Энергетическая шкала электромагнитного излучения. Презентация на тему "шкала электромагнитных излучений". Излучения отличаются друг от друга

15 августа 1920 года вошло в историю Польши как событие, принесшее стране независимость. Именно в этот день произошла , именуемая также "Чудом на Висле", положившая конец советско-польскому кровопролитию.

В этот день в Польше ежегодно отмечается праздник Войска польского, сотворившего истинный подвиг и отстоявшего родную землю, попранную большевицким сапогом.

Подробнее об этом историческом событии в эфире рассказал заместитель главного редактора телеканала Царьград, историк Михаил Смолин .

Это поражение в разжигании мировой революции

- Почему не так много в советской и постсоветской историографии и истории уделено этому событию?

Конечно, советской историографии гордиться было нечем, поскольку события советско-польской войны являются разгромом советской Красной армии и, по сути, являются не только поражением в войне с Польшей - это поражение в разжигании мировой революции.

Поход осуществляли на Берлин, а Варшава была промежуточным этапом в движении Красной армии - собственно, само направление ударов Тухачевского в 1920 году говорит о том, что Варшава не была главным призом в этих операциях. И это двойное стремление победить поляков и направиться на Берлин отчасти и сыграло такую плачевную роль. Удары были распылены, не было мощного удара по Варшаве, и для разгрома польской армии, как мне кажется, в реальности было совершенно недостаточно сил.

- Кто был главным идеологом этого мероприятия?

Вы знаете, по воспоминаниям складывается впечатление, что идеологом этой операции (именно похода в Европу) был все-таки Ленин. Об этом откровенно пишет Троцкий: у Ленина сформировалась четкая позиция, что необходимо перенести революционные войны в сторону Германии. Была большая надежда, что именно Германия - самая передовая рабочая страна, и там пролетариат поддержит русскую революцию, ему надо помочь таким военным походом на Берлин.

Но поскольку к тому моменту уже создалась некая польская государственность, то, естественно, препятствием на пути к мировой революции стала Варшава - Пилсудский с его войсками. И советско-польская война, в общем-то, случилась совершенно случайно - если бы Антанта не смогла Пилсудскому помочь в организации Польского государства, такой войны и не было бы. Красная армия прошла бы до Берлина победоноснее и быстрее, не останавливаясь на каком-то противостоянии с польскими войсками (надо сказать, довольно спешно собранными французскими инструкторами).

- А что можно сказать о советской армии?

Если говорить о командующем составе, то фактически все командующие фронтами и армиями - это русская императорская армия, перешедшая на службу в Красную армию. Может, единственным унтером там был Буденный, командовавший Первой конной армией.

Возможно, для него это тоже самая печальная страница в биографии. Потому что, во-первых, Первая конная армия в 1920 году не сыграла решающей роли, на которую все рассчитывали, а с другой стороны, фактически понесла поражение, находясь в окружении после падения советского фронта в результате польского наступления. Первую конную армию приходилось собирать, даже какие-то части приходилось репрессировать из-за того, что они превращались в махновщину в стадии отступления.

- Как же так получилось, что несоизмеримые по размеру государства, армии столкнулись, и Рабоче-крестьянская Красная армия, по сути, откатилась назад?

Вы знаете, во-первых, все-таки не стояла задача заниматься уничтожением польских подразделений, генеральная цель была идти дальше. С другой стороны, Тухачевский пытался повторить ситуацию, которая была свойственна польскому восстанию 1830-1831 гг. Он хотел повторить маневр Паскевича, зайти на Варшаву с запада, и тем самым принудить к сдаче самой Варшавы. Но поскольку Тухачевский не являлся фельдмаршалом Паскевичем, такой сложный маневр в той ситуации, да еще с РККА, провалился, и результатов он добиться не смог. Тем более, что поляки раскрыли военный шифр и слушали все переговоры, знали обо всех движениях Красной армии.

Одновременно с этим ситуация, когда на юго-западном фронте Сталин вместе с командиром этого фронта не отдал Первую конную армию в распоряжение Тухачевского, тоже сыграла большую роль.

Переговоры тоже были уникальными, Тухачевский требовал у главнокомандующего Каменева передать ему Первую конную. Каменев переговаривался с Егоровым, командиром юго-западного фронта, на Егорова давил Сталин, не давая реализовать этот план, все начали переговариваться в свою очередь уже с Лениным. Ленин сказал: "Ребята, давайте вы как-то там сами разберитесь, только не ругайтесь между собой". И понятно, что в ситуации таких переговоров никакие военные успешные действия просто были невозможны.

Красная армия в 1920-м - не то же, что в 1945-м

- В массовом сознании все-таки Красная армия - это армия победителя в куда более серьезном противостоянии в Великой Отечественной войне. А тут такое досадное поражение. В чем отличие - война ведь не просто механический и физический процесс. Это же в чем-то и метафизика?

Конечно. Я думаю, что Красная армия по состоянию на 1920 год не являла собой ту армию, которая вошла в Берлин в 1945-м. Это были менее дисциплинированные части, подвергшиеся трехлетнему революционному воздействию. Отношение к своим командирам было очень своеобразное - все время были споры, хотелось сделать мировую революцию самому, и Тухачевский вел войну в стиле Бонапарта, когда он не сообразовывался ни с какими другими мнениями, и требовал подкреплений только себе, считая, что только он может выполнять какие-то военные победы на этом фронте.

