Понятие структурной схемы предложения. Понятие структурной схемы. Типы структурных схем предложения. Минимальные и расширенные структурные схемы. Фразеосхемы. Структурная схема предложения

А.Н. Веселовский Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля

Человек усваивает образы внешнего мира в формах своего самосознания; тем более человек первобытный, не выработавший еще привычки отвлеченного, необразного мышления, хотя и последнее не обходится без известной сопровождающей его образности. Мы невольно переносим на природу наше самоощущение жизни, выражающееся в движении, в проявлении силы, направляемой волей; в тех явлениях или объектах, в которых замечалось движение, подозревались когда-то признаки энергии, воли, жизни. Это миросозерцание мы называем анимистическим; в приложении к поэтическому стилю, и не к нему одному, вернее будет говорить о параллелизме. Дело идет не об отождествлении человеческой жизни с природного и не о сравнении, предполагающем сознание раздельности сравниваемых предметов, а о сопоставлении по признаку действия (125), движения: дерево хилится, девушка кланяется, – так в малорусской песне. Представление движения, действия лежит в основе односторонних определений нашего слова: одни и те же корни отвечают идее напряженного движения, проникания стрелы, звука и света; понятия борьбы, терзания, уничтожения выразились в таких словах, как mors, mare <…>, нем. mahlen.

Итак, параллелизм покоится на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения, действия, как признака волевой жизнедеятельности. Объектами, естественно, являлись животные; они всего более напоминали человека: здесь далекие психологические основы животного аполога; но и растения указывали на такое же сходство: и они рождались и отцветали, зеленели и клонились от силы ветра. Солнце, казалось, также двигалось, восходило, садилось; ветер гнал тучи, молния мчалась, огонь охватывал, пожирал сучья и т. п. Неорганический недвижущийся мир невольно втягивался в эту вереницу параллелизмов: он также жил.

Дальнейший шаг в развитии состоял из ряда перенесений, пристроившихся к основному признаку – движения. Солнце движется и глядит на землю: у индусов солнце, луна – глаз <…>; земля прорастает травою, лесом – волосом <…>; когда гонимый ветром Агни (огонь) ширится по лесу, он скашивает волосы земли; земля – невеста Одина, пел скальд Hallfredr <…>, лес – ее волосы, она – молодая, широколицая, лесом обросшая дочь Онара. <…> У дерева кожа – кора (инд.), у горы – хребет (инд.)… дерево пьет ногою – корнем (инд.), его ветви – руки, лапы <…>.

В основе таких определений, отразивших наивное, синкретическое представление природы, закрепощенных языком и верованием, лежит перенесение признака, свойственного одному члену параллели, в другой. Это – метафоры языка; наш словарь ими изобилует, но мы орудуем многими из них уже бессознательно, не ощущая их когда-то свежей образности; когда «солнце садится», мы не представляем себе раздельно самого акта, несомненно живого в фантазии древнего человека (126): нам нужно подновить его, чтобы ощутить рельефно. Язык поэзии достигает этого определениями либо частичного характеристикой общего акта, так и здесь в применении к человеку и его психике. «Солнце движется, катится вдоль горы» – не вызывает у нас образа; иначе в сербской песне у Караджича:

Што се сунце по край горе краде.

Следующие картинки природы принадлежат к обычным, когда-то образным, но производящим на нас впечатление абстрактных формул: пейзаж стелется в равнинах, порой внезапно поднимаясь в кручу; радуга перекинулась через поляну; молния мчится, горный хребет тянется вдали; деревушка разлеглась в долине; холмы стремятся к небу. Стлаться, мчаться, стремиться – все это образно, в смысле применения сознательного акта к неодушевленному предмету, и все это стало для нас переживанием, которое поэтический язык оживит, подчеркнув элемент человечности, осветив его в основной параллели (127). <…>

Человек считал себя очень юным на земле, потому что был беспомощен. Откуда взялся он? Этот вопрос ставился вполне естественно, и ответы на него получались на почве тех сопоставлений, основным мотивом которых было перенесение на внешний мир принципа жизненности (129). <…> И он представлял себе, что его праотцы выросли из камней (греческий миф), пошли от зверей (поверья, распространенные в средней Азии, среди северо-американских племен, в Австралии), зародились от деревьев и растений.

Выражение и вырождение этой идеи интересно проследить: она провожает нас из глуби веков до современного народно-поэтического поверья, отложившегося и в переживаниях нашего поэтического стиля. Остановлюсь на людях – деревьях – растениях.

Племена Сиу, Дамаров, Леви-Ленанов, Юркасов, Базутов считают своим праотцем дерево; Амазулу рассказывает, что первый человек вышел из тростника <…> Частичным выражением этого представления является обоснованный языком (семя-зародыш), знакомый по мифам и сказкам мотив об оплодотворяющей силе растения, цветка, плода (хлебного зерна, яблока, ягоды, гороха, ореха, розы и т. д.), заменяющих человеческое семя.

