Какое хобби было у райли из головоломки. Головоломка герои. Условия использования Сервиса

Студии Pixar просто невероятные персонажи. Сценарист “Головоломки” Ронни Дель Кармен объясняет, как же они были созданы.

Это история о том, что происходит в голове у девочки по имени Райли. Ей свойственны обычные для всех людей эмоции – Брезгливость, Печаль, Страх, Гнев и Радость. Особенность этих качеств в том, что они являются реальными персонажами, которые живут в голове у девочки и, соответственно, управляют её поведением.

Не каждый день дизайнеру персонажей приходится создавать абстрактных героев, так что мы были заинтригованы тем, как Pixar решил эту задачу. Вот пять вещей рассказанных нам Ронни Дель Карменом, которые могут вас удивить.

1. “Эти персонажи дались нам труднее всего”


Радость и Печаль

“Если вы думаете, что такие вещи, как визуализация подсознания, изображение абстрактного мышления и восстановление памяти – довольно трудное дело, представьте себе это же, но только с одним отличием – его нужно сделать понятным для детей. Это действительно непростое дело” – говорит Ронни Дель Кармен.

“Нам пришлось создавать персонажей, которых никто никогда не видел раньше, считайте, с нуля. И сделать так, чтобы их заботило то, о чем они должны заботиться в реальности. Мы поставили перед собой цель: выяснить можем ли мы создать связь между героями в голове маленькой девочки и самой, собственно, девочкой”.

2. “Это был доооолгий процесс”


Все фильмы, включая мультфильмы, делаются в общей сложности год, но “Головоломка” создавалась дольше, чем большинство: Pixar начал работу над мультфильмом в 2009.

“Этот мультик создавала маленькая армия, несущая в себе заряд креатива. Мы искали способы представить идеи моего содиректора, Пита Доктера, родившиеся в его голове” – объясняет Дель Кармен. “Мы объединились и попытались рассказать историю. Мне пришлось делать элементарные зарисовки того, как должны выглядеть герои и мир, в котором они будут жить – такие маленькие-маленькие рисуночки”.

“Потом к нам присоединился художник-постановщик и начал представлять себе весь остальной мир и то, как можно его визуализировать. Мы заполучили арт-директоров и дизайнеров, которые могли выходить за рамки и исследовать, например, как создаются и обрабатываются в голове воспоминания.

Так же аниматоры объясняли нам каждый свой шаг: что они хотят сделать и могут сделать с этими эмоциями. Все эти вещи происходили в синергии в течении длительного периода времени”.

3. “Некоторые созданные персонажи так и не попали в мультфильм”

“Мы нарисовали много персонажей, которые в итоге так и не попали в мультфильм” – показывает рисунки Дель Кармен. “С помощью мозгового штурма мы создали таких персонажей, как Надежда, Гордость и другие эмоции, которые могли бы быть в мультфильме, но не вписались в основную сюжетную линию в итоге”.
Вот концепт-арты для некоторых из этих потерянных персонажей:


“Мы полюбили их всех, но героев, которые приглянулись нам больше, мы сделали работниками “Департамента лиц” и “Департамента имен”. Это были институты, которые мы создали внутри долговременной памяти. Мы знаем, что бывают такие ситуации, когда люди быстро могут распознать лицо человека, но с именами все обстоит хуже. Таким образом, мы создали отдел внутри человеческого разума, отвечающий за лица, а потом отдел, который отвечает за имена. И эти ведомства не сотрудничают друг с другом, они буквально ненавидят друг друга. Вот почему бывает такое, что вы можете вспомнить лицо, но из-за дезорганизации Департамента Имен, вы не можете вспомнить нужное имя” – рассказывает Дель Кармен.

4. “Некоторые персонажи выглядят так, как были созданы изначально”

Хотя аниматоры потратили годы работы над деталями персонажей, некоторые из них в конечном итоге были очень близки к зарисовкам Дель Кармена и Пита Доктера.

“Пит долгое время рисовал Гнев в виде квадрата с негодующими глазами и опущенными уголками рта. Таким выглядел Гнев с самого начала. А потом дизайнеры решили сделать персонажей более конкретными, придать им больше реальности, так сказать”.

