Говори красиво и уверенно автор евгения шестакова. Говори красиво и уверенно, Постановка голоса и речи, Шестакова Е. Диагностика скорости звучания

О том, как научиться писать красиво, написано немало научных работ и полезных советов. Процесс кропотливый, поэтому требует и сил, и времени. Взрослому человеку сложно менять свой почерк, однако в мире нет ничего невыполнимого. Немножечко усилий, и все обязательно получится: собственное имя и любая буква или цифра!

Красивый почерк

Аккуратный и красивый почерк – это искусство, овладеть которым вполне может любой желающий. В основе процесса лежит каллиграфия, азы которой еще несколько десятилетий назад преподавались в школе. Ныне этот предмет считается морально устаревшим, он попросту выведен из программы. Однако в быту под красивым почерком понимается не способность терпеливо и неторопливо выводить красивые прописные буквы , а постоянное использование наработанных навыков.

Каллиграфический почерк

Под каллиграфическим почерком понимается техника аккуратного разборчивого письма. Несколько столетий назад она использовалась исключительно в религиозных целях, сейчас у нее гораздо больше назначений. Существуют профессии, в которых каллиграфия является не прихотью, а самой настоящей необходимостью. К ним относятся школьные учителя, библиотекари, работники архивов и те, кто вынужден от руки заполнять множество документов.

Каллиграфия для начинающих

Осваивая непростое искусство каллиграфии, необходимо подобрать соответствующий письменный набор инструментов:

  • роллерная ручка или перо (для более опытных учеников);
  • тетрадь с бумагой для рисования;
  • мольберт, располагаемый под углом 45 градусов.

Красивый почерк формируется из букв, аккуратное написание которых и нужно освоить изначально. Запаситесь терпением: отрабатывать одну буквы придется несколько часов или несколько дней. Однако если вы действительно хотите знать, как научиться красиво писать, добиться результата можно будет вполне быстро.

Каллиграфические прописи

Самый простой способ поправить почерк – использование каллиграфических прописей. Видя перед собой образец, ученик интуитивно пытается копировать стиль и сразу же исправляет свои ошибки. Попробуйте использовать прописи для красивого почерка , если вы хотите поправить свой стиль письма самостоятельно, без привлечения учителей или посещения тематических курсов. Можно взять даже те, которые рекомендованы первоклассникам. В этом нет ничего зазорного, напротив, эти пособия составлены очень удачно.

Уроки каллиграфии

Планируя обучение каллиграфии, надо заранее подготовить свое рабочее место. На поверхности не может быть «лишних» вещей, а рука не должна висеть в воздухе. Вспомните, как готовили парту в школе, следите, чтобы было много света, удобный стол. Следующее, что необходимо сделать – это расчертить лист бумаги. Если вы только начинаете учиться, лучше пользоваться обыкновенной ручкой. Когда красивое написание букв станет для вас привычкой, можно осваивать технологию письма перьями.

Как научить ребенка писать красиво

Учить детей писать можно уже с трехлетнего возраста, если вы ощущаете, что ваш ребенок готов к урокам. Однако если вы думаете, как выработать красивый почерк у ребенка, приготовьтесь потратить много времени и сил. Нужно, чтобы рука ребенка устоялась, поэтому не спешите изучать пропись слишком рано. Оптимальным возрастом считаются 5-7 лет: практика показывает, что дети, начавшие писать в раннем возрасте, очень редко обладают каллиграфическим почерком, и развить его потом сложно. Начиная обучение, используйте пропись с косыми линейками и удобную шариковую ручку.

Как красиво расписываться

Красивая роспись – это визитная карточка любого человека, которая должна выглядеть стильно и замысловато. Тут вряд ли выручит тематическая литература или мастер-классы. Редко удается придумать, как научиться красиво расписываться , за несколько часов. Когда человек впервые расписывается, чаще он использует первые буквы фамилии и хитрый росчерк.

Решившись на изменения во взрослом возрасте, стоит рассмотреть уже существующий вариант и понять, что вам не нравится. Можно изменить угол наклона букв, добавить элементы или попытаться изменить стиль написания. Помните, что элегантная роспись, работающая на формирование положительного имиджа своего владельца, не должна напоминать детскую "каляку-маляку".

Как исправить почерк взрослому

Понять, как сделать красивый почерк, вполне можно и в сознательном возрасте. Принцип обучения от этого не меняется. Необходимо заранее подготовленное рабочее место, пропись, включающая в себя английский или русский алфавит, бумага и шариковая ручка. Порядок действий при разгадки задачи, как научиться писать красивым почерком, будет следующим:


Упражнения для красивого почерка

Методики, направленные на то, как быстро научиться красиво писать , предполагают и умение концентрироваться на мелочах, становиться дотошным. При этом в разных случаях применяются разные методики:

  1. Если буквы получаются слишком мелкими/крупными, нужно воспользоваться тетрадью или скачать специальный трафарет. В процессе работы нужно постараться не выходить за границу горизонтальных линий. После длительных тренировок буква будет автоматически вписываться в заданные поля.
  2. Если отсутствует соединение букв, нужно попытаться писать слова, не отрывая ручки от бумаги.
  3. Если в процессе письма наблюдается сильный нажим, нужно выработать правильное положение тела за столом. Плечи и руки должны быть расслаблены, а осанка максимально приближена к идеальной.

