Карл иванович росси и его работы. Краткая биография карла росси. Карьера Росси после смерти Павла I

Когда говорим о красоте Петербурга, то чаще всего вспоминаем Дворцовую площадь, площадь Искусств, площадь Декабристов (Сенатскую), ансамбль площади Островского, улицу Зодчего Росси. Именно здесь мы ощущаем неповторимый архитектурный облик Петербурга. Все эти архитектурные ансамбли созданы выдающимся петербургским архитектором Карлом Ивановичем Росси.

Росси родился в 1777 году в артистической семье, где любили и почитали искусство. Его родители - прославленная в Европе балетная пара - были приглашены в Петербург, где нашли свою вторую родину. Проживала семья в Павловске. С юных лет Карл Росси учился у архитектора В. Бренны. В те времена Бренна работал в Павловске под руководством Ч. Камерона и в Гатчине у В. Баженова. Молодой Росси непосредственно на практике соприкасался с творчеством ведущих мастеров того времени, учился у них. Он внимательно присматривался к творениям ведущих зодчих, старался проникнуть в тайны их мастерства. Так в кругу лучших мастеров, непосредственно участвуя в чрезвычайно ответственных работах, Росси получал практическое художественное и архитектурное образование.

В 1796 году, вскоре после восшествия на престол Павла I, Бренна становится первым архитектором императорского двора и ему поручаются все более ответственные работы, а самое главное - строительство новой императорской резиденции - Михайловского замка. В столь крупных работах Бренна, конечно, не мог обойтись без своего талантливого ученика. По просьбе Бренны молодого Росси приняли на службу в Кабинет - учреждение, которое ведало строительством и ремонтом всех правительственных зданий и дворцов. 30 декабря 1796 г. специальным указом Росси зачислен в Кабинет «с чином губернского секретаря и состоянием при архитекторе Бренна помощником». Вскоре ему было присвоено звание «архитектурного помощника» с удвоением денежного оклада. Однако не только поддержка Бренны, а прежде всего талант и огромное трудолюбие, которое отмечали все современники, проложили молодому архитектору дорогу в жизни. Точно не известно, чем конкретно Росси занимался на строительстве Михайловского замка, но участие его в строительстве сомнению не подлежит.

После смерти Павла I Бренна получает отставку. Вместе с ним из Кабинета увольняют и его помощника Росси. Однако уже через неделю его снова зачисляют в штат Кабинета и спустя некоторое время увеличивают денежное содержание. В 1802 году Бренна уезжает за границу. Вместе с ним для совершенствования образования едет и Росси. За границей Росси посетил ряд европейских стран, был в Париже, успешно занимался во Флорентийской академии в Италии, изучал величественную архитектуру Древнего Рима и эпохи Возрождения, а также теоретические трактаты зодчих того времени. В 1805 году молодой архитектор возвращается в Петербург. Он полон творческих сил, мечтает о произведениях монументальных и грандиозных.
В марте 1806 году Карлу Ивановичу присваивают звание архитектора и увеличивают оклад до 2000 рублей. Но, несмотря на официальное признание его талантов, сколь-либо ответственных работ в столице ему не поручают. Росси успешно проектирует и строит здание театра на Арбатской площади в Москве, и вскоре его переводят в бывшую столицу. В Москве тридцатилетний Росси начинает самостоятельную практическую архитектурную деятельность. Там сразу оценили талантливого и трудолюбивого молодого зодчего, и вскоре его так характеризуют высшему начальству: «по вкусу своему и прилежанию он обещает со временем быть лучшим архитектором в России». В Москве Росси становится ведущим зодчим. Именно там он приобретает первый практический опыт градостроительных преобразований. К сожалению, ни одно из сооружений не сохранилось - все они пострадали или были уничтожены во время пожара Москвы в 1812 году.

В начале 1809 года Росси поручают реконструкцию путевого дворца в Твери, и он на несколько лет переезжает в этот губернский город. Переделка дворца была связана с переездом в Тверь сестры Александра I Екатерины Павловны, вышедшей замуж за принца Ольденбургского, который был назначен Тверским, Новгородским и Ярославским генерал-губернатором. Став административным центром трех губерний и местом обитания членов царской семьи, город обретает новую жизнь, а в его архитектурной биографии наступает период расцвета, связанный с творчеством Росси.