Вот мастер-класс Дель Кармена о том, как нарисовать Гнев

5. “Они слишком уставшие для того, чтобы делать сиквел”


Несмотря на то, что многие персонажи и сцены остались на “полу” в монтажной, Дель Кармен отклоняет любые попытки разговора о продолжении мультфильма: “Когда мы создавали мультфильм, мы пытались вписать в него все последовательности и возможные ситуации. Все наши усилия пошли на завершение этой истории и она вышла в мир всего несколько месяцев назад. Пять лет создания мультфильма… Это правда истощает. Так что нам нужно взять перерыв, уйти на каникулы. Я помогаю студии в различных маленьких проектах и мне этого пока что хватает”.

Если вы жаждете снова увидеть персонажей “Головоломки”, предлагаем вам посмотреть короткометражку, выпущенную Disney в августе, которая называется “Первое свидание Райли”.

https://youtu.be/r0qZEkXTGIc

Бонус: еще 5 интересных фактов о “Головоломке”

– По словам Пита Доктера, каждая эмоция была основана на определенном визуальном образе: Радость - на звездочке, Печаль - на слезе, Гнев - на огненном кирпиче, Страх - на натянутом нерве, Брезгливость - на брокколи (несмотря на то что, по признанию Пита, он сам очень любит брокколи).

– Зелёное платье и синие волосы Радости были добавлены для того, чтобы сохранить отличие от героини из мультфильма “Питер Пен” Динь-Динь (хотя такой шаг привел к тому, что в первых статьях в прессе её сравнивали с Мардж Симпсон).

– Художник персонажей Альберт Лозано изначально набросал Печаль в пижаме, полагая, что подавленный человек будет оставаться в постели весь день.

– Шестой персонаж Сюрприз в конечном счете вошел в свойство Страха.

– В первом сне Райли фигурирует говорящая крыса (здесь - мышь) Реми из “Рататуя” (2007). Также в мультфильме появлялись два объекта из мультфильма “ВАЛЛ·И” (2008) - огнетушитель (им Радость тушила подпалённого Гневом Страха) и рваный ботинок (он был в мешке Бинго-Бонго). Одно из воспоминаний Райли - фотография на фоне статуи динозавра в пустыне по дороге в Сан-Франциско. Этот динозавр, скорее всего, - один из героев следующего мультфильма “Хороший динозавр” (2015).

Ч то, если в голове у каждого человека сидят необычные существа, которые отвечают за эмоции? Что если печаль это вечно хмурая толстая неумейка, страх это дерганый клинический идиот, гнев безумен, и если бы не радость, вся эта братия давно бы угробила человека? А в частности молодую девушку, которая переживает переезд в другой город.

Райли - обычная 11-летняя школьница, её поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Эмоции живут в сознании девочки и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми её поступками. Они находятся в мозговом центре Райли. Также здесь копятся все воспоминания девочки за день. Они выглядят как небольшие стеклянные шарики различных цветов, обозначающих эмоцию, с которой связано то или иное воспоминание. В конце дня все они отправляются в специальное хранилище.

Существует несколько базовых воспоминаний, каждое из которых является основой для островков, характеризующих стороны личности Райли. Сначала все эмоции живут дружно, но после того, как девочка с родителями переезжает из родной Миннесоты в Сан-Франциско, привычный мир Райли рушится.

Печаль (вторая базовая эмоция), пытается изменить эмоциональную окраску ярких воспоминаний жизни из Миннесоты. Первичная базовая эмоция Райли - Радость - пытается не допустить этого. В результате конфликта они случайно выпадают из мозгового центра и попадают в долговременную память. Лишившись этих эмоций, Райли впадает в апатию, и в структуре её личности начинаются разрушительные изменения.

В долговременной памяти Радость и Печаль встречают розового котослонодельфина Бинго-Бонго - воображаемого друга Райли из раннего детства, которого она уже стала забывать. Он соглашается помочь им вернуться в мозговой центр. Они проходят через абстрактное мышление, воображение, сны и подсознательные страхи. Всё это сопровождается разрушением почти всех островков личности Райли.

В мозговом центре оставшиеся эмоции тщетно пытаются управлять жизнью Райли, но под их влиянием девочка не может справиться с жизненными ситуациями, ссорится с родителями и подругой и вдобавок бросает своё увлечение хоккеем. В конечном итоге, под управлением Гнева, она принимает решение сбежать в родную Миннесоту.