Чтобы оценить, требует ли почерк исправления, нужно написать в привычной манере несколько строк, например, русский алфавит. Полученный результат желательно передать на оценку третьему лицу. Человек часто привыкает к своему стилю письма и не понимает, почему он плох для других.

Примеры красивого почерка

Каллиграфия требует не только аккуратно написать красивые буквы прописью , но и сохранить собственный стиль человека. Если присмотреться к каждой из работ, можно увидеть в них разный характер. Поняв технологию того, как писать красивым почерком хотя бы русский алфавит, нужно совершенствовать приобретенные навыки, постепенно начиная решать более сложные задачи, а не ограничиваться печатными буквами.

Как изменить свой почерк на красивый

Почерк, как умение рисовать, - своего рода искусство. Часто человек не может понять собственного почерка, например, при быстрой диктовке. Сегодня правильное и понятное письмо отходит на второй план, уступая место электронным документам. Но есть ситуации, когда письменная речь должна быть понятна и разборчива. Как исправить почерк и сделать его красивым, расскажет эта статья.

Примеры

Как добиться красивого почерка

Почерк относится к талантам, ведь он напрямую связан с руками. Красивое письмо - род искусства рисования. Не так давно в школах был специальный предмет, направленный на формирование четкого и красивого почерка. Назывался он каллиграфия.

Сегодня школьников уже не заставляют исписывать страницы с одним крючком, чтобы довести написание до идеала. Программа направлена на освоение навыков письма. При этом красоте и аккуратности почерка отводятся последние роли.

Но если за детьми и формированием их почерка следят родители и учителя, то как взрослому человеку научиться писать понятно и правильно? На случай если взрослый человек желает подправить или изменить почерк, существуют несколько полезных советов.

Выбор пишущего инструмента

Удобный пишущий инструмент - ключ к красивому почерку. Не так важно ручка или карандаш. Важно то, что пишущий инструмент удобно лежит в руке и позволяет пользоваться им, не напрягая руку.

Посадка при письме

Правильная посадка при работе с письмом помогает не ощущать дискомфорта. Спину нужно держать прямо, а лист, на котором пишется текст, следует расположить под удобным для написания углом.

Прописи

Главный совет по улучшению почерка - заново прописать задания в школьных прописях. Они помогут вспомнить о правильном написании соединений между буквами и попрактиковаться в их отработке.

Практика

При выработке стиля почерка важно помнить, что постоянная практика позволит лучше запомнить правильное написание всех буквенных элементов. Важно стараться писать чаще и внимательно следить за выполнением написания. К примеру, если не получается написание отдельного элемента буквы или соединение, стоит выписать его на отдельный лист и прописывать до тех пор, пока не получится удовлетворительный результат.

Неторопливость

Не стоит ожидать, что почерк улучшится через час сидения за прописью. При работе над почерком важно делать работу вдумчиво и не торопясь. Если не нравится получившийся результат, стоит над ним поработать еще и сравнить с тем, что было ранее. Прогресс в работе может наступить как через неделю, так и через несколько месяцев.

Фантазия и шрифты

При работе над написанием стоит подключить фантазию или взять за образец понравившиеся прописные шрифты на компьютере. На специальных сайтах много картинок с прописными буквами. В интернете можно найти изображение с понравившимся шрифтом. Возможно, идея дополнить собственный стиль письма длинными росчерками или изящными завитушками, поможет при работе над красотой и стилем почерка.

Смена пишущего инструмента

После освоения одного инструмента стоит попробовать другие приспособления. Если использовалась шариковая ручка, стоит практиковать маркер или перьевую авторучку. Это важно чтобы выработанный почерк не менялся при использовании разных по своей конфигурации инструментов. Таким образом, можно отрегулировать нажим на бумагу и удобный хват для каждого типа ручки или карандаша.

Написание иностранного алфавита

Освоение прописных иностранных букв помогает при внесении правок в собственный почерк. Начать стоит с азов - английский алфавит, написанный красивым почерком, выглядит в достаточной мере похожим на русский, что помогает при проработке проблемных мест на ассоциативном уровне.

С помощью таких несложных советов можно полностью изменить свой почерк, сделав его каллиграфическим. Однако правильный почерк для школы не всегда подходит для взрослого человека.

Почерк взрослого человека несет в себе отпечаток личности и ее уникальность.


