Что такое психоделический. Психоделика. Что такое психоделика? Известные музыкальные группы

Психоделики — вещества, относящиеся к классу психоактивных. Они изменяют восприятие окружающего и влияют на эмоциональный фон человека, а также некоторые психологические процессы.

Термин «психоделики» собран из двух греческих слов ψυχή — душа, δήλος — ясный. Психоделики способствуют введению сознания человека в измененную фазу. Эти вещества явно не признаются опасными, потому что не вызывают сильной аддикции или стойкой зависимости.

В отличие от сильных наркотиков — опиатов или кокаина прием веществ, содержащих психоделики не может гарантировать, описанной в медицинской литературе эйфории и не позволит достичь заранее определенного состояния. Прием психоделиков способствует введению человека и измененную фазу сознания, содержание которой зависит от множества факторов:

  • состояния организма,
  • психического склада личности,
  • перенесенных заболеваний неврологического плана и пр.

Фармакологически большинство психоделиков представляют собой антагонисты серотониновых рецепторов, относящихся к классу 5-НТ, чувствительных к двум группам психоактивных веществ — триптаминам и фенилэтиламинам. К психоделикам формально могут относиться любые вещества, затрагивающие работу широкого спектра рецепторов нервной системы.

Распространение и производство психоделиков в большинстве стран Мира преследуется законодательно. В последнее время в некоторых странах предпринимаются попытки использования психоделиков для лечения зависимости от никотина и алкоголя. Также они используются для лечения депрессий у больных, имеющих тяжелые онкологические заболевания.

История синтезирования и использования психоделиков

Плотно изучать психоделики с медицинской точки зрения начали в начале ХХ века, когда в массовой культуре появились сведения о мескалине. Его экстракты, смеси и продукты переработки растительного сырья стали подробно изучаться только в 50-е годы. До этого шло изучения воздействия психоделиков на сознание человека. Первоначально экстракты мескалина носили название «психотомиметик», что означало — вызывающий психоз. Но его действие не всегда провоцирует возникновение психозов, и от этого термина пришлось отказаться, заменив его термином «психоделик».

История использования психоделиков в народных культурах восходит к доисторическим временам. Первоначально они использовались в шаманских практиках индейцами Северной Америки для общения с духами предков. Также их применяли для коррекции и лечения некоторых психических заболеваний и «изгнания злых духов». В наши дни психоделики используются в некоторых странах Южной Америки с теми же целями.

Первый научный интерес в Западной культуре к психоделикам возник в середине или конце XIX века. Это было вызвано началом работы с мескалином в химических лабораториях. После Второй Мировой войны мескалином пытались пользоваться в качестве лекарства при лечении тяжелых депрессивных расстройств.

В 60-х годах ЦРУ использовало психоделики в секретных исследованиях на людях, которые не знали о том, что являются предметом изучения. После того, как в проекте «МК-Ультра», изучавшем действие психоделиков на людей, погиб подопытный человек, изучение было прекращено. Изучение дало материал, который говорил о наличии массы психических расстройств у подопытных. Помимо этого были отмечены случаи немногочисленных самоубийств, доказать прямую связь который с приемом психоделиков, не удалось.

В наше время существует ответвление психотерапии, которая называется «психоделическая терапия». Она основывается на использовании психоделиков для лечения психических отклонений и тяжелых заболеваний.

В наши дни вновь восстановлено изучение воздействия этих веществ на сознание здоровых людей, и людей, имеющих тяжелые заболевания. Специально для осуществления контроля за проводимыми работами была создана организация названная «Мультидисциплинарной ассоциацией психоделических исследований», которая трудится в Исследовательском институте Хеффнера.

Группы наркотиков

К психоделикам относят вещества, синтетического и полусинтетического происхождения, такие как диметоксибромамфетамин, 4-бромо-2.5-диметоксифенэтиламин, 2.5-диметокси-4-метиламфетамин и N-диметилтриптаамин, которые содержатся в некоторых растениях, например грибах (псилосцин и псилосцибин), кактусах (пейотль) или аяуаска, которая делается из растения под названием чалипонга (лиана духов или лиана мертвых) из которой изготовляется 12-часовой отвар для проведения ритуалов. Каждый шаман имеет собственный рецепт приготовления аяуаски. Рецепты могут разниться и включать до двадцати компонентов.

Получающиеся из этих растений вещества включают ингибиторы монаминоаксидазы, такие как:

  • алкалоиды,
  • гармалин,
  • гармин.

Если в наркотические вещества добавляются растительные компоненты, содержащие мощный психоактивный алкалоид N-диметилтриптамин, то эффект приема психоделика напоминает телепатию.

Не следует путать психоделики с диссоциативными веществами, такими как РСР или кетамин, которые относятся к длинной линейке галлюциногенов.

Терагираканнабиноиды, также являются психоактивными веществами, но могут быть отнесены только к разряду малых психоделических веществ. Они могут стимулировать психоделические переживания, будучи приняты в больших дозах и только в редких случаях. Некоторые психоделические свойства имеют MDMA или MDA. Также можно говорить о некоторых элементах у растительных эмпатогенов, таких как Salvia divinorum.

Близкий употребляет наркотики?
Запишитесь на консультацию

-- выбрать -- Время звонка - Сейчас 8:00 - 10:00 10:00 - 12:00 12:00 - 14:00 14:00 - 16:00 16:00 - 18:00 18:00 - 20:00 20:00 - 22:00 22:00 - 00:00 Заявка

Эффект от употребления

Химически психоделики можно разделить на триптамины и фенилэтиламины. Они различаются по характеру и степени воздействия на психику. Фенилэтиламины более напоминают сильные синтетические вещества, которые взывают жесткую реакцию организма. Это отличает их от триптаминов, которые оказывают более мягкое действие, которое длится столько же, сколько у фенлиэтиламинов.

Условность данной классификации проявляется не только в степени воздействия на организм, но и в некоторых химических признаках веществ. Например, триптаминовые вещества лучше называть индольными, так как не все триптамины могут являться психоделиками. Так, ЛСД, являясь продуктом лизергиновой кислоты, оказывает на организм действие, сходное с триптаминами.

На физиологическом уровне психоделики можно отнести к антагонистам серотониновых рецепторов. Внутриклеточное действие связано с активизацией Gi/0-белков и выработкой мРНК-генов:

  • EGR-1,
  • EGR-2.

При попадании в организм, психоделики, прежде всего влияют на пятый слой нейронов коры головного мозга.

Ученые считают, что механизм действия этих наркотиков заключается в нейтрализации работы фильтров, которые занимаются работой с сигналами, в обычной жизни гаснущими не достигая сознания и не вызывая ответа психики или рефлекторного ответа организма. Эти сигналы могут поступать не только извне, но и приходить из подсознания, будучи активизированными воспоминаниями, эмоциями или впечатлениями, поразившими человека много лет назад. Активация бессознательного или подсознательного дает яркие эффекты.