Наоборот: растение происходит от существа живого, особливо от человека. Отсюда целый ряд отождествлений: люди носят имена, заимствованные от деревьев, цветов; они превращаются в деревья, продолжая в новых формах прежнюю жизнь, сетуя, вспоминая (130) <…>. На пути таких отождествлений могло явиться представление о тесной связи того или другого дерева, растения с жизнью человека <…>. Так умирает, в последнем объятии задушив Изольду, раненый Тристан; из их могил вырастает роза и виноградная лоза, сплетающиеся друг с другом (Eilhard von Oberge), либо зеленая ветка терновника вышла из гробницы Тристана и перекинулась через часовню на гробницу Изольды (французский роман в прозе); позже стали говорить, что эти растения посажены королем Марком. Отличие этих пересказов интересно: вначале, и ближе к древнему представлению о тождестве человеческой и природной жизни, деревья – цветы выростали из трупов; это те же люди, живущие прежними аффектами; когда сознание тождества ослабело, образ остался, но деревья-цветы уже сажаются на могилах влюбленных, и мы сами подсказываем, обновляя его древнее представление, что и деревья продолжают по симпатии чувствовать и любить, как покоющиеся под ними (131).

Легенда об Абеляре и Элоизе уже обходится без этой символики: когда опустили тело Элоизы к телу Абеляра, ранее ее умершего, его остов принял ее в свои объятия, чтобы соединиться с нею навсегда. Образ сплетающихся деревьев – цветов исчез. Ему и другим подобным предстояло стереться или побледнеть с ослаблением идеи параллелизма, тождества, с развитием человеческого самосознания, с обособлением человека из той космической связи, в которой сам он исчезал, как часть необъятного, неизведанного целого. Чем больше он познавал себя, тем более выяснялась грань между ним и окружающей природой, и идея тождества уступала место идее особности. Древний синкретизм удалялся перед расчленяющими подвигами знания: уравнение молния – птица, человек – дерево сменились сравнениями: молния, как птица, человек, что дерево, и т. п., mors, mare и т. п. <…> Дальнейшее развитие образности совершилось на других путях.

Обособление личности, сознание ее духовной сущности (в связи с культом предков) должно было повести к тому, что и жизненные силы природы обособились в фантазии, как нечто отдельное, жизнеподобное, личное; это они действуют, желают, влияют в водах, лесах и явлениях неба; при каждом дереве явилась своя гамадриада, ее жизнь с ним связана, она ощущает боль, когда дерево рубят, она с ним и умирает. Так у греков; Бастиан встретил то же представление у племени Oschibwas; оно существует в Индии, Аннаме и т. д.

В центре каждого комплекса параллелей, давших содержание древнему мифу, стала особая сила, божество: на него и переносится понятие жизни, к нему притянулись черты мифа, одни характеризуют его деятельность, другие становятся его (132) символами. Выйдя из непосредственного тождества с природой, человек считается с божеством, развивая его содержание в уровень со своим нравственным и эстетическим ростом: религия овладевает им, задерживая это развитие в устойчивых условиях культа. Но и задерживающие моменты культа, и антропоморфическое понимание божества недостаточно емки либо слишком определенны, чтобы ответить на прогресс мысли и запросы нарастающего самонаблюдения, жаждущего созвучий в тайнах макрокосма, и не одних только научных откровений, но и симпатий. И созвучия являются, потому что в природе всегда найдутся ответы на наши требования суггестивности.

Эти требования присущи нашему сознанию, оно живет в сфере сближений и параллелей, образно усваивая себе явления окружающего мира, вливая в них свое содержание и снова их воспринимая очеловеченными. Язык поэзии продолжает психологический процесс, начавшийся на доисторических путях: он уже пользуется образами языка и мифа, их метафорами и символами, но создает по их подобию и новые. Связь мифа, языка и поэзии не столько в единстве предания, сколько в единстве психологического приема <…> древнее сопоставление: солнце = глаз и жених = сокол народной песни-все это появилось в разных стадиях того же параллелизма.

Я займусь обозрением некоторых из его поэтических формул.

Начну с простейшей, народно-поэтической, с <…> параллелизма двучленного. Его общий тип таков: картинка природы, рядом с нею таковая же из человеческой жизни; они вторят друг другу при различии объективного содержания, между ними проходят созвучия, выясняющие то, что в них есть общего. Это резко отделяет психологическую параллель от повторений, объясняемых механизмом песенного исполнения (хорического или амебейного), и тех тавтологических формул, где стих повторяет в других словах содержание предыдущего или предыдущих. <…> К исключительно музыкальному ритмическому впечатлению спустились, на известной степени разложения, и формулы психологического параллелизма, образцы которого я привожу:

a Хилилася вишня

Вiд верху до кореня,

b Поклонися Маруся

через стiл до батенька.

а Не хилися, явiроньку, ще ти зелененький,

b Не журися, казаченьку, ще ти молоденький (134).

Мы направляемся к параллелизму формальному. Рассмотрим его прецеденты.