Евгения Шестакова

Знакомство

Здравствуйте! Давайте познакомимся. Меня зовут Евгения Шестакова. Я руководитель Санкт-Петербургской «Школы Голоса и Речи». Классическое образование в области психологии и специализированное в области тренингов помогают мне с 2000 года консультировать и вести тренинги. В моем «портфеле» есть самые разные программы - по самопрезентации и продажам, по ораторскому мастерству и переговорам. Однако самой любимой темой для меня была и остается работа с голосом и речью.

Еще будучи школьницей, я попала на радио. Вместе с двумя одноклассницами мы вели утренние воскресные радиопрограммы для детей. Школьные годы чудесные закончились, а радио осталось. Из хобби оно стало профессией почти на 15 лет. Это были 90-е годы, рассвет FM-радиовещания в России. Вслед за государственными радиокомпаниями начали появляться частные. В первую волну попали самые креативные, талантливые и свободные люди. Плыть в этом потоке было легко и приятно. Мы создавали программы, вели эфир, читали новости, делали ляпы и хохотали до слез. С годами, правда, выработался иммунитет. Сейчас меня уже никаким, даже самым необычным, сообщением не выбьешь из рабочей колеи. Это не значит, что я стала скупой на эмоции. Нет. Просто я знаю секрет…

Я могу выйти к любой аудитории - радийной или «живой» - и сделать этих людей своими партнерами и коллегами. Выступить на совете директоров из десяти человек или провести презентацию тренинга для тысячи, заговорить с человеком на улице или провести переговоры. Любой акт речевой коммуникации - это структурированный процесс, который развивается по определенным законам. Существуют тонкости и нюансы поведения наших собеседников по отдельности и когда они представлены группой. Можно видеть людей и уметь управлять своим представлением о них, а также контролировать внимание аудитории. Для этого необходимо уметь работать с эмоциями и правильно ставить перед собой цели. А еще необходимо иметь достаточный опыт публичного общения.

Опыт был накоплен в процессе обучения и работы. Когда радио перестало быть просто творческим процессом, а стало механизмом получения прибыли, больше внимания стали уделять качеству эфира. Именно тогда, в конце 90-х, я попала в руки талантливого педагога, мастера речи Ольги Алексеевны Лариной. Мои творческие порывы были отшлифованы, многое встало на места. «Хороший, приятный» голос был подвергнут тщательной обработке. У меня обнаружились 2/3 всех недостатков, присутствующих в речи среднестатистического россиянина. Остальное стало делом техники. Единственное, что на уроках я показывала очень хороший результат, а в эфире снова возвращалась к своему привычному бытовому звучанию. И только спустя года четыре после начала моей новой голосовой жизни пришло осознание необходимости замены «как» на «зачем».

Именно тогда и начал зарождаться тренинг, который я представляю вашему вниманию. На освоение, осознание и введение в повседневную практику секретов и тонкостей владения голосом ушло около четырех лет. Надеюсь, что вы, решившись заняться своим голосом и речью, преодолеете этот путь гораздо быстрее. Это возможно. Практика последних лет показывает, что за 1–2 месяца регулярной тренировки под наблюдением опытного специалиста с вами могут произойти поразительные перемены. Это касается качества голоса, речи и жизни в целом. Ведь голосовой тренинг не может идти отдельно от большой работы над собой. Те, кто встает на этот путь, достойны уважения, а результаты, которых может достичь любой, - восхищения.

Голос и успех идут бок о бок рядом. Своим успехом я обязана голосу. И не только я. Уже очень много людей разделили со мной счастье говорить по-другому, осознанно, красиво и убедительно. Среди тех, кто уже прошел обучение в «Школе Голоса и Речи», есть психологи, бизнес-тренеры, «продажники», HR-ы, руководители, врачи, политики и даже один физик-теоретик. За эти годы клиентами Школы стали сотрудники банков, ФГУП «Почта Рос-сии», крупнейшее международное брачное агентство «Соединяя сердца» в полном составе, компании «Рив Гош», «Диета 18», Bombadier Recreational Products, DataArt Enterprises Inc ., Mail.ru, WRIGLEY , Генеральное консульство Великобритании, Philip Morris Izhora и многие-многие другие.

Я желаю вам удачи и приятного процесса познания! В добрый путь!

Глава 1. Диагностика

Два самых часто задаваемых вопроса о голосе: «Что с моим голосом не так?» и «Можно ли быстро исправить голос?» Ответ на второй вопрос - нет. Нет, но только в том случае, если вы не будете ежедневно работать над собой. И регулярно ходить на тренинги, консультации и получать обратную связь о том, что изменяется в лучшую сторону, а над чем еще нужно поработать в усиленном режиме. Развитие голоса, речи и навыков, связанных с вербальной сферой, может занять у вас столько времени, сколько вы захотите. И даст вам тот результат, который вы себе поставите в качестве цели. Однако мало иметь в жизни цель, надо уметь метко стрелять! Все возможно. Голос - это музыкальный инструмент, который нуждается в постоянной работе над ним.