Классическим психоделическим наркотиками являются ЛСД и мескалин. Эти вещества считаются крайне опасными, так как при попадании в организм они взывают дезорганизацию психической деятельности, дезориентацию в пространстве, что приводит к сильным расстройствам психики и ведет к дереализации или деперсонализации. В случае наличия у человека вяло текущих или скрытых психических заболеваний, прием мескалина или ЛСД может привести к активации процесса, который плохо поддается лечению, а в некоторых случаях не поддается совсем.

Психоделический опыт личности зависит не только от багажа психики и наличия или отсутствия психических заболеваний или отклонений, но и от обстановки, в которой ведется прием или от впечатлений, полученных непосредственно перед ним.

К некоторым возможным эффектам при приеме относятся:

  • иллюзии,
  • синетстезии,
  • страх,
  • депрессия,
  • чувство умиротворения,
  • нарушение координации движений,
  • псевдогаллюцинации слухового и зрительного ряда,
  • яркие воспоминания,
  • нарушения понимания времени и пространства в котором находится человек,
  • иллюзии телепатии или ясновидения.

Ученые полагают, что эффект влияния этих веществ на психику сходен с сильным религиозным чувством. Изменение восприятия происходящего сходно с состоянием сознания, практикуемым йогами. Это состояние получило в религиозных книгах стран Востока самые разные наименования — самадхи, сатори и пр.

Как проявляется тяга к наркотику

При приеме психоделиков можно говорить о формировании только психической зависимости. Эти вещества не вызывают яркой физической зависимости, абстинентного синдрома или ломки.

Психическая зависимость формируется после первого применения.

Постепенно у человека отмечается упрощение и деградация личности, разрыв социальных связей. Опасность приема психоделиков состоит в усилении скрытого течения или склонности к возникновению психических заболеваний, таких как маниакально-депрессивные психозы, шизофрения, приступы паранойи и и пр.

Последствия для психики

Последствия приема можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Однократные прием наркотиков приводит:

  • утрате четкости восприятия зрительных объектов — изображение раздваивается, растворяется, обретает иные очертания, резкие цветовые изменения.
  • полной или частичной потере зрения,
  • к слуховым и зрительным галлюцинациям,
  • изменению восприятия пространства,
  • чувству покоя, желанию отдыхать, петь, наблюдать за изменение галлюцинаторных объектов.

Передозировка психоделиками приводит к потере сознания, резкому повышению температуры тела, тахикардии, тошноте и рвоте.

Регулярный прием приводит к резкому падению умственного потенциала личности и разрушению психического здоровья. Большинство наблюдений за наркоманами, имевшими длительный стаж приема психоделиков, фиксирует:

  • нарушение мыслительной деятельности — невозможность сосредоточиться, нормально усваивать информацию, концентрировать внимание на происходящем,
  • деградацию личности зависимого — единственной мыслью, которая побуждает наркоманов действовать — это мысль о поиске очередной дозы, разрыв социальных связей, утрата друзей, семьи, работы,
  • усиление скрытого течения психических заболеваний или отклонений.

От нейронов к нирване - Психоделики в медицине

Рассчитайте стоимость лечения от зависимости

А также пласт контркультуры, появившийся благодаря употреблению психоделиков или какое-то очень странное явление, выбивающееся из обычного хода вещей.

Сфера употребления слова

В другой методике, популярной в Соединённых Штатах, единственная, очень высокая доза ЛСД (0,3-0,6 мг) принимается после интенсивной психологической подготовки пациента. Этот метод, называемый психоделической терапией, пытается вызвать религиозно-мистические переживания при помощи шоковых эффектов ЛСД. Такой исследовательский опыт может послужить в дальнейшем начальной точкой для перестройки и лечения личности пациента, совместно с психотерапевтическом лечением. Термин психоделический, который можно перевести как «проявляющий разум» или «расширяющий сознание», был предложен Хамфри Осмондом, пионером исследования ЛСД в США.

Вместе с тем, многие не склонны сводить понятие «психоделии» исключительно к наркотикам, так как «расширение сознания» и связанные с этим ощущения могут быть достигнуты и без применения психоактивных препаратов через использование холотропного дыхания , сенсорной депривации или депривации сна и различных форм медитации а также некоторыми из психологических и духовных практик, предлагаемых религиями , некоторыми формами психотерапии и альтернативной медицины , оккультизмом , мистицизмом , эзотерикой , философией нью-эйдж и др. Таким образом «психоделический опыт » («трип »; испытывающих их могут называть «психонавтами ») связывают не только с приёмом ЛСД или, к примеру, ДОБ , мескалина , Salvia divinorum или марихуаны , но и с сеансами гимнастики Цигун , «контактёрством» («ченнелингом »), «визионерством» (исследованиями «астрального плана ») и подобным или же просто с проявлениями шизофрении и других психических расстройств .

Советский российский психиатр-нарколог Александр Данилин в своей книге «LSD: галлюциногены, психоделия и феномен зависимости», уделяет специальное внимание «психоделии по-советски» и также отделяет термин «психоделия» от однозначной связи с употреблением наркотиков. Он рассказывает об «эзотерических исканиях» среди жителей СССР в -70-х годах во времена расцвета наркотической «психоделической революции» на Западе (отдельное внимание уделяется роли КГБ в этом процессе).

В частности, Данилин пишет:

Если в Америке стремительно нарастающая молодёжная революция имела свои отчетливые этапы в виде волнообразного использования LSD и следовавшего за ним поиска психологических аналогов наркотического транса, то отечественная психоделия изначально занялась поиском того, что мы назвали «особыми состояниями сознания». Возможно, весь феномен «психоделии по-советски» более всего описывается понятием «эзотерические искания». Самое точное название использует В. Лебедько , называющий этот феномен «российской саньясой» («саньясин » в индуизме - искатель духовного откровения, не определившийся еще с выбором учителя). Эпидемия мистических исканий лавинообразно распространялась по нашей стране на протяжении 70-х годов, точно так же, как «психоделическая революция» в Америке на протяжении 60-х. Не все её участники были в состоянии определить, что именно они ищут. Один из наших пациентов определял чувство, за которым следовал, как «сжигающий все внутри голод на познание всего запретного и запредельного».

Психоделия в культуре

Психоделические опыты получили широкое отражение в современном искусстве , породив понятия «психоделическая музыка », графика, литература, кино.

Пионерами современной психоделической музыки принято считать таких исполнителей, как Jimi Hendrix , Pink Floyd , The Doors , The Who , Jefferson Airplane , The Grateful Dead , поздние The Beatles и другие музыканты эры хиппи . Подобные проекты принято относить к жанру психоделический рок , а с распространением электронной музыки жанр стал куда более многообразным. От стержневой культуры гоа-транса в середине 1990-х отпочковался так называемый «психоделический транс » (характерные представители - израильские проекты Infected Mushroom , Astrix), возник жанр «психоделическое даунтемпо » (или psybient , характерные представители - Shpongle , Bluetech , Shulman , Entheogenic) и другие.