Одним из них является – умолчание в одном из членов параллели черты, логически вытекающей из его содержания в соответствии с какой-нибудь чертой второго члена. Я говорю об умолчании – не об искажении: умолчанное подсказывалось на первых порах само собой, пока не забывалось. <…>

Внутреннему логическому развитию отвечает внешнее, обнимающее порой оба члена параллели, с формальным, несодержательным соответствием частей. <…>

Ай за гумном асина,

Ай теща зятя прасила.

Последняя параллель не выдержана, как будто вызвана ассонансом, желанием сохранить каданс, совпадение ударений, не образов. <…> Содержательный параллелизм переходит в ритмический, преобладает музыкальный момент при ослаблении внятных соотношений между деталями параллелей. Получается не чередование внутренне связанных образов, а ряд ритмических строк без содержательного соответствия (152).

<…> Я коснусь лишь мимоходом явления <…> многочленного параллелизма, развитого из двучленного односторонним накоплением параллелей, добытых притом не из одного объекта, а из нескольких, сходных. В двучленной формуле объяснение одно: дерево склоняется к дереву, молодец льнет к милой, эта формула может разнообразиться в варьянтах одной и той же (175) песни: «Не красно солнце выкатилоси (вернее: закаталоси) – Моему мужу занеможилось»; вместо того: «Как во полюшке дуб шатается, как мой милый перемогается»; либо: «Как синь горюч камень разгарается, А мой милый друг размотается». Многочленная формула сводит эти параллели подряд, умножает объяснения и вместе материалы анализа, как бы открывая возможность выбора:

Не свивайся трава со былинкой,

Не ластися голубь со голубкой,

Не свыкайся молодец с девицей.

Не два, а три рода образов, объединенных понятием свивания, сближения. <…> Такое одностороннее умножение объектов в одной части параллели указывает на большую свободу движения в ее составе: параллелизм стал стилистическо-аналитическим приемом, а это должно было повести к уменьшению его образности, к смешениям и перенесениям всякого рода. В следующем сербском примере к сближению: вишня – дуб: девушка – юнак, – присоединяется и третья: шелк-бумбак, устраняющая в конце песни образы вишни и дуба.

Если наше объяснение верно, то многочленный параллелизм принадлежит к поздним явлениям народно-поэтической стилистики; он дает возможность выбора, эффективность уступает место анализу; это такой же признак, как накопление эпитетов или сравнений в гомеровских поэмах, как всякий плеоназм, останавливающийся на частностях положения. Так анализирует себя лишь успокаивающее чувство; но здесь же источник (176) песенных и художественных loci comunes. В одной севернорусской заплачке жена рекрута хочет пойти в лес и горы и к синему морю, чтобы избыть кручины; картины леса и гор и моря обступают ее, но все окрашено ее печалью: кручины не избыть, и аффект ширится в описаниях:

И лучше пойду я с великой кручинушки

Я в темны лесушки, горюша, и дремучий…

И во печали я, горюша, во досадушке,

И уже тут моя кручина не уходится…

И мне пойти с горя к синему ко морюшку,

И мне к синему, ко славному Онегушку…

И на синем море вода да сколыбается,

И желтым песком вода да помутилася,

И круто бьет теперь волна да непомерная,

И она бьет круто во крутый этот бережок,

И по камешкам волна да рассыпается,

И уж тут моя кручина не уходится.

Это – эпический Natureingang, многочленная формула параллелизма, развитая в заплачку: вдова печалится, дерево клонится, солнце затуманилось, вдова в досадушке, волны расходилися, расходилась и кручина.

Мы сказали, что многочленный параллелизм направляется к разрушению образности; <…> одночленный выделяет и развивает ее, чем и определяется его роль в обособлении некоторых стилистических формаций. Простейший вид одночленности представляет тот случай, когда один из членов параллели умалчивается, а другой является ее показателем; это – pars pro toto; так как в параллели существенный интерес отдан действию из человеческой жизни, которая иллюстрируется сближением с каким-нибудь природным актом, то последний член параллели и стоит за целое.

Полную двучленную параллель представляет следующая малорусская песня: зоря (звезда) – месяц = девушка – молодец (невеста – жених):

a Слала зоря до мiсяца:

Ой, мiсяце, товарищу, (177)

Не заходь же ти ранiй мене,

Изiйдемо обое разом,

Освiтимо небо и землю…

b Слала Марья до Иванка:

Ой, Иванку, мiй сужений,

Не ciдай же ти на посаду,

На посаду ранiй мене и т. д.

Отбросим вторую часть песни (Ь), и привычка к известным сопоставлениям подскажет вместо месяца и звезды – жениха и невесту. Так <…> в латышской песне <…> липа (склоняется) к дубу (как молодец к девушке):

Украшай, матушка, липу,

Которая посреди твоего двора;

Я видел у чужих людей

Разукрашенный дуб.

В эстонской свадебной песне, приуроченной к моменту, когда невесту прячут от жениха, а он ее ищет, поется о птичке, уточке, ушедшей в кусты; но эта уточка «обула башмачки».

Либо: солнце закатилось: муж скончался; сл. олонецкое причитание:

Укатилось великое желаньице

Оно во водушки, желанье, во глубокий,

В дики темный леса, да во дремучий,

За горы оно, желанье, за толкучий.