Радость и Бинго-Бонго попадают в пропасть забвения, куда выбрасываются все воспоминания, утратившие со временем эмоциональную окраску. Там эти воспоминания окончательно развеиваются. Бинго-Бонго жертвует собой, чтобы помочь Радости выбраться из пропасти.

В то же время Радость, прежде считавшая себя важнейшей эмоцией, осознаёт, что невозможно управлять сложной жизнью человека в одиночку, и мирится с Печалью (тогда же выясняется и роль Печали - утешать Райли после неудач). Вернувшись в мозговой центр, Радость и Печаль восстанавливают с помощью глубинных воспоминаний структуру личности, в результате чего Райли, сбежавшая было из дома, возвращается обратно, мирится с родителями и налаживает свою жизнь.

…С момента тех событий прошёл год. Личность Райли становится сложнее и богаче, а воспоминания из однозначно одноцветных превращаются в разноцветные и приобретают оттенки благодаря тому, что каждая из эмоций теперь работает в паре с другой. В головном отделе устанавливают новый пульт управления в связи со вступлением девочки в переходный возраст.

В конце фильма демонстрируются эмоции остальных людей, а также животных.

Настоящее Соглашение заключается между ИП Смыгин Константин Игоревич, именуемым в дальнейшем «Администрация Сервиса» и любым лицом, становящимся пользователем при регистрации на сайте Сервиса http://сайт/ (далее — Сервис), в дальнейшем именуемым «Пользователь», вместе по тексту Соглашения именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.2. По окончании работы с Сервисом Пользователь самостоятельно осуществляет завершение работы под своей учетной записью путем нажатия кнопки «Выйти».

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.8. Пользователь имеет право внести денежную сумму, равную сумме подписки на тот или иной календарный период, для последующего использования Платных услуг Сервиса.С тарифами на Платные услуги Сервиса пользователь может ознакомиться по адресу: http://сайт/subscription/

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Сервис предоставляется Пользователю «как есть» в соответствии с общепринятым в международной практике принципом. Это означает, что за проблемы, возникающие в процессе обновления, поддержки и эксплуатации Сервиса (в т. ч. проблемы совместимости с другими программными продуктами, а также несоответствия результатов использования Сервиса ожиданиям Пользователя и т.п.), Администрация Сервиса ответственности не несет.

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

  • заключает настоящий договор добровольно;
  • ознакомился со всеми условиями настоящего договора;
  • полностью понимает и подтверждает предмет оферты и договора;
  • обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для заключения и исполнения настоящего договора.

Новый мультфильм студии Pixar штурмует кинотеатры мира и показывает неплохие результаты. Если вы уже посмотрели его, то знаете, о чем идет речь. А я решила задать несколько вопросов психологу, чтобы разобраться, насколько точно изображены сложные процессы, затрагивающие наше поведение.

Психолог и гештальт-терапевт Ольга Губочкина из Санкт-Петербурга терпеливо и развернуто ответила мне, за что ей огромное спасибо! Ну а вам, возможно, захочется еще лучше понять этот мультфильм - ровно как и самих себя.

В «Головоломке» девочкой Райли управляют пять эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Отвращение. Несмотря на наличие Родительского острова, острова Веселья, поезда мыслей и т.д., по сути, эта пятерка заправляет поведением Райли, находясь в центре управления. Можно ли сказать, что на наши действия влияют только эмоции?

В каком-то смысле да. Эмоции - феномен психофизиологический, у нас просто нет возможности выбирать: проживать какую-то эмоцию или нет, она возникает непроизвольно. Мы можем корректировать дальнейшее развитие эмоции в том смысле, что решаем: в каком объеме её переживать, в каком виде ее демонстрировать, понимая, что у среды будет на нее какой-то отклик. Кэррол Изард, один из тех, кто составлял список базовых эмоций (кстати, по его классификации их 11), писал о том, что конкретная эмоция побуждает к конкретной активности, и именно это является признаком того, что эмоция организует мышление и деятельность. Также эмоции сильно влияют на наше восприятие. Влюбленный, например, человек склонен видеть мир и людей в намного более положительном свете, чем тот, кто только что расстался.

Воспоминания из подкорки - которые на самом деле core memories, то есть основные воспоминания, действительно так сильно влияют на нас?