В литературе напрямую с психоделией связаны такие работы, как, например, произведения Олдоса Хаксли и «Электропрохладительный кислотный тест» Тома Вулфа :

Лицо! Снова входит доктор, и...- чудеса, док, несчастный подопытный кролик - Кизи теперь может заглянуть в н е г о. Впервые он замечает, что у доктора с левой стороны дрожит нижняя губа, но он не просто в и д и т дрожание, он может - и, кажется, не впервые! - разглядеть, как становится крестообразным каждое мышечное волокно, отпихивая влево слабое желе губы, как волокна устремляются друг за другом назад, в инфракрасные каверны тела, сквозь транзисторные внутренности нервных сплетений, каждое по сигналу воздушной тревоги, а внутренние крючочки несчастного дурачка отчаянно цепляются за этих корчащихся маленьких ублюдков, пытаясь у д е р ж а т ь их и у с п о к о и т ь, я же доктор, передо мной опытный человеческий образец внутри несчастного дурачка показывают его собственное кино про пустыню, только каждый араб с усами из конского волоса представляет собой угрозу, - лишь бы губа, лицо оставались на одном уровне, на том уровне, который гарантировал ему медовый пузырек Официального Штукатура...

Чудеса! Он впервые обрел способность з а г л я д ы в а т ь в н у т р ь л ю д е й... Ах да, та маленькая капсула, что блаженно скользнула вниз по пищеводу, содержала ЛСД.

Психоделия оказала влияние на творчество многих писателей более позднего (после окончания эпохи хиппи) периода - к примеру, Виктора Пелевина , Дмитрия Гайдука .

В целом можно отметить тесную связь психоделики с «наркоманской» литературой - иллюстрацией тому может служить творчество Ирвина Уэлша . Такой «патологический» вариант психоделии является не единственным из существующих, хотя писатели чаще всего обращаются именно к нему.

См. также

  • Психоделическая музыка

Напишите отзыв о статье "Психоделия"

Примечания

Отрывок, характеризующий Психоделия

– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.
– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!
– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.
– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.

Относится к «Сны наяву»

Психоделия


Комментарии к приводимым цитатам - в фиолетовом цвете .

Выражаю благодарность всем, кто так или иначе предоставил материалы для этой статьи, высказал свое мнение и помог своими замечаниями, прочитав ее:)

В этой статье сделан акцент на рассмотрение эффектов изменения психи ки - как следствие психодел ических воздействий, описываются суть и механизмы этих изменений. Статья написана в виде реферата, сопоставляющего и обобщающего данные статей и книг, содержит глубокую иерархию ссылок на источники, позволяющие рассмотреть вопрос достаточно тщательно для заинтересованных и, в то же время, быстро понять суть.

Психодел ия (от греч. ψυχη - душа, δηλειν - целое) - означает области знания, науки, псевдо- знания и науки, занимающиеся вопросами устойчивости психи ки человеческой или же иной.
Также психодел ией иногда называют искусство, сопряженное с употреблением психодел иков, в частности психодел ическую музыку и психодел ический рок.
А.Крутских в статье Психодел ики сегодня :
Humphry Osmond, один из первых исследователей LSD, предложил термин "психодел ики" (mind manifesting). Последним термином эти средства в научной литературе обычно обозначают в случае их немедицинского, развлекательного, нелегального использования. Официальным термином, используемым в строго научном контекст е, является термин "галлюциногены". Однако он не совсем точен, так как фокусирует внимание на галлюцинациях, которые как раз не свойственны препаратам этой группы, они лишь вызывают изменения восприятия, иллюзии или псевдогаллюцинации, которые не принимаются за физическую реальность; кроме того, это далеко не основной фармакологический эффект. Галлюцинации в истинном смысл е этого слова вызывают холиноблокирующие средства и арилциклогексиламины (PCP, кетамин). Поэтому и необходим термин "психодел ики", чтобы разграничивать эти разные по своему действию вещества.

В Викпедии об этом слове написано:
Слово получило широкое употребление в среде употребляющих галлюциногены (психодел ики), в следствии чего возникла особая психодел ическая субкультур а. Произошло это в силу того, что употребляющие эти препараты чаще других натыкались в своих размышлени ях, монологах, диалогах и беседах с сообщниками на вопросы, подразумевающие сомнение в целостности самого задававшего вопрос.
Можно сказать, вопрос о целостности создал заметивший разлом внутри себя. Таким образом, психодел ия изучает (либо копит знание о предмете) не столько целостность психи ки, сколь её причудливые трещины. Собственно процесс этого наблюдения и привлекателен для ряда лиц, употребляющих наркотики.

Дополнительно о вреде и последствиях холотропн ого дыхания - в статье психолога Юрия Молчанова Холотропн ое дыхание и С. Гроф :
17 апреля 2001, Губернатор Билл Оуэнс, штат Колорадо подписал принятый закон, который запрещает использование метода "ребефинг". Подобный закон был принят также и в Северной Каролине. Чашу терпения переполнила гибель 10-летней Candace Newmaker. Она умерла в апреле 2000 года, подвергаясь, так называемой "ребёфинг" терапии. Критики методов лечения, пытающихся воспроизвести процесс рождения, точно определили, по меньшей мере, пять случаев, в которых дети умерли от этих методов.

Мист ическая подоплека в виде "трансперсонал ьных" переживаний - утверждение о том, что все галлюцинации - есть не субъективные иллюзии, возникающие от того, что нарушается граница образов, попадающих в восприятие, а - будто бы объективное сопереживание внетелесного характера. При этом трансперсонал ов не смущает сопереживание в виде камня у дороги, или даже мифических существ, даже в виде Бога и то, что восприниматься может только то, что было как-то известно психонавту или составляло элементы той мозаики, что порождает при воздействии галлюциногена фантастические картины за счет абсурдного сочетания.