Вспомните любой музыкальный инструмент. Что вы представили? Флейту? Барабан? Гитару? Фортепиано? Эти инструменты разные, они по-разному устроены и звучат каждый по-своему. У каждого инструмента будет свой голос. Но что их объединяет? Давайте вместе подумаем: у каждого из музыкальных инструментов есть звук; есть то, что позволяет звук извлекать, - струны, мембрана, клавиши; у них есть какой-то объем, где звук может преображаться, а иногда и резонировать, окрашиваясь в различные оттенки. Еще есть человек, который их придумал и создал. Есть Мастер, который умет играть на них профессионально, а если они попадут в руки новичка, то будут звучать совершенно иначе. И это мастерство можно оттачивать и шлифовать годами, доводя до совершенства гармонию владения музыкальным инструментом, который достался именно вам.

Игре тоже нужно учиться, и тогда она станет, возможно, инструментом, по которому вас будут выделять и узнавать, - инструментом вашего успеха. И конечно, об этом инструменте необходимо заботиться. Что произойдет с барабаном или гитарой, если их оставить на пару-тройку дней на улице под дождем? Расстроятся, заболеют и перестанут приносить вам и окружающим радость. Более того, чем сильнее будет повреждение, тем больше сил и времени придется потратить на восстановление. Иногда, к сожалению, после сильных травм первоначальный звук уже не вернуть… Эти и любые другие музыкальные инструменты нуждаются в заботе, тщательном уходе и обязательно использовании по назначению. Флейта, лежащая без дела, - это всего лишь предмет интерьера. Инструмент должен работать, передавать мысли, убеждать нас в правоте его обладателя, приносить радость, лечить и вдохновлять!

Что такое наш голос? Это тоже прежде всего инструмент. Музыкальный, тонко устроенный, сложный и неповторимый. Иногда на тренинге, когда я прошу вспомнить и назвать любой музыкальный инструмент, два-три человека в группе называют скрипку или барабан. И это не случайно. Наши голоса, как и все музыкальные инструменты, можно объединить в какие-то кластеры, группы. Есть голоса, которые чаще всего встречаются. Говоришь по телефону с человеком и затрудняешься определить возраст, описать внешность. Или поговорил с человеком - и тут же его забыл… А бывает так, что, услышав однажды, потом никак не можешь забыть звук, мысленно возвращаешься к какой-то случайной фразе и еще долго разгадываешь секрет магии и голоса, и его обладателя.

Наше тело - это корпус для звука. Чем сильнее, крепче, здоровее оно, тем лучше звучание. Голосовые связки - это струны. У нас есть полости для резонирования звука. Есть возможность изменять параметры звука - делать его громче или тише; выше или ниже; быстрее или медленнее. Присутствуют и органы для «тюнинга» звука - гортань, твердое и мягкое нёбо, язык, зубы, щеки, губы и нижняя челюсть. И наконец, есть желание по максимуму пользоваться этим инструментом, изучать его, совершенствовать навыки владения им. Все, как и с любым другим музыкальным инструментом. И голос - ваш голос - также может стать инструментом успеха - вашего успеха.

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Евгения Шестакова
Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи

Знакомство

Здравствуйте! Давайте познакомимся. Меня зовут Евгения Шестакова. Я руководитель Санкт-Петербургской «Школы Голоса и Речи». Классическое образование в области психологии и специализированное в области тренингов помогают мне с 2000 года консультировать и вести тренинги. В моем «портфеле» есть самые разные программы – по самопрезентации и продажам, по ораторскому мастерству и переговорам. Однако самой любимой темой для меня была и остается работа с голосом и речью.

Еще будучи школьницей, я попала на радио. Вместе с двумя одноклассницами мы вели утренние воскресные радиопрограммы для детей. Школьные годы чудесные закончились, а радио осталось. Из хобби оно стало профессией почти на 15 лет. Это были 90-е годы, рассвет FM-радиовещания в России. Вслед за государственными радиокомпаниями начали появляться частные. В первую волну попали самые креативные, талантливые и свободные люди. Плыть в этом потоке было легко и приятно. Мы создавали программы, вели эфир, читали новости, делали ляпы и хохотали до слез. С годами, правда, выработался иммунитет. Сейчас меня уже никаким, даже самым необычным, сообщением не выбьешь из рабочей колеи. Это не значит, что я стала скупой на эмоции. Нет. Просто я знаю секрет…

Я могу выйти к любой аудитории – радийной или «живой» – и сделать этих людей своими партнерами и коллегами. Выступить на совете директоров из десяти человек или провести презентацию тренинга для тысячи, заговорить с человеком на улице или провести переговоры. Любой акт речевой коммуникации – это структурированный процесс, который развивается по определенным законам. Существуют тонкости и нюансы поведения наших собеседников по отдельности и когда они представлены группой. Можно видеть людей и уметь управлять своим представлением о них, а также контролировать внимание аудитории. Для этого необходимо уметь работать с эмоциями и правильно ставить перед собой цели. А еще необходимо иметь достаточный опыт публичного общения.