Это поражение в отношении Польши было не единственным в те годы. Ленин тогда уже дважды пытался воевать с Финляндией, где победили белофинны, дважды он проиграл Финляндии, и соответствующий мирный договор с Финляндией укрепил это положение. Были заключены два (тоже довольно позорных) мирных договора с Латвией и с Эстонией. Все территориальные споры с Эстонией, которые сегодня у нас существуют, это еще с той эпохи.

- Надо Ленина тоже благодарить…

Да, можно поблагодарить Владимира Ильича. Потому что сначала он всех отпустил, а буквально через несколько месяцев решил попробовать силой все отобрать обратно. Когда он увидел, что большевистские силы не приходят к власти, и советская власть не устанавливается сама только по факту того, что она правильная. Оказалось, что ни эстонские, ни латышские, ни финские народы не стремятся к тому, чтобы повторить такой советский эксперимент красной России.

Поэтому советско-польская война не исключение, и поражение в ней в эти годы подкреплено еще несколькими отрицательными моментами, в том числе, конечно, надо помнить и про Брестский мир.

- Очень много значит от личности военачальника, человека, который непосредственно находится на фронте со своими солдатами. Тухачевский - что это был за человек?

Мне кажется, это был отчасти военный авантюрист, которому была интересна быстрая военная карьера. Конечно, у него была военная жилка, безусловно, он был небесталанным военным специалистом. Но надо понимать, что в те годы Красная армия - это наличие огромного количества политических руководителей, которые все время не давали военспецам полной инициативы к действию. Ситуация с юго-западным фронтом, когда Егорову, наступавшему с юго-запада на Львов и с юга на Варшаву, Сталин так и не дал развернуть свои силы и одновременно не дал перевести Первую конную на фронт Тухачевского. Здесь значительную роль сыграли политические установки советских вождей: они сильно вмешивались в ход военных действий, мешали военным специалистам, которые, в принципе, были неплохими специалистами.

- О Тухачевском есть огромное количеством мифов, с одной стороны, чуть ли не язычник, эзотерик и член тайных обществ, с другой - крайне жестокий человек, стоит вспомнить, как он травил собственный народ газом…

Да, я думаю, что здесь не нужно обелять этих людей с точки зрения человеческих качеств. Безусловно, люди, которые пошли служить коммунистической власти и прошли большой путь в иерархии советской страны, конечно, сильно замазались в различных советских мероприятиях, в подавлениях восстаний. В том числе Тамбовского восстания, когда применялось химоружие (кстати говоря, его не решился применять даже Гитлер во время Второй мировой войны).

Поэтому личные качества советских военачальников очень своеобразны. Здесь вспоминается ситуация, когда того же упомянутого мною Егорова потом топил Жуков, который вспоминал, что слышал еще в 1917 году, как Егоров на каком-то митинге плохо отзывался о Ленине. И это, представьте себе, через 20 лет после революции Жуков вспоминает в своей докладной записке против Егорова, которого потом расстреляли.

Надо сказать, что все мало-мальски заметные участники советско-польской войны с советской стороны были в дальнейшем репрессированы. Единственный, кто остался - это Буденный, конечно.

- Как символ.

- Прошло 25 лет, Красная армия входит в Берлин, остается обладающей самым большим количеством танков и самой сильной армией мира - что произошло за эти 25 лет?

Если вопрос понимать с точки зрения того, почему в 1945-м у нас получилось, то сначала надо вспомнить 1941 год, когда огромное количество людей, наконец, осознали, что для них эта война является выбором между жизнью и смертью. Не тогда, когда немцы перешли границу, а когда мы поняли, что немцы уже находятся во внутренних районах России, когда они уже были на Волге, под Москвой и под Ленинградом. Тогда у огромного народа - русских - включились исторические психологические моменты, когда нация ощущает смертельную опасность для себя, и когда все включаются в общую оборону. 1945 год - это результат этого ощущения крайней опасности для национального бытия.

Собственно, и потери, которые мы понесли во время этой войны, говорят о том, что население было готово заплатить такую жертву, чтобы избавиться от этой опасности. И сама опасность была таких размеров, и ее ощущение было настолько живо, что готовы были исполнять эти странные мероприятия советской власти, которые приводили к огромным потерям, в том числе и на фронте.

В 1927 г. на долю США приходилось 50 % мирового производства стали, 70 % добычи и переработки нефти. Средний душевой доход составлял 3000 долл. в год . В 1928 г. средний американец по-лучал зарплату в пять раз больше немца.

В 1920 г. в США было 8 млн автомобилей, в 1930 г. — 23,5 млн. Поскольку в «Форд» модели «Т» могли поместиться пять человек, то теоретически вся Америка одновременно могла усесться в эти автомобили. «Форд» в 1922 г. стоил три месячные зарплаты рабочего, к тому же четыре из пяти автомоби-лей продавались в рассрочку. В 1929 г. в США на один автомобиль приходи-лось 5 человек против 30 человек в Англии, 33 во Франции, 102 в Германии, 702 в Японии, 6130 в СССР.

Небывалый экономический подъём 1920-х гг. сделал США са-мой богатой страной мира: в 1928 г. 45 % американской территории занимала пашня, 20% населения состав-ляли фермеры. Это указывает на то, что основой богатства и процветания нации было сельское хозяйство.