Людей, в определенных ситуациях, очень условно можно разделить на предпочтение одному из двух видов реагирования: бойцы и исследователи. Первым некогда искать новые пути преодоления проблем, они должны реагировать молниеносно за счет хорошо отработанного мастерства. Вторые не быстры потому, что видят множество альтернативных вариантов развития событий, они гораздо менее уверены и нерешительны. Но у них есть реальная возможность не торопясь пройти по этим вариантам, опробовав их и нарабатывая опыт познания нового.
Если в норме, в зависимости от обстоятельств, человек может быть или бойцом или исследователем, то после неспецифического перемешивания границ ассоциаций при достаточно длительном приеме психодел иков, они все более утрачивают способность быть исследователями, лишаясь тонкой балансировки, кропотливо нарабатываемой жизненным опытом, а ограничиваются быстрым, поверхностным стилем мышлени я. Они могут кичиться своей быстротой и эффективностью, быть свободными от раздумий, сомнений и неуверенности, но это - за счет утраты другой, совершенно необходимой творческим людям возможности.
Подробно о механизмах описанных психи ческих явлений будет сказано ниже. А сейчас замечу, что предпочтительный стиль поведения - не есть нечто присущее изначально человеку. Мало того, в разных обстоятельствах он может быть разным. Но можно сказать одно: если человеку эти обстоятельства мало знакомы и он имеет там мало опыта или мастерски отработал некую поведенческую программу, то он будет склоняться к стилю бойца. Если же он приобрел опыт многих вариаций возможного реагирования, то он будет склоняться ко второму, если только обстоятельства не потребует немедленной реакции. С опытом все больше возрастает склонность к рассудительности и размышлени ям. И если более тонкие, еще не проработанные и слабые нюансы опыта будут утеряны, просто не будут ассоциироваться с условиями данных обстоятельств, то будет утрачена для этих обстоятельств склонность к рассудительности, к углубленной проработке вариантов, вместо предпочтения наиболее хоженого. Абсурдное связываение происходит по закону наиболее важного для человека, того, что выходит на передний план и поэтому вовсе не так уж случайно (по закону выделения вниманием, который будет рассмотрен чуть ниже).
Здесь важно понимать, что каждый элемент жизненного опыта вырабатывается именно для текущих условий и в других условиях может даже и не вспоминаться. Потому, что признаки вспоминаемого всегда привязаны к признакам условий, которые существовали во время запоминания. Поэтому, переключив внимание на что-то нас отвлекшее, мы можем начисто забыть о том, о чем только что думали, пока не сумеем воскресить в памяти прежние условия.
Все это - не простые следствия понимания механизмов психи ческих процессов вообще, с которыми можно ознакомиться по материалам О системной нейрофизиологии . В конце же данной статьи будет предоставлена возможность обсуждения, где можно будут задавать вопросы, для прояснения конкретной реализации тех или иных механизмов или делать корректные замечания.

С помощью данных, предоставляемых несколькими статьями и книгами, реферативно ознакомимся с сущностью психодел иков и их механизмом действия.

Теперь остановимся на том, как предполагается использовать психодел ики в психотерапевтической практике на примере книги Е.М.Крутицкого и А.Я.Гриненко Стабилизация ремиссий при алкоголизме (кетаминовая психодел ическая психотерапия)

...в связи с рядом негативных последствий широкого и неконтролируемого использования психодел иков в конце 60-х годов в США и в большинстве европейских стран были приняты законы, запрещающие или сильно ограничивающие медицинское применение психодел ических средств ...
...
Вышедший в 1990 г. психологический словарь (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1990) определяет психодел ики как "вещества, вызывающие психодел ические состояния... Воздействие психодел иков способно изменить личность, глубоко перестроить иерархию ее мотивов и ценностей ".
...
...эти лекарства вызывают психотические состояния: психоз, характеризующийся явлениями деперсонализации, дереализации, раздвоением или растроением личности, зрительными и слуховыми галлюцинациями, нарушением схемы тела и др. Что не столько зависит от дозировки, сколько от особенностей психи ческого состояния человека, но в любом случае резко нарушаются психи ческие процессы.
...
Представление о том, что ЛСД вызывает состояние, которое можно рассматривать как модель психоза, и в силу этого может быть использован для изучения психи ческих заболеваний, и, в частности, шизофрении, получило в свое время достаточно широкое распространение на Западе (Yensen К., 1988). Однако целый ряд уникальных особенностей психодел ических состояний (прежде всего феноменология психоде- лического опыта), которые отмечались еще в работах Л.Левина (Lewin L., 1924), не могли быть плодотворно интерпретированы в рамках данной парадигмы. Он писал, что эти вещества вызывают состояния, напоминающие психозы, однако уже в первых своих работах отмечал, что эти состояния характеризуются особого рода мист ическими и трансцендентными переживаниями, которые могут представлять значительный интерес для этнографов и религиоведов.
т.е. по Левину это не совсем психозы потому, что вызывают мист ические переживания. О том, от чего зависит субъективные ощущение мист ических переживаний см. в Мист ический опыт монашек исследовали нейробиологи и Мист ический опыт дает грибной наркотик . Т.е. психодел ики вызывают психозы с активизацией субъективных ощущений мист ического.

Термин "психолитическая терапия" был предложен Р.Сандисоном (Sandison R., Whitelaw J., 1957) и дословно может быть понят как растворение. или освобождение от напряжений и конфликтов в человеческой психи ке. Психолитическая терапия обычно проводится в процессе психоаналитически ориентированной терапии с целью ее сокращения и облегчения. При психолитической терапии обычно используют малые или средние дозы психодел иков (30 - 60 мкг ЛСД, 300 - 500 мг мескалина) и проводят большое количество (до 100 и более) психолитических сессий (сеансов) с последующей психоаналитической интерпретацией полученного во время сеанса материала. Основной идеей этого подхода является представление о том, что последовательно проводимые сеансы помогают пациенту осознать и интегрировать различные уровни своего бессознательного и разрешить глубокие конфликты, лежащие в основе его психопатологических симптомов.
Несмотря на то, что психи атрам как никому другому ясно: психозы не проходят бесследно, используются до 100 и более искусственных психозов для того, чтобы во что бы то ни стало ликвидировать нежелательное в психи ке, даже всерьез не думая какие именно последствия это вызывает, как всегда рассчитывается в случае использования сильнодействиующих фармакологических средств. Точь в точь как история с лоботомией... В основном это - последователи откровенных мист иков-трасперсональщиков Юнга и Грофа или же эмирика Фрейда, не имеющих представления о реальных механизмах психи ки.
...
Как отмечалось психотерапевтами, работавшими с психодел ическими средствами, глубокие впечатляющие и совершенно уникальные по своей природе психодел ические переживания способны существенно изменить оценку пациентами их прошлого жизненного опыта, трансформировать их систему ценностных и смысл ожизненных ориентаций , обусловить позитивные личностные и поведенческие изменения (Sherwood J. et al., 1962). При этом о негативных поведенческих изменениях, как обычно бывает у энтузиастов, ничего не говорится. Важно то, что чрезвычайно резко видоизменяется жизненный опыт, запомним это очень хорошо, чтобы ниже понять, что же это значит.
...
Психотерапия в рамках данного подхода заключается в подготовке пациента к психодел ическому сеансу, фасилитации его проведения, а также в проведении специальной психотерапии после сеанса с целью помочь пациенту соотнести психодел ические переживания с его дальнейшей жизнью.
Вот это - очень важные условия для того, чтобы вывести на передний план именно необходимые для трансформации переживания, а не то, что окажется наиболее значим ым случайно в момент психодел ической терапии. На проводимых психодел ических семинарах, на самом деле это опускается и трансформации подвергается достаточно случайная и обширная часть жизненного опыта, приводя к неизмеримо большим потерям адекватн ости реальности.
Экстрафармакологические факторы, такие, как психологическая обстановка во время сеанса, его музыкальная аранжировка, взгляд психотерапевта на психодел ическую терапию и его поведение до, во время и после сеанса играют необычайно важную роль в достижении терапевтического результата и избегании нежелательных побочных эффектов и осложнений лечения (Yensen R., 1985). Надо добавить, что вообще все очень влияет просто потому, что никто не может сказать заранее, что именно вызовет у пациента важные для него ассоциации. Однако все перечисленные приемы слишком неспецифичны для того, чтобы подобрать ключик именно к проблеме данного человека.
...
Однако С.Рокье предложил форму групповой психодел ической терапии в виде своеобразного психодел ического марафона (10 - 20 пациентов, 18 - 22 ч), с применением различных психодел ических средств (включая ЛСД и кетамин), специальной музыки и слайдов, которая была названа им психосинтезом (не путать с психосинтезом Р.Асоджиоли) (Grinspoon L., Bakalar J., 1977). Психосинтез С.Рокье предусматривал интенсивное межличностное взаимодействие участников группы и был ориентирован как на психодинамический материал, так и на трансперсонал ьные переживания, с особым акцентом на чувство любви, понимание экзистенциальных проблем и квазирелигиозный опыт.
Все то, что актуализируется во время сеанса: в том числе чувство любви, подвергнется серьезнейшей деформации.
...
В основе психотерапии, по мнению С.Грофа, лежит прохождение пациентом ряда областей своего бессознательного с целью осознания и интеграции имеющегося там материала.
Характерно, что все эти рассуждения, начиная от Фрейда, ведутся без представления вообще о механизмах "бессознательного", хотя в настоящее время этот вопрос уже не покрывает туман непознанного: Бессознательное как явление организации памяти мозга , Иллюстрация организации памяти мозга , :Принципы организации памяти мозга . И, как результат, все приходит к мист ическому трансперсонал ьному.
...
Оставив другие концепции за скобками настоящего обзора, отметим, однако, что большинство из них, как и представления С.Грофа, во многом носят спекулятивный характер, не позволяющий возвести их в ранг научных теор ий.
...
Применение психодел ической психотерапии, как правило, позволяло изменить психологическое отношение пациентов к неизбежной и близкой смерти, обуславливало снижение тревоги, депрессии и страха смерти, способствовало состоянию умиротворения, примирения с прошлым и естественными человеческими ограничениями, формированию нового взгляда на жизнь, смерть и бытие...
Конечно, можно вообразить и более радикальные средства, чтобы не замечать ничего плохого вокруг, но, несомненно, одним из таких средств, скрывающих многие проявления реальности за счет переформатирования жизненного опыта, являются психодел ики.