Опыт был накоплен в процессе обучения и работы. Когда радио перестало быть просто творческим процессом, а стало механизмом получения прибыли, больше внимания стали уделять качеству эфира. Именно тогда, в конце 90-х, я попала в руки талантливого педагога, мастера речи Ольги Алексеевны Лариной. Мои творческие порывы были отшлифованы, многое встало на места. «Хороший, приятный» голос был подвергнут тщательной обработке. У меня обнаружились 2/3 всех недостатков, присутствующих в речи среднестатистического россиянина. Остальное стало делом техники. Единственное, что на уроках я показывала очень хороший результат, а в эфире снова возвращалась к своему привычному бытовому звучанию. И только спустя года четыре после начала моей новой голосовой жизни пришло осознание необходимости замены «как» на «зачем».

Именно тогда и начал зарождаться тренинг, который я представляю вашему вниманию. На освоение, осознание и введение в повседневную практику секретов и тонкостей владения голосом ушло около четырех лет. Надеюсь, что вы, решившись заняться своим голосом и речью, преодолеете этот путь гораздо быстрее. Это возможно. Практика последних лет показывает, что за 1–2 месяца регулярной тренировки под наблюдением опытного специалиста с вами могут произойти поразительные перемены. Это касается качества голоса, речи и жизни в целом. Ведь голосовой тренинг не может идти отдельно от большой работы над собой. Те, кто встает на этот путь, достойны уважения, а результаты, которых может достичь любой, – восхищения.

Голос и успех идут бок о бок рядом. Своим успехом я обязана голосу. И не только я. Уже очень много людей разделили со мной счастье говорить по-другому, осознанно, красиво и убедительно. Среди тех, кто уже прошел обучение в «Школе Голоса и Речи», есть психологи, бизнес-тренеры, «продажники», HR-ы, руководители, врачи, политики и даже один физик-теоретик. За эти годы клиентами Школы стали сотрудники банков, ФГУП «Почта Рос-сии», крупнейшее международное брачное агентство «Соединяя сердца» в полном составе, компании «Рив Гош», «Диета 18», Bombadier Recreational Products , DataArt Enterprises Inc ., Mail.ru , WRIGLEY , Генеральное консульство Великобритании, Philip Morris Izhora и многие-многие другие.

Я желаю вам удачи и приятного процесса познания! В добрый путь!

Глава 1. Диагностика

Два самых часто задаваемых вопроса о голосе: «Что с моим голосом не так?» и «Можно ли быстро исправить голос?» Ответ на второй вопрос – нет. Нет, но только в том случае, если вы не будете ежедневно работать над собой. И регулярно ходить на тренинги, консультации и получать обратную связь о том, что изменяется в лучшую сторону, а над чем еще нужно поработать в усиленном режиме. Развитие голоса, речи и навыков, связанных с вербальной сферой, может занять у вас столько времени, сколько вы захотите. И даст вам тот результат, который вы себе поставите в качестве цели. Однако мало иметь в жизни цель, надо уметь метко стрелять! Все возможно. Голос – это музыкальный инструмент, который нуждается в постоянной работе над ним.

Вспомните любой музыкальный инструмент. Что вы представили? Флейту? Барабан? Гитару? Фортепиано? Эти инструменты разные, они по-разному устроены и звучат каждый по-своему. У каждого инструмента будет свой голос. Но что их объединяет? Давайте вместе подумаем: у каждого из музыкальных инструментов есть звук; есть то, что позволяет звук извлекать, – струны, мембрана, клавиши; у них есть какой-то объем, где звук может преображаться, а иногда и резонировать, окрашиваясь в различные оттенки. Еще есть человек, который их придумал и создал. Есть Мастер, который умет играть на них профессионально, а если они попадут в руки новичка, то будут звучать совершенно иначе. И это мастерство можно оттачивать и шлифовать годами, доводя до совершенства гармонию владения музыкальным инструментом, который достался именно вам.

Игре тоже нужно учиться, и тогда она станет, возможно, инструментом, по которому вас будут выделять и узнавать, – инструментом вашего успеха. И конечно, об этом инструменте необходимо заботиться. Что произойдет с барабаном или гитарой, если их оставить на пару-тройку дней на улице под дождем? Расстроятся, заболеют и перестанут приносить вам и окружающим радость. Более того, чем сильнее будет повреждение, тем больше сил и времени придется потратить на восстановление. Иногда, к сожалению, после сильных травм первоначальный звук уже не вернуть… Эти и любые другие музыкальные инструменты нуждаются в заботе, тщательном уходе и обязательно использовании по назначению. Флейта, лежащая без дела, – это всего лишь предмет интерьера. Инструмент должен работать, передавать мысли, убеждать нас в правоте его обладателя, приносить радость, лечить и вдохновлять!