Мировой экономический кризис

Новые технологии

«Золотые двадцатые» характеризовались беспрецедентным ростом жизненного уровня населения страны. Но-вые потребительские товары — радиоприёмники, телефоны, холодильники и особенно автомобили — ста-ли непременным атрибутом повседнев-ной жизни. Благодаря широкому внедре-нию системы кредитования американцы могли покупать эти товары в больших масштабах .

Расизм

В пе-риод 1920-х годов в США имело место усиление раси-стских, антисемитских, антикатолических настроений.

Сухой закон

Все 1920-е гг. в США действовал «су-хой закон», отменённый только в 1933 г. Однако полное запрещение продажи спиртных напитков привело не к сниже-нию преступности, как это предполага-лось, а наоборот — к её разгулу.

Законы об иммиграции

Отражением духа нетерпи-мости в Америке стало изменение имми-грационных законов. Например, имми-грация из Восточной Азии была вообще запрещена, а на иммигрантов из других стран вводились квоты. Эти квоты отдавали предпочтение выходцам из Великобритании, Германии, Ирландии и Скандинавии перед иммигрантами из стран Центральной и Восточной Европы. Америка перестала быть при-бежищем для преследуемых.

Социально-экономические перемены США в 1920-е годы отразились на сфере культу-ры — всё более распространялись газеты, журналы, кино, необыкновенную попу-лярность получила лёгкая музыка (джаз).

Вудро Вильсон

Герберт Гувер

В 1929 г. на президентских выборах победу одер-жал представитель от Республиканской партии Р. Гу-вер, выдвинувший программу борьбы с бедностью под лозунгом «Курица в каждой кастрюле и автомо-биль в каждом гараже». До «чёрной пятницы» 25 ок-тября 1929 г., с которой началась Великая депрес-сия, оставалось семь месяцев.

Латинская Америка

Ещё в годы Первой мировой войны усилилась экспансия США в страны Ла-тинской Америки. До 1914 г. 80 % иностранных инвестиций приходилось на ев-ропейцев, а после 1918 г. на долю США приходилось более 50 % инвестиций. Во многом благодаря этим инвестициям 1920-е гг. для Латинской Америки были благоприятным периодом. Материал с сайта

В сфере внешней политики по договору Гондра (М. Гондра — министр иностранных дел Парагвая) в 1923 г. США получили в Ла-тинской Америке право принимать решения без участия своих бывших европейских партнёров. Европа перестала быть единст-венным вершителем судеб мира. Это стало важным дополнением доктрины Монро, провозглашавшей взаимное невмешательство Европы и Америки в дела друг друга.

Пакт Бриана — Келлога

В 1928 г. США и Франция, стремясь устранить некоторые оче-видные бреши Версальской системы , выступили с важной инициа-тивой. В августе этого года в Париже 15 государствами (Франция, США, Германия, Великобритания, Япония и др.) был подписан пакт Бриана — Келлога, названный по имени его инициаторов — французского министра иностранных дел А. Бриана и государственного секретаря США Ф. Келлога. В нём говорилось об отказе от войны как орудия на-циональной политики. Позже к этому пакту присое-динился СССР и ещё 48 государств.

В 1920-е гг. правительствам великих держав, победивших в мировой войне, удалось найти общий язык и выработать согласованную линию в решении наиболее крупных международных проблем. Достигнутый консенсус и стал основой дальнейшего развития Версальско-Вашингтонской системы. Несмотря на всю свою противоречивость, послевоенный мировой порядок, юридически оформленный в Париже и Вашингтоне, был не только сохранен, но и в известном смысле упрочен. Во всяком случае центростремительные и конструктивные силы в это время преобладали над центробежными и деструктивными тенденциями.
Другой характерной чертой рассматриваемого периода стало широкое распространение пацифистских идей и настроений. Пожалуй, никогда ранее не выдвигалось столько миротворческих проектов и не проводилось столько конференций по обеспечению мира и международной безопасности, как в двадцатые годы. Неслучайно в исторической литературе третье десятилетие XX в. часто называют «эрой пацифизма».
Небывалая популярность пацифистских планов и программ объяснялась действием различных факторов: трагическими последствиями Первой мировой войны и всеобщим стремлением предотвратить подобные военные конфликты в будущем; необходимостью восстановления разрушенного хозяйства и финансовой системы, что предполагало в качестве важнейшего условия стабилизацию международных отношений; активизацией миротворческой деятельности либеральной и демократической интеллигенции, а также приходом к власти в ряде европейских стран политиков внешнеполитическая концепция базировалась на принципах пацифизма (Э. Эррио во Франции, Дж. Р. Макдональд в Англии и др.).
Однако наиболее значимая причина всплеска пацифистских устремлений крылась в самом характере международной обстановки, сложившейся к середине 1920-х гг. Ее уникальность состояла в том, что правительственные круги всех без исключения великих держав, хотя и по разным мотивам, были заинтересованы в сохранении мирного статус-кво. Ведущие державы-победительницы (США. Англия, Франция) выступали против любых попыток силовой деформации Версальско-Вашингтонской системы, создателями которой они являлись. Побежденные государства (прежде всего Германия), а также державы, считавшие себя «незаслуженно обделенными» постановлениями Парижской и Вашингтонской конференций (Италия и Япония), не обладали в то время достаточной мощью для военной ревизии установленного международного порядка и использовали дипломатические, т.е. мирные средства и методы для реализации своих внешнеполитических целей. Что касается Советского Союза, то его партийно-государственное руководство, не отказываясь от лозунгов пролетарского интернационализма, сконцентрировало свои усилия на укреплении международных позиций СССР на основе принципов мирного сосуществования. Не последнюю роль в формировании этого курса сыграл разгром «антипартийной группировки» во главе с Л.Д. Троцким, осуждение ее революционного максимализма, отрицавшего саму возможность построения социализма в СССР без победы мировой революции. И.В.Сталин, провозглашая Советский Союз «рычагом» и «базой» развития мирового революционного процесса, отстаивал самостоятельное значение социалистических преобразований в стране, что, в свою очередь, требовало создания благоприятных внешнеполитических условий поддержания «мира во всем мире» и нормализации отношений капиталистическими державами. Таковы были реальные предпосылки «эры пацифизма».