Одновременно со строительством в Твери Росси выполняет работы для Ярославля, Рыбинска и других городов.
Началась Отечественная война 1812 года. Все силы страны были направлены на борьбу с Наполеоном. троительство прекратилось практически повсюду. В 1814 году Росси возвращается в Петербург. Но именно в Твери он сформировался как мастер градостроительного искусства. А в Петербурге талант зодчего заблистал в полную силу.

Петербург 1814 года - это столица могущественного государства, победившего наполеоновскую армию. С триумфом возвращаются из Парижа русские войска. В городе и пригородах начинается бурное строительство, возводятся новые общественные и административные здания, строятся и реконструируются дворцы для членов императорской семьи. Росси принял самое деятельное участие в этих работах, а затем и возглавил их. 1816-1832 годах - самый блестящий и необычайно плодотворный период деятельности зодчего, период, когда им были созданы все наиболее известные его творения, вошедшие в золотую сокровищницу русской и мировой архитектуры и принесшие Росси заслуженную славу. В 1816 году он становится первым придворным архитектором, а вскоре членом организованного тогда Комитета строений и гидравлических работ.

Этот Комитет определял всю архитектурно-градостроительную политику Петербурга, его еще называли «Комитетом красоты». Росси стал там признанным лидером. Ему поручают наиболее ответственные работы. Именно он реконструирует и отделывает крупнейшие дворцы, создает новые дворцово-парковые комплексы. Он возводит многочисленные постройки в парке Павловска, жилые и казенные дома в этом городе, отделывает ряд помещений Павловского дворца, работает также в Гатчине и Ораниенбауме.

В Петербурге реконструирует усадьбу Аничкова дворца, строит там служебные корпуса и павильоны, реконструирует сам дворец и отделывает его интерьеры. С блестящим мастерством отделывает Росси интерьеры Зимнего дворца, в том числе и знаменитую Военную галерею 1812 года. Он создает удивительной красоты дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове. Восхищение вызывает созданный архитектором ансамбль Михайловского дворца.

Зодчий реконструирует Дворцовую площадь, превратив ее в одну из красивейших в мире, преображает Сенатскую, создает Суворовскую и Румянцевскую площади. Росси строит и крупнейшие административные здания северной столицы: здание Главного штаба и министерства иностранных дел и финансов с его знаменитой Триумфальной аркой - памятником Отечественной войны 1812 года, министерства внутренних дел и народного образования, проектирует здания Сената и Синода. Росси создает уникальный театральный ансамбль площади Александрийского театра, включающего здание Публичной библиотеки (сейчас Российская национальная библиотека) - ныне площадь Островского.

Росси реконструирует территорию Михайловского замка, его Манеж и службы, превратив замкнутый в себе комплекс в прекрасный, открытый городу ансамбль. Он проектирует единую архитектурную застройку целых улиц и площадей, возводит много сооружений. Работы у архитектора так много, что он отклоняет предложение участвовать в конкурсе на проект храма Христа Спасителя в Москве.

Честность, принципиальность и бескорыстие Росси были общеизвестны. Ему доверялись огромные суммы на строительство, которыми Карл Иванович лично распоряжался. И никогда он не стремился извлечь из этого выгоду для себя. Более шестидесяти миллионов рублей - невиданная по тем временам сумма - прошло через его руки, и ни один рубль из этой суммы не стал источником его обогащения. Громадные заказы были предметом зависти, и против Росси всегда плелись интриги. Это было одной из причин того, что талантом и трудолюбием архитектора широко пользовались, но продвигать его не стремились, и официальная оценка заслуг Росси совершенно не соответствовала его заслугам. Росси до последних дней оставался в невысокой должности коллежского советника, коим был еще в Твери. В 1822 году Флорентийская академия присвоила Росси звание профессора, но ни академиком, ни профессором русской императорской Академии художеств ведущего зодчего Петербурга так и не сделали. Но Росси к этому и не стремился. Главным делом его жизни была архитектура.