Не сами по себе воспоминания, а их характер действительно влияет на жизненный сценарий, который выбирает человек. Влияет, в конечном счете, на качество жизни, ведь то, как человек выстраивает отношения с окружающими, само его поведение, привычные способы эмоционального реагирования и т.д. почти всегда берут свое начало в прошлом. В повседневной работе психотерапевта много времени уделяется реконструкции отдаленных участков жизни человека с тем, чтобы в дне сегодняшнем, с помощью ресурсов, которые есть прямо сейчас, найти возможность изменить тот фрагмент, который некачественно влияет на бытие.

Что происходит с человеком, если из его головы «выпадают» Радость и Печаль?

О, это интересно. Райли из «Головоломки» проживает это состояние. Отсутствие возможности нормально печалиться, оплакивать, причем, неважно что: потерю любимого шарфика, смерть близкого или, как в фильме - переезд в новую, незнакомую среду, приводит к тому, что человек не в состоянии сохранить целостность своего организма. Грусть, скорбь помогают завершить отношения. С потерянным шарфиком, ушедшим близким, покинутым домом. Если этот процесс пройден корректно, то появляются силы принять новую реальность. В фильме это здорово показано, когда за пульт встает Печаль и девочка возвращает себе возможность чувствовать. Она плачет, заканчивает отношения с прошлой жизнью, даже, я бы сказала, с детством, и только после этого обращается лицом к новому.

С радостью все тоже не просто. Если мы придерживаемся теории о базовых эмоциях, то, значит, разделяем идею о том, что все остальные эмоции - составные. Например, испытывать благодарность без радости было бы невозможно, т.к. первая как раз составная. Поэтому, без радости пропал бы целый ряд важнейших эмоций. Социальная функция радости вообще неизмерима: без радости было бы невозможно сформировать привязанность, доверие к другому, поддерживать контакт. Среди гештальтистов есть идея о том, что радость обеспечивает процесс передачи некоторой ценной внутренней собственности человека среде. Если говорить о биологической функции радости, то она, в том числе, восполняет затраченную на что-либо энергию.

По сути Райли, переехав в Сан-Франциско, начинает испытывать депрессию - у нее все валится из рук, она постоянно грустит и не видит радости в жизни. Но потом все проходит, когда в центр управления возвращаются Радость и Печаль. Что вообще хотели показать кинематографисты?

Да, Райли не дошла до депрессии, которая является уже определенным психическим неблагополучием. Можно сказать, что у девочки было субдепрессивное состояние, все-таки она сохраняла физическую активность, принимала решения, следовала поставленным новым целям. При клинической картине депрессии все это почти невозможные вещи. У Райли произошла потеря понятных жизненных координат - отношения в семье, дружба, жизнеобразующее увлечение хоккеем. Насколько я помню, переезд семьи из Миннесоты в Калифорнию случился «вдруг». При таком событии родители должны были уделить много внимания тому, что ее ждет, что она оставляет, что в этом печального и что хорошего. Тогда переход из одной главы жизни в другой произошел бы для ребенка плавнее.

Воображаемый друг Бинго-Бонго, который отвечает за самую слезливую сцену в фильме, как и многие воображаемые друзья, плод западных сценаристов. Почему-то в нашей культуре не слышно про воображаемых друзей. Почему?

В культуре - да, навскидку вспоминается разве что «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля. Чудесный Корней Чуковский как раз об этом хорошо рассказывает в своей «От двух до пяти». Он хотел подарить отдыхающим больным детям книги, среди которых был «Гулливер», «Мюнхаузен», «Конек-Горбунок», а ему сказали, что пролетарским детям такого не надо. Им бы про радио и дизель. Думаю, традиция откуда-то отсюда идет. А дальше, я фантазирую, как эти дети выросли, и родили своих детей, и уже сами не смогли объяснить, что плохого в сказках и воображаемых мирах, но на всякий случай не приветствовали такие проявления. А дети очень чувствительны, и вот уже они понимают, что лучше бы не рассказывать родителям про такого друга. Если же присутствие воображаемого товарища становится в семье явным, в кабинет психолога такие родители приходят в ужасе. Некоторые всерьез высказывают мысли о том, что их ребенок сошел с ума. Приходится вступать, порой, в довольно тяжелые переговоры о том, что с ребенком почти все в порядке, а появившийся друг - симптом каких-то происходящих процессов в семье.