Ответ оставил Гость

В 1920-е гг. правительствам великих держав, победивших в мировой войне, удалось найти общий язык и выработать согласованную линию в решении наиболее крупных международных проблем. Достигнутый консенсус и стал основой дальнейшего развития Версальско-Вашингтонской системы. Несмотря на всю свою противоречивость, послевоенный мировой порядок, юридически оформленный в Париже и Вашингтоне, был не только сохранен, но и в известном смысле упрочен. Во всяком случае центростремительные и конструктивные силы в это время преобладали над центробежными и деструктивными тенденциями.
Другой характерной чертой рассматриваемого периода стало широкое распространение пацифистских идей и настроений. Пожалуй, никогда ранее не выдвигалось столько миротворческих проектов и не проводилось столько конференций по обеспечению мира и международной безопасности, как в двадцатые годы. Неслучайно в исторической литературе третье десятилетие XX в. часто называют «эрой пацифизма».
Небывалая популярность пацифистских планов и программ объяснялась действием различных факторов: трагическими последствиями Первой мировой войны и всеобщим стремлением предотвратить подобные военные конфликты в будущем; необходимостью восстановления разрушенного хозяйства и финансовой системы, что предполагало в качестве важнейшего условия стабилизацию международных отношений; активизацией миротворческой деятельности либеральной и демократической интеллигенции, а также приходом к власти в ряде европейских стран политиков внешнеполитическая концепция базировалась на принципах пацифизма (Э. Эррио во Франции, Дж. Р. Макдональд в Англии и др.).
Однако наиболее значимая причина всплеска пацифистских устремлений крылась в самом характере международной обстановки, сложившейся к середине 1920-х гг. Ее уникальность состояла в том, что правительственные круги всех без исключения великих держав, хотя и по разным мотивам, были заинтересованы в сохранении мирного статус-кво. Ведущие державы-победительницы (США. Англия, Франция) выступали против любых попыток силовой деформации Версальско-Вашингтонской системы, создателями которой они являлись. Побежденные государства (прежде всего Германия), а также державы, считавшие себя «незаслуженно обделенными» постановлениями Парижской и Вашингтонской конференций (Италия и Япония), не обладали в то время достаточной мощью для военной ревизии установленного международного порядка и использовали дипломатические, т.е. мирные средства и методы для реализации своих внешнеполитических целей. Что касается Советского Союза, то его партийно-государственное руководство, не отказываясь от лозунгов пролетарского интернационализма, сконцентрировало свои усилия на укреплении международных позиций СССР на основе принципов мирного сосуществования. Не последнюю роль в формировании этого курса сыграл разгром «антипартийной группировки» во главе с Л.Д. Троцким, осуждение ее революционного максимализма, отрицавшего саму возможность построения социализма в СССР без победы мировой революции. И.В.Сталин, провозглашая Советский Союз «рычагом» и «базой» развития мирового революционного процесса, отстаивал самостоятельное значение социалистических преобразований в стране, что, в свою очередь, требовало создания благоприятных внешнеполитических условий поддержания «мира во всем мире» и нормализации отношений капиталистическими державами. Таковы были реальные предпосылки «эры пацифизма».

Цели урока:

Тип урока:

Форма проведения: лекция с презентацией

Карасёва Ирина Дмитриевна, 17.12.2017

2492 287

Содержимое разработки

Конспект урока на тему:

Виды излучений. Шкала электромагнитных волн

Урок разработан

учителем ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 18»

Карасёвой И.Д.

Цели урока: рассмотреть шкалу электромагнитных волн, дать характеристику волнам разных диапазонов частот; показать роль различных видов излучений в жизни человека, влияние различных видов излучений на человека; систематизировать материал по теме и углубить знания учащихся об электромагнитных волнах; развивать устную речь учащихся, творческие навыки учащихся, логику, память; познавательные способности; формировать интерес учащихся к изучению физики; воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма проведения: лекция с презентацией

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Виды излучений.

Шкала электромагнитных волн»

Ход урока

    Организационный момент.

    Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Вселенная – это океан электромагнитных излучений. Люди живут в нем, по большей части, не замечая пронизывающих окружающее пространство волн. Греясь у камина или зажигая свечу, человек заставляет работать источник этих волн, не задумываясь об их свойствах. Н о знание - сила: открыв природу электромагнитного излучения, человечество в течение XX столетия освоило и поставило себе на службу самые различные его виды.