...
Осложнения психодел ической терапии можно условно разделить на острые (транзиторные) и пролонгированные (хронические). К острым относятся прежде всего острые панические реакции (ОПР), симптоматика которых включает пугающие иллюзии и галлюцинации, тревогу, страх, депрессивные реакции, спутанность и параноидные суждения. Длительность ОПР, как правило, от 1 до 24 ч. ОПР обычно легко купируются при помощи психотерапевтических воздействий (успокаивающая беседа, спокойная доброжелательная обстановка), в некоторых случаях используют транквилизаторы (Grinspoon R., Bakalar J., 1977). Иногда такого рода расстройства, особенно при отсутствии опытного психотерапевта, заканчивались несчастными случаями и суицидами (Grinspoon L, Bakalar R., 1977).

К пролонгированным (хроническим) осложнениям применения психодел иков относятся пролонгированные депрессии и состояния тревоги, параноидное поведение и затяжные психотические эпизоды, весьма напоминающие шизофреническую симптоматику. Их продолжительность варьирует от нескольких суток до месяцев и более (Grinspoon L., Bakalar J., 1977). К счастью, такого рода осложнения встречаются достаточно редко - менее чем в 1-2% случаев употребления психодел иков.
Итак, даже по этому скромному признанию - 1-2 человека из 100 получат критическую психопроблему, остальные получат проблемы разной степени тяжести, которые не просто сразу выявить, и у всех будет серьезные изменения в психи ке, которые не отрицает никто.
Разные источники приводят очень разную статистику негативных побочных эффектов и чем более отстаивает безвредность психодел иков автор, тем меньший процент кризисов приводит и, что характерно, в разных работах могут даже показывать разные оценки.
Вот признание одного известного мне автора, имеющего 10 лет опыта использования психодел иков и их заменителей - холотропн ого дыхания:

"я ответственно заявляю - употребление этих веществ чрезвычайно опасно для здоровья! Принимая психодел ики, вы рискуете заработать психотические состояния, депрессии, получить психологическую зависимость, не говоря о других подарочках типа "лезвий Олни" и прочих неприятных последствий! Путь Карлоса Кастанеды, Олдоса Хаксли, Теренса Маккенны и Кена Кизи - это дистанция, с которой сходят 9 человек из 10. Подумайте и здраво оцените свои силы, прежде чем пробовать псилоцибиновые грибы, DXM, LSD и прочие галлюциногены. Если вы не принадлежите к 10 процентам счастливчиков, то лечиться вы будете долго и не факт, что вылечитесь…"
Есть и куда более искушенные психонавты, например: http://lsdinfo.by.ru/aboutme.html
Их я немало понаблюдал в сети для того, чтобы выделить общие черты, характерные для мышлени я, формирующегося под воздействием психотропов.

К пролонгированным осложнениям психодел ической терапии относят и так называемый флэшбэк "глюк"(Grinspoon L., Bakalar R., 1977) (постгаллюциногенные расстройства восприятия по DSM-IV). Это спонтанные острые провоцируемые самыми разными факторами или возникающие вообще без видимой причины рецидивы некоторых переживаний, имевших место при действии психодел иков, которые носят приступообразный характер. Они могут появиться спустя месяцы после применения препаратов.

Своеобразным осложнением психодел ической терапии является специфическое состояние, которое может быть обозначено как "амотивационный синдром" (Grinspoon L., Bakalar R., 1977). Он характеризуется пассивной жизненной позицией, анергией, утратой интереса к обычной жизни, к материальным ценностям и возрастанием интереса к религии, к духовной жизни.
...
на большом статистическом материале (5000 человек, 25 000 психодел ических сеансов) было доказано, что частота пролонгированных психозов составила 1,8 на 1000 у больных и 0,8 на 1000 у здоровых испытуемых, а частота суицидов во время и после сеанса - 0,4 на 1000 у больных и 0 у здоровых испытуемых.
В статье явно что-то не то со статистикой: такой процент вполне ожидаем даже и без сеансов. Другие авторы приводят неизмеримо более печальные цифры. Трудно вообще сказать, что означает "на здоровых". Видимо, группа людей, не склонных к особой возбудимости и невротическим реакциям. У таких не было замечено ничего критического вплоть до суицида. Но кто привел статистику менее тяжких последствий? Того, во что выливалось резкое изменение жизненного опыта? Ведь ясно, что кроме крайних случаев трагических последствий есть и то, что невозможно увидеть и зафиксировать так просто.

...
По-видимому, перспективным направлением может являться исследование глубинных психологических механизмов, лежащих в основе вызываемых психодел ической терапией личностных изменений.
Само признание личностных изменений ставит эту проблему на самое первое место: что может быть важнее личности? Но здесь она упоминается как нечто второстепенное, а главным считается ожидаемый эффект от лечения, не зависимо от того, что произойдет в результате с личностью, что она потеряет и насколько изменится. Конечно, бывают ситуации когда не жалко вычеркнуть из жизни несколько лет жизненного опыта (при сохранении памяти пережитого, но уже связанного с другими представлениями и ценностями).