Денег Росси всегда не хватало, у него была большая семья, на ее содержание уходило все заработанное. Более того, несмотря на обилие заказов архитектор всегда находился в долгах. Мечта Росси построить свой дом, иметь своегнездо так и не сбылась. На ее воплощение всегда не хватало ни времени, ни денег.
Интриги и недоброжелатели сделали свое дело. В 1832 году, в самом расцвете своей творческой карьеры, но изнуренный напряженной работой, конфликтами с начальством и давнишней болезнью, чувствуя невозможность продолжать работу в создавшихся невыносимых условиях, Росси подает в отставку. Отставка знаменитого зодчего была принята без возражений, и архитектор был официально «уволен от всех занятий».
Никогда не прося ничего для себя, Росси не забывал о людях, которые с ним работали, и всегда старался, чтобы их заслуги были оценены.

После выхода в отставку Росси продолжает работать. Он создает проект застройки Михайловской улицы, раскрывающей ансамбль площади к Невскому проспекту. Официально уволенный, он привлекается как эксперт в различные комиссии, занимается ремонтом Таврического дворца. В 1849 году зодчему поручают ремонт построенного им же Александрийского театра. Работы уже завершались, когда Росси, заразившись холерой, свирепствовавшей тогда в Петербурге, заболел и скончался. Это случилось 6 апреля 1849 года. Денег на похороны у семьи знаменитого архитектора не было. Пришлось обратиться за государственным пособием. Только после длительных хлопот несовершеннолетним детям архитектора, которые остались без средств к существованию, была назначена пенсия. Похоронен Росси на Волковском кладбище. В 1940 году его прах был перенесен в музей-некрополь Александро-Невской лавры.

Любил он простоту и линий постоянство,
Взыскательной служил и точной красоте,
Столице севера дал пышное убранство,
Был славой вознесен и умер в нищете.
Всеволод Рождественский

РОССИ, КАРЛО (Карл Иванович) (Rossi, Carlo di Giovanni) (1775–1849), архитектор, крупнейший зодчий русского ампира. Родился в Петербурге 18 (29) декабря 1775; был сыном итальянской балерины Г.Росси. Постигал архитектуру на практике, работая под началом В.Ф.Бренны, своего учителя и многолетнего друга. С 1796 был его помощником на строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1803–1804 учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества» (1806), а в 1809 – «Кремлевской экспедиции» в Москве. Из московских произведений зодчего (неоготические Екатерининская церковь и надстройка кремлевской Никольской башни, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери, выстроенный М.Ф.Казаковым (1763), отделав его великолепным внутренним декором. В эти годы интенсивно работал, совершенствуя свой дар зодчего-градостроителя, не только в Твери, но и в малых городах губернии (Бежецк, Кашин, Старица, Торжок), проектируя много зданий разнообразного назначения, занимаясь планировкой в целом.

В 1815 возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Росси внес важный вклад в украшение Павловска (деревня Глазово с домами в виде народных изб, библиотека дворца и другие постройки 1815–1826, в большинстве своем, однако, до нас не дошедшие), создал замечательный архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове (1818–1822), – с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами. Но главной сферой его творческой деятельности стала собственно городская, а не природная среда. Во многом именно благодаря Росси Петербург к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись из столицы в ряду прочих европейских столиц в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, оптимально выразили это имперское величие.

В 1819 Росси полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом (значительно обновленным им в 1818–1827 и изнутри; правда, из интерьеров сохранилась лишь Военная галерея 1812 года, восстановленная после пожара 1837 В.П.Стасовым). На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы – между Невским проспектом и Марсовым полем – послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819–1825; ныне – Русский музей). Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца, спроектировав ритмически соразмерную ему площадь, окружение же Марсового поля, куда обращен другой фасад, также было радикально перепланировано. Наиболее грандиозный из ансамблей Росси имеет своим началом перестройку Аничковой усадьбы (1816–1818); преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828–1834 Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами; с городом театр и улицу связали площади Театральная и Чернышева. Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829–1834 архитектором А.Е.Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, – тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской).