    Постановка темы и целей урока.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по шкале электромагнитных волн, рассмотрим виды электромагнитного излучения разных диапазонов частот. Запишите тему урока: «Виды излучений. Шкала электромагнитных волн» (Слайд 1)

Каждое излучение мы будем изучать по следующему обобщенному плану (Слайд 2) .Обобщенный план для изучения излучения:

1. Название диапазона

2. Длина волны

3. Частота

4. Кем был открыт

5. Источник

6. Приёмник (индикатор)

7. Применение

8. Действие на человека

В ходе изучения темы вы должны заполнить следующую таблицу:

Таблица "Шкала электромагнитных излучений"

Название излучения

Длина волны

Частота

Кем было

открыто

Источник

Приёмник

Применение

Действие на человека

    Изложение нового материала.

(Слайд 3)

Длина электромагнитных волн бывает самой различной: от значений порядка 10 13 м (низкочастотные колебания) до 10 -10 м ( -лучи). Свет составляет ничтожную часть широкого спектра электромагнитных волн. Тем не менее, именно при изучении этой малой части спектра были открыты другие излучения с необычными свойствами.
Принято выделять низкочастотное излучение, радиоизлучение, инфракрасные лучи, видимый свет, ультрафиолетовые лучи, рентгеновские лучи и -излучение. Самое коротковолновое -излучение испускает атомные ядра.

Принципиального различия между отдельными излучениями нет. Все они представляют собой электромагнитные волны, порождаемые заряженными частицами. Обнаруживаются электромагнитные волны, в конечном счете, по их действию на заряженные частицы. В вакууме излучение любой длины волны распространяется со скоростью 300 000 км/с. Границы между отдельными областями шкалы излучений весьма условны.

(Слайд 4)

Излучения различной длины волны отличаются друг от друга по способу их получения (излучение антенны, тепловое излучение, излучение при торможении быстрых электронов и др.) и методам регистрации.

Все перечисленные виды электромагнитного излучения порождаются также космическими объектами и успешно исследуются с помощью ракет, искусственных спутников Земли и космических кораблей. В первую очередь, это относится к рентгеновскому и -излучению, сильно поглощаемым атмосферой.

Количественные различия в длинах волн приводят к существенным качественным различиям.

Излучения различной длины волны очень сильно отличаются друг от друга по поглощению их веществом. Коротковолновые излучения (рентгеновское и особенно -лучи) поглощаются слабо. Непрозрачные для волн оптического диапазона вещества прозрачны для этих излучений. Коэффициент отражения электромагнитных волн также зависит от длины волны. Но главное различие между длинноволновым и коротковолновым излучениями в том, что коротковолновое излучение обнаруживает свойства частиц.

Рассмотрим каждое излучение.

(Слайд 5)

Низкочастотное излучение возникает в диапазоне частот от 3 · 10 -3 до 3 10 5 Гц. Этому излучению соответствует длина волны от 10 13 - 10 5 м. Излучением таких, сравнительно малых частот, можно пренебречь. Источником низкочастотного излучения являются генераторы переменного тока. Применяются при плавке и закалке металлов.

(Слайд 6)

Радиоволны занимают диапазон частот 3·10 5 - 3·10 11 Гц. Им соответствует длина волны 10 5 - 10 -3 м. Источником радиоволн, так же как и низкочастотного излучения является переменный ток. Также источником являются генератор радиочастот, звезды, в том числе Солнце, галактики и метагалактики. Индикаторами являются вибратор Герца, колебательный контур.

Большая частота радиоволн, по сравнению с низкочастотным излучением приводит к заметному излучению радиоволн в пространство. Это позволяет использовать их для передачи информации на различные расстояния. Передаются речь, музыка (радиовещание), телеграфные сигналы (радиосвязь), изображения различных объектов (радиолокация).

Радиоволны используются для изучения структуры вещества и свойств той среды, в которой они распространяются. Исследование радиоизлучения космических объектов – предмет радиоастрономии. В радиометеорологии изучают процессы по характеристикам принимаемых волн.

(Слайд 7)

Инфракрасное излучение занимает диапазон частот 3 · 10 11 - 3,85 · 10 14 Гц. Им соответствует длина волны 2·10 -3 - 7,6 ·10 -7 м.

Инфракрасное излучение было открыто в 1800 году астрономом Уильямом Гершелем. Изучая повышение температуры термометра, нагреваемого видимым светом, Гершель обнаружил наибольшее нагревание термометра вне области видимого света (за красной областью). Невидимое излучение, учитывая его место в спектре, было названо инфракрасным. Источником инфракрасного излучения является излучение молекул и атомов при тепловых и электрических воздействиях. Мощный источник инфракрасного излучения – Солнце, около 50% его излучения лежит в инфракрасной области. На инфракрасное излучение приходится значительная доля (от 70 до 80 %) энергии излучения ламп накаливания с вольфрамовой нитью. Инфракрасное излучение испускает электрическая дуга и различные газоразрядные лампы. Излучения некоторых лазеров лежит в инфракрасной области спектра. Индикаторами инфракрасного излучения являются фото и терморезисторы, специальные фотоэмульсии. Инфракрасное излучение используют для сушки древесины, пищевых продуктов и различных лакокрасочных покрытий (инфракрасный нагрев), для сигнализации при плохой видимости, дает возможность применять оптические приборы, позволяющие видеть в темноте, а также при дистанционном управлении. Инфракрасные лучи используются для наведения на цель снарядов и ракет, для обнаружения замаскированного противника. Эти лучи позволяют определить различие температур отдельных участков поверхности планет, особенности строения молекул вещества (спектральный анализ). Инфракрасная фотография применяется в биологии при изучении болезней растений, в медицине при диагностике кожных и сосудистых заболеваний, в криминалистике при обнаружении подделок. При воздействии на человека вызывает повышение температуры человеческого тела.