<…> Все это отрывки сокращенных параллельных формул.

Выше было указано, какими путями из сближений, на которых построен двучленный параллелизм, выбираются и упрочиваются такие, которые мы зовем символами; их ближайшим источником и были короткие одночленные формулы, в которых липа стремится к дубу, сокол вел с собою соколицу и т. п. Они-то и приучили к постоянному отождествлению, воспитанному в вековом песенном предании; этот элемент предания и отличает символ от искусственно подобранного аллегорического образа: последний может быть точен, но не растяжим для новой суггестивности, потому что не покоится на почве тех созвучий природы и человека, на которых построен народно-поэтический параллелизм. Когда эти созвучия явятся либо когда аллегорическая формула перейдет в оборот народного предания, она может приблизиться к жизни символа: примеры предлагает история христианской символики.

Символ растяжим, как растяжимо слово для новых откровений мысли. Сокол и бросается на птицу, и похищает ее, но из другого, умолчанного члена параллели на животный образ падают лучи человеческих отношений, и сокол ведет соколицу на венчанье; в русской песне ясен сокол – жених прилетает к невесте, садится на окошечко, «на дубовую причелинку»; в моравской он прилетел под окно девушки, пораненный, порубанный: это ее милый. Сокола-молодца холят, убирают, и параллелизм сказывается в его фантастическом убранстве: в малорусской думе молодой соколенок попал в неволю; запутали его там в серебряные путы, а около очей повесили дорогой жемчуг. Узнал об этом старый сокол, «на город – Царь-город налитав», «жалобно квылыв-проквылыв». Закручинился соколенок, турки сняли с него путы и жемчуг, чтобы разогнать его тоску, а старый сокол взял его на крылья, поднял на высоту: лучше нам по полю летать, чем жить в неволе. Сокол – казак, неволя-турецкая; соответствие не выражено, но оно подразумевается; на сокола наложили путы; они серебряные, но с ними не улететь. Сходный образ выражен в двучленном параллелизме одной свадебной песни из Пинской области: «Отчего ты, сокол, низко летаешь? – У меня крылья шелком подшиты, ножки золотом подбиты. – Отчего ты, Яся, поздно приехал? – Отец невырадливый, поздно снарядил дружину» (179).

<…> Загадка, построенная на выключении, обращает нас еще к одному типу параллелизма, который нам остается разобрать: к параллелизму отрицательному. «Крепок – не скала, ревет – не бык», говорится в Ведах; это может послужить образцом такого же построения параллелизма, особенно популярного в славянской народной поэзии. Принцип такой: ставится двучленная или многочленная формула, но одна или одни из них устраняются, чтобы дать вниманию остановиться на той, на которую не простерлось отрицание. Формула начинается с отрицания либо с положения, которое вводится нередко со знаком вопроса.

Не березынька шатается,

Не кудрявая свивается,

Как шатается, свивается,

Твоя молода жена. (185)

Отрицательный параллелизм встречается в песнях литовских, новогреческих, реже – в немецких; в малорусской он менее развит, чем в великорусской. Я отличаю от него те формулы, где отрицание падает не на объект или действие, а на сопровождающие их количественные или качественные определения (187): не столько, не так и т. п.

<…> Можно представить себе сокращение дву-или многочленной отрицательной формулы в одночленную, хотя отрицание должно было затруднить подсказывание умолчанного члена параллели: не бывать ветрам, да повеяли (не бывать бы боярам, да понаехали); или в «Слове о полку Игореве»: не буря соколы занесе через поля широкие (галичь стады бежать к Дону великому). Примеры отрицательной одночленной формулы мы встречали в загадках.

Популярность этого стилистического приема в славянской народной поэзии дала повод к некоторым обобщениям, которые придется если не устранить, то ограничить. В отрицательном параллелизме видели что-то народное или расовое, славянское, в чем типически выразился особый, элегический склад славянского лиризма. Появление этой формулы и в других народных лириках вводит это объяснение в надлежащие границы; можно говорить разве о большом распространении формулы на почве славянской песни, с чем вместе ставится вопрос о причинах этой излюбленности. Психологически на отрицательную формулу можно смотреть, как на выход из параллелизма, положительную схему которого она предполагает сложившеюся. Та сближает действия и образы, ограничивая их парность или накопляя сопоставления: не то дерево хилится, не то молодец печалится; отрицательная формула подчеркивает одну из двух возможностей: не дерево хилится, а печалится молодец; она утверждает, отрицая, устраняет двойственность, выделяя особь. Это как бы подвиг сознания, выходящего из смутности сплывающихся впечатлений к утверждению единичного; то, что прежде врывалось в него, как соразмерное, смежное, выделено, и если притягивает снова, то как напоминание, не предполагающее единства, как сравнение. Процесс совершился в такой последовательности формул: человек – дерево; не дерево, а человек; человек, как дерево. На почве отрицательного параллелизма последнее выделение еще не состоялось вполне: смежный образ еще витает где-то вблизи, видимо, устраненный, но еще вызывая созвучия. Понятно, что элегическое чувство нашло в отрицательной формуле отвечающее ему средство выражения: вы чем-нибудь (188) поражены, неожиданно, печально, вы глазам не верите: это не то, что вам кажется, а другое, вы готовы успокоить себя иллюзией сходства, но действительность бьет в глаза, самообольщение только усилило удар, и вы устраняете его с болью: то не березынька свивается, то свивается, кручинится твоя молодая жена!