Творениям Росси – помимо их градостроительного значения – присуща и удивительная декоративная цельность: как в мощных, строго продуманных архитектурных акцентах экстерьеров с их мощными колоннами и рустовкой, а также скульптурным убранством (с Росси сотрудничали ваятели В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов, исполнившие скульптурный декор арки Главного штаба и Александринского театра), так и во внутреннем дизайне. Порою сам Росси – как это было в Белоколонном зале Михайловского дворца – рисовал эскизы интерьерных росписей и рельефов, мебели и осветительных приборов, тем самым добиваясь характерной для ампира универсальной цельности стиля.

Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Позднее ему дали лишь один значительный заказ – по перестройке зрительного зала Александринского театра.

Росси Карл Иванович - (Карл Иванович) (Rossi, Carlo di Giovanni) (1775–1849), архитектор, крупнейший зодчий русского ампира. Родился в Петербурге 18 (29) декабря 1775; был сыном итальянской балерины Г.Росси.

Постигал архитектуру на практике, работая под началом В.Ф.Бренны, своего учителя и многолетнего друга. С 1796 был его помощником на строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1803–1804 учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества» (1806), а в 1809 – «Кремлевской экспедиции» в Москве. Из московских произведений зодчего (неоготические Екатерининская церковь и надстройка кремлевской Никольской башни, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось.

Любил он простоту и линий постоянство,
Взыскательной служил и точной красоте,
Столице севера дал пышное убранство,
Был славой вознесен и умер в нищете. (В. Рождественский о Росси)

Росси Карл Иванович

В 1809 обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери, выстроенный М.Ф.Казаковым (1763), отделав его великолепным внутренним декором. В эти годы интенсивно работал, совершенствуя свой дар зодчего-градостроителя, не только в Твери, но и в малых городах губернии (Бежецк, Кашин, Старица, Торжок), проектируя много зданий разнообразного назначения, занимаясь планировкой в целом.

В 1815 возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Росси внес важный вклад в украшение Павловска (деревня Глазово с домами в виде народных изб, библиотека дворца и другие постройки 1815–1826, в большинстве своем, однако, до нас не дошедшие), создал замечательный архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове (1818–1822), – с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами. Но главной сферой его творческой деятельности стала собственно городская, а не природная среда.

Во многом именно благодаря Росси Петербург к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись из столицы в ряду прочих европейских столиц в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, оптимально выразили это имперское величие.

В 1819 Росси полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом (значительно обновленным им в 1818–1827 и изнутри; правда, из интерьеров сохранилась лишь Военная галерея 1812 года, восстановленная после пожара 1837 В.П.Стасовым). На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы – между Невским проспектом и Марсовым полем – послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819–1825; ныне – Русский музей).

Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца, спроектировав ритмически соразмерную ему площадь, окружение же Марсового поля, куда обращен другой фасад, также было радикально перепланировано. Наиболее грандиозный из ансамблей Росси имеет своим началом перестройку Аничковой усадьбы (1816–1818); преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828–1834 Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами; с городом театр и улицу связали площади Театральная и Чернышева.

Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829–1834 архитектором А.Е.Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, – тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской).

Творениям Росси – помимо их градостроительного значения – присуща и удивительная декоративная цельность: как в мощных, строго продуманных архитектурных акцентах экстерьеров с их мощными колоннами и рустовкой, а также скульптурным убранством (с Росси сотрудничали ваятели В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов, исполнившие скульптурный декор арки Главного штаба и Александринского театра), так и во внутреннем дизайне. Порою сам Росси – как это было в Белоколонном зале Михайловского дворца – рисовал эскизы интерьерных росписей и рельефов, мебели и осветительных приборов, тем самым добиваясь характерной для ампира универсальной цельности стиля.

Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Позднее ему дали лишь один значительный заказ – по перестройке зрительного зала Александринского театра.