Что такое наш голос? Это тоже прежде всего инструмент. Музыкальный, тонко устроенный, сложный и неповторимый. Иногда на тренинге, когда я прошу вспомнить и назвать любой музыкальный инструмент, два-три человека в группе называют скрипку или барабан. И это не случайно. Наши голоса, как и все музыкальные инструменты, можно объединить в какие-то кластеры, группы. Есть голоса, которые чаще всего встречаются. Говоришь по телефону с человеком и затрудняешься определить возраст, описать внешность. Или поговорил с человеком – и тут же его забыл… А бывает так, что, услышав однажды, потом никак не можешь забыть звук, мысленно возвращаешься к какой-то случайной фразе и еще долго разгадываешь секрет магии и голоса, и его обладателя.

Наше тело – это корпус для звука. Чем сильнее, крепче, здоровее оно, тем лучше звучание. Голосовые связки – это струны. У нас есть полости для резонирования звука. Есть возможность изменять параметры звука – делать его громче или тише; выше или ниже; быстрее или медленнее. Присутствуют и органы для «тюнинга» звука – гортань, твердое и мягкое нёбо, язык, зубы, щеки, губы и нижняя челюсть. И наконец, есть желание по максимуму пользоваться этим инструментом, изучать его, совершенствовать навыки владения им. Все, как и с любым другим музыкальным инструментом. И голос – ваш голос – также может стать инструментом успеха – вашего успеха.

Что выберете вы? Быть серой мышкой с тихим, завышенным, неярким и плоским голосом? Или быть первой скрипкой в оркестре? Решать вам и только вам. Если у человека нет своей цели, он будет работать на цели других. Нужно лишь понять себя, свои желания, свой голос, полюбить его и настроить. Научиться обращаться с этим волшебным инструментом и использовать его богатые возможности на все 100 или даже 200% может каждый.

Главное – начать. Сделать первый шаг. Итак, вперед!


Задание № 1

Посмотрите на картинку. Скажите, что вы на ней видите? Чаще всего сразу в глаза бросается изображение пожилого человека, старца, Бахуса, Вакха в венке из виноградных листьев. У каждого он свой – это зависит от вашего восприятия, настроения и предыдущих жизненных опытов. Самое главное – увидеть образ мужчины. Увидели?

Присмотритесь повнимательнее. Видите ли вы еще что-нибудь на этой картинке? Рожицы обезьянок, театральные маски – не в счет. Попробуйте увидеть крупные, значимые элементы. Видите? Попытайтесь увидеть на этой картинке… целующуюся парочку…

Получилось? Посмотрите внимательно: мужчина стоит слева, у него белая шапочка, средней длины волосы и белый плащ. Он обнимает девушку, одетую в белую пышную юбку. Это средневековая картинка. Совершенно другой образ. Видите?

Чаще всего люди видят сначала именно мужчину, потом, сразу или после подсказки, а иногда и совсем не сразу, – парочку. Главное – увидеть. Я познакомилась с этой картинкой, еще будучи студенткой, и с тех пор очень часто ее применяю. За всю мою практику лишь четыре раза сначала была увидена парочка, а потом уже мы вместе с участниками тренинга искали старика. Это были совершенно разные люди, разного возраста и профессий, и я всех их прекрасно помню – для меня это очень яркий показатель нестандартности мышления, гибкости, того, что так необходимо человеку говорящему.

Бывает, что с тренинга уходят, так и не найдя парочку, не пробившись сквозь броню первоначально сложившегося образа. Однажды мне позвонил молодой человек и радостным голосом прокричал в трубку: «Евгения, здравствуйте! Я – Михаил, помните, я год назад был у вас на тренинге?! Я НАШЕЛ!!!» Я ответила: «Здравствуйте, Михаил, я очень рада. Что же вы нашли?» – «Парочку, конечно!» – ответил Михаил. Он говорил так, словно и я весь этот минувший год вместе с ним отыскивала целующуюся парочку. Бывает и такое.

Какие выводы мы можем сделать из этого упражнения? В процессе поиска образов мы ничего не добавляли и не убирали. Разные по информативности и настроению образы складывались из одних и тех же элементов. С голосом точно так же. За время одного короткого тренинга я не могу растянуть людям подъязычную уздечку, удлинить шею или помочь сбросить пару-тройку килограммов. Может измениться лишь отношение. И тот же самый набор инструментов, данный вам природой, можно будет использовать совершенно иначе. И самое главное, должно измениться настроение. Вы должны почувствовать новые возможности и распахнуть все двери.


Приступаем к диагностике.


Задание № 2

1. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

Следующий шаг. Необходимо определить существующие в голосе и речи недостатки и преимущества. То есть выделить зоны роста и ресурсы.


2. Отметьте те утверждения, которые относятся именно к вам.

Если в колонке справа появились три «галочки» и больше, вам необходимо немедленно начинать работу над собой. И пройти следующий тест. Он направлен на диагностику и определение положительных качеств голоса и зон роста.