Я не утверждаю, что отрицательная формула выработалась в сфере подобных настроений, но она могла в ней воспитаться и обобщиться. Чередование положительного параллелизма, с его прозрачною двойственностью, и отрицательного, с его колеблющимся, устраняющим утверждением, дает народному лиризму особую, расплывчатую окраску. Сравнение не так суггестивно, но оно положительно.

На значение <…> сравнения в развитии психологического параллелизма указано было выше. Это уже прозаический акт сознания, расчленившего природу; сравнение – та же метафора, но с присоединением (частиц сравнения?), говорит Аристотель (Rhet. Ill, 10); оно более развито (обстоятельно) и потому менее нравится; не говорит: это = то-то, и потому ум не ищет и этого. Пояснением может служить пример из 6-й главы: лев (= Ахилл) ринулся – и Ахилл ринулся, как лев; в последнем случае нет уравнения (это = то-то) и образ льва (то-то) не останавливает внимания, не заставляет работать фантазию. В гомеровском эпосе боги уже выделились из природы на светлый Олимп и параллелизм является в формах сравнения. Позволено ли усмотреть в последнем явлении хронологический момент, – я сказать не решаюсь.

Сравнение не только овладело запасом сближений и символов, выработанных предыдущей историей параллелизма, но и развивается по указанным им стезям; старый материал влился в новую форму, иные параллели укладываются в сравнение, и наоборот, есть и переходные типы. В песне о вишне, например, к параллели: вишня и дуб = девушка – молодец третье сближение пристраивает уже как сравнение (Кат се приви]а – И свила к бумбаку) (189).

<…> Метафора, сравнение дали содержание и некоторым группам эпитетов; с ними мы обошли весь круг развития психологического параллелизма, насколько он обусловил материал нашего поэтического словаря и его образов. Не все, когда-то живое, юное, сохранилось в прежней яркости, наш поэтический язык нередко производит впечатление детритов, обороты и эпитеты полиняли, как линяет слово, образность которого утрачивается с отвлеченным пониманием его объективного содержания. Пока обновление образности, колоритности остается в числе pia desideria, старые формы все еще служат поэту, ищущему самоопределения в созвучиях, или противоречиях природы; и чем полнее его внутренний мир, тем тоньше отзвук, тем большею жизнью трепещут старые формы.

«Горные вершины» Гёте написаны в формах народной двучленной параллели. <…>

Другие примеры можно найти у Гейне, Лермонтова (194), Верлена и др.; «песня» Лермонтова – сколок с народной, подражание ее наивному стилю:

Желтый лист о стебель бьется

Перед бурей,

Сердце бедное трепещет

Пред несчастьем;

если ветер унесет мой листок одинокий, пожалеет ли о нем ветка сирая? Если молодцу рок судил угаснуть в чужом краю, пожалеет ли о нем красна девица? <…>

Подобные образы, уединившие в формах внечеловеческой жизни человеческое чувство, хорошо знакомы художественной поэзии. В этом направлении она может достигнуть порой конкретности мифа.

(Сл. Фофанов, «Мелкие стихотворения»: «Облака плывут, как думы, Думы мчатся облаками»). Это почти антропоморфизм «Голубиной книги»: «наши помыслы от облац небесных», но с содержанием личного сознания. День разрывает покровы ночи: хищная птица рвет завесу своими когтями; у Вольфрама фон Эшенбаха все это слилось в картину облаков и дня, пробившего когтями их мглу: Sine klawen durch die wolken sint geslagen. Образ, напоминающий мифическую птицу – молнию, сносящую небесный огонь; недостает лишь момента верования.

Солнце – Гелиос принадлежит его антропоморфической поре; поэзия знает его в новом освещении. У Шекспира (сонет 48) солнце – царь, властелин; на восходе он гордо шлет свой привет горным высям, но когда низменные облака исказят его лик, он омрачается, отводит взор от потерянного мира и спешит к закату, закутанный стыдом. <…> Напомню еще образ солнца – царя в превосходном описании восхода у Короленко («Сон Макара») (196).

Где-то вдали слышится наивная кантилена нашего стиха о «Голубиной книге»: «Наши кости крепкие от камени, кровь-руда наша от черна моря, солнце красное от лица Божьего, наши помыслы от облац небесных».

Итак: метафорические новообразования и – вековые метафоры, разработанные наново. Жизненность последних или их обновление в обороте поэзии зависит от их емкости по отношению к новым спросам чувства, направленного широкими образовательными и общественными течениями. Эпоха романтизма ознаменовалась, как известно, такими же архаистическими подновлениями, какие мы наблюдаем и теперь. «Природа наполняется иносказаниями и мифами, говорит Remi по поводу современных символистов; вернулись феи; казалось, они умерли, но они только попрятались, и вот они явились снова» (197).