(Слайд 8)

Видимое излучение - единственный диапазон электромагнитных волн, воспринимаемым человеческим глазом. Световые волны занимают достаточно узкий диапазон: 380 - 670 нм ( = 3,85 10 14 - 8 10 14 Гц). Источником видимого излучения являются валентные электроны в атомах и молекулах, изменяющие свое положение в пространстве, а также свободные заряды, движущиеся ускоренно. Эта часть спектра дает человеку максимальную информацию об окружающем мире. По своим физическим свойствам она аналогична другим диапазонам спектра, являясь лишь малой частью спектра электромагнитных волн. Излучение, имеющее разную длину волны (частоты) в диапазоне видимого излучения, оказывает различное физиологическое воздействие на сетчатку человеческого глаза, вызывая психологическое ощущение света. Цвет - не свойство электромагнитной световой волны самой по себе, а проявление электрохимического действия физиологической системы человека: глаз, нервов, мозга. Приблизительно можно назвать семь основных цветов, различаемых человеческим глазом в видимом диапазоне (в порядке возрастания частоты излучения): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Запоминание последовательности основных цветов спектра облегчает фраза, каждое слово которой начинается с первой буквы названия основного цвета: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Видимое излучение может влиять па протекание химических реакций в растениях (фотосинтез) и в организмах животных и человека. Видимое излучение испускают отдельные насекомые (светлячки) и некоторые глубоководные рыбы за счет химических реакций в организме. Поглощение растениями углекислого газа в результате процесса фотосинтеза и выделения кислорода способствует поддержанию биологической жизни на Земле. Также видимое излучение применяется при освещении различных объектов.

Свет - источник жизни на Земле и одновременно источник наших представлений об окружающем мире.

(Слайд 9)

Ультрафиолетовое излучение, не видимое глазом электромагнитное излучение, занимающее спектральную область между видимым и рентгеновским излучением в пределахдлин волн 3,8 ∙10 -7 - 3∙10 -9 м. (=8*10 14 - 3*10 16 Гц). Ультрафиолетовое излучение было открыто в 1801 году немецким ученым Иоганном Риттером. Изучая почернение хлористого серебра под действием видимого света, Риттер обнаружил, что серебро чернеет еще более эффективно в области, находящейся за фиолетовым краем спектра, где видимое излучение отсутствует. Невидимое излучение, вызвавшее это почернение, было названо ультрафиолетовым.

Источник ультрафиолетового излучения - валентные электроны атомов и молекул, также ускоренно движущиеся свободные заряды.

Излучение накаленных до температур - 3000 К твердых тел содержит заметную долю ультрафиолетового излучения непрерывного спектра, интенсивность которого растет с увеличением температуры. Более мощный источник ультрафиолетового излучения - любая высокотемпературная плазма. Для различных применений ультрафиолетового излучения используются ртутные, ксеноновые и др. газоразрядные лампы. Естественные источники ультрафиолетового излучения - Солнце, звезды, туманности и другие космические объекты. Однако лишь длинноволновая часть их излучения( 290 нм) достигает земной поверхности. Для регистрации ультрафиолетового излучения при

 = 230 нм используются обычные фотоматериалы, в более коротковолновой области к нему чувствительны специальные маложелатиновые фотослои. Применяются фотоэлектрические приемники,использующие способность ультрафиолетового излучения вызывать ионизацию и фотоэффект: фотодиоды,ионизационные камеры, счетчики фотонов, фотоумножители.

В малых дозах ультрафиолетовое излучение оказывает благотворное, оздоровительное влияние на человека, активизируя синтез вит амина D в организме, а также вызывая загар. Большая доза ультрафиолетового излучения может вызвать ожог кожи и раковые новообразования (в 80 % излечимые). Кроме того, чрезмерное ультрафиолетовое излучение ослабляет иммунную систему организма, способствуя развитию некоторых заболеваний. Ультрафиолетовое излучение оказывает также бактерицидное действие: под действием этого излучения гибнут болезнетворные бактерии.

Ультрафиолетовое излучение применяется в люминесцентных лампах, в криминалистике (по снимкам обнаруживают подделки документов), в искусствоведении (с помощью ультрафиолетовых лучей можно обнаружить на картинах не видимые глазом следы реставрации). Практически не пропускает ультрафиолетовое излучение оконное стекло, т.к. его поглощает оксид железа, входящий в состав стекла. По этой причине даже в жаркий солнечный день нельзя загореть в комнате при закрытом окне.

Человеческий глаз не видит ультрафиолетовое излучение, т.к. роговая оболочка глаза и глазная линза поглощают ультрафиолет. Ультрафиолетовое излучение видят некоторые животные. Например, голубь ориентируется по Солнцу даже в пасмурную погоду.