Далее описывается подготовительные процедуры и сама психодел ическия сессия, направленная на закрепление устойчивого неприятия вызванных галлюцинаций - ярких в своей отвратительности переживаний, инициированных психотерапевтом на основе предварительных бесед и касающихся строго конкретного содержания, почти не затрагивающих других сторон личности.
Именно при таком, строго ограничивающим круг вовлекаемых в процесс элементов личного опыта, получается наименьший травматический для психи ки результат: минимум негативных последствий при максимуме желаемого эффекта. Если именно так и только так использовать психодел ическую терапию, то возникает лишь вопрос взвешивания: насколько проблема пациента требует неизбежного вмешательства для столь кардинальной коррекции психи ки. При этом даже речи не может идти о том, чтобы подвергать коррекции всю психи ку или совершенно случайную ее часть, как это происходит на массовых психодел ических сеансах.
Результаты последующего психологического тестирования, приводимые в статье, говорят, что даже при столь дозированном воздействии личность претерпевает очень значительные изменения, а это значит, что очень немало жизненного опыта - конкретного отношения к тем или иным сторонам действительности, изменено не влиянием самой этой действительности, а чисто субъективно, т.е. в определенной дисгармонии с действительностью, неадекватн остью ей.
Как ни сужай возможные ассоциации, а они оказываются слишком широкими, что описывается в виде отчета о переживаниях.
...
Описания пациентами содержания их переживаний во время кетаминовой психодел ической сессии имели между собой достаточно много общего (см. раздел 2.9): стремительное движение в различного рода тоннелях и коридорах, ощущение разделения души и тела, переживание в символической форме собственной смерти и возрождения, идентифи кации с неживыми предметами, страх надвигающейся глобальной катастрофы, чувство потери своего "Я", переживание своего одиночества, угрозы разрыва с близкими, чувство затерянности в огромной и безграничной Вселенной, ощущение невозможности управлять собой, чувство подчиненности страшному хаотическому стремительному движению, падению, ужас замкнутого пространства, отсутствия выхода и вдруг - внезапное появление выхода и связанное с этим духовное обновление, сложное "океаническое" чувство растворенности и единения с Универсумом, с Космосом, чувство причастности к Высшей Силе, Богу, ощущение реальности существования иных измерений и миров (не менее реальных, чем обычный мир) и т. п. Все эти переживания были необычайно острыми, интенсивными, очень необычными. Многие пациенты отмечали трудность передачи пережитого словами. Все увиденное пациентами всегда происходило в ярком, красочном,сложно топологически оформленном, каком-то "объемно-голографическом" мире. Таким образом, кетамин вызывал разнообразные по характеру переживания, от страха и ужаса до духовного возрождения и обновления.
То, что порождает столь широкий спектр переживаний с эмоциональной окраской от самой негативной до самой позитивной, просто не может приносить только "позитивные" изменения в личности, ассоциируясь в памяти с различными сторонами восприятия (впоследствии такая связь сработает, когда в реальности появятся подобные признаки). На самом деле эффект разрушении жизненного опыта не сводится к конкретно негативным или позитивным последствиям (все зависит от оценки, что такое позитивное и негативное), а является результатом нарушения ранее выработанного этим опытом баланса с реальностью.

В сделанных комментариях высказано определенное отношение к попыткам коррекции психи ки с помощью психодел иков. Учитывая, что психи ка изменятся далеко за границами желаемой коррекции, что эти изменения очень обширны, непредсказуемы и строго индивидуальны и, в самом общем проявлении, приводя к множеству спонтанных ассоциаций, выравнивает многие ранее выделенные балансом жизненного опыта границы восприятия, лишая многих еще не вполне оформившихся и важных тонких уточнений, сужая варианты возможных реакций и делая тем самым мышлени е более поверхностным, следует максимально вынуждено идти на подобные неспецифические коррекции психи ки и максимально щадящими методами. Думаю, что метод Вересаева, когда медицина развивалась, идя по трупам и искалеченным, что характеризует примитивную ее начальную фазу развития, уже закончилось настолько, насколько научна она стала сегодня. Этого не скажешь, однако, в отношении множества "трансперсонал ьных психологов", которые не только к научной психологии, но и вообще к науке не имеют никакого отношения, пребывая в своей трансперсонал ьной мист ике и которые так рьяно занимаются продвижением "холотропн ого дыхания", прикрываясь гуманными целями.

Подробнее рассмотрим побочные эффекты приема психодел иков, на основании чего можно быдет делать выводы о том, насколько их применение может быть оправдано в психи атрии и вообще теми, кто пожелает изменить себя.

Даже случайное употребление марихуаны меняет мозг
В качестве общей иллюстрации привожу копию обсуждения на форуме сайта любителей конопли , где была создана тема специально для нахождения аргументов против данной статьи: , начавшаяся с призыва:
"Мой сотоварисчь, пытается ее разоблачить (и я попытался). С первого раза у него не вышло особо... Делайте предложения по "обсеру", но аргументированно, ищите косяки и помогите в редактированиии нашего труда."
Короче нарки призатужились по-научному разнести статью, в которой так и не поняли главной ее сути, но быстро скатились на:
"DudkaLize, блин, опять про педиков... Тема вроде не об этом " На пятой странице совершенно бестолкового "обсуждения", напоминающего анекдот:
Hаpк сидит, забивает косяк. Кypнyл, сидит балдеет.
Видит, идет дедок, а пpямо по пyти
следования дедка откpытый канализационный люк. Hаpк:
-Деда... Эттта... Оппа.

участники научной дискуссии перегрызлись между собой:)

«Речь идет не о развитии мозга, а о его деградации, потому что гипервентиляция, происходящая во время сессии холотропн ого дыхания, ведет не просто к сужению мозгового кровотока, но и к гибели нервных клеток», - говорит в интервью http://www.dni.ru/ заведующий кафедрой традиционных систем оздоровления Национального института здоровья Ринад Минвалеев. (вот одно из интересных его участий в обсуждениях: http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=9583)
. Учитывая остроту и конфликтность, тема будет строго модедироваться в этом плане: сообщения, не несущие информационного содержания по существу общуждения, будут отмечаться как мусор.
Автор этой статьи никогда не занимался психодел ией, однако это скорее помогает, чем мешает обобщить обширный материал многих исследователей этого явления. Попытки спросить: "а ты сам хоть раз подвергался лоботомии, чтобы говорить об этом со знанием дела?!" будут считаться некорректными:)

Что такое психоделика? Это понятие у многих на слуху. Оно созвучно с термином «психоделия», и многие люди путаются, не видя разницы. А она есть. Вот только в данной теме все настолько связано, что одно без другого существовать не может. Поэтому обо всем - по порядку.

Психоделия

Это слово, которое у многих на подсознательном уровне вызывает неприятные ассоциации, на самом деле имеет красивое происхождение. С древнегреческого языка оно переводится как «ясная душа».