В <…> искании созвучий, искании человека в природе, есть нечто страстное, патетическое, что характеризует поэта, характеризовало, при разных формах выражения, и целые полосы общественного и поэтического развития (199).

В этой статье мы рассмотрим такое литературное понятие, как параллелизм психологический. Часто этот термин вызывает некоторые проблемы с интерпретацией его значения и функций. В этой статье мы постараемся как можно доступнее объяснить, что это за понятие, как его применять в художественном анализе текста и на что стоит при этом обращать особое внимание.

Определение

Психологический параллелизм в литературе - это один из Суть его заключается в том, что сюжет произведения строится на последовательном сопоставлении мотивов, картин природы, отношений, ситуаций, поступков. Обычно используется в поэтических народных текстах.

Как правило, состоит из 2 частей. В первой изображается картина природы, условная и метафоричная, создающая эмоционально-психологический фон. А во второй уже появляется образ героя, состояние которого сопоставляется с природным. Например: сокол - молодец, лебедушка - невеста, кукушка - тоскующая женщина или вдова.

История

Однако необходимо немного углубиться в прошлое, чтобы до конца понять, что такое психологический параллелизм. Определение в литературе, кстати, обычно и начинается с небольшой исторической справки.

Итак, если этот прием пришел в литературу из фольклора, значит он имеет довольно глубокие корни. Почему же людям пришло в голову сравнивать самих себя с животными, растениями или явлениями природы? В основе этого явления лежат наивные синкретические представления о том, что окружающий мир имеет свою волю. Подтверждением этому являются языческие верования, наделявшие все жизненные явления сознанием. Например, солнце - глаз, то есть солнце предстает деятельным живым существом.

Такие параллели складывались из:

  • Комплексного сходства характерных признаков с жизнью или действием.
  • Соотношения этих признаков с нашим пониманием действительности, законов окружающего мира.
  • Смежности различных объектов, которые могли бы быть похожи по выявленным признакам.
  • Жизненной ценности и полноты описываемого объекта или явления по отношению к человечеству.

То есть изначально психологический параллелизм строился на субъективном представлении человека о мире.

Виды

Продолжаем изучать психологический параллелизм. Определение мы уже дали, теперь поговорим о его видах. Существует несколько различных подходов к изучению данного стилистического явления и, соответственно, несколько классификаций. Мы приведем здесь самую популярную из них - авторства А. Н. Веселовского. Согласно ей, психологический параллелизм бывает:

  • двухчленный;
  • формальный;
  • многочленный;
  • одночленный;
  • отрицательный.

Параллелизм двучленный

Он характеризуется следующим способом построения. Вначале идет изображение картины природы, затем описание схожего эпизода из жизни человека. Эти два эпизода словно вторят друг другу, хотя и различаются по объектному содержанию. Понять, что в них есть нечто общее, можно по определенным созвучиям, мотивам. Эта черта является отличительным признаком психологических параллелей от простых повторений.

Например: «Когда хотят сорвать розы, надо подождать до весны, когда хотят любить девушек, надо, чтобы им стало шестнадцать лет» (народная испанская песня).

Стоит однако отметить, что фольклорный параллелизм, который чаще всего и бывает двучленным, строится в основном на категории действия. Если же ее убрать, то все остальные элементы утратят свое значение. Устойчивость такой конструкции обеспечивается 2 факторами:

  • К основному сходству добавляются яркие сходные детали категории действия, которые ему не перечат.
  • Сравнение понравилось носителям языка, вошло в обиход культа и надолго в нем осталось.

Если оба этих момента будут соблюдены, то параллелизм превратится в символ и приобретет нарицательность. Однако такая участь ожидает далеко не все двучленные параллелизмы, даже построенные по всем правилам.

Формальный параллелизм

Бывают случаи, когда параллелизм психологический сразу не понятен и для его осмысления необходимо услышать весь текст. Например: одна из народных песен начинается такой строкой «Течет речка, не всколыхнется», затем идет описание невесты, к которой на свадьбу пришло много гостей, но никто не может ее благословить, так как она сирота; таким образом, прослеживается сходство - речка не всколыхнется, а невеста сидит невеселая, молчаливая.

Здесь можно говорить об умолчании, а не об отсутствии сходства. Стилистический прием усложняется, затрудняется понимание самого произведения, зато структура приобретает большую красоту и поэтичность.

Многочленный параллелизм

Понятие «психологический параллелизм», несмотря на кажущуюся сложность, довольно простое. Другое дело, когда мы говорим о разновидностях этого стилистического приема. Хотя что касается именно многочленного параллелизма, то обычно с его обнаружением проблем не возникает.

Этот подвид характеризуется односторонним накоплением нескольких параллелей, которые исходят одновременно из нескольких объектов. То есть берется один персонаж и сравнивается сразу с рядом образов. Например: «Не ластися, голубь, со голубкой, не свивайся, трава, со былинкой, не свыкайся, молодец, с девицей». То есть перед читателем уже три объекта для сравнения.