Карл Иванович Росси - фото

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 29 декабря 1775 года в Неаполе. Его мама - госпожа Гертруда Росси, родом из Мюнхена. Искусству танца начала обучаться в Неаполе в Королевском театре, там у неё родился сын Карл. Сослуживец Карла Росси Вигель писал о знаменитой балерине Гертруде Росси : «Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре».

Архитектор Карл Росси, автопортрет

Отчим Карла Росси, Шарль Ле Пик - выдающийся балетный танцор, в 1787 был приглашен в Санкт-Петербург, куда он и прибыл со своей семьей: женой Гертрудой Росси и ее сыном. Для творчества Шарля Ле Пика были характерны постановки медленных адажио, в аллегро которых он вносил прыжки с заносками и пируэты — это все то, что вошло в практику русского балетного исполнительского искусства. В 1799 Шарль . Ле Пик был отстранен от должности главного балетмейстера. Он служил на императорской сцене, как танцовщик, преподавал французскую манеру танца в петербургской театральной школе и в крепостном театре Шереметева. В конце жизни Ле Пик неоднократно ставил дворцовые празднества при дворе Екатерины II. В Петербурге он оставался до конца своих дней, там же и скончался. Шарль Ле Пик подготовил и открыл путь Шарлю Дидло - выдающийся французский хореограф , занявший пост главного балетмейстера императорских театров в 1801 .



С детства Карл был связан с миром искусств. Обучался он у архитектора Винченцо Бренна, работая у него чертежником . В 1795 Росси поступил на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса. В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает на два года в Италию.
В 1806 Росси стал архитектором Кабинета. Однако сначала он получает работу не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений его (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади ) практически ничего не сохранилось. В 1809 Карл Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины II в Твери.



В 1815 Карл Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818).

Беггров К. П. Елагин дворец 1823

Главной сферой архитектурной деятельности Росси стало создание городских ансамблей. во многом благодаря ему Петербург центр гигантской империи, гордой победами над Наполеоном, обрёл новое лицо.

10 июля 1818 Росси награждили орденом Святой Анны 2-й степени. В это время у архитектора и Анны Больцини родился первенец — сын Александр.

Весной 1819 Карл Росси получил задание — подготовить чертежи и рисунки будущих строений на Дворцовой площади. 15 марта 1820 был создан комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Архитектор приступил к созданию двух величественных корпусов здания Главного штаба и арки между ними.



К началу 1820-х годов Карл Росси стал самым высокооплачиваемым архитектором в Петербурге. Его жалование составляло 15 000 рублей в год. Это позволяло не держать собственных лошадей, а брать наёмных по 300 рублей за четвёрку вороных. Архитектор, благодаря матери, любил театр. Росси нравилось творчество таких балерин как Евгения Колосова, Авдотья Истомина. Вторая танцевала в паре с Огюстом Пуаро, супругой которого была Мари — сестра архитектора. У Мари Пуаро в театре была своя ложа, которой часто пользвался Карл.

В 1820 или 1821 году Анна Больцини скончалась, так как 10 июня 1822 у Карла Росси появился сын Лев от шведки Софьи Елены Андерсон. 29 мая 1824 архитектор подал прошение на усыновление трёх внебрачных сыновей, рождённых Анной. Кроме первого сына Александра, она родила ему Михаила, Карла и дочь Зинаиду.

В 1822 Академия художеств избрала Карла Росси в Почётные вольные Общники.

Государственный Русский Музей - проект Карла Росси

Карл Иванович Росси был самым выдающимся архитектором ампира в России . Он буквально преобразил П етербург, создав в нем ансамбли, до сих пор поражающие своим величием и размахом. Все его работы отличались массивностью форм и многочисленным декором, что в то время смотрелось богато и изящно. Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде.