Я читала, что ребенок выдумывает воображаемых друзей только когда ему плохо - значит ли это, что Райли была несчастна в детстве?

Не совсем так. Воображаемые друзья возникают в жизни ребенка не только при неблагоприятных обстоятельствах. Чрезвычайно богатое воображение малыша 3х-5ти лет, которое не находит себе приложения в реальной жизни, тоже может привести к появлению таких спутников. Мне кажется, это как раз случай Райли. Всё-таки в мультфильме настойчиво показывают хорошее отношение родителей к девочке - они любят ее, занимаются ее жизнью. Но, возможно, жизнь в Миннесоте слишком однообразна. Детям с ярким воображением такие друзья позволяют снять напряжение скуки и рутины.

Обратила ли ты внимание, что в центре управления мамы за пультом все женщины, а главной является Печаль? У отца все эмоции - мужчины. У мальчика, с которым столкнулась Райли на хоккее, в голове паникуют эмоции-мальчишки. Почему у Райли эмоции не похожи на нее и разного пола? Может ли это быть связано с тем, что до 11 лет дети не определяются в гендерном плане?

Да, я тоже отметила этот момент. Если предположить, что твоя интерпретация верна, и Райли в 11 лет еще пока не определилась со своей половой идентичностью, то можно сказать, что у девочки существуют трудности с этим вопросом. В норме, примерно к 7 годам дети уже хорошо дифференцируют половые роли, выбирают определенные игры, играют с однополовыми сверстниками и так далее. Кстати, ее успехи в хоккее можно объяснить этим же: отсутствие привязки себя к «слабому полу» даёт определенную свободу в восприятии себя как бойца, как человека, способного на агрессивное поведение. Интересно пофантазировать, к каким сложностям приведет такое «неопределившееся» состояние Райли в подростковом возрасте, и дальше, когда она вырастет.

Еще я думаю о том, что у мамы Райли главная за пультом Печаль, а у папы - Гнев, кажется, и тогда сколько же они сил и любви вложили в дочь, что за ее пультом верховодит Радость. Поскольку существует фактор генетических задатков человека в поле эмоций, у Райли должны были возглавлять пульт мамина Печаль или папин Гнев. Ее родители совершили просто родительский подвиг, дав возможность девочке пережить в младенчестве и раннем детстве личный опыт, расширивший ее эмоциональные возможности.

На поезде мыслей Радость сбивает коробки с ФАКТАМИ и МНЕНИЯМИ и замечает, что они очень похожи. Есть ли в этом правда?

«Их никто не различает», так, кажется, в мультфильме. Мнение может включать в себя факты, и тогда есть возможность принять одно за другое. На самом деле, мнение всегда включает в себя субъективные ценности и эмоционально окрашено. Оперируя одним и тем же фактом, два человека могут предъявлять два разнополюсных мнения.

Не показалось ли тебе странным, что мать и отец показаны как нормальные, любящие супруги, но в сцене с обедом, выясняется, что мать мечтает о бразильском летчике, а отец ее вообще не слушает? Мне видится в этом какой-то диссонанс.

Нет, мне это как раз показалось очень человеческим, а то они такие идеальные в мультфильме! Ну кто способен быть включенным в то, что говорит партнер 24 часа в сутки 7 дней в неделю? Никто. Вот и папа Райли отключился, тем более что у него проблемы на работе. Ему, если хочешь, полезно отключаться, чтобы не выключиться совсем. А мама с ее бразильским летчиком, допустим, таким образом поддерживает свою сексуальную жизнь в живом и удовлетворяющем ее виде. Если этот горячий парень присутствует в ее фантазиях, основанных на воспоминании о нем, и помогает ей поддерживать образ себя как привлекательной дамы, что здесь плохого?

Показанные «Острова», отвечающие за разные аспекты личности девочки, что стоит за ними в реальности?

Мне показалось, что эти острова похожи на систему ценностей Райли. Семья, подруга, занятия хоккеем, честность и веселье - тот мир, в котором она существует. Маловато для одиннадцатилетнего предподростка, но, возможно, достаточно для той культурной среды, в которой находится Райли. Ведь, как мы видим, живет она вполне счастливо до известных событий, хорошо адаптирована, реализуется. А когда система начинает испытывать нагрузку, то ожидаемо трансформируется, в том числе через разрушение старых паттернов. Это вполне жизнеспособное описание того что называется формированием системы ценностей.