(Слайд 10)

Рентгеновское излучение - это электромагнитное ионизирующее излучение, занимающее спектральную область между гамма - и ультрафиолетовым излучением в пределах длин волн от 10 -12 - 1 0 -8 м (частот 3*10 16 - 3-10 20 Гц ). Рентгеновское излучение было открыто в 1895 году немецким физиком В. К. Рентгеном. Наиболее распространенным источником рентгеновского излучения является рентгеновская трубка, в которой ускоренные электрическим нолем электроны бомбардируют металлический анод. Рентгеновское излучение может быть получено при бомбардировке мишени ионами высокой энергии. В качестве источников рентгеновского излучения могут служить также некоторые радиоактивные изотопы, синхротроны - накопители электронов. Естественными источниками рентгеновского излучения является Солнце и другие космические объекты

Изоб ражения предметов в рентгеновском излучении получают на специальной рентгеновской фотопленке. Рентгеновское излучение можно регистрировать с помощью ионизационной камеры, сцинтилляционного счетчика, вторично-электронных или каналовых электронных умножителей, микроканальных пластин. Благодаря высокой проникающей способности рентгеновское излучение применяется в рентгеноструктурном анализе (исследовании структуры кристаллической решетки), при изучении структуры молекул, обнаружении дефектов в образцах, в медицине (рентгеновские снимки, флюорография, лечение раковых заболеваний), в дефектоскопии (обнаружение дефектов в отливках, рельсах), в искусствоведении (обнаружение старинной живописи, скрытой под слоем поздней росписи), в астрономии (при изучении рентгеновских источников), криминалистике. Большая доза рентгеновского излучения приводит к ожогам и изменению структуры крови человека. Создание приемников рентгеновского излучения и размещение их на космических станциях позволило обнаружить рентгеновское излучение сотен звезд, а также оболочек сверхновых звезд и целых галактик.

(Слайд 11)

Гамма излучение - коротковолновое электромагнитное излучение, занимающее весь диапазон частот  = 8∙10 14 - 10 17 Гц, что соответствует длинам волн  = 3,8·10 -7 - 3∙10 -9 м. Гамма-излучение было открыто французским ученым Полем Вилларом в 1900 году.

Изучая излучение радия в сильном магнитном поле, Виллар обнаружил коротковолновое электромагнитное излучение, не отклоняющееся, как и свет, магнитным полем. Оно было названогамма-излучением. Гамма-излучение связано с ядерными процессами, явлениями радиоактивного распада, происходящими с некоторыми веществами, как на Земле, так и в космосе. Гамма-излучение можно регистрировать с помощью ионизационных и пузырьковых камер, а также с помощью специальных фотоэмульсий. Используются при исследовании ядерных процессов, в дефектоскопии. Гамма-излучение отрицательно воздействует на человека.

(Слайд 12)

Итак, низкочастотное излучение, радиоволны, инфракрасное излучение, видимое излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение, -излучение представляют собой различные виды электромагнитного излучения.

Если мысленно разложить эти виды по возрастанию частоты или убыванию длины волны, то получится широкий непрерывный спектр – шкала электромагнитных излучений (учитель показывает шкалу). К опасным видам излучения относятся: гамма-излучение, рентгеновские лучи и ультрафиолетовое излучение, остальные – безопасны.

Деление электромагнитных излучений по диапазонам условное. Четкой границы между областями нет. Названия областей сложились исторически, они лишь служат удобным средством классификации источников излучений.

(Слайд 13)

Все диапазоны шкалы электромагнитных излучений имеют общие свойства:

    физическая природа всех излучений одинакова

    все излучения распространяются в вакууме с одинаковой скоростью, равной 3*10 8 м/с

    все излучения обнаруживают общие волновые свойства (отражение, преломление, интерференцию, дифракцию, поляризацию)

5. Подведение итогов урока

В заключение урока учащиеся заканчивают работу над таблицей.

(Слайд 14)

Вывод:

    Вся шкала электромагнитных волн является свидетельством того, что все излучения обладают одновременно квантовыми и волновыми свойствами.

    Квантовые и волновые свойства в этом случае не исключают, а дополняют друг друга.

    Волновые свойства ярче проявляются при малых частотах и менее ярко - при больших. И наоборот, квантовые свойства ярче проявляются при больших частотах и менее ярко - при малых.

    Чем меньше длина волны, тем ярче проявляются квантовые свойства, а чем больше длина волны, тем ярче проявляются волновые свойства.

Все это служит подтверждением закона диалектики (переход количественных изменений в качественные).

    Конспект (выучить), заполнить в таблице

последний столбец (действие ЭМИ на человека) и

подготовить сообщение о применении ЭМИ

Содержимое разработки


ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 18»

г. Луганска

Карасёва И.Д.


ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ИЗЛУЧЕНИЯ

1. Название диапазона.

2. Длина волны

3. Частота

4. Кем был открыт

5. Источник

6. Приёмник (индикатор)

7. Применение

8. Действие на человека

ТАБЛИЦА «ШКАЛА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН»

Название излучения

Длина волны

Частота

Кем открыт

Источник

Приёмник

Применение

Действие на человека



Излучения отличаются друг от друга:

  • по способу получения;
  • по методу регистрации.

Количественные различия в длинах волн приводят к существенным качественным различиям, по-разному поглощаются веществом (коротковолновые излучения – рентгеновское и гамма-излучения) – поглощаются слабо.

Коротковолновое излучение обнаруживает свойства частиц.