А именуется этим понятием фантасмагория наркотического транса, возникновение которого спровоцировал прием определенных веществ.

Понятие было предложено британским психиатром Хамфри Осмондом в 1956 году. Именно он изучал возможности применения пресловутых наркотиков в своей сфере. Этим же занимался и Альберт Хофманн - человек, открывший ЛСД, являющийся мощным галлюциногеном.

В своей книге, известной под названием «ЛСД - мой трудный ребенок» ученый писал, что человек, пройдя интенсивную психологическую подготовку и приняв данное вещество, ощущает сильные религиозно-мистические переживания, возникновение которых оно и провоцирует. Альберт Хофманн считал это методом, способным полностью перестроить личность пациента и вылечить его.

Расширение сознания без наркотиков

И такое тоже возможно. Рассказывая о том, что такое психоделика, хотелось бы уточнить, что есть множество людей, которые не сводят данное понятие исключительно к наркотикам. Есть мнение, что состояние расширения сознания можно достичь посредством:

  • Холотропного дыхания. Это - метод трансперсональной психотерапии, который заключается в гипервентиляции легких. Совмещенный с правильно подобранной трансовой музыкой, он порождает целый спектр различных переживаний.
  • Сенсорной депривации. Это - прекращение внешнего воздействия на какой-либо орган чувств (частичное или полное). Это снижает потоки нервных импульсов в ЦНС. Как следствие, возникает полное расслабление.
  • Депривации сна. Это либо недостаток сна, либо его полное отсутствие. Человек, который не спал несколько суток, начинает видеть яркие галлюцинации, его органы чувств обостряются, появляется ощущение нереальности.
  • Медитации. Есть особые практики, применяя которые, можно даже погрузиться в транс или уйти в астрал.

Так что психоделический опыт связан не только с приемом галлюциногенов. Но стоит отметить интересный факт - все вышеперечисленное нередко условно называют легальной заменой наркотиков.

Специфика психоделиков

Как на человеческий организм влияют галлюциногены? Естественно, не лучшим образом, поскольку они являются наркотиками. Но эффект у них не такой, как от тех же стимуляторов или опиатов.

Воздействие психоделиков на человека специфично как минимум потому, что нельзя предугадать, как конкретно они подействуют. Все индивидуально. Потому что возникающий после приема психоделический опыт подразумевает переживание трансовых или измененных состояний сознания. А этот термин, как известно, обозначает состояние психической жизни человека, которое выражается в личностных, субъективных переживаний того, что происходит во внешнем мире.

Поэтому каждый человек, употребив вещество-психоделик, видит что-то свое. Одним начинают мерещиться волшебные сказочные создания. Другим - монстры и чудовища. А третьи и вовсе «встречаются» лицом к лицу с Богом.

И лишь одно объединяет все галлюцинации, какого бы характера они ни были. Они очень яркие, красочные и натуральные. Настолько, что люди даже не могут описать их никакими известными словами. Но, учитывая то, что некоторые даже тактильно ощущают прикосновения к ним мерещащихся существ и улавливают запахи цветов, растущих в тех дивных мирах, где они оказываются, можно представить, насколько сильное у этих гиперстимуляторов действие.

Современное понятие

На вопрос о том, что такое психоделика, можно ответить и иначе. В современном понимании она представляет собой специфическое направление в культуре и искусстве, воспринимаемое как творчество. Но, как правило, создаются «шедевры» авторами, находящимися либо под воздействием психотропных веществ, либо применившими одну из пресловутых легальных замен.

История данного направления началась в 60-х годах. Его формирование пришлось на пик популярности хиппи - субкультуры, сторонники которой выступали за свободу и искренность чувств, единство с природой и отрицали пуританскую мораль.

В те времена начала появляться первая психоделическая музыка. Тогда она создавалась в жанре рок. Сейчас больше распространен транс.

Предпосылки и известные представители направления

Да, считается, что психоделика - такое специфическое направление, возникшее не так давно. Но ничто из ничего не появляется. Всегда есть предпосылки. И обсуждаемая тема - не исключение.

На самом деле корни этого явления уходят далеко в древность. Первыми представителями этого жанра (в слабом, разумеется, проявлении) можно считать таких деятелей, как Маркиз де Сад, Фридрих Ницше, граф Лотреамон, Луи-Фердинанд Селин (не только писатель, кстати, но еще и врач по образованию), Станислав Игнаций Виткевич, Антонен Арто, Жорж Батай, Берроуз Уильям, Томас Де Квинси, Теренс МакКенна и Карлос Кастанеда.

В их творчестве явно прослеживаются черты ситуационизма, дадаизма, сюрреализма и леттризма. А именно с этими направлениями связана психоделика, можно сказать, на генетическом уровне.

Эстетика направления

Если забыть о том, что творцы создают свои произведения, находясь под воздействием психоделических наркотиков, то можно найти в самом процессе специфическую эстетику. Она заключается в мнимом обретении способностей мастеров искусства дилетантами. Испытываемые галлюцинации отождествляются с творческим озарением, появляется некая иллюзия недифференцированности способностей.

Завораживает, на самом деле, смотреть на творчество таких людей. Читая тексты, слушая музыку, изучая картины, получается будто бы заглянуть в их мир. И иногда даже понять, что они испытывали, находясь в состоянии измененного сознания.

Известные музыкальные группы

Что ж, теперь можно углубиться и в рассмотрение отдельных направлений.

Психоделическая музыка является весьма популярной. Первыми ее представителями считаются следующие группы и исполнители:

  • The Byrds. Рок-группа, сформировавшаяся в 1964 году в Лос-Анджелесе. Начинали с фолка и спейса, затем расширили свой творческий диапазон психоделикой.
  • Grateful Dead. Рок-группа, сформировавшаяся в 1965 году в Сан-Франциско. Фронтмен - Джерри Гарсия, являющийся основоположником психоделического рока на западе США.
  • Jefferson Airplane. Еще одна рок-группа из Сан-Франциско, являвшаяся культовой в эпоху хиппи. Существовала с 1965-го по 1972-й и с 1989-го по 1996-й.
  • Jimi Hendrix. Тот, кого еще при жизни называли гением и настоящим феноменом. Один из самых изобретательных виртуозов в истории рок-музыки. Тот, кто открыл в электрогитаре источник возможностей нового звучания.
  • Pink Floyd. Популярная британская рок-группа, прославившаяся философскими текстами и своими акустическими экспериментами. Одна из влиятельнейших в истории - по миру продано порядка 300 миллионов альбомов.
  • The Doors . Рок-группа прославилась мистическими и иносказательными, несколько психоделическими текстами, а также необычным образом вокалиста - Джима Моррисона. The Doors стали первым коллективом с 8 золотыми альбомами подряд.
  • The Beatles. Величайшая группа всех времен по многим версиям, обладательница десяти наград «Грэмми». The Beatles представляли несколько жанров - рок, поп, рок-н-ролл, мерсибит, хардкор и психоделику в том числе.