Подобное одностороннее увеличение образов говорит о том, что параллелизм постепенно эволюционировал, что дало поэту большую свободу сочинительства и возможность проявить свои аналитические способности.

Именно поэтому многочленный параллелизм называют относительно поздним явлением народной поэтической стилистики.

Одночленный параллелизм

Одночленный параллелизм психологический направлен на развитие образности и усилении ее роли в произведении. Выглядит этот прием следующим образом. Представьте себе обычную двучленную конструкцию, где в первой части говорится о звездах и месяце, а во второй они сравниваются с невестой и женихом. Теперь уберем вторую часть, оставив только образы звезд и месяца. По содержанию произведения читатель догадается, что речь идет о девушке и юноше, но в самом тексте их упоминания не будет.

Такое умалчивание похоже на формальный параллелизм, но в отличие от него здесь не будет упоминаться о персонажах-людях, которые имеются в виду. Поэтому здесь мы можем говорить о появлении символа. За века в фольклоре появились устоявшие аллегорические образы, которые отождествляются только с одним значением. Такие-то образы и используются в одночленном параллелизме.

Например, сокол отождествляется с юношей, женихом. И часто в произведениях описывается, как сокол сражается с другой птицей, как его похищают, как он ведет под венец соколицу. Здесь нет никаких упоминаний о людях, но нам понятно, что речь идет о человеческих отношениях между юношей и девушкой.

Параллелизм отрицательный

Приступим к описанию последнего вида, которым может выступать психологический приведены в статье). Отрицательные конструкции нашего стилистического приема обычно используются для создания загадок. Например: «Ревет, а не бык, крепок, а не скала».

Строится такая конструкция следующим образом. Сначала создается обычный двучленный или многочленный параллелизм, а затем из него убирается характеризуемый образ и добавляется отрицание. Например, вместо «ревет как бык» - «ревет, а не бык».

В славянском фольклоре этот прием пользовался особой популярностью и любовью. Поэтому его можно встретить не только в загадках, но и в песнях, сказках и пр. Позднее он перекочевал и в авторскую литературу, используясь главным образом в сказках и стилистических попытках воссоздать народную поэзию.

С понятийной точки зрения отрицательный параллелизм как бы искажает саму формулу параллелизма, который создавался для сближения образов, а не для их разделения.

Из фольклора в авторскую литературу

Когда же параллелизм психологический из народной поэзии перекочевал в классическую литературу?

Произошло это во времена вагантов, бродячих музыкантов. В отличие от своих предшественников, они оканчивали классическую музыкальную и поэтическую школы, поэтому усвоили основные изображение человека, которые характеризовались большой абстрактностью. В них было мало конкретики и связи с реальностью. В то же время, как все бродячие музыканты, они довольно хорошо были знакомы с фольклором. Поэтому стали привносить его элементы в свою поэзию. Появились сравнения с природными явлениями характера персонажа, например зима и осень - с грустью, а лето и весна - с весельем. Конечно, их опыты были довольно примитивны и далеки от совершенства, но зато они положили начало новой стилистике, которая позднее перекочевала в средневековую литературу.

Так, в 12-м веке постепенно начали сплетаться народно-песенные приемы с классической традицией.

Какова функция сравнений, эпитетов и метафор психологического параллелизма?

Для начала стоит сказать, что без метафор и эпитетов не было бы и самого параллелизма, так как этот прием полностью на них опирается.

Оба этих тропа служат для того, чтобы переносить признак одного предмета на другой. Собственно, уже в этой их функции видно, что без них невозможно сравнение природы с человеком. Метафорический язык - главный инструмент писателя при создании параллелизмов. И если мы говорим о функции этих тропов, то она как раз и состоит в переносе признаков.

Основные понятия (психологический параллелизм) связаны с описаниями, поэтому не удивительно, что главное место среди них занимают метафоры и эпитеты. Например, возьмем эпитет «солнце закатилось» и сделаем из него параллелизм. У нас получится: как солнце закатилось, так и закатилась жизнь ясна сокола. То есть угасание солнца сравнивается с угасанием жизни юноши.

Психологический параллелизм в «Слове о полку Игореве»

Прекрасным примером народных стилистических приемов может служить «Слово», так как оно само по себе является частью фольклора. Для примера возьмем главную героиню Ярославну, так как ее образ связан с природой и часто с ней сравнивается. Возьмем эпизод плача героини. В один из дней она «на заре одинокой чечеткою кличет» - параллелизм между Ярославной и птицей.

Затем можно вспомнить образ самого рассказчика. Его персты, легшие на струны, сравниваются с десятью соколами, напустившимися на голубей.

И еще один пример: отступление галичей к Дону описывается как «не буря соколы занесе через поля широкие». Здесь мы видим образец отрицательного параллелизма.

См. параллелизм (2)

  • - Сходное эволюционное развитие различных видов после разделения от общего предка, у которого были зачатки анатомических черт, приведшие к этому...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • -  ...