Михайловский дворец - архитектор Карл Росси

Императрица Елизавета утвердила указом 1830 года создание в Петербурге «специального учреждения, предназначенного для показа комедий и трагедий». С этого времени начинается история профессионального русского театра и начинает развиваться государственная система театрального дела в России. Название театр получил в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны . Пушкинским его называют уже в 1937, в знак столетия, прошедшего со дня гибели Пушкина. Карл Иванович Росси предложил в строившемся по его проекту Александрийском театре применить металлические фермы. Авторитетные эксперты засомневались в их прочности. Росси был абсолютно уверен в правильности своего предложения, однако научно доказать свою правоту в то время не мог. Пришлось письменно заверить министра двора в надежности конструкций. Если бы "произошло какое-либо несчастье, - писал Росси, - то в пример для других пусть тотчас же повесятменя на одной из стропил".



Последней крупной работой - здания Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) - Росси в 1829-34 завершил формирование Сенатской площади. П етербургские ансамбли Росси, о тличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений составили вершину градостроительного искусства русского классицизма. Для творчества Росси, одного из создателей русского ампира, характерны широта в решении архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений отражал патриотические идеи величия России - победительницы в Отечественной войне 1812. Росси также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде - колокольню Юрьева монастыря (1838-41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена Стасовым).



Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
Карл Росси умер 18 апреля 1849 в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.


Памятная серебряная монета из серии «Архитектурные шедевры России» номиналом 25 рублей - «Архитектурный ансамбль улицы Зодчего Росси, г. Санкт-Петербург (архитектор К.И. Росси)» выпущена Банком России 24 июня 2013 года.

Архитектор; род. в 1775 г., умер 6 го апреля 1849 г. Биография этого выдающегося строителя стольких замечательных Петербургских зданий очень мало известна. Мы знаем только, что он занимал должность главного архитектора при строениях Кабинета Его… … Большая биографическая энциклопедия

- (1775 1849), русский архитектор. Представитель позднего классицизма. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802 03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806… … Художественная энциклопедия

Росси Карл Иванович - (1775—1849), архитектор; крупнейший представитель ампира. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802—03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стеклянный и фарфоровый заводы в Петербурге, с 1806 архитектор… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Русский архитектор, представитель позднего классицизма. Рос в артистической среде (мать ‒ итальянская балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником архитектор В. Ф. Бренны, в 1802‒03 учился в… … Большая советская энциклопедия

- (1775 1849) российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (б. Михайловский дворец, 1819 25) с пл. Искусств и ул. Бродского перед ним,… … Большой Энциклопедический словарь

- (1775 1849), архитектор; крупнейший представитель ампира. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802 03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стеклянный и фарфоровый заводы в Петербурге, с 1806 архитектор «Кабинета… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Росси (Карл Иванович, 1775 1849) архитектор итальянец, трудившийся в России. В 1795 году поступил на службу в адмиралтейскую коллегию архитектурии; был помощником архитектора Бренля, вместе с которым, вероятно, принимал участие в сооружении… … Биографический словарь

- (1775 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (бывший Михайловский дворец, 1819 25) с площадью Искусств и Михайловской улицей… … Энциклопедический словарь

Росси, Карл Иванович - К.И. Росси. Портрет работы Б.Ш. Митуара. РОССИ Карл Иванович (1775 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Дворцовая площадь с зданиями и аркой … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Карл Иванович Росси итал. Carlo di Giovanni Rossi Годы жизни Гражданство … Википедия

Книги

  • Павловск , . Павловский парк, дворец и павильоны, созданные талантли­вой плеядой выдающихся архитекторов, скульпторов, худож­ников и тысячами безымянных крепостных мастеров, являются редким по…
  • Агонизирующая столица , Шерих Дмитрий Юрьевич. Холера и сегодня - смертоносная болезнь, но в российских столицах, Петербурге и Москве, эта "азиатская гостья" не появлялась уже очень давно. А когда-то ее приход полностью менял ритм жизни…
  • Агонизирующая столица. Как Петербург противостоял семи страшнейшим эпидемиям холеры , Дмитрий Шерих. Холера и сегодня - смертоносная болезнь, но в российских столицах, Петербурге и Москве, эта "азиатская гостья" не появлялась уже очень давно. А когда-то ее приход полностью менял ритм жизни…