В какой – третьей или четвертой – таблице у вас появилось больше отметок? Не были ли вы слишком самокритичны по отношению к себе? Такое часто случается. Попробуйте выполнить этот тест еще раз, но не сами, пусть вас продиагностирует кто-нибудь из ваших друзей или коллег. Сравните результаты.

На этом мы завершаем первый этап самодиагностики. Его целью, напомним, было выявление проблемных зон и сильных, ресурсных составляющих вашего голоса.

Продолжим диагностику. Углубимся в исследование параметров нашего голоса. Он может изменяться в трех направлениях – скорость (медленно/быстро), громкость (громко/тихо) и диапазон звучания (низкие/высокие ноты). Продиагностируем эти три самых важных параметра.

Диагностика скорости звучания

Один из важнейших показателей качества речи – скорость звучания. Многие отмечают, что слишком быстро говорят, особенно когда волнуются или увлекаются темой. Речь других, напротив, настолько нетороплива и размеренна, что собеседники мысленно знают наперед все, что им еще даже не успели рассказать. Это раздражает и отвлекает, портя реноме. Какой же должна быть оптимальная скорость звучания?

Для диагностики скорости звучания и темпа речи выполните следующее упражнение.


Задание № 3

Почитайте стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», засекая время по секундомеру. Читать необходимо в том темпе, который для вас является наиболее привычным.


Итак, установили секундомер. Начали!
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий, ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Дочитали. Остановили секундомер. Стихотворение рассчитано ровно на одну минуту. Если вы закончили раньше, чем минута истекла, значит, вы слишком торопитесь. Ваша речь неравномерна, ускоренна, и, как чаще всего бывает, ускоренной речи еще сопутствует завышенный звук. Если вы прочитали до конца, а секунды еще тикают, значит, напротив, вы очень медлительны в речи. Как правило, это сопряжено с вялой артикуляцией и прерывистым дыханием. Если вы уложились ровно в минуту – поздравляю! У вас прекрасное чувство времени, которое отражается в звучании голоса. Это упражнение подходит не только для диагностики, но также и для тренировки. Включите его в ежедневный план занятий в течение первых двух недель вашего обучения.

Подведем итог: наша речь может ускоряться или замедляться в зависимости от задачи. В среднем темп должен соответствовать следующему параметру: порядка 600 знаков с пробелами мы читаем за одну минуту. При этом очень важно помнить о внутреннем чувстве времени и синхронизации ваших мыслей со звучанием.

Диагностика громкости звучания

Вслед за диагностикой скорости необходимо провести диагностику громкости звучания голоса.


Задание № 4

Для диагностики громкости (тихо/громко) вам потребуется какой-то логически законченный фрагмент текста. Попробуйте взять за основу, например, следующую чистоговорку1
Чистоговорками мы называем знакомые многим скороговорки, с той лишь разницей, что тренировать будем не только скорость произнесения, но и другие параметры (высотность, громкость, четкость артикуляции).

«Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».

1. Прочитайте это «информационное сообщение» первый раз четко, спокойно.

2. Второй раз – постепенно, от слова к слову, повышая громкость голоса. Начинайте с самого тихого. Но пусть это будет не шепот (шепот в принципе небезопасен), а именно звук – тихий, приглушенный. А затем наращивайте громкость, дойдя в финале до максимальной.

Что вы ощущаете? Чувствуете ли вы усталость? Не першит ли в горле? Или вам комфортно и легко? Смогли бы вы сделать второй дубль лучше первого?

В идеале диагностику громкости звучания необходимо производить с возможностью внешнего контроля. Например, записывая себя на диктофон и затем прослушивая с помощью специальных программ, позволяющих увидеть звучание вашего голоса в графическом варианте.

Это упражнение, так же как и упражнение в предыдущем разделе, можно использовать в качестве тренировочного.

Диагностика высотности звучания

Еще один из важнейших параметров, на который следует обратить внимание, – высота звучания голоса.

Зачастую люди, имеющие верхнее дыхание (80% женщин и 20% всех мужчин), имеют завышенные голоса. Особенно ярко это проявляется, когда речь становится эмоциональной, в процессе убеждения или в порыве гнева. Высокие ноты неприятны нашему уху. Кстати, мода на звучание голоса тоже есть, и она переменчива. В Средние века, например, особенно во Франции, в моде были завышенные женские голоса. Чем «писклявей» говорила женщина, тем более модной и сексуальной она считалась. Сейчас другие времена. В Европе в моде грудные бархатистые голоса. Некоторые юные барышни даже начинают курить, чтобы сделать звук голоса ниже и добавить хрипотцы. И совершенно напрасно: курение довольно пагубно действует на дыхательный и звуковой аппарат, а вот изменение звука голоса связано исключительно с психосоматическим эффектом. Простая перестройка дыхания дает гораздо больший эффект.

Давайте проведем диагностику: что происходит с вашим голосом? Становится ли он выше, когда вас охватывают эмоции? Или вы сами можете этот процесс контролировать и изменять диапазон звучания вверх и вниз по своему собственному желанию?