    Литературная энциклопедия

  • - ПАРАЛЛЕЛИЗМ - такой порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе образы, мысли и т. п., соответствующие другой группе, причем обе эти группы...

    Словарь литературных терминов

  • - сходное синтаксическое построение двух предложений или других фрагментов текста. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: повтор Пример: В синем море волны плещут, В синем небе звезды блещут.....

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - 1) Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ: В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут А.С. Пушкин...

    Словарь литературоведческих терминов

  • - ПАРАЛЛЕЛИ´ЗМ - композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух или трех элементов стиля в художественном произведении...

    Поэтический словарь

  • - англ. parallelism; нем. Parallelismus. 1. Неизменное соотношение и сопут-ствие двух явлений, действий. 2. Полное совпадение в ч.-л.; повторение, дублирование...

    Энциклопедия социологии

  • - - движение двух и более голосов многоголосной полифонич. или гомофонной муз. ткани с сохранением между ними того же интервала или интервалов, а также нек-рые формы движения голосов в одну сторону...

    Музыкальная энциклопедия

  • - одновременное выполнение одинаковых работ или функций по отношению к одним и тем же объектам разными уровнями или звеньями управления...

    Большой экономический словарь

  • - I Параллели́зм парафилия, параллельное развитие, принцип эволюции групп организмов, заключающийся в независимом приобретении ими сходных черт строения на основании особенностей, унаследованных от общих...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ...

    Современная энциклопедия

  • - в поэтике - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ...

    Большой энциклопедический словарь

  • - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, высказываний или отрезков...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что воры...

    Словарь лингвистических терминов

  • - ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ, -а, муж. Сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность. П. линий. П. в работе...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ, параллелизма, муж. . 1. только ед. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей. 2. перен., только ед. Неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий...

    Толковый словарь Ушакова

"психологический параллелизм" в книгах

Параллелизм

Из книги Метаэкология автора

Параллелизм

Из книги Метаэкология автора Красилов Валентин Абрамович

Параллелизм Палеонтологическая летопись дает обширный материал для двух фундаментальных эволюционных обобщений: в развитии органического мира проявляются, во-первых, направленность и, во-вторых, цикличность; они свойственны всем эволюционным процессам, протекающим

Психологический тренинг. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение

Из книги Психология речи и лингвопедагогическая психология автора Румянцева Ирина Михайловна

Психологический тренинг. Соотношение понятий психотерапия, психокоррекция, психологический тренинг и обучение В настоящее время термин «тренинг» стал достаточно популярен, однако трактуется он в высшей степени свободно и, в то же время, чаще всего очень узко и

II. Взаимодействие и параллелизм

Из книги Философия в систематическом изложении (сборник) автора Коллектив авторов

II. Взаимодействие и параллелизм Спрашивается теперь: как следует понимать эти тесные отношения между душой и мозгом? Обычное воззрение, ближе всего соответствующее не только мыслям, но и желаниям людей, представляет себе дело так, что мозг есть необходимый орган, которым

3. Психофизический параллелизм

Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич

3. Психофизический параллелизм Множество видов психофизического параллелизма подвергнуты исследованию и критике в книге Л. Буссе «Geist und Korper, Seele und Leib».Буссе даёт три классификации видов параллелизма с точки зрения трёх категорий – модальности, количества и качества. По

1. «Биографический» параллелизм

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

1. «Биографический» параллелизм Одни из самых популярных в «античной» истории героев - это Юлий Цезарь, Помпей, Сулла и Брут. Всем нам с детства знакомы многочисленные произведения, исторические романы, кинофильмы, посвященные этой замечательной эпохе. Как мы увидим,

Параллелизм (биол.)

БСЭ

Параллелизм (в поэтике)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Параллелизм

Из книги QNX/UNIX [Анатомия параллелизма] автора Цилюрик Олег Иванович

Параллелизм Феномен параллелизма при выполнении принципиально последовательного по своей природе компьютерного кода возникает даже раньше, чем он начинает отчетливо требоваться для многозадачных и многопользовательских операционных систем: Код обработчиков

1.2. Параллелизм

Из книги Фреймы для представления знаний автора Мински Марвин

1.2. Параллелизм Может ли оказаться полезной параллельная обработка информации? Вопрос этот следует считать чисто техническим в большей степени, чем может показаться на первый взгляд. Действительно, на уровне выявления простейших визуальных черт, текстурных элементов,

А.Н. Веселовский Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля

Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина Петровна

А.Н. Веселовский Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического

16.12. Параллелизм

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

16.12. Параллелизм «Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог». Так писал Державин. Сколько лет прошло, а данная формула самосознания русского человека остается верной! И в ней, между прочим, использована такая фигура речи, как параллелизм. Разве не красиво? Разве не запоминается?!

1.7. «Параллелизм»

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

1.7. «Параллелизм» Часто в медицине, в законах истории говорится о «параллелизме» – удобной, наглядной форме познания, в определенном смысле отражающей то состояние внутренней расколотости, в котором человек вынужденно пребывает до тех пор, пока ему не удается

Параллелизм

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Параллелизм

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд