У какого героя были сапоги скороходы. Сапоги скороходы сказка. Из Древней Греции

Вспомните, какой силой в старинных сказках наделяли обувь. Сапоги-скороходы могли вмиг домчать куда угодно. Серебряные туфли злой Гингемы из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» могли «телепортировать» героев в любую точку мира. А каким важным и деловитым становился сразу Кот в сапогах! А ведь каждую пару этой обуви мастерил обычный сапожник («башмачник» по-старому). В прежние времена людей этой профессии очень уважали и даже приравнивали к волшебникам. «Одесская жизнь» решила напомнить о сказках, в которых обувь играет очень важную роль.

Хрустальные туфельки и позолоченные сандалии

История Золушки — один из самых популярных сюжетов, который имеет свыше тысячи воплощений в сказках разных народов мира. О хрустальной туфельке в разных вариациях знают многие. Но мало кому известно, что «прабабушкой» туфельки была позолоченная сандалия. Эта версия сказки найдена на древних египетских папирусах.

Главную героиню этой сказки зовут Родопис. Она родилась в Греции. Однажды красивую девушку похитили пираты, привезли в Египет и продали в рабство. Хозяину так понравилась хрупкая девушка, что он купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Когда Родопис купалась в реке, сокол украл ее сандалию и унес фараону. Сандалия была такой маленькой, что фараон захотел увидеть ее владелицу, снарядил корабль и бросился на поиски. Когда он нашел Родопис, то женился на ней.

Такие разные «Красные башмачки»

Есть как минимум две сказки с подобным названием. Но если в случае с хрустальными туфельками истории хоть как-то похожи, то в двух историях о красных башмачках нет ничего общего.

Одна из них — мистическая сказка Ханса Кристиана Андерсена «Красные башмаки», написанная писателем в 1845 году. В этой истории башмаки играют с главной героиней по имени Карен злую шутку. Первую пару ей сшила старая башмачница из обрезков красного сукна — она просто пожалела бедную девочку, которая ходила босиком в стужу. Девочка пошла в них на похороны матери. Вторая пара дорогих атласных башмаков у Карен появилась, когда она стала старше. Она жила у бездетной богатой барышни, которая ее баловала. Из-за того, что девушка надевала эти самые башмаки не к месту и ни о чем другом не могла думать, один старец решил проучить ее — как только ноги Карен пустились в пляс, они уже никогда не могли остановиться, и даже снять башмаки было почти невозможно. По мотивам этой сказки в 1948 году в Великобритании был снят кинофильм о том, как страсть к танцу может стать причиной смерти балерины. В нем башмаки превратились в атласные пуанты.

А 30 лет назад студия «Укртелефильм» сняла детскую музыкальную картину «Красные башмачки» по мотивам украинских народных сказок. Эти башмачки наделены совсем иной силой — они способны очистить лес от гнили и поганых грибов, и вырастить волшебную нечуй-траву. А волшебная трава исцелит от страшных недугов маму Марийки и других жителей деревни. Но надеть их может лишь самый честный, находчивый и смелый человек, прошедший множество испытаний. Башмачки хранятся у лесного царя, который должен их отдать только тому, кто заслужит его доверие.

Лапти, кеды, валенки…

В некоторых сказках обувь на животных далеко не волшебная, а самая что ни на есть обычная. Просто, одев сапоги, Пес или Кот становятся похожими на дворян и с их мнением уже считаются даже люди (мультфильмы «Кот в сапогах» 1968 года и «Пес в сапогах» 1981 года.).

В музыкальном фильме «Туфли с золотыми пряжками», снятом на Одесской киностудии в 1976 году, обувь становится частью детективной истории. Дело в том, что у царя-батюшки «пропали» туфли с золотыми пряжками, которые ему подарил дружественный король. А после того как пропажу находят, царь предлагает их Ивану-дураку в качестве откупа — чтобы Иван отказался от царской дочери, царевны Марьюшки. Влюбленный Иван, конечно же, не соглашается на царский подарок, ведь в лаптях ему удобнее.

В повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» Оксана посылает своего возлюбленного Вакулу за черевичками, которые носит сама царица.

А в мультфильме «Зима в Простоквашино» по мотивам сказок Эдуарда Успенского, кот Матроскин и пес Шарик из-за разных взглядов на зимнюю обувь поссорились и перестали разговаривать:

— Говорил я этому охотнику: купи себе валенки! А он что: пошел и кеды купил — они, говорит, красивее, — рассказывает практичный Матроскин

— Это он не подумавши сделал. У нас зимой в кедах даже студенты не ходят, — поддакивает почтальон Печкин.

Сапоги-скороходы в детских сказках

Во многих сказках встречаются сапоги-скороходы (или семимильные сапоги). В сказке Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик», главный герой похищает семимильные сапоги у Людоеда. Малыш устроился на королевскую службу в качестве гонца и при помощи волшебной обуви заработал много денег и помог семье выбраться из нужды.

В сказке «Вещий сон» главный герой Иван — купеческий сын. Так случилось, что не совсем честным путем он завладел важными сказочными атрибутами — шапкой-невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами для совершения добрых дел.

Главному герою сказки «Заколдованная королевна», отставному солдату, пришлось жениться на королевне, находящейся в образе медведицы. Чтобы ее расколдовать, он похищает ковер-самолет, шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Правда, во время совершения всех сказочных дел сапогами воспользоваться не пришлось.

Телефильмы : «Золушка» (1947), «Умные вещи» (1973)

Мультфильмы : «Ночь перед Рождеством» (1951), «Кот в сапогах» (1968), «Волшебник Изумрудного города» (1973), «Мук-скороход» (1975), «Пес в сапогах» (1981), «Красные башмачки» (1986), «Старый Сапожник» (1987).

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

У каждого народа есть сказки, в которых действуют волшебные предметы. В русских народных сказках присутствуют предметы быта и одежды. которые делают своего владельца неуязвимым и дают ему бесконечные возможности, чтобы совершать велики дела.

Сапоги-скороходы, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, волшебная палочка – все эти предметы являются основным атрибутом волшебных сказок. С помощью волшебных предметов герои сказок справляются с трудностями, непреодолимыми обычным путем.

Откуда появилась идея быстрого передвижения

Обувь, с помощью которой можно преодолевать значительные расстояния, упоминается неоднократно во многих европейских и русских сказках. Понятно, что аналогов подобного рода обуви в природе не существовало и не существует до сих пор.

Впервые об обуви, при помощи которой можно было передвигаться, упоминается в древнегреческих мифах. Бог торговли Гермес, который еще и обязан был разносить вести, имел специальные сандалии с крылышками, которые позволяли ему преодолевать огромные расстояния за мгновения.

Сапоги-скороходы в сказках

В русских народных сказках сапоги-скороходы упоминаются неоднократно.

«Вещий сон». Главное действующее лицо – Иван купеческий сын. Не совсем честным путем завладел он тремя главными сказочными атрибутами – шапкой невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами, с помощью которых и совершил добрые дела.

«Заколдованная королевна». Главный герой – отставной солдат, волею судеб женится на королевне, временно находящейся в образе медведицы. Для преодоления препятствий обманным путем завладевает ковром-самолетом, шапкой-невидимкой и сапогами-скороходами. При совершении сказочных дел сапогами не пользовался.

«Мальчик-с-пальчик» - авторская сказка Шарля Перро. Мальчик-с-пальчик похищает семимильные сапоги (в некоторых переводах – сапоги-скороходы) у Людоеда. Малыш устроился на королевскую службу в качестве гонца и при помощи сказочного атрибута заработал много денег и помог семье выбраться из нужды.

На какой еще сказочной обуви можно перемещаться в пространстве

В сказке «Маленький Мук» Гауфа волшебные туфли перемещают владельца на любое расстояние – свойство, которое Мук использовал для достижения своих целей.

Андерсен использует образ в сказке «Калоши счастья», где волшебная обувь перемещает владельца во времени. Как застарелый пессимист, Андерсен не видит проку в волшебной обуви, и советник, наевший волшебные калоши, попадает в неприятную ситуацию, из которой выходит с большими потерями.

У Ф. Баума в сказке «Волшебник из страны Оз» волшебные туфельки переносят Дороти домой из чужбины.

В какой сказке есть сапоги-скороходы? Краткий анализ Для многих сказок, и русских, и европейских, характерно использование волшебных предметов, предназначение которых – помогать героям в осуществлении задуманных свершений и великих подвигов. К примеру, делать их невидимыми, неуязвимыми для зла, придавать силу и бесконечные возможности организма. К таким артефактам можно с уверенностью отнести и сапоги-скороходы. В какой сказке встречается данное приспособление, элемент одежды, придающий персонажу, его надевающему, огромную быстроту перемещения в пространстве? Или, может, таких произведений несколько? На эти и другие, не менее интересные вопросы отвечает наша статья. Из Древней Греции Суть и предназначение атрибута более чем ясны. Понятное дело, что подобной обуви в те времена не существовало, да и не существует, наверное, и по сей день (исключение – специализированные разработки разве что для Джеймса Бонда или выдумки сумасшедших изобретателей). Но упоминание о ней можно с довольной регулярностью встретить в различных сказках некоторых народов мира и авторских, которые написали конкретные сказочники. Откуда же пошло такое чудо и в какой сказке есть сапоги-скороходы, откуда, так сказать, ноги растут? Первое из нам известных упоминаний подобной обувки – в древнегреческих мифах. Конечно же, не сапоги, а специальные сандалии с крыльцами, которые имел Гермес, по совместительству – божественный почтальон. Они помогали ему, когда надо было разнести вести и преодолеть при этом огромные расстояния в считаные минуты. Конечно, это будет не совсем верный ответ на вопрос о том, в какой сказке есть сапоги-скороходы. Поскольку миф – это не совсем сказка (а некоторые ученые даже считают, что совсем не сказка). Но все же первопричина появления самого магического предмета становится ясна, как и его суть: многократно ускорить перемещение в пространстве. В какой сказке есть сапоги-скороходы А теперь займемся непосредственно сказками. Русские и европейские, авторские и народные, они также содержат в себе упоминания о такой полезной вещи, как сапоги-скороходы. Из какой сказки название прижилось в народе – трудновато сказать. Уделим внимание сразу нескольким наиболее популярным. «Вещий сон» В ней главный герой – Иван, сын купца. Сказка – русская, представленная в обработке известного собирателя устного творчества народа Афанасьева. Повествует о русском парне, ослушавшемся воли отца. За это он был привязан нагишом к столбу и брошен посреди дороги. Ему помогает царевич, но вскоре Иван разгневал и его, за что был брошен в каменный мешок. Затем царевич все же освобождает его с целью использовать вместо себя в одном важном деле. А Иван отправляется в путешествие, снарядив небольшую дружину, одетую в похожие кафтаны, числом в 12 человек. В лесу юноша встречает старцев, получивших в наследство от своего отца: шапку-невидимку, ковер-самолет, сапоги-скороходы. И обманом завладевает могущественными артефактами. Впоследствии с помощью них он совершает добрые дела. Таким образом, на вопрос о том, в какой сказке есть сапоги-скороходы, один из ответов – «Вещий сон». Сказка «Заколдованная королевна» В ней солдат отставной – главный герой – осуществляет женитьбу на королевне, что временно приняла образ медведицы. Здесь он тоже путем обмана завладел теми же тремя волшебными приспособлениями, но почему-то не использует сапоги-скороходы – этот предмет. В какой сказке упоминается артефакт? На данный вопрос можно ответить: «Заколдованная королевна». Шарль Перро В одной из авторских сказок этого знаменитого сказочника (безусловно, базирующихся на народных материалах) – «Мальчик-с-пальчик» - встречается прямое упоминание о семимильных сапогах. В некоторых вариантах переводов они озвучены даже как сапоги-скороходы. Главный герой похищает их у Людоеда. К тому же Мальчик-с-пальчик устраивается на службу к королю гонцом и при помощи этого волшебного атрибута зарабатывает много денег, помогая в нужде семье. Другие произведения Еще в какой сказке есть скатерть, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и другие магические предметы? Можно отметить из русских народных: «Марья Моревна», «Шапка-невидимка, волшебный кнут и семимильные сапоги». В последней атрибуты предлагает черт, что говорит о несколько негативном отношении народа к подобному волшебству. Еще можно отметить такие, как «Дивка», где волшебным сапогам пришлось сгореть, «Ночные пляски», «Торбочка-самобранка», где обувь достается солдату. А, к примеру, в авторской сказке Носова про Незнайку также есть упоминание о чудесах. Из зарубежных: в сказке Гауфа про Маленького Мука героя волшебные туфли перемещают на большие расстояния, что он использует с успехом для своих собственных целей. У Андерсена есть сказка «Калоши счастья», где героя волшебная обувь также перемещает – только во времени. А у Баума в «Волшебнике страны Оз» магия туфелек переносит главную героиню из странствий на чужбине домой! Подводим итоги Вот такие они - многоликие и разномастные сапоги-скороходы. В какой сказке встречается волшебный атрибут (да и не одной!) мы с вами проанализировали. Но как бы ни выглядела волшебная обувь, основное ее предназначение остается неизменным во всех произведениях: быстрое перемещение. Кстати, и у знаменитого Санта-Клауса также, несомненно, по некоторым данным, есть сапоги-скороходы: как-то же он успевает за ночь облететь всех-всех детишек и одарить их заказанными в письмах подарками!

Сущ., кол во синонимов: 1 сапоги (28) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Краги, полусапожки, кирза, кирзачи, луноходы, опорки, полсапожки, пимы, чеботы Словарь русских синонимов. сапоги сущ., кол во синонимов: 28 бакари (2) … Словарь синонимов

Пог, ам; мн. (ед. сапог, а; м.). 1. Род обуви с высоким голенищем. Кожаные, резиновые с. Зимние с. С. на меху. Женские, мужские с. Болотные, охотничьи, рыбацкие с. (с голенищами выше колен). Сапоги бродни. Валяные с. (валенки). Ходить в сапогах.… … Энциклопедический словарь

Сапоги скороходы (сапоги самоходы) (сказочн.) уносят путника, как ковер самолет Ср. ...Богатыри, обутые в семимильные сапоги... подымаются от земли... Никодим Надоумка (Надеждин). Сонм нигилистов (Вестн. Европы. 1829 г. 1). Ср.… …

сапоги-скороходы - сапоги/ скорохо/ды, сапо/г скорохо/дов … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Мальчик с пальчик в сапогах скороходах Сапоги скороходы, они же семимильные сапоги волшебная обувь, которая фигурирует в европейских, в том числе славянских, сказках. Надевший … Википедия

сапоги - по/г, а/м; мн. (ед. сапо/г, а/; м.) см. тж. сапожищи, сапожонки, сапожный 1) Род обуви с высоким голенищем. Кожаные, резиновые сапоги/ … Словарь многих выражений

Пог, ам, мн. (ед. сапог, а, м.). 1. Род обуви с высоким голенищем. Кожаные сапоги. Зимние сапоги. Сапоги на меху. □ [Дядька Николай] нес наши платья и обувь: Володе сапоги, а мне покуда еще несносные башмаки с бантиками. Л. Толстой, Детство.… … Малый академический словарь

- (сказочн.) уносят путника, как ковер самолет Ср. ...Богатыри, обутые в семимильные сапоги... подымаются от земли... Никодим Надоумка (Надеждин). Сонм нигилистов (Вестн. Европы. 1829 г. 1). Ср. Siebenmeilenstiefel. См. выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

сапоги-скороходы - В волшебных сказках: чудесные сапоги, быстро переносящие надевшего их на большие расстояния … Словарь многих выражений

Книги

  • Русский дзен. Скрытая мудрость веков , Р. Доля. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Издавна сказка была волшебным кладезем зашифрованной мудрости. Не зря говорят: «Сказка – ложь, да в…
  • Мальчик с пальчик , Шарль Перро. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Он был самым маленьким и самым сообразительным среди своих братьев. Он победил людоеда, заполучил…

Волшебные рубашки – встречаются в русской и европейской мифологии.

Область магического действия и применения довольно широкая (в отличии от узконаправленных сапог скороходов, например)

Это и способность к оборотничеству в такой рубашке (Из лебедя в человека и обратно, и других животных). Помнится, процесс изготовления таких рубашек был очень долгим и кропотливым и даже временами болезненным, так как крапиву для создания оборотнических рубашек надо было рвать и мять голыми руками и ногами, да еще к тому же требуют выполнения сложных временных табу, типа того, что нельзя ни с кем разговаривать год, но ведь это ни что, если вы действительно желаете сделать волшебную рубашку.

Так же существовали рубашки принадлежат к классу лётной одежды, которые давали возможность ее владельцу запросто, не превращаясь в птицу летать по воздуху. Вот тут видимо надо изучить повнимательнее процесс создания одежды и подумать, что лучше, сделать лётную или оборотническую рубашку, чтобы превращаться в птицу, правда, оборотнические рубашки могут превратить вас не только в птицу, но и других животных, а лётная рубашка только одного действия.

Как утверждает легенда, делаются лётные рубашки из легчайшего материала – тополиного или одуванчикового пуха, который надо собирать в определенные дни с попутным применением всяких особых элементов, кучей запретов и прочих особых правил, но, конечно, сделав такую рубашку, перед героем открывались большие возможности безнаказанно шастать по вражеским городам, красть чужих невест или древние и другие магические реликвии.

Ну а о рубашках с заговором от меча и ножа и говорить нечего, так как эти делали, а точнее заговаривали обычную рубашку, все кому не лень, начиная от матерых колдунов и волхвов, и кончая хорошей и умной женой или сестрой. И я думаю можно заговорить рубашку не только от меча и ножа, но и от пьянства так сказать (чтобы муж в пивнушку не ходил. Наденет такую рубашку, только захочет повернуть к пивнушке, а рубашка его стянет, мала станет, грудную клетку сдавит и мужу сразу домой захочется, скорее раздеться и спать).

По видимому вышивка и украшательства на рубашках остались с прошлых времен именно, как часть обрядового действия по созданию волшебной рубашки. Волшебные руны и знаки раньше имели ведь определенный смысл, это теперь они просто для украшения, а раньше они были с направленным умыслом. Так же как и тот факт, что мы стремимся одевать натуральную одежу из натуральных материалов, так как заложить магию в синтетику невозможно, и для создания волшебных рубашек она не очень подходит.

Сапоги скороходы

Сапоги скороходы: чаще всего присутствуют в русских или славянских былинах и сказках, но встречаются и у других народов.

Как правило, сначала принадлежат либо злому великану-людоеду, либо колдуну, либо ведьме, и герою приходится силой отбирать их.

Сапоги не имеют размера и сделаны, видимо, из какого-то особого, волшебного материала, который при надевании владельцем принимает его форму. То есть любому, кто наденет эти чудо сапожки, они придутся в пору, приняв форму и размер ноги владельца (хорошая практика для будущих модельеров). Меня это наводит на мысль, что сапоги были сделаны из какого-то био-материала…

А после того, как герой или героиня надели эти волшебные сапожки, начинается самое главное, по желанию они могут перенести владельца на большие расстояния без физической нагрузки для ее владельца.

Правда, существует опасность не попадания в нужное место, если у вас отсутствует хороших глазомер, так как сапогам нужен точный приказ, на какое расстояние переносить, мысленный или голосом, без разницы.

Так бывает не всегда, конечно, существуют сапоги, которые просто увеличивают скорость ходьбы, только вот не говорится, уставали ли ноги у владельца именно от такой модели сапог. Об этом остается только догадываться, но факт остается фактом, сапоги скороходы помогают в один миг перебегать или перескакивать большие расстояния, и вместо долгих утомительных недель походов герой за одну минуту оказывается в другой стране.

Кстати сказать, наш родной Дед Мороз пользуется такими сапогами-скороходами перед Новым годом, когда он носится по свету и улаживает свои зимние предпраздничные дела, типа того, что расписывает стекла морозными узорами или одевает деревья в зимние наряды. Надо думать, что без них он точно не справился бы и быстро все не смог сделать никогда.