Возьмем для диагностики стихотворение О. Мандельштама.


Задание № 5


Блок – король и маг порока.
Рок и боль венчают Блока.

1. Прочитайте это стихотворение в среднем темпе, постепенно, от слова к слову, повышая тон голоса. Для этого первые слова вам необходимо произносить на самом низком тоне, на который вы способны. Последние слова должны прозвучать максимально высоко.

2. А теперь пойдем в обратную сторону. От слова к слову будем понижать тон голоса. Начинаем с самого высокого, на который способны, а заканчиваем самым низким.

Как ваше состояние? Что вы чувствуете? Удалось ли сделать диапазон от самого низкого к самому высокому большим? Или звуки в итоге практически не отличались друг от друга? В идеале каждое слово должно получиться на шаг, ступеньку выше, а затем ниже.


Внимание!

Раскроем небольшой секрет, его формулу вывел еще К. С. Станиславский. «Низы – в пол, верхи – в потолок». Если наклонить голову вниз, то получится звук гораздо ниже среднего. И соответственно если запрокинуть голову назад, то произведенный звук будет гораздо выше. Таким образом, если постепенно, шаг за шагом поднимать голову, наклоненную к груди, вверх, переходя к запрокидыванию назад, то мы получим идеальную «лесенку» звучания.

Единственное «НО». Этим приемом нельзя пользоваться профессиональным вокалистам. Гортань привыкает к искусственной помощи для раскрытия диапазона звучания, и навык пения из среднего положения крайних высоких и низких нот утрачивается. Тем не менее этот прием весьма эффективен в бытовом использовании. Необходимо что-то произнести более низким, грудным звуком – просто наклоните голову вниз. А если нужно привлечь внимание, задать вопрос или произнести что-то с яркой, восклицательной интонацией, поднимите подбородок вверх, немного запрокидывая голову. Все гениальное – просто!

В завершение блока по самодиагностике давайте рассмотрим упражнение, которое позволяет услышать свой голос во всех его возможностях.


Задание № 6

1. Выберите фразу из 2–3 слов. Например: «Какой чудесный день».

2. Произнесите эту фразу пять раз громко, пять раз тихо, затем три раза громко, три раза тихо, затем один раз громко и один раз тихо.

3. Произнесите эту фразу: низко/высоко так же, по схеме 5–3–1.

4. Произнесите эту фразу: медленно/быстро так же, по схеме 5–3–1.

5. Произнесите эту фразу: с паузами/без пауз так же, по схеме 5–3–1.

6. Произнесите эту фразу: с артикуляцией/без артикуляции так же, по схеме 5–3–1.

7. Расслабьтесь, похлопайте себя по щекам и своим голосом скажите: «Какой(-ая) я молодец!»

Условие: в этом упражнении вам понадобятся самые «крайние крайности, т. е. если громко, то чтобы соседи сбежались, если с паузами, то по 10 секунд, если с артикуляцией, то с невообразимыми гримасами.

Упражнение позволяет услышать богатство своего голоса, акцентировать внимание на его выразительности, поймать чувство своего голоса и потом при необходимости его использовать. Голоса получаются «вкусными», «сочными», красивыми.

Диагностика голоса – важнейшая составляющая работы над ним. Подведем итог: наши голоса, как под микроскопом, могут быть разложены на составляющие, назовем их компонентами успеха. Часть из них вам нужна, другая же часть – излишки. А чего-то может и не хватать, как у каждого повара на кухне, – один и тот же суп у разных людей получается по-разному. То же самое и с нашими голосами. Они все разные, неповторимые, уникальные. Тем не менее идеальных голосов в природе практически не существует. Этот инструмент нуждается в тщательной обработке и шлифовке.

Всю массу голосов можно разделить на две большие группы: бытовые голоса и профессиональные. Бытовых – процентов восемьдесят от всего объема. Профессиональных – 20. Как правило, ими обладают актеры, певцы, дикторы и те, кто занялся своим совершенствованием. Человек, считающий себя профессионалом в сферах, связанных с вербальной деятельностью, не имеет права на бытовой голос.

К сожалению, многие люди относятся к голосу, этому уникальному инструменту, как к данности, которая была с нами с самого рождения, есть и будет. И если о других слагаемых успеха всерьез задумываются: получают образование, ходят в парикмахерскую, покупают новую красивую одежду и т. д., то с голосом работают единицы. Между тем природные голоса вкупе с речевой обстановкой, в которой человек растет, работает и развивается, редко бывают достаточно грамотными, красивыми, лишенными недостатков.

Тех, кто берется за работу над своим голосом, безусловно, ждет успех. Это очень благодатная и благодарная работа. Работа на благо себе. Успех не заставит себя ждать. Первый большой шаг сделан. Проведена диагностика. Определены параметры голоса, его сильные и слабые стороны. Начинается работа по устранению недостатков и развитию сильных сторон.