Развитие жанра в наши дни

С течением времени развиваются технологии, появляется больше возможностей для создания музыки нового звучания - начинает активно распространяться жанр электро. Так что психоделика отходит от рока, ибо в электро ее потенциал раскрывается более полно и ярко.

Стержневым направлением стал гоа-транс. Этот жанр сформировался в конце 80-х годов. Именно от него в 90-х «отпочковался» психоделический транс, а в дальнейшем и эмбиент.

Известными представителями этих жанров являются такие исполнители, как Skazi, Astral Projection, S.U.N. Project, Z-Cat, Entheogenic, Shulman, Bluetech, Shpongle и многие другие. Раньше композиции подобных групп постоянно звучали в радио- и теле- эфирах, показывали их клипы. Сейчас - очень редко. Обосновывают это якобы неактуальностью жанра. Но больше поспособствовали, конечно, отсылки к галлюциногенам, встречающиеся в текстах большинства композиций.

Кинематограф

Психоделических фильмов, наверное, существует еще больше, чем музыкальных композиций. Есть откровенный арт-хаус (но это другое), но существуют и кинокартины, поражающие тем, насколько тонко граничит сюжет их развития между фантазией и реальностью. К таковым можно отнести следующие фильмы:

  • «Андалузский пес» 1929 г. Длится 16 минут. Никакой привычной хронологии и логики - только сюрреализм и образы, создающие искаженное чувство реальности.
  • «Красные башмачки» 1948 г. Фильм с экспрессионистскими костюмами и диковинными декорациями, в котором рассказывается о юной танцовщице, пытающейся выбрать между искусством и любовью к молодому человеку.
  • «Маргаритки» 1966 г. Этот фильм запретили в Чехословакии. В нем рассказывается о двух юных девушках, которые решили, что мир прогнил, и сами стали плохими. Весь фильм - это их соревнование в испорченности.

Также не получится не нагрузиться мыслями после просмотра таких психоделических фильмов, как «Вход в пустоту» (2009), «Поле в Англии» (2013), «Реквием по мечте» (2010), «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998), «Мертвец» (1995), «Иди и смотри» (1985), «Сын белой лошади» (1981), «Суспирия» (1977) и «Дикая планета» (1973). И это, надо сказать, лишь краткий выборочный перечень кинолент данного жанра.

Игры

С их помощью можно почувствовать себя частью измененной реальности даже сильнее, чем при просмотре фильма или прослушивания транса в наушниках с объемным звуком. Их тоже довольно-таки много. Вот более-менее известные психоделические игры:

  • American McGee’s Alice. Игра жанра экшн, в которой действие разворачивается от третьего лица.
  • Silent Hill. Серия компьютерных игр в жанре хоррор. Упор в Silent Hill сделан на выживание героя. Обстановка в играх более чем психоделическая.
  • Pathologic. Игра, больше напоминающая сложную постановку о судьбах трех человек, оказавшихся в степи в тот момент, когда мир настигла эпидемия смертельной болезни. По жанру это приключение и боевик.
  • Penumbra. Серия жутких, мрачных и мистических игр. В конце нулевых Penumbra была названа самой страшной игрой последних лет. Особенно нравится она любителям психологического самоистязания.
  • «Ядерный титбит». Игра, выпущенная в России. Сюжет разворачивается вокруг парня, пытающегося остановить захлест города мощным наркотиком, под действие которого он сам и попал.

Картины

Сложно даже представить, какое количество психоделических узоров и художеств существует в наши дни. Глядя на такие картины, невозможно не озадачиться вопросом: «Как создателю вообще это в голову пришло?» Каждому стоит ознакомиться хотя бы с несколькими такими картинами, чтобы понять, о чем идет речь. После их просмотра просто не может не возникнуть каких-либо мыслей или вопросов.

Причем пишут их не только привычными всем средствами. Сейчас особо популярно цифровое художество, поскольку в нем имеется множество возможностей для раскрытия творческого потенциала. Тем более, когда речь идет об искусстве психоделического характера.

- (от др. греч. psyche душа и delos ясный) стилистические черты, сложившиеся в западной молодежной контркультуре середины 20 в. и оказавшие влияние на моду и декоративный дизайн. Выделяются ярким, радужным колоритом (как бы имитирующим состояние… … Большой Энциклопедический словарь

ПСИХОДЕЛИКА - (психоделия) (от др. греч. psyche душа и delos ясный), 1) стилистические черты, сложившиеся в западной молодежной контркультуре (см. КОНТРКУЛЬТУРА) середины 20 в. и оказавшие влияние на моду и декоративный дизайн. Выделяются ярким, радужным… … Энциклопедический словарь

психоделика - сущ., кол во синонимов: 3 мескалин (4) психоделия (1) энтеоген (1) … Словарь синонимов

Список групп и отдельных исполнителей прогрессивного рока - Это служебн … Википедия

Кислота - разговорное название психоделика ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты). Производные от этого слова «кислый», «кислотный» используются для обозначения тех субкультурных явлений, произведений, направлений, которые, в той или иной степени,… … Альтернативная культура. Энциклопедия

Дизайнерские наркотики - (от англ. to design проектировать, разрабатывать) психоактивные вещества, разрабатываемые с целью обхода действующего законодательства, синтетические заменители какого либо натурального вещества, полностью воспроизводящие… … Википедия

ОСКОЛКИ СОЛНЦА - Группа образовалась в 1989 году. Сначала Осколки солнца играли традиционный английский мейнстрим манчестерской волны. Потом появилась психоделика (музыканты увлечены оккультной культурой, которая впоследствии стала частью их жизни). Летом 1998… …

ЦЕНТР - группа, оставившая ярчайший след в отечественной рок культуре 80 х и продолжающая оказывать влияние по сей день. Творчество группы неразрывно связано с именем Василия Шу мова (родился 23 марта 1960 г.) поэта, композитора, музыканта, тонко… … Русский рок. Малая энциклопедия

ЭТИ - Коллектив создан зимой 1997 г. в Москве. Начинали как команда, играющая в стиле Сепультуры. Сегодняшняя отличительная черта группы это на лет альтернативы и концептуальность и психоделика в текстах. В 2000 году в группе играют трое: Павел… … Русский рок. Малая энциклопедия

граффити - неизм.; мн. [итал. graffiti] 1. Древние и средневековые рисунки и надписи магического, бытового и т.п. характера, нацарапанные на металлических изделиях, сосудах и т.п. 2. Надписи на стенах зданий, сделанные от руки. * * * граффити (итал.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Над кукушкиным гнездом , Кизи Кен. Кен Кизи написал свой первый роман "Над кукушкиным гнездом" под влиянием психоделических опытов в 1962 году. Эта книга пользуется бешеным успехом во всем мире по сей день и стала программным… Купить за 307 руб
  • Сферосчастье, или Хроники Карла Малышева , Дмитрий Оборский. Это необычная книга. Вовсе не фэнтези, не аналог виртуальной игры, над которой здесь иронизирует каждый эпизод повествования... Что же это за жанр? Странное начало, непредсказуемая…