Низкочастотные колебания

Длина волны (м)

10 13 - 10 5

Частота (Гц)

3 · 10 -3 - 3 · 10 5

Источник

Реостатный альтернатор, динамомашина,

Вибратор Герца,

Генераторы в электрических сетях (50 Гц)

Машинные генераторы повышенной (промышленной) частоты (200 Гц)

Телефонные сети (5000Гц)

Звуковые генераторы (микрофоны, громкоговорители)

Приемник

Электрические приборы и двигатели

История открытия

Оливер Лодж (1893 г.), Никола Тесла (1983)

Применение

Кино, радиовещание (микрофоны, громкоговорители)


Радиоволны

Длина волны(м)

Частота(Гц)

10 5 - 10 -3

Источник

3 · 10 5 - 3 · 10 11

Колебательный контур

Макроскопические вибраторы

Звёзды, галактики, метагалактики

Приемник

История открытия

Искры в зазоре приемного вибратора (вибратор Герца)

Свечение газоразрядной трубки, когерера

Б. Феддерсен (1862 г.), Г. Герц (1887 г.), А.С. Попов, А.Н. Лебедев

Применение

Сверхдлинные - Радионавигация, радиотелеграфная связь, передача метеосводок

Длинные – Радиотелеграфная и радиотелефонная связь, радиовещание, радионавигация

Средние - Радиотелеграфия и радиотелефонная связь радиовещание, радионавигация

Короткие - радиолюбительская связь

УКВ - космическая радио связь

ДМВ - телевидение, радиолокация, радиорелейная связь, сотовая телефонная связь

СМВ- радиолокация, радиорелейная связь, астронавигация, спутниковое телевидение

ММВ - радиолокация


Инфракрасное излучение

Длина волны(м)

2 · 10 -3 - 7,6∙10 -7

Частота (Гц)

3∙10 11 - 3,85∙10 14

Источник

Любое нагретое тело: свеча, печь, батарея водяного отопления, электрическая лампа накаливания

Человек излучает электромагнитные волны длиной 9 · 10 -6 м

Приемник

Термоэлементы, болометры, фотоэлементы, фоторезисторы, фотопленки

История открытия

У. Гершель (1800 г.), Г. Рубенс и Э. Никольс (1896 г.),

Применение

В криминалистике, фотографирование земных объектов в тумане и темноте, бинокль и прицелы для стрельбы в темноте, прогревание тканей живого организма (в медицине), сушка древесины и окрашенных кузовов автомобилей, сигнализация при охране помещений, инфракрасный телескоп.


Видимое излучение

Длина волны(м)

6,7∙10 -7 - 3,8 ∙10 -7

Частота(Гц)

4∙10 14 - 8 ∙10 14

Источник

Солнце, лампа накаливания, огонь

Приемник

Глаз, фотопластинка, фотоэлементы, термоэлементы

История открытия

М. Меллони

Применение

Зрение

Биологическая жизнь


Ультрафиолетовое излучение

Длина волны(м)

3,8 ∙10 -7 - 3∙10 -9

Частота(Гц)

8 ∙ 10 14 - 3 · 10 16

Источник

Входят в состав солнечного света

Газоразрядные лампы с трубкой из кварца

Излучаются всеми твердыми телами, у которых температура больше 1000 ° С, светящиеся (кроме ртути)

Приемник

Фотоэлементы,

Фотоумножители,

Люминесцентные вещества

История открытия

Иоганн Риттер, Лаймен

Применение

Промышленная электроника и автоматика,

Люминисценнтные лампы,

Текстильное производство

Стерилизация воздуха

Медицина, косметология


Рентгеновское излучение

Длина волны(м)

10 -12 - 10 -8

Частота(Гц)

3∙10 16 - 3 · 10 20

Источник

Электронная рентгеновская трубка (напряжение на аноде – до 100 кВ, катод – накаливаемая нить, излучение – кванты большой энергии)

Солнечная корона

Приемник

Фотопленка,

Свечение некоторых кристаллов

История открытия

В. Рентген, Р. Милликен

Применение

Диагностика и лечение заболеваний (в медицине), Дефектоскопия (контроль внутренних структур, сварных швов)


Гамма - излучение

Длина волны(м)

3,8 · 10 -7 - 3∙10 -9

Частота(Гц)

8∙10 14 - 10 17

Энергия(ЭВ)

9,03 10 3 – 1, 24 10 16 Эв

Источник

Радиоактивные атомные ядра, ядерные реакции, процессы превращения вещества в излучение

Приемник

счетчики

История открытия

Поль Виллар (1900 г.)

Применение

Дефектоскопия

Контроль технологических процессов

Исследование ядерных процессов

Терапия и диагностика в медицине



ОБЩИЕ СВОЙСТВА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ

физическая природа

всех излучений одинакова

все излучения распространяются

в вакууме с одинаковой скоростью,

равной скорости света

все излучения обнаруживают

общие волновые свойства

поляризация

отражение

преломление

дифракция

интерференция


  • Вся шкала электромагнитных волн является свидетельством того, что все излучения обладают одновременно квантовыми и волновыми свойствами.
  • Квантовые и волновые свойства в этом случае не исключают, а дополняют друг друга.
  • Волновые свойства ярче проявляются при малых частотах и менее ярко - при больших. И наоборот, квантовые свойства ярче проявляются при больших частотах и менее ярко - при малых.
  • Чем меньше длина волны, тем ярче проявляются квантовые свойства, а чем больше длина волны, тем ярче проявляются волновые свойства.

  • § 68 (читать)
  • заполнить последний столбец таблицы (действие ЭМИ на человека)
  • подготовить сообщение о применении ЭМИ