему…

Подскажите эффективную технику запоминания. Если ребенок к весне уже выжат как лимон, помогите ему сделать паузу: вывезите на природу, дайте возможность не ходить в школу и полноценно отдохнуть.

Ребенка, который привык, что взрослые всегда его стимулируют и контролируют, в этот период нельзя оставлять одного

Если вы чувствуете, что не можете никак помочь, лучше отойдите в сторону и не мешайте. Особенно это относится к тем детям, которые всегда учились самостоятельно и могут сами регулировать свои нагрузки. Но ребенка, который привык, что взрослые всегда его стимулируют и контролируют, в этот период нельзя оставить одного. Главное - оставайтесь заинтересованными. Родительское обесценивание («у тебя не получится») только усугубляет положение. Верьте, что ребенок справится с испытаниями. Говорите ему об этом.

2. Представьте самое страшное

Чувствуя сильную тревогу, спросите себя: «Что самого страшного случится, если ребенок не сдаст ЕГЭ?» Задайте этот же вопрос ребенку, если видите, как сильно он переживает: «Что произойдет, если ты напишешь не на 100, а на 96 баллов?»

А потом вместе разберите эту пугающую ситуацию. Очень часто в трудные моменты жизни нам кажется, что возможны только два решения, два выхода - один хороший, а другой плохой. У нас всегда есть несколько выборов. Поступить в колледж и лучше подготовиться к экзаменам на следующий год. Поступить в менее престижный (желанный) вуз и попробовать перевестись… Пойти работать по выбранному направлению и поступать уже осознанно, имея опыт работы...

Скажите ребенку, что ему предстоит важное, но не единственное решение. И он может совершать ошибки

Поищите возможные решения и поживите с ними. Это поможет расширить границы горизонта, уйти от бинарности выбора. Спросите ребенка, кем он видит себя в 28 лет. Что с ним может случиться за эти годы? Поговорите о том, что путь его не сразу будет определен, и он не обязан выбирать сейчас профессию сразу на всю жизнь, что ему предстоит важное решение, но не единственное. Он может совершать ошибки. И у него всегда будет шанс их исправить.

Некоторые родители смотрят на своих детей слишком нереалистично. Они видят то, что хотят, не замечая объективной картины. «Мы планируем поступление в МГУ, это как минимум», - говорят родители мальчика, у которого в дневнике две четверки, одна тройка и 11 двоек - по всем предметам.

Поговорите с ребенком: как он сам относится к этой идее, комфортно ли ему будет учиться среди ребят, успевающих намного лучше его, по силам ли ему будет эта нагрузка, интересно ли ему это направление настолько, чтобы преодолеть все барьеры?

Чья вообще это проблема - сдача экзаменов? Ребенок - инструмент, который должен поддержать ваш статус, или он дорог и интересен вам сам по себе, как человек? Дайте ему понять, что у него есть качества, которые вам ценны и которые будут с ним всегда, независимо от его реальных достижений.

Техники, которые в день экзамена помогут погасить тревогу и сконцентрироваться. Расскажите о них вашим детям

  1. Дышите . Сделайте 10 глубоких вдохов, с выдохом, который глубже, чем вдох, чтобы следующий вдох получился еще глубже. Делайте небольшую паузу после длинного выдоха. Можно дышать со звуком. Это помогает лучше сконцентрироваться на дыхании.
  2. Разомните кисти рук - правой левую, левой правую. Во-первых, там много биологически активных точек, их массаж помогает восстановить гормональный баланс. А кроме того, когда мы волнуемся, у нас сужаются мелкие венозные сосуды. Выброс адреналина увеличивает нагрузку на сердце, оно пытается разогнать кровь и начинает страшно колотиться. Когда мы разминаем кисти, происходит расширение мелких венозных окончаний, кровоток восстанавливается.
  3. Массируйте внешнюю сторону ушных раковин обеими руками, снизу вверх, начиная с мочек ушей, потом возьмитесь за верхние кончики ушей и потяните их наверх.

Об экспертах:

Сотрудник кафедры детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии постдипломного образования, детский клинический психолог, директор общественной организации «Нелишние дети».

Детский, возрастной, семейный психолог, ведущий консультант Психологического центра поддержки семьи «Контакт», ведущая тренингов и семинаров для подростков и взрослых.