Все воспоминания за день действительно перемещаются в долговременную память?

Нет, не все. Зачем тебе запоминать, да еще и загружать в долговременную память номер телефона троюродной тетки бывшего мужа, если все, что вам было нужно обсудить, это рецепт ее чудесных блинчиков, которыми она вас угощала, когда вы приезжали к ней в Поповку семь лет назад?

Радость производит впечатление девушки с серьезным неврозом и, как показывает опрос детей, несколько раздражает своим энтузиазмом. Как думаешь, почему?

Не поняла вопроса. Если он о том, почему Радость раздражает детей, то интересно, какого возраста опрашивались дети? Шестилетние, да даже десятилетние могли не охватить эту идею - что каждая эмоция ведет себя очень точным для себя образом. И тогда как прикажешь изображать эту самую Радость, которая именно что должна подпрыгивать от своих замечательных предложений? Если же смотреть на нее как на комплексную сущность, тогда да, она выглядит маниакально. В жизни люди, намеренно или по нездоровью выставляющие такой свой образ окружающим, действительно зачастую вызывают агрессию.

Не кажется ли тебе, что фильм довольно трудный для восприятия детей до 11 лет?

Частично я в предыдущем вопросе об этом говорю. Добавлю, что если говорить о сюжете фильма, то да, думаю 6+ это не совсем реальная цифра, она о том, что мультфильм продвигают хорошие маркетологи.

В чем ты видишь главный смысл фильма, как психолог?

Как специалист, я вижу целый ряд упрощений относительно того, как функционирует мозг, но я рада, что в формате мультфильма все же достигается определенная просветительская задача. Дети, да и какая-то часть взрослых после него узнают, что есть такие эмоции, что они вот называются и вот так примерно выглядят в поведении. Ты не поверишь, как часто на терапию или консультацию приходят люди, которые не могут назвать ни одной из них, не ориентируются в том, что с ними происходит. Невероятно, на факт. Также ценным мне кажется то, как показан весь путь от фрустрации Райли через субдепрессивное состояние с обесчувствливанием к возвращению к жизни. Мне очень понравился этот акцент на идее о том, что необходимо восстановить целостность себя, прожить все недостающие фрагменты, эмоции, и тогда можно снова ожить и продолжить путь.

А как мать?

Как мать я полностью приветствую более здоровых детей в окружении своего ребенка. А человек, хорошо ориентирующийся в собственных чувствах, однозначно более здоров, чем тот, кто слабо понимает, что с ним происходит.

Главными персонажами в мультфильме "Головоломка" будут эмоции девочки Райли (нам покажут и эмоции других людей, но эмоции Райли будут самыми важными). Этот мультфильм в целом будет посвящен роли эмоций в нашей жизни, тому насколько они важны и как ими можно управлять.


Радость
Главная цель Радости - чтобы Райли оставалась счастливой в любой ситуации. Она беззаботна, оптимистична, и решительно находит хорошее в любой ситуации. Радость видит в жизненных трудностях Райли возможности (научится чему-то новому, изменится к лучшему...), она верит что все пути приводят к чему-то лучшему. Пока счастлива Райли, счастлива Радость.


Страх
Страх отвечает за безопасность Райли. Он всегда изучает обстановку на предмет потенциальных опасностей и угроз. В жизни Райли есть совсем мало занятий, которые Страх считает безопасными и не приводящими к фатальным катастрофам.


Гнев
Гнев всей душой ратует за справедливость во всем, что касается Райли. У него вспыльчивый характер и буквально может воспламеняться когда дела идут не по плану. Порой он реагирует слишком быстро и у него нет ни капли терпения.


Брезгливость
Брезгливость очень упряма, очень честна и помогает Райли избежать отравлений, как физических так и "социальных". Она держит под контролем людей, места и вещи, с которыми Райли входит в контакт - будь то брокколи в пицце или прошлогодняя мода. Брезгливость всегда действует с лучшими намерениями и держит планку своих стандартов очень высоко.


Печаль
Никто из других эмоций так до конца и не понимает какую роль играет Печаль и зачем она нужна. Печаль хотела бы тоже помогать остальным делать Райли счастливой, но ей очень сложно думать позитивно. Иногда ей больше нравится просто лечь на пол и как следует поплакать.